Некуда укрыться от суда в этой стране укромных мест (14–16; ср.: Авд. 1–4 ). Некоторые из сцен разрушения уже использовались применительно к Иудее (18–19; ср.: 10:6; 23:14). Орел здесь, без сомнения, не кто иной, как Навуходоносор (ср.: 48:40). 49:23–27 Против Дамаска. Дамаск олицетворяет всю Сирию, древнего врага Израиля; к нему относятся менее значительные государства Емаф и Арпад, также находившиеся к северу от Израиля. Ужас и опустошение, ожидающие их в будущем, описаны пророком в привычных для Иеремии выражениях. Эти царства процветали задолго до времен Иеремии, и может быть так, что он позаимствовал одно из древних пророчеств. Критика Венадада вошла в поговорку (ср.: Ам. 1:4 ). 49:28–33 Против Кидара и Асора. Это пророчество обращено к племенам арабов–кочевников, обитавших к востоку от Израиля, родственников древним мадианитянам и амаликитянам ( Суд. 6:3 ; Быт. 25:13 ). Оно пронизано мотивами ужаса и картинами опустошения (ср.: 6:25; 9:11). Уязвимость кочевников, живших в не защищенных стенами городах, являет собой образ человеческой самонадеянности. 49:35–39 Против Элама. Элам был достаточно сильным государством, расположенным к востоку от Вавилона, однако потерпевшим от него поражение при Навуходоносоре. Упоминание о четырех ветрах (36) – это одно из выражений, обозначающих власть Бога над всей землей ( Иез. 37:9 ; Дан. 8:8 ; Зах. 6:1–8 ). Даже то, что Вавилон возьмет верх над Эламом и таким образом послужит орудием Божьего суда над Иудеей и другими народами, произойдет по воле Бога. Но в будущем Элам будет восстановлен (39; ср.: 48:47). 50:1 – 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ, теперь дополняется немалым количеством высказываний о суде над ним самим. Очень важно, что разрушитель в конце концов сам подвергнется разрушению. Тем, что он покорил другие народы, еще не заканчивается Божье управление историей. Мы уже знаем, что Он вновь дарует спасение и благословит Свой народ (гл. 30 – 33). Следовательно, в соответствии с Его справедливостью должно прийти время и для Вавилона (ср. также: 25:11–12,17–26).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ebd. S. 16 Ebd. S. 20. Ebd. S. 23. Ebd. S. 24. Ор. cit., S. 87–88. Ор. cit. S. 160. Ebd. S. 193. Неясно, что имеется в виду: в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина немало снов, есть и «кошмарные» (например, в «Скрежете зубовном»), но указанного А. Позовым названия не находится. С другой стороны, в известной пьесе А.Н. Островского «Пучина» (1865) нет никаких снов. См. Иез. 36:25 . Брюссель, 1960, с. 53. См.: Мф. 6:6 . «Как счастлив я, когда могу покинуть…» — черновой набросок 1826 г. «К Наталье» (1813). Поэма «Родрик, последний из Готов» написана Робертом Соути (1774–1843) в 1814 г. Пушкинский «Родрик» («Родриг») 1835 года — не столько перевод, сколько произведение по мотивам английской поэмы, лирический смысл которого верно ощущается автором книги. Сергей фон Штейн. «Пушкин-мистик», Рига, 1931, с. 8. В 1821 г., вдали от родственников, этот шаг поэта был обусловлен и другими влияниями. Неясно, какой «рассказ» имеется в виду; до нас дошла лишь скупая запись в Дневнике 1821 года: «4 мая был я принят в масоны». Речь идет о книге В. В. Гиппиуса «Пушкин и христианство» (Пб.. 1915) и статье Е. Кислицыной «К вопросу об отношении Пушкина к религии», которая вошла в «Пушкинский сборник памяти профессора Венгерова» (М. Пг., 1922); последнее сочинение С. Л. Франк охарактеризовал как «ученическую, добросовестную, но весьма поверхностную работу» ( Франк С. Л. Этюды о Пушкине. Париж, YMCA-Press, 1987. С. 9) «Этюды о Пушкине», 1957. «D. grosse Brockhaus», Bd. 10. Арфа царя Давида в русской поэзии», Брюссель, 1960, с. 38–44. Там же. В письме к А. И. Тургеневу, которое датируется второй половиной июня 1818 г., К. Н. Батюшков упомянул о «маленьком Пушкине, которому Аполлон дал чуткое ухо» («Русский Архив», 1867, 1. С. 1517). Т. е. «Родрик» (1835); см. примеч. 136. A Bremond, op. cit., Ss. 85–89. Op. cim. Op. cim. «Герой» (1830). Op. cim. «Solange Dichter leben. Puschkin Studien», herausgegeben von A.Lutier, 1949. S. 72–73. «Untersuchungen uber Puschkins Verhaltniss zur Sprache», 1952, S. 27–31.