Образ пророка Иеремии в Священном Писании Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 2004 Содержание статьи Церковь вспоминает пророка Иеремию 14 мая. Пророк Иеремия жил почти на сто лет позже пророка Исайи, рос в семье священника, был вхож в храм. Цари в те времена погрязли в язычестве и пороке. Они постановили возводить обязательное поклонения языческим идолам, облагали народ тяжелейшей данью и строили себе роскошные дворцы, брали себе и жен и наложниц. Все бедствия люди приписывали гневу языческих богов, не обращая свою душу к истинному Богу. Иудеи перестали праздновать Пасху, спасение народа от египетского плена. Именно в это смутное время родился пророк Иеремия, напомнивший людям об истиной вере. Народ не внял словам пророка. И тогда на Иудею двинулись вавилоняне, призванные через бедствия показать людям, что они губят свои души. Через пророка Господь предсказал, что Иудея будет под гнетом вавилонян семьдесят лет. Именно столько понадобится, чтобы люди опомнились и изменили свою жизнь. Пророк Иеремия убеждал народ не готовить оружие, а молиться Богу, ведь вавилоняне посланы за грехи народа. Победить их можно было только совершив духовный подвиг раскаяния, но никто опять не внял голосу пророка… I. Пророк Иеремия Воистину теперь нужен Иеремия с его великим плачем не об израильтянах, но о нынешних христианах! А так как Иеремии теперь нет, мы смиренные возопием вместо него, возрыдаем и будем, как братия, просить за своих братьев. преподобный Феодор Студит 1 О судьбе Иерусалима было сказано, что на него пойдут все племена царств северных и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его… (Иер 1:15). Благословенный град рухнул по вине вероломных жителей, которые отреклись от своего Бога. В правление царя Седекии (597–586) в 586 году до Р. Х. нашее Иудеи затянулась петля, наброшенная языческим Вавилоном. В это трагичное время жил некий человек, который, подобно гиганту, пытался удержать мир от надвигающейся катастрофы.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

1. Св. пророк Иеремия . Родился за 600 лет до Рождества Христова в селе Анафоф, недалеко от Иерусалима. Начал пророческое служение на 15-м году жизни, в правление царя Иосии. Заповедовал покаяние царю, и вельможам, и лжепророкам, и священникам. В царствование того же Иосии едва спас свою жизнь от убийственной руки разгневанных сановников. Царю Иоакиму он предрек, что его погребение будет подобно погребению осла, то есть мертвым его выбросят из Иерусалима и его тело без погребения будут долго влачить по земле. За это Иеремия был ввержен в темницу. Не имея возможности писать в темноте, Иеремия призвал [пророка] Варуха, который встал у темничного оконца, а Иеремия ему диктовал. Когда это пророчество было прочитано царю, тот, разгневавшись, схватил хартию и бросил ее в огонь. Божий Промысл вывел Иеремию из темницы, а на Иоакиме исполнилось пророческое слово. Царю Иехонии он предсказал, что того отведут в Вавилон вместе со всей его семьей и что он там умрет; всё это вскоре сбылось. В царствование [в серб. букв.: под царем. – Ред.] Седекии Иеремия возложил себе на шею ярмо и обходил с ним Иерусалим, предрекая падение Иерусалима и рабство под ярмом вавилонян. Порабощенному в Вавилоне еврейскому народу он писал не надеяться на возвращение в Иерусалим, так как останутся они в Вавилоне 70 лет, что и исполнилось. В долине Тафет под Иерусалимом, где евреи приносили детей в жертву идолам, Иеремия взял целый сосуд в свои руки и разбил его перед всем народом, предрекая скорое сокрушение Иудейского царства. Вскоре [после этого] вавилоняне взяли Иерусалим, убили царя Седекию, разграбили и разрушили город, а огромное число евреев предали мечу в долине Тафет – на том самом месте, где закалаемы были дети в жертву идолам и где пророк разбил тот сосуд. Иеремия вместе с левитами взял кивот [завета] из храма, отнес его на гору Нево, где умер Моисей, и спрятал его там в пещере. Огонь же из храма сокрыл в одном из глубоких колодцев. Некоторые евреи заставили его идти с ними в Египет. Там прожил он 4 года, после чего свои [же] единоплеменники побили его камнями. Египтянам предсказал он низвержение их идолов и пришестие в Египет Девы с Младенцем. Существует предание, что сам царь Александр Великий посетил гробницу пророка Иеремии 44 . По приказу царя Александра, тело Иеремии было перенесено в Александрию и там погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Св. Пророк Иеремия, – один из четырех великих пророков, был сыном священника Хелкии из г. Анафофа, находившегося близ Иерусалима. Жил за 600 лет до Р. Х. К пророческому служению был призван на 15-м году своей жизни. Когда Бог призывал его к Своему служению, то объявил, что Он, еще прежде рождения его, предназначил его быть пророком. Иеремия отрекался, ссылаясь на свою молодость и неумение говорить. Но Господь обещал быть всегда с ним и охранять его; потом коснулся уст его и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои; поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств; по твоему пророческому слову они будут падать и восставать». С этого времени Иеремия начал обличать иудеев за отступление от истинного Бога и грозить им бедствиями самой опустошительной войны. Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить нечестие и возвратиться к истине. Во все это время он становился то в воротах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только собрание народа было значительное, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но на все увещания отвечали ему насмешками, ругательствами, даже покушениями на его жизнь. Тогда, в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителей Иерусалима: «Так говорит Господь Бог: вот Я возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу его на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Я накажу и царя вавилонского и его народ за их беззакония, и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Для того чтобы сильнее изобразить предстоявшее иудеям рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею и несколько времени носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили в темничный ров, наполненный тиной. Один богобоязненный эфиоплянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка изо рва, и таким образом спас ему жизнь. По разрушению Иерусалима, Навуходоносор позволил Иеремии жить, где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима и трогательно оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собой они увлекли Иеремию и там убили его камнями. Св. пророк Иеремия оставил две книги: 1) своих пророчеств и 2) плач. Он предсказал пришествие Спасителя под образом Царя из рода Давидова, Который принесет новый завет и спасет Иуду и Израиля. Имя Его будет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

…Работы над наукой более, – работы терпеливой, настойчивой, неустанной! – С наукой мы будем сильнее. Епископ Михаил Святой Пророк Иеремия и книга его Пророчеств епископа Михаила Пророк Иеремия происходил из небольшого священнического города Анафофа, лежавшего в колене Вениаминовом, невдалеке от Иерусалима, к северу. Отец его был Хелкия, из священнического рода, впрочем, кажется, не тот Хелкия, о котором упоминается в истории Иосии ( 2Цар. 34 ), так как этот последний был первосвященником и – как первосвященник, конечно, имел местопребыванием своим Иерусалим, а не Анафоф, – место родины Иеремии. Кажется, что после призвания своего к пророческому служению в 13 г. царствования Иосии (ок. 626 г. до Р. Хр.), следовательно, лет через 60 после смерти Исаии, – он продолжал жить в своем отечественном городе. Но главным образом пророческая деятельность его сосредоточена была в Иерусалиме, куда приходил он из Анафофа, а после, как кажется, и совсем переселился, когда усилилась его пророческая деятельность, как публичного оратора, по требованиям времени. Здесь – в Иерусалиме было средоточение политической и религиозной жизни народа, дававшее известное направление всей жизни всего Еврейского царства; здесь был храм, место народных собраний, – храм с портиками и дворами, где удобно было говорить речи народу; здесь были все удобства для великого пророческого служения общественному делу, и Иеремия избрал это место действия. Здесь – в Иерусалиме вдохновенный Пророк старался, во имя Иеговы, управлять движениями народного духа и направлять на путь истинный; здесь действовал он на пользу общую около полустолетия, участвуя словом и делом в великих и решительных событиях, совершавшихся пред глазами его. Характером этих событий определяется характер всей деятельности Пророка, а потому обратим внимание на тогдашнее состояние Еврейского царства, давшее направление пророческой деятельности Иеремии, – на время от Иосии до первых лет плена. Грустное то было время для Иудейского царства, – более грустное, чем всякое другое время в истории этого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

LIV. Пророки Иезекииль и Иеремия в царствование Иоакима и Иехонии Последние годы храма Соломонова были важной эпохой для народа Иудейского; ибо это было последнее время, данное Богом Иудеям на покаяние. Оно было важно и для пророчества, потому что чем ближе становились погибель царства и рассеяние народа Иудейского, тем нужнее было утвердить высокие обетования Божьи, которым надлежало совершиться в этом народе, для блага всего рода человеческого. – Посему-то, среди грозной проповеди покаяния, умножились обетования, о временах лучших, о благодатном царствии Божьи новозаветном, о божественном Владыке сего царства, Мессии, и в утешение верующих восстали тогда, два великие Пророка: Иеремия в Иерусалиме и Иезекииль в Вавилоне. Сын священника Хелкии, Иеремия, проповедыва в последние годы Иосии и в царствование трех сыновей его, последних Царей Иудиных, и наконец оплакал развалины опустевшей столицы во дни пленения Вавилонского. Еще отроком воззвал его Господь, и тщетно отрекался он: «не умею говорить, ибо я отрок;» Господь ответствовал: «не говори Мне, что ты отрок, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, возвестишь. – Вот Я поставлю тебя над царствами и народами, да искоренишь и расточишь, и опять соберешь и созиждешь; не бойся, ибо Я с тобой и сделаю тебя как столп железный и медную стену, для всех князей и священников Иуды, которые будут против тебя и не превозмогут.» ( Uep. I. 10. 