Это относится к манере изложения (датировки, использование сакрального права, соотнесенность текстов с историческими событиями, привлечение мифологического материала) и к некоторым аргументам (ср., например, взаимосвязанность описания Бога в 1:26 – «подобие человека вверху» – с высказыванием о подобии Божьем в Быт.1:26 ). Все большее внимание уделяется Храму и его институтам; одним из объектов богословского размышления становятся культовые традиции. Прежде всего на первый план выходит представление о святости. Нельзя не заметить заботы пророка о собственной культовой чистоте (4:14); красной нитью в обвинениях проходит нечистота (например, 22; 24:1 слл.); явление славы Яхве проходит в Голе вдалеке от человеческих жилищ (3:12–15, 22 слл.); слава Яхве покидает ставшее нечистым священное пространство (8–11) и возвращается только в новый Храм (40–43), после того как святые прямо отделяются от грешных обитателей (43:7 слл.). Центральным мотивом служения Богу было и остается освящение божественного имени (20:5 слл.; 36:16 слл.). Проведенные Иезекиилем основные линии богословского размышления были систематически развиты в ходе дальнейшей доработки текстов. Богословие священнического служения, представленное в Иез.40–48 , ориентировано на «племя Садока». Оно отличается особой строгостью и ригоризмом во имя святости Яхве. 3.2 Восприятие текста и его актуальность Влияние на другие литературные произведения оказали прежде всего видения пророка Иезекииля. Оно проявилось уже в ветхозаветных текстах – Зах.2:5–9 ; 1Пар.28:18 ; Сир.49:8 , было продолжено в кумранских писаниях (видение повозки, на которой находится престол, повлияло на Субботние гимны; второе видение судьбы Храма – на Храмовый свиток) и заметно в Откр.21 . Иудейская же традиция по отношению именно к видениям проявляла сдержанность. Проект законодательства воспринимается как противоречащий Торе (ср. в Вавилонском Талмуде Шабат 13b; Менахот 45a). Теософские спекуляции в главах 1 и 10 признаются опасными (Хагила 13a). Относительно главы 37 существует подозрение, что представленное в ней видение может быть тенденциозно использовано сектантами. Более того, текст главы 16 воспринимается как оскорбление Иерусалима (Мегила 4:10). Далее, существует опасение, что резкие обвинения в адрес Израиля могут быть использованы в антииудейских целях. Несмотря на это, Иезекииль всегда находил защитников, а мистику Меркабы без него нельзя себе и представить. В христианской традиции сложилась аналогичная ситуация: видения производит сильное впечатление и, например, символы четырех Евангелий или евангелистов в святоотеческой экзегезе заимствуются из образов четырех существ, о которых идет речь в Иез.1:5–12; 10:14 . В то же время затруднения вызывают описания Бога в главах 1 и 10, которые могут быть использованы в учении о двух природах Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Флп. 2,12 ; 1Ин. 2,17 ). 66:3–4 Пустые проявления внешней религиозности так же неприятны Богу, как и многобожие (ср. 1,11–14; 65,3–5). 66 задушающий пса. Так поступали жители Карфагена. свиную кровь. См. 65,4. собственные... пути. Несмотря на щедрость жертвоприношений, они сделаны не от чистого сердца. 66 Я звал. См. 65,12. 66 ненавидящие. Противостояние грешников и праведников, намеченное в гл. 65, данный стих изображает в более резких тонах. 66 возмездие врагам Своим. Данное пророчество исполнится окончательно во время Второго пришествия Христа ( 2Тим. 1,7–10 ). 66 Еще не мучилась... родила. Появление нового сообщества избранных будет стремительным и безболезненным (65,25). разрешилась. Это пророчество сбылось в рождении Церкви (ст. 5; Деян. 2; 8 ). 66 мать. Господь уподобляет Свою любовь к людям материнской любви к детям. 66 в огне, и колесницы. Образы пламени и бури ( Втор. 33,26 ; Пс. 17,6.11 ) сопровождают почти все ветхозаветные описания Бога, совершающего Свой суд (10,17.18; 29,6;30,27.28;64,1–3). как вихрь. Божественная кара будет стремительной и яростной ( Иер. 4,13 ). 66 все народы и языки. Все живущие на земле увидят торжество Царства Божиего (ср. Зах. 8,23 ; Откр. 7,9 ). славу. Т.