Устное откровение содержит в себе четыре отдела: 1) Иерусалим будет заселен не как город, а как бы деревня, по причине множества людей и скота в нем находящимся. И Я буду для него, говорит Господь, огненною оградой вокруг (IX, 8) 97 , подобно тому, как зажигают ночью огни вокруг стад, чтобы удалить от них диких зверей, и прославлюсь посреди него (VIII; IX, 8), 4, 5. Иерусалим в эту эпоху был ничто иное, как развалины, он был почти покинут своими жителями еще во время Неемии ( Heeм. VII, 4; XI, 1 ). И между тем мы узнаем от Иозефия, что около эпохи воплощения Иисуса Христа, население возросло до того, что покрывало, за древними стенами (без сомнения – Неемииными) весь обширный Безефский холм, или Новый Город, который окружил укреплениями только Ирод Агриппа, при императоре Клавдии. В продолжении пяти веков, отделяющих эпоху Захарии от пришествия Мессии, Бог хранил свой Иерусалим, и он сделался самым славным из городов всего Востока, а не только Uyдeu.(longe clavissimam, говорит Плиний Н. nat., V, 15, urbium Orientis, non Iudacac modo). Таким образом это пророчество исполнилось в своем буквальном смысле и самым точным образом. Иерусалим получил длину и ширину, которые превосходили всякое предвидение человеческое, но именно размер назначенный ему с давних времен человеком, державшим в руке землемерную вервь. Между тем это пророчество представляет на втором и третьем плане два другие смысла, более обширных и важных: Иерусалим духовный, церковь , есть город без стен, непрестанно расширяющийся чрез обращение все увеличивающихся в числе язычников (II, 11; Uc. LIV, 2; LX, 4 ; Лук.14:22 ). И в тысячелетнем царстве, по окончательном восстановлении Евреев, все города будут без стен и без ворот ( Иез.38:11 ). 2. Но откуда явится в Иерусалиме все это множество обитателей? Первые призванные сами Евреи, которые остались в земле изгнания и говорили: Patria est ubicumgue bene est (отечество – везде, где хорошо), Ангел призывает их и восклицает: эй! эй! бегите из северной страны (Ассирии, Вавилонии, Иер.6:22; 15:15 ), говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. – 6, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

И еще: « слушайте, горы, и вы, твердые основы земли » (Мих. 6: 2); « слушайте, небеса, и внимай, земля » (Ис. 1:2). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Некоторые из иудеев говорили: « почему мы постимся, а Ты не видишь?» (Ис. 58:3); и еще: « всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и мы считаем надменных счастливыми » (Мал. 2:17; 3:15); и еще: « неправ путь Господа » (Иез. 33:17). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже — да не будет, — однако говорил: « нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня » (Иов. 9:33, 34). Потому Бог говорит ему: « Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне » (38:3). Потом, когда Иов в изумлении сказал: « вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?» ; и еще: « я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои » (Иов. 39:34; 42:5, 6), — тогда Бог говорит ему: « препояшь, как муж, чресла твои » (40:2); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хотел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: « согрешили мы, и поступили беззаконно » (Дан. 3:29). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними. Слово: смирение имеет много значений. Есть смирение добродетели, напр., когда говорится: « сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит » (Пс. 50:19). Бывает смирение от несчастий; бывает и от грехов. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий. Это выражает он, продолжая: « смирил до земли жизнь мою ». Бывает смирение от гордости, напр., когда говорится: « возвышающий сам себя, унижен будет » (Лк. 18:14). Бывает и другого рода смирение — от ненасытимости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А. Соколов § 1. Первые места жительства людей Бог поселил Адама и Еву в раю, который находился в Едеме , на востоке. Моисей при описании рая говорит: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:10–14 ). Положение Едема определить в настоящее время с точностью невозможно. Большинство толкователей полагают, однако, что он находился в странах, лежащих близ Тигра и Евфрата. По изгнании из рая, Адам и Ева поселились на