II. В числе рассуждений, к Истолковательному Богословию принадлежащих, должно поставить: 1) Читанное (апр. 20-го) Алексеем Платоновым, в котором подробно рассматривается многознаменательное взятие Иерихона ( Нав. 5:13–16; 6 ). Важность этого события открывается из соображения: 1) причин, побудивших Иисуса Навина к сему предприятию, 2) самого образа осады Иерихона, 3) обстоятельств, последовавших за взятием оного, наконец, 4) из представления таинственного и образовательного смысла сего происшествия. И, во-первых, причина, как войны предпринятой, так и победы одержанной, есть Сам Бог , пославший в явление Иисусу Навину Архистратига Своего, предающего град в руки его, в лице коего познается Сын Божий, Ангел лица Божия; Бог, Которого силе не могли воспротивиться многие соседние народы, защищавшие Иерихон, яко ключ земли обетованной; во-вторых, семидневное обхождение Иерихона в глубоком молчании и чудесное в день седьмой разрушение стен оного от воскликновения дает поводы к подробнейшему обозрению священной важности, из многих мест Св. Писания открываемой, числа седмиричного, полноту и совершенство означающего. После сего проклятие Иерихона подает случай к изъяснению троякого рода клятвы, употребляемой 1) над всем посвященным на служение Церкви и жрецам, 2) над всем освященным Самому Господу и 3) разрушительной, обрекающей на конечную погибель, к каковой относится и проклятие на Иерихон, тем более важное, что и самый тот, кто бы восхотел когда-нибудь восстановить стены оного, подвергается равномерной клятве. Наконец, в наследовании земли обетованной приводится образ исполнения для Церкви Ветхозаветной великих обетований, от начала мира Ей возвещаемых, а вместе подобие обновления каждого верного от пустыни мира, или от бесплодных оправданий чрез дела закона. преходящего к благодатному Царству живой веры. 2) Рассуждение (читанное 4-го мая) Ильи Поройкова, которое имеет предметом определить действительное значение обета Иеффаева, описанного в книге Судей ( Суд. 11:30–40 ). После предварительного замечания, сколь важно иметь истинное понятие о сем знаменитом в истории свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1:2). Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею. Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Могучая Иерихонская крепость надменно взирала на еврейский лагерь. Не впервые волны агрессора, пришедшего с востока, разбивались о стены Иерихона и потом откатывались назад в свои далекие страны. Иисус Навин был опытным вождем и не рискнул вслепую бросить свои отряды на штурм крепости. Прежде всего он хотел получить сведения о силе гарнизона и оборонительных сооружениях. С этой целью он послал в разведку двух воинов, переодев их в ханаанские одежды. Смешавшись с толпой торговцев, ремесленников и крестьян, соглядатаи прошли городские ворота и, чтобы не навлечь на себя подозрения, зашли в дом блудницы, которую звали Раав. Дом ее был удобен для разведчиков, так как примыкал к городской стене и был недалеко от городских ворот. С него удобно было наблюдать за городом, а в случае опасности можно было быстро покинуть Иерихон. Раав была женщина весьма сообразительная — она сразу распознала чужеземцев и даже догадалась, кто они такие. Но несмотря на это, она оказала им гостеприимство. Раав верила, что Бог израильтян есть Истинный Бог, Который чудесным образом поможет им захватить Иерихон и весь Ханаан, как он помог им выйти из страны рабства. Но, несмотря на все предосторожности разведчиков, иерихонцы, следившие за всеми подозрительными личностями, узнали о их присутствии и донесли царю. Иерихонский царь немедленно послал стражу в дом Раав с приказом задержать подозрительных незнакомцев. Раав через окно увидела приближающихся царских стражей, живо повела соглядатаев на крышу дома и спрятала их там в снопах льна, а посланным от царя сказала: «Точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их» (Нав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (adv. haer. IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). Глава XII Награда за веру и гостеприимство Раав. За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы схватив, предать их смерти. Но гостеприимная Раав, принявши их к себе, скрыла на верху своего дома в снопах льна. И когда посланные от царя явились к ней и говорили: люди пришли к тебе, соглядатаи земли нашей, выведи их, так повелевает царь, то она отвечала: приходили ко ныне два человека, которых вы ищете, но они скоро ушли, и теперь в пути; таким образом, она не показала их посланным. А мужам тем сказала: знаю верно, что Господь Бог ваш предаст вам этот город; потому что страх и трепет от вас напал на живущих в нем. Итак, когда удастся вам взять его, сохраните меня и дом отца моего. А они сказали ей: будет так, как ты сказала нам. Как скоро узнаешь о приближении нашем, собери всех своих под кровлю твою и будут целы, а кто будет найден вне дома, погибнет (Нав. 2; см. Евр. 11, 31). Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, - и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровью Господа Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У Иустина (Dial с. Tryph. II, III), Иринея (adv. haer. IV, 20) и др. Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). Глава XIII Увещание к смирению. Итак, будем смиренны, братья, отложив всякое надмение, гордость, неразумие и гнев, и будем поступать, как написано. Ибо говорит Дух Святой: " да не похвалится мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею, ни богатый богатством своим, но хвалящийся пусть хвалится Господом, ища Его, и творя суд и правду " (Иер. 9, 2223). Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушно. Он так сказал: " милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам " Этою заповедью и этими внушениями утвердим себя, чтобы ходить со смирением, повинуясь святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: " на кого воззрю, - только на кроткого и тихого, и трепещущего слов Моих " (Ис. 16, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Молитва сбилась. Мы улыбнулись, но пошли дальше… Сделали полный круг, охватывающий оба наших участка. Какая реакция населения? Внешне – никакая. Но, думаю, наблюдающих из всех соседских окон за этой странной «похоронной процессией» было немало… 7 октября – второй крестный ход. Внутри нашего периметра есть горка. При нашем приближении дети перестали с неё кататься и замерли: – Смотри, смотри: настоящий батюшка идёт! С кадилом! 14 октября – третий крестный ход. Всё больше и больше жителей Плодового узнавали о наших «странностях». Иногда останавливались и провожали нас долгим взглядом. Из дверей магазина арендаторов при нашем появлении стали показываться отчего-то напряжённые лица продавцов. А все разговоры соседских стариков при приближении крестного хода уважительно затихали… Октябрь 2018 21 октября – четвёртый крестный ход. Чаще и чаще с нами идут дети. Просят себе иконы и встают среди взрослых 21 октября – четвёртый крестный ход. Чаще и чаще с нами идут дети. Просят себе иконы и встают среди взрослых. Один мальчик сегодня в ряд не встал – бежит рядом. Хотя прошлый раз с удовольствием шёл с иконой. – Ты что? Сегодня не идёшь с нами? – интересуюсь я. – А мне мама не разрешила. Я-то думал, что я русский, а она сказала, что я, оказывается, татарин, – растерянно развёл ручками малыш. Он был явно расстроен. 28 октября – пятый крестный ход. Наверное, здесь уместно вспомнить слова владыки Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского. Описывая взятие Иерихона Иисусом Навином (Нав. 6:2–3), он изумительно тонко изобразил настроение обороняющихся: «Весь еврейский народ должен шесть дней по одному разу обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Осажденные взбирались на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими действиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магический смысл. Ибо с тех пор, как стоит Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Было в этом что-то тревожное, подвергающее дух осажденных тяжкому испытанию».

http://pravoslavie.ru/144173.html

Из седми же народов сих, не оставляй никого из них имеющим дыхание: да не научат тебя согрешить предо Мною (Втор.20:16,18). Научая не малодушествовать тех из нас, которые говорят: скоро ли истребишь их, когда их столько, сказал: Не возможеши погубити их в один год, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но мало–помалу, пока умножишься и возрастешь… и умножит Бог пределы твои (Втор.7: 22). Много раз также заповедовал им Бог, говоря: Внимай, да не когда положишь завет с хананеями, которых Я намерен истребить от лица твоего (Втор.7:2). 