. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ис.40:10 . Вот, Го­с­по­дь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воз­даяние Его пред лицем Его. «Вот Господь Бог грядет с силою». Вот, сущность пророчественного утешения, открытие той самой славы Божией, о которой говорилось выше (5 ст.) Господь грядет! Как это напоминает известный возглас Иоанна Крестителя: «вот агнец Божий» ( Ин.1:36 ). У него же мы встречаем и указание на особое величие и силу Господа: «Идущий за мною сильнее меня» ( Мф.3:11 ). Награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его, или как LXX и славянский текст переводят: «и мзда Его с Ним и дело Его пред Ним». Здесь мы имеем, по-видимому, пример синонимического параллелизма мыслей. Эта фраза еще раз буквально повторяется у того же пророка ниже ( Ис.62:11 ). Основной смысл ее тот, что всемогущий Господь не обязан ни перед кем отчетом: Он и первый виновник и последний Судия всего – «альфа и омега, начало и конец» ( Откр.22:13 ). Ис.40:11 . Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. «Как пастырь будет Он пасти стадо свое». В качестве верховного Распорядителя мира, Господь Иисус Христос является, с одной стороны, Судией и Мздовоздаятелем ( Мф.16:27 ; Мф.20:1–16 ; Мф.25:14–16 ), а с другой – добрым Пастырем, заботливо охраняющим своих овец ( Иез.34:20–24 ; Ин.10:11 ). В этом стаде есть и слабые ягнята, и беременные и дойные овцы, которые требуют особенно внимательного и бережного к себе отношения. Все это указывает на различие духовно-нравственного состояния членов новозаветной Церкви и на разнообразие промыслительного воздействия на них. Ис.40:12 . Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Ис.40:13 . Кто ура­зу­мел дух Го­с­по­да, и был советником у Него и учил Его? Ис.40:14 . С кем советует­ся Он, и кто вра­зу­мляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? С 12–26 идет вторая часть речи, содержащая в себе поучения и обличения. Она, в свою очередь, делится на две половины – с 12–17 и с 18–26 включительно. Общая мысль всей второй части рассматриваемой речи – раскрытие Премудрости, Всемогущества, Величия и Силы Господа. В первой половине она развивается с положительной, а во второй – с отрицательной стороны, путем контраста со слабостью и суетностью идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

26 У св. Иринея евангелисту Матфею соответствует образ человека, Марку – орла, Луке – тельца, Иоанну – льва. У Викторина ев.[ангелисту] Матфею соответствует образ человека, Марку – льва, Луке – тельца, Иоанну – орла. Такое же отождествление было свойственно и ранней Церкви (как и в теперешней иконографии). 27 Книги могли быть двояко написаны: или как свиток, состоящий из ряда отдельных листов или страниц (ср. Лк. 4:17 ), или же из папирусов, исписанных с обеих сторон, «внутри я отвне», как в данном случае (это называется «описфографом» – πισθγραφον, ср. Иез . 2:10, вдобавок к тому еще и запечатанным). Очевидно, такой свиток может быть доступен для чтения лишь после снятия всех семи печатей, на нем наложенных. Однако, по изложению Откровения, содержание написанного последовательно становится доступным по снятии каждой из семи печатей. Очевидно, символический образ запечатления всей книги здесь не вполне выдерживается, поскольку снятие каждой из печатей уже сопровождается и соответствующим откровением. Достойным «раскрыть книгу сию и снять семь печатей ее» (5:2, 5) является Сам Агнец, который это и совершает (гл. 6:1, 3, 5, 7, 9, 12; 8:1). 28 Подобно и Даниил после одного из своих видений и откровений «изнемог и болел несколько дней» ( Дан. 8:27 ). Другой раз, после откровения и видения – «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней» (10:2). 31 Сравнивая два славословия в 12 и 13 стихах, находим в них такую разницу, что первое из них седмерично: «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (тоже и в 7:12), второе же четверично: «благословение, и, честь, и славу, и державу во веки веков» (в 4:9, 11 – тройственно: «славу, и честь, и благодарение» (12) и «славу, и честь, и силу» (11). Не преувеличивая значения этих различий, могущих иметь до известной степени и литургическое происхождение и значение, тем не менее, их отмечаем как не случайные, каждое на своём собственном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2) Душа человека имеет не духовную природу, а телесную, так как в Священном Писании говорится, что душа ест и пьет: «сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» ( Прит.27:7 ). «Душа ваша да насладится