востоке его ( Быт.3:24 ). Каин, совершивши братоубийство, поселился в земле Нод , и построил в ней город и назвал его Енохом ( Быт.4:16–17 ). Не определено, где находилась эта земля. Больших сведений о том, где жили люди до потопа, в Св. Писании не имеется. По окончании потопа, ковчег Ноя остановился на горах Араратских , в Армении ( Быт.8:4 ). Ной и его дети, по выходе из ковчега, вероятно, поселились на востоке этой страны, потому что позже потомки их пришли с востока в землю Сеннаар : «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» ( Быт.11:2 ). Здесь, на берегах Евфрата, они начали строить город и башню; но Бог смешал язык их, и, переставши понимать друг друга, они рассеялись по разным странам. Город прозван Вавилоном – смешением ( Быт.11:8–9 ). § 2. Страны, населенные потомками Иафета Сыновья Иафета были: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас ( Быт.10:2 ). I. Гомер. Пророк Иезекииль называет этим именем народ, пришедший с севера ( Иез.38:6 ). Одни толкователи считают Гомера родоначальником народов Галатии, которые, до нападения на их страну Галатов, назывались Гомарами (Флавий); другие видят потомков Гомера в Фригийцах (Бохарт); третьи – в Кимврах или Киммерианах, обитавших в Херсонесе Таврическом или Крыме (Михаэлис).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.» Этими словами дается довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т. е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев чрез Чермное море ( Исх.14 ), или при разделении вод Иордана во времена Иисуса Навина ( Нав.3:1 ) или при обращении воды в кровь во время египетских казней ( Исх.7:20–21 ). Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в него Господа того, что служило к его спасению и миру, как засвидетельствовал это Сам Иисус Христос ( Мф.23:37 ). Ис.50:3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю по­кровом их. «Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их.» Едва ли здесь нужно искать указаний на какие-либо определенные исторические факты: по-видимому, это – обычная в Священном Писании обоих заветов ссылка на Всемогущество Творца, имеющая свой полный смысл и в данном случае, на свидетельство неизменности и верности Всевышнего, представляющее полный контраст с вероломностью еврейского народа ( Иер.4:28 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:10 ; Иоил.3:15 ; Лк.21:25 ). Ввиду всего этого, виновность самого Израиля за отвержение его Богом становится для всех очевидной и приговор Самого Господа: «се оставляется... дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ) – совершенно понятным и глубоко справедливым. Ис.50:4 . Го­с­по­дь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемога­ю­щего; каждое утро Он про­буждает, про­буждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Ис.50:5 . Го­с­по­дь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивил­ся, не отступил назад. С 4 стиха начинается новая речь или, точнее, возвращение к ранее бывшей – о Сыне Божием, Его служении и свойствах ( Ис.49:2–8 и Ис.52:6–7 ). Связь ее с предыдущей 49 главой станет совершенно естественной и ясной, если мы из содержания двух этих глав исключим невольные отступления ( Ис.49:14 ; Ис.50:3 ), вызванные необходимостью разобрать неосновательные жалобы Израиля на Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; ...время разбрасывать камни, и время собирать камни; ...время войне, и время миру» (Екк. 3, 1–8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания. Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17). Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе – об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19–20; 7, 1–8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании. Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв. Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог – свирепый царь царства Магог (Иез. 38–39; Откр. 20, 7). Голгофа – место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17–18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» – путь Христа на Голгофу. Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения. Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24, 7). Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия. Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26–27).

