Эта новая комбинация — не пустят они ее туда никогда!» — Достоевский говорит о программе решения Восточного вопроса, предложенной в статье «Что делать?» («What ought to be done?») в английской газете «Daily news», которая была органом либеральной партии, критиковавшей из тактических соображений внутряпарламентекой борьбы политику английского кабинета за поддержку Турции и возбуждавшей через печать и на митингах общественное мнение страны против турок сообщениями об их зверствах. Достоевскому статья была известна по ее изложению в «Новом времени» (1876. 19 сент.). 527 Про факт этот уже я заговаривал прежде, вскользь…— Ср. выше, с. 269–270, 275. После выхода июльско-августовского «Дневника писателя» за 1876 г., где Достоевский коснулся взаимоотношений русских и славян, эту тему подробно осветил А. С. Суворин в очередной статье «Недельные очерки и картинки» (Новое время. 1876. 5 сент.). Рассуждения Достоевского перекликаются с его письмом к А. Н. Майкову от 26 октября (7 ноября) 1868 г. и с рядом заявлений М. П. Погодина в разных выступлениях ( Погодин М. П. Собрание статей, писем и речей по поводу Славянского вопроса. М., 1878. С. 52–53, 68 и др.). 528 Вот и рознь и свара, хоть у греков с славянами на первый случай…— О притязаниях Греции на Константинополь и отношениях греков со славянами см. с. 492. Под «славянским элементом» Достоевский здесь имеет в виду в первую очередь Сербию, о чьих великодержавных устремлениях неоднократно с неодобрением вспоминала в сентябре русская пресса, указывая, что именно они были причиной недоверия к России со стороны сербских правительственных кругов и части интеллигенции. 529 …уж не из Габсбургского ли дома? Во всяком случае, тотчас же начнутся дуализмы, бифуркации. — Габсбургский дом — правящая династия Австро-Венгерской монархии. Термином дуализм (двойственность, раздвоенность) обозначалось государственное устройство Австро-Венгерской монархии с 1867 г. вплоть до ее распада в ноябре 1918: империя состояла из двух государств — Австрии и Венгрии, управлявшихся парламентами и сохранявших самостоятельность в решении внутренних дел. Бифуркация (от лат. bifurcus, bifurcatus — двузубый, раздвоенный) — раздвоение, разветвление. 530

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Митинги против независимости Косова проходят во многих странах мира 26 февраля 2008 г. 13:51 Во многих городах мира проходят митинги против независимости Косова. Нужно заметить, что довольно многочисленные митинги проходят даже в тех странах, которые уже признали независимость Косова или обещали сделать это в ближайшее время. Наиболее массовые демонстрации в поддержку Белграда прошли в странах Европы, где воспользовавшись выходным, на улицы вышли тысячи выходцев из Сербии, а также противников европейской интеграции. Однако если в Амстердаме, Брюсселе, Женеве и городах Германии все прошло достаточно мирно, то в Вене демонстрация завершилась столкновениями с полицией и погромами. Пострадали несколько служителей правопорядка. Акции в поддержку косовских сербов прошли в нескольких городах Германии: Штутгарте, Франкфурте и Дюссельдорфе. Собравшиеся под сербскими национальными флагами выступили против нарушения территориальной целостности Сербии и нарушения международного права. Акции сербов прошли под усиленной охраной полиции с тем, чтобы не допустить столкновений с проживающими в Германии косовскими албанцами. Сербская община Венгрии потребовала от руководства страны не признавать независимость Косова. Об этом говорится в заявлении, принятом членами Всевенгерского сербского самоуправления, которое объединяет органы местной власти сербских общин. «Сербская община Венгрии, — отмечается в документе, — выражает солидарность с Сербией и косовскими сербами, протестуя против независимости Косова, объявленной в нарушение норм международного права и соглашений. Просим Венгрию не признавать незаконно провозглашенную Республику Косово». Между тем, как заявила ранее глава венгерского МИД Кинга Генц, для Будапешта признание независимости Косова — трудный вопрос из-за соседства с Сербией и проживающего на ее территории венгерского меньшинства. По ее словам, «учитывая это, Венгрия не будет в числе стран, которые первыми признали независимость Косова. Однако в течение нескольких недель это обязательно произойдет».

http://patriarchia.ru/db/text/370116.htm...

