Но в России создавалась и нарастала оригинальная религиозная философия. Такова была одна из задач русской мысли. Речь идет именно о религиозной философии, а не о богословии. На Западе мысль и знание очень дифференцированы, все распределено по категориям. Официальное католичество и официальный протестантизм создали огромную богословскую литературу, богословие стало делом профессиональным, им занимались специалисты, люди духовные, профессора богословских факультетов и институтов. Профессора богословия всегда не любили религиозную философию, которая представлялась им слишком вольной и подозревалась в гностическом уклоне, они ревниво охраняли исключительные права богословия, как защитники ортодоксии. В России, в русском православии долгое время не было никакого богословия или было лишь подражание западной схоластике. Единственная традиция православной мысли, традиция платонизма и греческой патристики, была порвана и забыта. В XVIII в. даже считалась наиболее соответствующей православию философия рационалиста и просветителя Вольфа. Оригинально, по-православному богословствовать начал не профессор богословия, не иерарх Церкви, а конногвардейский офицер в отставке и помещик Хомяков. Потом самые замечательные религиозно-философские мысли были у нас высказаны не специальными богословами, а писателями, людьми вольными. В России образовалась религиозно-философская вольница, которая в официальных церковных кругах оставалась на подозрении. Вл. Соловьев был философ, а не богослов. Он был приват-доцентом и был изгнан из университета за речь против смертной казни. Он менее всего походил на специалиста-богослова и специалиста-философа. Интересно, что, изгнанная из университетов, философия находила себе приют в духовных академиях. Но духовные академии не создавали оригинальной русской философии, за очень редкими исключениями. Русская религиозная философия пробудилась от долгого сна мысли вследствие толчков, полученных от германской философии главным образом от Шеллинга и Гегеля. Единственный иерарх Церкви, представляющий некоторый интерес в области мысли, архиепископ Иннокентий, принадлежит скорее религиозной философии, чем богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Православной Церковью перед лицом антицерковных и антихристианских настроений в обществе 20 января 2013 г. 20:24 В январе 2013 года в Московскую Патриархию поступило письмо Наместника-председателя Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла, в котором выражается поддержка Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкрепленные достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить ее ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Видный болгарский иерарх сообщает, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершенные в храмах российской столицы, — в Храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе , — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершенные в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесенные повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению святых отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам».

http://patriarchia.ru/db/text/2738357.ht...

Проблему терроризма нужно рассматривать в контексте духовного состояния цивилизации Москва, 7 октября 2004 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Сменить приоритет общественного развития с материального благополучия на духовно-нравственное совершенствование - в этом ключ к решению основных проблем сегодняшнего мира, потрясаемого терроризмом. К такому выводу, по словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, пришли участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, завершающегося в Москве, передает ИТАР-ТАСС. На пресс-конференции, посвященной итогам православного форума, иерарх, курирующий вопросы внешней деятельности Русской Православной Церкви, подчеркнул, что " проблему терроризма нужно рассматривать в контексте духовного состояния цивилизации " . " То, что люди убивают других для достижения своих целей, свидетельствует о нравственном упадке общества " , - отметил иерарх. Это, по его словам, следствие того, что многие годы главным для людей было материальное благополучие. " Сегодня надо понимать - именно от нравственного состояния общества зависит его выживание. Греховная цивилизация нежизнеспособна " , - заявил митрополит. Отметив, что " ислам как религия не призывает к терроризму " , митрополит риторически добавил: " почему же, опираясь на ислам, люди творят беззаконие? " . Это, по его мнению, происходит " из-за низкого уровня религиозной грамотности " . Одним из способов решения этой проблемы он считает необходимость " преподавания знаний о традиционных религиях " . А накануне Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского Собора, касаясь причин распространения терроризма, также отметил, что во многом этому способствовал " нравственный дефицит в обществе " . В связи с чем Президент посчитал " незаменимым " " общественное служение Церкви, ее миссионерскую деятельность " . 7 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11366.html

