С приездом о. Понтия в Мереч-Михновское потекла жизнь более тихая и благочестивая, но полная борьбы и тяжелых подвигов и трудов для батюшки, незримых для посторонних лиц. Батюшка жил для Господа и ближних, а личной жизни не имел. Сколько трудов понес он, чтобы воспитать в духовной жизни сестер, искалеченных светской жизнью, с больными душами, и которые часто причиняли ему, несмотря на любовь к батюшке, много огорчений и хлопот. Но о. Понтий не унывал, возлагая все упование на Бога. Клевета и нападки на батюшку не утихали, но он никогда не защищал себя. Бывало, вздохнет глубоко, когда что услышит, и скажет: «Как силен грех , бедные люди!» Сама К. вскоре уехала в Иерусалим, духовенство не успокаивалось и принимало все меры, чтобы нарушить жизнь о. Понтия и даже удалить его из имения, находя разные причины для перевода на жительство в Побень. К счастью, новый архиепископ Виленский 34 доброжелательно относился к батюшке и не давал хода сплетням и ложным доносам, которых было немало и которые заставили владыку впоследствии побывать лично у К. и узнать всю правду. К этому времени в имении начали нарождаться перемены. К о. Понтию стали приходить богомольцы, узнав, где он живет. Сестры К. тяготились прислугой из католиков и решили попросить батюшку помолиться, чтобы Бог послал православных людей. Батюшка согласился, но с условием, что сестры примут их не как прислугу, но как родных по духу, как членов семьи. Сестры с радостью согласились, и батюшка помолился. Как всегда, его молитва была услышана, и Бог стал посылать желающих жить ради Христа. Так было положено начало богоугодной жизни пришлых сестер в имении Мереч-Михновское. Спустя шесть лет после смерти самого К-го, имение было разделено: три части получили дочери и четвертую небольшую с садом и церковью оставила себе сама К. Хозяйство велось общее, но вскоре после приезда о. Понтия М. Н. с мужем отделились и стали обстраивать свой участок. Когда начали собираться сестры, батюшка стал уговаривать и В. Н. отделиться, говоря, что на это есть воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

11) Из проживающих в Константинополе именитых православных болгар имеют быть избираемы и определяемы некоторые в епитропии патриархии и другие общественные учреждения. 12) Для воспитания детей, обретающихся в столице православных болгар, и изучения их собственного языка будет устроена приготовительная школа в ограде болгарской церкви, под надзором патриархии. 13) Отправляемыя к митрополитам, епископам и христианам, находящимся в чисто болгарских епархиях, официальные по церковным делам бумаги имеют быть писаны по-гречески и по-болгарски. 14) Патриархия имеет приложить все потребное тщание к скорейшему разбору и решению представляемых ей основательных прошений и предложений со стороны болгар. 15) В случае нужды имеют быть посылаемы от патриархии достойные духовные лица для ревизии действий находящихся в Болгарии митрополитов и епископов, равно как и всех вообще духовных лиц и учителей, а также и для исправления могущих открыться проступков их и опущения». 257 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 73. Копия с этого мнения хранится в азиатск. департ. министр. иностр. дел, 128. 258 Записка эта вызвана письмом князя А. Б. Лобанова-Ростовского, 28 февраля– 12 марта, и депешею его от того же числа, кои были переданы митрополиту Филарету, для прочтения, графом А. П. Толстым. 259 Г. Теплов, в своем исследовании «Греко-болгарской церковный вопрос», говорит, что патриарх, по возвращении Илариона и Авксентия из ссылки в Константинополь, «пробовал мириться с ними и предлагал даже епархии, лишь бы они просили прощения» (стр. 420), а патриарх Анфим 6-й, вступивший на патриар. престол, после Григория 6-го, 9 сентября, 1871 г., при встрече болгарск. депутации, во главе которой стоял Иларион, «обнял Илариона» (стр. 824). 260 Собор, осудивший Илариона, Авксентия и Паисия, состоял из двадцати семи лиц. В нем участвовали настоящие и бывшие патриархи константинопольские; Иоаким 2-й, Григорий 6-й и Анфим 6-й, а также патриархи: александрийский Каллиник, антиохийский Иерофей и иерусалимский Кирилл 2-й. См. депешу кн. Лобанова, от 28 февраля, в бум. м. Филарета, 95, т. II; док. 74–75. По письму архимандрита Антонина, от 6 марта, к графу А.П. Толстому, в соборе принимали участие шесть вышеназванных патриархов, двадцать один митрополит и шесть епископов. Там же, док. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И посему должно беспристрастно рассуждать, кому следует производить суд над Патриархом и всем Освященным Собором? Попам ли, монахам ли, боярам ли, стрельцам ли, холопам ли? Но чтобы таковые могли судить Патриарха и весь Освященный Собор, сего и помыслити ужасно. «Ибо осуждаяй пресвитера, или поношая, или клевеща на него и прочая, да есть анафема, и да изгнан будет из Церкви, отлучён бо есть от Святой Троицы, и послан будет во Иудино место» 21 . Святой же Карфагенский Собор правилом 12-м повелевает: единого епископа судити многим епископам: «Епископа в некоей вине суща, аще не весь собор области тоя, обаче двунадесять епископов да судят, пресвитера же шесть и диакона трие». «Толкование. Ащели на епископа будет клевета о коем-либо гресе, подобает всея области епископом судити того собором. Аще ли несть мощно всем снитися, обаче дванадесять епископов да судят, меньше же сего да не будет. Пресвитера же о гресе оклеветаема, имже есть конечное извержение, шесть епископ да судят, седьмый же свой ему епископ. Диакона же три епископы, и свой ему четвертый и тако истязаются вины их и судимы бывают». Ещё мне также от некоторых старообрядцев было внушаемо и сие мнение, коим обыкновенно они ограждаются, защищают своё несправедливое отделение от греко-российской Церкви, представляя, что святой Максим Исповедник не согласился соединиться с Патриархом Цареградским и якобы он остался один только православен, подкрепляя сие своё мнение словами самого святого Максима: «Аще и вся вселенная начнёт с патриархом причащатися, аз не имам причаститися с ним; вем бо Духа Святого чрез апостола Павла, и ангелов анафеме предающего» 22 , и прочая. Однако я с помощью Божией рассмотрела, что таковое Максимово непокорение к патриарху нимало не сходствует с временем и деянием, бывшим при Никоне Патриархе : ибо тогда дело было касающееся до исповедания православной веры, а при Никоне Патриархе надлежало только до поправления книжного и некоторых обрядов; и что лютый пламень еретичества не Максим один погасил, но Собор Вселенский Шестой. Собор же оный состоял не из простолюдинов или одних иереев, но из ста седмидесяти святых отец, патриархов, епископов и прочих духовных лиц. О сём утвердительно сказать следует, что не вся вселенная уклонилась в ересь, но некоторая часть. И ещё читавши я книгу «Поморские ответы», увидела в 90 ответе, что «во время царствования Феодора Иоанновича был в Москве от восточных стран Святейший Патриарх Иеремия Цареградский с прочими восточных стран священными мужи, иже рукоположи первого Патриарха Иова. И во время царства Михаила Феодоровича бе Святейший Патриарх Феофан Иерусалимский с прочими священными мужи, иже рукоположи Святейшего Патриарха Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

Теперь приступлю к разбору пространнейшего из всех путешествий русских в св. землю и более других известному. Василий Барский, родом из купцов киевских, получив образование в духовных училищах, двадцати лет оставил дом отеческий и с 1723 года, в течение 24 лет, странствовал по св. местам в Европе, Азии и Африке. Сперва посетил он Австрию и Италию, а из Венеции отплыл в Афонскую гору; оттоле направился в Палестину, и встретил на пути в Хиосе ее патриарха Хрисанфа. Потом прожил год в Египте, где пользовался особенными милостями патриарха Космы, и видел Синайскую гору. Возвратясь вторично чрез Иерусалим в Сирию, два года находился в Триполиском училище. – Сильвестр патриарх Антиохийский, чрезвычайно притесняемый в своей епархии ревностью римской пропаганды, которая отторгла в то время на Востоке большое число жителей Сирии от православия и подчинила самих маронитов власти папской, старался удержать при себе образованного русского паломника и постриг его в монашество, но Барский не мог привыкнуть к постоянному жительству в Антиохии и искал новых странствований. Острова Архипелага привлекли его внимание и на Патмосе прожил он шесть лет в училище, при добродетельном духовном наставнике Макарии. Константинополь, Афонская гора и Греция, еще однажды были предметом его путешествия, но по возвращении в Царьград он уже не нашел там своего благотворителя, посланника Вешнякова, и, по неудовольствиям от новой миссии, принужден был отправиться в Россию сухим путем. Таков был обширный и долголетний подвиг его странствия, совершенный по большей части пешком, в крайней нищете, и с беспрестанной опасностью, что делает его чрезвычайно уважительным. Барский возвратился в отечество, как бы только для того чтобы упокоить кости свои в родной земле, и скончался в Киеве чрез шесть недель по своем приезде. Описание сего путешествия долго ходило по рукам светских и духовных лиц государства, и ранняя кончина помешала фельдмаршалу графу Разумовскому издать оное в свет. Наконец, князь Потемкин, который умел оценить достоинство записок Барского, приказал привести их в порядок, сличением многих рукописей, и напечатать на свое иждивение, в 1778 году, в С. Петербурге, под надзором Г. Рубана, который переработал малороссийский язык подлинника, заменив его полуславянским, ясным и соответствующим своему предмету. Через сто лет можно читать его