12 .) И всю свою жизнь страдал Иеремия от непокорных, за то, что предсказывал неминуемое разорение Иерусалима, царем Вавилонским, сбывшееся пред очами всех: таким образом близкое исполнение некоторых его пророчеств, внушало веру к отдаленным, о грядущем Мессии, который, по словам его, должен был воцариться над искупленными племенами Иуды и Израиля, и о новом завете Бога с человеками. Так говорил Пророк, именем Божьим: «вот наступают дни, в которые Я поставлю с домом Израилевым новый завет; Я вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом, и не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все, от малого до великого, будут знать Меня.» (Иерем. XXXI. 31. 34.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иеремия пророк Иеремия пророк ( Uep. I, 1 , Mф. II:17, XVI:14 и др.) – второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии, ц. иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большей частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе, так как в XI гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм, несомненно, был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия. Впрочем, и помимо сего он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (II, III, IV, V, VI). С раннего утра ( Uep.XXV, 3 ) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние ( Иер.ХХ, 8 ). Собственное его семейство отказалось от него ( Uep.XII, 6 ), сограждане преследовали его ненавистью ( Uep.XI, 21 ), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет ( Uep.XVII, 15 ). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие ( Uep.XII, 1, 2 ); ему казалось, что все сторожат за ним, не споткнется ли он, он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему ( Иер.ХХ, 10 ); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? ( Иер.ХХ, 7 ). Смерть благочестивого царя Иосии, несомненно, была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон ( II Nap. XXXV, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Скачать epub pdf Пророк Иеремия – Алексей Сергеевич, прежде чем говорить об Иеремии, давайте скажем о том, кто такие пророки вообще; что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре (ведь понятие «пророчествующий» мы встречаем и в Новом Завете тоже); как человек становился пророком, каким образом пророки получали свои знания, почему в Символе веры о Святом Духе говорится, что Он глаголет через пророков. – Расхожее представление о пророке – тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, – в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк – это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего – не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон – его, Моисея, пророком. Пророком – то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи – поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая – исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10 ). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена. – Пророк ведь не сам от себя говорит. Большинство глав книги Иеремии начинается с «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа..», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рассуждение седьмое. О земле Земле, земле, земле, слыши слово Господне ( Иер.22:29 ). Что пророк Иеремия предлагает слово Божие земле, а не людям глаголя: земле, земле, земле, слыши слово Господне! сие некоторые изъясняют так: α) Василий Великий , Иероним и Кирилл чрез небо разумеют небесных жителей, то есть Ангелов, а чрез землю – земных жителей, то есть, людей по Метонимии. ß) Иеремия относит речь свою к неодушевлённой вещи, чтоб означить тем Иудеев все добра получивших от Бога, кои однако неблагодарны оказались к Богу. γ) поскольку Иудеи обоготворили солнце, луну и звёзды на небе, а на земле зверей и камни, посему землю Пророк как бы во осуждение их призывает. δ) поскольку Иудеи, разумом одарённые, не хотели слушать Бога и Пророков, посему Пророк Иеремия приемлет вещь неодушевлённую – землю, во свидетельство, дабы она свидетельствовать могла о непослушании и глухоте народа Иудейского. Но пойдём, Христианине! в дальнее о земле рассуждение. § I Земля означает: 1) землю стихийную, о коей написал Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). 2) Человека, который сотворён из земли: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). 3) Землю по превосходству обетованную, которая называется землёю Божиею, по оному: благоволил еси, Господи, землю твою, возвратил еси плен Иаковль ( Пс.84:2 ). Хотя и вся земля есть земля Господня в силу Давидовых слов: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней ( Пс.23:1 ). § II Церковь подобна земле. Ибо: 1) как земля стирается ногами, так Церковь гонениями. 2) Земля напоевается влажностью: Церковь упоевается росою благодати Святаго Духа, и слезами кающихся окропляется. 3) Земля приносит плоды: и Церковь даёт плоды свои по оному: земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш ( Пс.66:7 ). 