Коснуся еще сего священного долга Епископского, и примером самих Апостолов, коих преемниками и наместниками мы нарицаемся, покажу вам, что дело проповеди и учения было у них дело, не токмо должное, но и всегдашнее. Св. Апостол Павел, приветствуя последним целованием Епископов и Пресвитеров Ефесских, так их должности поучает: Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ). И потом показуя им себе самого в пример, говорит: Бдите поминающе, яко три лета, нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас ( Деян.20:31 ). Здесь, о Епископе, заметь себе, что Апостол Павел, не только по праздникам, не только по неделям, но и по всяк день, да еще и по всяку нощь проповеди говорил, и не в Соборе только, но и по единому всякого поучал. Да и как поучал? Со слезами. Что самое на том же месте так изъясняет: яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людми и по домом ( Деян.20:20 ). Тем же свидетельствую вам, продолжает Апостол, во днешний день, яко чист есмь от крове всех: не обинухся бо сказати вам всю волю Божию ( Деян.20:26, 27 ). Подобным образом той же Апостол языков и Тимофея, возлюбленного ученика своего, должности Епископской научает, глаголя: засвидетельствую аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живых и мертвых в явлении Его и царствии Его: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:1, 2 ). Всего же яснее оный Вселенский Епископ Павел истолковал должность Епископскую в Послании своем к Коринфянам: Аще благовествую, говорит он о себе самом, несть ми похвалы, нужда бо ми належит: горе же мне, аще не благовествую ( 1Кор.9:16 ), то есть, ежели впрочем и на сие потребно кому изъяснение: лежит на вые Епископской дело благовестия, аки долг не уплаченный; и если я благовествую, то не по одной воле или собственной охоте исполняю сие, с тем, чтобы мне за исполнение какого-либо воздаяния или похвалы ожидать: но по самой нужде и из повинности моей то творю; если же не благовествую, горе мне, беда не минет меня! Что же иное значится и в приведенном из пророчества Иезекиилева слове, если не та же самая обязанность Епископа? Ибо там сказано: аще не будеши глаголати, еже обратитися грешнику от пути своего, той убо беззаконник в беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу ( Иез.33:8 ). По чему же, вопрошаю, Бог глаголет, что Он взыщет крови за премолчание? По тому, ответствую, что проповедь на стража-Епископа наложена, яко долг некий: ибо если я ни чем и ни кому не должен; то на мне никто ничего и искать не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

При всей популярности этой аналогии она, конечно же, не лишена недостатков. Так, солнце существует в условиях времени и пространства, а Бог совершенно не зависит от этих условий. Рождаемый солнцем свет и излучаемое им тепло скорее могут быть названы проявлениями солнца, тогда как рождаемый Отцом Сын и изводимый Им Святой Дух — равночестные, равно совершенные Ему Божественные Лица (Личности), отличающиеся как от Него (Отца), так и одно от другого лишь ипостасными или личными свойствами. Опять же, Единый Бог — Отец и Сын и Святой Дух — абсолютно прост, тогда как солнце состоит из множества элементов. Несколькими десятилетиями спустя аналогию с солнцем использовал святитель Григорий Богослов . При этом он отметил её слабые места: «Брал опять в рассмотрение солнце, луч и свет. Но и здесь опасение, чтобы в несложном естестве не представить какой-либо сложности, примечаемой в солнце и в том, что от солнца; во-вторых, чтоб, приписав сущность Отцу, не лишить самостоятельности прочие лица и не сделать их силами Божиими, которые в Отце существуют, но не самостоятельны. Потому что и луч, и свет суть не солнце, а некоторые солнечные излияния и существенные качества солнца» 2 . Друг и соратник Григория Богослова, святитель Василий Великий , для разъяснения догмата о Пресвятой Троице использовал (и) другой образ — образ радуги. Применение образа радуги к Богу, как и образа солнца, не противоречит благочестию: он также используется в Священном Писании — для обозначения сияния Славы Единотроичного Бога (Божественной Славы). Таинственную радугу окрест Бога созерцал ветхозаветный пророк Иезекииль: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез.1:28 ). Во времена Нового Завета видения сверхъестественной радуги удостоился евангелист Иоанн Богослов: «Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» ( Откр.4:3 ). Обращая внимание на разность цветов единой, как таковой, радуги, святитель Василий Великий возводил мысль к разности ипостасных свойств Лиц Единого и неделимого Бога. «Посему, как в этом подобии, — поучал он, — и ясно распознаем различия цветов и не можем различить чувством расстояние от одного цвета до другого, так рассуждай о возможности представлять нечто подобное касательно божественных догматов. Хотя ипостасные свойства, подобно некоему цвету из видимых в радуге, сияют в каждом из исповедуемых во Святой Троице Лиц, однако же в рассуждении естественного свойства невозможно примыслить никакой разности у одного Лица с другим, но при общей сущности в каждом Лице сияют отличительные свойства. Ибо и там, в подобии, одна была сущность, издающая многоцветное это сияние и именно преломляемая в солнечном луче; но цвет явления многовиден» 3 .

