«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин , – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. «Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить» ( Сир.15:20 ). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:8 ) «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» ( Сир.18:27 ). «Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие» ( Пс. 56:3 ); «он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» ( Иез.33:15–16 ). Молитвенное обращение к Богу «Везде ищу помощи, – так говорил о себе святитель Григорий Богослов , – и везде поражаемый, опять обращаю взоры мои к Тебе, Боже мой, Светильник душ наших, просвещающий чистые сердца и делающий человека причастником Божества! Умилосердись надо мной, укрепи меня прежде всего в надежде спасения; снабди елеем угасающий светильник в душе моей, да воссияет он новым блистанием, и да войду с ним в вечную жизнь. Избавь меня от скорби и введи в благотишие, ибо Ты уже укротил сердце мое печалию, как всадник укрощает буйного коня, скачущего по дебрям. Довольно искусил меня скорбию, в наказание за грехи мои, и уничижением моей гордыни: ибо нередко благость Твоя делает нас гордыми и надеющимися на себя. Сами бедствия мои могут послужить в научение добрым и худым людям, насколько ничтожна жизнь наша. Но это есть тайна, сокрытая в глубине Твоей премудрости; и потому добро ли, или зло служит в наставление нам, мы должны все принимать за благо, хотя и не можем проникнуть в причины всего случающегося с нами».– На это и Писание указывает: «То, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния» ( 2Мак. 6:13 ), – ибо такие мучения служат их вразумлению, а не погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Когда окружили меня болезни смерти, говорил Давид, и беды адские постигли душу мою, сретил я скорбь и муку, то призвал имя Господне: Господи! избавь душу мою ( Пс.114:3,4 ), горько я стражду. И Господь сжалился надо мною, и подал мне чашу спасения. Когда молчал я, – измождились кости мои от вседневного стона моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя... но я открыл Господу грех мой и вины моей не утаил; я сказал: исповедуюсь пред Тобою, Господи, в преступлениях моих ( Пс.31:3–6 )! И Господь снял с меня вину греха моего. Посему, да умоляет Господа всякий святый, когда можно найти Его и тогда разлитие больших вод не постигнет его. Итак, проси, брат, милости у Бога, и познаешь милосердие Его; хотя пусть ты и великий грешник, и много оскорбил Его, но Он не презрит тебя; ибо Бог, не как люди, не злопамятлив, но благ и милостив к Своей твари. Потому и говорит Он: приходящего ко Мне не изгоню ( Ин.6:37 ). Никто приближаяйся к Богу не бывает отвергнут; самый величайший грешник, и тот для Него любезен, когда обращается к Нему. Даже что еще? Ангелы на небе более радуются, Господь говорит, об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не требующих покаяния ( Лк.15:100 . Не должно, значит, отчаиваться ни об одном грешнике, хотя сколь бы много греха ни совершил, все-таки он может обратиться с покаянием и помилован быть. Так и Господь говорит ему: но внегда прелюбодействовати во всех сих, – ко Мне обратится ( Иер.3:7 ). Видишь ли, как Бог не отвращается ни от какого грешника, обращающегося к Нему с покаянием? Ибо Бог спаситель наш есть Бог кающихся; и потому Он сказал: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему ( Иез.33:11 ). Будьте мужественны, – пророк говорит, – и тверды сердцем вашим все надеющиеся на Господа ( 1Кор.13:16 ); Господь хранит верность, и ожидающим милости воздает с избытком. Все пути Господни, все Его вразумления, исправления, и воздаяния суть ничто иное, как милость и истина для всех, кто ищет Его, желает угодить Ему всем сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал ( Иез.33:12–13 ). – Те религиозные переживания, которые отразились в прежних произведениях Толстого, еще не представляют собою спасительных подвигов или добродетелей, совершаемых при помощи благодати спасающей: они могут только послужить ему же во осуждение. Нельзя же забывать его богохульство, или, как выражается сам автор, богоборство: ведь, все это, чего мы не можем даже повторить печатно, на что приходится указывать только намеками, ибо даже нынешняя свобода печати не допускает его мерзостных выражений в отношении святейших истин нашей веры, – все это было после тех немногих переживаний, которые свойственны каждому верующему, но которые он, как художник, умел лучше многих из нас изображать, – а в конце-то его жизни остается неопровержимым факт вражды к невесте Христовой Церкви и Самому