туком» ( Ис.55:2 ; ср. Иер.31:14 ; Иез.7:19 ; Чис.21:5 ; 755 Прит.6:30 и др.). «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ). «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф.6:25 ). Все указанные места, в которых приписываются душе человека телесные свойства, нужно понимать не в буквальном смысле, а в переносном, так как в других местах Священного Писания говорится прямо о духовности души: «дух плоти и кости не имеет» ( Лк.24:30 ); «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» ( Еккл.6:7 ; ср. Мф.10:28 ; 1Петр.3:18–19 ; Мф.16:26 ). Также в переносном смысле Сам Бог, чистейший Дух, говорит о Себе: «туком жертв твоих не насыщал Меня» ( Ис.43:24 ; ср. Пс.49:13 ). «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Христос не потому сказал так, – замечает святой Иоанн Златоуст , – будто душа имеет нужду в пище, – она бестелесна, – а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается». 756 «Сказал так не потому, будто бы разумная душа ест, – пишет блаженный Феофилакт , – но потому, что душа, по-видимому, удерживается в связи с телом только под тем условием, если мы употребляем пищу. Тело, будучи и мертво, одевается, но уже не питается. Поскольку же питаться свойственно телу одушевленному, то, справедливо, употребление Пищи он отнес к душе». 757 3) О душе человека в Священном Писании говорится, что ее можно уловить: «наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою» ( Пс.55:7 ), «душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» ( Пс.123:7 ); что душа умирает: «да умрет душа моя» ( Чис.23:10 ); что душу можно убить: «проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу» ( Втор.27:25 ; Быт.17:14 и др.). Значит, душа человека имеет телесную природу, а не духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

3:18). А иной — чрез то, что говорит всякому без разбора и бросает вверенное ему: « не давайте », сказал Господь, « святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями » (Мф. 7:6). Иной — чрез смех, почему и сказано: « горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете » (Лк. 6:25). Видишь ли, как губят уста? Посмотри, как напротив и спасают уста. Видел ли ты фарисея, погибшего чрез них? Посмотри на мытаря, спасшегося чрез них. Видел ли иноплеменника, потерпевшего наказание за тщеславие? Посмотри на праведника смиренного и сказавшего: « я, прах и пепел » (Быт. 18:27). Видел ли радующегося чужим бедствиям, и за то осужденного и наказанного? Посмотри на сострадательного, получившего спасение, — сказано: « сделай знак на челах людей скорбящих, воздыхающих » (Иез. 9:4). Потому и Павел говорит: « радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими » (Рим. 12:15); если ты, говорит, не можешь сделать ничего другого, то не малое доставишь утешение сетующему своим соболезнованием. Видел ли смеющегося, и за то преданного плачу? Посмотри на скорбящего и получающего утешение. « Блаженны плачущие », сказал Господь, « ибо они утешатся » (Мф. 5:4). Видел ли ропщущих, и за то наказанных? Посмотри на благодарных — спасающихся. « Благословен Ты, Господи Боже », говорит пророк, « хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами », и немного далее: « Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас » (Дан. 3:26, 27, 28). Те говорили: « всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа »; а эти напротив: « чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния » (Авв. 1:13). Те ублажали чуждых, « лучше устраивают себя делающие беззакония »; а этот ублажает получающих помощь от Бога: « блажен », говорит, « народ, у которого Господь — Бог его » (Пс. 143:15); и еще: « не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие » (Пс. 36:1). Видел ли, как святые и других увещевают пребывать, и сами пребывают твердыми в искушениях? Послушай Иакова, который говорит: « и даст мне хлеб есть и одежду одеться » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Лев 27:28; Чис 18:14; Иез 44:29), так и объект проклятия (ср. Втор 13:17; 1 Цар 15:21). В Нав 6–7 слово употребляется во втором значении; все заклятое отделяется от всякого употребления и подлежит истреблению. Ориген прочитывает анафему против Иерихона и его обитателей в экклезиологической перспективе, как суровое предупреждение против всякого компромисса верующих с миром: “Будьте внимательны, чтоб не иметь чего-либо мирского среди вас” 128 . Что он имеет в виду под мирским? Каково практическое пастырское применение этого места? “К примеру, те, которые, будучи христианами, празднуют языческие