Сначала Седекия года три оказывал покорность царю вавилонскому ( Иер.51:59 .); потом приступил к союзу, образовавшемуся против Навуходоносора. Когда пришли в Иерусалим послы от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона, чтобы договориться с царем и советниками его об общих мерах к свержению тягостного для всех ига Халдеев: тогда Иеремия получил повеление от Господа возложить на шею деревянное ярмо, послать такое же ярмо к царям сих народов и царств и сказать им, что Иегова отдает все земли сии в руку Невухаднецара, царя вавилонского, и что народ, который не преклонит своей шеи под ярмо царя вавилонского, истреблен будет рукой его. Такт, же говорит он и Седекии, не вразумившемуся примером своего предшественника, и советникам его: «преклоните шею свою под ярмо царя вавилонского, и служите ему и народу его, и живите, – зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Иегова о том народе, который не будет служить царю вавилонскому»? И священникам и всему народу говорит пророк: «не слушайте слов пророков своих, которые вам говорят: «вот уже скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Иеговы»; они вам ложь предрекают. А если они пророки, и если у них есть слово Иеговы; то пусть умолять Иегову воинств, чтоб вещи, оставшиеся в доме Иеговы и в дом царя иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. Ибо так говорит Иегова воинств о сих вещах: в Вавилон будут отнесены и там останутся до того дня, когда Я взгляну на них, и велю возвратить их на место сие» (гл. 27). Однако ложные пророки продолжали свое дело, и один из них, именем Анания из Гаваона, публично говорил в храме: «Спустя два года я возвращу на место сие все сосуды дома Иеговы, которые Невухаднецар царь вавилонский взял из сего места и перенес в Вавилон, говорить Иегова, и царя Иехонию и всех переселенных в Вавилон я возвращу на место сие; ибо сокрушу ярмо царя вавилонского». Когда Иеремия стал опровергать его, Анания снял с его шеи деревянное ярмо и разбил, говоря: «так Иегова сокрушит ярмо Невухаднецара царя вавилонского, и через два года снимет его с шеи всех народов». Тогда Иеремия делает себе ярмо железное и, ставши пред Ананиею, говорит: «ты сокрушил ярмо деревянное, но я возложу железное ярмо на шею всех народов сих, говорить Иегова. А тебя свергаю с лица земли, в сем же году умрешь: ибо ты произнес возмущение против Иеговы». И умер лжепророк Анания в том же году в седьмом месяце (гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня... За то дому Рихавлю так сказал Иеремия [ст.18 – 19]: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. Между людьми пречасто случается, что дети строго выполняют приказ или заповедь отца своего; между тем как мало таких, которые бы с точностию выполняли заповеди Отца Небесного. 36 глава. Варух записывает слова пророчества из уст Иеремии пророка, сидевшего в темнице, и прочитывает их в преддверии новых врат дома Господня в слух всех людей. Некто Михей докладывает царю о пророчествах, записанных Варухом, – о завоевании царем Вавилонским земли Израильской. Варуха призывают и спрашивают, откуда он взял эти слова. Тот отвечал, что Иеремия пророк от уст своих послал ему все словеса. Иоаким, царь Иудейский, сжег листы, на которых записаны были слова пророчества. Господь разгневался на это и изрек плачевную судьбу Иоакиму, повелев на новом свитке опять написать то же, что было прежде. Глава 37. Дивны дела Господни: к наказанию людей Небесный Судия – Бог, употребляет как орудия (не стесняя, однако же, свободы, тех же людей) или насекомых, или голод, или огонь – всех и все с одинаковою властию и силою. Все покорно Ему как Господу. Иеремия сидит в темнице, которая сделана в доме Ионафана-книгочия. Пророк просил царя не ввергать его в нее, чтоб ему не умереть; вероятно, в ней было очень дурно. Но его не послушали и повергли в нее, давая ему извне один хлебец на день. Глава 38. Некоторые из знатных иудеев слышали, что пророчил Иеремия, именно: что оставшийся в городе умрет от меча, голода и мора, а убежавший к халдеям будет жив и что город будет предан Богом царю Вавилонскому. Царю сказали, что этот человек должен умереть, потому что он расслабляет руки людей сражающихся оставшихся в городе, и не предсказывает мира, а только одни несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таково яркое и несколько странное для древних иудеев пророчество Софонии – «ам», народ Божий времен Мессии, не блистательный народ, сильный и славный среди гоев-язычников, а наоборот, народ смиренный и простой; община Мессии – это не сильные и славные земли, а смиренные, не воины и вельможи Ягве, а бедняки. 