«Здесь владыка, – со злорадством описывала городская газета, начал настаивать на выдаче ему мандата на проезд в Астрахань, откуда он по новому пути направится с докладом в Небесный Иерусалим... Как ни старались члены совета доказать несуразность его заявления, Варнава стоял на своем: Билет до Астрахани, а там по новому небесному пути к богу...» Газеты, впрочем, невольно отразили и противоположную точку зрения на происшедшее. «Не с ума епископ сошел, – доказывала рабкору одна из православных «бабушек», – а самим господом богом обласкан, в святой град Иерусалим отозван! Туда вот и поехал» 429 . Пониманию народа оказался доступен сокровенный смысл происшедшего, промыслительно скрытый и от могущественных органов, и от церковного начальства, и от газетчиков. Так в досужих пересудах, под улюлюканье гонителей, при сочувственном внимании верующих начался его исход из мира призрачных ценностей и благопристойных видимостей. Новая власть расправлялась с врагами по-простому, посредством маузера; изощренная карательная медицина еще не была изобретена за ненадобностью. «Пользуясь случаем», владыка бежал если не из красного рая (от которого еще предстояло десятилетиями отползать и откатываться), то из Красной церкви. К действительной свободе. За некоторое время до случившегося целому ряду лиц было открыто о надвигающихся на него испытаниях. Одной верующей он приснился в виде мальчика-дурачка, в которого стреляют из револьвера, но Матерь Божия спасает от пули и неизбежной погибели. Некая «боголюбивая душа» рассказывала, что в ночь на 19 апреля 1922 года увидела себя в Печерском храме, в котором владыка произносил прощальное слово: «Куда-то от нас уходит и навсегда, – передавала она, – у всех скорбь», служить ему осталось пять дней. (А вышло ровно шесть, и не дней, а месяцев.) О случае с настоятельницей Пицкого монастыря, ценившей духовное руководство епископа, рассказала (в половине восьмидесятых годов) престарелая инокиня Мария: «Игумения Алексия владыку Варнаву очень любила и уважала за высокую духовную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Благодаря усердной работе этой группы подготовленных сотрудников появляется большое количество исправленных переводов отеческих книг и очень много списков с них. По свидетельству профессора А. И. Яцимирского из тысячи рукописей, хранящихся в библиотеке Нямецкого монастыря и написанных в разное время на языках молдавском, греческом, латинском, итальянском, немецком, еврейском, арабском, турецком, сирийском, болгарском, польском, французском и славянском, двести семьдесят шесть рукописей относится ко времени старца Паисия, и более 40 из них написаны собственноручно старцем, причем рукописи Нямецкого монастыря составляют лишь часть всего того рукописного материала, который вышел из-под пера сотрудников старца и разошелся по монастырям и монашеским келиям православного Востока, особенно же в пределах России и среди отдельных светских лиц. Профессор А. И. Яцимирский перечисляет рукописи, написанные собственноручно старцем. Рукописи эти следующие: 1) Преподобного Антония Великого – «Советования о нраве человеческом», 2) «Богословие» св. Иоанна Дамаскина , 3) св. Василий Великого – «Монашеские заветы», 4) Его же – «Поучения о постничестве», 5) Его же – «Слово против Евномия», 6) Выписки старца Паисия об исхождении Св. Духа – из творений Геннадия Схолария , Досифея, патриарха Иерусалимского, Марка Эфесского , Афанасия Александрийского , Иоанна Дамаскина , Евлогия, патриарха Александрийского, «Исповедания» Юстиниана, Ефрема, патриарха Антиохийского, 7) Выписки старца Паисия из творений Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина , преподобного Филофея, патриарха Софрония, преподобного Евагрия, Германа, патриарха Константинопольского, преподобного Исаии Отшельника, св. Григория Паламы и преподобного Максима Исповедника , 8) Григория Синаита – «Слова», 9) св. Григория Паламы послание к Ксении – «О безмолвствующих», 10) Его же – «Слова указательные», 11) св. Диадоха, епископа Фотики йского – «Главизны деятельные», 12) св. Дионисия Ареопагита и других отцов «Слова об умной молитве», 13) Преподобного аввы Дорофея «Поучения», 14) «Житие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   Св. Григорий Великий, папа Римский, на Востоке более известный под именем Двоеслова, как составитель письменного чина Литургии Преждеосвященных Даров (наименование его «Двоесловом» произошло