Блаженный Давид указал, где должно искать прибежища, сказав: «Бог нам прибежище и сила» ( Пс.45:2 ). Это показал и Иоанн, больший всех пророков, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Это же возвестил и Ангел: «Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). И опять пророк Давид говорит: «Господи, ...к Тебе прибегаю» ( Пс.142:9 ). У Него и ты ищи прибежища, – у Того, Кто сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), Кто сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Лк.5:31 ), Кто сказал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ), Кто сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), Кто через пророка сказал: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ), Кто сказал, что Он «ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь,... сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ), Кто сказал: «на небесах более радости... об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7,10 ). К Нему прибегай с покаянием и слезами. Покайся – и не сомневайся, покайся – и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь? Ангелы ликуют, а ты понурил голову? Ради тебя пришел врач душ, а ты скрываешь рану? Он громко зовет: обратитесь ко Мне, сыны человеческие, придите ко Мне, – и ты не спешишь на Его призыв? Он восклицает: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». О, неизмеримое человеколюбие Владыки! «Я пришел призвать не праведников, – говорит, – но грешников». Итак, дерзай, грешник, и не отчаивайся! Тебя пришел призвать добрый Пастырь, ради тебя преклонил Он небеса и сошел, со словами: «Придите ко Мне все труждающиеся;... Я пришел призвать не праведников, но грешников». Но смотри, не возомни о себе слишком, слыша о неизреченном Его человеколюбии; не с простым ведь призывом Он к тебе обращается, но прибавляет: «Я пришел, – говорит, – призвать не праведников, но грешников к покаянию», – не на забавы, а на слезы, не на пиры и возлияния, а на пост, бдение и слезы, не на пляски, увеселения и услаждения музыкой, а на труд, скорбь и тесноту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бог открывается как защитник бедных, вдов и сирот: к ним Он благоволит по преимуществу. Об этом свидетельствует опыт, к-рый Израиль пережил во время Исхода. На Синае Бог непосредственно после измены избранного народа, возвестив, что Он свободен миловать по Своему изволению кого Ему угодно (Исх 33. 19), утверждает, что Его благость может победить грех без ущерба для Его святости: «Бог (Яхве) человеколюбивый   и милосердый   долготерпеливый и многомилостивый (милость-  ) и истинный (собственно, «верный» -  .- В. Ш.), сохраняющий [правду и являющий] милость   в тысячи родов, прощающий вину и преступление, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину... до третьего и четвертого рода» (Исх 34. 6-7). Бог допускает, чтобы последствия греха падали на грешника до четвертого поколения, и это показывает глубину греха. Но Его милосердие, сохраняющееся нерушимым до тысячных поколений, побуждает Его к бесконечному долготерпению. Наказывая согрешивший народ, Бог и состраждет ему, как только тот с воплем обращается к Нему из глубины своего бедствия (Ос 11. 8 сл.; Иер 31. 20; ср.: Ис 49. 14-15; 54. 7-8). Бог желает, чтобы грешник обратился к Нему (Иер 12. 15; 33. 26; Иез 33. 11; 39. 25; Ис 14. 1; 49. 13). Бог «не вечно будет негодовать» (Иер 3. 12), но Он хочет, чтобы грешник сам сознался в своем лукавстве: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу (Яхве), и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис 55. 7). В Израиле всегда сохраняется уверенность в Божественном милосердии, к-рое выше человеческого: Он «поразил - и перевяжет наши раны» (Ос 6. 1). «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих 7. 18). Так звучит зов псалмопевца, получивший свое самое сжатое выражение в покаянном 50-м псалме: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс 50. 3). Милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис 9. 16; Иер 16. 5, 13).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Более того, когда я грешу, я использую во зло силы, возможности и само существование, которое я каждое следующее мгновение получаю от Бога, и, таким образом, объявляю Его не только терпящим, но и поддерживающим зло. Если бы Бог отказался от возмездия по отношению к греху, вся эта хула оказалась бы правдой. Бог, который не проявлял бы безусловного отвержения по отношению к нравственному злу, не был бы благим Богом. В день суда все убедятся, что Бог благ, — но, боюсь, не всех это обрадует (Откр. 6:16-17). Любовь Бога к сотворенному Им миру с необходимостью предполагает Его в высшей степени резкое неприятие того, что этот мир оскверняет, разрушает и уродует. Если бы Бог не проявлял гнева по отношению к греху, это не было бы проявлением любви. Это было бы проявлением ужасающего равнодушия. Для понимания библейской картины спасения мне представляется очень важным подчеркнуть, что гибель грешников — не результат неких безличных " естественных последствий " , но проявление суда Божия и Его гнева по отношению к греху: По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное (Ис. 59:18). ...и пошлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои (Иез. 7:3). См. также 2 Фес. 1:8. Господь Иисус избавляет нас в первую очередь от грядущего гнева (Рим. 5:9; 1 Фес. 1:9). Иногда говорят, что Православию чужда юридическая терминология, чуждо представление о Боге как о Судье, что грех — это не " преступление, подлежащее суду " (Иов. 31:11), а болезнь, ведущая к вечной смерти, болезнь, от которой Христос даровал нам лекарство в виде таинств. Спасение в этом случае осмысляется в рамках так называемой " органической теории " , которую здесь нет необходимости излагать подробно. Конечно, стремясь осознать откровение и объяснить его другим, мы не можем обойтись без построения теорий и использования той или иной системы образов. Здесь, однако, нас может подстерегать опасность абсолютизировать наши теории и, незаметно для себя самих, подменить ими слово Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В дальнейшем свидетельство об аде как о мрачном вместилище душ, находящемся во внутренности земли, получает развитие. Так, патриарх Иаков, охваченный скорбью из-за утраты любимого сына Иосифа, думая, что тот мертв, произнёс: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю » ( Быт.37:35 ). Равно и Моисей, возвещая близость наказания возглавляемых Кореем бунтовщиков, обозначил ад, как место, расположенное в недрах: «...если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю (во ад ), то знайте, что люди сии презрели Господа...» ( Числ. 16:30 ). Доказательством истинности слов Моисея стало исполнение этого грозного провозвестия: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (во ад) , и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Числ. 16:31–33 ). Псалмопевец, взывая ко Господу, просил у Него помощи и содействия, дабы не уподобиться нисходящим в ров (в греч. варианте: «λκκος» – ров, яма, погреб) ( Пс. 27:1 ), под которым понимается ад (ср.: преподобный Нил Синайский : «рвом пророк называет ад и греховную тьму» c. 275]). Пророк Исаия, предрекая участь нечестивого вавилонского царя и вместе с тем возвещая наказание того, кто будет стоять у него за спиной – сатаны, – также соотнёс ад с земными глубинами: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней » ( Ис. 14:15 ). Вообще же, по свидетельству Ветхого Завета, ад характеризуется как страна « тьмы и сени смертной» ( Иов. 10:21 ), страна мрака, «где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов. 10:22 ); как замкнутая область со множеством обиталищ душ, которые «подобны ложеснам» ( 3Ездр. 4:41 ), с местами для обрезанных и необрезанных, среди которых различаются более низменные и более возвышенные ( Иез. 32:18–23 ). Область ада подобна загону, где господствует смерть: «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» ( Пс. 48:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Еккл.3:1–8 Глава 1. Череда дней Время и его значение Иоиль видит, что мир, в котором он живет, не является ни нейтральным, ни неизменным. Высшая воля проявляется не только в устойчивости существующего миропорядка, но и в изменениях, характерных для его жизнедеятельности: все там пребывает в движении. Он ощущает связь своих предков с теми событиями, которые разворачиваются у него на глазах: небеса и земля подчинены всемогущей и гармонизующей воле Элохима, который их создал и дал им закон. Небеса – небо, луна, звезды, и невидимые реальности присутствуют в этом слиянии и господствуют в жизни земли и людей со дня творения ( Быт.1:1,5 ; Иер.33:25, 5:24, 31:34–35 ; Быт. 8:22 ; Пс.18:2–3, 103:19 ; Иов.38:31–33 ). Для Иоиля время Элохима определено чередованием дня и ночи, сменой времен года: ничто не происходит случайно. От времени Элохима зависят свет и сумерки, холод и жара, он определяет жизнь растений и камней, всего живого и, конечно, человека. Иоиль не представляет себе время как сущность, заключающую в себе элементы конкретной реальности, в которой он живет. Грек различает прошлое, настоящее и будущее. Иоиль видит свершившиеся и несвершившиеся факты. Глагол, который он употребляет, всегда обозначает закончившееся действие или предназначенное к свершению, деления на прошлое, настоящее и будущее нет. Смена дня и ночи, лунных фаз, времен года определены свыше ( Быт. 1 ). Света и сумерек, предшествовавших моменту творения, – не существует ( Быт.1:2 ; Ис.45:7 ). Иоиль не устает любоваться невероятной красотой своей страны: для него свет – это благо, сумерки – зло. Он, Иоиль, намерен жить в сиянии света. Свет излучается с небес, где Господь Элохим восседает на троне, область тьмы – это земля, Шеол, место смерти ( Иез.1:25–27 ; Авв.3:3–4 ; Пс.103:1–2 ; Иов.10:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих, и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это (т.