Глава 31 Египет – гордый кедр Падение Египта здесь изображается в притче, за которою в XXXII главе последует плач над ним, как тоже сделано было относительно Тира, хотя там притча и плач слиты в одно. Сравнение близко к XVII, отчасти к XIX гл. и Дан 4 . Речь имеет поэтическое построение и делится на 3 строфы: ст. 2–9 описывают высоту и красоту несравненного, удивительного кедра; ст. 10–15 его падение и цель Божию при этом; ст. 16–18 следствия падения. Иез.31:1 .  В один­надцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Май 586 г. спустя немного менее, чем 2 месяца после предшествующей речи и за два же месяца до падения Иерусалима; следовательно, может быть, все еще под впечатлением отражения Н-ом фараона, шедшего на выручку Иерусалима. Иез.31:2 .  сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? «Народу его» – слав. точнее «множеству его», букв. сброду, толпе, причем разумеется разноплеменное войско фараона, главную силу которого составляли иностранцы; в дальнейшем тоже различается фараон и войско его: ст. 6, 12. – «Кому ты равняешь себя?» Кому из царств и царей. Далее нет ответа на этот вопрос, который повторяется и опять без ответа в ст. 18; а дальнейшее сравнение фараона с кедром имеет целью показать, что такого ответа и не может быть, что фараон ставит себя выше всех царей. Иез.31:3 .  Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и те­нистою ли­с­т­во­ю, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. «Ассур». Вместо ожидаемой речи об Египте, пророк говорит вдруг об Ассуре. Прежде эту странность объясняли тем, что пророк в судьбе Ассирии хочет дать предостережение Египту: если Ассур, такой воинственный кедр, погиб, то тем более Египет. Но ничем далее пророк не дает понять, что он хочет провести такую мысль; напротив дальше вся притча построена так, что сам Египет сравнивается с кедром. Посему в выражении: «Ассур был кедр», которое букв. с евр. будет «Ассур – кедр», видят теперь название особой породы кедра; действительно, у Ис 60.13 и Иез.27.6 есть название дерева теашур, (буква тав могла исчезнуть от соседства с похожей на нее ге предшествующего слова), которое в первом из указанных мест LXX переводят «кедр», а во втором, просто «дерево» (рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и не делает подобного им», отныне «не умрет за беззаконие отца своего» (Иез 18. 14-18). Иезекииль провозглашает принцип личной ответственности, согласно к-рому «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына». Бог ждет обращения каждого человека независимо от степени его нынешней греховности: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез 18. 23). Он призывает Израиль покаяться во всех преступлениях, отвергнуть от себя грехи и сотворить себе «новое сердце и новый дух» (Иез 18. 30-31). Показав возможность покаяния, к-рое будет принято Богом, Иезекииль возвращается к описанию наказания, предстоящего «князьям Израиля», не желающим покаяться. Он сравнивает их мать со львицей (по-видимому, речь идет о Хамуталь, матери царей Иоахаза и Седекии - 4 Цар 22. 31; 24. 18), к-рая «вскормила одного из львят своих»; окрепнув, он «ел людей» и был впосл. в цепях отведен «в землю Египетскую». Увидев это, львица вскормила др. львенка, к-рый, окрепнув, «ел людей и осквернял вдов их и города их опустошал». Он был пойман, посажен в клетку на цепь и отведен к вавилонскому царю. Иезекииль поет «плачевную песнь», сравнивая теперь мать «князей Израиля» с виноградной лозой, к-рая «выдавалась... высотою своею со множеством ветвей своих», однако была вырвана Богом в гневе и брошена на землю, где огонь «пожрал плоды ее, и не осталось на ней ветвей крепких для скипетра властителя» (Иез 19. 10-14). «В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца» (предположительно июль-авг. 591 г. до Р. Х.- Blenkinsopp. 1990. P. 4) к Иезекиилю пришли неск. «старейшин Израилевых», чтобы узнать у него волю Божию. Вместо ответа Бог через пророка обличает их. Он приказывает Иезекиилю рассказать им о «мерзостях отцов их», к-рые многократно восставали против спасавшего их Бога. Пророк напоминает старейшинам случаи неверности израильтян: нежелание расстаться с егип. идолами и идти с Моисеем в пустыню, неисполнение заповедей, данных на Синае, служение идолам окрестных народов, нарушение суббот и др.