от его сочинения: «Диалог о жизни Италийских отцов». Это — неточный перевод латинского слова: «диалогиттус»). Родился он в 540 г. в Риме. Отец его был сенатором, но вскоре променял это звание на сан диакона. Благочестие родителей послужило причиной того, что еще в молодых годах Григорий старался подражать великим христианским подвижникам. Около 30 лет он занял почетную должность римского претора, но и при этом продолжал строгую подвижническую жизнь. Тридцати пяти лет от роду оставил мир и принял монашество. На богатое наследство, полученное от отца, основал шесть монастырей и седьмой в Риме, в своем родовом доме. Там он предался строгому подвижничеству уже до конца дней своих. Папа Пасхалис II против его желания поставил его в диакона и послал в Константинополь своим апокрисиарием (так назывались церковные посланники патриархов при императорском дворе). По возвращении в Рим он был назначен настоятелем основанного им монастыря, а через пять лет избран во епископы Римские. Возведенный почти насильно в этот сан, он неутомимо трудился на пользу Церкви.    Из проповеднических трудов его дошли до нас Беседы на Евангелие, на Книгу прор. Иезекииля, на Книгу Иова. Через все его проповеди проходит одна главная мысль о Правде Божией, устрояющей судьбу человеческих обществ и народов и мздовоздаяния каждому по делам его. Эта мысль сообщает всем его проповедям нравственно-аскетическое направление. Он употребляет при истолковании Писания как буквальный смысл, так и аллегорию, смотря по тому, как легче вывести нужный ему нравственный урок. Проповеди его отличаются простотой и безыскусственностью, а потому и доступностью для понимания их всеми. Часто он уясняет мысль рассказами из жизни близко знакомых слушателям лиц.    Преподобный Андрей Критский родился в Дамаске от благочестивых родителей, но год рождения неизвестен точно. Жил он во второй половине VII и в начале VIII столетия. Получил основательное религиозное образование и на 14 году удалился в Иерусалимскую обитель преп. Саввы. Здесь он своим умом и строгой жизнью обратил на себя внимание Иерусалимского патриарха Софрония, который сделал его клириком и письмоводителем. В 680 г. он присутствовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола на VI Вселенском Соборе и был деятельным поборником Православия. При имп. Иустине II, царствовавшем с 685 г., св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался в 712 году. Св. Андрей известен как замечательный проповедник и церковный поэт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этот consensus представлял собой нечто гораздо большее, нежели эмпирическое соглашение отдельных людей. В истинном и достоверном consensus " е отражался разум Кафолической Вселенской Церкви – to ekklesiastikon fronema» 189 . Подытоживая это представление об отчем согласии, патриарх иерусалимский Софроний, современник Максима, писал так: «Апостольское древнее предание главенствует в святых церквах по всему миру, и посему введенные в чиноначалие во всем, что они думают и во что верят, честно ссылаются на тех, кто предержал его до них. Ибо… все их поприще было бы всуе, если бы вера в чем-то претерпела поношение 190 . Формула Софрония («апостольское древнее предание») не означала, что все «древнее» непременно является «апостольским». Любой православный богослов знал, что иногда «древность равнозначна безрассудству» 191 . Даже Ириней заблуждался, уча о тысячелетнем царстве 192 . Однако если все древнее не было апостольским и православным, все православное должно было быть апостольским и посему древним. По словам Феодора Студита истинное учение – это «превосходство апостолов, основание отцов, ключи догматов, мерило православия», и поэтому всякий, кто противоречит ему – будь то сам ангел 193 – должнен быть отлучен и анафематствован 194 . Однако и тот, кого Феодор считал вестником антихриста, – император Константин 5-й 195 – внешне не противоречил ему, когда говорил, что держится «апостольских и отчих поучений» и следует «святым Соборам, бывшим до него» 196 . Другой противник иконоборства утверждал, говоря: «Я могу рассказать вам и о другом, чего Христос не говорил. Но что с того? Как мы восприняли от святых Отцов, так и верим, ибо они научились тому от Бога») 197 . То была непреложная истина, преподанная в Писании, исповеданная отцами, сформулированная в православных вероопределениях, «апостольское и отчее учение… устав церкви, шесть святых и вселенских соборов… и изложенные ими православные догматы.” 