е. вместо Хама наказан сын его) для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и сын, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи, потому что, хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, был наказан и за собственные грехи. Он подвергся проклятию не только за грех отца, но без сомнения и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах. Так, например, они говорят: " отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина " (Иер.31:29); еще: “ Душа согрешающая, она умрет ” (Иез.18:20), и еще: “ Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов ” (Втор.24:16). Итак, прошу, никто из вас, не зная цели божественного Писания, не дерзай порицать написанного в нем, но с благодарностью принимай слова его, удивляйся точности божественного Писания и размышляй о том, какое великое зло грех. Вот, в самом деле, брата, рожденного одною и тою же материю, происшедшего из одной и той же утробы, грех сделал рабом и, лишив свободы, привел в подчинение. Отсюда-то началось рабство. До того времени между людьми не было такой изнеженности и такой роскоши, чтобы один нуждался в услужении других, но каждый служил сам себе, все были в равной чести, и не было никакого неравенства. А как явился грех, то и нарушил свободу, и уничижил достоинство, дарованное людям от природы, и ввел рабство, дабы это было постоянным уроком и внушением роду человеческому - убегать рабства греха и стремиться к свободе добродетели. Поэтому если раб и господин хотят постоянно получать от этого пользу, то пусть раб помышляет о том, что он сделался рабом, потому что Хам оказал такую дерзость, а господин, с своей стороны, пусть представляет, что подчинение и рабство произошли не от чего другого, как от того, что он же (Хам) обнаружил злую волю и лишился равной с братьями чести.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 36 (ср. 4Цар.23:30,24:1–20,25:1–30 ) 1–3. 17-й царь иудейский Иоахаз, трехмесячное его царствование и низложение фараоном. 4–6. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование 18-го царя иудейского Иоакима и отведение его в Вавилон. 9–10. Трехмесячное царствование 19-го царя – Иехонии. 11–20. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование последнего, 20-го, царя иудейского Седекии, отложение от Навуходоносора; ограбление и сожжение храма и Иерусалима и переселение иудеев в Вавилон. 21–23. Семидесятилетний плен иудеев и указ Кира о возвращении их на родину. (Молитва Манассии). 2Пар.36:1 .  И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, [и помазали его] и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме. 2Пар.36:2 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме. [Имя матери его – Амитал, дочь Иеремии из Ловны. И сделал он лукавое пред Господом по всему, что сделали отцы его. И оковал его фараон Нехао в Девлафе, в земле Емафской, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме.] 2Пар.36:3 .  И низложил его царь Египетский в Иерусалиме [и привел его царь в Египет], и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота. Другое и, вероятно, первоначальное имя Иоахаза, было Саллум, евр. Шаллум ( Иер.22:11 ). Поставление его царем, помимо старшего брата его Иоакима (ср. ст. 5), объясняется, вероятно, тем, что народ считал Иоахаза в каком-то отношении более достойным первенца Иосии, что, однако, решительно не оправдалось (см. Иер.22:11–17 ). А между тем, может быть, именно это нарушение со стороны иудейского народа порядка престолонаследия «подало фараону Нехао благовидный предлог снова вмешаться в дела Иудеи» (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 586). На возвратном пути своем из пределов Ассирии (см. И. Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 5, 2) Нехао вытребовал Иоахаза к себе в Сирию, в г. Ривлу (( 4Цар.23:31–33 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574) причем, как можно заключить из аллегорического изображения Иоахаза у пророка Иезекииля ( Иез.19:3–4 ) – под образом львенка, пресыщенного кровью жертв, израненного, пойманного и отведенного в Египет, Иоахаз не добровольно отдался в руки египетского фараона, не без борьбы, напротив, после отчаянной, но бесплодной попытки вооруженного сопротивления египетскому войску.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д. Все это, действительно, знаки христианства. Но если обижаешь ближнего и грешить не перестаешь, берегись, чтобы, вместо христианина, врагом Христовым не стать. Испытай себя и подумай, как ты с ближним своим обходишься, и покайся, исправь себя, пока есть время для покаяния. «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и еллина» (Рим 2:4—9).    