Переведенного мною: и взглянул, и вот в стене одна скважина у Семидесяти нет. Так как все изображается как бы в образе и в виде картины, то он говорит, что он увидал в стене скважину, и ему дается повеление прокопать ее и расширить, конечно, для того, чтобы чрез раскрытую скважину он мог далее войти и видеть то, чего он не мог видеть, будучи снаружи. Чрез это дается знать, что как в церквах, так в каждом из нас чрез малые пороки обнаруживаются большие и как бы чрез некоторого рода скважины можно достигать до самых больших мерзостей. Ибо по плодам познается дерево и от избытка сердца говорят уста (Матф. 12:33-34). Признаком внутреннего [настроения] человека служат нечаянно произносимые слова; таким образом похотливого человека, искусно скрывающего свои пороки, иногда уличает бесстыдная речь, и скупость, таящаяся внутри, обнаруживается в страсти [к приобретению] маловажной вещи. Ибо чрез меньшее обнаруживается большее, и совесть не может укрываться при помощи лица и глаз, так как необузданная и сладострастная мысль просвечивается на лице и сердечные тайны обнаруживаются чрез телодвижения и жесты.    Ст. 10. И, вошедши, я взглянул, и вот всякое подобие пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева написаны на стене кругом со всех сторон.    Не только идол ревности стоял при входе в северные врата, но и на всех стенах храма были написаны различные изображения идолов, так что не было ни одного животного, которое не было бы изображено на стене. Мы и доселе видим, что в капищах идольских и в храмах языческих безрассудная религия чтит все роды животных. Поэтому и Виргилий говорит:    И чудовищные образы всякого рода богов, и дающий Анубис,    как будто бы и те не чудовища, коих он восхваляет:    Против Нептуна, Венеры и против Минервы.    Можем мы и на стенах нашего храма указать изображения идольские, коль скоро мы подвергаемся всяким порокам и изображаем в сердце своем сознание грехов и разного рода образы. О них и в псалме говорится: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши (Псал. 72:20). И в другом месте: убо образом ходит человек (Псал. 38:7), — в том именно смысле, что нет ни одного человека, который не имел бы какого либо образа, или святости или греха. Поэтому яростным и гневливым говорится: ярость их по подобию змиину, яко аспида и затыкающего уши свои, иже не услышат гласа обаявающих (Псал. 57:5-6). И о людях непотребных: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати огнь будущего гнева (Матф. 3:7). И о людях лукавых и коварных: шедше рцыте лису тому (Лук. 13:32). И о пристращающихся к женщинам: кони женонеистовне сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше (Иерем. 5:8). Также о безрассудных и безумствующих: не будите яко конь и меск, им же несть разумения (Псал. 31:9). И еще: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (там же), и многое подобного рода. Поставленного же нами: и вот всякое подобие пресмыкающихся и животных у Семидесяти нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 34. Ныне же я, Навуходоносор, хвалю, величаю и прославляю Царя небесного, потому что все дела Его истинны, и пути Его правосудны, и Он может смирит ходящих гордо.    Навуходоносор понял, почему он подвергся семилетнему наказанию, и что он потому был принижен, что возгордился пред Богом.    Глава V. Ст. 1. Царь Валтасар сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих, и каждый пил по возрасту своему.    Нужно знать, что это не сын Навуходоносора, как обыкновенно полагают читатели; но по Берозу, написавшему халдейскую историю, и Иосифу, который следует Берозу , после Навуходоносора, царствовавшего сорок три года, вступил на царство сын его, называвшийся Евилмародахом, о котором Иеремия пишет, что он в первое лето царства своего вознесе главу Иоакима, царя иудина, и изведе его из дома темничного (Иерем. 