Особенно подробно Штауденмайер толкует книгу Премудрость Соломона. Прем.7:7 , Прем.8:3–21 , Прем.9:4 , Прем.9:9–12 говорят о высоком происхождении Премудрости. Прем.8:25–26 можно истолковать, как эманацию Премудрости из Бога; но выражение – дыхание силы Божией, излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света, чистое зеркало действия Божия и образ благости Его, – надо понимать, как творение, «потому что, то, что истекает из Бога, поскольку Он не может истечь Сам из Себя, может быть мыслимо только происшедшим через творение»; это подтверждает и Прем.6:22–23 18 (43–45). Прем.7:26–30 говорит о деятельности Премудрости: в божественных идеях действует сила божественной воли; но сперва ( Прем.7:17–25 ) автор говорит о тварной Премудрости, как начале знания; мысль его восходит от мира и его истории к тварной Премудрости, пребывающей в мире, а через Нее – к Богу, поскольку тварная Премудрость обоснована в абсолютной (46–48)… В Прем.7:22–30 Штауденмайер видит наилучшую характеристику тварной Премудрости, как мира божественных идей о твари или мировой истины, становящейся знанием в человеке. Божественную идею нельзя отожествлять с одним из ее свойств: ее надо рассматривать во всей ее полноте (49–50). В определении духа Премудрости, как νοερν (умный), Штауденмайер видит, прежде всего, указание на формальную истину или необходимые, и всеобщие априорные начала знания, вне которых невозможно ничто разумное… В человеке πνερα νοερν проходит ряд ступеней. Во-первых, ступень духовной силы или потенции, открывающейся в духовном чувстве (Sinn) и зрении (сюда относятся определения Прем.7:22–24 – подвижный, быстрый, острый и глубокий). Во-вторых, он есть мышление, ум и рассудок (Vernunft und Verstand) ( Прем.4:12 , Прем.9:15 , Еф.3:20 , Фил.4:7 ). Но мышление от непосредственного восприятия подымается к осмыслению и рефлексии, т. е., к разумности (Intelligenz) ( Иов.7:17 , Исх.7:23 , Лк.24:35 , Апок.13:18 , Апок.18:9 ); с последней связана способность решать и предполагать, или убеждаться ( Иез.10:7 , Иез.11:13 . Рим.11:34 , Рим.14:5 ; 1Кор.2:16 ). В нравственной области разумность становится нравственной установкой (Besinnung) ( Прем.4:12 , Рим.1:21 , 1Кор.1:10 , 1Кор.14:14 , Еф.4:23 , Кол.2:18 , Тит.1:15 ; 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ). Премудрость становится для человека нравственным законом или «практическим разумом» ( Рим.7:15–24 ), хотя истинный Законодатель есть только Бог (51–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Нужно увидеть «конец» лицемеров, когда его совсем не видно – видеть вопреки очевидности. »Конец» ахарит – также: итог. «Итог человеку – мир… итог [жизни] нечестивых – истребиться» ( Пс.37 /36:37, 38). Каков «итог» жизни тех, кто паразитирует на вере в Единого Бога? Пс.72:18             Итак, на скользких [путях] Ты поставил их,                         низверг их в [пропасти] пустот. «Скользких» – также: гладких. «Устами гладкие [речи] – двояким сердцем они говорят» ( Пс.12 /11:3). Это те, чья «гортань – открытый гроб», они «языком своим оглаживают ( Пс.5:10 ). Итог жизни точно соответствует ее содержанию, поскольку оно затрагивает истины веры. Здесь не говорится о страстях человеческих или грехах житейских – общечеловеческих. В народе, которому открылся Единый Бога, его вожди говорят »гладкие« речи – лицемерные и коварные 397 . Чем это обернется? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками» ( Мф.23:13 ). «Гладкие» речи станут «скользкими» путями в бездну Аваддон: «Ты низверг из в [пропасти] пустот» – они обречены падать в преисподней из пустоты в пустоту» (см. Пс.12 /11:3). «Итог» жизни лицемерных вождей народа Божьего – Аваддон. Пс.72:19             Как они пришли в разорение – мгновенно,                         кончились, свершились – от ужасов. «Разорение» – самое страшно: «придите, видьте дела Божии – какие Он произвел разорения на земле» ( Пс.46 /45:9); такое может быть сказано только о плене Вавилонском (разрушение храма) и об истреблении Иерусалима и второго Храма. Предательство в вере вождей народа покрывается таким «разорением». «Мгновенно» – таков был конец бунтовщиков против Моисея: «Я истреблю их во мгновение» ( Чис.16:21 ); Корей, Дафан и Авирон «живыми сошли во ад» ( Чис.16:33 ). «Кончились» – пришли к концу (погибли, редкий глагол; Ис.66:17 ). «Свершились» – пришли к завершению. «Совершенные» бывают двух родов – праведные ( Пс.15 /14:2) и конченные. «От ужасов» – термин употребляется в связи с внезапной и страшной, и бесследной гибелью: «вечер – и вот ужас, прежде утра – нет его» ( Ис.17:14 ); «во ужасы ты стал – и нет тебя вовек» ( Иез.27:36 ); «ужасами Я сделаю тебя, и нет тебя» ( Иез.26:21 ) 398 . Итак,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Приблизительно этими цифрами должна определяться и высота построек вокруг дворов храма и скорее всего последнею цифрою. Но, вследствие расположения дворов храма на уступах горы, внутренняя и наружная высота той и другой ограды была неодинакова. Особенно же ограда внешнего двора, наблюдаемая снаружи, казалась гораздо выше, чем извнутри. Нужно думать, что три этажа апартаментов, входившие в состав ограды как внутреннего, так и внешнего двора, были различаемы только извнутри. Для наблюдающего же снаружи ограда была глухою стеною, подобною нынешней стене Иерусалима или стене Хевронского Харама. Во всяком случае присутствие трёхэтажных апартаментов, упиравшихся в ограду, не предполагает слишком значительной высоты ее. Если бы можно было верить Иосифу Флавию, что строевые камни храма имели 5 и даже 8 локтей высоты («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:3), тогда целый этаж построек мог, бы быть образован из одного ряда таких камней и все споры о том, понимать ли под тремя рядами камней три яруса апартаментов или просто три ряда камней, разрешались бы разом Сами собою. На одной древней монете представлен финикийский храм, стены которого от основания до крыши состоят только из четырех рядов больших выпусковых камней (Renan, Mission de Phenicie, 177). Но в сохранившихся развалинах ветхозаветного храма такой высоты камней не найдено. Изображение храма Вилляльпанда-Пайллу возбуждает против себя тысячи возражений. Во первых, оно основывается исключительно на плане дворов пророка Иезекииля, не соображаясь с действительными размерами горы Мориа. Между тем дворы храма у пророка Иезекииля, уже по своим размерам 500 тростей 122 или 3,000 локтей длины и ширины ( Иез.45:2–3 ), поглощают весь древний Иерусалим со всеми его холмами, следовательно не имеют непосредственного и полного отношения к дворам исторического Соломонова храма 123 . Соответственно такой широте дворов Иезекииля, могла увеличиться и высота дворовых построек, но она нигде не показана у пророка. Высота 60 локтей совершенно произвольно выводится у Пайллу для дворовых построек на основании Иез.40:14 , где эта цифра имеет совершенно другое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

99  Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101  Мутье–Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, с.26—27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103  Крывелев И. Евангельские сказания… с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, с.156—162. 104  Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12, 6; Исх 3, 1; 20, 17; 22, 4; Притч 26, 2; 27, 27; Втор 14, 7; 1 Цар 27, 9; Песнь Песней 2, 14; Ис 11, 6. 106  Мутье–Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107  Там же, с.66—67. 108 См.: Числ 16, 14; Исх 22, 5; Ис 5, 11; Иез 31, 5; Иез 28, 26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61—62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско—палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, (88), с.105—114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113  Крывелев И. Евангельские сказания… с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4. 116  Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3,1. 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118  Крывелев И. Евангельские сказания… с.21. 119  Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120  Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122  Крывелев И. Что знает история… с.124. 123 См. выше гл.17, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Также: Ис. 6:1–8 . Иез. 1:1 – 3:14 . 