http://pravenc.ru/text/293579.html

– Не указывается ли, затем, на полную историю Исаии в 2Пар.32:6–8 ? Здесь говорится, что царь Езекия увещал народ такими словами: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним, с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в бранях наших?» Если такие сведения, как в 4Цар.8:14–16 (об уплате дани Езекией Сеннахериму) еще не ведут к предположению более полного текста, принадлежащего Исаии и заимствованы, может быть, напр. из анналов; то приведенные слова увещания (Езекии) скорее предполагают текст Исаии (в котором заключалось также, может быть, известие о религиозных преобразованиях Езекии – ср. 2Пар.29–31 глл. и молитва Езекии, выпущенная в книге Царств). – Но был ли, или не было более полного текста Исаии, написание исторического отдела книги Исаией остается несомненным. – Что исторический отдел ( Ис.36–39 гл.) находился первоначально в книге пр. Исаии, а не в книге Царств, подтверждение этого можно находить и в книге пр. Иезекииля. В своем пророчестве о Фараоне, царе Египетском, пр. Иезекииль говорит: «и узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они были дому Израилеву опорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился, и все плечо исколол им, и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им» ( Иез.29:7 ). Здесь пр. Иезекииль имеет в виду речь об Египте Рабсака ( Ис.36:6 ): справедливость такого заключения открывается из того, что в начале 29-ой главы к Фараону пр. Иезекииль применяет те черты, которые пр. Исаия применяет к царю Ассирийскому в историческом отделе: напр.: «Я вложу крюк – в ноздри твои», см. Иез.29:4 и Ис.37:29 ), – и из того, что в следующей главе пр. Иезекииль имеет в виду пророчество Исаии же (18–20 гл.) об Ефиопии и Египте Иез.30:9 ; ср. Ис.18:2 ; Иез.30:13 : «истреблю идолов и уничтожу лжебогов – в Мемфисе, и в земле Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую», ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иер.3:33 ). Он  хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ), Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего пути и жив был ( Иез.33:11 ). Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь ( Иер.9:24 ). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! ( Иез.18:31-32 ). Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? ( Иез.18:23 ). Бог любит миловать ( Мих.7:18 ). И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего ( Втор.8:5; 7:9 ). А значит, “наказание Господне” правильнее всего понимать как наказ отца – сыну. Таким образом, наказ (ание) – это не месть или справедливость, а отцовская заповедь, наставление. Однако провозглашение принципа “Бог есть любовь” основополагающим не означает, что Бог равнодушен к согрешающим. Бог есть только любовь, но это отнюдь не приводит нас к позиции либерального богословия, отрицающего адские муки как противоречие любви Божией. Смерть и ад, как следствие самоизоляции человека от Бога, вселяются в грешника как зародыш вечных страданий. Грешник наказывается губительностью самого греха: Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится ( Притч.5:22 ). И будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их ( Притч.1:31 ; Пс.7:15-17 ). Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными ( Ис.5:18 ). Отец Небесный делает всё для вразумления и спасения грешника. Но  упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их ( Притч. 1:32 ). Грубость способов этих вразумлений не есть следствие божественных свойств, а дебелости человека. Человек стал слишком бесчувственен, чтобы расслышать глас Божий чрез совесть или словесное наставление.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

«Доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Блаженны, вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла». Яко Аз дам воду в жажду ходящим в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя ( Ис.44:3 ). «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих». И вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада Твоя. ( Ис.54:13 ). «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих». Тогда возрадуются девицы в собрании юношей, и старцы возрадуются: и обращу плачь их на радость, и утешу их, и сотворю их веселы ( Иер.31:13 ). «Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их». И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух мой дам в вас ( Иез.36:26-27 ). « И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой» И дам им сердце ино и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно ( Иез.11:19 ). «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное». Отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко мне, и сотворите себе сердце ново и дух нов, и сотворите вся заповеди Моя: и вскую умираете, доме Израилев? глаголет Господь ( Иез.18:31 ). «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?»