http://pravoslavie.ru/46483.html

Евр. 10:7 . Тогда рех: се иду. «Тогда», т.е. когда? – Когда Ты отверг жертвы законные; ибо тогда Я сказал: «Отче, прииде час, прослави Сына Твоего» ( Ин.17:1 ) ( Ин.15:1 : «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь»). Выражение: «Се иду» употреблено вместо: «как видишь, Я готов». В главизне книжней написася о Мне, Евреи книгами называют самые сочинения, а главизнами свитки, как, напр.: «Сыне человечь, снеждь свиток 4 сей» ( Иез.3:1 ). Тогда писали на свитках (на узких и длинных листах) а не на четырехугольных тетрадях, как теперь мы. И так, Спаситель говорит: обо Мне написано в свитке книги, очевидно, книги пророческой, т.е. о том, что относится до Моего вочеловечения, предвозвестили пророки. То же самое Он после сказал и иудеям: «Аще веровали бысте Моисеови, веровали бысте и Мне» ( Ин.5:46 ), и многое другое. еже сотворити волю Твою, Боже. Чтобы Мне исполнить волю Твою. А волей Отца было по плоти заклание Сына Его ради спасения людей. Об этом в свое время сказал и Сам Христос: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя» ( Ин.6:38 ). Евр.10:8 . Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся. Евр.10:9 . Тогда рече: се, иду сотворити волю твою, Боже. Отъемлет первое, да второе поставит. Отъемлет (отменяет) то, что касалось жертв, приношений, и всесожжений, и о грехе, потому что сказал (Сын Отцу), «яко жертвы и приношения не восхотел еси и всесожжений и о гресех не благоволил еси, да утвердит второе», что относится до принесения тела Его в жертву. В самом деле, так как те были только прообразами и тенью, а это истиной, то, когда явилась истина, те прекратились, как излишняя и уже бесполезная. Об этом Он еще чрез пр. Исаию изрек, говоря иудеям: «Кто бо изыска сия от рук ваших?» ( Ис.1:12 ). Правда, в книге Левит, Второзакония и в других местах (Писания) Он заповедывает о жертвах; но Он не почему-нибудь особенно их желал, а только – чтобы воспрепятствовать (людям) приносить жертвы демонам, предусмотрительно направил их к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И еще: «слушайте, горы..., и вы, твердые основы земли» ( Мих.6:2 ); «слушайте, небеса, и внимай, земля» ( Ис.1:2 ). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Неко­торые из иудеев говорили: «почему мы постимся, а Ты не видишь?» ( Ис.58:3 ); и еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и... мы считаем надменных счастливыми» ( Мал.2:17 ; Мал.3:15 ); и еще: «неправ путь Господа» ( Иез.33:17 ). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже – да не будет, – однако говорил: «нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня» ( Иов.9:33, 34 ). Потому Бог говорит ему: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» ( Иов.38:3 ). Потом, когда Иов в изумлении сказал: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?»; и еще: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои» ( Иов.39:34 ; Иов.42:5, 6 ), – тогда Бог говорит ему: «препояшь, как муж, чресла твои» ( Иов.40:2 ); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хо­тел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно» ( Дан.3:29 ). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними. Слово: «смирение» имеет много значений. Есть смирение добро­детели, напр., когда говорится: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). Бывает смирение от несчастий; бы­вает и от грехов. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий. Это выражает он, продолжая: «смирил до земли жизнь мою». Бывает смирение от гордости, напр., когда говорится: «возвышающий сам себя, унижен будет» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Неверная жена или невеста… Отступничество (апостасия) начнется с тех, кому будет от чего или, вернее, от Кого отступать, – то есть с христиан. Сказано: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» ( 2Сол.2:3 ). В это время против Израиля восстанут народы и племена, возможно потому, что в иудеях будут видеть апостолов антихриста. Сказано: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог (то есть, по истолкованию Иосифа Флавия, блаженного Иеронима и других, территория современной России): Скифия. – О.С.), князю Роша (то есть правителя Русского. – О.С.), Мешеха и Фувала (Малая Азия. – О.С.), и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов (то есть современные Иран, Ирак и Афганистан. – О.С.), Ефиоплян (то есть современный Судан. – О.