е. славу Божию, открывающуюся в Его храме ( Иез. 11,22.23; 44,4 ). 66 из спасенных. Речь идет о людях, которые вопреки гонениям (ст. 5; Мф. 24,9–14 ) будут проповедовать народам славу Божию ( Ис. 66,18 ). в Фарсис. См. ком. к 23,5. к Пулу и Луду. Названия племен Северной Африки. к Тубалу. Область к северо-востоку от Чермного моря. Явану. Одно из названий малоазийских народов (ср. Иез. 27,13.19 ; Иоил. 3,6 ). возвестят народам. Все народы покорятся Господу и возрадуются при виде Его могущественных деяний (см. ком. к 24,14–16). 66 представят всех братьев ваших. Вместе с язычниками пребывающий в рассеянии народ Израиля возвратится к Богу (43,5; 60,4.9; Рим. 11,13 ). 66 новое небо и новая земля. Ср. 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 . семя ваше и имя ваше. Народу Божиему, радующемуся в лучах вечной славы, никогда больше не придется испытывать невзгоды или быть укоряемым (65,18.19; ср. Иер. 31,35.36 ; см. ком. к 43,1). 23 из месяца в месяц и из субботы в субботу... всякая плоть. С наступлением нового века вся вселенная будет славить Господа (ср. Зах. 14,16 ). В христианской церкви откроется возможность вечного и непрерывного богослужения, в котором будет деятельно участвовать «всякая плоть». 24 червь... огонь. В НЗ этот образ геенны места, где предаются огню нераскаявшиеся грешники, стал ключевой метафорой вечных мук и казней (48,22; 57,20; Мк. 9,47.48 ). Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сюда относится слово пр. Осии (12:8) и д.): в руках хананеян ложные весы, они любят обман, Ефрем думает: я сделался богат, приобрел благосостояние; – но всех его богатств недостаточно для того, чтобы искупить грехи его! И Иуда, не смотря на его более неблагоприятное положение, по видимому, следовал примеру северного царства. Правда, попытки возобновить судоходство из Эланитских пристаней не имели успеха ( 3Цар.22:43 и д. 4Цар.14:22; 16:6 ; Ис.2:16 ). Но тем не менее иудейское царство, по видимому, играло в международной торговле такую роль, что могло возбуждать зависть у финикиян. По крайней мере, так представляет дело прор. Иезекиль (22:2), хотя, впрочем, остается довольно темным, в каком смысле Иерусалим, далеко лежащий от караванных дорог, называется «воротами народов», которые заграждали путь потоку торговых наций в Тир. Благодаря тому же пророку, мы узнаем также, в чем состояла израильская вывозная торговля. Кроме вывозимых из Васана дубовых деревьев (§ 26), от Израиля и Иуды, по Иез.27:17 , вывозились на тирские рынки пшеница, медь, оливковое масло и бальзам 82 . Подъему ввозной торговли содействовало, помимо строительных предприятий царей, главным образом возрастающая утонченность жизни, особенно роскошь женщин ( Ис.3:16 и.д.). В противоположность древней простоте, мода теперь требовала носить одежды из иноземных материй. Особенно это следует сказать о вельможах царя, Соф.1:8 . Разноцветные одежды из египетского виссона, обувь из сафьянной кожи и многочисленные золотые украшения принадлежали к туалету богатой женщины ( Иез.16:10 и д.). Дома знатных и мебель были украшены слоновой костью ( Ам.3:15; 6:4 ), стены были обшиты досками драгоценного чёрного дерева ( Иер.22:14 ). И различные пряности составляли важный предмет ввоза, Ис.60:6 ; Πесн.3:6. Одновременно с тем развивалась мелочная торговля, прежде всего, естественно, в больших городах, где надо было покупать все жизненные припасы ( 4Цар.7:1 83 . Что при этом крупные землевладельцы пользовались случаем обогащаться барышничеством, было уже упомянуто, § 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