52:31). Тот же Иосифь сообщает, что по смерти Евилмародаха на царство отца вступил сын его Неглисар, а после него опять сын его Лабосордах, по смерти которого воцарился сын его Валтасар, о котором теперь говорит Писание и по умерщвлении которого Дарием, царем мидийским, бывшим дядею Кира, царя персидского, и Киром персидским (эти два царства Исаия [в гл. 21] называет всадником на колеснице, запряженной в верблюда и осла), халдейское царство было разрушено. Тоже пишет и Ксенофонт в „Детстве Кира Старшего», и Помпей Трог и многие другие, писавшие историю иноземных народов. Некоторые полагают, что этот Дарий в греческих книгах называется Астиагом, по мнению других — это сын Астиага, называвшийся у греков другим именем. И каждый из вельмож (principibus) пил по возрасту своему, или, как прочие переводчики перевели: сам царь пил вино пред всеми вельможами, которых он призвал.    Ст. 2. Уже опьянев, он приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма, бывшего в Иерусалиме, чтобы пить из них царю и проч.    Евреи передают такого рода басню: до семидесятого года, в который, по словам Иеремии, должно последовать освобождение народа иудейского из плена, о чем и Захария в начале книги своей говорит, Валтасар, считая обетование Божие недействительным и обещанное ложным, обрадовался и устроил большой пир, издеваясь некоторым образом над надеждою иудеев и над сосудами храма; но тотчас последовало отмщение. Что же касается того, что Навуходоносор называется отцом Валтасара, то это ее может ввести в заблуждение тех, которые знают, что в Священном Писании обыкновенно все прадеды и предки называются отцами. Также на то нужно обратить внимание, что (Валтасар) делает это не в трезвом виде, но тогда, когда он опьянел и позабыл о наказании, постигшем прадеда его, Навуходоносора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Игнатий и Каллист Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав «Наставление безмолвствующим» св. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов «является бесценным сжатым изложением всей сути «Добротолюбия», как писал Плакида (Дезей). Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставления безмолвствующим, в сотне глав Главы 1 — 20   1) О нужде научать друг друга добру. Нам, которые, яко чада Света и наследники Божии, сонаследники же Христовы, по обетованию же божественному должны быть научаемы самим Богом (Ин. 6, 45), носить неизреченно в сердце яснее пламени написанным Новый Завет, и управляться благим и правым Духом, надлежало бы жить Ангелоподражательно и никакой не иметь нужды, чтоб кто либо научал нас: познай Господа (Иерем. 31, 34). Но как ныне с одной стороны наше с детства отклонение от добраго и уклонение к худому, с другой обольщение и непримиримая вражда против нас лютаго велиара, научают нас, отвратившись от спасительных и боготворных заповедей, носиться по душепагубным стремнинам, и, что всего плачевнее, возбуждают нас против самих себя и мудрствовать и действовать, до того, что, по слову Божию, несть разумеваяй или взыскаяй Бога, и мы все, уклонившись от праваго пути, стали неключимы (Пс. 13, 2. 3), плотяны и безблагодатны: то крайнюю имеем нужду во взаимном друг друга направлении к добру и содействии в том. 2) Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того. Так как ты, движимый, по слову Господню, желанием испытывать божественныя животворныя Писания и посвященным соделаться в таинства их непогрешительно, часто просил и у нас неключимых слова и писаннаго правила, на пользу себе, а, может быть, и другим, как сам говоришь: то мы, если не прежде, то теперь должным сочли исполнить, с Божиею помощию, похвальное желание твое, забыв из любви к тебе и пользы ради твоей, о нашей совоспитаннице — лености, и тебе подражая в твоем рвении к добру и твоем неутомимом трудолюбии, чадо наше духовное и возлюбленнейшее, паче же всего устрашившись Божия осуждения, которым угрожается всякому, скрывающему талант свой, а при этом и заповедь отеческую желая исполнить, которую