Не могу не отметить позицию Венгерской Республики. Венгрия находится в числе стран, которые неоднократно обращали внимание европейского сообщества на акт агрессии против коптов в Египте 1 января 2011 года. Именно в период председательства Венгрии в Евросоюзе Комитет министров ЕС поручил верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза Кэтрин Эштон сообщать о шагах, которые предпринимает ЕС для защиты свободы вероисповедания. Убежден, что Венгрия и в дальнейшем будет инициировать и поддерживать принятие документов в защиту христиан на общеевропейском и мировом уровнях. Среди уже принятых документов нужно назвать резолюцию Европейского Парламента от 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы» и аналогичную резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы. На мой взгляд, в противодействии нетерпимости на религиозной почве может оказаться полезным опыт России. В нашей стране на протяжении многих веков мирно соседствуют христиане, мусульмане и иудеи. За всю историю России в ней не было войн на религиозной почве. В нынешней Российской Федерации, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные, которые составляют большинство. Причем, в целом ряде случаев государство помогает мусульманским общинам больше, чем другим религиозным организациям. Например, существуют программы государственного финансирования исламского образования, обеспечения паломничества мусульман в Мекку. Отрадно, что столь важную и чувствительную задачу как защита свободы вероисповедания в мире мы обсуждаем на венгерской земле. Народ этой страны подает пример верности своей исторической религиозной и нравственной традиции и, одновременно, признания и уважения других. Важным свидетельством тому стала новая Конституция Венгрии, принятая парламентом страны в апреле текущего года, в которой говорится, что венгерский народ объединяет «Бог и христианство», а также закрепляются главные нравственные постулаты, разделяемые обществом.

http://patriarchia.ru/db/text/1534156.ht...

В начале ноября, когда крестоносцы приближались к Адрианополю, король Бела III потребовал возвращения своего отряда назад, и 19 ноября венгры заявили решительно, что не могут более оставаться с крестоносцами. Не нужно искать других объяснений этому поступку со стороны венгерского короля, кроме недовольства на переговоры со славянами. Ясно, что Фридрих, попав в Болгарию, задался новыми планами и что сношения его со славянскими вождями совсем не входили в соображения венгерского короля, который относительно славянского вопроса стоял, конечно, на стороне Византии. На тогдашнее положение дел проливает свет донесение клирика Эбергарда, посла императора Фридриха к венгерскому королю, возвратившегося, между прочим, с письмом от последнего для Исаака. Письмо, правда, не заключало в себе ничего важного: в нем Бела выставлял на вид Исааку, какие опасности может навлечь на империю его строптивость с крестоносцами. Но посол мог личными наблюдениями иллюстрировать содержание письма и дать ему совершенно новое объяснение. «Король, – говорил он, – весьма смущен и поражен победоносными успехами крестоносцев и внесенным ими в греческую землю опустошением. Когда получена была весть об опустошении крестоносцами округа Димотики, король совсем переменился в обращении с послом. С тех пор он уже не был так добр и милостив, как прежде: посол не получал более ни кормовых, ни карманных из королевской камеры». Между другими новостями тот же клирик Эбергард сообщил, что, проходя Болгарией, он нашел разрытыми все могилы крестоносцев, умерших на пути, и что трупы вытащены из гробов и валяются по земле. К началу 1190 г. крестоносцы продолжали еще пересылаться посольствами с греческим императором, но никакого соглашения не могли достигнуть. Фридрих, кажется, серьезно думал воспользоваться услугами Петра, вождя болгар, который предлагал выставить к весне 40 тыс. болгар и куман, с каковым подкреплением можно было бы сделать попытку проложить путь в Малую Азию и помимо согласия греков. Но германский император должен был за это не только признать свободу Болгарии, но и обеспечить за Петром императорский титул.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть «Я Русин был есмь и буду…» Этнокультурные особенности национального возрождения русинов Угорской Руси в XIX в. Кирилл Шевченко   09:39 28.11.2023 92 Время на чтение 20 минут Источник: Наука Вера Культура «Я русин был и русским буду, пока живу, пока дышу…» XIX век занимает особое место в истории угорских русинов, входивших в то время в состав Венгерского королевства и проживавших к югу от Карпатского хребта. Именно в это время среди карпатских русинов появляется плеяда самобытных мыслителей и национальных деятелей, творческое наследие которых заложило фундамент формирующегося русинского национального самосознания и национальной идеологии, в значительной степени предопределив направление последующего развития русинского народа. Будучи составной частью восточнославянского культурно-языкового пространства, карпатские русины никогда не имели собственной устойчивой государственности и традиции пребывания в составе восточнославянских государственных образований и уже на заре своей политической истории оказались в составе Польши и Венгерского королевства, образовавшегося после прихода кочевых мадьярских племен на Паннонскую равнину в конце IX века. Географическая изоляция русинов от своих восточнославянских соплеменников (труднопреодолимый в эпоху средневековья Карпатский хребет) дополнилась политической. Подобная изолированность в сочетании с жесткой ассимиляционной политикой польских, австрийских и венгерских властей, которая усилилась после Брестской (1596 г.) и Ужгородской (1646 г.) церковных уний, постепенно сформировали у русинов потребность в мощном славянском покровителе-единоверце, что стало одной из традиционных особенностей русинского менталитета. С формированием славянского самосознания у русинов роль духовного покровителя в их глазах естественным образом приобретает Россия, единственное к началу XIX века мощное и независимое славянское государство. Глубокое и убежденное русофильство было характерно уже для первых поколений русинской интеллигенции, положивших начало русинскому национальному возрождению. Основой этого русофильства стала идея о существовании триединого русского народа от Карпатских гор до Тихого океана в составе великороссов, малороссов и белорусов, одной из ветвей которого являлись карпатские русины. Появление этой теории среди русинских будителей было закономерно, поскольку сказалась как близость языков, так и схожесть этнонимов, которая указывала на общие корни, уходящие во времена Киевской Руси. Кроме того, большое значение имело и конфессиональное родство – греко-католическое духовенство русинов испытывало нараставшую дискриминацию со стороны господствовавшей в Венгрии римско-католической церкви и всегда помнило об изначально православном прошлом своих прихожан, тем более, что языком богослужений продолжал оставаться церковнославянский язык.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/28/ya_rus...

