Иез.29:12 . И дам землю его в пагубу среде земли опустелыя, и грады его среде градов опустевших будут: в раззорении будут четыредесять лет: и разсею Египта в языцех, и развею я по странам. Неизреченно Божие человеколюбие! И наказание налагает оно какою-то мерою и весом, и снова врачует пораженное. Ибо Его это слово: «Аз убию, и жити сотворю: поражу, и Аз исцелю» ( Втор.32, 39 ). Посему и здесь угрожает египтянам пленом, рассеянием, запустением, но запустение ограничивает не продолжительным временем. Сорок лет, говорит, будет Египет непроходим, но не весь, а «от Магдола и Сиины даже до предел Ефиопских», и непосредственно за сим обещает возвращение. Ибо говорит: Иез.29:13–14 . По четыредесятих летех соберу Египтяны от язык, аможе разсыпашася тамо. И возвращу пленники египетские, и вселю я в землю Пафурскую, в землю отонуду же взяты быша. Так, обещая освобождение от плена, предсказывает и будущую незначительность оного царства, и власть смиренна: Иез.29:15 . Паче всех властей будет зело смиренна, еже не вознестися ктому над языки, и умалены сотворю я, еже не быти им многим в языцех. Истину пророчества подтверждают события. Египетское царство, разрушенное Навуходоносором, снова процвело при Кире персидском, но не возвратило себе прежнего могущества. По прошествии не многого времени, Камбиз, сын Киров, снова разрушив оное, привел в свое подданство и принудил платить дань. В последствии же времени, по совершенном прекращении царей египетских, Египет принял царей македонских. Иез.29:16 . И не будут ктому дому Израилеву в надежду воспоминающую беззаконие, внегда последовати им по них, и уразумеют, яко Аз есмь Господь. Так умалю, говорит Бог, царство египетское, что народ Мой не будет уже полагаться на помощь египтян, и не станет у них заимствовать повода к нечестию, но взыщет Моего о нем промышления. «И уразумеют, яко Аз есмь Господь». Иез.29:17 . И бысть в двадесять седьмое лето, во един день месяца перваго, бысть слово Господне ко мне, глаголя: Иез.29:18 . Сыне человечь, Навуходоносор царь вавилонский поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива, и всяко рамо наго: и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, ею же работаша нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Она единственно происходит от всеведущего и всемогущего Бога, Который некогда и Сам явится на земле ( Вар.3:30–38 ); она заключается в законе; поэтому Израиль должен обратиться, чтобы дарованное ему преимущество не перешло к другим; наказание постигло его за его грехи и для его исправления ( Вар.4:1–8 ). Это сознает и Иерусалим (представлевный под образом вдовы), и в скорбно-увещательной речи выражает свою глубокую скорбь об участи своих жителей и об опустошении, какое нанес ему, за его грехи и в предостережение всем его соседям, отдаленный и жестокий народ. Но, продолжает он, хотя я теперь в бедствии и в несчастии, достигну снова славы; враги же мои получат заслуженное наказание; Вавилон обратится в пустыню ( Вар.4:9–37 ). Поэтому радуйся, Иерусалим, славе, которой ты достигнешь, когда жители твои без всякого затруднения Божиею помощью снова прийдут к тебе гл. 5. Общий смысл книги Варуха Иезекиль был сын Вусии и происходил из священнического рода. В 599 году пред Р. Хр., в одинадцатом году до разрушения Иерусалима, он вместе с царем Иехонией, вельможами царскими, многими священниками и лушей частью населения Иерусалмского и вообще Иудейского, отведен был в плен в Вавилон ( Иез.1:2 , Иез.40:1 ср. 4Цар.24:14 и др. Иер.29:1 ). По всей вероятности Иезекииль был тогда уже в зрелом возрасте и некоторое время уже исполнял священническое служение. По крайней мере он был свидетелем того, как Навуходоносор ограбил храм ( 4Цар.24:13 ) и точно знал устройство древнего храма во всех его подробных частностях (ср. Иез.8:5–16 и др.м.). Местом жительства его в плену был Тель-Авив, в северной Месопотамии на берегу Ховара ( Иез.1:1, 3:15–8:1, 24:18 ). Здесь встретились прежние пленники из царства израильского с позднейшими пленниками времени Иезекииля (ср. Иер.1:3 ; сн. 4Цар.17:6, 18:11 ; 1Пар.5:26 ; Иез.3:15 ); место это было, таким образом, средоточным пунктом для пленников. К пророческому служению он был призван в пятый год своего плена, т.