С.) и Ливийцев с ними… от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою» ( Иез.38:2–6 ). Военный альянс заставит Израиль искать поддержки у Евросоюза, восстановленной Римской империи. Скорее всего, Израиль как государство вольется в империю антихриста, и он обеспечит иудеям защиту от русско-арабского военного союза православных христиан и мусульман против иудеев. Начатые повсеместно «арабские восстания», возможно, подводят нас к этим временам. Вить все чаще, именно Россию называю главным переговорщиком в Восточных конфликтах. Возможно, что восстановление Иерусалимского Храма, начнется в честь победы сил антихриста (Евросоюза) и Израиля, против Гога и Магога. Но когда антихрист «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:4 ), иудеи придут в ужас от того, что основополагающий принцип их веры оказался под сомнением. Антихрист окажется телесным «богом» и видимым… 13 догматов веры Маймонида учат, что Бог «без образа, нет плоти никакой, и не постичь нам святости такой» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как происходил этот чудный процесс, сказал Иову Господь: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его, и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: “доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?”» ( Иов.38,8–11 ). Как заметил св. Кирилл Иерусалимский , море «показывает, как страшно для него слово повеления: когда при отливе оставляет на берегах ясно проведенную волнами черту, как бы давая тем видеть, что не преступает назначенных пределов». Впервые Земля соприкоснулась с воздушной стихией, и Господь установил для нее орошение, но не такое, как сейчас: «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли; но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» ( Быт.2,5–6 ). Вероятно, так продолжалось до Потопа, когда люди впервые увидели дождь, а затем и радугу. По буквальному смыслу священного Писания изначально был сотворен один континент, центром которого, по преданию, была будущая Святая Земля и Иерусалим, где и сейчас стоит «пуп Земли» (сравни Иез. 5, 5 ). Возможно, именно это обнаружили современные геологи, учащие о дрейфе континентов, составлявших некогда один материк – Пангею (от греч. «всеземля») – название, данное Альфредом Вегенером гипотетическому протоконтиненту). Раскол этого массива суши произошел в незапамятные времена – или во время Потопа, или при разрушении Вавилонской башни. Моря тогда были гораздо меньше современных, в которых ныне находятся воды Потопа. По словам неканонической 3-й книги Ездры: «В третий день Ты (Бог) повелел водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к осеменению и обрабатыванию». В тот момент, когда воды получили наименование «воды», тотчас же из сладких они стали солеными, для того чтобы не загнивали они от имевшей появиться растительности. Благодаря этому творческому слову и доселе они сохраняют это свойство, которое поддерживается за счет речных вод, приносящих соли в океан.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Показательно, что в обоих ритуалах все священнодействия являются имитацией действий божеств или «культурных героев», воспроизведением неких актов, лежащих в начале бытия мира. Ежегодно же производился ритуал оплакивания Думузи , сошедшего во ад. Эта традиция получила широкое распространение на всём Ближнем Востоке. Так, уже в VI в. до н. э. пророк Иезекииль сетовал, что иудейские женщины оплакивают на пороге Иерусалимского храма Думузи, которого пророк называет «Фаммуз»: И привёл меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе ( Иез.8:14 ). Шумерская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций мира и, несомненно, древнейшая из цивилизаций Передней Азии. Религиозные идеи, сформулированные и зафиксированные письменно шумерами, оказались архетипичными. Шумеры задали образцы (парадигмы) осмысления важнейших религиозных концепций, которые впоследствии прочно вошли во многие религиозные традиции. Так, шумерские памятники содержат парадигматические мифы о происхождении, к которым следует отнести повествования космологического, антропологического, амартологического характера. Вместе с тем шумерская мифология даёт первый и уже потому замечательный образец мифа о преодолении ограниченности человеческой природы и всей будничной реальности человеческого мира, его «неправильности» и несовершенства. По сути, это «сотериологическая» концепция. Одной из отличительных архетипичных и парадигматических особенностей шумерского мировосприятия является представление о творящей силе слова, при помощи которого бог создаёт мир и человека. (Ср.: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт.1:3 ). «Он – тот, кто, воистину, сотворил небеса и землю. И тогда, когда Он возвестит: „Возникни!“ – это и возникает. Его слово – истина» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 6:73).) Шумерские мифы впервые явили миру письменную фиксацию идеи иерогамии как способа формирования мира в его нынешнем виде. Шумерская мифология содержит антропогоническую идею, ставшую доминирующей на Ближнем Востоке, а затем и на всём пространстве господства авраамических религий: идею создания человека из земли (глины) с последующим «вдохновением» в него жизни (души). (Ср.: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). «Господь возвестил ангелам: „Я создам человека из глины. Когда Я придам ему [телесную оболочку] и вдохну в него Моего духа, то падите перед ним ниц“» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 38:71–72).)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010