http://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-tro...

Иез.25:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к сынам Аммоновым и изреки на них про­роче­с­т­во, Аммонитяне, несмотря на свое родство с Израилем, были постоянными врагами его, – с начала его существования: во время и судей ( Суд. 11.1 и д.), и царей – Саула ( 1Цар 11.1 ), Давида ( 2Цар 8:12, 10.1 ), до конца ( 1Мак 5.6 и д.). При Навуходоносоре они сначала в союзе с ним воюют, против Иудеи ( 4Цар 24.2 ), потом подстрекают Седекию против Вавилона ( Иер 27 ), может быть, являясь и виновниками отложения Седекии от Навуходоносора ( Иер 21.2 и д.); по падении же Иудеи присоединяют к себе ее область ( Иер 49.1 ); тогдашний царь их Ваалис является и главным организатором в убийстве вавилонского наместника Иудеи Годолии ( Иер 40:14, 41:10, 15 ). Но Иезекииль упрекает аммонитян только в злорадстве по поводу разрушения царства Иудейского. Это злорадство тем непростительнее, что они сами едва избежали ( Иез.21.19 ), и то пока только (ст. 28 и д.), меча Навуходоносора. Если Иосиф (Antiqu. 10:9, 7) рассказывает, о подчинении Навуходоносором Моава и Аммона в 5 году по разрушении Иерусалима, то, вероятно, оба народа немного потерпели при этом, раз Иезекииль грозит им еще «сынами востока» (ст. 10). Против Аммона пророчествовали еще Амос ( Ам 1.13 и д.), Софония ( Соф 2.8 и д.), Иеремия ( Иер 49.1 ) и Иезекииль по особому поводу ( Иез.21.28 ). Иез.25:3 .  и скажи сынам Аммоновым: слушайте слово Го­с­по­да Бога: так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что ты о святилище Моем говоришь: «а! а!», по­тому что оно по­ругано, – и о земле Израилевой, по­тому что она опустошена, и о доме Иудином, по­тому что они по­шли в плен, – «О святилище Моем». Насмешка, конечно, легко могла принимать и такое направление: Иез.35:13, 36.20 ; Иер 48:7, 49:3 . – «А! а!» евр. rear – междометие злорадства; у LXX здесь перифраз: «понеже порадовастеся о святых Моих», но в Иез.26.2 и Иез.36.2 – ευγε – «благоже». Иез.25:4 .  за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока, и по­строят у тебя овчарни свои, и по­ставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.20:1 .  В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, при­шли мужи из старей­шин Израилевых вопросить Го­с­по­да и сели перед­ лицем мо­им. «В седьмом году…», т. е. плена Иехонии ( Иез.1.2 ), следовательно, за 4 года до взятия Иерусалима, через 11 месяцев после видения в храме VIII-XI гл. (предшествующей даты). – «Старейшины Израилевы». См. объясн. Иез.8.1 . – «Вопросить Господа», о чем, не сказано, потому что это не важно: ответ все равно не мог быть дан. Иез.20:3 .  сын человеческий! говори со старей­шинами Израилевыми и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вы при­шли вопросить Меня? Живу Я, не дам вам ответа, говорит Го­с­по­дь Бог. «Вы пришли вопросить Меня?» – негодующий вопрос. – «Живу Я» – клятва от сильного возбуждения. Иез.20:4 .  Хочешь ли судиться с ними, хочешь ли судиться, сын человеческий? выскажи им мерзости отцов их «Хочешь ли судиться с ними», т. е. изобразить пред ними их грехи и следующее за них наказание. Пришедшие вопросить Господа сделались, следовательно, невольными слушателями неприятной для них речи. Выражение повторено дважды в знак сильного желания этого суда со стороны Господа, и бесконечное долготерпение которого истощилось. Слав.: «аще отмщением отмщу им», т. е. должно быть: не отмщу ли Я им, наконец, за беззакония отцов их? Иез.20:5 .  и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: в тот день, когда Я избрал Израиля и, подняв руку Мою, поклял­ся племе­ни дома Иаковлева, и открыл Себя им в земле Египетской, и, подняв руку, сказал им: «Я Го­с­по­дь Бог ваш!» – «Подняв руку… поклялся». Разумеется клятва у Синая при заключении завета с народом еврейским. – «Дома Иаковлева». Иаков у Иезекииля часто выступает вместо Авраама: Иез.28.25 и др. – «Открыл Себя им в земле Египетской» – под новым именем Иеговы, как объясняется дальше. «Я Господь Бог ваш», т. е. хочу и обещаю (в виду чего потребовалась и клятва) быть таковым. Иез.20:6 .  в тот день, подняв руку Мою, Я по­клял­ся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Резкое обращение от аллегории к прямой речи. Иез.31:7 .  