370), гордые своею праведностию фарисеи не могли бы довольствоваться теми скромными местами, которые, при большом стечении народа, им пришлось бы занимать где-нибудь во дворе языков; разве только какой-нибудь мытарь, по евангельской притче ( Лк.18:13 ), добровольно становился вдали от центрального места богослужения». Это возражение Пайллу должен был обратить, прежде всего, против себя самого, потому что его двор израильтян, окружающий со всех сторон двор священников, так же отдален от места богослужения галереями, как и тот двор, который на других планах называется двором языков. Нет сомнения, что при больших стечениях народа не все могут с удобством присутствовать при богослужении и ныне в многочисленных христианских храмах. Тем более невозможно было быть зрителями жертвоприношений всем богомольцам ветхозаветного храма одновременно. В обыкновенное же время приходившие во храм легко могли следить за всеми моментами жертвоприношения, слушать богослужебное пение и музыку со двора женщин, который и у Пайллу является главною частию двора израильтян 165 . В «Иудейских Древностях», XI, 5, 5, весь народ собирается только против восточного фронта храма, т. е. в том отделении, которое позже названо двором женщин. В расстоянии 11 локтей на запад от барьера, отделявшего двор израильтян от священнического, возвышался жертвенник всесожжении, центральный пункт ветхозаветного храмового богослужения. – Моделью послепленного жертвенника всесожжении послужил отчасти образ жертвенника, начертанный пророком Иезекиилем ( Иез.43:13–18 ), но увеличенный в масштабе. По описанию мишны (Midd. III, 1), жертвенник в своем основании представлял квадрат 32 локтей; но эта мера постепенно сокращалась, так что в своей верхней части жертвенник имел 24 локтя длины и ширины, т. е. был вдвое увеличенным квадратом жертвенника Иезекиилева ( Иез.43:16 ). Именно: на расстоянии одного локтя высоты от мостовой окружающего двора в стене жертвенника был сделан уступ или сокращение на один локоть со всех сторон, так что длина и ширина массива жертвенника здесь была уже 30 локтей; нижняя часть жертвенника до этого уступа называлась основанием, iessod, или малым выступом жертвенника (Иезекииль).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

III. Во внутреннем дворе стояли: 1. Медный жертвенник для всесожжения ( 3Цар.8:64 ), который по 2Пар.4:1 , был 20 локтей длины, такой же ширины и 10 высоты, построен из медных досок по образцу Моисеева жертвенника и внутри наполнен землей и дикими камнями. Такие огромные размеры, по аналогии жертвенника Моисеева и изображенного Иез.43:13–17 , заставляет предполагать, что жертвенник Соломонов, кроме нижнего сильно выдававшегося карниза, вероятно, имел еще три уступа, и с каждым уступом уменьшался в длину и ширину на один локоть, так что верхний ярус жертвенника с очагом был только 12 локтей длины, и ширины, а длину и ширину 20-локтевую нужно относить к самому нижнему карнизу, который выдавался с каждой стороны на 2 локтя. 196 Верхний уступ, вероятно, служил для священников местом обхождения, во время службы их при жертвеннике. 197 Едва ли также при такой высоте можно было достигать олтарного очага, помощью только насыпного всхода; для этого должны были служить ступени, о которых упоминается у Иез.43:17 .·– Как побочные сосуды жертвенника поименовываются: горшки, лопаты, чаши и вилки ( 3Цар.7:40,46 ; 2Пар.4:11,16 . 2. Между жертвенником и притвором, но более к югу, стояло медное или литое море (Jam mutzaq) – огромный, круглый бассейн, 5 локтей вышины и 10 локтей в диаметре на верхнем краю, а в окружности около 30 локтей, вылитый из меди, толщиною в ладонь, с выгнутым, подобно бокалу, в виде распустившейся лилии, верхним концом, над которым находились, как украшение, два ряда литых огурцов по десяти на каждый локоть, литых одною работою с морем. Этот колоссальный бассейн, вмещавший 2000 батов воды, 198 покоился на 12 медных волах, головы коих были обращены по три в каждую сторону света, а сами они, вероятно, стояли на одной металлической подставке ( 3Цар.7:23–26 ; 2Пар.4:2–5 ). Для омовения рук и ног священников бралась вода из этого сосуда чрез краны. 3. На обеих сторонах жертвенника стояли десять медных подставок mekonoth с находящимися на них медными умывальниками kîjoroth, для омовения жертвенного мяса ( 3Цар.7:27–37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