Господу Иисусу Христу. В этом остался нераскаянным несчастный писатель. В свое время я уже говорил, что он метнулся было на минуту в сторону Церкви, в Оптину, но уже было поздно: милосердие Божие истощилось, он стал не способен к смиренному покаянию и потому затворена быша двери. «Насилие над его душой окружающих» не имело бы места, если бы не было на то Божия попущения по его же неспособности к покаянию. Да, он был «осыпан великими милостями Божиими», но, во-первых, ведь Господь сказал: кому дано много, от того много и взыщется ( Лк.12:48 ), во-вторых, он ведь употребил сии дары не во славу Божию, особенно в последнюю половину своей жизни, а на служение сатане, и наконец, в-третьих, слово Божие нас учит, что вне Церкви нет спасения, а почтенный автор позволяет себе выдумывать какую-то новую теорию спасения, Церкви неведомую и ее учению противную. Церковь , согласно со словом Божиим, объявила Толстого еретиком, а святые отцы учат, что «быть еретиком значит быть отлученным от Бога» (слова преп. Агафона).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Нет равного Тебе в милости; нет, Господи, подобного Тебе в благости. Ты истину сказал: хотением «не хощу смерти грешника» ( Иез.33:11 ). И я уверен, что «сердце сокрушенное и смиренное Ты не презришь» ( Пс.50:19 ). Слышу я благонадежное слово истины: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ). Итак, буду я призывать спасительно имя Того, Кто всяким грешникам открыл свободный вход в вечное Свое Царство. Меня уверяют в том и блудница, и разбойник, и мытарь, и тот хулитель и обидчик ( 1Тим.1:13 ), который по милости Господней сделался проповедником истины, и многие другие; все они ободряют меня надеждой спасения, если я буду просить себе Божией милости. «Ибо всякий просящий получает» ( Мф.7:8 ), – будет ли кто добр душою или зол, богат или беден в добродетели; но, если попросит милости у Бога, получит. Ей, Благосердый, вожделенно Тебе спасать всякого грешника, полагающего начало покаяния, которое определил Ты грешникам во спасение ( 2Пар.36:23 де). Ты – Бог кающихся, и нет другого имени, которым надлежало бы спастись нам ( Деян.4:12 ). Ты – «упование всех концов земли; вот, я познал, что Бог мой – Ты, и блага мои Тебе не нужны» ( Пс.64:6, 55:10, 15:2 ). Скажи душе моей: твой есмь Аз; и по вере твоей да будет тебе. Ибо Ты возвестил защиту его, потому что познал имя Мое; воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его, и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:14–16 ). О Владыко мой, Господи! – врачество души моей, обретенное мною в скорбные дни моей жизни! Тебя я призываю, намереваясь избавиться от прегрешений моих, к Тебе я обращаю печальные очи души моей; спаси меня, помилуй по великой Твоей милости ( Пс.50:1 ). Ты возвестил нам: «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); да не престанет быть истинным святое слово Твое, да пребудешь Ты вечно благосердым Богом спасения моего. Не ради Ты заслуг человеческих изволил быть человеком; не ради и моих добродетелей, которых и нет у меня. Ты спасешь меня, Боже мой. Ибо Ты воистину благий Господь: отдаешь Ты полную плату поработавшим с утра в Твоем винограднике; наравне с ними удостаиваешь награды и приходящих под вечер; щадишь Ты, Милосердый, и того, кто под конец своей жизни, подобно разбойнику, обратит к Тебе молитвенный взор души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Обманом надела Ревекка на Иакова лучшие одежды своего старшего сына, а руки и шею обернула козлиными шкурами, чтобы гладкокожего Иакова нельзя было отличить от косматого Исава (27:15–16). А много лет спустя сыновья доставили Иакову разноцветную одежду, которую он подарил любимому сыну Иосифу в знак особого расположения, испачканную кровью заколотого козлёнка (37:31–33). В юности Иаков солгал своему отцу, а в старости сыновья его солгали ему. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Зло возвращается на того, кто его сделал, так же, как пыль, брошенная против ветра. Бог знает дела каждого и «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). Он говорит чрез пророка: «По истине во веки не забуду ни одного из дел их!» ( Амос 8:7 ). Дела всех людей заносятся в памятные книги Божии и являются критерием оценки на суде ( Отк.20:12–13 ). «Бог правду видит, да не скоро скажет» – гласит пословица. Отсутствие наказания в данный момент не означает, что человек избежал ответственности за своё преступление, их тайна откроется в ином, потустороннем плане бытия. Вместо быстрого наказания за грехи, Божья доброта к человеку старается терпеливо вести его к покаянию. «И