Он красовал­ся высотою роста своего, длиною ветвей сво­их, ибо корень его был у великих вод. До 9 ст. специально о несравнимости дерева; отсюда повторение ст. 4. Иез.31:8 .  Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею. «Кедры в саду Божием, т. е. раю, не затемняли его». Важные данные для ветхозаветного понятия о рае, что деревья его были естественные и даже не превосходившие естественных. Египет, как и Тир в Иез.28.13 , мыслится частью рая; Нил, Ливан и рай сменяют друг друга в описании его. «Затемняли» – предполож. (по Иез.33.3 ) перевод евр. амам, которое, судя по значению этого корня в Иез.1.20 («наравне») и кое-где в XL-XLVIII гл. и по сродству в ассир. эму, быть равным, должно значить «равняться»; так и LXX: «не таковы», Вульг. «non adaequaverunt». В таком случае мысль усиливается: египетский кедр превосходит райские кедры (LXX: кипарисы). Блаж. Федорит, Ярхи и др. считают сад Божий синонимом земли во время творения. Григорий Великий (Moral. XXXII, 18) видит здесь указание на славу диавола (Люцифера) до падения. – «Кипарисы» привлекаются для сравнения за густоту своих ветвей, соединяющихся в шаровидный венец; слав. «сосны»; Вульг. abietes (ели). – «Каштаны» слав. «елие», евр. армон (от корня «облупливать»), употребленному еще только в Быт 30.37 , новейшие придают по Вульг. значение «платан», который может привлекаться сюда для сравнения за свою широко-тенистую листву. Иез.31:9 .  Я украсил его множе­с­т­вом ветвей его, так что все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему. «Я украсил», как и райские деревья, насажденные Богом непосредственно. Я, след., могу и уничтожить его. «Дерева… завидовали» – олицетворение, так естественное в притче. Иез.31:10 .  Посему так сказал Го­с­по­дь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его воз­гордилось величием его, – Описывается падение кедра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.45:4 .  Эта священ­ная часть земли при­надлежать будет священ­никам, служителям святилища, при­ступа­ю­щим к служе­нию Го­с­по­ду: это будет для них местом для домов и святынею для святилища. Чтобы обеспечить особую святость месту, окружающему храм ( «священная часть», слав., точнее «свято – кодеш – от земли»), оно должно быть отдано священникам, «служителям» самого «святилища» (не храма вообще, как левиты – ср. ст. 5) и постоянно «приступающим к Богу», – отдано под «дома» их, – «будет для них местом для домов и святынею для святилища», евр. микдаш – лемикдаш букв. «святилищем (святым местом?) для святилища» – неестественное выражение, почему уже LXX читали первое слово милкад – «отделенное», «и будет им место на домы отлученны (( αφωρισμενους) освящению их», т. е. дома священников, находясь на таком месте, как изолированные, будут соответствовать святости священников; выражение тоже не совсем гладкое; новейшие предполагают в первом микдаш повреждение миграш свободная площадь. Особое место для жилищ священников не противоречит поведению Иез.44.28 : «владения не давайте им в Израиле – Я их владение», потому что настоящий участок (терума ст. 1) принадлежит, собственно, Господу и храму и поселение на нем священников только конкретное выражение идеи, что Господь – удел их (Шред.). Иез.45:5 .  Двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины будут при­надлежать левитам, служителям храма, как их владе­ние для обитания их. Соответственно меньшей святости левитов, «служителей храма» вообще (не святилища – ср. ст. 4) их участок, по величине равный священническому, в 25 000 х 10 000, но не уменьшаемый площадью храма (так как левитов было больше), не находился в такой непосредственной близости к храму, как священнический, а примыкал к священническому с севера (как видно уже из Иез.48 ). «Как их владение для обитания» – евр. есрим лешахот соб. «двадцать комнат»; в виду неестественности такого смысла (речь могла быть о домах на столь громадном пространстве, как в ст. 4, а не о комнатах, да еще в таком малом количестве), читают, с LXX (ср. Чис 35.2 ; Нав 14.4 ; Нав 21.2 ) – арим лашебет – «грады ко обитанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь вверяет овец Своей паствы Своим служителям, ведет их рукою Моисея и Аарона ( Пс.76:21 ) и, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря, Он после Моисея указывает на Иисуса Навина как на нового вождя ( Числ.27:15–20 ). Он берет Давида от