В мае 1961 г. его приглашал в Москву епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) . Председатель ОВЦС считал такой шаг «крайне полезным» . Митрополит Киприан позиционировался другом Русской Церкви, в лице которого ожидалось встретить поддержку инициативам Москвы. Председатель ОВЦС рассматривал иерарха как возможного участника первого Всехристианского мирного конгресса, запланированного в Праге на июнь 1961 г. Митрополит Киприан в составе делегации Александрийского Патриархата, в которую входили также архимандриты Никодим (Галиатсатос) и Ириней (Таламбекос), в июле 1968 г. посетил Москву по случаю 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. В ноябре 1971 г. митрополит Киприан наградил председателя ОВЦС митрополита Никодима Золотым крестом Центральноафриканской митрополии, сопроводив награду собственноручным письмом. За свои симпатии к Московскому патриархату, которые нашли отражение в том числе на страницах подготовленной митрополитом Киприаном после его посещения СССР и опубликованной книги «О жизни Русской Православной Церкви», иерарх лишился финансовой помощи со стороны греческих властей. Другим иерархом Александрийского патриархата, выражавшим свои сердечные чувства в адрес Русской Церкви и ее предстоятеля, был митрополит Аксумский Николай (Абдалла). Митрополит Николай оказывал гостеприимство делегации Русской Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым), находящейся в Адисс-Абебе в марте 1966 г. в ходе турне по африканским странам. Иерарх в качестве жеста доверия и открытости собственной позиции направил в адрес Святейшего Патриарха Алексия копию своего обращения государственному секретарю Святого престола кардиналу Амлето Джованни Чиконьяни на тему ответственности евреев прошлого и современности за распятие Иисуса Христа . В своей переписке с председателем ОВЦС греческий иерарх демонстрировал добросердечность, пользовался случаем, чтобы передать небольшие подарки в виде эфиопского ладана и харарского кофе. В апреле 1963 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

«Иерусалимская церковь, церковь мучеников, совершает свое служение в ситуации войны, заботится как об охране святых мест, так и о сохранении народа Божьего», — отметил иерарх. Архиепископ Феодосий поделился своей обеспокоенностью тем, что на Ближнем Востоке, который был колыбелью христианства и где до недавнего времени мирно соседствовали люди разных национальностей и конфессий, сегодня христиане подвергаются жестоким преследованиям. По его словам, за последние четыре года положение христианства в регионе существенно изменилось: около полумиллиона христиан покинули Сирию, около миллиона — Ирак. В Ираке подверглись пыткам более 40 священнослужителей, целые христианские поселения обезлюдели, а храмы и другие святыни веков были разрушены. Жан-Клеман Жанбар (Jean-Clément Jeanbart), Мелькитский архиепископ Алеппо, заявил, что большинство христиан в Сирии поддержали российское военное вмешательство, потому что это дало им некую надежду на благоприятное окончание конфликта. «Мои коллеги — епископы, священники, и верующие — в Сирии сейчас чувствуют, что есть надежда, что проблемы будут решены и война закончится, так как Россия вмешалась и нанесла серьезный удар по ДАИШ [«Исламскому государству»], — сказал он. — Вот что они думают». Иерарх заявил, что не заблуждается относительно того, что Россия преследует здесь собственные интересы, но при этом российское военное вмешательство «возродило надежду» у христиан Сирии. «(Путин) решает проблему… Путин служит делу христиан», — отметил мелькитский архиепископ Алеппо. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на агентство “France Press”. Армянский католический архиепископ Алеппо Бутрос Марайяти высказал двойственное отношение к позиции Русской православной церкви по Сирии — не называя при этом Московский патриархат. Его слова приводит официальный сайт Ватикана. Иерарх отметил, что новости о продолжающихся военных операциях в регионе отражаются на психологическом состоянии населения: «С одной стороны, — объяснил архиепископ Бутрос Марайяти, — люди чувствуют, что что-то должно произойти, и многие надеются, что осада действительно может закончиться. С другой стороны, все они прекрасно понимают, что основные решения принимаются на геополитическом уровне».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иерарх подчеркнул значимость материальной и духовной помощи, которую оказывала сербам Русская Православная Церковь в условиях, когда «мало кто услышал зов сербского народа и Сербской Церкви», когда было уничтожено множество храмов, в том числе находившихся под охраной ЮНЕСКО. Как засвидетельствовал епископ Антоний, сербский народ помнит все события того времени, включая разворот самолета главы российского правительства Е.М. Примакова над Атлантикой, и в особенности атмосферу, в которой проходил визит в Белград Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «в период страшных бомбардировок, разрушавших дома и отнимавших у людей самое необходимое и саму жизнь, когда неоткуда было ожидать защиты». Причем, напомнил сербский иерарх, Предстоятель Русской Православной Церкви отправился в Белград по собственной инициативе, и ему никто не мог гарантировать безопасность. «Мы помним, как встречали Патриарха, когда он приземлился в Белграде, сколько тысяч человек присутствовало на совместной молитве, мы помним его речь, слова которой врезались в душу каждого серба. Такое нельзя забыть», — отметил он. Представленная в этот день книга «будет свидетельствовать о братских взаимоотношениях между русским и сербским народами», уверен владыка. Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов отметил, что вышедшее в свет издание представляет собой «достойное приношение к печальной дате 20-летия начала трагических событий: варварских бомбардировок Югославии и начала нового передела Европы, наступления новой эпохи безнаказанного беззакония в международных отношениях». Переживаемая скорбь сблизила в те годы Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей, отметил протоиерей Николай Балашов, подчеркнув, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II видел в Патриархе Сербском Павле человека Божия. Характеризуя отношение Русской Православной Церкви к агрессии НАТО против Югославии, протоиерей Николай сказал: «Наша Церковь сказала всю правду везде, где она могла говорить, — правду о том, что происходило с братской Сербской Церковью и братским для нас народом». В этих обстоятельствах уникальным по своей значимости шагом явился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Белград 20 апреля 1999 года, который стал «пророческим жестом», выразившим отношение Русской Церкви к югославской трагедии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5476165...

