Словом, всегда должниками находимся пред Ним, что ни делаем ради Него, ибо ни­чем и никак не можем Его отблагодарить. Ибо заслуги Его, ради нас учиненные, — бес­конечны, как и Сам Он бесконечен, будучи Богом, и мы — создание Его, душа и тело на­ше — Его, и весь состав наш — Его, и то, что живем и движемся, — Его милость, и жизнь временную и вечную нашу Ему приписать должно. Его хлебом питаемся, Его питьем прохлаждаемся, Его одеждой одеваемся, Его светом просвещаемся, Его огнем согреваем­ся, в Его покоях живем, и прочее, и что хотим и делаем Ему угодное, Его благодати припи­сать должны, ибо без Него «не можем делать ничего» (Ин 15:5). Что же наше собственное? — Немощь, растление, тьма, злость, грехи... Слава Его милосердию!    Спасайся.    Резонно ты и о том спрашиваешь: что есть вера живая и сердечная? Ибо без нее человеку спастись невозможно. Хотя и из предыдущего моего письма можешь познать ее, однако я тебе из Святого Писания отвечаю, дабы луч­ше познал и утвердился в том.    Иаков, святой апостол, говорит каждому из нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак 2:18). Видишь, что живую веру от дел должно показать. Как живость естественного человека познается от действий, дыхания, движения, речей, дел, приема пищи и прочее, так живость веры, живущей в сердце челове­ческом, познается от добрых дел, страха Божия, любви, терпения, кротости, милосер­дия, воздержания, верности, истины и про­чее. И как доброе дерево от добрых плодов, так христианин, веру живую и сердечную имеющий, от добрых дел познается. Ибо как дерево доброе не может творить злого плода, так и истинный христианин, пока живую веру имеет, не может злого дела творить. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может гре­шить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9).    И ты того раба за верного своего раба име­ешь, который нелицемерно тебе служит и во всем повеление твое исполняет; так и христи­анин — тогда Богу верный раб, когда верно Ему служит и заповеди Его исполняет. Так Авраам праотец оказался верным Богу рабом от послушания: по повелению Его вознес Исаака, сына своего, на жертвенник (Быт 22; Иак 2:21). Так и Раав, блудница, верной Богу от дел показалась, поскольку приняла согля­датаев, от Иисуса посланных осмотреть город Иерихон, и скрыла их в доме своем, и иным путем вывела их (Ис Нав 2; Иак 2:25). Так и прочие верные и святые, как Ветхого, так и Нового Завета, от дел своих добрых показали в Бога веру свою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Во дворце Хасмонеев открыты древнейшая из известных на территории Палестины синагог и наиболее ранние мозаики. Дворец пострадал во время землетрясения 31 г.; его западная часть (на холме) оказалась заброшенной, а на месте его восточной части в 30-25 гг. до Р. Х. был возведен комплекс зданий, бассейнов и садов (2-й дворец Ирода), расположенных на разных уровнях. Первый дворец Ирода, построенный ок. 35-30 гг. до Р. Х., располагался на юж. берегу: большой (84×45 м) прямоугольник открытого двора (перистиля), окруженный различными помещениями, в т. ч. купальнями, ритуальными бассейнами (микве) и комплексом по получению опобальзама и производству ароматических масел. Наиболее крупным (ок. 200×100 м) сооружением стал 3-й дворец Ирода, возведенный ок. 15-10 гг. до Р. Х. на обоих берегах Вади-Кельт между 1-м и 2-м дворцами. На юж. берегу располагался сад, врезанный в склон горы и оформленный портиками, нишами и экседрой (одеоном?), а также обширный бассейн для увлажнения воздуха. На сев. берегу, куда вел мост, располагался дворец с 2 дворами, обширным залом для приемов и банями. Сохранились колонны, оформленные имитирующим мрамор стуком, полы в технике opus sectile (сочетание мрамора и цветного камня) и мозаики. Примерно в 1 км к юго-западу, на вершине небольшой скалы Телль-эль-Акаба, находилось укрепление Кипрос, охранявшее выход из долины Вади-Кельт. Раскрыты части голубятни и акведука времени Хасмонеев, руины дворца с банями (сохр. мозаики) времени Ирода и постройки существовавшего здесь позднее мон-ря. В 1 км к северо-востоку от Телль-эс-Султана в ходе раскопок Барамки (1936) обнаружена синагога. Она ориентирована на Иерусалим и использовалась, по-видимому, с V по VIII в., но точное время ее постройки неизвестно. В синагоге мозаичный пол с изображением ковчега завета, меноры, шофара, лулава и надписью: «Мир над Израилем» - и посвящением по-арамейски. После 1967 г. она была достроена и стала действующей, после 1994 г. сожжена, затем вновь восстановлена. Вторая синагога (VI в.) с богатым мозаичным полом с изображением знаков зодиакального круга открыта в Айн-эд-Дуюке - библейское название Нааран (Нав 16.