При этом Венгрия, также оказавшаяся под давлением Брюсселя, повела себя иначе. Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил , что Будапешт отказывается менять свою политику в отношении противодействия ЛГБТ-пропаганде. Еврокомиссию венгерские власти обвинили в неприкрытом шантаже. «Мы не идем на компромиссы по этим вопросам, потому что мы суверенная страна, суверенное государство. И никто, даже Европейская комиссия, не должен шантажировать нас», – отметил Сийярто. Он сказал, что законодательство Венгрии направлено на защиту несовершеннолетних от педофилов и пропаганды гомосексуализма. Фото: DW «Мы не пойдем на компромиссы в отношении будущего наших детей», – подчеркнул Сийярто. И дал понять, что для предотвращения сокращения населения нужно защищать семью как общественный институт, а не завозить мигрантов. Министр отметил , что Венгрия находится в хорошей экономической форме и не боится финансовых ограничений, которые Брюссель вводит из-за отказа Будапешта смириться с запретом ЛГБТ-пропаганды. По всем ключевым вопросам правительство выражает волю своего народа и отступать со своих позиций не намерено. Конечно, сказав, что Еврокомиссия «не должна» шантажировать Венгрию, дипломат неправильно употребил слово: у Брюсселя свои представления о должном и недолжном и история на этом не закончится. Позже Сийярто подробнее объяснил позицию венгерского правительства в интервью российскому РБК-ТВ. «Этот закон ничего не говорит о сообществе ЛГБТ в Венгрии. Ничего об их правах. Закон не о них. Этот закон – о венгерских детях. Он говорит следующее: образование венгерских детей до 18-летнего возраста в том, что касается вопросов сексуальной ориентации, должно вестись исключительно их родителями», – заявил министр. Очень ясная позиция. Как признался Сийярто, ему лично не хотелось бы, чтобы основанные неизвестно кем организации лезли к его детям, пытаясь «сексуально образовывать» их. Мы же можем к этому заметить, что политическая воля представителей двух групп «младоевропейцев» – польского и венгерского руководства – имеет, как оказалось, разную силу. Венгры, в отличие от поляков, не готовы платить за присутствие в «единой Европе» любую цену, даже когда за это присутствие им платят.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/03/polsha...