е. в 595 г. до Р.Х., и проходил это служение около 22 лет, так как позднейшие из его пророчеств помечены 27 годом его плена, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Иез.30:4 .  И пойдет меч на Египет, и ужас распространит­ся в Ефиопии, когда в Египте будут падать по­ражен­ные, когда возьмут богат­с­т­во его, и основания его будут раз­рушены; «Меч» – война. – «Ужас распространится в Ефиопии», ближайшей соседке Египта, доставлявшей ему значительный контингент наемных войск ( Наум 3.9 ; Иер 46.9 и греческие историки); точных сведений о политическом отношении Ефиопии к Египту во время его падения (была ли она совершенно независима от него) нет. – «Богатство», слав. «множество», т. е. население; евр. как и в Иез.29.19 гамон; см. там. – «Основания». Предполагается сравнение с зданием. Разумеются государственные учреждения, или армия, или союзники и наемные войска, на которых держалось главным образом могущество Египта. Иез.30:5 .  Ефиопия и Ливия, и Лидия, и весь смешан­ный народ, и Хуб, и сыны земли завета вместе с ними падут от меча. Исчисляются страны, из которых у Египта были наемные войска. Последние составляли главную силу в египетских войсках и Офра, имевший этих наемников 300 т., пристрастием к ним возбудил неудовольствие подданных (Гер. II, 161). «Ефиопия». LXX «Прсяне и Кртяне», должно быть, на основании Иез.27.10 и так как Ефиопия упомянута уже в предшествующем стихе. Второе, должно быть, дуплет дальнейшего «иже от завета Моего»: берит – завет, керит – Крит. «Ливия и Лидия» – см. объяснение Иез.27.10 . «Весь смешанный народ». Различные мелкие племена, может быть, из сирийско-аравийской пустыни ( Исх 12.38 ) или из мелких областей Малой Азии: в войске Офры по Геродоту (II, 161) были ионийцы, карийцы и т. д.; евр. ерев – «смешанный», тожественно по начертанию с арав – Аравия, почему здесь можно читать «вся Аравия»; слав. дуплет: «и вся Аравия и вси примесницы». «Хуб» απ. λεγ. В египетских надписях упоминается народ Куфа, может быть, копты. В Мавритании был город Коб (ltin. Ant 18); созвучны также Κοβη в Ефиопии на инд. море (Pt. IV, 7) ныне Кайи, Κωβωυ в Мареотии (Pt. IV, 5); но здесь ожидается страна, а не город. Слав. «мурини», греч. нет. Предполагая ошибку, читают Нув – Нубия (имя, известное уже тогда: Str. XVII, 786 Pt. IV, 7, 30 и др.) или Лув – Ливия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.18:24 . И аще совратится праведник от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник, аще сотворит, не будет жив: вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся: в преступлении, имже преступи, и во гресех своих, ими же согреши, в них умрет. Как если кто из беззаконников, возгнушавшись прежнею жизнью, изберет противную, приму покаяние, и сподоблю его жизни, так, если кто из праведников, оставив вовсе путь правды, обратится на другой путь, погубит он весь прежний свой труд, и найдет конец, приличный последнему пути, потому что умрет во грехах своих. Надлежит же знать, что непросто сказал Пророк: аще согрешит, но: «аще совратится от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник», потому что претыкаются иные и из благочестивых, но восстают, и идут снова тем же путем, и принеся покаяние, улучают спасение; совершенно же оставившие путь сей, пожнут плоды пути противного. Иез.18:25 . И рекосте: не управится путь Господень: слышите убо дом Израилев, еда путь Мой не управится? ваш ли путь управится! Ужели, видя этот правдивый приговор, осмелитесь обвинять Меня в неправде? вам надлежало обвинять себя самих, потому что, видя такую правдивость в Судии, предпочитаете неправду. Потом у Пророка то же самое снова повторяется кратко, а именно, что и праведник, обращаясь на путь противный, предан будет греховной смерти, и грешник, прибегая вновь к покаянию и решаясь идти путем всякой добродетели, плодом покаяния улучит жизнь. Иез.18:29 . Дом же Израилев, видя сие глаголет: не управится путь Господень: еда путь Господень не управляется, о доме Израилев? убо ваш ли путь управляется? То есть самые дела вопиют, что суды Мои правы и правдивы, а что вами избрано, то исполнено беззакония. Иез.18:30 . Сего ради комуждо по пути его сужду вам, доме Израилев, глаголет Адонаи Господь. Сделав такую угрозу и произнеся правдивый приговор, Бог обращает речь свою в увещание. Обратитеся, и отвержитеся от всех нечестий ваших, и не будет вам неправды в мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