Затем руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям посетил Министерство культуры Королевства Таиланд, где встретился с постоянным секретарем ведомства господином Критсеапонгом Сири. В ходе беседы состоялось обсуждение актуальных вопросов, касающихся деятельности Патриаршего благочиния приходов Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд. Далее под председательством епископа Антония состоялось пастырское совещание духовенства, несущего служение на приходах Патриаршего благочиния в Королевстве Таиланд. Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом, после чего ответил на многочисленные вопросы клириков. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Антоний вручил юбилейную медаль «100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» заместителю командующего туристической полицией Королевства Таиланд генерал-майору Катча Тхартсарту, которой он был награжден за помощь россиянам в Таиланде и содействие Представительству Русской Православной Церкви в социальном служении. Владыка Антоний поздравил генерала Катча с вручением медали и выразил надежду на укрепление сотрудничества в ходе оказания помощи гражданам России и СНГ. На церемонии награждения присутствовали посол России в Таиланде К.М. Барский и архимандрит Олег (Черепанин). 8 декабря епископ Звенигородский Антоний прибыл на остров Пхукет. Из аэропорта архиерей направился в храм Живоначальной Троицы, где его встречали настоятель священник Роман Бычков и прихожане. Иерарх совершил в храме благодарственный молебен. Затем владыка Антоний побывал в домовом храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, где совершил водосвятный молебен. Архипастырь также осмотрел учебные аудитории, студенческое общежитие и пообщался с прихожанами, от лица которых владыку приветствовал иеромонах Паисий (Ипате). 9 декабря епископ Антоний посетил храм Вознесения Господня на острове Самуи. В сослужении настоятеля храма священника Алексия Головина и диакона Сергия Калашникова владыка совершил молебен, после чего обратился к верующим с архипастырским словом. В храме присутствовали посол России в Таиланде К.М. Барский, архимандрит Олег (Черепанин). По окончании богослужения иерарх побеседовал с прихожанами храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5081099.ht...