В качестве базовой модели, положенной в основу исследовательского процесса, взята трёхуровневая структура ценностей, включающая ценности от твёрдо-материальных до эфирно-духовных, а именно: насущные, соборные и духовные. При этом насущные ценности - это настоящее и осязаемое, органически необходимое, то, что важно «на текущий день», а потому и самое постоянное; неотъемлемые ценности жизнеобеспечения, продолжения и сохранения жизни, рода. Соборные ценности - представления об общественном существовании в имманентном единстве, соотношении индивидуального и социального, принципах отношения к миру, ориентированных на нравственной регламентированности отношений. Духовные ценности - это воспринятые атрибуты добра и зла, нравственного выбора, смысла истории и предназначения человека и Отечества, религиозные догматы и правила. В соответствие с уровнями этой модели замерялись ценности, стереотипы, социальные стигмы, соответствующие европейскому модерну и традиционные, которые позволяют говорить о некоторой интегративной социокультурной рамке, объединившей достаточно широкие слои населения Украины и имеющей мощный протестный потенциал. Как и предполагалось, приоритет насущных ценностей оказался очевидным. В большинстве ответов приоритет отдавался именно экономическому блоку. Интересен пример с предложением отметить пункты новой венгерской Конституции, которые не должны быть в основном законе Украины, наибольшее недовольство проявлено следующим моментом: «Выпускник вуза, который учился за средства налогоплательщиков и решил ехать за границу, обязан отработать 3-5 лет на родине или вернуть государству потраченные на его обучение средства». Можно допустить, что именно эта категория с интересом бы восприняла сентенции Ромпея, и представляет силу модерна, но стоит отметить, что их оказалось менее 30% (здесь также нельзя не учесть, что большая часть респондентов - молодёжь, в том числи и студенческая), большинству же новаторские для Европы положения венгерской конституции показались вполне приемлемыми.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/22/...

Гертруда, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича, д. польского кор. Мешка II (ум. после 1086 г.) IV, IXa, 112, 177, 231 Гертруда, ж. германского кор. Конрада III, д. зульцбахского гр. Беренгара (ум. в 1146 г.) II, III, VIII, IXb, 242 Гертруда, первая ж. чешского кн. и кор. Владислава II, д. австрийского герц. Леопольдаум. в 1150 г.) VI, 241, 241, 250, 252, 265 Гертруда, д. польского кн. Болеслава III (ум. в 1160 г.) IV, 199 Гертруда, первая ж. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1213 г.) V, 371 Гертруда, ж. формбахского гр. Фридриха (сер. XI в.) 329 Гертруда, ж. брауншвайгского гр. Людольфа, сестра римского п. Льва IX II, 338 Гертруда, ж. баварского и саксонского герц. Генриха X Гордого, д. германского имп. Лотаря III (ум. в 1143 г.) III Гертруда Нивельская, св. (ум. в 659 г.) 162, 162, 286 Герхох Райхерсбергский, немецкий богослов и проповедник (ум. в 1169 г.) 209, 281 Гецман, еп. айхштеттский (1042) 118 Гида, ж. уэссексского ярла Годвине, сестра датского ярла Ульва (перв. пол. XI в.) VII, 134 Гида, ж. англо-саксонского кор. Эдуарда Исповедника, д. уэссексского ярла Годвине (сер. XI в.) VII, 134 Гида, ж. черниговского и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (ум. в 1099 г.) III, VII, IXb, 182, 182–183, 374 Гизела, ж. германского имп. Конрада II (ум. в 1043 г.) II, III, 98, 99, 118, 329, 338–339 Гизела, ж. венгерского кор. Иштвана I Святого, д. саксонского герц. Генриха II Сварливого (ум. ок. 1060 г.) II, V, 57, 350, 350 Гизела, ж. фриульского мгр. Эберхарда, д. франкского имп. Людовика I Благочестивого (ум. в 874 г.) I Гильфердинг А. 56–57 Глазырина Г. В. 143 Глеб Владимирович, св., кн. муромский (уб. в 1015 г.) IXa, 63 Глеб Всеславич, кн. минский (ум. в 1119 г.) IXa, 232 Глеб Святославич, кн. новгородский (уб. в 1078 г.) IXa Глисмода, м. мгр. Венгерской марки Леопольда (перв. пол. XI в.) 338, 338 Годвине, ярл уэссексский (1020–1053) VII, 134,134 Годефрид, о. датского кор. Харальда I Синезубого (ошибочно) 327 Годехард, св., еп. хильдесхаймский (1022–1038) 191–192, 192, 201