Бывает, что Царь, желая помиловать и исправить преступников закона и развращенных людей, которые и сами погибают, и Отечеству великий вред причиняют, обещанной милостью отвлекает их от злодейских дел, и, к правильной жизни их приводя, указом везде объявляет, что, если они, самовольно признав свое законопреступление, исправятся и впредь порядочно будут жить, то все их злодейские дела оставятся им и не вспомнятся, а они сами будут в покое и мире жить, как и прочие сыны Отечества. И удостаиваются милости от Царя те, которые почувствовав царскую к себе милость, поступают согласно объявленному указу. Так Бог, Небесный Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, желая грешников помиловать, через Слово Свое святое объявляет им покаяние, чтобы они от грехов отстали и к Нему обратились с истинным сожалением и сокрушением сердца, и исправили бы себя. «Покайтесь!» (Мф.3:2). А когда это сотворят, то Благой и Человеколюбивый Бог все их грехи, какие ни сотворили, обещается отпустить и не вспоминать. «Если беззаконник обратится от всех беззаконний своих, жив будет и не умрет; ...все согрешения его, какие соделал он, не припомнятся ему» (Иер.31:34; Иез.18:21—22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Другой стих говорит о событии на Фаворе, где апостолам «явились... Моисей и Илия» ( Мф. 17:3 ). Тогда, как известно из книги Второзакония ( Втор. 32:50 ), Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: «Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Или: «...желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ); «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп. 1:23–24 ); «...и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:23 ). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: «...быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать» ( 1Пет. 3:18, 19 ). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что «...увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они...» ( Откр. 6:9–10 ). В книге Деяний сказано: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:31 ). Приводить пример из Евангелия от Луки ( Лк. 23:43 ), где описано прощение кающегося разбойника, нецелесообразно, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», но: «истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю». Весь вопрос: когда там будешь? Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда «море отдаст кости, а земля прах» ( Иез. 37:7 ). Это как в том случае: «казнить, нельзя миловать», где, перенеся запятую за следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43 . Сектанты – мастера ложных силлогизмов 46 . Например, слова Христа: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» ( Ин. 11:11 ), они представляют в прямом смысле, несмотря на то, что сам евангелист недвусмысленно дает понять, что это иносказание, ибо дальше говорится, что «Иисус сказал прямо: Лазарь умер» ( Ин. 11:13 ). Сном Христос назвал смерть лишь потому, что для него воскресить Лазаря не труднее, чем нам разбудить спящего.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Ефрем Сирин ). Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души» (Свят. Иоанн Златоуст ). Необходимо всегда осознавать, что мы грешные пред Богом, но не отчаиваться, ведь Господь желает нам спасения и готов прощать и миловать, если мы просим Его об этом. Только осознающему свои грехи человеку нужен Спаситель. Он видит, что находится в гибельном положении и сам ничего не может сделать, как только в глубоком смирении каяться и просить Бога о помощи. Только смирение духовно отрезвляет человека, ведь настоящее смирение не видит себя смиренным. Спасаться необходимо путем неложного покаяния, смиренным сердцем творя добродетели и исполняя заповеди Божии. Еще пророки призывали нас: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших… Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, И сотворите себе новое сердце и новый дух». Иез. 18:30-31 Тюрьма – это место, где каждый, кто оказался в ней, может остановиться, переосмыслить свою жизнь, понять, что здесь я оказался не случайно, как понял это раскаявшийся разбойник. Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…» ( Лк. 23 ; 41). «…близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс. 33:19 ) Внутри, скрытая от чужих взоров, среди тюремных будней и ожидании окончания срока, у каждой осужденной женщины живет душа, больная, израненная, которая страдает. Но еще ждет, верит, надеется, ищет утешения и любви! Как бы глубоко не погряз человек в греховной нечистоте, он не когда не должен отчаиваться. Всегда должен надеяться на лучшую жизнь. А дверь в эту жизнь — покаяние. А покаяние возможно всегда. Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в которых каемся и в коих обличает нас совесть…» (Прп. Иоанн Кассиан ). А сила покаяния основана на силе Божией и Господь продолжает призывать всех обещает и дарует прощение всякого греха: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 10 ; 28).

http://azbyka.ru/fiction/neogranichennaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010