Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иеремия прор. - житие Житие и страдание святого пророка Иеремии. Память 1 мая. Святой пророк Иеремия1 родился в Анафофе, городе священническом2, в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Сын священника Хелкии, он был предызбран и предназначен к пророческому служению, подобно Самуилу (1Цар.2), еще прежде рождения своего, как сказал о том Сам Господь: " Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя " (Иер.1:4-5). Святой Иеремия, священник по рождению своему, учитель же и пророк по званию от Бога, был, по свидетельству святого Игнатия Богоносца, девственником в продолжении всей жизни своей (Иер.16:2). На пророческое служение он выступил в 630 г. до Р. Х., - еще в нежном юношеском возрасте, как то видно из первой главы его книги, где повествуется, что на призыв от Господа к пророчеству он так выразил свое смущение: - О Господи Боже! - я не умею говорить, ибо я еще молод - отрок. Господь же ободрил его и, одаряя его разумом человека взрослого и совершенного, сказал: - Не говори: " Я молод " , ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что Я повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя. Сказав это, Господь простер руку Свою и, коснувшись уст Иеремииных, изрек ему: - Вот Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в день сей над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (греховную, беззаконную жизнь людскую) и на месте разрушенного и искорененного вновь созидать и насаждать " (добрые нравы и богоугодную жизнь людей) (Иер.1:7-10). Это слово Господа, призвавшее Иеремию на пророческое служение, было во дни Иосии, царя Иудейского, в тринадцатом году его царствования3; святому же пророку тогда шел пятнадцатый год от рождения: в столь юном возрасте он сделался орудием действенной благодати Божией! В те времена иудейский народ хотя наружно и хранил преданность вере отеческой, поклонялся Богу истинному, изведшему его некогда из Египта, но внутренне далек был от истинного служения Ему. Входя в близкие сношения с окрестными народами, иудеи нравственно были развращены; подчиняясь чужим обычаям, они в большинстве своем, особенно зажиточные и властные из них, служили языческим мерзостям. Не только в окрестностях Иерусалима, по холмам и долинам, но и в самом Иерусалиме, подле храма Господня, воздвигнутого Соломоном, были поставлены идолы, которым приносились жертвы также, как истинному Богу. Это нравственное тление, глубоко проникавшее в народную жизнь, возбуждая справедливый гнев Божий, приготовляло Иудейской земле разорения и пагубу, что и предуказано было святому Иеремии в двух видениях: жезла орехового и кипящего котла. И было слово Господне к Иеремии:

http://pravicon.com/info-2410

Когда Иеремию уводили, он попросил царя взять его из подземелья: «Не возвращай меня в дом Ионатана, писца, чтобы мне не умереть там». Царь приказал оставить заключенного в караульном помещении при дворце. Это спасло Иеремии жизнь. Новое место заключения было гораздо более сносным. Иеремии давали по куску хлеба в день; в условиях надвигающегося голода и это было благодеянием. Узник стал пользоваться относительной свободой и постепенно приходил в себя. К нему допустили друзей, и верный Барух снова мог быть рядом со своим наставником. И тогда-то в душе пророка пробудились новые силы и совершился разительный перелом. Четверть века говорил он только о бездне, в которую падает Иудея, теперь же, когда стало уже видно дно этой бездны, пророк впервые заговорил о спасении. Он даже выразил свои надежды во внешних действиях. При посещении родственника, к изумлению всех, он пожелал заключить формальный договор о покупке земли в Анатоте. Документ был составлен по всем правилам, и Иеремия попросил Баруха сохранить запечатанный свиток. Что могло это значить? Как можно было думать о каких-то участках, когда мало кто надеялся сохранить и