По этому поводу Де-Ветте и Шрадер замечают: «не может быть сомнения, что Иезекииль, часто говорящий от своего лица, сам написал свою книгу» (Einleitung. 446 s.). Не менее убедительным и решительным доказательством происхождения рассматриваемой книги от пророка Иезекииля служит, также для ученых не только ортодоксального, но и критического направления, язык ее, носящий значительнейшее влияние арамейского языка и пребывания евреев в вавилонском плену (Gesenius. Geschichte d. hebr. Sprache. 35 s. Kцnig. Einleitung. 358–360 ss. Davidson. Introd. III. 149 р. и мн. др.). Филологи-ассириологи находят параллели ему и в языке ассиро-вавилонских клинообразных письмен. В исторических обозрениях языка библейских писателей, периоду вавилонского плена обычно назначаются особые характерные черты, соответствующие современным историческим обстоятельствам и находимые во всех памятниках этого периода: писаниях Иеремии, Даниила, Ездры, Неемии, Псалмах. Все эти черты имеют себе полное соответствие в книге Иезекииля (Gesenius. Geschichte d. hebr. Sprache. 35–36 s. Keil. Einl. §16. Trochon. L. Ezechiel. 10 p. Selle. De aramaismis libri Ezechielis. 1890 г.). Решительным также доказательством происхождения книги от вавилонского пленника Иезекииля служит полное соответствие ее содержания современной пророку эпохе и духовным потребностям современного пророку еврейского народа: суд и погибель, предвозвещаемые до падения Иерусалима, духовное утешение и воскресение, возвещаемые после падения. Замечательно, в этом отношении, сходство речей Иезекииля с современными по произношению речами Иеремии. Их обличительные речи сходны по историческому характеру (ср. Иер.2–5 глл. ­­ Иез.16; 20; 23 глл.), сходны по обличаемым современным порокам еврейского народа, например почитанию идолов в храме ( Иер.7:20–30; 23:11; 32 ­­ Иез.8 гл.), повсюдному распутству ( Иер.3 гл.; 5­­ Иез.16 и 23 глл.) и др. Замечательно, что оба пророка порицают одну и ту же поговорку иудеев: «отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина» ( Иез.18 ­­ Иер.31:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Его ближайшее размышление или беседа с самим собой имеет таким образом теснейшее отношение к предыдущему собеседованию с Богом, хотя в то же время служит и переходом ко второму божественному ответу, почему справедливо начинается здесь новая глава: «На страже моей стану и расположусь на камне» (укрепление, окружающее город (от zur), или стены городские и башни на них, – на сторожевой башне), – говорит он сперва отвлеченно, потом образно, намекая на свое высокое служение, на свой пророческий чин, по выражению Феодорита 101 . Ибо пророки были стражи дому Израилева ( Иез.3:17 ; Иер.6:17 ; Ис.52:8 ; Ис.56:10 . сн. Ос.5:1 ) и очи его ( Ис.29:10 евр.). Как в обыкновенном быту житейском были избираемы блюстители общественной безопасности от стражи утренней до ночи ( Пс.129:6 ), для охранения напр. стада от волка грядущего; как в особенности избирались такие лица народом земли, на которую шел меч ( Иез.33:2 и д.), и становились они на возвышенном месте (сн. 2Цар.18:24 и д. 4Цар.9:17 ), чтобы бодрствовать, видеть прежде других сограждан угрожающую или перестающую угрожать им опасность и сообщить им тотчас же весть печальную или радостную (сн. Ис.21:6 и д. Наум.1:15 ), – сообщить голосом громким (как у льва – Ис.21:8 ; Ис.52:8 ), звуком трубы ( Иер.6:17 ; Иез.33:6 ) или каким-либо знамением (дым днем, огонь ночью): так Бог-Пастырь и верховный Страж Израиля ( Пс.79:2 ; Пс.120:4 ) воздвигал