10.3. Иеремия – бедняк Ягве Словам пророка Софонии скоро явилась прекрасная иллюстрация. Еще жив Софония, и вот приходит новый пророк, младший его современник – Иеремия. Иеремия – бедняк и обличитель. Мог бы спокойно служить себе священником, но не мог! – жизненный путь определен совсем другой. Чуткая, нежная душа в неистовом обличителе. Бедняк, ходящий по Иерусалиму. Бедняк Ягве, противостоящий вельможам и царским пророкам. Иеремия, пророк-бедняк – прообраз и провозвестник Мессии-бедняка. 10.4. Пророчество Захарии о Царе кротком От общины бедняков Ягве пророческий взор переходит, наконец, к Ожидаемому народами ( Быт. 49:10 ), и Он – Царь Кроткий! Один из последних иудейских пророков Захария во времена строительства второго храма, когда в смирении и бедноте вернувшиеся из Вавилона иудеи начали строить новую жизнь на родине, на земле отцов, возвещает возрождающемуся городу: Ликуй от радости, дщерь Сиона, Торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, Праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице И на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). На ослице и на молодом осле входит в Иерусалим мессианский Царь – бедняк, Царь кроткий, чтобы собрать бедняков Ягве; это они – дщерь Сиона; это они – дщерь Иерусалима, это им ликовать от радости, только они, бедняки Ягве, могли торжествовать при входе Царя кроткого, Бедного, но умного Юноши ( Еккл. 4:13 ). Это Он из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным ( Еккл. 4:14 ), выйдет на царство для бедных. Это Он скажет с гневом: ... горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:24 ). Это Он предостережет: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие Мф. 19, 23–24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Те гончары, что глину мнут ногами, Хоть раз бы пораскинули мозгами – Не стали б мять. Ведь глина – прах отцов. Не стоит так вести себя с отцами. Гончары знали, что он чудак. Знали, что муллы считают его вольнодумцем и говорить с ним небезопасно. Впрочем, султаны любят его. В Исфахане, Бухаре, Самарканде – всюду он почетный гость. Но говорить все-таки с ним опасно. Да и работать надо. Так думали горшечники, не поднимая глаз от гончарного круга. А поэт-астроном уходил молча, как и пришел, глядя под ноги и связывая в голове новые строки: Эти камни в пыли под ногами у нас Были прежде зрачками пленительных глаз… Точно так же, как в Бухаре заходил к гончарам в XI веке от Христова Рождества поэт и астроном Хаям, заходил к ним и живший гораздо раньше в Иерусалиме пророк Иеремия. Заходил, правда, не для отдыха, а потому что так повелел ему Бог. «“Встань, – сказал, – и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои”. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале» (Иер. 18: 2–3). Иеремия не был поэтом и астрономом. Он был пророк. Он носил в себе боль знания о будущем – о разрушении Иерусалима, – и с этой болью, с утраченным вкусом к жизни он ходил по улицам города. Смотрел, как идет дым из очагов, которые скоро остынут; как горячо спорят соседи о вещах, совершенно не важных в свете того, что случится с ними вскоре. Когда горшечник работал, Иеремия думал обо всем этом. «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер. 18: 4). И пока искусный человек привычно добился от глины того, чего хотел, придал ей нужную форму, было слово от Бога к Иеремии, слово, которое слышал Иеремия, но не слышал работающий гончар. «“Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему”» (Иер. 18: 6–8).