самую жизнь? Пророк во всеуслышание объяснил свой поступок: «Так говорит Ягве Саваоф, Бог Израилев: дома, и поля, и виноградники снова будут покупать в этой земле». Перспектива эта представлялась столь несбыточной, что Иеремия должен был сослаться на прямое веление Божие. Сущий хотя и определил изгнание Своему народу, но Он же и вернет его после покаяния обратно. Вероятно, к этому времени относится и пророчество Иеремии об «Отрасли Давидовой» — Мессии. «Вот наступят дни, — сказал Ягве, — когда Я восстановлю для Давида праведную Отрасль, и он воцарится как царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. В дни его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно» [ 2 ]. Националистов не интересовало это далекое будущее. Они были недовольны, что Иеремия снова начал действовать и говорить, и, решив навсегда разделаться с ним, потребовали от царя его казни. «Он ослабляет руки воинов, остающихся в этом городе, и руки всего народа, говоря им такие слова. Этот человек не блага желает народу своему, а бедствия», — говорили военные. «Он целиком в ваших руках, — растерянно отвечал Седекия, — я ничего не могу делать без вашей воли». Но все же пролить кровь пророка никто не решился. Покончить с ним решили иначе. Во дворе караульного помещения находилась глубокая яма; когда-то в ней была вода, но теперь высохла, и дно ямы наполнилось жидкой грязью. Туда на веревках опустили Иеремию и оставили умирать от голода и жажды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Несмотря на это, образ пророка-мученика в сознании Израиля в корне переменился. Исполнение предсказаний, вкушение сполна горя и потеря дорогого храма побудили его взирать на Иеремию как на пламенного патриота. Так, например, ревнителю веры и поборнику свободы Израиля Маккавею для поддержания его духа было дано видение двух мужей-ходатаев, одним из которых был Иеремия (2 Мак 15:13–14). Утешая мать сынов Маккавейских, Господь обещает ей в помощь двух мужей, с которыми Он имеет совет: Исаию и Иеремию (3 Езд 2:17–18). Наконец, благоговейное почитание пророка можно усмотреть и в Евангелии. Однажды, когда Иисус пришел с учениками в страны Кесарии Филипповой, Он спросил у них: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф 16:13). Вопрос был задан ученикам не случайно. Они были прежде всего свидетелями Его дивных чудес, которые не мог совершить простой смертный. И теперь Спаситель жаждет ответной любви — принятия Его как обетованного Мессии. Ответ же от лица простого народа оказался весьма печальным. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф 16:14). Мнения народные оказались разными. Они звучали вслух, бурно обсуждались в толпах и были известны многим, в том числе и ученикам Христа. Святитель Феофилакт Болгарский так рассуждает об этом: “Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому ожидали, что он придет; третьи — Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей” 61 . Перечисленные эпизоды выдают благоговейное почитание пророка народом; пророк наделяется даром чудотворения и глубокой мудростью. А это значит, что борение его со Всевышним оказалось успешным. В этом смысле слова, сказанные Богом Своему избраннику: Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним (Иер 15:19), исполнились.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «...все, что повелю тебе, скажешь.» (Иер.1,5-7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер.1, 9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» (Иер.23, 9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, —говорит Господь, — Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие. Важнейшие предсказания : 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер.25,11); возвращение из пленения (Иер.29,10): восстановление Иерусалима (Иер.30,18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер.31,31-34); объединение Иудеи и Израиля (Иер.3,18).

