Это рождение личности в действительности есть откровение. «Личность – это порождение свыше. В нас вырастает изумительный цветок: ипостась-личность. Как и Царствие Божие, личность не приходит приметным образом ( Лк.17:20 ). Процесс вхождения человеческого духа в область божественной вечности различен для каждого из нас» (Archimandrite Sophrony. His life is mine. London, р.42). Таким образом, личность, как и сердце, порождается свыше. Сердце – это то место, где Бог открывается как любовь и свет. «Бог открывается как любовь и свет главным образом через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека» (там же, р.44). Все это надо было сказать для того, чтобы сделалось ясным, что человек становится личностью именно тогда, когда открывает сердце, а также и то, что сердце – это место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором открывается Бог . Там человек ощущает свет Божий, и оттуда наполняет его любовь Божия и любовь к Богу. Человек обретает ощущение сердца, но вся жизнь, скрытая там, остается недоступной для восприятия. Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце , как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ) и на слова преподобного Макария: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души». В этой связи он пишет, что «сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2–3 ) и научение Максима Исповедника : «Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях» (там же, с.103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Митрополит Навпактский Иерофей: молитва, которая совершается с болью в сердце — самая сильная молитва! 18 сентября митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выступил в ПСТГУ с докладом «Персонализм и лицо». После выступления слушатели стали задавать владыке вопросы: о богословии, о Церкви, о митрополите Антонии Сурожском и многом другом… 23 октября, 2009 18 сентября митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выступил в ПСТГУ с докладом «Персонализм и лицо». После выступления слушатели стали задавать владыке вопросы: о богословии, о Церкви, о митрополите Антонии Сурожском и многом другом… О том, какая молитва самая сильная, Вы узнаете из выступления митрополита Навпактского  с докладом «Персонализм и лицо». Полный текст – в нашей статье! Самая сильная молитва – совершённая с болью в сердце! Митрополит Навпактский Иерофей В сентябре 2009 года ПСТГУ посетил митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) , член Священного Синода Элладской Православной Церкви. Он выступил перед преподавателями и студентами Богословского факультета с докладом «Персонализм и лицо». После выступления слушатели стали задавать владыке вопросы, причем не только по следам доклада: о богословии, о Церкви, о митрополите Антонии Сурожском и многом другом. Ответы на них содержат в себе колоссальный пастырский опыт, поэтому запись беседы публикуется здесь целиком. Я полюбил русских благодаря старцу Софронию — Ваше Высокопреосвященство, в своем докладе Вы сказали, что много лет общались с архимандритом Софронием (Сахаровым). С точки зрения того, что прозвучало в вашем докладе, как вы прокомментируете любовь и настойчивость архимандрита Софрония именно в употреблении термина «персона»? — Для меня величайшим благословением Божиим, я так считаю, является то, что я действительно знал старца Софрония. Прежде чем ответить на ваш вопрос, я вам расскажу в двух словах, как я познакомился со старцем. Я думаю, это очень важно вам услышать. Я тогда закончил Богословский факультет Фессалоникийского университета и как студент занимался критическим изданием трудов святителя Григория Паламы. Я читал много текстов святителя Григория Паламы и убеждался все больше, что это истинное богословие Церкви. Параллельно с этим, я очень близко был знаком с текстами Григория Богослова. Я был глубоко впечатлен трудами святых отцов Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-navpaktskij...

Таким образом, бесстрастие не является умерщвлением ни вожделевательной (желание), ни раздражительной (гнев) сил, но их благодатным преобразованием/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с.125–126/. Как писал Максим Исповедник: «Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного; именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие – живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх – предостережительным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль – раскаянием направленным на исправление настоящего зла»/Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.258/. Вот что некоторые св. отцы говорят об обуздании страстных движений души и о ее врачевании: Бесстрастие есть не только усекновение отдельных страстей, но и общее исцеление души. Поэтому неудивительно, что оно имеет прямое отношение и к психическому здоровью: «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному»/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с. 123/. Элементы православной психологии . СПб., 2005 Цитаты о бесстрастии «Необычайное и преславное дело есть бесстрастие, ибо оно может, после того как человек привыкнет побеждать страсти, сделать его подражателем Богу, по мере сил человеческих. Бесстрастный, страдая или терпя нападения от демонов и злых людей, переносит это, как бы не он, а другой кто-либо страдал, подобно святым апостолам и мученикам; и когда его прославляют – не возносится, когда порицают – не скорбит, имея в мысли, что радостное есть благодать Божия и снисхождение превыше его достоинства, а трудное – испытания; и одно дается здесь, по благодати, к утешению, а другое – для смиреномудрия и благой надежды в будущем; и, как не чувствующий при многом чувстве, пребывает он среди прискорбного вследствие рассуждения. Бесстрастие не есть одна какая-либо добродетель, но наименование всех добродетелей. Ибо как один член не есть человек, но многие члены тела в совокупности составляют человека, и то не одни, но вместе с душою, так и бесстрастие есть совокупность многих добродетелей, в которой вместо души обитает Святой Дух, потому что бездушны все так называемые дела духовные, если они не имеют Духа Святаго, от Которого так называемый духовный получил наименование. Если душа не отвергнет страстей, то не снизойдет на нее Святой Дух. Но без этого опять и сия всеобъемлющая добродетель не может быть названа бесстрастием; и если, может быть, и случится кому-либо быть таковым, то это более по бесчувствию».

