Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: Яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. – Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев? ( Иез.33:11 ). Не хощеши бо, Владыко, создания Твоего руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Здесь приведены слова Послания апостола Павла, где сказано, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (в Славянской библии: Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити ) (Тим.2:4). Приме убо и мне, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго. Эта и последующие молитвы обращают нас к образу жены-грешницы, которая помазала ноги Иисуса миром ( Лк.7:36-47 ), благоразумного разбойника, воззвавшего на кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 ), блудного сына ( Лк.15:11-32 ); образ мытаря, скорее всего, собирательный: мы можем вспомнить при этом и апостола, евангелиста – мытаря Левия-Матфея, который, оставив все, пошел за Господом и удостоился принять Его в своем доме ( Лк.5:27-32 ), и раскаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа ( Лк.19:2-10 ) и смиренного мытаря Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей ( Лк.18:10-14 ), и, наконец, многочисленных мытарей и грешников, которые неоднократно делили трапезу с Христом и его учениками и следовали за Ним ( Мф.9:11, 11:19 ; Мк.2:15 ; Лк.5:30, 7:34, 15:1 ). Грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. Напомним места Евангелия, откуда взяты эти слова: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:32 ). Молитва святого Иоанна Златоустого, 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Увы, и в этом случае цивилизованность, гуманность и человеколюбие держатся до первого испытания. И что еще более печально, заповедь Божия в человеческих сердцах тоже держится недолго. Конечно, люди выстраивают различные системы рационализаций и оправданий, которые позволяли бы им быть кровожадными дикарями, вопящими «смерть!» и одновременно считаться людьми цивилизованными и гуманными, даже христианами. Но здесь мы имеем дело именно с самообманом. Как это обычно и бывает с самообманами, он порожден конфликтом между непреодолимо сильным желанием соучаствовать в ненависти и насилии, и желанием сохранить приемлемый образ самого себя. Если Вы чего-то не хотите, Вам не нужно измышлять для этого замысловатых оправданий. Вам нужно искать оправданий, разрешений и извинений только для того, к чему Вы рветесь. В частности, Вам не нужно искать оправданий для ненависти и подстрекательства к убийству, если Вы не ненавидите и не хотите убивать. А вот если ненавидите и хотите – самые нелепые аргументы покажутся убедительными. Но христианин – это не просто человек с другими убеждениями; это человек с другим сердцем. Как обещает Пророк, «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27). В Евангелии есть поразительный рассказ о бесноватом, которого «связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лук.8:29). Когда Господь исцеляет этого человека, его больше нет нужды связывать – он не беснуется. Его видят «сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» (Лук.8:35). На человека необращенного можно налагать цепи и узы закона, которые, до некоторой степени, сберегают его. Но вскоре, увы, он разрывает узы. Они глубоко противны устремлениям его падшего сердца. Именно это мы и видим так часто – декларируемые убеждения, гуманистические или религиозные, держатся до первого испытания, потому что они усвоены чисто поверхностно.

http://pravmir.ru/hristianin-v-mire-nasi...

Христиане убеждены, что только Христос может быть такой необычной личностью. Только Иисус Христос, – Богочеловек, – мог прийти от корня Иесеева и одновременно быть Богом крепким и Отцом вечности со сверхъестественным постижением всего и чудотворными силами. 5) Можно подумать, что все мессианские пророчества говорят о сильном политическом Мессии. Это так выходит, когда читаешь и знакомишься с одной линией предсказаний. Другая линия показывает, что многие пророки, как Иеремия и Иезекииль, пришли к сознанию, что недостаточно особе, принадлежащей к родословной линии Давида, явиться и восстановить Израиль. Суть вести о Мессии заключается в том, что люди должны стать новыми изнутри для того, чтобы пришло спасение к ним. Бог должен заключить новый завет с домом Израиля, – и не так, как было сделано в отношении завета Моисеева ( Иер.31:31–34 ). Иегова должен дать Своему народу «новое сердце» и «новый дух», чтобы он стал соблюдать закон ( Иез.36:26–27 ). Этот новый завет не будут преподавать так, чтобы зазубрить его, но чтобы научиться ему сердцем и чувствами. Значит, послушание станет делом внутреннего человека. Люди уже более не будут учить друг друга, как «познать Господа», ибо все будут знать Его. Бог более не будет вспоминать грех, но это не потому, что люди будут приносить больше жертв, но потому, что все жертвоприношения в тот день прекратятся ( Мал.1:10–11 ). Люди более не будут вспоминать об изделиях, относящихся к эпохе Моисея, как ковчег завета ( Иер.3:16 ). Эти пророчества были исполнены. Иудейские жертвоприношения прекратились и Иисус установил новый завет посредством Своей крови ( 1Кор.11:25 ). Автор Послания к евреям цитирует Иеремию 31:31–34 в подтверждение серьезно обдуманного утверждения, что Посредником нового завета является Христос ( Евр.8:9 ). 6) Другая линия пророчеств подчеркивает всеобщую миссию Израиля и Мессии. Михей и Исайя представляют ее яркой образностью речи: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима...» ( Ис.2:2–3 , Мих.4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Христианин – это не человек, которого «сагитировали» принять определенную систему воззрений. Это человек, которого коснулся Святой Дух. Это вызывает у нас, бедных грешников, трепет – и должно вызывать, – но это так. Мы не могли бы и веровать, если бы Святой Дух не давал нам этой веры. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), – говорит святой апостол Павел. Если бы Святой Дух – кротко и в то же время могущественно – не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого. Святой Дух обличает нас в грехе. Это обличение иногда путают с чувством вины, но это, скорее, неверно: Святой Дух не внушает неопределенного тягостного чувства, а указывает на конкретные грехи, на те стороны нашей жизни, которые следует исправить. Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, всё, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Потому что Святой Дух не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27). Святой Дух созидает Церковь. Святой апостол Павел описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.