20. Также, когда Иисус Навин пошел и окружил Иерихон и разрушил его, Бог сказал: Прокляни его, и все что его (Нав.6:16). Еще: когда Иисус хотел сразиться с (жителями) Гая, то Израиль побежал от лица их, не могши противостоять врагам, по причине малого нечего, находившегося под клятвою, что украл Ахар. Тогда Иисус, падши на лице, восплакал пред Богом, говоря: Отврати Израиль выю свою пред враги своими, и Я что сотворю? И сказал ему Архистратиг силы Господней: так как на тебе клятва, Израиль, то не можешь ты устоять против врагов своих (Нав.7:8–13). И (Иисус) не вышел уже на брань, пока не истребил Ахара. Видим также, что Бог отъял царство у Саула, по причине клятвы, какой подвергся он из–за Амалика. И еще: за то, что Ионафан омочил жезл свой (в соте медвене) и обратил во уста свои, Бог не услышал Израиля в день той (1 Цар.14:27–37). Опять Екклезиаст, научая нас, что и малейшая страсть уничтожает силу добродетелей, говорит: Мухи умершия сгнояют елея сладость (Еккл.10:1). Иезекииль также говорит: в какой день совратится праведник от пути правды своея и сотворит неправду, дам болезнь на лице его, и правды его не помяну (Иез.18:24). Опять апостол говорит: Мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Анания же и Сапфира, жена его, когда, взявши (себе) из цены села, солгали, тотчас пали у ног апостолов и испустили дух за малое дело сие. Опять Иаков говорит: Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак.2:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Так опять же, семью обхождениями и столькими же трубами с таинственным восклицанием обрушив считавшийся трудно-одолимым или даже вовсе неодолимым город Иерихон, [Иисус Навин] таинственно явил То же Самое Слово Божие победителем мира и скончателем века посредством ума и рассудка, то есть, ведения и добродетели. Чего образом служили ковчег и трубы, показывая последующим Ему, что чувственный век легко преодолим и низвергаем, и что ничего нет из числа относящегося к нему, что было бы необходимо испробовать рачителям божественных благ, ибо все это сопряжено со смертью и тлением и бывает причиной Божия негодования. И являет это Ахар сын Хармии ( Нав.7:1, 18–26 ), [символизирующий собою] беспокойный и привязанный к вещественному помысел усвоить себе нечто из чувственного, приобретший по Божию суду наиплачевную оную смерть, которую соделывает Слово, потопляя во глубине лукавой совести достойного такого наказания. XIV (V,10). Умозрение о Тире и о царе его, и о пленении его. Так, опять же, и от написанного: в то время взя Асор, и царя его уби мечем, и все дышущее изби в нем: Асор бо бе прежде обладающий всеми странами 53 ( Нав.11:10–11 ), поучались они [т.е., те совершенные, о которых шла речь, кому удалось с помощью разума и созерцания расторгнуть вещество и плотское сие ], во образ каких таинств предложены были [эти] слова, что истинный Спаситель наш Иисус Христос , Сын Божий, низложитель лукавых сил, и наследодатель достойных благодати, во время Своего вочеловечения Крестом пленивший грех и царя его – диавола (ибо некогда грех, царствуя, обладал всеми (Ср. Рим.5:21 )) убил (Ср. 2Сол.2:8 ) «глаголом силы Своея» ( Евр.1:3 ) и истребил все дышущее в нем, то есть, – [живущие] в нас страсти и происходящие от них лукавые и скверные помышления, дабы никоим образом в тех, кто Христов и живет по Христу, грех более не мог бы по подобию дышущих жить и двигаться. XV (V,11). Умозрение на слова: «Небеса поведают славу Божию» (Пс.18:1). Так Давид, бывший после них [т.е., Моисея и Иисуса Навина] по времени, но равным им по духу,– я пропускаю Судей, заключающих в своем житии множество тайн,– слухом ума услышав «поведающие славу Божию небеса» и «творение руку Его возвещающую твердь» (вот чудо, ведь Создатель не вложил в них душу!) от бездушных воспринял словеса о богословии и, насколько это возможно человекам, поучил о тропосах промысла и суда по результатам [жизни], не постигая [впрочем] логосов, коими разнообразится по частям существование целого. XVI (V,12). Умозрение на слова: «отец мой и мати моя остависта мя» (Пс.26:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1 . Иерихон. 2. Гай. 3. Иерусалим. 4. Хеврон. 5. Иармуф. 6. Лахис. 7. Еглон. 8. Газер. 9. Давир. 10. Гадер. 11. Хорма. 12. Арад. 13. Ливна. 14 Оделлам. 15. Макед. 16. Вефиль. 17. Таппуах. 18. Хефер. 19. Афек. 20. Шарон. 21. Мадон. 22. Асор. 23. Шимрон-Мерон. 24. Ахсаф. 25. Фаанах. 26. Мегиддон. 27. Кедес. 28. Иокнеам. 