http://azbyka.ru/besstrastie

И по Григорию Паламе «бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, но она в них жива и действует во благо»/ Григорий Палама . 1995, с.183/. «Нам заповедано «распять плоть со страстями и вожделениями» ( Гал. 5:24 ) не для того, чтобы мы расправились сами с собой, убив все действия тела и всякую силу души, а чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них и стали, по Даниилу, «мужами духовных желаний» ( Дан 9, 23; 10, 11; 19 )»/там же/. Таким образом, бесстрастие не является умерщвлением ни вожделевательной (желание), ни раздражительной (гнев) сил, но их благодатным преобразованием/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с.125–126/. Как писал Максим Исповедник : «Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного; именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие – живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх – предостережительным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль – раскаянием направленным на исправление настоящего зла»/ Максим Исповедник . Четыре сотни глав о любви. 1900, с.258/. Вот что некоторые св. отцы говорят об обуздании страстных движений души и о ее врачевании: – «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли...»/Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.396/; – «Милостыня врачует раздражительную часть души; пост – иссушает похоть; молитва очищает ум, и уготовляет его к созерцанию сущего»/ Максим Исповедник . Четыре сотни глав о любви. 1900, с.173–174/. Бесстрастие есть не только усекновение отдельных страстей, но и общее исцеление души. Поэтому неудивительно, что оно имеет прямое отношение и к психическому здоровью: «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному»/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с.123/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Следуя такой логике, при смертельном повреждении мозга и утрате им функции рассудка, а с ним и интеллекта, погибает и личность. Ведь современное рациональное и материалистическое мировоззрение не признает ни духовного ума, ни духовного сердца. Поэтому в современной медицине смерть мозга приравнивается к смерти человеческого индивидуума и личности. Каков святоотеческий взгляд на личность? Согласно учению отцов Церкви, всякий человек, создаваемый Богом и воссоздаваемый Святым Духом, есть потенциальная личность. Поэтому с онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы личности, поскольку не все достигли подобия Божия (митрополит Иерофей (Влахос) . Кроме того, для нашего исследования важно отметить, что, по мнению отцов Церкви, ум (духовное сердце) более всего соответствует личности. «Можно сказать, – пишет В.Н. Лосский, – что он есть местопребывание личности, человеческой ипостаси» . Отсюда явствует, что духовное сердце – это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос. Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. Для него оно является реальностью. Это учение подводит нас к той точке зрения, что откровение сердца есть, по существу, откровение личности. Человек, который с помощью благодатного подвига откроет сердце, где скрывается и царствует Христос, становится личностью. Ведь личность – это главным образом «подобие Божие». Итак, откровение сердца – это откровение личности (митрополит Иерофей (Влахос) . Вот мы и подошли к точке, где пересекаются два мировоззрения: святоотеческое и современное рационально-материалистическое. Для первого известны устроения души и тела, известно духовное сердце, его болезни и способы исцеления. Для второго – точные данные анатомии, физиологии, химии и десятка узкопрофильных научных дисциплин, перечисление которых заняло бы много времени; при этом отрицается существование души и духовного сердца.