2. Видение. Пророки видят таинственные видения, после которых следует объяснение, что эти видения значат. Вот что показал мне Владыка Господь: будто бы, передо мною спелые фрукты в корзине. И спросил Он: «Что ты видишь, Амос?» Я ответил: «Спелые фрукты в корзине». «Народ Мой созрел для кары! – сказал мне Господь. – Больше не стану прощать их» ( Ам. 8:1–2 ). Также: Ам. 7:1–9, 9:1–4 . Иер. 1:11–14 . Иез. 1:1 – 3:14 (начало Книги Иезекииля можно отнести сразу к двум жанрам – призвание пророка и видение). 3. Сон. Этот жанр представлен в первых главах Книги пророка Захарии. Следует ли считать его отдельным жанром или относить к жанру видения? Мне кажется, это дело вкуса. Сны Захарии (1:7 – 6:8) описаны в жанре видения, единственное отличие состоит в том, что у Захарии эти видения – во сне, а не наяву. Алонсо Шёкель и некоторые другие видят в этом достаточное основание для выделения снов Захарии в отдельный жанр. Ночью мне было видение: человек верхом на гнедом коне стоит между миртовых деревьев, у самой пучины, а за ним – гнедые, каурые и белые кони. Я спросил: «Кто они, мой господин?» – «Я покажу тебе, кто они», – ответил ангел, говоривший со мной. И человек, стоявший между миртовых деревьев, сказал: «Это те, кого послал Господь обходить землю дозором». Тогда они сказали ангелу Господа, стоявшему между миртовых деревьев: «Мы обошли землю: по всей земле тишина и покой» ( Зах. 1:8–11 ). И далее, по 6:8. 4. Слушание. Рассказывается не о том, что пророк увидел, а о том, что услышал. Я слышал, как Господь Воинств поклялся: «Домов много, но они придут в запустенье! Большие, прекрасные дома станут безлюдны» ( Ис. 5:9 ). Также: Иер. 4:31 . 5. Биографический рассказ. По-русски этот жанр можно было бы назвать житием. Большинство текстов, которые можно отнести к этому жанру, находятся в книгах ранних пророков (Нав. – 4 Цар.). В корпусе поздних пророков – у Иеремии: главы 26–29, 32, 34–45. 6. Символическое действие. Рассказ о необычном действии пророка, служащем неким знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

    8:9. Большинство иудеев не претендовало на обладание Духом; они считали, что Дух явит Свое присутствие только в конце времен. После пришествия Мессии все те, кто поистине принадлежит к Божьему народу,ощутят в себе действие Духа (ср.: Ис. 44:3; 59:21; Иез. 39:29).     8:10. Как и греки, евреи в этот период обычно разделяли душу и тело — с той разницей, что для евреев это различие вступало в силу только после смерти. Но Павел говорит здесь не о том, что (человеческий) «дух жив», а о том, что «Дух есть жизнь». Таким образом, Павел имеет в виду, что если над плотью все еще довлеет смертный приговор, то Дух, Который пребывает в верующих, в конце концов, воскресит их тела (8:11).     8:11. Евреи верили, что Бог воскресит мертвых в конце времен. Опираясь на это учение, Павел делает всего лишь один шаг вперед: Бог воскресил Иисуса, и это верный знак того, что в назначенный час будут воскрешены и другие.     8:12—17 Водимые Духом    Евреи рассматривали свое избавление из египетского рабства как первое искупление, и ожидали пришествия Мессии как нового исхода, когда Бог совершит акт окончательного спасения. Эти надежды опирались на предсказания пророков, которые изображали грядущее спасение в образах исхода из Египта (напр.: Ос. 11:1,5,11).     8:12,13. Живущие по плоти (плотские создания, рассчитывающие только на себя) умрут, а те, кто живет эсхатологическим Духом (Духом, которым, согласно большинству течений в иудаизме и по представлениям ветхозаветных пророков, характеризуется жизнь грядущего века), будут воскрешены Им; см. коммент. к 8:1—11 и 8:10,11.     