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

Описанная картина — одна из многих иллюстраций к биографии Иеремии, который постоянно противопоставлял себя иерусалимским пророкам. Обе стороны начинали словами: “Так говорит Господь”, что весьма путало разбор правды и лжи. Об этой беде и сообщает Бог Иеремии: Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14:14). Смесь лжи и истины привела к тому, что нечестие распространилось на всю землю (Иер 23:15). Беда в том, пишет блаженный Иероним, что “ложь всегда подражает истине, и если бы она не имела некоторого правдоподобия, то не могла бы обманывать невинных” 46 . Партия лжепророков выбрала гибкую тактику; при этом часто в жертву приносились нравственные и религиозные принципы. Преподобный Ефрем Сирин разделил ложных пророков на две категории. К первой отнес тех, “которые у истинных пророков крали истинные их пророчества, и за тайну сообщали оные кому-нибудь одному, запрещая объявлять о сем другим”. Вторая категория — “род лживых пророков, которые говорят и то и другое, только бы сказать приятное они подобны тем, о которых выше сказал Иеремия, что ложные сны свои примешивают к вещаниям Духа, и обольщают народ” 47 . Блаженный Феодорит подмечает еще один тип ложных пророков. Они “различным образом обольщая жалкий народ, делают, что коснеет он в лукавстве” 48 . Таким образом, сформированная коалиция пророков-профессионалов активно паразитировала на истинном слове Божием. Им постоянно приходилось беспокоиться за свой довольно шаткий авторитет, поскольку посланные от Бога истинные пророки весьма смело ниспровергали их речи. Как раз в качестве такого примера можно упомянуть описанную выше схватку Анании с пророком Иеремией. Священное Писание рассказывает еще о том, как лжепророки вместе со всем народом изобрели способ погашать проповедь богоносных пророков. Лишь только начинала звучать пророческая речь, ее встречали смех и шутки. Пророк Иеремия все больше убеждался, что нечего питать надежды на народ, поскольку толпа окончательно выбрала лжецов.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Ответил Иеремия пред Господом: «Прости мне, мой Господь, Владыка, в руках Которого дыхание моей жизни, ибо Ты знаешь, о мой Господь, что с тех пор, как я вышел из утробы моей матери, я следовал Тебе, когда Ты посылал меня к Седекии царю. Если я заговорю с ним во имя Твое, он причинит великое зло мне, как и много раз, ибо он не хочет, чтобы я говорил с ним во имя Твое». Сказал Господь Иеремии: «Встань и иди к нему. Я посылаю тебя». Встал Иеремия и пошел, ища царя Седекию. Он нашел его у врат Вениамина сидящим, причем пророк Ваала пророчествовал ему ложно. Случилось же, когда царь Седекия увидел Иеремию пророка, он поднялся тотчас со своего трона, встал и приветствовал его. Сказал он: «(О) провидец 388 , есть ли слово Господне в твоих устах?». Сказал пророк ему: «Все слова, которые Господь сказал мне, я скажу тебе». Сказал царь ему: «Говори их». Тогда Иеремия сказал все слова, которые Господь сказал ему. Он сказал их царю Седекии. Когда царь услышал слова, которые Господь сказал ему через Иеремию, он весьма разгневался. Он сказал Анании: «Скажи все это жрецам Ваала, верно ли то, что этот человек безумный сказал мне». Анания же, лжепророк, возложил на голову свою рога железные. Он сказал царю: «Вот что Господь говорит тебе: «Ты пронзишь своих врагов рогами железными, как эти, и никто не сможет сражаться с тобой, и следы царя халдеев не достигнут этого места, и слово Господне не было в Иеремии». Когда царь услышал это из уст Анании лжепророка, он сказал: «Схватите Иеремию, и заберите его, и бросьте в яму грязи. Оставьте его там и дайте ему хлеб и воду печальные 389 , пока я не узнаю, достигло ли слово Господне Иеремии». И они взяли Иеремию, и бросили его в яму грязи по приказу Седекии царя. Сообщили Авдемелеху эфиопу, что Седекия царь бросил Иеремию пророка в яму. Он встал тотчас и пришел к царю. И когда царь увидел Авдемелеха эфиопа, почитаемого у Аг-риппы, царя Завулона 390 , сказал царь ему: «Добро пожаловать тебе! Ради чего Авдемелех пришел к нам сегодня?». Сказал Авдемелех ему: «Не прям ты, о царь, в твоих путях, потому что ты бросил пророка Господа в яму грязи. Ты погасил сегодня светило Израиля, который есть народ Божий». Сказал царь Авдемелеху: «Ступай, и вытащи его из того места, и отпусти его, чтобы он ушел». Авдемелех же взял веревку и тряпки. Он обернул веревки тряпками. Он сказал Иеремии: «Обвяжись ими под мышками (букв, «дай их под твои предплечья»)». Он сделал таким образом. Он вытащил его из ямы, отпустил его, и он ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