14 всякому племени и колен, и языку и народу. См. ком. к 5,9. 14 Вавилон, город великий. См. ком. к 17,1 19,10. яростным вином блуда своего. Разврат и идолопоклонство, которое есть духовное прелюбодеяние, были главными соблазнами для семи церквей (см. ком. к 2,20). 14 кто поклоняется зверю. См. ком. к 13,1–10. начертание. См. ком. к 13,16. 14 терпение. См. ком. к 1,9. 14:14–20 Этот текст содержит описание Второго пришествия как жатвы, которую возглавит Сын Человеческий ( Иоил. 3,12–16 ; Мф. 13,36–43 ). «Подобный Сыну Человеческому» это, несомненно, Сам Иисус Христос (1,13; Дан. 7,13.14 ). Здесь описаны две жатвы: зерна (14,14–16) и винограда (14,17–20). Возможно, это два аспекта одних и тех же событий суда. Возможно также и такое понимание: жатва зерна это собирание праведных ( Лк. 3,17 ); за ней последует гнев Божий на нечестивых (14,17–20). Глава 15 1516,21 Семь чаш гнева Божия составляют четвертый цикл видений, подводящих ко Второму пришествию (Введение: Характерные особенности и темы). Начальная картина поклонения Богу (15,1 16,1) напоминает поклонение престолу Божию (4,1 5,14). Семь светоносных ангелов получают чаши в Божием присутствии в храме. Чаши символизируют чашу гнева Божия, которой, как сказано в Ветхом Завете, упиваются народы (14,10; 16,19; Ис. 51,17.21.22 ; Иер. 15–29 ; Плач 4,21 ; Иез. 23,31–34 ; Авв. 2,16 ). Эти чаши изливаются по повелению Божию (16,1); за каждой из них следует одна из семи последних язв, что подводит повествование ко Второму пришествию Христа, поскольку язвами «оканчивалась ярость Божия» (15,1). Семь чаш ассоциируются с семью трубами. Первые четыре чаши, как и первые четыре трубы, приводят к разрушениям в главных сферах тварного мира: на земле, на море, на водах и на небе. Подобно трубам, чаши напоминают египетские казни. Но чаши вызывают более ужасные язвы, чем те, что следовали за гласом труб. Казни после звучания труб поразили треть живущих, язвы, последовавшие от излияния чаш, полностью поражают все живое. Эти чаши символизируют суды Божий над творящими зло. Картина суда может указывать как на суд над безбожной Римской империей, так и на последнюю схватку перед Вторым пришествием Христа (Введение: Трудности истолкования).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Создатель. Букв.: «гончар» («горшечник»), как и в 29,16. Это слово часто встречаете в Ветхом Завете как имя Бога Создателя, Руководителя и Спасителя людей. Глагольная форма данного слова имеет значения предопределения (22,11; 37,26 «предначертал»; 46,11); творения (41,25; 45,7); создания мира (45,18) и, наконец, сотворения нового народа (43,1.7.10.21; 44,2.21.24; 45,9.11; 49,5; 64,8). 27 в тот день. В день Божиего суда над нечестивыми. от великой реки до потока Египетского. Имеются в виду Евфрат и Нил. По земле, простирающейся между этими великими реками, пройдет широкая дорога, соединяющая Ассирию и Египет (11,16; 35,8.9), открывая народам этих стран путь в Иерусалим. С этих пор станет возможно объединение прежде разрозненных народов в молитвенное сообщество народа Божиего. 27 великая труба. То же, что «глас Божий». Художественный образ, означающий волеизъявление Господа. затерявшиеся. Это слово может относиться как к угнетенному и рассеянному остатку Израиля ( Иер. 50,6 ; Иез. 34,4–6 ), так и к уже умершим (25,8; 26,14.19), а возможно, и к тем, и к другим. на горе. На горе Сион, которая является одновременно престолом Божиим (14,13) и местом Его благословенного пребывания (25,6.7). Глава 28 2835,10 Данные главы содержат пророчества Исаии о суде и спасении разделенного народа. 2833,24 В этих главах Исаия говорит главным образом о судьбе земных царств, противопоставляя их Царству Божиему. 28:1–13 Исаия предсказывает падение Ефрема (Израиля) (722 г. до Р.Х.). Эти стихи представляют собой первую часть горестных пророчеств об Израиле, изложенных в гл. 28–33. 28 Горе венку. Соответствующее древнееврейское слово можно перевести как «венец» (ст. 5) символ царской власти ( Иез. 21,31 ). Оно, без сомнения, относится к Самарии и ее развращенным правителям. 