4) Земля есть суха: и Церковь должна быть лишена влажности роскошей и удовольствий мирских; но находясь в мире сем, яко в юдоли плачевной, должна храмом быть всякой добродетели, как пишет о ней Давид: восхождения в сердцы своем положи во юдоли плачевней, в месте еже положи ( Пс.83:6–7 ). 5) Земля есть подножие Божие, как говорит Исаия: небо престол мой, земля же подножие ног моих ( Ис.66:1 ): и Церковь есть подножие Божие; поскольку: α) Бог присутствует в ней и управляет оную. β) Ходит в ней облечен в подир и препоясан при сосцу поясом златым ( Откр.1:13 ). Чрез пояс златой, святой Златоуст и святой Григорий означают Христову чистоту и невинность. Сим поясом все верные должны препоясать чресла свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Скачать epub pdf Глава первая Введение Во исполнение пророчеств Иерусалим пал, Храм был сожжен, а иудеи были отведены в плен. Это был промыслительный плен, где Господь очищал и лечил свой народ, и в первую очередь от заразы идолопоклонства, от которой еврейский народ не мог отойти в течение многих веков. Бог прибегает к радикальным средствам: Он выселяет еврейский народ, чтобы в плавильном котле выжечь из него всякую нечистоту. И вот во время плена, когда падает Иерусалим, Господь воздвигает, специально для этой цели, четырех великих пророков – это Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Даниил. Из них три пророка были среди евреев во время вавилонского плена. И это не случайно: Господь промыслительно направляет свои силы к тому, чтобы очистить иудейский народ от всякой примеси и нечистоты, которой евреи нахватались от идолопоклонников. Он бросает их в самую сердцевину идолослужения, для того чтобы они там при помощи пророков, будучи изолированы от всех своих священных мест, поняли, чего лишились, чтобы оценили красоту своего Закона, чтобы народ Божий оценил тот дар, который был дан ему Творцом, и прекратил заигрывать с язычеством. Как сказал пророк Иеремия, обращаясь к Моаву: «От юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся» ( Иер.48:11 ). Господь говорит, что народ как бы «сгнил» в своем состоянии неподвижности, и Господь, уже видя его раскаяние, начинает его переделывать. Для этого Он и посылает великих пророков, одним из которых являлся Даниил. Если пророк Иеремия предсказывал наступление плена – он был во время захвата Иерусалима в городе, то пророк Даниил жил непосредственно во время всего плена в Вавилоне. Он был взят в плен вавилонянами во время первого же штурма Иерусалима, в 603 году до Рождества Христова. Это случилось за двадцать лет до разрушения Храма. Он был при дворе до первого года персидского царя Кира, когда уже Вавилон закончил свое существование и завершился вавилонский плен евреев. Таким образом, перед глазами пророка Даниила прошла вся история вавилонского плена, он был не просто молчаливым свидетелем, а находился в самой сердцевине событий. Господь его поставил за особый дар мудрости одним из могущественных правителей Вавилона. Пленение Даниила и его друзей

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Книга пророка Иеремии §1. Сведения о лице и об обстоятельствах жизни пр. Иеремии Иеремия (евр. зн. «угроза от Господа») был сыном Хелкии 1 из священников линии Ифамара, проживавших в Анафофе, небольшом священническом городе, недалеко от Иерусалима. Призванный Господом к пророческому служению еще в молодых летах ( Иер.1:6 ) в Анафофе, Иеремия проходил свое служение в Иерусалиме и Иудее, по свидетельству надписания к книге (1:1–3), начиная с тринадцатого года царствования Иосии и до конца одиннадцатого года царствования Седекии, до пятого месяца этого года, когда из разрушенного Иерусалима взяты были в плен последние Иудеи и в числе их пр. Иеремия, т.е. в течение 41 года. После этого пророк жил и проповедовал еще около четырех лет в Иудее и Египте, куда вынужден был отправиться с бежавшими из отечества Иудеями (40–44). Таким образом, время пророческого служения Иеремии можно разделить на четыре периода: 1) на служение в царствование Иосии (19 лет, от 630 до 611г. до Р.Х.), 2) на служение в царствование Иоакима (11 лет, 611–600г. до Р.Х.), 3) на служение в царствование Седекии до разрушения Иерусалима Халдеями (11 лет, 600–589г. до Р.Х.) и 4) на жизнь и деятельность Иеремии по разрушении Иерусалима до смерти пророка в Египте (около 4-х лет, 589–585г. до Р.Х.). Примечание. Царствование двух царей: Иоахаза после Иосии и Иехонии после Иоакима можно при обозрении служения пр. Иеремии опустить, как и опущены имена этих двух царей в надписании книги, по кратковременности их царствования (по три месяца каждый) и потому, что они не оказали никакого влияния на служение пророка и вообще на судьбу царства Иудейского. 1. Деятельность пророка в царствование Иосии. Иосия был благочестивейшим государем из всех царствовавших потомков Давида; он, когда достиг совершеннолетия (20 лет), поставил целью своей жизни, своего царствования восстановить истинное богопочитание в Иудее, так как его дед Манасия и отец Амон ввели служение Ваалу и Астарте в качестве государственной религии и осквернили храм Иеговы идольскими жертвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010