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Смешно также думать, что глаза прозелитов ваших отверсты, а ваши — нет, и что вы называетесь слепыми и глухими, а они просвещенными. А еще смешнее будет, если вы скажете, что закон дан язычникам, а вы не узнали этого закона. Ибо иначе вы убоялись бы гнева Божия и не были бы сынами беззаконными и заблудшими и страшились бы слышать постоянные слова Его: «сыновья, в которых нет веры», и: «кто слеп, как не слуги Мои, и глух, как не владеющие ими? И ослепли слуги Божии. Вы видели часто и не заметили; уши ваши были открыты, а вы не слышали» (Вт. 32:20; Ис. 42:19–20). Хороша ли вам эта похвала от Бог а. и прилично ли слугам такое свидетельство от Него? Вы не стыдитесь часто слышать подобное и вы не боитесь угроз Божиих, но вы народ безрассудный и жестокосердый. «Поэтому вот Я намерен переселить этот народ, говорит Господь, и переселю их, и отниму мудрость мудрецов их и скрою разум разумных» (Ис. 29:14). И справедливо; ибо вы не мудры и не разумны, но жестоки и лукавы: вы мудры только делать зло, но вы бессильны познать сокровенную волю Божию и верный завет Господа, или найти вечные пути. Посему Он говорит: «Я воздвигну Израилю и Иуде семя человеческое и семя скотское» (Иер. 31:27). И чрез Исаию Он так говорит о другом Израиле: «В тот день будет третий Израиль среди Ассириян и Египтян, благословенный на земле, которую благословил Господь Саваоф, говоря: благословен будет народ Мой, который в Египте и среди Ассириян, и Израиль — наследие Мое» (Ис. 29:24,25). Если Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своим: то как вы не раскаиваетесь и в том, что обманываете самих себя, как будто вы только были Израилем, и в том, что проклинаете народ, благословенный Богом. Ибо, когда Бог говорил Иерусалиму и окрестным странам, то еще присовокупил следующее: «И произведу над вами людей, народ Мой Израиля: и они получат вас в наследие и вы будете их владением, и не будете уже бесчадствовать от них» (Иез. 36:12). — Итак, что же, сказал Трифон, — неужели вы — Израиль и Бог говорит это об вас? — Если бы мы, — отвечал я ему — не беседовали об этом много, тогда я мог бы подумать, не спрашиваешь ли об этом по неведению; во так как мы рассмотрели этот вопрос и вы согласились на это, то не думаю, чтобы ты не знал сказанного прежде, или хотел опять спорить, но вызываешь меня повторить тоже доказательство для этих слушателей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Пророки раскрыли также многие частности в связи с пришествием Мессии, а именно: что Он произойдет от Авраама (Быт. 22:18), из колена Иуды (Быт. 49:9), из рода царя Давида (2 Цар. 7:13), родится от Девы (Ис. 7:14) в городе Вифлееме (Мих. 5:2), будет распространять духовный свет (Ис. 9:1-2), исцелять больных (Ис. 35:5-6), пострадает, будет пронзен, умрет, будет погребен в новом гробе, потом воскреснет (Быт. 49:9-11, Пс. 39:7-10, Исаия 50:5-7 и 53-я глава, Зах. 12:10, Пс. 15:9-11), и выведет души из ада (Зах. 9:11); предсказали также, что не все Его признают Мессией (Ис. 6:9), но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно (Чис. 24:17, Втор. 18:18, Пс. 2, Пс. 94:6-8, Пс. 109:1-4, Исаия 50:8-9 и 65:1-3). О кротости Мессии писал Исаия (42:1-12). Плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа (Ис. 44:3 и 59:20-21, Зах. 12:10, Иоиль 2:28, Иез. 36:25). О необходимости веры (Ис. 28:16, Авв. 3:11). Пророки определили, что время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности (Быт. 49:10), что произойдет не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима (Дан. 9:24-27) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма (Агг. 2:6; Мал. 3:1). Пророки предсказали, что Он уничтожит антихриста (Ис. 11:4), придет снова в славе (Мал. 3:1-2). Конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости (Ис. 11:1-10, Иер. 23:5). Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки, например: Об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема (Иер. 31:15); о проповеди Христа в Галилее (Ис. 9:1); о входе в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9, Быт. 49:11); о предательстве Иуды (Пс. 40:10, Пс. 54:14, Пс. 108:5); о тридцати серебряниках и о покупке села горшечника (Зах. 11:12); о поруганиях и оплеваниях (Ис. 50:4-11), подробности распятия (21-й псалом); о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого (Ис. 53); о тьме во время распятия Мессии (Амос 8:9, Зах. 14:5-9); о покаянии народа (Зах. 12:10-13).