ему пророков – блюстителей богоправления (теократии), попечителей о сохранении в народе еврейском достоинства народа Божия, избранного, которое так легко и часто утрачивалось в нем – жестоколичном и твердосердечном, постоянно огорчевавшем Господа ( Иез.2:4 ). Возвышаясь всегда и во всех отношениях над своими современниками, постоянно изрекая им наставления, обличения, угрозы, утешения, и для сего просвещаясь от Духа Божия, испытующего самые глубины Божии, – эти люди, в случаях особенно важных или сомнительных, особенно усиливали свой подвиг стояния на вверенной им духовной страже стен Иерусалимских ( Ис.62:6 ) и сами молитвенно вопрошали Бога о воле Его, дабы возвестить ее народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Неудивительно, что такая смена способа богообщения воспринималась как кризис: речь в данном случае шла не только о мировоззрении, рушилась также и вся прежняя система религиозных ценностей. Прежде сила Божия связывалась с величием, мощью и торжеством покровительствуемой им общины, а, следовательно, также народа и страны. Теперь приходилось учиться переживать эту силу как нечто, открытое лишь отдельному человеку и никак не проявляющееся вовне, по крайней мере, до времени. Теофания прежде была неотделима от видимого торжества, притом, как правило, торжества общенационального; теперь она открывалась как реальность, затрагивающая всего лишь одного человека, притом нередко далеко не в самые радостные мгновения его жизни. Конечно, персоналистический тип религиозности существовал и раньше, достаточно вспомнить поздних пророков, которые, как правило, не склонны были поддаваться коллективной эйфории, даже тогда, когда она приобретала религиозный характер. Но окончательно перестроить религиозность народа-общины на персоналистический лад можно было, лишь полностью выбив почву из-под ног той народной массы, которая иначе никогда не отказалась бы от религиозного коллективизма. Конечно, это было невозможно без потрясений, но в противном случае яхвизму грозило бы полное духовное вырождение. Воспитанию в общине религиозного персонализма немало способствовала деятельность Иезекииля, который проповедовал в Вавилоне вскоре после первой депортации. Трудно сказать точно, сколько времени продолжалась его проповедь, но можно предполагать, что Иезекииль пережил разгром Иерусалима, хотя и не стал его непосредственным свидетелем, так как во время этих событий он был уже в Вавилоне. Его слова о том, что никто не спасётся и не оправдается перед Богом чужой праведностью, звучали в Вавилоне весьма актуально ( Иез.18:1-20 ). Пророк напоминал своим слушателям, что перед Богом стоит отдельный человек, а не толпа, и потому никто не может быть судим, так сказать, «за компанию» со всеми. Ещё более радикальной для своего времени была мысль Иезекииля о том, что перед Богом невозможно накопление ни греховных, ни праведных дел ( Иез.18:21-32 ). Такая мысль должна была казаться современникам пророка глубоко несправедливой ( Иез.18:25, 29 ): ведь, с точки зрения человеческой, мера сделанного человеком добра или зла важна, и кажется странным то, что Бог смотрит на человеческие дела иначе. Но для Него важен именно тот выбор, который человек делает в данный момент, и отношения, которые устанавливаются или рвутся также в данный момент. Бог действует в той реальности, которую человек переживает как настоящее, и лишь выбор, сделанный человеком в данную минуту, оказывается для Него абсолютно реальным, определяя дальнейшую судьбу человека. Такие отношения с Богом, разумеется, исключают всякий религиозный коллективизм.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