http://pravenc.ru/text/293672.html

С. Норова (Ем. Н. 1, 346.), можно еще и теперь видеть на саванах, которыми обернуты мумии». В Палестине лен в значительном количестве разводился еще до поселения народа Божия. Соглядатаи, посланные Иисусом Навином в Иерихон, укрылись там на одной кровле в льняных стеблях, или по-славянски в паздере льняне ( Нав.2:6 ). Израильтяне, по занятию Палестины, тем охотнее стали разводить и обрабатывать лен, что еще в Египте познакомились с этими работами. Лидда и особенно долина Ездрелонская доставляли лен в значительном количестве. Лен, собранный с поля, содержал в себе немало сырости. Льняные стебли для просушки раскладывались на плоской кровле еврейских домов. По свидетельству путешественников, точно также просушивают лен и в нынешней Палестине. Во время Иосифа Флавия существовал обычай сушить лен в печах. Сухой лен подвергался уже обработке. Из него отделялись волокна и пакля. Пакля или по-славянски стебль изгребия, считалась веществом легко воспламеняющимся и быстро сгорающим ( Суд.16:9 ; Ис.1:31 ). Льняные волокна или собственно лен Евреи употребляли на разные домашние нужды или в мало обработанном, почти грубом виде, или после тщательной и искусной отделки. Из малообработанного льна Евреи делали пояса ( Иер.13:1 ), веревки ( Иез.40:3 ) и грубый холст. Младенец Иисус был повит льняными пеленами (Ч. М. дек. 27). Пречистое тело Иисуса по снятии с креста обвито чистою плащаницей, вытканною из льна 26 . Вообще одежда из грубого холста считалась принадлежностью бедного ( Сир.40:4 ). Одежды из сего холста нередко подвергались проказе и потому у Евреев существовал закон относительно прокаженного льняного платья. ( Лев.13:47,48 ). Из льняных ниток, отлично приготовленных (по-евр. бад), устроялось полотно. Оно употреблялось на одежды при разных священных торжествах. Отрок Самуил, служа пред Господом, был опоясан в ефуд льнян ( 1Цар.2:18 ). Триста пять иереев Господних, убитые Доиком, носили все ефуд льнян. ( 1Цар.22:18 . см. также 1Пар.15:27 и 2Цар.6:14 ). Высшим искусством в полотняном деле считалось у Евреев приготовление превосходного и драгоценного полотна или виссона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   В начале проповеди христианской веры все христиане, имея едину мысль, имели едину душу и едино сердце и все вещи общими. Ибо которые уверовали, те, продая имения свои и принося сребро, повергали оное пред ногами Апостольскими. Тогда один человек, именем Анания, согласившись с женою своею Сапфирою, продали едино село, которое имели; и пришедши прежде, Анания поверг пред ногами Апостольскими часть точию цены от того села. Но Петр ему сказал: «Анание! почто исполни сатана сердце твое, и солгал еси Духу Святому?» (Деян.5:3) Село и цена его в твоей власти были; зачем же ты восхотел солгать? Слыша же Анания сии слова, «паде и издше», и был погребен тамо (Деян.5:5-6). По трех же часах пришла и Сапфира, не зная смерти мужа своего. Петр вопросил и сию, говоря: скажи мне, за столько ли село вы продали? Она же ответствовала: точно за столько. Тогда сказал ей Петр: зачем ты согласилась с мужем твоим солгать и искусить Господа? «Се погребшие мужа твоего, они изнесут и тебя в гроб» (Деян.5:9). Она же, сие услышав, абие паде пред ногами его и издше. Кто убо, слыша сие, не устрашится и не возненавидит ложь, и не бежит от нее, яко от лица огня?    Но почему же, скажет кто, Бог тогда толь строго наказывал лжецов, ныне же нимало не казнит таковых же, хотя вящше и вреднее лгут? Почему? — Потому, что есть другая жизнь, то есть, будущая, которая определена для воздаяния по делом. Наказывал же Бог тогда некоторых и в сей настоящей жизни для того, чтобы люди познали, колико Бог ненавидит ложь и колико гневается на лжецов, и чтобы имели ощутительные примеры наказания таковых. Да и кто знает о том, что в наши дни лжецы остаются ненаказанными в сей жизни? Наказываются, может быть, и укрощаются, но не разумеют вины наказания. Иногда постигает нас внезапу болезнь тягчайшая и неисцельная; иногда приключается потеря имущества; иногда же следует беда по беде. Но мы, не хотя возвести очес на небеса, но пригвождая оные к земле, находим естественные несчастия нашего причины. — Но ложь-де говорили, возражают некоторые, и бабы пред Фараоном, когда