28 крепкий и сильный. Подразумевается Ассирия. у Господа. Господь позволил Ассирии быть крепкой и сильной, чтобы посредством нее совершить кару над нечестивыми. 28 что бывает с созревшею... смоквою. Самария, как сочный плод, привлекает к себе внимание. И ассирийцы «проглотят» ее, как смокву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Среди скульптурных изображений храма, Соломонова, – львов, волов, пальм, – упоминаются и херувимы ( 3Цар. 7:29, 36 ). Число херувимов во Святом Святых храма прямо не указывается. Но есть основание в тексте – думать, что их было четыре, а не два только, как в скинии. Соломон сделал двух херувимов ( 3Цар. 6:23 ; 2Пар. 3 , которые и были поставлены указанным во 2Пар. 3:13 , образом. Но затем ( 3Цар. 8:6–7 ; 2Пар. 5:7–8 ); под сень их был перенесен из скинии ковчег завета, конечно, с прикрепленными к его каппорету литыми херувимами. Отсюда название их – колесницею, hammerkabah ( 1Пар. 28:18 ). В виду херувимов, находящихся над ковчегом завета, между которыми восседает слава Божия ( Исх. 25:22 ), Господь получает в некоторых местах имя: восседающий на херувимах, ioschev hakerubim ( 1Цар. 4:4 ; 2Цар. 6: 2 ; 2Пар. 13:6 ; 4Цар. 19:15 , Ис. 37:16 ; Пс. 79:2; 98:1 ). Выраженная этим эпитетом идея, послужила переходом к поэтическому представлению мирового движения Бога на облаках ( Ис. 19:1 ) и херувимах, как носителях Его. В Пс. 17 говорится: «наклонил (Бог) небеса и сошел, и мрак под ногами Его. И воссел на херувима (vajirkav al-kerub) u noлemeл (vaiaph) u noheccя на крыльях ветра», (al-kanphei-ruach Пс. 17:10–11 ; 2Цар. 22:10–11 ср. Пс. 103:3–4 ). Не раз встречаются херувимы в видениях пр. Иезекииля, описанных в гл. 1 и 10; 9.43 его книги. Пророк видел ( Иез. 1 ): с севера шло великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг него, в средине же облака видимы были четыре живых существа, chaioth ( Иез. 1:5–11 ). Они имели подобие человека (demut adam) u чemыpe лица каждое (1ееснат) имело, и четыре крыла; ноги их были прямые (regel iescharah: указание свойства ноги, без отношения к числу ног, которых, вероятно, у каждого было две), а ступни (kaph-regel) подобны ступне тельца (ke-kaph regel egel. По Muдp. u mapr.-agol, круглы; так LXX u cлab.) u блecmeлu (т.е. ступни или ноги вообще), как блестящая медь (nechoschet kalal; als candens, Vulg. ср. Дан. 10:6 ). Они имели руки человеческие под своими крыльями (и лица и крылья имели все четыре), крылья их соприкасались одно с другим (соседним); они не обращались (loissabu), а шли каждое по направлению своего лица. Подобие лиц их: лице человека и лице льва – с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны, – лице тельца (schor) – у всех четырех, и лице орла у всех четырех. И лица и крылья их сверху были разделены (perudot), но у каждого крылья соприкасались одно с другим, а два покрывали тела их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

IV. Толкования пророческих мест с обличениями Жидовина Заметки I-III были помещены в Известиях Императорской Академии Наук за 1898 г. m.VIII, 5, и зв 1899 г. т.Х, 4. Исследователи Толковой Палеи много раз высказывали недоумения по поводу отсутствия в Палеи протолкованного пророческого текста. Действительно, история домостроительства Божия о спасении рода человеческого и в особенности вразумление жидовина в истине воплощения Спасителя, в отвержении иудеев и призвании язычников – являются недоконченными и как-то странно оборванными в известной нам Палеи на пророчествах значительно менее важных, чем писания великих и малых ветхозаветных пророков – на пророческих изречениях Соломона. Ожидалось бы, что составитель столь обширной ветхозаветной истории до времен Соломона должен был с особенной обстоятельностью использовать писания пророков и завершить все изложением евангельской, новозаветной истории. И такой замысел – в особенности относительно пророков у составителя Палеи, по-видимому был: так, после изложения Заветов двенадцати патриархов, составитель говорит: « но аще и симъ патриархомъ не вроуши имамъ ти преложити и всехъ прркы главша по рду» (Колом. Пал. 475). Еще ранее, при повествовании о св.