Иерарх Русской Церкви принял участие в XV конференции российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии 03.10.2023 13:36:39 ЛИМА 28 сентября 2023 года епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид принял участие в пленарном заседании XV Региональной конференции российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии, которая прошла в Лиме (Республика Перу), сообщает епархиальный сайт . С приветствиями к участникам форума обратились Чрезвычайный и Полномочный посол России в Перу И.В. Романченко, член Совета Федерации Российской Федерации Е.В. Афанастева (по видеосвязи), главный советник Департамента МИД РФ по работе с соотечественниками за рубежом Т.Н. Митина (по видеосвязи), епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, региональный координатор Всемирного координационного совета российских соотечественников, председатель КСОРС Перу А.А. Гилязева, председатель Регионального координационного совета российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии П.В. Невеличков, заместитель руководителя Россотрудничества Д.В. Поликанов, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Д.Р. Шакиров. Также были оглашены приветственные послания, направленные в адрес организаторов, участников и гостей конференции заместителем министра иностранных дел Российской Федерации М.Ю. Галузиным и руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы С.Е. Череминым. Как отметил в своем выступлении епископ Леонид, на протяжении многих десятилетий российская диаспора в большинстве своем сохранила свою веру, культурные традиции, язык, идентичность и историческое наследие. «Этому способствуют внимание и поддержка со стороны Российской Федерации, Русской Православной Церкви, дипломатического корпуса, Россотрудничества, организаций соотечественников и многих неравнодушных и добрых людей, в том числе русских не по происхождению, а сердцем и душой, — констатировал архиерей. — Благодаря слаженному соработничеству влияние российской диаспоры остается живым и актуальным в любой исторический период».

http://radonezh.ru/2023/10/03/ierarh-rus...

Иерарх Русской Церкви принял участие в XV конференции российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии 3 октября 2023 г. 11:48 28 сентября 2023 года епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид принял участие в пленарном заседании XV Региональной конференции российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии, которая прошла в Лиме (Республика Перу), сообщает епархиальный сайт . С приветствиями к участникам форума обратились Чрезвычайный и Полномочный посол России в Перу И.В. Романченко, член Совета Федерации Российской Федерации Е.В. Афанастева (по видеосвязи), главный советник Департамента МИД РФ по работе с соотечественниками за рубежом Т.Н. Митина (по видеосвязи), епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, региональный координатор Всемирного координационного совета российских соотечественников, председатель КСОРС Перу А.А. Гилязева, председатель Регионального координационного совета российских соотечественников Америки, Новой Зеландии и Австралии П.В. Невеличков, заместитель руководителя Россотрудничества Д.В. Поликанов, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Д.Р. Шакиров. Также были оглашены приветственные послания, направленные в адрес организаторов, участников и гостей конференции заместителем министра иностранных дел Российской Федерации М.Ю. Галузиным и руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы С.Е. Череминым. Как отметил в своем выступлении епископ Леонид, на протяжении многих десятилетий российская диаспора в большинстве своем сохранила свою веру, культурные традиции, язык, идентичность и историческое наследие. «Этому способствуют внимание и поддержка со стороны Российской Федерации, Русской Православной Церкви, дипломатического корпуса, Россотрудничества, организаций соотечественников и многих неравнодушных и добрых людей, в том числе русских не по происхождению, а сердцем и душой, — констатировал архиерей. — Благодаря слаженному соработничеству влияние российской диаспоры остается живым и актуальным в любой исторический период». Далее прозвучали выступления делегатов и гостей конференции. В заседаниях приняли участие делегаты и гости из Республики Татарстан, а также из Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Мексики, Никарагуа, Новой Зеландии, Панамы, Парагвая, Перу, США, Уругвая, Чили и Эквадора. В числе участников были секретарь Аргентинской епархии  протоиерей Сергий Юрин и настоятель прихода святой Матроны Московской в Лиме иеромонах Иннокентий (Карпов). Отец Иннокентий рассказал собравшимся о жизни и деятельности приходской общины. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Митрополит Иларион отметил высокий уровень отношений Русской Церкви и исламской общины Ирана 12 апреля, 2013. Новостная служба Иерарх выразил озабоченность в связи с ростом межрелигиозной напряженности в мире. Особое внимание глава ОВЦС уделил многочисленным фактам преследований и дискриминации христиан в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. 12 апреля. ПРАВМИР. Митрополит Иларион встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран Сайедом Махмудом Резой Саджади, сообщает сайт ОВЦС . В ходе беседы председатель Отдела внешних церковных связей отметил высокий уровень отношений между Русской Православной Церковью и исламской общиной Ирана, подчеркнув, что важное место в их развитии занимает Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие-ислам». Иерарх выразил озабоченность в связи с ростом межрелигиозной напряженности в мире. Особое внимание глава ОВЦС уделил многочисленным фактам преследований и дискриминации христиан в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. Митрополит Иларион также обратил внимание гостя на активизацию воинствующего секуляризма во многих странах мира, отметив, что в таких условиях традиционным религиям необходимо действовать сообща во имя сохранения  нравственных ценностей в обществе. Посол Ирана передал митрополиту Илариону содержание послания Генерального секретаря Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятоллы Мохаммада Али Тасхири, с которым 26 июня 2012 года председатель ОВЦС встречался в Москве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 октября, 2010 19 апреля, 2024 14 января, 2019 26 января, 2016 15 июля, 2015 9 апреля, 2014 9 января, 2013 3 августа, 2011 3 августа, 2011 6 октября, 2010 19 апреля, 2024 14 января, 2019 26 января, 2016 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-otm...