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Кроме того, благодарю пережитому покаянию, вавилонским иудеям еще более стала очевидной истина о том, что религия есть прежде всего дело человеческого сердца. Они на самом опыте убедились, что грех ударяет человека от Бога, а покаяние возвращает их к Нему. И это в свою очередь привело их к окончательному выяснению принципа личной ответственности за грех: то, что Иеремия провозглашал, как некое радостное открытие ( Иез.31:29–30 ), для Иезекииля звучит уже как вполне осознанная и твердо установленная религиозная истина: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина? Живу Я, говорит Господь Бог, не будете впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот все души Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая та умрет ( Иез.18:2–4 , cp. 18:5–20). Благодаря этому религия становится более личной, а обряд начинает восприниматься как внешнее выражение некоей внутренней действительности. Это и позволяет Иезекиилю говорить о будущем восстановлении Израиля и как о ритуальном очищении и как об изменении сердца сынов Израилевых: «И окроплю вас чистою водою (говорит Ягве) и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам: и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное... И будете жить не земле, которою Я дал отцам вашим и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» ( Иез.36:25–26, 36:28 ). 5. Новые религиозные течения и институты Таковы глубокие религиозные сдвиги, пережитые Израилем за его пребывание в Вавилонском плену. Это обогащение религиозной сокровищницы избранного народа не могло не отозваться в его жизни. Это сказалось, главным образом, в новых религиозных течениях, которые, правда, полностью выявились по окончании плена. Об «анавим», бедных Израиля, духовных наследниках пророка Иеремии, мы уже упомянули в другой связи. Гораздо раньше «анавим» сказалось другое течение, вызванное пробудившимися в плену любовью и интересом к отеческому Закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

  Бывает, что Царь, желая помиловать и исправить преступников закона и развращенных людей, которые и сами погибают, и Отечеству великий вред причиняют, обещанной милостью отвлекает их от злодейских дел, и, к правильной жизни их приводя, указом везде объявляет, что, если они, самовольно признав свое законопреступление, исправятся и впредь порядочно будут жить, то все их злодейские дела вставятся им и не вспомнятся, а они сами будут в покое и мире жить, как и прочие сыны Отечества. И удостаиваются милости от Царя те, которые почувствовав царскую к себе милость, поступают согласно объявленному указу. Так Бог, Небесный Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, желая грешников помиловать, через Слово Свое святое объявляет им покаяние, чтобы они от грехов отстали и к Нему обратились с истинным сожалением и сокрушением сердца, и исправили бы себя. Покайтесь! (Мф. 3:2). А когда это сотворят, то Благой и Человеколюбивый Бог все их грехи, какие ни сотворили, обещается отпустить и не вспоминать. Если беззаконник обратится от всех беззаконий своих, жив будет и не умрет; все согрешения его, какие соделал он, не припомнятся ему (Иер. 31:34; Иез. 18:21–22). Это милостивое Свое обещание Милосердный Бог и клятвою Своею утвердил, чтобы бедные грешники не сомневались в обещании Его, и не боялись обращаться и с покаянием к Нему приходить. Живу Я, – говорит Господь Бог: – не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был (Иез. 33:11; Евр. 6:13, 17–18; Иез. 45:22–23). Эту великую и беспримерную Божию милость, всему миру объявленную, услышали многие грешники, многие разбойники, блудники и блудницы, и прочие тяжкие грешники, и с любовью облобызали ее, и, бросив мерзкие свои дела, с покаянием поспешили к Милосердному Создателю своему, и милость получили от Него и, покаянием очистившись, сделались друзьями Его и вошли в вечное Его царство. Грешник! Что ты медлишь, слыша такое милостивое от Небесного Отца изречение? Мытари и любодеи кающиеся восхищают царство небесное, ты что пребываешь в грехах своих и медлишь в них, как на чужой стороне? Бог, как Отец чадолюбивый, ожидает тебя! Ну же, приди и ты в себя и поспеши с покаянием к Небесному Отцу. Воистину, говорю тебе, с радостью примет тебя, и милосердными очами любезно воззрит на тебя, и сжалится над тобою и, побежав, падет на шею твою, и облобызает тебя. Не бойся! Не будет никакого выговора чинить тебе за неисправность и отлучение твое, но повелит в лучшую одежду одеть тебя, и дать перстень на руку твою и сапоги на ноги твои. Тогда будет радость у Ангелов Божиих и о тебе. Тогда и о тебе то слово будет сказано: Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (См. Лк. 15:20, 22, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но мнение это несправедливо. Икона 621 есть изображение действительно существующего, истинного Бога и действительно существующих св. ангелов и св. лиц, идол же – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17:29 ), бога ложного, вовсе не сущесгвующего, каковы, напр., изображения обоготворенных тварей в виде камней и вообще вещей (Прем. Солом. 13:10, Исх. 44:17 Иер. 2:27 ; Авв. 2:18–19 ), разных животных ( Деян. 7:41 ; Рим. 1:23 ; Прем.Сол. 15:18–19), сил природы и светил небесных ( Деян. 7:42–43 ; Прем. Солом. 13:1 –3) и, наконец, человека ( Рим. 1:23 ; Прем. Солом. 14:15–21; Дан. 14:3– 6 ), почему ап. Павел и говорит, что «идол в Мире – ничто» ( 1Кор. 8:4 ; ср. 10:19), т. е. не представляет собой ничего божественного и священного. Огсюда икопопочитание совсем не то, что идолопоклонство. Поклоняющиеся идолам считали идолов за настоящих богов и поклонялись им, как живым существам, говоря: «спаси меня, ибо ты бог мой» ( Ис. 44:17 ), –дереву: «ты мой отец» и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2:27 ), приносили им человеческие жертвы, сжигая или закаляя перед ними детей ( Иез. 23:29; 16:20 –21; 20:31 ; Псал. 105: 85–38 ; Иер. 7:31 ; Втор.12:31 ); совершали перед ними гнусное прелюбодеяние и распутничали ( Иез. 23:37 ). Между тем православные христиане, почитая и поклоняясь св. иконам, отнюдь не признают их за богов, а смотрят на них, как бы на изображения св. личностей. Православная Церковь даже предает проклятью тех, кто воздает иконам «такую честь, которая прилична единому в Троице Богу» (Посл. вост. патр. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Поэтому отождествлять св. иконы с идолами и икопопочитание с идолопоклонством отнюдь нельзя. 622 Отождествляя иконы с идолами, сектанты, обыкновенно, и приводят против иконопочитания все те места Св. Писания, в которых говорится о поклонении идолам. Так, они указывают на след. место кн. Второзакония: «и говорил Господь на горе из среды огня: глас слова (Его) вы слышали, но образа не видели... твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день..., дабы вы не развратилась и не сделлали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служили им» (4:14–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский ; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы ; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный. История термина Греческое слово κανν родственно существительному κννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник (  ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш (  ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (     букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (=Ис 36. 6). Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (    ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость (  ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19). Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανν соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (καννες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (καννας)» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/1470223.html