28:27. Выколачивание чернухи и тмина. Семена этих растений чрезвычайно хрупки, а потому их нельзя было обмолачивать обычным путем. Их обмолачивали с помощью палки, чтобы не повредить семян. 28:28. Последовательность обмолота зерна. Хлеб нельзя получить, не выполнив всех необходимых предварительных операций. Зерно собирали и привозили на ток, где вначале его молотили, используя для этого волов ( Втор. 25:4 ), а затем катали по нему молотильные колеса; описанный здесь способ указывает на деревянную молотилку с двумя или более рядами прикрепленных к ней колес. После отделения зерен от стеблей, их необходимо провеять, просеять, после чего женщины размалывали их в жерновах до получения муки тонкого помола. 29:1–24 Горе Ариилу: пророчество об Иерусалиме 29:1. Ариил. Это синоним Иерусалима. Само название обозначает «очаг, верхняя часть жертвенника Эла» (см.: Иез. 43:15 ). Данное пророчество говорит о городе, который будет уничтожен, как жертвы, принесенные на алтарь. 29:1. Год к году. См. коммент. к Исх. 23:15,16 и Втор. 16:9–17 , где приводится описание Праздника опресноков, Праздника жатвы и Праздника собирания плодов, которые были самыми важными в Израиле. В календаре из Газера, который школьник X в. до н. э. изобразил на плитке известняка, также видно, что год подразделялся на время сева, жатвы и праздников. 29:2. Очаг жертвенника (Ариил). Очаг составлял верхнюю часть жертвенника, на котором сжигались жертвы ( Лев. 6:9 ) и на котором были рога на четырех его углах ( 3Цар. 2:28 ). У Иез. 43очаг жертвенника в видении о храме имеет размер 18 квадратных футов. 29:3. Укрепления и башни. См. коммент. к 23:13, где описываются осадные башни, которые воздвигают воины для атаки стен укрепленного города. Ассирийские рельефы изображают эти передвижные башни, а также туннели, прокопанные для подрыва стен, разного типа тараны, которые используются на стенах и городских воротах, а также насыпи, по которым перемещают эти башни. Кроме того, военные лагеря, где размещались воины, устраивались вблизи города, чтобы препятствовать побегу жителей из осажденного города (см.: 4Цар. 25:1 ; Иер. 52:4 ). Одним из наиболее ярких примеров этого являются сохранившиеся руины римских лагерей I в. н. э. вокруг стен иудейской крепости Масада.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Разнообразие мнений чрезвычайное. Что же такое мерзость запустения? Чтобы правильнее понять и полнее определить смысл изречения о мерзости запустения, следует уяснить главное понятие этого изречения, – понятие о мерзости; а достигнуть этого лучше всего можно через рассмотрение того, какой смысл соединяется с этим словом в разных книгах Ветхого Завета. Понятие, обозначаемое в русском языке словами: мерзость, гнусность, в священных книгах Ветхого Завета выражается или словом (тоева), или словом (шиккуц) 178 . Первое слово употребляется гораздо чаще, потому что имеет гораздо больше значений. Оно означает различные нарушения нравственного закона и злодеяния, как гнусные в очах Божиих; напр., обвешивание ( Притч. 11:1; 20:23 ), помышления злых ( Притч. 15:26 ), лживые уста ( Притч. 12:22 ), прелюбодеяние и другие тяжкие и гнусные чувственные преступления ( Лев. 18:22, 26, 29 ; Иез. 22:11 ). Это слово означает и, вообще, порочное состояние людей, а также и самих нечестивых людей: пред Господом есть мерзость (тоева) – путь нечестивых ( Притч. 15:9 ), всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 ), развратный ( Притч. 3:32 ). Даже самые жертвы, приносимые людьми нечестивыми и лицемерами – мерзость (тоева) пред Богом ( Притч. 15:8 ; Ис. 1:13 ). Иногда, тоева означает, вообще, нечестие, и нравственное, и религиозное вместе ( Иез. 5:9; 18:13, 24; 22:2; 33:29 ; Иер. 7:10 ). Но чаще, тоева означает преступления против закона веры, злодеяния, возмущающие истинное религиозное чувство. Так, кощунник есть мерзость для людей ( Притч. 24:9 ); для Бога – мерзость, если Ему приносят в жертву животное с пороком ( Втор. 17:1 ), или жертвуют в храм плату блудниц и цену пса ( Втор. 23:18 ); мерзость есть лжеучение или извращение закона Божия ( Иер. 8:12 ). Особенно же часто, можно сказать, – постоянно, тоева означает язычество. Так, мерзостями называются постоянно языческие боги и кумиры их ( Втор. 7:25, 26; 27:15 ; Иез. 6:9; 7:4, 9, 20; 11:18; 16:36, 43 ). Столь же часто мерзостями называется служение языческим богам и идолам и вообще, весь языческий культ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010