Иерарх также указал на то, что Д.И. Арсенишвили пробудил интерес к русской иконописи среди интеллигенции, которая в ту пору плохо знала духовную культуру своего народа: «Благодаря его трудам интерес к русской духовной традиции, русской иконописи возрос. Благодаря его усилиям были сохранены многие памятники духовной культуры — он их исследовал, хранил. Благодаря его вкладу мы с вами сейчас имеем возможность продолжать приобщаться к той духовной традиции, которую создавали наши предки». «Сегодня мы будем возглашать ему вечную память, и память наша должна выразиться в том числе в продолжении трудов, которые этот замечательный человек, раб Божий Давид, осуществлял во время своей земной жизни», — уверен митрополит Воскресенский Григорий. За панихидой архипастырям сослужили советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, представители московского духовенства. В храме молились сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, православные жители Москвы. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. По окончании поминальной службы митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай поблагодарил митрополита Воскресенского Григория за совместную молитву об упокоении души раба Божия Давида и за слова, посвященные жизненному подвигу Д.И. Арсенишвили. «Исходя из Ваших слов, мы можем увидеть, что он прикоснулся к чему-то очень ценному для русского народа — к его душе», — сказал грузинский иерарх. Констатировав, что Давид Ильич Арсенишвили сохранил для России ее наследие, создав Музей древнерусской культуры и искусства, митрополит Николай сказал: «Плоды его трудов не зависят от условий времени, от политических обстоятельств. Я десять лет приезжаю в Москву в этот день: несмотря на то, что между нашими странами напряжение, несмотря на эпидемию, поминальная служба по Д.И. Арсенишвили всегда совершалась. Я хочу сказать, что эти отношения не зависят ни от времени, ни от обстоятельств, ни от чего-то еще. Это есть наше единение во Христе. Поэтому я очень благодарен Вам, Русской Православной Церкви, русскому народу. Хочу сказать, что этот день для меня всегда является знаковым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6077274...

Из слова после Литургии в Успенском Патриаршем соборе Кремля в деньперенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, 6 сентября 2013 г. Раскол – предательство Бога Архиерей в день своей хиротонии клянется в верности, говорит о том, что будет верен до скончания дней своих священноначалию и единству Церкви. Вот почему так болезненно переживается раскол. Раскол есть не просто предательство людей, а предательство Бога. Иерарх дает Богу обещание быть верным, а затем изменяет, объясняя это разного рода жизненными обстоятельствами, личной выгодой, стремлением хорошо устроиться, выйти из-под удара или из-под обвинений, быть благополучным. Но Бога такой иерарх предает. Люди, которые уходят в раскол, заявляют, что они верят в Бога, – но как же можно было давать обещание, клясться пред лицом Божиим, а затем изменять? Из слова при посещении Успенского Каприянского монастыря под Кишиневом, 7 сентября 2013 г. Патриарх Сергий являет нам пример мужества и стойкости, всецелой отдачи себя служению Церкви и ближним Святейший Патриарх Сергий вошел в историю Православной Церкви как человек выдающихся духовных дарований и подвижнического служения… Стремление сохранить единство Русской Церкви и не допустить полного закрытия православных храмов стало основой всех его действий в период гонений. В годы Великой Отечественной войны Святейший Патриарх проявил себя как деятельный патриот. Под его мудрым водительством народ Божий, откликаясь на воззвания Первосвятителя, вносил свой не только молитвенный, но и немалый материальный вклад в достижение Победы над вероломным врагом. Патриарх Сергий являет нам пример мужества и стойкости, всецелой отдачи себя служению Церкви и ближним. Из послания по случаю 70-летия избрания митрополита Сергия (Страгородского) на Московский Патриарший престол, 7 сентября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии надежда скорикова 29 октября 2013, 03:43 Ирина 22 сентября 2013, 22:54 Я,очень хочу, чтобы народы России,Белоруссии,Украины не отделялись друг от друга,моя жизнь сложилась так,что я живу и в России и на Украине Живу в Буче,рядом с Киевом Около моего дома находиться церковь,я очень этому была рада,пришла на службу,то,что служба была на украинском языке, мне было все понятно,но когда в конце службы я услышала,что молятся за здравие Патриарха Украины Филарета, я почувствовала душой что-то не то,пришла домой открыла интернет и прочитала,что часть церквей принадлежит Патриарху Филарету,часть Русской Православной церкви,меня это очень расстроило,на праздник Крещения я была в Храме на Оболоне в Киеве,там был Митрополит Владимир и другие Духовники, у одного из них я спросила, можно ли мне ходить в церковь рядом с домом,мне он сказал,можно,только исповедоваться и причащаться нельзя вот и представь те,что у меня в душе,Буча строящейся молодой город ,и мне очень хочется,что наша церковь была едина.