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эммерам, св. (уб. в кон. VII в.) 274, 274–275 Эмнильда, ж. польского кн. Болеслава I (ум. в 1013/7 г.) IV, 66, 68 Эмунд Окесон, о. Ингвара Путешественника 140 Эмунд Плохой, или Старый, кор. шведский (ок. 1050 – ок. 1060) VII, 131, 139 Энгельберт, архиеп. кёльнский (1216–1225) 343 Эндре (Андрей) I, кор. венгерский (1046–1060) V, VI, IXa, 118, 137, 137–138, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–357 Эндре (Андрей) II, кор. венгерский (1205–1235) V, IXb, 322, 371–372, 371 Эндре (Андрей), с. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1234 г.) V, IXb Эппон, см. Эберхард (Эппон) Эрик Победоносный, кор. шведский (ум. ок. 994/5 г.) VII, 129–131, 129–131 Эрик I, кор. датский (1095–1103) VII Эрик II Эмун (Достопамятный), кор. датский (1134–1137) VII, IXb, 235 Эрик, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля, с. последнего (?) (уб. ок. 1066 г.) VII, 139–140, 139 Эрик, представитель Упландской династии, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля (уб. ок. 1066 г.) 139–140, 139 Эрканберт, аб. Вайсенбургского м-ря (ум. в 966 г.) 49, 49 Эрменгарда, ж. мгр. Саксонской северной марки Лютара-Удона II 342 Эрней, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 358, 358 Эстрид, ж. шведского кор. Олафа I Шётконунга 62, 131, 131 Эстрид (Маргарета), ж. новгородского кн. Ильи Ярославича (?), затем – датского ярла Ульва, затем – нормандского герц. Роберта I (?), д. датского кор. Свена I Вилобородого VII, IXa, 134–135, 134–135 Этелер Белый, гр. дитмаршенский (сер. – трет. четв. XI в.) 339, 340 Этельред II, кор. английский (978/9–1016) VII, 86, 132–133, 132–133 Этцель, имя гуннского предводителя Аттилы в немецком эпосе 222, 222 Эцерд, предок германского кор. Лотаря III 328 Эцикон, еп. ольденбургский (до 988 – после 995) 270, 271 Эццон, пгр. лотарингский (996–1034) IV Юдита, первая ж. польского кн. Владислава I Херманна, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1086 г.) IV, VI, 176 Юдита, ж. венгерского кор. Шаламона, затем – польского кн. Владислава I, д. германского имп. Генриха III (ум. после 1092 г.) II, IV, V, 176, 359

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эгильмар II, гр. ольденбургский (перв. четв. XII в.) 338, 338, 340 Эгисхайм (Дагсбург), знатный эльзасский род (IX – нач. XIII в.) 338 Эдгар, по прозвищу Ætheling, с. Эдуарда Изгнанника (ум. ок. 1130 г.) VII Эдла, ж. (наложница?) шведского кор. Олафа I Шётконунга 737 Эдмунд Железнобокий, кор. английский (1016) VII, 132–133, 133, 137, 195, 195–196 Эдмунд, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого VII, 133 Эдуард Изгнанник, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого (ум. в 1057 г.) VII, 133, 133, 137 Эдуард Исповедник, кор. английский (1042–1066) VII, 132–135, 133 Эдуард Мученик, кор. английский (975–978) VII, 133 Эйлив, с. вестъётского ярла Рёгнвальда, ярл ладожский (перв. пол. XI в.) 136 Эйлика, ж. балленштедтского гр. Отгона Богатого, д. саксонского герц. Магнуса 342, 342 Эйнхард, франкский историограф (ум. в 840 г.) 141–143, 141, 143, 149, 150, 268 Экберт I, мгр. майсенский (1067–1068) II, 329 Экберт II, мгр. майсенский (1068–1088, с перерывом, ум. в 1090 г.) 77, 120, 159,159, 161, 231, 231, 328 Экберт, гр. штаденский (втор, полов. X в.) (ошибочно) 189, 189 Экберт, с. Иды из Эльсдорфа (уб. в 1052/3 г.) II, 339, 339 Эквард, еп. ольденбургский (972 [?] – ?) 270 Эккехард, мгр. майсенский (ум. в 1002 г.) 67, 78 Эккехард из Ауры, немецкий хронист (нач. XII в.) 158–160, 226, 239, 269, 279, 326–327 Эккехардины (Эккехардинги), знатный восточносаксонский род (сер. X – перв. пол. XI в.) 329 Элад, дед венгерского вождя Арпада 350 Эльжбета (Елизавета) (Гертруда), ж. польского кн. Мешка III, д. венгерского кор. Иштвана II (?, Белы II ?, герц. Альмоша ?) (ум. ок. 1150/4 г.) IV, V, 200, 310 Эльжбета (Елизавета), ж. чешского князя Собеслава II, затем – нижнелужицкого мгр. Конрада, д. польского князя Мешка III IV, VI, 309 Эмбрих(он), еп. вюрцбургский (1127–1146) 243, 246, 247 Эмельрик, легендарный прародитель семейства гройчских гр. 218 Эмехард, еп. вюрцбургский (1089–1105) 208 Эмихон, гр., один из вождей Первого крестового похода 210, 211 Эмлер И., см. Emler J. Эмма, ж. английского кор. Этельреда II, затем – английского и датского кор. Кнута I Могучего, д. нормандского герц. Рикарда I (ум. в 1052 г.) VII, 133, 133–134, 195

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010