 То есть – убив тебя…  Как и потомки его при Исходе из Египта  См.:  Амвросий Медиоланский ,  Об Аврааме .  Имеется в виду также Иер.31,29-30 и Иез.18,2-4, согласно которым Бог не наказывает детей за вину отцов.  Имеется в виду, когда мы не прибегаем к благодати Таинства Крещения  См.:  Патерий , Изъяснение Ветхого и Нового Заветов 60 (аллюзия на цитату Григория Великого, Нравственные поучения на Книгу Иова 15.51). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 19 декабря 2016, 19:04 Супер, отец Олег! Очень убедительные аргументы в защиту крещения младенцев. " Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть перешла во ВСЕХ человеков, потому что в нем ВСЕ согрешили " . А если все, то и младенцы нуждаются в очищении - " кто родится чистым от нечистого? Ни один " . Ольга 19 декабря 2016, 15:52 Очень интересны ваши статьи о Ветхозаветных временах с параллелями из современности. Елена 18 декабря 2016, 13:37 Особо поучительными для меня стали слова о том, что надо оставаться в своей стране!Ведь так глубоко об этом не приходилось задуматься ранее Андрей К 18 декабря 2016, 00:17 " Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: ... исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. " (Иез.18:14-17) Nekiy 17 декабря 2016, 21:45 А помните еще о том что Господь сказал апостолам о слепом: " Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. " , когда те спросили: " кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? " Так что есть над чем подумать Алевтина Викторовна 17 декабря 2016, 17:10 Знакомство с проповедями отца Олега у мня началось с " Руфь Маоветянка прабабка царя Давида " . Теперь стараюсь не пропускать его публикации. Про Авраама и Сарру читала уже не один разь. Авраам становится мне все ближе и ближе. Как будто и нет тысячилетий, отделяющих меня от нашего праотца. Спасибо. Сергей 17 декабря 2016, 13:23

http://pravoslavie.ru/99493.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010