http://pravoslavie.ru/71312.html

Шавуот — один из трех основных паломнических праздников Из- раиля «Шалошрегалим» (Исх. 23:17 и 34:22–23). Поскольку Храма больше не существует, в Иерусалиме паломнический аспект в наши дни никто не соблюдает, за исключением, пожалуй, очень малого числа ортодоксальных евреев. В древние времена из всех уголков Израиля и диаспоры (галут) паломники приходили в Иерусалим (Деян. 2:8 и 2:16), принося с собой лучшие плоды урожая в знак почитания Бога. Это было замечательное время всеобщей радости. Как раз это время Бог выбрал для излияния Духа Святого (Руах Га–Кодеш) на последователей Йешуа, которые также собрались на этот праздник. В этот день они чудесным образом свидетельствовали о своей вере в Йешуа перед несколькими тысячами евреев, собравшимися на Шавуот из стран рассеяния. Когда на учеников Йешуа сошел Дух Святой, они стали способны разговаривать с людьми на языках тех стран, из которых пришли паломники, хотя сами никогда не изучали их. В тот день пришло к вере в Господа более трех тысяч евреев. Бог Сам предопределил излить Свой Дух именно на День Пятидесятницы. Духом Святым Господь вписывает в наши сердца Свой Закон:«И окроплю вас водою чистою, и вы очиститесъ от скверен ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму сердце каменное и вложу плотяное. Вложу внутръ вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходитъ по заповедям Моим и уставы Мои будете соблюдатъ и выполнятъ» (Иез. 36:25–27).«Вот наступают дни, говорит Господъ, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Брит Хадаша), — не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот денъ, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господъ. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господъ: вложу закон Мой во внутренностъ их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом и они будут Моим народом» (Иер. 31:31–33; Евр. 10:16). Нам необходимо понять, что только через наполнение нас Духом Святым мы сможем ходить по путям Божьим и исполнять Его заповеди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

«Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез 40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ). Святые иконы будут у христиан до конца мира В виду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения. г) по нравственному влиянию Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. 334 (ср. Гал.3:1 ) «Служение идолам... есть начало и причина и конец всякого зла... Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий. Свидетельства древних отцов Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу». 335 Святого Василия Великого : «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника!... Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава вовеки веков. 336 Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу». 337