198 Соборы и их достижения «Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Из жития св. Евираксии (Mosq. л. 226=J. Dam. Or. III, 94, 1417(D). Другие выписаны из самого Иоанна Дамаскина : 4) Mosq. лл. 182–91=началу второго слова, 94, 1284 след. 5) Mosq. л 192=заключительной главе первого слова, 94, 1280D и след. 6) Mosq. л. 192=второго «Слова» гл. 11=третьего «Слова» гл. 10 (94, 1296В и 1332/3DA; припомним, что «Слова» Иоанна Дамаскина в весьма значительной мере буквально повторяют друг друга). Некоторые статьи взяты из Ν: Послание св. Василия Великого к Юлиану (Mosq. л. 223=лл. 165в–166а) Дионисия Ареопагита о небесной иерархии гл. 1 § 3 (л. 225=л. 165b). Такое сходство Mosq. 197 и Reg. 2951 и вместе – несовременность их состава для X века, когда Mosq. написал, наводят на мысль, что он, как и Reg., есть копия сборника VIII века, имевшего подобное же, как и оригинал Reg., назначение; а первичность редакции некоторых его статей и большее число апокрифических намекают, не был ли оригинал Mosq. 197 первоначальным опытом такого свода, а оригинал Reg. – окончательной редакцией 775 г., которую Иоанн предъявил патриарху Тарасию и которая получила сперва официозное, а потом и официальное значение. Что сборник направлен не только против иконоборцев, но и против лиц «Christi mysterinm impugnantes», как выражается Комбефис, – ни мало не странно: седьмой собор и из его членов в частности Иоанн синкелл, часто отмечает, что иконоборцы имеют своих предшественников в фантасиастах и монофиситах (Деян. всел. соб. т. 7, стр. 7, 53, 196 и пр.), и даже сами погрешают против учения о домостроительстве Спасители (там же, стр. 53–54). Из записи Льва Киннама известно, что оригинал Reg. 2951 быль найден в библиотеке Старого Рима. Не был ли он отослан к папе Адриану I патриархом Тарасием вместе с актами седьмого собора? Кстати сообщаем сведения об основной рукописи Комбефиса, содержащей A–Reg. 1829, теперь Paris. 767. Она писана в начала XIII века, и представляет из себя сборник 33 статей и гомилий; А стоит на последнем месте. Из этих 33 статей к иконам относятся, кроме А, еще шесть, 13–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Войдите, ваше сиятельство, человеколюбиво в мое положение... Я преосвященного Казанского лично знаю и глубоко уважаю его. Но если, вынуждаясь ехать в Казанский монастырь, я не умру на дороге, то мое пребывание в Казани будет для него казнь и убийство; и он не в состояли будет равнодушно видеть, как на руках у него гибнет человек, которого он не не знал и не не ценил. Трудно, конечно, было бы возвратить мне мою училищно-служебную деятельность, от которой так внезапно взят я был шесть лет назад. Но я об этом настоятельно и не прошу. Прошу в отношении к своему прошлому об одном только: вменить мне мою 16-тилетнюю службу, весьма разнообразную, и назначить какую-либо пенсию... Я бы усиленнейше просил, чтобы позволено было поискать (тихого) уголка, по крайней мере, до весны, здесь, на Востоке. Не скрою от человеколюбивого взора вашего сиятельства, что последние вести немало потрясли меня и расстроили мое здоровье, не непотерпевшее от неприятностей и от двухгодичных почти страданий печени…» 397 . Великие страдания слышатся во всех этих словах и мольбах, которыми преосв. Кирилл искал пощады у своего начальства. Но если без боли и глубокого сочувствия нельзя даже читать слов, выливавшихся из наболевшей, истерзанной, униженной души, то тем более, разумеется, вид страдающего начальника русской духовной миссии в Иерусалиме должен был вызывать сочувствие к нему у тех лиц, которые были непосредственными свидетелями и наблюдателями этих страданий. Греческая иерархия, начиная с иерусалимского патриарха, все иерусалимское общество и даже сами иноверцы сочувствовали горю начальника нашей миссии. Еще в августе 1863 года иерусалимский патриарх обращался к одному из чиновников нашего константинопольского посольства с вопросами по поводу дошедших до него слухов из Иерусалима о том, что, будто бы, начальник нашей духовной миссии, преосв. Кирилл, получил приказание от Св. Синода возвратиться в Россию и ехать прямо в Казань, а на его место назначается, будто бы, архим. Антонин. При этом патриарх одобрительно отзывался о преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