«Разве Израиль раб? Или он домочадец? Почему он сделался добычею? – задается вопросом пророк Иеремия и констатирует: – Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей…» (2.14–15). Да и потомки Олега Святославича – «Ольгово хороброе гнездо» – хоть и далеко залетело в степь половецкую, но «не было оно обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный воронъ, поганый половчине!» (с. 14). А в результате неблагочестивого похода Игоря Святославича Русская земля превращается в пустынное место: «Тогда бо по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче…» (с.16). «Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи…» (с. 18). «Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче» (с. 19). «А погани съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую» (с. 17). «А погани сами, победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле отъ двора» (с. 18). В чем причина разорения Израиля египетским царем Навуходоносором, пленения и переселения иудейского царя Седекия в Вавилон в 586 г. до Р.Х.? «Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время когда Он путеводил тебя? – объясняет Израилю пророк Иеремия. – И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? И для чего тебе путь в Асирию, чтобы пить воду из реки ее?» (2. 17–18). Нил такой же символ Египта, как Великий Дон символ Половецкой степи. К нему направляет свои полки Игорь Святославич, поскольку «спалъ князю умь» и не разглядел он Божественное знамение; т. е. «очи духовные» затмило тщеславное желание князя «искусити Дону великаго». «Хочу бо, – рече, – копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, (…) а любо испити шеломомь Дону» (с. 11). Самовластие человека проявляется в том, что он сам, не оглядываясь на Бога, направляется свои стопы и в результате творит грех. «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» – констатирует Иеремия (10. 23). А автор «Слова» поступками князя Игоря как бы «опровергает» слова пророка, на самом же деле приводит примеры самовластия Игоря: «…А всядемъ, братие, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону» (с. 10). «Игорь къ Дону вои ведетъ!» (с. 12). Нъ рекосте: «Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!» (с. 21)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Со слов Иеремии следует, что после смерти Иосии в Иудее были вновь восстановлены «капища Ваалу в долине сыновей Енномовых» (32:35), где приносились человеческие жертвы. Широкое распространение получили культы египетских и месопотамских богов: «Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу» (11:13). Иеремия скорбит о падении нравов в городах Иудеи и на улицах Иерусалима: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам... Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят... устами своими говорят с ближними своими дружелюбно, а в сердце своём строят ему ковы... Изумительное и ужасное совершается в сей земле, – с горечью в устах сообщает пророк,пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (7:18. 9:5,8. 5:30–31). Иеремия жил в судьбоносную для Палестины эпоху, когда происходил передел мира и рождались новые мировые державы. Гибель Ассирии в корне изменила расстановку сил в Передней Азии. Как уже было отмечено, в 609 году царь Иосия потерпел поражение от египтян при Мегиддо и Иудея вынуждена была платить тяжёлую дань серебром и золотом. Так продолжалось до 605 года, когда вавилонское войско царевича Навуходоносора разбило египтян при Каркемише ( Иер.46:2 ). Иудея вновь оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны набирающий мощь Вавилон, с другой – всё ещё сильный Египет. В это время в Иудеи сильна была проегипетская группировка, к которой особенно тяготела придворная знать, и она оказывала сильное давление на последних иудейских царей. Против правящей группировки, тяготеющей к Египту, выступил пророк Иеремия. В своих пламенных речах он требовал отказа от борьбы с Вавилоном, считая её безнадёжной и ведущей к гибели. Проповедь Иеремии, предрекавшего Иудейскому государству гибель в неравной борьбе с вавилонским царём Навуходоносором II, вызывала