запоаведали нам отцы наши и учители духовные, чтоб мы и другим боголюбивым вверяли то, чему от них научились. Бог же, Отец любви, и всех вообще благ всещедрый раздаятель, дававший слово и скотам несмысленным, да дарует нам, нескорым и немотствующим, благопотребное слово во отверзение уст наших, на пользу слышащих, тебе же и прилучающимся, по слову своему, да приложит ухо мудро и разумно слушать сие, и, как Ему любезно, неуклонно жительствовать по сему: ибо без Него, как написано, не можем мы делать ничего душеполезнаго и спасительнаго (Ин. 15, 5), и: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующии (Пс. 126, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Напротив, нам известно, что поименованное место было для них главнейшей опорой в борьбе с христианством 650 . Оно выставлялось при Аристоте Пелльском 651 , и с ним должны были бороться Иустин М. и Тертуллиан , а при Иерониме оно направлялось к подрыву самого кардинального пункта христианской веры. И замечательно, что иудейская мысль не смущалась затруднениями и умела преодолевать их. Она заявляла, что Христос проклят и потому не Мессия. В этом была не малая опасность и для нее самой. В тяжелые времена Сирийского и Римского владычества иудейские патриоты подвергались всяческим поруганиям, и распятие применялось к ним в весьма широких размерах. По силе законнического правила и на них неизбежно падало клятвенное поношение. Легко понять, как не выносимо было для иудейской совести, что национальные герои будут проклятыми от Бога. И вот возникает новое и удобное толкование, что проклятие относится к самому факту повешения и всецело ложится на голову мучителей. Одна беда была предотвращена, но тогда притупляется и острие антихристианской полемики. В предотвращение этого она опять изобретает счастливый поворот, прибавляя к интерпретации Псевдо-Ионафановского таргума оговорку: «если это распятие не произошло по вине грехов», чтó признавалось несомненным для Искупителя и отрицалось для иудейских мучеников 652 . Все изложенное громко свидетельствует о неприступности и недоступности фарисейского номизма для пророческих увещаний. Они не встречали себе ни малейшего отклика и не могли пробить каменную стену законничества, за которой иудей чувствовал себя и безопасным и всеблаженным, обеспеченным в своих мессианских упованиях. Он созидал их на своей праведности и не чувствовал нужды в иных средствах кроме разве прощения беззаконий (Иерем. 31:34) ради заслуг праотцев и Мессии 653 . Не разочаровывала его в светлых надеждах и неоспоримая низменность нравственно-религиозного уровня в Израиле, поскольку она поднималась до желанной высоты на весах суда Божия преизобилием добродетелей у святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Цюрих, 1854. 891 Что кто-либо, по причине своей несостоятельности при плате долгов, сам с детьми мог быть взят по праву заимодавцем и продаваться в рабство, об этом в законе не сказано ясно. Но в практике заимодавцы имели это право на личность и семейство должника ( 4Цар.4:1 ; Неем.5:5 слич. Ис.50:1 ; Иов.24:9 ). Это положение дел Винер, R. W. 11 стр. 475 находит (как у Греков Беккер, Charikl. 11 стр. 32) «не законным», напротив Михаэлис (mos. К. 111. § 148) и Заальшутц (Mos. R. стр. 707) считают основанным на законе. Относящиеся сюда места Лев.25:39 и 47 можно понимать так, что обедневший продает себя другому, потому что сам не в состоянии более содержать себя и свое семейство. Но эти места могут быть понимаемы также таким образом, что он, не будучи в состоянии заплатить своего долга, вынужден был или сам продать себя или судом был приговорен заимодавцу в рабы, чтобы тот мог выбрать свой долг до юбилейного года. 892 Так как закон говорит о «еврее» рабе (ebed ibri), а не употребляет названия «Израильтянин», то Заальшутц не хочет понимать под этими рабами Израильтян, но или «совершенно особенный класс лиц, которые, хотя не принадлежали к язычеству, однакож не были рассматриваемы также и как настоящие Израильтяне» (Mos. R. стр. 730 и д.), или «из страны евреев, т. е. из первоначальной родины их перешедших соплеменников, с которыми они состояли в союзе». Быт.31:44 и д. (Archaol. 