http://pravoslavie.ru/63941.html

«Нас заботило будущее христианства в этом библейском регионе, где оно является исконной религией. Мы сопереживали всем сирийцам без различия религиозной и конфессиональной принадлежности — христианам и мусульманам, видя в каждом из них тех ближних, кому Господь заповедовал нам помогать. Эти чувства скреплялись узами нашей многовековой дружбы», — засвидетельствовал иерарх. Он упомянул о том, что первой задачей стал прорыв информационной блокады и донесение правды о страданиях сирийского народа до мировой общественности. «Мы неизменно продвигали эту тему при контактах с мировыми государственными деятелями и религиозными лидерами, а также на крупных международных площадках», — рассказал представитель Русской Православной Церкви. Владыка Леонид также отметил, что глубокая озабоченность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла судьбой сирийского народа и опасным развитием событий на Ближнем Востоке в целом стала основной причиной неотложной организации его встречи с Папой Римским Франциском в Гаване в феврале 2016 года. «После совместного выступления лидеров крупнейших христианских общин мира стало больше невозможно замалчивать правду о сирийской трагедии», — подчеркнул он, указав также на то, что сразу же после гаванской встречи стартовали и первые совместные с Римско-Католической Церковью гуманитарные проекты в Сирии. «Ранее Русская Православная Церковь уже оказывала помощь сирийцам, собирая для этого средства по своим епархиям, приходам и монастырям, прося о содействии общественные организации и жертвователей», — рассказал иерарх. Как упоминается в оглашенном на конференции в Дамаске докладе заместителя председателя ОВЦС, приоритетными партнерами в реализации гуманитарных проектов для Русской Православной Церкви являются традиционные религиозные конфессии Сирии, прежде всего, древняя Антиохийская Православная Церковь, с которой ее связывают многовековые братские узы. «Роль религиозных организаций в послевоенном восстановлении Сирии весьма значима, — засвидетельствовал владыка. — Непререкаемый авторитет, которым они пользуются у местного населения, заинтересованность в предотвращении его исхода из родной земли, близость к людям, глубокая осведомленность об их насущных потребностях — все это увеличивает эффективность гуманитарной работы, позволяет придать ей конкретный, адресный характер». При этом он подчеркнул, что религиозные организации стремятся не ограничивать помощь только кругом своих единоверцев, а помогать всем пострадавшим от войны вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Χ.

http://patriarchia.ru/db/text/5718516.ht...

Как отметил иерарх, к концу 30-х годов  от огромной инфраструктуры Русской Православной Церкви оставалась всего сотня действующих храмов  на всей территории тогдашнего Советского Союза. «Во время войны ситуация изменилась, и начали кое-где открывать храмы. Но политика репрессий со стороны государства продолжалась вплоть до 1988 года. В послевоенное время уже не было массовых расстрелов духовенства, но официальной политикой государства был воинствующий атеизм: в школах и институтах преподавалось атеистическое мировоззрение. Библия была запрещенной книгой, и ее невозможно было купить ни в книжном магазине, ни даже в церковной лавке. Вообще, о христианстве можно было узнать только из атеистической литературы», ­— поделился владыка с участниками встречи. Поворотным стал 1988 год, когда Церковь решила отметить 1000-летие Крещения Руси. При этом властями предполагалось, что это торжество будет исключительно внутрицерковным, однако вышло по-другому. Председатель ОВЦС привел в пример историю, которая произошла в городе Вязьме на территории епархии, которой в ту пору управлял архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. «Решив устроить в этом 60-тысячном городе празднование в честь 1000-летия Крещения Руси, будущий Патриарх попросил руководителя города о том, чтобы верующим на один день предоставили стадион для совершения Литургии, на что градоначальник ответил: " Зачем вам стадион? Вы не соберете даже тысячу человек " . В итоге на это празднование собралось 40 тысяч человек из 60 тысяч жителей Вязьмы. И такое происходило очень во многих городах». Советский Союз, в котором к тому времени была провозглашена политика перестройки,  оставался атеистическим государством, но гонения фактически прекратились. И сразу же выяснилось, что Церковь продолжает обладать колоссальным авторитетом среди людей, засвидетельствовал владыка. «С этого момента мы отсчитываем период, который называем вторым Крещением Руси», — сказал иерарх. Он привел статистические данные, согласно которым в 1988 году у Русской Церкви на всей территории Советского Союза было 6 тысяч приходов, а сейчас их насчитывается свыше 35 тысяч. «Это значит, что за 28 лет мы построили или восстановили из руин 29 тысяч храмов, то есть в год открывали  по тысяче храмов, в день — по три храма; и сейчас мы продолжаем открывать храмы с такой же скоростью», — сказал владыка Иларион. Он также отметил, что количество монастырей выросло с двадцати одного на всю Русскую Православную Церковь  в 1988 году до 860 монашеских обителей на настоящий момент. «И это не просто восстановление зданий и стен ­— все они наполнены монахами и монахинями», ­ — подчеркнул председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/4636869.ht...