8:14. Авторы Ветхого Завета часто обращались к истории о том, как Бог «вел» Свой народ в пустыне (Исх. 15:13; Втор. 3:2; Пс. 76:21; 77:52; 105:9; 135:16; Иер. 2:6,17; Ос. 11:4; Ам. 2:10; о новом исходе см.: Ис. 48:20,21;Иер. 23:7,8) и назвал израильтян Своими «сыновьями», или «детьми», когда избавил их от оков египетского рабства (Исх. 4:22; Втор. 14:1; 32:5,18—20; Пс. 28:2; Ис. 1:2,4; 43:6; 45:11; 63:8; Иер. 3:19,22; Ос. 1:10; 11:1,10). И на языке религии, и на языке истории водительство Бога связывается с Его Духом (Неем. 9:20; Пс. 142:10; Ис. 63:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пора обнимать – как прилегает пояс к чреслам мужа, так Я приблизил Себе весь дом Исраэля ( Иер. 13:11 ), и пора удаляться от объятий – и удалит Господь человека и велико запустение по этой земле ( Ис. 6:12 ). Пора искать, подобно сказанному: и потерянную разыщу ( Иез. 34:16 ), что касается рассеянных по миру сынов Исраэля, и пора терять . И пора им теряться в изгнании, как сказано: и потеряетесь меж народов ( Лев. 26:38 ).. Пора беречь (хранить) – Да благословит тебя Господь и хранит тебя ( Числ. 6:24 ), когда вы исполняете волю Его, и пора бросать – и бросил Он их на землю иную ( Втор. 29:27 ). Пора разрывать царство дома Давидова – и оторвал Я царство от дома Давида ( 1Цар. 14:8 ) и пора сшивать (соединять) – и станут они едиными в твоей руке… и не будет разделены более на два царства ( Иез. 37:17–22 ). Пора молчать. Иногда человек за молчание получает награду, как сказано: и безмолвствовал Аарон ( Лев. 10:3 ). За это он удостоился обращения к нему одному, как сказано: И говорил Господь Аарону так: Вина и пьянящего не пей ( Лев. 10:8–9 ) и пора говорить: Тогда воспел Моше ( Исх. 15:1 ); и воспела Девора ( Суд. 5:1 ); берите с собою речи ( Ос. 14:3 ). Пора любить – и Он любить будет тебя и благословит тебя и умножит тебя ( Втор. 7:13 ), и пора ненавидеть, как сказано: Всё зло их в Гилгале, ибо там возненавидел Я их ( Ос. 14:3 ). Так краткими изречениями Писания Раши показывает весь путь, которым Ягве Бог ведёт народ свой Израиля. Слова Екклесиаста становятся своеобразным акростихом к священной истории народа Божия 45 . Блж. Иероним в своём толковании также кратко воспроизводит толкование соломоновых слов иудеями в отношении истории Израиля. В основном у Иеронима написано то же самое, что у Раши. Иероним жил на шесть веков раньше иудейского экзегета. Ясно, что и тот, и другой передают давно и ранее их сложившееся понимание из иудейского предания. Подводя итоги святоотеческим толкованиям-размышлениям над екклесиастовыми антиномиями, можно выделить четыре подхода к их пониманию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Десять заповедей были начертаны на каменных скрижалях размером не более 45 х 30 см (в соответствии с размерами ковчега; Исх.32:16 ). Эти скрижали ( [лухот ха-брит]) походили на шиферные пластинки, использовавшиеся в качестве материала для письма в Египте. Если каменные поверхности были более мягкими или шероховатыми, то перед тем, как сделать надпись, их покрывали слоем штукатурки, как в Египте ( Нав.8:32 ; Втор.27:2 ). Краткие изречения вырезывались на металле: на золотых дощечках кидара (тюрбана) первосвященника ( Исх.28:36 ) и на медных листах ( 1Мак.8:22 ). В редких случаях делали вырезки на дереве – на жезле Аарона и др. ( Числ.17 гл.; Иез.37:16 ). В некоторых случаях делали надписи на деревянных табличках ( Ис.8:1 ; Иез.37:16 ) 180 . Кроме этого, для письма использовались и другие материалы, например черепки. Они были крайне дешёвым писчим материалом, поскольку посуда часто билась, и недостатка в черепках не было. Такие черепки с надписями в археологии называются остраконы. Иногда использовались как писчий материал деревянные таблички, покрытые воском ( Ис.30:8 ; Авв.2:2 ). «Кирпич» пророка Иезекииля (4:1), очевидно, был глиняной табличкой, похожей на таблички, использовавшиеся для планов и чертежей в Вавилонии, хотя это слово могло обозначать любую плоскую плитку 181 . Но из библейских свидетельств видно, что на этом материале делались и вырезались лишь небольшие изречения. Книги обычно писали на папирусе и пергаменте. Папирус изготавливали из египетского камыша, который назывался Cyperus papyrus. В Библии он называется [гомэ] ( Иов.8:11 ; Ис.18:2 ; Ис.35:7 ). Он имеет гладкий трёхгранный стебель, обычно достигающий высоты 2,5–3 м., толщиной 5–7,5 см. у основания и с большой гроздью цветов на верхушке. Папирус использовался для изготовления лодок, корзин, верёвок, сандалий и одежды, а его корни бедняки употребляли в пищу. Корзина, в которую был положен младенец Моисей, была сделана, скорее всего, из папируса ( Исх.2:3 ). Для изготовления писчего материала стебли растений сначала разрубали на куски 30 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