11, стр. 240). Но эти мнения обличаются, как ошибочные, не только 34-ю главою Иерем., ст. 9, где ibri объясняется чрез jehudi, но также уже 15-ю гл. 12 ст. Второз., где ibri отмечается ясно, как имя Израильтянина, прибавкою achischa, твой брат. Напротив место Лев.25:35 не может иметь значения, потому что здесь achischa «употреблено не о чужестранце», здесь только сказано: «он (твой обедневший брат, который по нужде должен был продать свою вотчину) пусть живет у тебя, как пришлец и поселенец. Слич. еще Кнобель на Исх.21:2 . 893 Прокалывание ушей встречается у многих восточных народов, как знак повиновения не только для рабов, но и дервишей и других лиц посвященных божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы ИНОКОВ КАЛЛИСТА И ИГНАТИЯ КСАНФОПУЛОВ наставления безмолвствующим, в сотне глав 1. О нужде научать друг друга добру. Нам, которые, яко чада Света и наследники Божии, сонаследники же Христовы, по обетованию же божественному должны быть научаемы самим Богом ( Ин. 6, 45 ), носить неизреченно в сердце яснее пламени написанным Новый Завет , и управляться благим и правым Духом, надлежало бы жить Ангелоподражательно и никакой не иметь нужды, чтоб кто-либо научал нас: «познай Господа» (Иерем. 31, 34). Но как ныне с одной стороны наше с детства отклонение от доброго и уклонение к худому, с другой обольщение и непримиримая вражда против нас лютого велиара, научают нас, отвратившись от спасительных и боготворных заповедей, носиться по душепагубным стремнинам, и, что всего плачевнее, возбуждают нас против самих себя и мудрствовать и действовать, до того, что, по слову Божию, «несть разумеваяй или взыскаяй Бога», и мы все, уклонившись от правого пути, стали неключимы ( Пс. 13, 2. 3 ), плотяны и безблагодатны: то крайнюю имеем нужду во взаимном друг друга направлении к добру и содействии в том. 2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того. Так как ты, движимый, по слову Господню, желанием испытывать божественные животворные Писания и посвященным сделаться в таинства их непогрешительно, часто просил и у нас неключимых слова и писанного правила, на пользу себе, а, может быть, и другим, как сам говоришь: то мы, если не прежде, то теперь должным сочли исполнить, с Божией помощью, похвальное желание твое, забыв из любви к тебе и пользы ради твоей, о нашей совоспитаннице – лености, и тебе подражая в твоем рвении к добру и твоем неутомимом трудолюбии, чадо наше духовное и возлюбленнейшее, паче же всего устрашившись Божия осуждения, которым угрожается всякому, скрывающему талант свой, а при этом и заповедь отеческую желая исполнить, которую заповедали нам отцы наши и учители духовные, чтоб мы и другим боголюбивым вверяли то, чему от них научились. Бог же, Отец любви, и всех вообще благ всещедрый раздаятель, дававший слово и скотам несмысленным, да дарует нам, нескорым и немотствующим, благопотребное слово во отверзение уст наших, на пользу слышащих, тебе же и прилучающимся, по слову своему, да приложит ухо мудро и разумно слушать сие, и, как Ему любезно, неуклонно жительствовать по сему: ибо без Него, как написано, не можем мы делать ничего душеполезного и спасительного ( Ин. 15, 5 ), и: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующии» ( Пс. 126, 1 ). 