И нас ожидает тот же конец… Станем же готовиться к этому отшествию. Нам нужно многое запасти на этот путь, потому что там великий жар, сильный зной, совершенная пустыня. Там нельзя будет остановиться в гостинице, нельзя ничего купить, но все надобно взять с собою от сюда». Об этом и говорят в притче пять мудрых дев в назидание пяти неразумным: «Пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25, 9). Когда же те пошли покупать, то в это самое время пришел жених, затворились двери, и неразумные остались вне брачного пира (Мф. 25, 9–12). Послушай, что говорит Авраам богачу в известной притче о богаче и бедном Лазаре: «Между нами и вами утверждена великая пропасть», и эта пропасть мешает нам помочь тебе (Лк. 16, 26). Послушай, что говорит богодухновенный пророк Иезекииль о том дне: «Ной, Даниил и Иов… праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез. 14, 14) — праведный Ной, благочестивый Иов и «муж — духа благоухание» Даниил не смогут спасти своих детей и их потомков, если те не будут иметь на Страшном Суде дел добродетели и святости. И добавляет божественный отец: «Но не дай Бог нам услышать эти слова! Дай Бог, напротив, чтобы мы запаслись здесь всем нужным для Вечной Жизни и с дерзновением узрели Господа нашего Иисуса Христа» [ 687 ]. СМЕРТЬ МУЧЕНИКОВ И смерть бывает лучше жизни Если христианские размышления над гробами мучеников представляют для верующего источник огромной и многогранной пользы, то в гораздо большей степени таковым является сама смерть мучеников. Господь укрепил учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут (Мф. 10, 28). Вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Апостол любви Иоанн Богослов доносит до нас, что видел под святым принебесным жертвенником души убиенных за слово Господне. Они живы и, вопия громкими голосами, призывают Господа сотворить суд и покарать гонителей верующих. Они вопрошают: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Иуда входит к Фамари как к блуднице. И, по убивающей букве, Осия пророк соединятся не только с блудницею, но и прелюбодейцею ( Ос. 1 ). Но если и нам действительно предоставляется неистовствовать в похоти со всеми женщинами и, подобно Содому и Гоморе, быть застигнутыми в последний день продающими и покупающими, женящимися и выдающими замуж ( Мф. 24:38 ), чтобы брачная жизнь прекратилась лишь с концом жизни, – и если и после потопа и до потопа было в силе оное определение: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), то что до этого нам, коих достигли концы веков, которым говорится: время уже коротко ( 1Кор. 7:29 ) и: уже секира при корне дерев лежит ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ), которая евангельской чистотой посекает лес закона и многобрачия? Время обнимать, и время уклоняться от объятий ( Еккл. 3:5 ). Иеремии перед пленом запрещается поять жену. Иезекииль в Вавилоне сказал: «жена моя умерла и уста мои отверсты» ( Иез. 24:18 ). Ни намеревающийся жениться, ни женившийся в брачном состоянии не могут свободно пророчествовать. В древности было славой слышать стихи: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей; и: увидишь сыновей у сыновей твоих ( Пс. 127 ). Ныне о воздерживающихся от брака говорится: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ) и: к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня ( Пс. 62:9 ). Тогда око за око; теперь ударяющему в щеку подставляем другую. В то время говорилось воителям: препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный ( Пс. 44:4 ), а Петр слышит: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26:52 ). Я говорю это, не разделяя закон и Евангелие, как лжемудрствует Маркион, но принимая одного и того же Бога, Который по различию времен определяет и начало вещей и конец; сеет, чтобы пожать; насаждает, чтобы было что посечь; полагает основание, чтобы завершить здание при кончине века. С другой стороны, если мы перейдем к тайнам и проникнем – не по своему произволу, а по изъяснению апостола – к созерцанию прообразов: то узнаем, что Агарь и Сарра, или гора Синай и гора Сионская, означают два завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

26 У св. Иринея евангелисту Матфею соответствует образ человека, Марку – орла, Луке – тельца, Иоанну – льва. У Викторина ев.[ангелисту] Матфею соответствует образ человека, Марку – льва, Луке – тельца, Иоанну – орла. Такое же отождествление было свойственно и ранней Церкви (как и в теперешней иконографии). 27 Книги могли быть двояко написаны: или как свиток, состоящий из ряда отдельных листов или страниц (ср. Лк. 4:17 ), или же из папирусов, исписанных с обеих сторон, «внутри я отвне», как в данном случае (это называется «описфографом» – πισθγραφον, ср. Иез . 2:10, вдобавок к тому еще и запечатанным). Очевидно, такой свиток может быть доступен для чтения лишь после снятия всех семи печатей, на нем наложенных. Однако, по изложению Откровения, содержание написанного последовательно становится доступным по снятии каждой из семи печатей. Очевидно, символический образ запечатления всей книги здесь не вполне выдерживается, поскольку снятие каждой из печатей уже сопровождается и соответствующим откровением. Достойным «раскрыть книгу сию и снять семь печатей ее» (5:2, 5) является Сам Агнец, который это и совершает (гл. 6:1, 3, 5, 7, 9, 12; 8:1). 28 Подобно и Даниил после одного из своих видений и откровений «изнемог и болел несколько дней» ( Дан. 8:27 ). Другой раз, после откровения и видения – «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней» (10:2). 31 Сравнивая два славословия в 12 и 13 стихах, находим в них такую разницу, что первое из них седмерично: «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (тоже и в 7:12), второе же четверично: «благословение, и, честь, и славу, и державу во веки веков» (в 4:9, 11 – тройственно: «славу, и честь, и благодарение» (12) и «славу, и честь, и силу» (11). Не преувеличивая значения этих различий, могущих иметь до известной степени и литургическое происхождение и значение, тем не менее, их отмечаем как не случайные, каждое на своём собственном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