http://pravoslavie.ru/72331.html

4. И се нын разршихъ т узъ, же на рк твоею: аще ти есть добро ит со мною в Вавлнъ, поид и полож очы мо на т: аще же ни, стани зд. се вс земл пред лицемъ твоимъ есть: что изволиши: и аможе восхощеши ит, там ид: 4. Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, которыя на руках твоих: если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди, и я буду иметь попечение о тебе; а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся. Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди. 5. Ивозвратис к сн сн Сафаню, егоже постави црь в земл и жив с нимъ сред людей, во всхъ благихъ пред очима твоима, еже ходити, и ход. и дад ем пищ и дары, и пст его. 5. Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, котораго царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок, и отпустил его. 6. И к сн в Массифаъ, и сде сред людей своихъ ставшихс на земл. 6. И пришел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди народа, остававшагося в стране. Предложение Навузардана Иеремия, в первой своей части (стих Иер. 40:4 ), направлено, очевидно, к тому, чтобы склонить пророка к переселению в Вавилон. Навузардан продолжает свою речь к пророку уже после того, как Иеремия своим молчанием в ответ на первую часть предложения довольно ясно дает понять, что он не хочет идти в Вавилон. Начальник телохранителей тогда соглашается оставить пророка под защитою Годолии. Обе части речи оканчиваются одинаково предложением идти и жить там, где хочет пророк. По воле повелителя халдеев, Иеремии не должно было делать насилия, а должно быть оказано благосклонное внимание (ср. Иер. 39:11  и сл.). Когда он еще не отошел ( Иер. 40:5 ): соответствующее евр. чтение допускает другой перевод, который по видимому лежит в основе и перевода 70 толковников: «он (Иеремия) еще не отвечал, и (сказал ему Навузардан): пойди к Годолии...». Смысл первого из этих предложений у 70 толковников выражен словами: ε δ μ= аще же ни... – В Массифаъ (стих Иер. 40:6 , также Иер. 40:8, 10, 12, 13, 15, 41:1, 3, 10 )=греч. Комплют. Μασσηφϑ, согласно с греческим Ватик. произношением того же имени в 1Цар. 7:5, 6, 11, 12, 16, 10:17 . Это произношение (=евр. ), вероятно, древнее другой формы Μασσηφ (=евр. масор. , принятой в настоящем месте по Ват., Александр. и Альд. текстам и в Суд. 10:17, 11:11, 34 по слав.=Александр. Альд. текстам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

    «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» (Авв.3:17). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: «Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его» (Авв.3:18-19), т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. XXXIX:3-4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен. Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония    Пророк Иеремия принадлежит к числу больших пророков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций, и когда приближалось уже время Иудейского плена. Продолжал он пророчествование до пятого месяца плена, как мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит, что пророчествовал во дни Осии (Соф. I:1), хотя и не указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия пророчествовал во времена не только Анка Марция, но и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. IV:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши. И в другом месте он также говорит: «Сей Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками» (Bapyx:III, 36-38). Некоторые это свидетельство приписывают не Иеремии, а его писцу, который назывался Барухом; но более распространенное мнение считает его Иеремииным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И вот с этого времени начинается особенно тяжелая жизнь для пророка – невыразимые страдания как физические, так и нравственные. Утвердившись на престоле, Навуходоносор в 601–600 г. подчинил себе Иудею ( 4Цар.24:1 ). Но Иудейский царь Иоаким только три года оставался верным Навуходоносору, а затем отложился. Навуходоносор явился под стенами Иерусалима (в 597 г.), чтобы наказать восставших. Иоакима в это время уже не было в живых, и престолом владел сын его Иехония. Навуходоносор взял его и многих «сильных земли» в плен; при этом также были захвачены сосуды и различный драгоценности из храма и дворца ( 4Цар.24:12–16 ). Воцарился Седекия. Он, по-видимому, был человек добрый, но до крайности слабохарактерный. Он высоко уважал пр. Иеремию, но не имел решимости следовать его указаниям. При нем получили особую силу князья, ложные пророки и беззаконные пастыри. Под влиянием речей пр. Иеремии царь Седекия выражает чувства покорности вавилонскому царю: сначала посылает послов к нему, а затем идет и сам (29:3, 51:59). Иеремия, пользуясь случаем, посылает переселенным с Иехонией иудеям в Вавилон послание (29:3), где убеждает их спокойно жить и добровольно служить вавилонскому царю. В знак неизбежности плена, вопреки ложным пророкам, Иеремия носит узы и ярмо (27:2). Однако слабый царь не устоял и под влиянием князей заключил союз с Египтом, отложившись от вавилонского царя. Последний двинул свои войска к стенам Иерусалима и осадил его. Осада продолжалась 1½ года (52:4... 