дворов овчих, чтобы дать ему пасти Свой народ. Однако звание пастыря никогда не применяется прямо к царям Израилевым, хотя роль пастырей и приписывается им ( 3Цар.22:17 ; Иер.23:1–2 ; Иез.34:1–10 ); оно дается только Судьям ( 2Цар.7:7–12 ), народным вождям ( Иер.2:8 ) и князьям народов языческих ( Иер.25:34 ; Наум.3:18 ; Ис.44:28 ). Это наименование как бы приберегается для Нового Давида; так оно становится одним из образов эсхатологической надежды. Таково благовествование ветхозаветных пророков: в последние времена Господь вновь возьмет на Себя водительство Своим стадом и поручит его Мессии. По жестокосердию своему пастыри Израиля проявили неверность своему предназначению. Они сделались бессмысленными и не искали Господа ( Иер.10:21 ) и отпали от Него ( Иер.2:8 ), заботясь не о стаде, а о самих себе ( Иез.34:3 ), разгоняют овец ( Иер.23:1 ). Всех пастырей твоих унесет ветер, – пророчествовал Иеремия (22:22). По словам пророков, Господь возьмет в руки Свое стадо ( Иер.23:3 ), соберет его, возвратит Израиль на пажить его ( Иер. 50, 19 ) и там будет охранять его ( Иер.31:10 ; Иез.34:11–22 ). Затем Он даст им пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти с знанием и благоразумием ( Иер.3:15 ) и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь ( Иер.23:4 ). Наконец, согласно пророку Иезекиилю, будет только один Пастырь, Новый Давид (34:23–24, 30–31). Пастыри общины и после плена не отвечают ожиданию Господа, и пророк Захария снова начинает их обличать, возвещая судьбу грядущего Пастыря. Этих неверных пастырей Господь посетит в гневе Своем ( Зах.10:3; 11:4–17 ) и накажет Израиль за отвержение Мессии ( Зах.13:7–9 ). Обетование о Добром Пастыре исполнилось с приходом в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. В то время о пастухах судили по-разному. Поскольку в силу своей кочевой жизни они не имели возможности соблюдать Закон, некоторые приравнивали их к ворам и убийцам. Однако именно внфлеемские пастухи были удостоены чести оказать гостеприимство Святому семейству, которое нашло приют в яслях, принадлежавших им. Им, простым пастухам, первым была возвещена благая весть ( Лк.2:8–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обряды, связанные с В., столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккад. клинописных текстах XXII-XXI вв. до Р. Х. ( Емельянов. С. 161-165, 291-294). Универсальной практикой было погружение в В. священных предметов, статуй языческих богов и т. п. Особую роль В. играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (напр., в инд. и древнегреч. культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). В. часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиц. обществах судебные разбирательства). Ее символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (напр., меандр). В Ветхом Завете В. составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное м., через р. Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближ. Востока забота о В. была равнозначна заботе о пропитании («хлебе») (см.: Исх 23. 25; 3 Цар 18. 13; 22. 27; 4 Цар 6. 22; Ис 3. 1; 21. 14; Иез 4. 11, 16-17; Ос 2. 5; Иов 22. 7). В. необходима и для роста употребляемых в пищу растений - этой цели служили дождевая В. и роса, тем более что в ВЗ почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады - см.: Втор 11. 10-11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт 18. 4; 19. 2; 24. 32; 43. 24; 2 Цар 11. 8). Символика В. Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (напр., потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (напр., В. первобытной бездны, всемирного потопа). I. В. как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во мн. текстах ВЗ образ В. передает идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис 8. 6-7 - противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис 28. 2; Иер 46. 7-8; 47. 2; 51. 55; Иез 26. 19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар 22. 17; Пс 17. 16; 31. 6; 68. 2, 15; 87. 17; 123. 4-5; 143. 7; Иов 22. 11; 27. 20; Иона 2. 4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар 5. 20; 1 Пар 14. 11), смывающей и затопляющей все на земле (Ис 30. 28, 30). В. предстает здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира (В. первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное м. и др.