111 На этом основании я положил этот текст основание догматического учения об ангелах в «Лествице Иаковлей». 112 С этим могут быть сопоставлены, конечно, в смысле противоположения, у Иез. 28:13 на одежде царя Тирского как образа падшего ангела, «помазанного херувима», сначала находившегося в саду Божием, в Едеме. 113 «Спасенные» читается лишь в славянском и в русском тексте, чтение подлинника просто: περιπατσουσιν τ θνη. 115 С пророчеством Иезекииля созвучно также в общем хилиастическое по своему характеру видение о дне Господнем у 3ахарии 14:8–9: «и будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой будет так. И Господь будет Царем над всею землею». 117 Может возникнуть вопрос, применяется ли здесь идея апокатастасиса к сатанологии, т. е. включается ли в общую мысль: «ничего уже не будет проклятого» и последняя судьба сатаны. Нет оснований для исключения и такой мысли, Как она содержится и в общем обетовании апокатастасиса: «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ), которое по-своему раскрывается в 21: 3–4 Откровения. Однако здесь, хотя апокатастасис, так сказать, и подразумевается по смыслу (как же иначе и понять это «не будет ничего проклятого»), но он сам по себе во всей сложности и трудности учения о нём здесь не является прямым предметом пророчества, почему и отсутствует собственно сатаналогия. 119 Это противоположение выясняется из сопоставления аналогичных текстов Дан. и Откр. В первом сказано было пророку (8:26): «ты скрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». Это же самое повторяется и в 12:4, 9: «а ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени: многие прочитают её и умножится ведение... Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени». Общий характер видений Даниила, даже при наличии в них данных относительно собственной его эпохи, есть эсхатологический, созвучный общему содержанию и Откровения. Для Ветхого завета пророчество это остаётся сокровенным для подлинного постижения (что не помешало его включить в канон). Напротив того, новозаветное пророчество не должно быть запечатано, поскольку оно относится уже к «близкому времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше!» ( Иер.23:5-6 ). «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» ( Иез.34:23-24 ). Пророки Даниил и Аггей предсказали время явления на земле обещанного Мессии. Пророк Даниил за 538 лет до Рождества Христова предсказал, что «по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» ( Дан.9:26 ). Когда иудеи скорбели о несрвнимости нового храма с разушенным, пророк Аггей в 520 г. до Рождества Христова изрек: «Еще раз, и это будет скоро… и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.2:6-9 ). Второй Иерусалимский храм разрушен римлянами в 37-м году по смерти и воскресении Иисуса Христа. Следовательно, Спаситель уже пришел. Приведем и некоторые другие пророчества: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» ( Ис.11:10 ). «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор.18:15 ). «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его» ( Пс.88:21 ). «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» ( Ис.32:1 ). «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» ( Ис.35:4 ). «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» ( Ис.42:6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Но враги святых икон говорят: отменена скиния ( Евр.9:8–10 ) и храм еврейский разрушен, следовательно отменены и изображения херувимов, а следовательно не должно быть и изображений святых людей. Скиния, как храм Божий, не отменена, – это покажем ниже, когда будем говорить о храмах христианских; жертвы, приносившиеся в ней и служившие прообразом жертвы Христовой, отменены или, точнее, заменены жертвою Христовою, которая в христианской церкви будет приноситься до конца мира под видом бескровной жертвы. А херувимы и доселе служат престолом славы Божией на небесах; потому совершенно нет основания отменять изображения их 6 . Евангелисту Иоанну они уже в Новом Завете показаны посреди престола и вокруг престола Божия, как и пророку Иезекиилю ( Откр.4:6–8 ; Иез.1 ). Кроме херувимов показаны еще Иоанну Богослову 24 старца с золотыми венцами на главах, сидящие вокруг престола Божия, искупленные Агнцем из людей ( Откр.4:4,8–10 ), и великое множество святых ангелов и людей, предстоящих престолу в небесном храме ( Откр.7:8,11,15 ). Потому, между прочим, в христианских храмах изображаются не только херувимы, но и прочие ангелы и святые человеки по образу небесного храма. Сам Господь Иисус Христос, указывая на детей, сказал: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Ясно, что святых ангелов должно почитать особенным образом. Прославление истинных христиан перед святыми ангелами Он считает за великую честь для тех христиан; тем более должны быть чтимы св. ангелы Божии. «Сказываю вам, – говорил Господь иудеям – :всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает перед ангелами Божиими» ( Лк.12:8 ). Святые ангелы будут соучастниками Господа на страшном суде. Он Сам говорит: «так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых от среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную» ( Мф.13:49,50, 16:27, 25:31 ). Святой апостол Павел выражает благоговейное почитание ангелов тем, что «перед Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами» заклинает святого епископа Тимофея сохранять его наставления ( 1Тим.5:21 ) и в других местах посланий он ставит высших из ангелов после Иисуса Христа и самое величие Иисуса Христа показывает тем, что Он посажен выше «всякого начальства власти, и силы, и господства» ( Еф.1:21 ). Если ангелы и называются у него служебными духами, посылаемыми для спасения людей ( Евр.1:14 ); то это не унижает их, ибо сам Сын Божий сходил на землю, «чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010