праздники, вводят заклятое в свои церкви. Те, которые ищут в путях звезд смысл жизни и смысл поведения людей вводят в свои церкви заклятие Иерихона вызывают поражение народа Божия” 129 . В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своемпоставит врата его (6:25). Точнее было бы перевести заставил поклясться. Иерихон разрушен, население его уничтожено, добыча сожжена. Но этого еще недостаточно. Иерихон — первый хананейский город, и он должен быть уничтожен навсегда; проклятие падет на того, кто осмелится восстановить этот город. Блаженный Феодорит видит значение запрета на восстановление города в посвященности его Богу 130 . Событие это поразило обитателей Палестины. Боевая слава Иисуса Навина носилась по всей земле (6:26), повергая в страх ее обитателей. Битва при Гаваоне (Нав 10:1–27) Союз гаваонитян с Израилем был вызовом Иерусалиму, и иерусалимский царь посылает послов в города аморреев, чтобы противостать Израилю и поразить Гаваон за то, что онзаключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10:4). Почему именно иерусалимский царь весьма испугался (10:2), когда узнал, что жители Гаваона заключили мир с Иисусом и с Израилем и остались среди них (10:1)? Иерусалимское царство уже было ослаблено и по сути в этот момент ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегающими окрестностями.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

(3) В последнюю же тысячу [лет], то есть в седьмом веке, искоренится царство Персидское, и войдёт в него семя Измайлово, бывшее в Ефриве 758 . (4) И, выйдя, соберутся на Гаваоне [все] вместе, и исполнится реченное Иезекиилем-пророком: (5) сын человеческий, призови зверей полевых и птиц, небесных и скажи им: собирайтесь и идите, поскольку жертва великая заклана вам. Ешьте плоть сильных и пейте кровь исполинов ( Иез. 39:17–18 ). (6) В том же Гаваоне падут от острия меча сынов Измайловых все силы Эллинские, то есть Римские, и как они победили силы Еврейские и Персидские, так и сами падут от острия меча семени Измайлова, (7) который назван онагром 759 , ибо яростью будет послан на лице всей земли, на людей и на животных, и на всякого зверя, а также на холмы и сады, и на всякий вид плодоносящий, и будет пришествие его немилостиво. (8) Перед этим постигнут землю четыре язвы: пагуба и губительство, тлен и запустение. (9) Ибо сказал Бог Израилю Моисееву: не за то, что любит тебя Господь Бог, даёт тебе наследовать землю их, но за грехи живущих на ней ( Втор. 9:5 ) 760 . (10) Так же не за то, что любит Господь Бог сынов Измайловых, даст им силу покорить всю землю христианскую, но за беззаконие их (христиан) и дела их. (11) Ибо не было бы той скорби, которая будет по всей земле, если бы мужи не уподобились блудливым женщинам, и облачились в одежды их, (12) и не ходили бы [так] открыто по городским улицам и торжищам, заменив естественное употребление противоестественным, как сказал святой апостол ( Рим. 1:26 ). (13) [Ведь] сходились с одной скверной женщиной отец вместе с сыном и братом, а также вся родня их, и не ведали стыда с блудницами. (14) О том премудрый Павел прежде времён многих возопил, говоря: потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение ( Рим. 1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

3Цар.6:16 .  И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании ( Иез.41:3–4 ); не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса ( Исх.26:33 ) ). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) – редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20. 3Цар.6:17 .  Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины – 30 л. составляли его высоту, 1/2 – 20 л. – ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма,: гекал, νας, templum. 3Цар.6:18 .  На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. (Ср. стих 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков κοιλαν γλυφα) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты – род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (ср. 3Цар.7:19,22,26 ). О херувимах, их идее и символике см. Толков. Библию ., т. I, с. 27 и 163 и подробнее в книге А. Глаголева «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» (Киев. 1900), с. 417–512. Пальма – символ красоты, величия и нравственного совершенства ( Пс.91:13 ), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм (см. А. А. Олесницкого , Ветхозав. храм, с. 298–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VIII (1) Затем [настанет] гибель царства Персидского, когда поднимутся сыновья Измаила от Агари , которых