оживляли, то есть, сохраняли живыми, новорожденных младенцев Еврейских, однако же Бог их благословил: «благо же творяше Бог бабам» (Исх.1:20). Ложь сказала и Раав блудница, когда скрыла соглядателей; но однако Иерихон погиб, она же и дом ее был спасен (Нав.2:4, 6:24-25). Солгал Авраам, сказав, что Сарра есть сестра его; ту же ложь сказал Исаак о Ревекке жене своей (Быт.20:2, 26:7). Кажется быть ложью и то, что Апостол Павел сказал: «не ведах, братие, яко архиерей есть» (Деян.23:5) ибо невероятно, чтоб таков человек, каков был Божественный Апостол, не знал Архиерея своего народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

15:61,62. Города пустыни. Иудейская пустыня лежит на бесплодной полосе земли вдоль западного берега Мертвого моря (см.: Пс. 62:1 ). Этот унылый ландшафт образуют высокие скалы и глубокие ущелья, начинающиеся непосредственно у берега моря. В некотором отдалении от моря возвышаются восточные склоны Иудейских гор, растянувшиеся примерно на 10 миль. Особенности рельефа оказывают существенное влияние на климат, понижая годовой уровень осадков, необходимых для земледелия или возникновения крупных поселений. Жизнь в этом регионе возможна только близ источников и колодцев, поэтому здесь упоминаются только шесть городов. Из них только Беф-Араву ( " Ain el-Gharabeh, на северном берегу вади Qelt, в 3 милях к юго-востоку от Иерихона) и Ен-Геди можно локализовать с некоторой долей уверенности. Последний отождествляют с оазисом с горячими источниками близ Tell ej-Jurn, на западном побережье Мертвого моря. Некоторые исследователи считают, что Секаха – это Хирбет-Кумран. 16:1–4. Границы удела сынов Иосифа. Соприкасаясь с северным пределом Иуды у Иордана возле Мертвого моря и Иерихона, а также с пределом Вениамина, в состав которого входит Иерихон, территория сынов Иосифа простирается к северу от этого города. Далее граница идет по горной местности к Вефилю и через пустыню Бефавен (см.: 18:12). На западе граница достигает Газера (см.: 10:33) и, наконец, Средиземного моря. Последний участок принадлежал израильтянам только номинально. 16:2. Вефиль/Луз. Чередование названий не обязательно означает, что это был один город (см.: Быт. 28:19 ; Нав. 18:13 ; Суд. 1:23 ). Возможно, первоначально это были два самостоятельных города, но в дальнейшем значение Вефиля как культового центра настолько возросло, что Луз поблек в его тени и стал восприниматься как дополнение к Вефилю. Вероятно, оба города находились близ селения Бейтин (см. коммент. к 8:9). 16:5–9. Предел удела Ефремова. Удел Ефремов, южные границы которого описаны в ст. 1–4, простирается на север до Сихема, а затем поворачивает на юго-восток к Фаанаф-Силому (Khirbet Tánah el-Foqa) и Ианоху (Khirbet Yanun).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:27. Исх. 2:14,15 указывает на то, что Моисей боялся фараона. Если этот текст относится к первому побегу Моисея из Египта – после того как он убил египтянина, – то, возможно, автор имеет здесь в виду либофактическое отсутствие страха (т. е. страх Моисея был не столь велик, чтобы отказаться от своего народа), либо он подчеркивает веру Моисея в невидимого Бога (другие авторы, и среди них Филон и Иосиф Флавий, сводили к минимуму или не воспринимали вообще этот страх Моисея). Но автор может иметь в виду второй уход Моисея из Египта – вместе с израильтянами, которых он увел за собой; ст. 28 также говорит о нем (в единственном числе) как о соблюдающем Пасху, хотя известно, что все израильтяне соблюдали ее. Иудеи диаспоры часто называли Бога «Невидимым». 11:28. Ср.: Исх. 12 – этот текст был знаком всем иудеям, особенно в связи с ежегодным празднованием Пасхи. Поскольку эта история носит характер биографии, автор лишь вскользь упоминает об общем опыте Израиля, который противостоит Моисею (ст. 29). 11:29. Ср.: Исх. 14и Неем. 9:11 . Исход повествует о совершенствовании веры Израиля после созерцания чуда ( Исх. 14:31 ), но Моисей и его народ должны были иметь определенную веру, чтобы войти в море (ср.: Исх. 14:10–22 ). Иудейские учителя спорили по поводу непосредственной причины этого исхода, некоторые при этом подчеркивали веру Израиля, другие же приписывали это чудо вере или заслугам своих предков. 