с удовольствием и без затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Издаются с роскошными гравюрами Жития святых, Евангелия, буквари, календари, литература по истории церкви. В конце XVII в. лавру обносят земляным валом, а затем каменными крепостными стенами с бойницами. Петр Великий позднее доведет укрепления монастыря до высокого уровня тогдашней фортификации. В 1718 г. грандиозный пожар уничтожает многие сооружения лавры, монастырский архив, библиотеку и типографию. Гибнут многие бесценные документы. Лишь к 1729 г. Великая церковь восстанавливается, украшенная, как остальные здания, в новом архитектурном стиле барокко. В 1731–1745 гг. возводится большая лаврская колокольня, высота которой вместе с крестом составит 96,5 м. К середине XVIII в. на территории лавры формируется уникальный архитектурный ансамбль, в основном дошедший до нашего времени. С 1688 г. лавра подчиняется Московскому патриарху, а в 1786 г. переподчиняется киевскому митрополиту. К XIX в. Киево-Печерская лавра становится крупнейшим монастырем во всей России, площадь которого составляла до 30 г. В состав лавры входило шесть монастырей, множество пустынь, а на ее территории находилось 23 храма, шесть из них были пещерными. Обитель дала православному миру более полутора сотен святых подвижников, останки 119и сохранились нетленными в пещерах. Лавра стала общерусской святыней и знаменитым местом паломничества не только у православных христиан, но и у униатов, благоговейно почитавших ее священные реликвии. Слава лавры во многом переносится и на Клев, получающий наименование Русского Иерусалима. На территории лавры находился ряд захоронений выдающихся лиц. Здесь хоронились киевские и литовские князья, представители знатных родов и фамилий. В Великой церкви почивали мощи преподобного Феодосия, хранилась святая глава равноапостольного князя Владимира и была усыпальница князя К.И. Острожского. В церкви находилась чудотворная икона Божией Матери «Игоревская», пред которой, по преданию, в 1147 г. молился князь Игорь Олегович, во время его убиения. В храме также находились гробницы митрополита Петра Могилы , Варлаама Ясинского, фельдмаршала П.А.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Восточные патриархи расширяли духовные права братства. Некоторые братства (ставронигиальные) по грамотам патриархов были освобождены от власти местного епископа и подчинены патриарху; им предоставлено было право наблюдать за жизнью епископа и в случае его неисправности доносить патриарху. Владея богатыми средствами, пользуясь различными привилегиями, имея в числе своих членов лиц знатных, братства делаются главной опорой православия в юго-западной России. Кроме братств православная Церковь в юго-западной России имела защитников в лице православной иерархии. После брестского собора у православных было два епископа: Гедеон львовский и Михаил перемышльский, но в начале XVII века они умерли, и для всей православной Церкви остался только один епископ – Иеремия львовский. Это оскудение иерархии было крайне бедственно для православных. Церковь лишилась архипастырского надзора, и в иерархиях отдалённых от львовской, некому было посвящать духовных лиц. В 1620 году произошло важное событие в истории юго-западной иерархии – приезд иерусалимского патриарха Феофана и восстановление им православной иерархии. По просьбе православных он посвятил митрополита и шесть епископов. Это возобновление иерархии сильно смутило латинян. По наущению иезуитов король Сигизмунд объявил Феофана самозванцем и шпионом турецким, а новопоставленных иерархов приказал схватить и казнить. Православные епископы принуждены были проживать вдали от своих кафедр, и только митрополит, охраняемый казаками, мог безопасно проживать в Киеве. Ряд православных митрополитов начался с Иова Борецкого. Он был ректором сначала львовского, а потом киево-братского училища, а затем игуменом Михайловского монастыря. В продолжение своего более десятилетнего (16201631 г.) управления киевской митрополией, он ревностно заботился об охранении православной веры и восстановлении церковного порядка в юго-западной России. Он первый ясно высказал мысль, что православные, гонимые за свою веру, тогда только найдут себе мир и безопасность, когда соединятся с единоверною Великороссией под властью московского государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Всех присутствовавших на Халкидонском соборе (епископов и их представителей) было более шестисот (630 указаны в послании епископов Геллеспонта 458 г.; 520 — в послании собора Льву; 600 — такую цифру дают Лукентий и Лев; списки имен не полны). С Запада, кроме трех папских легатов, были еще лишь два африканских епископа, Аврелий Адруметский и Рустик. Заседавшие в церкви св. мученицы Евфимии члены собора в самом внешнем