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Пророк становится немым, пока бежавший из Иерусалима не возвестит, что Иерусалим разрушен ( Иез.24:25–27 ). Прибавление к первой части. Суд над язычниками, радовавшимися падению Иерусалима гл. 25–32 Аммонитяне и моавитяне, радовавшиеся падению Иуды ( Иез.25:1–11 ), ибумение и филистимляне, воспользовавшиеся несчастием Иуды, для удовлетворения своего мщения и вечной вражды ( Иез.25:12–17 ), испытают такую же участь, как и Иуда; Тир, также радующийся падению Иерусалима, сам надеясь быть главою народов, будет предан Навуходоносору, который осадит и разрушит его ( Иез.23:1–14 ). Падение Тира произведет ужас и на все его колонии ( Иез.23:15–19 ). Тир будет низведен в глубокий мрак и не восстанет уже ( Иез.23:20,21 ). Поэтому пророк произносит плачевную пень на погибель Тира ( Иез.27:1–2 ). Тир сравнивается с кораблем, на постройку и отделку которого всякая страна давала что есть в ней самого лучшего ( Иез.27:3–11 ), который выменивал и приводил на торговые места все лучшее, что имели народы ( Иез.27:12–25 ), и который буря сокрушила к ужасу всех народов ( Иез.27:26–36 ). Особенно достойна жалости участь царя. В величии и могуществе, дарованному ему от Бога, он сравнивал себя с Богом; за это Господь низвергнет его внезапно с престола и предаст его глубочайшему унижению ( Иез.28:1–10 ). Всякого рода пышность и слава окружали престол этого царя; но при этом и открылись его беззакония. Богатство привело его к нечестию и Бог поверг его из славы в бесчестие ( Иез.28:11–19 ), Сидон, вредивший Израилю, также испытывает наказание к истребление ( Иез.28:20–24 ); между тем как Израиль, после поражения всех врагов его завладеет слова, наконец, своею страною и будет жить в мире и спокойствии ( Иез.28:25,26 ). Сила Египта, на которую надеются царь и народ и думают, что она может служить для народа Божия жезлом, на который он мог бы опереться, – будет сломана и уничтожена ( Иез.29:1–7 ); мечь истребит жителей и страна будет пустыней в продолжении 40 лет ( Иез.29:8–12 ), и хотя Египет снова и будет восстановлен, но сила его вперед будет ничтожна ( Иез.29:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Замечание. Нужно еще посмотреть, как произвольно объясняют происхождение этих глав оспориватели. Иные относят их к какому-нибудь самарянину, который будто бы сам от себя издал такое откровение с намерением указать на неправильность новопостроенного храма и побудить иудеев построить, уже вместе с самарянами, новый общий храм. Другие приписывают кому либо из евреев возвратившемуся из плена позднее других и добивающемуся себе участка в Палестине. Но почему бы в последнем случае заниматься главным образом измерением храма и города? Почему, в первом случае, иудеи приняли в св. канон книгу, подложенную от столь ненавистных им самарян? Впрочем, оставляя открытую, как свет дневной, истину, обыкновенно начинают уже бредить. Второе замечание. В одном издании английском (The Monthy Magazin and. Britisch Register London 1798 p. 189), неизвестный изъявил сомнение и в подлинности пророчеств на языческие народы (гл. Иез.25–32 ; гл. Иез.35,36 ; и гл. Иез.38,39 ). Но уже и немецкие столь мнительные и кропотливые ученые едва удостаивают возражателя замечания, что нет ни нужды, ни пользы опровергать основанное на одной прихоти сомнение. Ибо совершенно ясно происхождение сих пророчеств от одного и того же св. писателя, кому принадлежит вся книга. Встречаются здесь обычные Иезекиилю обозначения года, месяца и дня, когда последовало откровение; также часты воззвания: сыне человечь; те же формулы: обрати лице на… слышите слово Господне.... Бысть слово Господне ко мне… и уразумеют, яко Аз есмь Господь и пр. и в сих пророчествах, как в предыдущих, цари часто называют nagid и naschi, указываются те же осадные орудия daik. (circumvallatio) и melolah (agger) ( Иез.26:8 сл. Иез.4:2; 13:13; 21:27 ). Наконец, здесь везде та же тщательность в раскрытии предмета, то же обилие эпитетов, даже (в Иез.28:14 ) указывается на видение славы ( Иез.1:13; 10:2 ). Если же часто в сих пророчествах упоминается преисподняя ( Иез.26:20; 31:14–17; 32;18–13 ), то этого требовал предмет, и это очевидно не доказывает того, что сии пророчества, по своему свойству, различны от прочих. Вообще сказать о встречающихся подобного рода сомнениях и возражениях, что они не более, как нечистые насекомые, – беспокоят изучающего, и, останавливаясь для их отражения, невольно жалеешь о потере на это времени и труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Иез.36:27 . И сотворю, да в оправданиях Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я. A сие свойственно благодати Духа, ибо она, содействуя нашей свободе, приводит ее в состояние исполнить сказанное. Иез.36:28 . И вселитеся на земли, юже дах отцем вашим, Опять обращает речь к предметам обыкновенным и от духовного переходит к телесному. И будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога. Иез.36:29–30 . И очищу вы от грех ваших всех и призову пшеницу, и умножу ю, и не дам на вы глада. И распложу плод древесный, и плоды сельныя, яко да не приимете ктому гладныя укоризны в языцех. Хотя знаю, что каждое из сих изречений можно принять в духовном смысле, однако же думаю, что пророческое слово обещает теперь иудеям блага телесные. Поскольку земля находилась тогда в великом запустении, то Бог обещает им обилие всяких плодов, а предвещает пользу, какая будет от сего, именно говорит: Иез.36:31 . И помянете пути своя злыя, и начинания ваша не благая, и вознегодуете пред лицем их о беззакониях ваших, и о мерзостех ваших. Наслаждаясь сими благами и дознав, какие плоды приносит правда, вспомните о прежнем своем лукавстве и о наказании, постигшем вас за оное, и весьма возненавидите прежнее беззаконие. Ибо слово: «вознегодуете» употреблено в смысле «возгнушаетесь». Подобно сему сказанное Давидом о беззаконнике: «предста всякому пути не благу, о злобе же не негодова» ( Пс. 35, 5 ), то есть не возгнушался пороком. Так, обещав им блага, снова смиряет образ их мыслей, говоря: Иез.36:32 . Не вас ради Аз творю, доме Израилев, глаголет Адонаи Господь, вестно да будет вам, доме Израилев. Не вы, говорит Бог, достойны обетованных благ, но Я делаю приличное Моему естеству. Потом увещевая и пристыжая, продолжает: Постыдитеся и усрамитеся от путей ваших, доме Израилев. Не без скорби и не без чувства переносите различные наказания, но хотя поздно размыслите о лукавстве ваших начинаний и устыдитесь того, на что отваживались. Иез.36:33 . Сия глаголет Адонаи Господь: в он же день очищу вы от всех беззаконий ваших, и населю грады, и соградятся пустыни,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010