Все в его жизни и деятельности свидетельствовало об успехе – спокойном, стабильном, но, безусловно, успехе. И образовательном, и административном, и, надо полагать, личностном. Подобно многим он жил в ощущении незыблемости той православной Российской империи, в которой ему суждено было сделать столь же успешную, как и его родителям, но уже не светскую, а духовную карьеру. И вот – 1917 год. Год, который потряс многих, в том числе и епископа Алексия. Читая его письма периода гражданской войны, поражаешься тому, насколько же этот, действительно, уже во многом сформировавшийся как князь Церкви иерарх, образованный, умный, был дезориентирован происходящими событиями. Он действительно не знал, как реагировать на то, что произошло. И уж тем более не мог размышлять над причинами того, что произошло. Это лишний раз свидетельствует, насколько для современников подчас трудны для восприятия события, который впоследствии кажутся в чем-то ясными и понятными. Он по-прежнему ориентировался на своего духовного наставника – архиепископа, а затем митрополита Арсения (Стадницкого) , болезненно переживал его неизбрание в Патриархи на Поместном соборе. В своих письмах он, действительно, удивлялся тому, что годный разве на то, чтобы быть кутейником – так он и называл Патриарха Тихона – иерарх оказался во главе Русской Церкви в тот ответственный, трагический момент её истории. Действительно, его снисходительный взгляд на Патриарха Тихона, сочетавшийся более чем с уважительным взглядом на Арсения Стадницкого , показывал, наверное, то, что действительно многим не дано было понять смысл избрания Патриархом именно митрополита Тихона (Беллавина), столь неподходящего, как казалось на первый взгляд, для возглавления Церкви в такой трагический и ответственный момент. Но здесь сказалось и другое: с одной стороны, преданность его Арсению Стадницкому , а, с другой стороны, глубокое непонимание им того, что Патриархом в Русской Церкви дано быть, действительно, людям, подчас совершенно не вмещаемым в обыденные представления о том, каким должен быть первосвятитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Московский Патриархат оказывает поддержку преследуемым африканским христианам в контакте с христианскими Церквами континента, в том числе, с крупнейшими из них — Коптской и Эфиопской, — рассказал иерарх. — Работа с ними осуществляется Русской Православной Церковью в рамках двусторонних комиссий по диалогу». Так, в Эфиопии Московский Патриархат оказывает поддержку местным христианам, оказавшимся в сложном положении в результате действий экстремистских группировок и развития гражданского противостояния. В 2019-2020 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично выступил в защиту христиан, подвергшихся организованным атакам в центре и на западе Эфиопии. «Его голос был услышан, и власти страны обратили внимание на эту проблему», — констатировал председатель ОВЦС. Он упомянул о том, что христиане Эфиопии с благодарностью воспринимают усилия Русской Православной Церкви и России в этом направлении. «Мы продолжим оказывать поддержку христианам Эфиопии в их борьбе за выживание», — сказал владыка Иларион. Он констатировал, что наиболее тяжелая ситуация для христиан сохраняется в странах Африки южнее Сахары. Самое бедственное положение — в Нигерии: на эту страну, по информации правозащитной организации Open Doors, приходится 79% всех убийств христиан Африки в 2021 году. В 2014-2019 годах жертвами боевиков стали более 7000 христиан. В стране свирепствуют экстремисты и боевики организации «Боко харам» (организация запрещена в РФ — прим. ). «Нигерийские власти либо не знают, либо скрывают истинный масштаб гонений», — подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей. Наиболее резонансным для мировых СМИ событием в последнее время стало произошедшее в конце февраля 2021 года в нигерийском штате Замфара похищение около 300 школьниц. В начале марта детей удалось освободить — вероятно, был выплачен выкуп. А менее резонансные случаи мировые СМИ просто обходят своим вниманием, подчеркнул иерарх. Митрополит Иларион обратил внимание слушателей на то, что случаи насилия в отношении христиан в Африке зафиксированы в Демократической Республике Конго, Уганде, Кении. Сложная ситуация в этой сфере наблюдается в Камеруне. Ареной преследований христиан стал Мозамбик. Нападения радикалов на христианские деревни происходили в последнее время в центральной части Мали. С 2015 года фиксируются религиозные преследования в Буркина-Фасо. А в Нигере, где христиане составляют не более процента населения, их положение особенно тревожно.

http://patriarchia.ru/db/text/5893948.ht...