в Писании Даниил нарёк мышцею юга (11:15), (2) и нападут на царство Римское [в] числе круга седмеричного времени , когда приблизится кончина и не останется больше времени. (3) В последнюю же тысячу [лет], то есть в седьмом веке, искоренится царство Персидское, и войдёт в него семя Измайлово, бывшее в Ефриве . (4) И, выйдя, соберутся на Гаваоне [все] вместе, и исполнится реченное Иезекиилем-пророком: (5) сын человеческий, призови зверей полевых и птиц, небесных и скажи им: собирайтесь и идите, поскольку жертва великая заклана вам. Ешьте плоть сильных и пейте кровь исполинов (Иез 39:17-18). (6) В том же Гаваоне падут от острия меча сынов Измайловых все силы Эллинские, то есть Римские, и как они победили силы Еврейские и Персидские, так и сами падут от острия меча семени Измайлова, (7) который назван онагром , ибо яростью будет послан на лице всей земли, на людей и на животных, и на всякого зверя, а также на холмы и сады, и на всякий вид плодоносящий, и будет пришествие его немилостиво. (8) Перед этим постигнут землю четыре язвы: пагуба и губительство, тлен и запустение. (9) Ибо сказал Бог Израилю Моисееву: не за то, что любит тебя Господь Бог, даёт тебе наследовать землю их, но за грехи живущих на ней (Втор 9:5) . (10) Так же не за то, что любит Господь Бог сынов Измайловых, даст им силу покорить всю землю христианскую, но за беззаконие их (христиан) и дела их. (11) Ибо не было бы той скорби, которая будет по всей земле, если бы мужи не уподобились блудливым женщинам, и облачились в одежды их, (12) и не ходили бы [так] открыто по городским улицам и торжищам, заменив естественное употребление противоестественным, как сказал святой апостол (Рим 1:26). (13) [Ведь] сходились с одной скверной женщиной отец вместе с сыном и братом, а также вся родня их, и не ведали стыда с блудницами. (14) О том премудрый Павел прежде времён многих возопил, говоря: потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (Рим 1:26-27). (15) Ибо жёны их переменили женский свой образ на мужской, так же и мужи естество своё – на женское; и развратились в похотях своих, [так что] друг с другом, мужи с мужами делали бесстыдство. (16) И достойное возмездие падёт на них, когда Бог предаст их в руки варваров. От них же впадут в грех: осквернятся жёны их [со] скверными. (17) И наложат иго своё [на них] сыны Измайловы.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Быт.39:7 и далее), то не думаю, что тогда патриархи объявили бы его отцу Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Ибо если бы он поддался искушению, то, несомненно, не был бы жив, так как «душа согрешающая, та умрет» ( Иез.18:4 ). И Сусанна учит тому же, когда говорит: «Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших» ( Дан.13:22 ). Видишь, она тоже понимает, что во грехе смерть. Так, и в приговоре, который Бог произнес первому человеку, содержится то же самое: «В день, в который вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Ибо как только он нарушил данную ему заповедь, он умер, потому что душа согрешающая мертва, а змий, сказавший: «Нет, не умрете» ( Быт.3:4 ), обманул их. И эти слова сказаны о том же, о чем возвестили сыновья Израиля Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Слова, сходные с этими, сказаны далее: «Ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф» ( Быт. 45:27–28 ). Латинское выражение «resuscitatus est spiritus» («ожил дух») является переводом греческого νεζωπρησεν, которое означает не столько «оживать», сколько «разгораться». Это выражение используется, как правило, когда при горении какого-то вещества огонь стихает до такой степени, что кажется, будто он погас; и если возобновить горение, поднеся к нему огонь, то говорят, что он разгорается. Или если в лампаде пламя уменьшится настолько, что покажется, будто она погасла, возможно, оно оживет, если налить в нее масло, но это выражение используется редко – обычно говорят, что пламя разгорается. Так можно сказать о свече или о факеле или о любом другом светильнике этого рода. Это выражение указывает на нечто сходное, происшедшее в Иакове. Когда Иосиф был далеко от него и отец не получал о нем никаких известий, его дух, если можно так выразиться, стал угасать в нем, и свет, бывший в нем, иссякнув, померк. Но когда приходят те, кто объявляет ему, что Иосиф жив, иными словами, те, кто говорит, что «жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ), его дух снова разгорается в нем, и истинный свет сияет в нем с прежней силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010