39:1, 4Цар.25:1 ). В это время страдания пр. Иеремии достигли высшей точки напряжения. Он предсказывает о скорой гибели Иерусалима и храма (34, 22) и хочет удалиться из преступного города в землю вениаминову; но когда он был в воротах города, то был схвачен и посажен в темницу, как дезертир (38:13...), а затем его бросают в грязную яму. Но прор. Иеремия не умолкает. Поражая нечестивых, он утешает боящихся Господа. «И ты, раб мой Иаков, не бойся,– говорит Господь,– и не страшись Израиль, ибо вот Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будете жить спокойно и мирно, и никто не будете устрашать его» (30:10). Словом, вавилонским пленом история израильского народа не оканчивается; наоборот, для него предстоит новая лучшая жизнь. Тогда Господь заключит с людьми новый совершеннейший завете (31:31034). Праведная Отрасль Давида тогда встанет во главе народа, и люди скажут (23:5–6): «Господь – оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

к) ( II Nap. XXXV, 9 ) – из начальников левитов. Он пожертвовал левитам для жертвы пасхальной овец пять тысяч и пятьсот волов. Во II кн. Ездры ( II Eзд.I, 9 ) вместо Шемаия читается: Самей и в пожертвовании – семьсот волов; л) ( I Eзд. VIII, 13 ) – из глав поколений, из последних сыновей Адоникама, возвратившихся в царствование Артаксеркса с Ездрой из Вавилона; м) ( I Eзд. X, 21, 31 , Неем. Х, 8 ) – из давших обязательство возвратить своих жен иноплеменных; н) ( I Eзд. III, 29 ) – сын Шехании, сторож восточных ворот храма, из чинивших стену Иерусалимскую; о) ( Heeм. VI, 10 ) – сын Делаии, сына Мегетавелова. Когда возобновление стены Иерусалимской (совершенное в пятьдесят два дня) приходило уже к концу, некоторые из врагов Неемии хотели под видом доброжелательства вызвать его от работ, может быть, с злым умыслом даже относительно личной его безопасности. В числе таких доброжелателей был Шемаия. Когда пришел к нему Неемия, он заперся и сказал: пойдем в Дом Божий, внутрь храма и запрем за собою двери храма, потому что приидут убить тебя, и приидут убить тебя ночью. Но Неемия не принял услуг Шемаии; п) ( Heeм. XII, 6, 18 ) – из возвратившихся из плена с Зоровавелем; р) ( Heeм. XII, 34 ) – из начальствующих в Иудее при освящении возобновленной стены Иерусалимской при Ездре и Неемии; с) ( Uep. XXVI, 20–23 ) – отец Урии, из Кариафиарима, который именем Господа пророчествовал, при царе Иоакиме против Иудеи, точно такими же словами, как Иеремия. Князья и народ были возмущены обличениями и пророчеством Иеремии и требовали от царя смертной казни пророку. Та же участь угрожала Урии. Царь искал умертвить его. Урия скрылся в Египет. Но посланные царем вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом, и бросил труп его, где были простонародные гробницы. Иеремия был спасен Ахикамой, сыном Сафана. См. Иеремия . т) ( Uep. XXIX, 24–32 ) – нехеламитянин, из Вавилона. Сей Шемаия возмущал иудеев против пророка Иеремии и в этом смысле посылал письма в Иерусалим к народу, священнику Софонии и ко всем священникам. Так, между прочим он писал Софонии: Господь поставил тебя священником, чтобы ты был между блюстителями в Доме Господнем за всяким человеком, неистовствующим и пророчествующим, и чтобы ты сажал такого в темницу и в колоду: почему же ты не запретишь Иеремии пророчествовать у вас? Софония прочитал это письмо вслух пророку Иеремии. Пророк Иеремия именем Божиим изрек грозный суд на Шемаию за то, что присваивает себе звание пророка, которого не был удостоен от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Конечно, как пророк и священник, Иеремия должен был знать обрядовой закон Моисея, и как показывают слова его в 17, 26; 31, 14; 33, 11 и 18, не только знает его, но и все упорядочиваемые им жертвы причисляет к тем благодатным дарам, какими Израиль будет пользоваться в благодатное время Мессии. И в приведенных словах 7, 21–23, Иеремия нимало не отрицает богоучреждённости культа, чего он не мог бы сделать без противоречия себе: в своей речи к народу Иеремия говорит не о культе закона Моисеева, который вполне соответствовал заповеди Иеговы и входил в круг того «пути», по которому должен был ходить народ еврейский, чтобы ему было хорошо, но о современном бездушном культе, о формальном почитании Иеговы наряду с Ваалами. Здесь речь пророка обращена к тому народу, который поставил мерзости в доме Господнем (7,30), который устроил высоты Тофета в долине сынов Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Господь не повелевал и что на сердце Ему не восходило (7,31); к народу, дети которого собирают дрова, отцы разводят огонь и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам (7,18). Этим почитанием иных богов рядом с Иеговой была нарушена вся основа союза, которая и состояла в том, что, говоря словами пророка, «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», а не выражалась выполнением обрядовых предписаний, как это думал народ. Эту мысль Иеремия хочет доказать самой историей Синайского законодательства. Согласно с толкованием лучших экзегетов, слова «слушайтесь Моего гласа» и имели напомнить Исх.19,5 и указывали на законодательство Десятословия, обращённое ко всему народу по прибытии его к Синаю. Равным образом и выражение: «Ходить во всяком пути, который Я заповедаю вам» во всём Ветхом Завете встречается ещё только раз во Втор.5,30, именно, в заключении повторения тоже Десятословия, сделанного Моисеем. Таким образом, то и другое выражение пророка Иеремии ясно свидетельствует, что слова его, сказанные в 7, 21–23, имеют отношение именно к факту Синайского законодательства, когда Бог из туч и грома непосредственно говорил к народу и когда, действительно, не было сказано ни слова о жертве и всесожжении: тогда выражены были только основные нравственно-религиозные условия союза...

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Отцы наши грешили, их уже нет, А мы несем наказание за беззакония их. 418 В указанном месте книги пророчеств Иеремия говорит, что с наступлением нового завета «уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина на зубах», но каждый будет умирать за свое беззаконие». Иеремия осуждает эту распространенную в его время поговорку. Отсюда, он, будто бы, не мог сказать приведенных слов 7 стиха 5 главы книги Плач. Но в том же ли смысле употребляется в книге Плач рассматриваемое изречение, в каком оно ходило в народе, и в каком оно осуждается Иеремией? В народе оно имело такой смысл: «невинные дети должны нести ответственность за грехи своих отцов». Седьмой стих пятой главы, следовательно, только в том случае подтверждал бы мнение о не подлинности книги Плач, если бы говорящие представляли в нем самих себя совершенно неповинными в бедствии. Такая мысль однако же чужда книге Плач. Сознание виновности, по вышесказанному, составляет один из главных мотивов этой книги. По элементарным правилам экзегетики, (Пл.5:7) нужно объяснять в связи с контекстом речи, а, следовательно, и с теми местами, где говорится о виновности народа. В этой же связи 7 стих пятой главы получает такой смысл: «отцы наши согрешили, и вот, мы должны нести наказание не только за свои грехи, но и за их» (ср. Исх.20:5 ; 4Цар.23:26 ). Понимаемое в таком смысле, изречение 7 стиха не только нимало не противоречило бы воззрениям Иеремии, но стояло бы в полном согласии с ними. Иеремия прямо говорит: «отцы ваши оставили Господа, а вы делаете еще хуже, чем они» ( Иер.16: 11, 12 ). Другое противоречие представители рационалистической критики указывают между (Пл.2:9): Не стало закона, И пророки ее не сподобляются Видений от Господа и ( Иер.42 :, 4, 9 и д.), где говорится об откровении, бывшем Иеремии после разрушения Иерусалима. 419 Насколько однако же несостоятельно это возражение, можно судить уже потому, что даже Кениг, противник подлинности, и тот говорит, что изречение (2:9) «не стоит в противоречии с ( Иер.42:4 , 9); так как в нем разумеются такие пророки, которые занимали средину между истинными и ложными, и пред которыми выставлял свое превосходство пророк ( Ам.7:14 )». 420 Хотя с последней половиной замечания Кенига – совсем не обоснованной – нельзя согласиться, тем не менее никакого противоречия с свидетельством книги Иеремии в рассматриваемом месте книги Плач нет. Слова 9 стиха 2 главы допускают такое объяснение, после которого никакого противоречия с ( Иер.42:4, 9 ) в них не остается. Как можно судить по общему смыслу этого стиха, в нем идет речь о пророчествах, какие бы могли служить для народа утешением в бедствии. А между тем ничего утешительного в откровении 42 главы книги Иеремии нет. Вот почему Иеремия – если бы он был автором книги Плач – даже и после откровения 42 главы мог сказать, что «пророки не получают видений от Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010