3. Программа предлежащего наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   Вместо сего в книге Числ находим написанным следующее: „затем пусть будут отмерены границы с восточной стороны от города Енана, то есть Асер-Енона, до Сефама, и от Сефама пойдут границы до Реблы к источнику, потом они пойдут на восток в морю Хенерет и дойдут до Иордана и наконец преградятся морем“ (Числ. 34:10-11). Выше сказал: и будет граница от моря до Асер-Енона, граница с Дамаском. Таким образом от конца северной стороны, то есть двора Енан, идут границы по книге Числ до Сефама, который евреи называют Апамией, а от Апамии границы идут к Ребле, которая теперь называется Антиохиею Сирийсвою. А чтобы мы знали, что Ребла означает этот город, самый знаменитый теперь в Целе-Сирии, то далее следует: к источнику, очевидно, означающему Дафну, из какового источника вышеназванный город в большом изобилии пользуется водою. Место это при помощи войска было застроено Гнеем Помпеем, который первый подчинил. Иудею римской власти; от него же, по баснословию поэтов, получила название Дафна по причине лавровых и кипарисовых деревьев, которых весьма много в этом месте. Потом, говорит, пойдут границы к восточной стороне до моря Хенерет, до Тивериадского озера. Хотя оно имеет пресную воду, но называется морем сообразно с тою особенностию Писаний, что в них собрания вод называются морями. И пойдут, говорит, границы до Иордана и наконец преградятся морем, — или Мертвым морем или, как полагают другие, заливом Красного моря, на берегу которого расположена Агила, где теперь находится легион и гарнизон римский. Это сказано применительно к книге Числ. По Иезекиилю же граница [восточной стороны идет] между городом Авраном, находящимся в Дамасской пустыне, и между горою адскою, которая соединяется с холмами Ливана и досталась в удел Рувиму и Гаду и половине колена Манассиина и находится позади Финикии и Аравии. До этой горы достиг Иаков, отправившись из Харриса, и был настигнут Лаваном (Быт. гл. 31). О ней и Иеремия говорит: Галаад, ты мне глава Ливанская (Иерем. 22:6). Ее взял в стране Аморреев Галаад, сын Махира, сына Манассиина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Самые древние части названной системы это — паримии страстной седмицы и в частности — великих субботы и пятка. Литургийные паримии в. субботы собственно уже относятся к пасхальной службе, или — точнее — являются переходом между пасхами крестной и воскресной. Он принадлежат древнему христианскому бдению, совершавшемуся в ночь с субботы на воскресение в воспоминание воскресения Христа. Еще в упоминавшейся выше Дидаскалии» читаем: «в субботу собирайтесь все вместе, бодрствуйте всю ночь в молитве, в чтений пророков, Евангелия и псалмов со страхом и трепетом до третьего часа субботней ночи и тогда разрешайте свой пост”. В некоторых даже и позднейших греческих уставах, например, в студийском уставе патриарха Алексия (1025—1043), предписывается начинать великосубботную литургию в 11 ч. (т.е. в 5 ч.) вечера. Продолжительностью названного бдения объясняется большое (15) количество паримии в великую субботу. Их подбор очень сходен с подбором великосубботных чтений некоторых других церквей. Объясняется это, вероятно, тем, что последние некогда находились в близких отношениях с греческою церковью. С другой стороны, указанное сходство свидетельствует, что основа системы великосубботных чтений восходить к глубокой древности. Вот, например, подбор чтений армянской церкви:  1. Быт. 1:1—3,24 (ср. нашу первую паримии). 2. Быт. 22:1—18. 3. Исх. 12:1—24 (ср. 3-ю). 4. Ион. 1:2—4,11 (ср. 4-ю). 5. Исх. 14:24—15,21 (ср. 6-ю). 6. Иса. 60:1—13 (ср. 2-ю). 7. Иов. 38:1—41. 8. Нав. 1:1—9. 9. Иерем. 38:31—34 (ср. 14-ю). 10. Иез. 37:1—14. 11. Дан. 3 (лишь песнь трех отроков).    Интересна также система паримии церкви древнеиспанской (мозарабской):  1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 2:7—3. 3. Иса. 55. 4. Быт. 5:31—8,21. 5. Исх. 13:18—15,21 (ср. 6-ю). 6. Быт. 22:1—18 (ср. 10-ю). 7. Втор. 31:28—32, 3, 44—5. 8. Быт. 27:1—29. 9. Исх. 12:1—42 (ср. 3-ю). 10. 2 Пар. 34:1—4, 30—33, 35:1—19. 11. Иез. 37:1—14. 12. Дан. 3:1—24, 46—48, 49—51 (ср. 15-ю).    