И, действительно, и сами латиняне говорят, что слова Владыки не оказывают действия, когда говорятся просто первым встречным и вне алтаря. Итак, если есть нужда в священнике и алтаре и в прочем, что принадлежит к сему, то почему же не иметь нужды и в молитве, и в благословении, и через них – в наитии Святого Духа, которое совершает все Таинства? К тому же, пусть приступит священный Дионисий, подтверждая своим свидетельством правоту того, что мы совершаем. Ибо в «Размышлении о Таинстве Вечери Господней» он так говорит: «Воспев священные, Божественные дела, иерарх приступает к священнодействию (то есть к самому освящению Святых Даров) и сначала просит прощение о сем, и восклицает; Ты сказал – Сие творите в Мое воспоминание. – Затем он молится, чтобы быть достойным того подражательного Богу священнодействия и в подобии с Христом всесвятейше совершить Божественные Тайны и раздать и священно соделать причастников участниками их. Таким образом, затем он священнодействует (то есть освящает) Божественнейшие Тайны и представляет взору воспеваемое в виде священного предложения. Ибо, раскрыв и разделив на много частей прикровенный и неделимый Хлеб, и всем разделив единство Чаши, он символическим образом умножает и разделяет единство». И немного далее: «Причастив других, иерарх завершает священную Евхаристию». 7 . Всякому желающему возможно видеть – соответствует ли все вышеприведенное тому, что мы совершаем, или же – тому, что совершают латиняне. Ибо мы, последуя священным Апостолам и Учителям, в отношении переданных ими изложений (Литургии) и оному разъяснителю священнодействий (святому Дионисию Ареопагиту ), воспеваем священные Божественные дела, то есть, как он говорит: вочеловечение ради нас Бога, смерть Его за нас, рождение в Боге крещаемых, Божественное усыновление, обожение за соблюдение заповедей: затем, приступая таким образом к священнодействию, мы сначала испрашиваем прощения о сем и возглашаем самые слова Владыки, которые Он тогда рек, и затем присовокупляем, что это Он Сам заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание», затем, помолившись, чтобы быть достойными сего богоподражательного священнодействия, как это охватывают изложения (Божественной Литургии), мы священнодействуем (освящаем) Божественные Тайны через молитву и благословение и наитие Божественного Духа, и прикровенный до тех пор и неразделенный Хлеб открыв, рассекаем на много частей, и всем разделяем единство Чаши.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Архив Пн Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Мы должны стремиться к единству путем открытого и доверительного диалога 21 января 2017 г. 11:21 В преддверии XXV Международных Рождественских образовательных чтений, которые пройдут 25-27 января 2017 года в Москве, председатель Оргкомитета форума, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал «Журналу Московской Патриархии» интервью , посвященное предстоящему церковно-общественному форуму. Первое, что отметил митрополит Меркурий, отвечая на вопросы журналиста издания, это то, что Чтения переросли из сугубо профильного мероприятия в форум общецерковного и общегосударственного масштаба. В самом начале это были исключительно педагогические конференции, рассказал архиерей. Сейчас в работе Чтений принимают участие все синодальные структуры, что, по словам главы Оргкомитета, позволяет обсудить широкий спектр общецерковных и общегосударственных проблем и предложить ответы на многие вызовы современности. Это самое главное, что удалось сделать, отметил председатель Синодального отдела, добавив, что форум также стал и достаточно динамичным. По словам митрополита Меркурия, Чтения — это еще и площадка, предоставляющая возможность поделиться ценным опытом — «своим и приобщиться к опыту других». «Люди, которые приезжают на форум из разных епархий, привозят в Москву свои региональные наработки, в ходе обсуждений можно с ними ознакомиться. То есть открывается реальная возможность увидеть то, чем живут люди в регионах, какие проблемы существуют, что необходимо исправить», — рассказал иерарх. Чтениям в Москве предшествует масштабный региональный этап, который с сентября по январь проходит во всех епархиях Русской Православной Церкви. «По самым скромным подсчетам, в нем принимают участие от полутора до двух миллионов человек. Масштабы действительно впечатляют», — отметил председатель Синодального отдела. Митрополит Меркурий добавил, что для него также очень важно, что в открытии Рождественских чтений и в обсуждении каких-то значимых для Православной Церкви тем и вопросов принимают участие и представители традиционных религиозных общин. «Это не какой-то православный " междусобойчик " , но форум, представляющий действительно большой срез общества», — констатировал иерарх.

http://patriarchia.ru/db/text/4784789.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010