29. Дор. 30. Гоим. 31. Фирца ( Нав.12:9–24 ). § 10. Разделение земли Ханаанской между коленами Израильскими Разделяя землю Ханаанскую, Моисей и Иисус Навин сообразовались с численностью каждого колена. «И сказал Господь Моисею, говоря: кто многочисленнее, тем дай удел более, а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел сообразно с числом, вошедшим в исчисление» ( Чис.26:52–54 ). Исчислены же были только лица мужеского пола, годные для войны. Колено Рувимово (43730 человек) и колено Гадово (40500 ч.), имея большие стада, просили Моисея, чтобы он не переводил их за Иордан и дал им во владение страны на востоке Иордана, как изобилующие пастбищами ( Чис.32:1–5 ). Моисей исполнил их просьбу, с условием, что оба колена перейдут Иордан и помогут своим братьям довершить покорение земли Ханаанской. Эти два колена утвердились между Арноном и Иавоком: колено Рувимово – на юге, a колено Гадово – на севере. – Часть колена Манассиина , потомки Махира, сделав покорения в этих же областях, утвердилась на севере Иавока, в стране Васан и в Авране. В колене Манассиином числилось 52700 человек ( Втор.3:12, 13, 18 ; Нав.4:12–13; 13:8–12 ; Чис.26:7, 18, 34 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Рувимову: Ароер на берегу потока Арнона, Есевон, Елеале, Иааца, Кедемоф, Мефааф, Кириафаим, Сивма, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Гадову: Иазер, Атароф, Ароер пред Раббою, Рамоф , или Рамаф-Мицфа, Ветоним, Маханаим, Давир, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, восточному полуколену Манассиину: Астароф, Едрея, Кенаф, Покоривши страны на востоке Иордана, Моисей умер на горе Нево ( Втор.34:1, 5 ). Страну на западе Иордана Иисус Навин разделил между остальными коленами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10 Аммонитский. См. ком. к 1Цар. 11,1 . 10 окажу я милость Аннону, сыну Наасову. Дружеские взаимоотношения этих двух царей возникли, должно быть, в период, когда Давид был вынужден скрываться от Саула. 10 чтобы осмотреть город. По всей видимости, имеется в виду столица аммонитян Равва (см. ком. к 11,1). 10 обрил каждому из них половину бороды. Обритие бороды служило знаком траура ( Ис. 15,2 ; Иер. 41,5; 48,37 ), и, таким образом, поступок Аннона можно расценить как насмешку над намерением Давида оказать царю аммонитян милость за благодеяние, сделанное ему когда-то ранее покойным Маасом (ст. 2). 10 в Иерихоне. Иерихон первый населенный пункт на обратном пути Давидовых послов. В связи с Иерихоном см. Чис. 22,1 ; Нав. 2,1; 6,26 ; 3Цар. 16,34 . 10 Сирийцев из Беф-Рехова... Сувы двадцать тысяч пеших. См. 8,3 и ком. Беф-Рехов располагался к юго-западу от Сувы ( Чис. 13,22 ; Суд. 18,28 ). у царя... Маахи. Город Мааха находился к северу от озера Голан ( Втор. 3,14 ; Нав. 13,11–13 ; ср. 3,3; Быт. 22,20–24 ). из Истова. Этот город предположительно находился приблизительно в семидесяти километрах к северу от Раввы (см. ком. к 11,1; Суд. 11,3.5 ). 10 послал Иоава. См. ком. к 2,18. 10 поручил Авессе. См. ком. к 2,18. 10 будь мужествен... а Господь сделает, что Ему угодно. В трудном положении, когда израильтяне были вынуждены сражаться с двумя противниками одновременно, Иоав, подобно филистимлянам ( 1Цар. 4,9 ), взывает к человеческому мужеству, но, в отличие от них, признает, что в конечном счете исход войны зависит от того, что будет угодно Господу (ср. слова Давида, 15,26). 10 возвратился Иоав. Очевидно, что Иоав возвратился в Иерусалим, не взяв Раввы (11,1; 12,2–29). 10 Адраазар. См. 8,3 и ком. к Еламу. Поселение приблизительно в двадцати километрах к северу от Истова (см. ком. к ст. 6). 10 Сирийцы боялись более помогать Аммонитянам. Тем самым они облегчили Израилю второй поход против аммонитян, о котором повествуется в следующей главе. Глава 11 11 в то время, когда выходят цари в походы. Т.е. весной, когда прекращались затяжные зимние дожди, а до сбора урожая было еще далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

86 См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XVI, 2 – XVII, 8; Iuuencus. Evangeliorum l. IV, 631 (CSEL 24. P. 138). 92 108,7 км. В этом месте в издании CCSL, на котором основан этот перевод, издатель Ж. Фрепон дает на полях имя Hieronymus («Иероним»), хотя оно указано только в двух из семи рукописей, на которых основано это издание. Как было сказано, для Беды характерно указание своих источников на полях, однако это могла быть и работа позднейших переписчиков. В любом случае, в корпусе сочинений Иеронима до сих пор не найдено места, из которого могло быть взята эта цитата. 