11:30. Ср.: Нав. 6 . Некоторые исследователи утверждают, что во времена Иисуса На-вина Иерихон был необитаем, поскольку сохранилось мало археологических свидетельств о городе того времени. Но раскопки показывают, что следы прежнего поселения были размыты эрозионными процессами, и это, несомненно, имело место: курганы образуются и руины сохраняются, только когда существуют городские стены. Если стены Иерихона упали, то можно ожидать, что со временем тот пласт, к которому они приурочены, мог быть полностью изменен эрозией. 11:31. В более поздней иудейской литературе часто восхваляется красота Раав, а иногда она описывается как пророчица и как идеальный пример обращения в иудаизм; но хотя Иосиф Флавий говорит о нейблагосклонно, у Филона и в большей части более ранних иудейских источников мало что говорится о ней. Автор Евр., как и Иаков во 2:25, придерживается библейской версии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники. Переход евреев через Иордан ( Нав. 3–4 ): Нав. 3, 14–17 : Начало перехода: воды Иордана разделяются; Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане ( Нав. 4, 1–14 ); Нав. 4, 15–18 : Окончание перехода; Нав. 4, 19–24 : Значение двенадцати камней. Нав. 5, 13–15 : Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня” 145 . Взятие Иерихона 146 ( Нав. 6 ): Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона ( Нав. 6, 1–13 ); Крушение стен Иерихонских ( Нав. 6, 14–20 ); Нав. 6, 21–24 : Спасение Раав; Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя ( Мф. 1, 5 ). В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” ( Иак. 2, 25 ). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” ( Евр. 11, 31 ). История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод. Заклятие 147 на Иерихон ( Нав. 6, 25 ). Общая характеристика времен вождей Времена судей Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет. Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей. Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств. Книга Судей О книге Судей Суд. 2, 1–4 : Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

5. Иисус Навин посылает соглядатаев в Иерихон, история с Раав (Нав 2. 1-24) на иллюстрации в Ватиканском свитке И. Н. к. 6. Переход израильтян через Иордан (Нав 3. 1-17) встречается во всех упомянутых памятниках. 7. Второе обрезание для снятия посрамления египетского (Нав 5. 2-5): Библия Роберта де Белло (Lond. Brit. Mus. Burn. 3. Fol. 90, ок. 1270, возможно, с оригинала XII в.). 8. Явление ангела Иисусу Навину (Нав 5. 13-15) входит в большинство циклов. В иллюстрациях к Восьмикнижиям сюжет разделен на 2 сцены: Иисус Навин не признал, что перед ним ангел, и обнажил меч; Иисус Навин пал ниц (со сценой погребения - Минологий Василия II. (Col. 3)). В Ватиканском свитке И. Н. к. (Fol. 10) перед арх. Михаилом (рядом с нимбом надпись), представленном как архистратиг Небесных сил в воинском облачении, с расправленными крыльями, обнажившим поднятый меч, изображен стоящим и павшим ниц. Последняя сцена часто встречается в цикле, связанном с арх. Михаилом: Гомилии Григория Назианзина IX в. (Paris. gr. 510. Fol. 226); южные врата собора во имя Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1-я треть XIII в., 1222-1233 гг.). 9. Сцена «Завоевание Иерихона» (Нав 6. 1-26) присутствует во всех циклах, поскольку истолковывается как аллегория мирового порядка: 7 дней священники носили ковчег завета вокруг города, 7 трубных гласов, призывавших народ следовать за священниками, после 7-го круга рухнули городские стены (Нав 6. 1-19). Миниатюры из Восьмикнижий и средневек. Библий содержат обычно 2 сцены - с изображением процессии вокруг Иерихона и обрушения его стен (Ath. Vatop. 602/515. Fol. 343). Только 1-я сцена - в Псалтири из Глостера (Monac. Clm. 131. Fol. 31, ок. 1180 г.); последняя сцена - в упомянутой каролингской Библии из б-ки ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, а также в Библиях из б-ки Амьена (Ms. 108), из Королевской б-ки Гааги (Ms. 69), и др. В позднеготических Библиях «Завоевание Иерихона» встречается реже и преимущественно в циклах, напр., цикл из 4 сцен в Библии XIV в. (Lond. Brit. Mus. 15277. Fol. 70v-72). Ж. Фуке в кн. «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Paris. fr. 247. Fol. 89, ок. 1470 г.) не поместил сцену чуда в цикле миниатюр.