беззаконник, если обратится от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою» ( Иез.18:27 ). Часто беззаконник сам ищет возмездия, наказания за преступление, лишь бы утолить свою совесть – неписанный закон, вложенный в сердце человека. Она с неотвратимостью «дамоклового меча» карает своих владельцев. Совесть заставила Раскольникова (героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), совершившего уголовное преступление и убившего двух человек, явиться с повинной в то самое время, когда на настоящего преступника не только ясных улик, но даже подозрений почти не имелось. Почему он предпочёл явку с повинной, совершил чистосердечное раскаяние и всенародно исповедал свой грех ? Почему с радостью идёт на каторгу, чтобы внешними страданиями успокоить внутреннюю муку? Потому что совесть – частица Божьего образа в человеке, разбивающее сердце и отгоняющее сон, производит критическую самооценку совершаемых поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Однако, Писание божественное несомненно сохранялось и во дни пр. Исаии. В одной из грозных речей своих, в которой он говорил о гибели ненавистников Сиона, читается: отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих (наказаний) не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (34:16). Пророк Иеремия, современник плена Вавилонского, часто в своих речах ссылается на прежние писания (ср. 5:6 и Ав.1:6–8 ). Во 2-же кн. Маккавейской (2:4–5) говорится, что пр. Иеремия во время Вав. разрушения Иерусалима скрыл в ущелье горы Синайской ковчег завета и все то, что было в нем, т.е. и книги, как дополняет иудейское предание (Herzog VII, 245). Пр. Даниил говорит, что он узнал о числе лет плена из книг (9:2). У пр. Захарии упоминается закон, и слова прежних пророков (7:8–13. Сравн. Исх.22:22 ; Лев.1:33 ; Иер.5:3 ; Ис.48:2, 1:15 ; Иез.8:18 ), как руководительные правила веры и нравственности. Из этого можно заключить даже, что именно около того времени составился полный канон священных книг. Захария и Малахия были последними пророками-писателями. Они и могли судить богодухновенно о непререкаемом достоинстве священных книг. А вожди народные – Ездра и Неемия, были осуществителями сего святого дела, столь необходимого для воссоздания народа возвратившегося из плена. В 1 кн. Ездры говорится даже, что и самое избавление от плена было совершено Киром во исполнение слов Господних (1:1). И вот, одною из первых забот освободителя было ознакомление с законом Божиим. Для сего, когда наступил седьмой месяц, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра Закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади от рассвета до полудни. И читали из книги Закона Божия внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Он отклоняет от грехов, с одной стороны, притупляя пожелания, с другой — вливая надежду спасения. Так Он говорит у Иезекииля: Если вы обратитесь от всего сердца и скажете: Отец, то внимать вам буду как народу святому (Иез. 18:33). И опять говорит Он: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас (Мф. 11:28); сюда относится и дальнейшее, говоримое Господом о своем лице. Всего яснее Он приглашает к доброму через Соломона в таких словах: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! (Притч. 3:13). Потому что доброе бывает ищущим находимо и бросается оно в глаза ему (ср. Притч. 2:4; Иер. 2:24 и т. д.). И у Иеремии говорит Он о мудрости: Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу (Вар. 4:4); известно же через Логоса, благодаря которому мы блаженны и мудры. Благоразумие же и разумение заповедуются у того же самого пророка, когда он говорит: Слушай, Израиль, заповеди жизни: взимайте, чтобы уразуметь мудрость (Вар. 3:9). У Моисея Педагог по свойственному Ему человеколюбию обещает еще и награду ревностно ищущим спасения, ибо Он говорит здесь: Я введу их в землю (добрую), как я клялся отцам их, (Втор. 31:20). И далее через Исаию говорит Он: Я приведу да святую гору Мою, и обрадую их (Ис. 56:7). Есть у Него еще и другой род воспитания, ублажение. Блажен — говорит Он у Давида, — который не стоит на пути грешных. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет (через это намекнул Он и на Воскресение); и во всем, что ни делает, успеет (Пс. 1:1–3). Таковыми хочет Он иметь нас, дабы мы были блаженны. И опять, указуя на другую выравнивающую чашу весов, на правосудие, говорит Он: Не так — нечестивые (и так); но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли) (Пс. 1:4). Указав на наказуемость греха, на летучесть и ветреность его природы. Педагог подал совет не лишать себя виной права на пользование всеми преимуществами свободного человека; а, пригрозив соответственным наказанием, Он обнаружил благодатную свою благость, через то весьма искусно пригласив нас вместе с тем и к открытию красоты добра в себе самих, и к уразумению интереса свыкаться с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Павел готов был не только быть связанным, но и умереть за имя Христово ( Деян.21:13 ): как же Господь Павла станет отказываться от смерти? Сердце Павла не сокрушается: как же душа Христова смущается? «Душа Моя, – говорит Он, – теперь возмутилась» ( Ин.12:27 ). Все это я говорил при вас – свидетелях. Но это не убеждает тебя, и слова: «если возможно» еще соблазняют тебя? Да, говорит еретик. Вступим же, братья, в состязание с любителем состязаний, постараемся силой истины восстановить падших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: «если возможно, да минует». Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно выражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога Живого, – тогда Он, имеющий власть над всем, разделяющий всем все и подающий все, говорит Моисею: «Если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек» ( Втор.5:29 ). Бог говорит: «Если бы сердце их было у них таково». Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Давид молится Тебе: «Сердце чистое создай во мне, Боже» ( Пс.50:12 )? Пророки просят у Тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: «если бы сердце их было у них таково». Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как Благий, и сказал так, однако, блаженный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: «До сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать» ( Втор.29:4 ). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же Тот, Кто дает все, говорил: «кто даст» народу сему такое «сердце»? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он через Иезекииля: «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, ...вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» ( Иез.11:19 ; Иер.31:33 )? Подобно тому, как там Сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: «кто даст», так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ), также отвечает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: «если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Перед входом в Иерусалим ученики по слову Спасителя отвязывают и уводят, наверняка, чужого осла. На вопрос: «Что вы делаете?» – они не отвечают «развязываем и уводим», но говорят: «он надобен Господу». Этот ответ был наиболее верный. Если сказано о деле, значит надо открыть смысл этого дела, восходящий к Божественной надобности. Об этом догадываются иудеи, поэтому-то и задают вопрос: «Какой властью Ты делаешь?» ( Мк.11:28 ; Лк.20:2 ), т. е. имеется ли божественное благословение в Твоих делах? Эммаусские спутники Спасителя говорили о Нем, что это был «пророк, сильный в деле и в слове пред Богом и всем народом» ( Лк.24:19 ). Дело, следовательно, таковым является, если стоит перед Богом, к Нему возносимо и от Него посылаемо; дела являются именно делами, «потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:21 ). Поэтому-то оправдано выражение «действовать о Господе» ( Деян.14:3 ). Таким образом, то, что совершает человек, может именоваться делом, если оно Богоцентрично, т. е. восходит к Нему, основано на Его заповедях и благословении Отца Небесного. Сам Иисус Христос говорил, что Он послан Отцом совершить дело Его. Затем в Деяниях читаем: «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Это является основанием понятия «дела ради Бога». Добро , совершаемое ради человека, не имеет похвалы перед Господом – «ибо и грешники это делают» ( Лк.6:33 ). В притчах выделяется такой оттенок различий дел: «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» ( Притч.16:20 ). Понятно, что дело, совершаемое в надежде на Господа, это более предпочтительное, в смысле спасения, поведение человека. И апостол заключает: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ); и далее – «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков...» ( Кол.3:23 ). Итак, дело, творимое человеком, относится к его внутреннему миру и соотносимо с богоустановленными заповедями праведности. Писание широко использует различные образы, позволяющие вникнуть в суть божественных дел. В частности, дело уподобляется пути. Путь может вести к совершенству или к нечистоте – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших... Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» ( Иез.36:31,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010