http://pravenc.ru/text/155055.html

б) ко лжи и обману: «Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы... голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего... он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав» ( Ис.32:6–7 ). – «Домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели» ( Иер.5:27 ). – «Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» ( Иез.22:12 ). – «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: “когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, и высевки из хлеба продавать”. Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» ( Ам.8:4–7 ). в) к несправедливости притеснению: «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни» ( Притч.28:16 ). – «Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» ( Мих.2:2 ). г) к воровству: «Ахан сказал... Иисусу: я согрешил пред Господом... между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это... И побили его все израильтяне камнями» ( Нав.7:20, 21, 25 ). д) к убийству: « Сын мой! если будут склонять тебя, не соглашайся; если будут говорить: “иди с нами, сделаем засаду для убийства... наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею”; сын мой! не ходи в путь с ними» ( Притч.1:10, 11, 13, 15 ). – «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь» ( Иез.22:12 ). е) к расстройству и бедности: «Корыстолюбивый расстроит дом свой» ( Притч.15:27 ). – «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ( Притч.28:22 ). ж) к погибели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и... сеть... которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Следствием того и другого было то, что Даниил, вместе со своими тремя друзьями, не только далеко превзошел туземных учеников и самых учителей успехами во «всякой книжной премудрости, во всяком глаголе премудрости и умения» ( Дан.1:17–20 ), но даже он достигал духовного и Божественного разумения недоведомых таин: «разумен бысть во всяком видении и сониях» ( Дан.1:17 ) 4 . Посему-то, по праведности, Даниил был сравниваем еще при жизни с Ноем и Иовом ( Иез.14:14–20, 28:3 ), а слава о его мудрости далеко распространилась и вошла в притчу: пр. Иезекииль хвалился пред язычниками беспримерной мудростью Даниила и ею посрамлял языческую гордость. Так он говорил царю Тирскому: «егда премудрее ты еси Даниила» ( Иез.28:3 ). Один опыт своей мудрости Даниил показал в оправдании Сусанны ( Дан.13 ), а другой – в открытии и объяснении Навуходоносору забытого им сна; но, прежде чем это последнее было, Навуходоносор имел еще случай убедиться в мудрости Даниила. Когда окончился трехлетий срок воспитания, Навуходоносор повелел представить себе всех юношей, которые были приготовляемы для придворной службы. Он давал им разные вопросы и нашел, что всех превосходнее Даниил и его три товарища ( Дан.1:18–20 ). Вскоре Даниил истолковал царю виденный, но забытый им, необыкновенный сон, чем обратил на себя внимание как самого Навуходоносора, так и мудрецов вавилонских, которых он избавил от смерти, определенной им за неоткрытие сна. Царь поставил его за это (истолкование) начальником Вавилонской области и главою касты магов, или мудрых, имевшей столь высокое значение на древнем востоке и так особенно знаменитой мудростью в Халдейском царстве; а трех товарищей его определил ему помощниками ( Дан.2:1–49 ). Вскоре Бог прославил и его товарищей, когда, по клеветам врагов, за не поклонение золотому истукану, они, связанные, ввержены были в разожженную печь и остались невредимыми. Прославляя Бога Израилева, царь сделал их начальниками над пленными иудеями, чем, конечно, много облегчил участь пленных ( Дан.3 ) 5 . Признавши премудрость и силу Бога, Которого исповедал Даниил и трое друзей его, Навуходоносор, по-видимому, не уверился, чтобы могущество Бога Израилева могло простираться и на него самого, по крайней мере, он мечтал, что его царская власть обязана своим величием только собственным способностям ума и воли, а не Промыслу Божию. И вот, среди всякого довольства и изобилия во всем, процветая на своем престоле, он видит сон, который приводит его в недоумение и смущение (это было в год завоевания Тира в 572 г. до Р. X.). Тайноведцы и гадатели вавилонские не в состоянии были истолковать его. Тогда пр. Даниил, позванный к царю, истолковывает и этот другой сон царю, возвещающий ему наказание от Бога за его гордость, и царь, смиряемый Богом, снова признал над собою власть Царя небесного ( Дан.4 ). Этим повествованием и оканчивается изображение деятельности пр. Даниила при Навуходоносоре, и история царствования Навуходоносора. б) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Валтасаре

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010