http://pravoslavie.ru/42493.html

Святые отцы учат, что Бог – Личность, а не идея. Согласно их мировоззрению, мир целенаправленно создан Богом и не является подобием или отпадением от мира идей. Основных догматов метафизики два. Первый – Бог неподвижен, а второй – любовь ( ρωτας) – это движение существующего к первоначальному (архетипичному) миру идей. Следовательно, любовь является своего рода слабостью, несовершенством. Святые же Отцы, наоборот, учат, что Бог движется и что любовь не является слабостью, поскольку и Сам Бог есть любовь. Это уже само по себе показывает, что Православное богословие отрицает метафизику. Следовательно, Православие не может быть истолковано в рамках analogia entis и analogia fidei, для этого скорее нужен подход «врачебный». Православное богословие – медицинская наука, которая исцеляет больную человеческую личность. А как известно, медицина никогда не может отождествляться с метафизикой. Это обширная тема, и ее нельзя вместить в небольшую статью. Здесь я просто хотел вкратце очертить разницу между Православным и Западно-христианским богословием, а также подчеркнуть, что Православное богословие не связано с метафизикой, оно – антиметафизика.   (Статья опубликована в газете Kiriakatiki Kathimerini 14–2–1999) Перевод с новогреческого Владимира Телиженко 3 Аналогия сущего, аналогия бытия – теория, связанная с именем Фомы Аквинского. Она гласит что в результате божественности творения между сотворенным порядком и Богом существует соответствие или аналогия. Эта идея дает теоретическое обоснование практике умозаключений о Боге на основании известных предметов или отношений сотворенного порядка. 4 Аналогия веры – теория, связанная с именем Карла Барта, утверждающая, что любое соответствие между сотворенным порядком и Богом может быть установлено лишь на основании Самооткровения Божьего. Читать далее Источник: Иерофей (Влахос). Метафизика и православное богословие (Пер. с новогреч. В. Телиженко)//Kiriakatiki Kathimerini. 1999. 2 (14). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости В Элладской Церкви подтвердили, что на Страстную и Пасху в храмы смогут заходить только священники и церковнослужители 09.04.2020 15:44 Версия для печати Митрополит Нафпактосский Иерофей (Влахос). Фото: Orthodox Times. Афины, 9 апреля, Благовест-инфо. Митрополит Нафпактосский Иерофей подтвердил, что на Страстную неделю и Пасху доступ в храмы будет открыт только для священников и церковнослужителей, сообщает Orthodox Times . Разъяснения митрополита Иерофея – единственного архиерея, которому разрешено делать заявления от имени Элладской Православной Церкви, – стали комментарием к окружному письму синода ЭПЦ о расписании церковных служб в предстоящие дни. Как подчеркнул митрополит, синодальное послание адресовано исключительно митрополитам, а не всем верующим, и когда в нем говорится о «часах открытия» храмов, это относятся только к духовенству и ограниченному числу церковнослужителей. В окружном письме сказано, что в течение Страстной недели храмы будут «открыты» с 11.00 до 13.00, а в Великую пятницу – с 13.00 до 17.00.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Тайное делание старца Софрония (Сахарова): Смерть напала на меня. Пришли убийцы мои Тайное делание старца Софрония (Сахарова): Смерть напала на меня. Пришли убийцы мои     Митр. Иерофей (Влахос) много лет окормлялся у старца Софрония (Сахарова) и делал записи  поучений. Публикуем некоторые из них. - Святая Гора Афон   —    Когда Господь дарует некие благодатные состояния, ненужно их анализировать. Более того: ни в коем случае нельзя записывать их, так же как и признание греховности должно бытьскрыто от публичного взора. У человека, которому чужды самолюбование и аналитическая самообращенность, посетившая егоБожественная благодать спустя много лет останется в форме познания, и так вкушается [истинное] богословие. Не впадает в прелесть человек, когда думает, что он в прелести. Всякий грех есть прелесть, ибо состояние искушения прельщает ум, уводя его от Бога. Так, каждый раз, когда мы согрешаем, мы становимся «прельщенными». Тогда мы неустанно умоляем Бога о милости, и так избавляемся от прелести. Необходимо найти меру всех вещей и поступать всякий раз в соответствии со своими физическими возможностями и духовным состоянием. Не следует внимательно анализировать себя во время молитвы, как она действует. Иногда ее действие останавливается по разным причинам, главным образом от непристойных действий. Тогда требуется искренняя молитва с умилением и покаянием. Нужно жить с постоянным осознанием своей греховности. Это чувство развивает глубокое покаяние, и таким образом молитва становится более действенной. Не следует смотреть за самим собой и анализировать свое внутреннее состояние во время молитвы. Когда мы  молимся напряженно, наше тело преображается. Монах обладает всеми физиологическими особенностями человека, тем не менее через молитву со скорбью и раскаянием он живет преображение своего тела. Тогда приходят ему многие блага — рассуждение, мир и т. д. Такое преображение тела понимается в свете созерцания Бога. Господь на Афоне дал Старцу Силуану откровение «держи ум свой во аде, и не отчаивайся» в ту эпоху, когда Эйнштейн дал миру атомную бомбу (а именно, теорию, которая привела к созданию атомной бомбы). Это означает, что утешительное слово «не отчаивайся» имеет особый отклик в наши дни, ибо все люди отчаялись.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=209...