http://pravenc.ru/text/293947.html

В древнейших греческих списках и позднейших, а также и изданиях греческого перевода читается здесь Δσποτα, которое в древнеславянском переводе передавалось словом «Владыко Господи» 51 , или «Господи», как в нынешней славянской Библии. Греческий перевод показывает, что в Септуагинте читалось здесь соответствующее ему еврейское слово так же, как и в других местах, где оно употреблено в смысле божественного имени ( Быт.15:2,18:30,31 и др.), т.е. «Адонай». Такой перевод представляется более соответствующим потому, что в явившемся, в вожде воинства Господня, Иисус Навин должен был во всяком случае увидеть вышеземное существо или Ангела. Требование снять обувь с указанием на святость места должно было напомнить Богоявление Моисею при Хориве и с большей ясностью показать в явившемся Ангела Господня, в котором открывается Сам Господь, как и называется явившийся в следующей главе. Прежде чем передать самое откровение, писатель книги сделал краткое замечание о состоянии города, к которому оно относилось ( Нав.5:16 ). Он говорит именно, что этот город – Иерихон – был сильно укреплен, что в еврейском тексте выражено повторением одного и того же глагола «сагар» – «запирать» в двух формах причастия, каковое выражение буквально может быть передано словами («Иерихон») «запирая, был заперт», по греко-славянскому переводу «заключен и огражден». Дальнейшие слова «никто не выходил... и никто не входил» еще более усиливают мысль об укрепленности города вследствие окружающих его со всех сторон стен и вместе с тем указывают, что он был готов защищаться от нападения израильтян. Из Нав.6:1 видно, что в Иерихоне были и храбрые люди, могущие защищать свой город. «От страха» прибавлено для округления русской речи; вместо этого в некоторых из греческих списков читается π προσπον, согласно с чем в славянской Библии: «от лица сынов Израилевых». Объяснение Нав.5:4–5 . В том виде, как читаются эти стихи по русскому и славянскому переводам, смысл их неясен. По словам Нав.5:4 , поставленным в скобках, необрезанными в израильском народе были, во-первых, те, которые «тогда родились на пути», и, во-вторых, те, которые «из вышедших из Египта не были тогда обрезаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

256). VII. Работа с библейскими источниками на уровне сюжетов и эпизодов Для назидательного воздействия на адресата патриарх Никон в своих посланиях современникам и челобитных царю использует самые известные библейские сюжеты и эпизоды. Причём к изложению одних и тех же ситуаций в разных своих сочинениях Никон обращается неоднократно. Эти причины заставили автора применять такие способы введения в свои сочинения повествований о событиях библейской истории, при которых внимание читателя было бы приковано к наиболее важным деталям и ключевым моментам повествования. Один из них – краткое изложение библейских сюжетов и отдельных эпизодов, при котором не всегда соблюдается последовательность источника; главное для автора – передать содержание ситуации, перечислить ключевые моменты повествования, по отдельным деталям воссоздать цельность события. Эпизод из книги Иисуса Навина о воре Ахане, по вине которого захватившие Иерихон израильтяне потерпели в бою поражение, – это 7-я глава книги ( Нав. 7:1–26 ) – Никон излагает с опорой на библейскую фразеологию, при помощи которой обозначает важнейшие сюжетные линии: «Не тако Иисусъ Наввин; егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат и ризу и пятьдесят дидрахмъ сребра (ср.: Нав. 7:21 ) и прогнвась Господь на Исраиля (ср.: Нав. 7:1 ), егда послан в Ган (ср.: Нав. 7:2 ) и убиша от сынов Исраилевыхъ тритцать шесть мужей (ср.: Иис. 7:5), но сам прежде посыпав главу пеплом ( Нав. 7:20 ), и вси князи его, Дóндеже умоли Господа)» 9, л. 252). Краткое изложение одного события патриарх Никон может дополнить цитированием. Именно так подана история взаимоотношений царя Давида и израильтянина Семея, подробно описанная во Второй и Третьей книгах Царств. Враждебность Семея по отношению к Давиду показана в цитате; а при помощи выборки из дальнейшего повествования о царе Давиде отдельных деталей характеризуется незлобивое отношение царя и пророка к его обидчикам: Источник Библия 1581 11 «И прииде Давидъ царь до Вафирима, и, се, оттуду мужъ исхождаше от рода дому Сауля, имя ему Симей, сын Гировль; изыде же, исходяи, проклиная, и камениемъ меща на Давида и на вся отроки Давыдовы; и на вся люди, иже бша с ним, и на вся силныя одесную и ошуюю царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010