постоянное недовольство властей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ст. 1. Навузардан освободил Иеремию только в Раме, уже на пути пленных иудеев в страну плена. Между тем в Иер. 39:14  сказано было, что Иеремия получил свободу и отдан был под защиту Годолии еще в Иерусалиме, и притом тем же Навузарданом. Вероятно, в смутные дни выселения жителей Иерусалима Иеремия, получивший свободу, именно по этому самому (потому что он стал жить среди народа, Иер. 39:14 ) был связан вместе с другими. Навузардану невозможно было самому наблюдать за исполнением всех своих распоряжений, и пророк, вопреки воле халдейского царя, был связан по недоразумению. Недоразумение разъяснилось уже на дороге из Иерусалима в вавилонские земли: в Раме Навузардан дал новое повеление освободить Иеремию. Навзарданъ Последнее слово, оставленное без перевода греческое ρχιμγειρος (=главный повар), соответствует тому же еврейскому выражению, которое в Иер. 39:9  и сл. переведено (с вульгаты): «воевода» или «воевода воинств». Точнее русский перевод. – среды, и В виду как греческого, так и латинского переводов, согласных здесь с евр. текстом, чтение это можно было бы видоизменить следующим образом: «взя его... среди преселения Иерусалимля и Иудина ведомых в Вавилон». Иер. 40:2–6 2. И вз его и реч ем: Гдь Бгъ твой соглаголалъ есть на мсто 2. Начальник телохранителей взял Иеремию, и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие; 3. И привед, и сотвор Гдь, коже реч, зан согршисте ем, и не послшасте гласа ег, и бысть вамъ глаголъ сей. 3. И навел его Господь, и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом, и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это. Ст. 2–6. Что Навузардан знал об угрозах, с которыми пророк Иеремия (как и другие пророки) обращался к иудеям, – это также понятно, как и то, что Навуходоносору известно было о совете, многократно даваемом Иеремиею иудеям, – добровольно покориться халдеям (ср. толков. Иер. 39:11–14 ). Навузардан прямо говорит о Боге еврейском, Иегове, что Он привел в исполнение свою угрозу над народом, не слушавшим Его голоса. Это согласно с представлением древних язычников, по которому каждый народ имел и должен иметь своего бога или своих богов, измена которым влечет за собою наказание отступников (ср. Иер. 2:11, 22:8, 9 ). И бысть вамъ глаголъ сей=и совершилось над вами бедственное событие, о котором предсказывали вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ты сильнее меня, и превозмог; И я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насилии, вопию о разорении, Потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; Но был в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, И я истомился, удерживая его, и не мог. (20,7-9) Считаться предателем собственного отечества пророку было непереносимо горько, но призыв Божий оказался сильнее. В 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. Осенью 598 года Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии. В январе 597 года армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом. В марте восемнадцатилетний Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Маттанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима. Вопросы для повторения 1. В чем состоит значение пр. Иеремии в св. истории? 2. Как создавалась его книга? 3. На какие части она делится? 4. В чем заключены основные черты богословия пр. Иеремии? 5. Как и когда совершилось призвание пр. Иеремии? 6. О чем проповедовал пр. Иеремия в начале служения? 7. Как была встречена его проповедь? 8. Как отнесся пр. Иеремия к реформам Иосии? 9. Расскажите о проповеди Иеремии в Храме. 10. Как понимал пророк призвание царя? 11. При каких обстоятельствах был арестован пр. Иеремия? 12. В чем заключалась трагедия его жизни? 13. Кому подчинилась Иудея в 597 году? §9 Пророк Иезекииль: начало служения (597-590 годы) 1. Первая депортация иудеев в Вавилон. В своей завоевательной политике Навуходоносор II следовал примеру ассирийцев. Чтобы ослабить или искоренить очаги возможных восстаний, он производил массовую перетасовку населения покоренных стран. Люди, лишившиеся родины, обживались на новых местах, утрачивали связь с отеческими традициями и становились просто «подданными царя». Эффективность подобной практики доказала, в частности, судьба северного Израиля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010