Согласно словам Христа, есть узкие врата и узкий путь, но есть и широкие врата. Первый путь – для монахов, которые не могут пройти через узкие врата с грузом страстей или бременем богатства. Со стороны этот путь кажется скорбным, но на самом деле он несет радость и ведет в Царство Небесное. Второй, широкий, путь – для мирских людей. Этот путь не лишен скорбей, напротив он «полон многими и тяжкими прискорбностями» 366 . Узкий путь связан с духовной нищетой. Бог благословил нищету, сказав: «Блаженны нищие духом " 367 . Здесь речь идет не просто о нищете тела, но о такой нищете, которая сопровождается смирением души. Смирение необходимо, потому что некоторые могут быть нестяжательными и нищими лишь ради славы человеческой. Такие люди не являются нищими духом, поскольку самомнение противно духовной нищете. Кто имеет дух сокрушенный и смиренный, тот считает себя недостойным славы, довольства и утешения 368 . Изложив основы монашеской жизни, святой Григорий переходит к теме исцеления человека от страстей. Он подробно рассматривает страсти и показывает способы их исцеления. Душа человека состоит из трех частей и имеет три силы: мыслительную, яростную и вожделевательную 369 . Когда душа больна, больны и эти три силы. Христос начал врачевание души с вожделевательной силы. Ибо неудовлетворенное желание питает яростную силу души, а затем заболевает и ум. Поэтому яростную силу души нельзя исцелить прежде вожделевательной силы, а ум – прежде уврачевания этих обеих 370 . Прежде всего следует исцелить желательную силу души. Начиная с младенчества эта сила проявляется в любостяжательности, немного после появляется сребролюбие. Пожелания, содействующие людям в хранении и устроении жизни, с младых ногтей являются сращенными с нами, а сребролюбие прирастает после, поскольку оно не от естества, а от произволения имеет свое начало. Страсть сребролюбия рождается от неверия в Божественное провидение. Любостяжательность и сребролюбие порождают много зол: скуповатость, торгашничество, хищничество, воровство и т.д. Все же сие от вещелюбия рождающееся суть страсти души, не имеющей ревнования о доброделании. Ум живого скупца мертв, он погребен в золотом прахе так же, как мертвые похоронены в земле. Склепы алчных пахнут хуже, чем могилы мертвых 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Пока не придет тот огонек, одухотворения не будет, как ни напрягайтесь на духовное. Стало быть, теперь все дело – достать огонька. И извольте на сие направить весь труд. Но сие ведайте, что огонек не покажется, пока страсти в силе, хоть им и не поблажают. Страсти – то же, что сырость в дровах. Сырые дрова не горят. Надо со стороны принести сухих дровичек и зажечь. Они, горя, начнут просушивать сырость и по мере просушивания зажигать сырые дрова. Так понемногу огонь, гоня сырость и распространяясь, обымет пламенем и все дрова положенные. Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не внимает человек себе, пропитаны сыростью – страстями и, пока страсти не изгнаны, упорно противятся огню духовному. Они проходят и в душу, и в тело, забирают и самый дух – сознание и свободу – в свою власть и, таким образом, господствуют над всем человеком. Как они в стачке с бесами, то чрез них и бесы господствуют над человеком, мечтающим, однако ж, что он сам себе господин. Вырывается из сих уз прежде всего дух. Благодать Божия исторгает. Дух, преисполняясь под действием благодати страхом Божиим, разрывает всякую связь со страстями и, раскаявшись в прошедшем, полагает твердое намерение угождать прочее единому Богу и для Него единого жить, ходя в заповедях Его» (Умное делание. С.84–85. Греческий перевод этой цитаты в общем соответствует подлиннику, однако в последнем абзаце вместо слова «дух» употребляется слово «душа» ( ψυλ). См.: Νοερα θλησις. Σ.97–98. – Прим. пер.). Тот же подвижник пишет об этом благословенном огне: «Воспринимается, по словам Варсануфия, огнь, который воврещи на землю пришел Господь, и в этом огне начинают перегорать все силы естества человеческого. Если долгим трением возбудите вы огнь и вложите его в дрова, – дрова загорятся и, горя, будут издавать треск и дым, пока перегорят. Перегоревшие же являются проникнутыми огнем, издавая приятный свет, без дыма и треска. Точь-в-точь подобное же происходит и внутри. Огнь воспринят, начинается перегорание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010