Приведенный порядок содержится в одном испанском лекционарии XI в. парижской Национальной библиотеки 2171): издатель его G. Morin относит его по содержании к половине VII-ro века. В других лекционариях мы находим подбор еще боле близкий к греческому и армянскому:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2Петр. 3:18 ). Быть может, кто-либо из вас скажет: приложимы ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-ти веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное понятие об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе и вообще в знаниях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, по словам пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31:34 Ср. Евр. 8:11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, мы скажем, что не только нецыи неведение Божие имут ( 1Кор. 15:34 ), а не погрешим, быть может, если скажем с пророком, что нет богопознания на земле ( Ос. 4:1 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат. Каждый добросовестный человек старается узнать все, что относится к его званию: купец изучает торговое дело; судья – законы; воин подготовляет себя для борьбы со врагом отечества; земледелец знакомится с лучшими приемами хлебопашества. Словом, всякий человек, который хочет принести пользу себе и другим, старается изучить все, что относится к его званию. Одни только христиане не хотят знать того, что относится к их христианскому служению и обязанностям, как членов общества верующих, св. Церкви; не хотят знать самой важной и спасительной науки о своем вечном спасении, забывая при этом, что богопознание, изучение веры требуется первой заповедью Закона Божия. И сказанное нами относится не только к простецам, но и к считающим себя образованными, которые, будучи сведущими в разных науках, обнаруживают в деле веры поразительное неведение. У большинства потерян вкус ко всему духовному. Недугует душа, болеет воля. Жизнь сбилась с пути, какой указал Бог. Люди как бы нарочно избегают того светоча, который мог бы осветить мрачный путь жизни. Вера ослабела везде, нерадение к вере поразительное. Таково религиозно-нравственное состояние жизни в настоящем. Не более утешительно и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Истина в христианстве – это Христос, а не доктрина или идеология. Останавливаясь на этой фундаментальной особенности христианства, архимандрит Иларион (Троицкий) замечает: «Христос не писал... Думается, если в достаточной мере поразмыслить над этим фактом, то можно уяснить себе отчасти самую сущность дела Христова. Другие религиозные вожди человечества, основатели различных школ философских обыкновенно писали и много, и охотно, а Христос ничего не писал. Не значит ли это, что дело Христово по существу своему совсем не то, что дело каких-нибудь философов, учителей, передовых представителей умственной жизни человечества? Да и сама Церковь , разве смотрела она на своего Основателя, —85— как на одного из учителей человечества? Разве усматривала она в Его учении существо Его дела?» 111 . Архимандрит Иларион ставит эти вопросы и предлагает «поразмыслить» над ними «в достаточной мере», т.к. понимает, что их поверхностное решение может привести к ответу, который не позволит «уяснить... самую сущность дела Христова». Этот ответ не трудно предугадать: Христос не писал не потому, что признавал Свое учение вторичным по отношению к тому делу, которое Он совершил, и не потому, что Он Сам – воплощенная Истина, а с учетом того, что Он имел учеников, которые и должны были впоследствии записать Его учение. Однако такой ответ расходится с известным высказыванием святителя Иоанна Златоуста , в котором он объясняет появление Священного Писания иными причинами. «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писаннаго, а обещал вместо Писаний даровать благодать Духа. «Той, – сказал Он им, – кк помянет вам вся» ( Ин. 14:26 ). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: «завещаю дому Израилеву... завет нов..., дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иерем. 31:31–34). «И будут вси научени Богом» ( Ин. 6:45 ). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010