111 Быт. 35:21 ; См. Hieronymus Stridonensis. De nominibus hebraicis, A (CCSL 72:88, 29); Idem. Hebraicae quaestiones in libro Geneseos, 35, 21 (CCSL 72: 43, 21–24). Здесь Беда позволяет себе вольность и изменяет Адамнаново Gader на Ader. Делает он это для того, чтобы привлечь Иеронимову этимологию слова Ader и провести параллель между названием места и теми, кто здесь похоронен. 119 Быт. 13:18 ; См. Adamnanus. De loc. sanc., II, xi, 2–20. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О местоположении Хеврона и могилах отцов») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 17. 122 См. Adamnanus. De loc. sanc., II, XIII, 1–8. Ис. Нав. 2: 1–6 . Согласно Адамнану, который является здесь источником Беды, три случая, когда Иерихон был разрушен до основания, следующие: 1. когда Иисус Навин разрушил город во время завоевания Ханаана (Ис. Нав. 6: 20–24 ); 2. когда римляне захватили Иерусалим (70 г. н.э. или 132 г. н.э.); 3. какой-то точно не определенный случай после второго разрушения. Так как Адамнан, говоря об истории Иерихона до его третьего разрушения, почти дословно копирует Liber locorum Иеронима, можно заключить, что третье разрушение произошло уже после смерти Иеронима, то есть с V по VII в. Если ставить под сомнение реальность существования Аркульфа, источник информации Адамнана и Беды в этом месте остается неизвестным. 130 греч. μροβλνος – миробалан (предполож. плод бегена – Moringa oleifera, – масло которого употреблялось для приготовления благовонных мазей). Ibid. IV, XVII, 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

I. Пророки древнейшие Книга Иисуса Навина Первое по порядку место в ряду древнейших пророков занимает книга Иисуса Навина, которая содержит в себе повествование о событиях Израильской истории от смерти Моисея до смерти и погребения Элеазара, сына Ааронова, первосвященника. Эта книга в переводе LXX имеет несколько больший объем сравнительно с еврейским подлинником: в конце последней, 24-й, главы находится замечательное во многих отношениях прибавление ( Нав.24:34–36 ), которое составляет переход к повествованию 15-го стиха 3-й главы книги Судей ( Суд.3:15 ). В 6-й главе вставлен 25-й стих, об исполнении пророческого проклятия Иисуса Навина над некоим Азаном или Ахиилом, дерзнувшим восстановить город Иерихон ( Нав.6:25 ). Есть и другие, сравнительно с еврейским текстом, прибавления. a) Отношение книги Иисуса Навина к Пятикнижию Вопрос о происхождении этой книги в большинстве исследований последнего времени рассматривается в тесной связи с вопросом о происхождении Пятикнижия. По мнению большинства новейших ученых, книга Иисуса Навина первоначально не имела отдельного и самостоятельного существования, как теперь, но составляла заключительную часть одного обширного исторического целого, которое начиналось книгой Бытия. Соответственно этому, в параллель названию Πενττευχος – «Пятикнижие« вошло в употребление и получило право гражданства в новейшей ветхозаветной науке. Другое название ξτευχος – »Шестикнижие», которое признается более правильным, чем первое, и прилагается к 5 книгам Моисеевым и книге Иисуса Навина, как одному литературному целому. Выделение книги из целого и помещение во главе писаний пророческих, по мнению ученых, последовало в очень позднее время, скорее всего в послепленный период, при заключительной редакции всех св. книг ветхозаветного канона (при Ездре) 233 . Мнение о первоначальной принадлежности книги Иисуса Навина к предполагаемому Шестикнижию опирается на следующие основания: 1) По всем шести книгам строго и последовательно проведен один и тот же план, так что Пятикнижие Моисеево было бы непонятно без книги Иисуса Навина: ему недоставало бы необходимого заключения. Равным образом, и книга Иисуса Навина во всех своих частях примыкает к предшествующему повествованию Пятикнижия, составляя его непосредственное продолжение. 2) В ней можно проследить те же первоисточники, те же разнообразные приемы повествования и филологические особенности, которые научно-критический анализ открывает в книгах Моисеевых: знакомые читателю из Пятикнижия Иеговист 1-й, Элогист, или по другим Анналист, Теократ и повествователи-пророки снова встречают его и в книге Иисуса Навина. И автор Второзакония (девтерономист) оставил в ней ясные следы своих характеристических литературных приемов и свойственных ему религиозных воззрений; по местам есть признаки участия в составлении книги нескольких разновременных редакторов; вообще дух, характер, стиль, язык и состав книги Иисуса Навина одни и те же, что и в книгах Моисеевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010