Троице при сотворении мира, составитель обещает подробно говорить об этом предмете после: « велихь патриархь и прркь и бжтвны и стхь стль писань пошедъше ти оукажемъ». Странно было бы думать, что при обещании доказать от всех пророк – составитель Палеи имел ввиду всего только отрывочные, спешно набросанные, почти не протолкованные пророческие места из Псалтири и писаний Соломона. Недавно нам стали известны толкования на некоторые места из пророков с обличениями жидовина. Что такое представляют эти толкования по отношению к Палее? Толкования пророков с обличениями против жидовина содержатся в ркп. XVII в. в 4 на 73 л. – из собрания Ундольского 12 (по описанию Ундольского – Библейские места с толкованиями). Рукопись эта представляет не весь пророческий текст с указанным полемическим толкованием: толкование обнимает здесь только следующие места священного ветхозаветного текста: Быт:1:1, 2, 6, 9, 26; Ис.1:1–8; 6:4–12; 11:1, 4–7, 9–10 , Вар.3:36; 4:1–4 , Дан.2:31–37; 44–45; 38–43 , , Иез.36:16–28; 37:1–14; 1:1, 3–28; 2:1–8 . Обрывается ркп. на 9 ст. 2 гл. кн. пр. Иезекииля. Текст приводится не подряд, а в выборках по особым отделам: « Исаия великий пророк рождеств христов тако прорече» – Ис.11:1 ; " сел начнемъ и пррчество» – Иез.37:1 ; « же» – 1:26 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Во время Моисея не видно разделения воинов по характеру вооружения: по-видимому, все воины были пехотинцами. Но впоследствии под влиянием хананеев и других окрестных народов, еврейские воины разделялись на пехотинцев, конников и колесничников 303 . ( 3Цар. 10:26 ; 2Пар. 1:14; 9:25 ). Среди пехотинцев особенно выделялись умевшие стрелять левой рукой (ср. Суд. 20:16 ). Во главе каждой части стоял особый начальник. Кроме того, каждая часть делилась на тысячи, сотни и полусотни, во главе которых стояли тысяченачальники ( 1Цар. 18:13 ; 1Пар. 28:1 ), сотники ( 4Цар. 11:4 ; 1Пар. 27:1 ) и пятидесятники ( 4Цар. 1:9 ; Ис. 3:3 ). К ним присоединялись еще писцы (соферы) ( 2Цар. 8:17; 20:25 ; 1Пар. 18:16; 24:6 ; 2Пар. 26:11 ; Ис. 33:18 ; 1Мак. 5:42 ), на обязанности которых лежало исчисление количества годных для войны. Оружие еврейских воинов было одинаково с оружием, употреблявшимся воинами других народов древней Азии. Оно подразделялось на оборонительное и наступательное. Оборонительное составляли: щит, шлем, панцирь и наколенники; наступательное: меч, лук и стрелы, праща с камнем, копье и дротик (ср. 2Пар. 26:14 ). Образ ведения войны был одинаков с образом ведения войны у других древних народов и состоял в наступлении, осаде, штурме и преследовании. Во время осады евреи иногда около осажденной крепости строили особые укрепления, для защиты осаждающих ( Втор. 20:20 ; Иез. 4:2 ; Лук. 19:43 ), насыпали перед нею вал ( 2Цар. 20:15 ; 4Цар. 19:32 ) и пользовались особыми стенобитными машинами (таранами, ср. Иез. 4:2 ). В случае победы мужское население побежденных большею частью истреблялось поголовно, а женщины, дети, скот и предметы, составлявшие ценность, делались добычею победителей ( Втор. 20:12–15 ). Но когда война имела священный характер (херема), то весь город со всеми его жителями, скотом и имуществом обрекался на истребление (ср. Нав. 6:16, 23 ). Такому истреблению подлежали между прочим города хананеев в земле Обетованной ( Втор. 20:16–18 ), а также предметы языческого культа вообще. В тех случаях, когда евреи были обороняющейся стороной, они обыкновенно заключались внутри укрепленных станов или городов, где и старались выдерживать осаду. Из их укреплений особенно были значительны Сихем и Иерусалим. Укрепления обносились крепкими высокими, толстыми стенами, кругом их были выкопаны глубокие рвы, по углам укреплений строились башни, а на стенах ставились метательные машины (хишбонот 2Пар. 26:15 ) и стояли воины. Особенно прочно делались ворота укреплений, которые иногда были двойными и приготовлялись из меди или железа, а если из дерева, то имели медную облицовку, и запирались железными засовами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010