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Бог есть Дух по своей Сущности, т.е. Дух самобытный ( Ин. 5:26 ), не подлежащий никаким условиям пространства ( Пс. 138:7–10 ; Иер.23:24 ) и времени ( 2Петр. 3:8 ), а потому и истинное богопочтение не может ограничиваться известным только местом и временем, но должно быть повсюдным и всегдашним ( Ин. 4:21–24 ; Деян. 17:24 ; 1Тим. 2:8, 6:14,16 ). «Верные поклоняются Ему и славословят Его на всяком месте» – говорит св. Иустин мученик 9 . «Мы днем и ночью молимся Ему», – говорит св. Киприан 10 . Бог есть Дух, существующий премирно ( Быт.1:1 ; Ин.1:3 ; Деян.14:15 ; Рим.11:36 ; Кол.1:16–17 ; Евр.11:3 ; Откр.4:11 ), а потому и наше богопочтение в противоположность богопочтению язычников и иудеев, ходивших по плоти, а не по духу (Ср. Быт. 6:3 ; Иез. 36:25–27 ; Рим. 8:9 ), должно быть чуждым всякой плотяности, всякой непремирной примеси, например, пантеистической, признающей богопочтение только переходной ступенью абстрактного созерцания абсолютного; натуралистической, допускающей преобладание эстетической формы над внутренним содержанием; материалистической, стремящейся заменить его одним материальным пожертвованием и пр. Бог есть Дух по Своей жизни, т.е. премудрый ( Рим. 11:33 ; 1Цар. 2:3 ), всеблагий, премилосердный ( Пс. 144:9 ; Иак.1:17 ) и пр., а потому, и наше богопочтение должно быть «разумным служением » Ему ( Рим.12:1 ), чуждым всяких заблуждений и суеверий ( Прем. 13:1–5 ; Рим. 1:21–23 ; Ин. 16:2–3 ; Ефес. 4:17–18 ), исполненным милости и добрых дел ( Ис.1:17 ; Иак.1, 27 ) и пр. Затем, Бог есть Дух, сугубо оживотворяющий христиан, т.е. находящийся с ними в живом, особенном союзе ради бесценных заслуг единородного Сына Своего, по которым мы можем взывать к Нему: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ; Рим. 8:15 ). А потому и наше богопочтение должно быть проникнуто детской искренностью, доверчивостью, силою и пр., и даже, если совесть не зазрит нам, детским дерзновением. Наконец, Бог , Которому мы служим, есть Дух Святый и истинный ( Ин. 16:13 ), гнушающийся всяким притворством и лицемерием ( Мф. 15:8–9; 23:14 ), и потому мы должны «поклоняться Ему в духе и истине» ( Ин. 4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

    23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

25. Под " временами и сроками " я понимаю не чувственно воспринимаемые [времена и сроки], но некие протяжения ведения, возникающие благодаря умному Солнцу. Ибо надлежит, чтобы молитва Владыки нашего исполнилась. Иисус же молится так: Дай им, чтобы и они были единое с Нами, как Я и Ты, Отче, единое (Ин.17:21). Ведь Бог, будучи Единым, соединяет всех, когда оказывается в каждом, а поэтому с пришествием Единицы исчезает число. 26. Что касается меня, то это я уразумел, вторично обратившись к рассмотрению [указанного] изречения. Если же кто-нибудь скажет лучше или благочестиво исправит сказанное мной, то пусть говорит и исправляет, и Господь воздаст ему за меня [сторицей]. Ведь во мне нет никакой зависти, потому что к исследованию речений [Священного Писания] я обратился не из любви к спорам и не из тщеславия, но ради [духовной] пользы братии, чтобы глиняные сосуды, содержащие в себе сокровище Божие (2Кор.4:7), не сокрушились бы людьми с каменным сердцем (Иез.36:26) и необрезанными, облачившимися в доспехи мудрости [мира сего], превратившейся в безумие (1Кор.1:20). VIII 27. Еще, согласно мудрому Соломону в Притчах, [Христос] создается. Ибо говорится: Господь созда Мя (Притч.8:22). И Он называется " Началом путей евангельских " , ведущих нас к Царству Небесному, став не тварью по сущности, но Путем по Домостроительству Божиему. Ведь одно и то же означают [слова] " стать " и " быть сотворенным " . Поэтому Он стал " Путем " (Ин.14:6), " Дверью " (Ин.10:7), " Пастырем " (Ин.10:11), " Ангелом " (Ис.9:6), " Овцой " (Деян.8:32), а также " Первосвященником " (Евр.2:17) и " Посланником " (Евр.3:1) - все эти названия прилагаются к Нему соответственно различным точкам зрения [на Него]. 28. Опять, что скажет еретик о Боге непокорном и ради нас соделавшемся грехом (2Кор.5:21 )? Ибо написано: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор.15:28). Не устрашаешься ли ты, о человече, что Бог через тебя назван " непокорным " ? Ведь твою покорность Он соделал Своей и, поскольку ты сопротивляешься добродетели, то Он назвал Себя " непокорным " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