От имени Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополит Дионисий попросил гостя из Грузинской Православной Церкви передать поклон, слова уважения и почтения, а также пожелания многих лет и доброго здравия Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. «Этот великий старец жизнью своей заслужил уважение всего православного мира, и имя его на устах многих и многих православных христиан в нашем Отечестве», — подчеркнул он. В ответном слове митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай передал благодарность Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, подчеркнув, что Предстоятель Грузинской Церкви «очень уважает память Давида Ильича Арсенишвили, который послужил обеим нашим странам». Иерарх напомнил: «С одной стороны, Д.И. Арсенишвили — основатель Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, с другой стороны, еще до этого он основал в Тбилиси один из центральных пантеонов грузинских деятелей — Мтацминдский пантеон. Он также основатель Литературного музея, Музея театра и кино. В конце своей деятельности в Грузии он не выходил из храма Анчисхати, одного из древнейших тбилисских храмов. Власти собирались его разрушить, а Д.И. Арсенишвили постоянно находился и даже ночевал там и так спас храм от разрушения. После этого он приехал в Москву и начал жить в Спасо-Андрониковом монастыре». «Мы благодарны Вам лично и в Вашем лице благодарим Русскую Православную Церковь за память о Д.И. Арсенишвили, — сказал иерарх, обращаясь к митрополиту Дионисию. — Мы благодарим Россию за то, что эта страна хранит память о Давиде Ильиче. Отдельно я также хочу поблагодарить сотрудников музея. Давид Ильич Арсенишвили является моим двоюродным дедом — мне было два года, когда он умер. Я этого, конечно, не помню, но он держал меня на руках. Мне кажется, на таких примерах (а их очень много) и держатся межнациональные отношения». Митрополит Николай выразил уверенность в том, что глубоко укорененные в истории духовные связи народов России и Грузии «никогда и ничто не сможет изменить».

http://pravoslavie.ru/142967.html

В то же время было отмечено, что Церковь не застыла во времени, в ней происходят перемены. Разве Церковь в XIX веке была такой же, как в XX столетии, задал митрополит Кирилл вопрос участникам беседы. Он напомнил, сколь многие перемены произошли за время Первосвятительского служения на Московском Патриаршем престоле Святейшего Патриарха Алексия.  «Церковь сегодняшнего дня мы сравниваем с Церковью конца XX века или, лучше сказать, с послевоенным периодом, —  отметил иерарх. —  Ныне у Церкви совершенно иное лицо. Произошли огромные перемены. Почему они не вызвали никакого протеста у людей? Да потому, что явились результатом естественного роста, естественного движения. И то, что происходило в Церкви на организационном уровне, лишь только фиксировало это внутреннее движение, и эта фиксация помогала сделать новый шаг на пути церковного развития». Он напомнил, что в далеком XVII веке Русской Церкви была навязана реформа. Это тоже был некий интеллектуальный проект церковного лидера. Людям предлагалось подчиниться его проекту, и многие не подчинились. Эту рану Церковь несет на своем теле на протяжении всех последующих столетий. «Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции, —  считает Владыка. —  Первый урок — это старообрядческий раскол, а второй — это пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то, и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты». Реформы не достигают цели, если они не исходят из глубин народной жизни, отметил иерарх. «Я полагаю, что сила нашей Церкви заключается в способности сохранять веру, христианскую нравственную парадигму, передавать эти ценности из поколения в поколение. Уверен, что в чистоте сохраненная вера и христианская нравственность сегодня являются единственной силой, которая может изменить мир к лучшему», —  заявил он. «Сохраняя и защищая чистоту Православной веры, мы должны делиться ею с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией»

http://patriarchia.ru/db/text/517822.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010