В четыре часа пополудни приходили ко мне прощаться патриарший наместник митрополит Мелетий, делопроизводитель архимандрит Никифор и монастырский драгоман. – Шесть лет мы прожили мирно и согласно, – говорил мне наместник. – Не уклоняясь ни направо, ни налево, а идя большой дорогой, – примолвил я. Вечером я ходил к армянскому патриарху и к векилю его, преосвященному Давиду. Его высокостепенство, прощаясь со мною, ловко поцеловал мою руку и проговорил: скажите вашему Императору, что так я целую его руку. Ночью в своей спальне я стал на колени у того окна, из которого виден купол над Гробом Господним, и молился. Горячия слезы падали с ресниц моих, слезы покаяния и благодарения. Эти чистые перлы мои принял мой ангел хранитель и положил их там, где я желал: одни у подножия креста на Голгофе, а другие – на гробе Господнем. Май, 8. В четыре часа пополуночи мы выехали из Св.Града. I. Путь от Иерусалима до Триэста Май, 8, суббота. В четыре часа пополуночи я с сотрудниками своими выехал из св.града Иерусалима, вполне преданный воле Божией. За воротами нас ожидали конные всадники паши, хорошо вооруженные, и духовник наш, игумен Саввинского монастыря о.Иоасаф, муж поистине святой. Он на ослике ехал в Яффу. Нас проводили недалеко одни немногие арабки православные, закутанные в белые простыни так, что и лиц их нельзя было видеть. Я догадался, что это были матери тех девочек, для которых устроена мною школа, и тех юношей, которым я выхлопотал у патриарха месячное жалованье, только бы они ходили в патриаршее училище. Мужья этих благодарных существ не могли провожать нас страха ради магометанского. А наши поклонницы запоздали, однако догнали нас, когда мы отдыхали на половине пути. День был ясный и прохладный. Ветер с моря освежал нас особенно на пахатной равнине от Рамлы до Яффы. Над этой равниной в небе хоры птиц пели нам: Здравие вам и спасение и во всем благое поспешение и многая лета. А отец Иоасаф шел подле нас пешком и тихо, наизусть, читал вечерние молитвы. Вот святой отшельник! И в дороге молится по уставу церковному. Весьма приятно было нам иметь такого спутника. Помолился и я и пропел потихоньку: Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие... и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть… Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи, стоит на горе красно вельми… И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того же, к востоку лиц. И есть же дуб той святой не вельми высок, но раскидист, и часты ветви имущ, и плоду много на нем есть; ветви же его близ земли приклонились. В толще же есть дву сажень, моею рукою измерих его, а вверх до ветви полуторы сажени есть. Дивно же и чудно, ко-лико лет есть тому дубу святому на высоцей горе не вредися, ни гнилости на нем нет, но стоит от Бога утвержен, яко теперь посажен…» А вот уже наш современник рассказывает: «На Пасху 1998 года Господь сподобил меня побывать в Иерусалиме. В Хеврон к Мамврийскому дубу прибыли только под вечер. Ворота монастыря нам открыл один из монахов обители. На подходе к храму за чугунной решеткой стояло сухое дерево, многочисленные стволы и ветви которого были подперты палками. По преданию, этот дуб является самым старым деревом на земле, проросшим сразу после Всемирного потопа. По тому же преданию, к концу истории дуб должен засохнуть, и, увы, в прошлый год перед нашим приездом на нем засохла последняя зеленая веточка, что навевало всем присутствующим грустные размышления». Обитатели Палестины во все времена указывали на дубраву Мамре паломникам святых мест. Здесь было местопребывание ветхозаветных патриархов, здесь они жили, умирали и близ этого места погребались. Близ дубравы Мамврийского дуба было явление трех ангелов в виде странников Аврааму, Исаак также жил здесь, когда Иаков возвратился из Падан-Арама. Вся местность с уцелевшим на ней древнейшим деревом испокон века принадлежала Русской Православной Церкви. А дерево так и называлось — ветхозаветный Русский дуб. Землю эту купил в 1868 году архимандрит Антонин(1817—1894), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В его времена невозможно было христианину, «иноверцу», приобрести участок в местах, заселенных мусульманами. Но смириться с тем, что православным нет доступа к Мам-врийскому дубу, архимандрит не хотел. И ему удалось приобрести участок с дубом на имя своего верного сподвижника, православного араба Якова Халеби, — тот выдал себя за купца из Сирии. А потом миссия скупила и соседние мелкие участки.