сокрыт... забыто. Во гневе Господь сокрыл от людей Свое лицо (49,14; 54,8), однако, будучи милостив, употребит Свое могущество для их спасения. 40:28–31 См. статью «Самобытие Бога». 40 не утомляется и не изнемогает... неисследим. Господь являет Собой полную противоположность тем, над кем Он простирает Свою власть (44,11–18). См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». 40 обновятся в силе. Господь придаст силы. Глава 41 41 Умолкните... приблизятся. Все народы соберутся для того, чтобы познать могущество Божие и воочию увидеть содеянное Его рукой. острова... народы. Вся земля, все народы. свои силы. Человеческие силы, доселе не имевшие опоры, обновятся силой веры (40,31). 41 от востока мужа. Т.е. Кира царя Персии (550–530 гг. до Р.Х.). правды. Кир придерживался справедливого образа правления (44,24–45,5.13; 46,11). предал... покорил. Победы Кира были дарованы ему Богом, ибо в конечном счете они вели ко благу Израиля (43,3). народы... царей. Божественная власть распространяется на все народы: они должны познать Бога, чтобы участвовать в совершении Его спасительного промысла (45,1;49,22.23; 60,3.16). мечом... луком. Т.е. силой оружия. 41 гонит... идет. Завоевания Кира отличались стремительностью (ср. 46,11). 41 от начала. Господь создал человека и этим начал его историю. Я Господь... Я тот же. В этих словах заключается одно из самых важных самоопределений Божиих (43,10.13; 46,4). В древнееврейском тексте слова «Я тот же» представляют собой сокращенную форму от «Я Господь» (41,13; 42,8; 43,3.15; 44,24; 45,3.5.6; 48,17; 49,23; 51,15; 60,22; ср. употребление местоимения «я» в ). Господь есть Бог патриархов, заключивший завет со Своим народом, и Он же есть Бог прошлого, настоящего и грядущего, свободный в том, как и когда Он исполнит данные людям обетования (ср. Исх. 3,14.15; 6,6–8 ; Иез. 20,5.7 ; Откр. 4,8 ). первый... в последних. Эти слова являются твердым свидетельством того, что все сущее неизменно пребывает под властью Божией (ст. 27; 44,6; 48,12; ср. Евр. 13,8 ; Откр. 1,8.17;2,8;21,6; 22,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

—532— уже научил даже и христиан их Учитель. Физиология не только не противоречит этому, напротив! Как всякая мать, в бесконечном самоотвержении ради дитяти уравнивается с Сократом в его самоотвержении ради истин, с Гракхами в их борьбе за бедных пролетариев Рима, так физиология вообще вся, составляющая и в материнстве стержень, вообще есть самый глубокий родник самых творческих, самых прочных и самых священных этических порывов. Мы только всё это забыли! Мы только всего этого не помним! Но Библия , с животными во дворах Храма, как и наш родной Вифлеем, – о всём этом нам напоминают, сказывают. Перестанем бороться с физиологией. Всё равно мы не победим. Ибо это вечное и от Бога. Только своими усилиями мы породим „грех Онана“ и его аналогии: т. е. разольём отвратительный разврат на земле, и в тайных частях он так же убивающ, как и в явных. Разве птомаины, в холеру действующие, менее убийственны от того, что их никто не видит. Покойник на столе: вот всё равно их действие. Также и с „прелюбодеянием“. Надо бы зарегистрировать (как это сделано и в Библии) все наши „грехи“ по этой части; все перечни „ужасных мерзостей, каких нельзя и вообразить“ (см. выше), в которые мы погружены, и всё это напечатать, проповедать, как Иоанн Креститель проповедал перед Израилем его грехи: и тогда бы мы, взглянув, ужаснулись: как много тайных „птомаинов“ уже давно точат, день и ночь, древо жизни целого человечества. Кстати, и само рассуждение о „брачных нормах“ было бы сколько-нибудь разумно лишь при взглядах на эти смертные таблицы подлинных и сущих и безнадёжно-неистребимых наших грехов. Тогда бы мы увидали, что сама полигамия Библии есть незначащая мелочь сравнительно с тем, что мы ежедневно и повсеместно совершаем... Я опять отвлёкся и развлёкся. 27 текстов с употреблением слова „прелюбодеяние“, приведённых проф. Тихомировым, распадаются на следующие группы: 1) Тексты, в которых ничего не говорится о смысле и содержании этого слова: 1 ( Исх.20:4 ), 6 ( Втор.5:17 ), 7 ( Ос.4:2 ), 8 ( Иер.23:14 ), 9 ( Иез.16:38 ), 10 ( Иез.23:45 ), 11 ( Иов.24:15 ),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010