своем расположении выразили принадлежность к тому или иному направлению. На левой стороне поместились прежде всего легаты: Пасхазин, епископ Лилибейский (в Сицилии), Лукентий, епископ Аскульский, и пресвитер Бонифатий. Юлиан Косский тоже выступал в качестве представителя папы, но сидел в ряду других восточных епископов. Далее следовали: Анатолий Константинопольский, Максим Антиохийский, Фалассий Кесарийский и Стефан Ефесский, как представители диоцезов Фракийского, Восточного, Понтийского и Асийского, с подчиненными им епископами (кроме палестинских епископов Восточного диоцеза). По правую сторону сели: Диоскор, Ювеналий Иерусалимский и, как представитель Анастасия Фессалоникийского, Квинтилл Ираклидский, и с ними епископы Египта, Палестины и Иллирика. Середину заняли уполномоченные от императора: шесть высших должностных лиц от министерства (ρχοντες — между ними префект претории и префект Константинополя) и десять сенаторов (между ними Флорентий). Им принадлежало руководительство внешней стороной заседаний (открытие и закрытие их, сбор и подсчет голосов, допущение к голосованию мнений). Римские легаты подавали голоса первые и в случае отсутствия представителей императора выполняли председательские функции. Как и на соборе 431 г., впереди посередине храма было положено св. Евангелие. Число заседаний, или деяний, от 8 октября до 1 ноября обычно принимается 16 (вслед за редакцией латинского перевода Рустика). В действительности (по Ballerini и Hefele) можно насчитать их до 21, с распределением на 14 (по латинским рукописям — 13) дней. В некоторых рукописях имеются лишь первые шесть (или восемь, от 8 до 25 октября), как наиболее важные. Главное внимание собора сосредоточивалось: А) на догматическом вопросе, причем, в частности, отцам собора пришлось а) высказаться о лицах, бывших участниками того богословского спора, которым вызван был собор (Диоскор — деяние 1–е, 3–е, 4–е; Евсевий и Флавиан — 1–е; Феодорит, Ива — 8–е, 9–10–е), и б) выработать свою догматическую формулу, решавшую этот спор (деяния 2–е, 5–е, 6–е); затем Б) отцы решали вопросы, касавшиеся церковного управления а) в Антиохийском патриархате (4–е, 7–е, 14–е), б) в Константинопольском (11–13–е; 15–16–е).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Прекрасно окончив академию со степенью магистра, о. Феофан занимает место ректора Киево-Софиевского духовного училища, а вскоре переходит в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики. Три года пробыл он в Новгороде и успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель науки о душе человеческой. Нравственные качества и хорошие знания иеромонаха Феофана оценило начальство: из Новгорода его перевели в С.- Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного и пастырского богословия. Свой взгляд на высоту духовно-педагогической деятельности христианских наставников святитель впоследствии высказал так: " Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых " . В 1847 г. российское правительство окончательно решило вопрос об учреждении в Иерусалиме духовной миссии. Во главе её был поставлен известный в то время знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), а в сотрудники ему были приглашены преподаватели и воспитанники Петербургской духовной академии. Первым на призыв с радостью откликнулся о. Феофан. 21 августа 1847 г. он стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Пребывание на Востоке явилось большим событием в его жизни. Здесь он подробно ознакомился с религиозной жизнью края, чему благоприятствовали неоднократные поездки членов миссии за пределы Палестины - в Сирию и Египет. В Иерусалиме иеромонах Феофан изучил греческий и французский, занимался еврейским и арабским языками, овладел иконописным мастерством и настолько хорошо, что даже, по словам очевидца, снабжал бедные церкви целыми иконостасами. Посещая древние обители он исследовал также писания св. отцов по древним рукописям, которые переводил с греческого на русский. За шесть лет миссия принесла большую пользу делу православия, интересам России и науки, богословской и церковно-исторической. В 1853 г. началась Крымская война, и Русская духовная миссия вернулась на родину. Иеромонах Феофан возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем канонического права в духовную академию Петербурга. Вскоре новая должность - ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии, пока, наконец, он не был направлен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Все его заботы направлены теперь на примирение греков с болгарами, на улучшение положения Константинопольского патриархата. О. Феофан обратился к российскому правительству с просьбой устроить госпиталь для русских матросов и паломников.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/23/...