10 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Ассур. См. ком. к 10,11. Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея). Луд. Лидийцы из Малой Азии ( Ис. 66,19 ; Иез. 27,10 ). Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию. 10 Уц. Страна, где жил Иов ( Иов 1 ). Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно. 10:24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12–17. 10 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: «Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу»; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа ( Лк. 3,36 ). 10 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе «раздели языки их» употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной. Иоктан. Считается родоначальником южных арабов. 10 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота. 10:27–30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено. Народы, представленные в книге Бытие (Бытие гл. 10) Глава 11 11:1–9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших. 11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования. одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова». 11 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. 11 построим. См. Пс. 126,1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После этого Никодиму оставалось только принять на веру раскрытую пред ним истину духовного возрождения; но он, тем не менее, все еще продолжает сомневаться: Ст. 9. Отвеща Никодим и рече ему: како могут сия быти. В этом вопросе выражается не столько недоверие к словам Господа, сколько гордость раввина, та ученая гордость, которая хотела все понять и объяснить. Чтобы смирить эту гордость и довести учителя Израилева до сознания недостаточной его проницательности в предметы божественные, Иисус Христос обращается к нему с упреком, полным глубокого сожаления: Ст. 10. Отвеща Иисус и рече ему: ты ecu учитель Израилев, и сих ли не веси. Ты, говорит Господь, учитель Израилев, 344 а не понимаешь самых простых уроков посвящения в тайны царствия Божия, не знаешь того, что есть тайны, которые принимаются только на веру, и есть тайны, которые можно испытывать человеку внутри себя. Такова тайна духовного возрождения, на которую ясно указывали пророки ( Иер.31:33 ; Иез.36:25–27 ; Иоил.2:28–29 и др.). 345 Заключительные стихи (11, 12) первой части беседы служат прекрасным переходом ко второй. В них Иисус Христос снова торжественно подтверждает истинность и непреложность не только того, что сказано Им ранее, именно о духовном возрождении человека, но и того, что Он намерен был сказать потом о Своем Лице. Ст. 11. Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и, еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства нашего не приемлете. Ст. 12. Аще земная рекох вам, и не веруете: κακ, – аще реку вам небесная, уверуете: В 11 стихе обращает на себя внимание форма речи, которою Господь пользуется для убеждения Никодима: еже вемы, говорит Господь, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, т. е. мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, и свидетельства нашего не приемлете. Кто же эти свидетели? Кто это мы, от лица которых говорит Господь? Можно, конечно, разуметь под этими свидетелями и древних пророков, которые, как мы знаем, учили о духовном возрождении и учения которых, однако, мнимые учителя израилевы не поняли и не приняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010