http://elitsy.ru/holy/236/

Духа на апостолов в Пятидесятницу. Своды первой комнаты покоятся на двух изящных мраморных колоннах; в комнате имеются мусульманский миграб в восточной стене и три окна с юга. Предполагаемое место омовения ног ограждено деревянною решеткою, а место, где возлежал за вечерею Спаситель, отмечено камнем в северной стене. Шесть ступеней в юго-западном углу ведут в комнату сошествия св. Духа на апостолов, со сводами и арками в стиле готическом. Паломники посещают и другие достопоклоняемые места на Сионе: армянский монастырь на месте темницы Спасителя, места, где стояли дома Анны и Каиафы и др., но доброгласный звон на русских постройках прерывает эти хождения по святыням сионским и сзывает их под величественные своды благолепного русского Троицкого собора к торжественному праздничному богослужению по случаю храмового праздника. На наших постройках в Иерусалиме Государь Император Александр II Высочайше повелеть соизволил „заложить храм во имя Святой Животворящей Троицы», и закладка его состоялась 30 августа 1860 г., при участии патриаршего наместника митрополита Петры Аравийской Мелетия и бывшего начальника Духовной Миссии Кирилла, епископа мелитопольского. Главными строителями этого собора были академик М. И. Эппингер и его помощники архитекторы В. А. Дорогулин и М. Ф. Грановский. Созидался он по типу афонских храмов на средства, пожертвованные «всем православным русским народом». Освящение собора происходило 28 октября 1872 г., в присутствии великого князя Николая Николаевича Старшего, герцога Евгения Максимилиановича Лехтенбергского и принцев Александра и Константина Петровичей Ольденбургских, генерала Д. И. Скобелева, отца знаменитого белого генерала, и других почетных лиц. Чин освящения совершал патриарх иерусалимский Кирилл, в сослужении арх. начальника Миссии Антонина Капустина , при громадном стечении молящихся не только православных, но даже иноверцев. Со времени освящения русского Троицкого собора в Иерусалиме храмовой его праздник установлено было переносить на второй день св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Порфирия нередко и в Иерусалиме, так как назначенное ему жалованье довольно часто подолгу задерживалось в Петербурге 324 . Ассигнованные суммы, по словам Б. П. Мансурова, «высылались так поздно и не своевременно, что миссия была почти всегда без денег и в самом затруднительном положении» 325 . Арх. Порфирию приходилось поэтому нередко ограничивать себя и окружающих его лиц в необходимых потребностях и с болью сердца сокращат и без того весьма ограниченный состав членов своей миссии 326 . Не менее тяжелым огорчением для начальника нашей первой миссии в Иерусалиме были постоянные споры между греками и католиками из-за обладания святыми местами и, в частности, из-за похищения католиками звезды в Вертепе Рождества Христова 327 с места рождения Спасителя и из-за права владеть ключами от северных дверей Вертепа 328 , – споры, приводившие нередко к кровопролитным столкновениям представителей православия и католичества на глазах членов нашей духовной миссии 329 и послужившие потом причиной к прекращению дипломатических сношений России с Турцией и к печальной необходимости для нашей первой духовной миссии покинуть Иерусалим, 13 октября 1853 года австрийский консул Пиццамано известил арх. Порфирия об объявлении войны Россией Турции и о том, что, по поручению русского генерального консула, он принимает на шесть месяцев под свое покровительство миссию 330 , а 18 октября прочитан был фирман о войне и в святогробском храме 331 . Оставленный без надлежащего руководства со стороны своего начальства, арх. Порфирий колебался относительно того – ехать ли ему в Грецию и ждать там распоряжений, или оставаться при полном «безденежье» во Св. граде 332 . Послан был арх. Порфирием запрос на этот счет к директору азиатского департамента Н. И. Любимову 333 , но события следовали своим порядком. 31 октября Архангельский монастырь передан в заведывание патриаршего наместника 334 ; 13 января 1854 года арх. Порфирий объявил членам своей миссии, что он «не может более содержать их своими средствами» 335 и что они должны покинуть Иерусалим, прибавив им в ответ на их мольбы ехать вместе с ними в Афины, что «капитан погибающего корабля сходит с него последним».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010