К счастью, для русского паломничества Великий Князь Сергей Александрович, храня в сердце своем завет вечно достойной памяти Родительницы своей, взял дело улучшения быта паломников в свои энергические руки и, лично посетив Иерусалим вместе с Августейшим Братом своим Великим Князем Павлом Александровичем в 1881 году, в следующем, затем, году основал Православное Палестинское Общество, которое и поставило себе задачей: собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока, оказывать пособие православным паломникам этих мест, учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству. Таким образом, то, что не довершено Палестинской Комиссией, в чем оказались пробелы и на что не хватало материальных средств, взяло на себя Палестинское Общество, под энергическим руководством своего Августейшего Председателя уже успевшее в шесть лет сделать многое для русского паломничества и еще более обещающее в будущем. Палестинское Общество, имеющее в своей среде не только лиц, интересующихся Святой Землёй, но и всех русских Палестиноведов, имеет честь считать в своей среде большинство русских Иерархов и массу высокопоставленных лиц, и ко всему этому иметь счастье пользоваться сочувствием Высочайших Особ и всемилостивейшим покровительством Государя Императора, могучего защитника православия. Все это нравственное и материальное могущество Общества дает нам право надеяться, что и в будущем оно не оставит своей полезной деятельности и что под руководством своего Августейшего Председателя оно сделает более, чем могла и думать Палестинская Комиссия, сделавшая свое дело и поддержавшая русское паломничество до 1882 года, когда пришло ему на помощь Православное Палестинское Общество. Палестинская Комиссия отходит в настоящее время на второй план, в виду могучего развития юного, полного энергии Общества, и, даст Бог , для блага дела сольется и материально с Палестинским Обществом, как соединяется оно ныне в лице Августейшего Председателя Великого Князя Сергия Александровича, общего для Общества, и Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях 4 апреля 2024 г. 15:27 2 апреля 2024 года комиссия Московской (городской) епархии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, провела семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях. Мероприятие, в котором приняли 22 человека, состоялось в Миссионерском центре преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве г. Москвы. Открыл мероприятие председатель комиссии протоиерей Роман Марков, рассказавший об истории создания комиссии и основных принципах и направлениях ее работы. Особое внимание он уделил реабилитации отпавших и присоединению их к Православию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Далее слово было предоставлено архимандриту Феофилакту (Безукладникову) , настоятелю Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря , который отвечает в комиссии за реабилитационную работу в ставропигиальных монастырях. Архимандрит Феофилакт остановился на практических вопросах организации церковной реабилитации в монастыре, рассказал об основных этапах этой деятельности, отметил особенности ее организации в удаленных от столицы обителях. В ходе второй части семинара с сообщением «Вопросы чиноприема в Православную Церковь» выступил член комиссии В.В. Юдин. Далее к участникам обратился член комиссии А.И. Солодков, представивший доклад «Опыт организации и проведения церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия», в котором были изложены наработки за более чем 25 лет миссионерской работы в г. Москве с людьми, пострадавшими от сект и лжеучений. В завершение выступил член комиссии диакон Александр Карпов, который рассказал об основных итогах работы комиссии за шесть лет ее существования. Далее участники встречи имели возможность задать вопросы и обсудить организационные задачи. Московская (городская) епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/6118157.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010