4. вщавъ же петръ реч (ко) гди, добро намъ зд быти: аще хощеши, сотворимъ зд тр сни, теб и мсеови и При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии Свв. евангелисты Марк и Лука, передавая историю преображения, прибавляют о словах апост. Петра, что он, сам не зная, что говорил ( Мк. 9:6 ; Лк. 9:33 ). Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением на Фаворе, апостол желал, чтобы оно продолжалось долго, если можно, чтобы навсегда остались они тут в палатках. Тем более Петр еще думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, не нападут на Него и книжники (Феоф.). Сделаем три кущи (сени) или палатки: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. О палатках для самого себя с прочими апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. 5. (же) глаголющ, с, блакъ свтелъ сн ихъ: и с, гласъ из блака гл: сей снъ мой возлюбленный, немже блговолихъ: тог послшайте. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте Облако это было чудесное, оно было знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако находилось в Святом Святых в еврейском храме ( 3Цар. 8:10–11 ; Иезек. 1–4; 10:4). Осенило их, т. е. Иисуса Христа и Моисея и Илию, но не апостолов, потому что апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был слышан с неба при крещении (3 гл. 17 ст.), только с прибавлением слов: Тою (Его) послушайте, т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова: Его послушайте указывают на пророчество св. Моисея о Спасителе: пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор. 18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на И. Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что И. Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

50. «Что пользы в крови моей, когда я сойду» к тлению ( Пс. 29, 10 )? «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? или врачи воскресят» ( Пс. 87, 11 )? Твои слова, Твое обетование: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти» (Иезек. 33, 11); к Тебе, Боже мой, обращение (мое), ибо только Ты один можешь обновить все, и из преисподней воззываешь души. Ты разрешаешь находящихся в узах: Ты, Боже, воздвигаешь сокрушенных, просвещаешь слепых и воскрешаешь мертвых ( Пс. 145, 7 ). 51. «Заблудилась я, как овца потерянная»: взыщи рабыню твою ( Пс. 118, 176 ), дабы лютый волк не поглотил меня. «Многие говорят душе моей: нет... спасения ей в Боге " ее ( Пс. 3, 3 ). Но совет Твой с Тобою. Сколько дней рабыни Твоей, когда Ты произведешь суд надо мной ( Пс. 118, 84 )? Но не входи в суд с рабыней Твоей ( Пс. 142, 2 ). «Истаевает душа моя о спасении Твоем,... истаевают очи мои» от слез( Пс.118, 81–82 ) «излилась на землю слава моя» ( Плч.2:11 ) . Когда же призрев восстановишь душу мою ( Пс. 34, 17 ) Ради беззакония моего наказал меня и исчезнуть заставил душу мою, как паутину ( Псал. 38, 12 ). Вспомни, Господи, что я прах; посмотри на смирение мое и труд мой, и оставь все грехи мои ( Пс. 24, 18 ). Отпусти мне, «чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня» ( Псал. 38, 14 ), и не будет в преисподней исповедание (мое). 52. Ты, Господи, не возгнушавшийся оскверненною Раавью ( Нав. 2, 2 ), силен растерзать вретище и препоясать меня веселием ( Пс. 29, 12 ), разрешить оковы мои, которыми я крепко связана. Гнев Твой, Господи, отыми от меня, ибо я жестоко согрешила пред Тобой, доколе Ты не оправдаешь меня в согрешении моем и не изведешь меня во свете. Боже сил! даруй исполнение покаянию, твердость исповеданию, дабы не укрепил меня обольститель души (моей). Я желаю, Боже, чтобы от Твоего источника явился мне этот дар (donum), явилась мне эта благодать; дабы во век исповедоваться Тебе, – Тебе, живущий и царствующий в Троице во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке/пер. с лат. А. Вознесенский, под ред. Л. Писарева – Казань: Типо-литогр. Импер. Унив., 1901. – 266 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5-11. Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: " с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас " . Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой . Итак, смотри: они подвиглись, смутились, и показали, что это — наказание Бо­жие, — дело Божие, которого они даже не ожидали, и оно было сверх чаяния. Справедливо сказано: как упал ты с неба, денница, сын зари? Некоторым это кажется сказанным относи­тельно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не от­вергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого вы­ражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно. Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло. Когда ты сравниваешь бедствия относительно земной жизни, то Бог чрез пророка со­общает тебе такой закон. Если, при стечении стольких выну­дительных обстоятельств и многоразличных перемен, Адам не мог обуздать дерзость, чтобы не превознестись в величии, и не считая достаточным для себя покоя и бессмертия, пожелал сравняться с Богом, — то как не научили тебя на счет чело­веческой природы преданные в руку сатаны? О царе Тирском говорится: ты рекл еси: бог есмь аз, а не человек (ср. Иезек. 28:9); а об асирийцах: рука моя захватила богатство народов, как гнезда (Ис.10:14). Таково было предостережение, чтобы ты не переступал положенной тебе меры. Ты непременно выйдешь из пределов, если тебя оста­вить свободным, — и не совершишь ли тогда дел худших, чем прежние? Строители башни были исполнены гордости, это же было и у язычников. В этих делах показан образ неравенства, а Бог всегда старается уничтожить страсть алчно­сти, чтобы никто не желал и не хотел больше меры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5-11. Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: " с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас " . Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой . Итак, смотри: они подвиглись, смутились, и показали, что это — наказание Божие, — дело Божие, которого они даже не ожидали, и оно было сверх чаяния. Справедливо сказано: как упал ты с неба, денница, сын зари? Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно. Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло. Когда ты сравниваешь бедствия относительно земной жизни, то Бог чрез пророка сообщает тебе такой закон. Если, при стечении стольких вынудительных обстоятельств и многоразличных перемен, Адам не мог обуздать дерзость, чтобы не превознестись в величии, и не считая достаточным для себя покоя и бессмертия, пожелал сравняться с Богом, — то как не научили тебя на счет человеческой природы преданные в руку сатаны? О царе Тирском говорится: ты рекл еси: бог есмь аз, а не человек (ср. Иезек. 28:9); а об асирийцах: рука моя захватила богатство народов, как гнезда (Ис.10:14). Таково было предостережение, чтобы ты не переступал положенной тебе меры. Ты непременно выйдешь из пределов, если тебя оставить свободным, — и не совершишь ли тогда дел худших, чем прежние? Строители башни были исполнены гордости, это же было и у язычников. В этих делах показан образ неравенства, а Бог всегда старается уничтожить страсть алчности, чтобы никто не желал и не хотел больше меры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5 БО 484–485.. Таким образом Отец послал ангелов возвестить пришествие Христово, ибо, если закон Моисею был преподан чрез ангелов ( Гал. 3, 19 ), – а закон предвозвещал Христа, как и Сам Господь указал (на это), сказав: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он говорил о Мне " ( Ин. 5, 46 ), – и поскольку Христос есть сияние славы ( Евр. 1, 3 ) Отца, постольку и ангелы, возвещая Моисею закон ( Дан. 8:16, 9:21 ; Иезек. 40, 3; Зах. 1,9 ), возвещали славу Божию. Так, ангел изъясняет глубины и Даниилу и Иезекиилю, а также Захарии и всем пророкам. Имею показать тебе и другое небо 14 , возвещающее славу Божию, – Гавриила, возглашающего Пречистой Деве: " Радуйся, Обрадованная» ( Лк. 1, 28 ) и т. д. 6. И что я еще скажу тебе (о том, как) и Новое и Ветхое (Писание) свидетельствует, что ангелы служат таинствам домостроительства ( Евр. 1, 14 ) 15 . 7. Если удобно, (то можно выразить эту мысль) более возвышенным образом 16 . Душа мудрого есть малое небо 17 , всюду имеющая в себе светлые мысли, истинное ведение, сияющие дела, так что ими прославляется Бог. 8. Если же кто-нибудь может найти истолкование более правильное, чем это, пусть расскажет (о нем). 9. А я думаю, что в (словах псалма) – «И о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 2 ) – твердью названа Церковь , ибо она утверждается нетлением. Так и святой Павел говорит (в послании) к Тимофею: «Чтобы... ты знал, как тебе должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ). 10. Если же славу Божию проповедуют «небеса», эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то есть благоволение (Божие) к нам, (бывшее) прежде спасительного (Христова) пришествия, то под «твердью» необходимо подразумевать Церковь , возвещающую о делах рук Его. Таким образом мы (утверждаем), что о пришествии (Христа) с небес в (человеческое) тело возвещают ангелы, а о человеческих путях Его и о всех делах говорит Церковь . Глава 8 1. (Это) может быть истолковано (и) иным образом (по отношению) к уму и к чувству; так, под «небом» (можно) подразумевать чистый и высокий, возвышенно богословствующий (ум), возвещающий славу Божию, а под «твердью» – чувство, не разрушаемое похотениями, но твердо им сопротивляющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

90. Таким образом, наше призвание - чрез обновление духа и не в нашем ветхом (существе), как пророчествовал Иеремия: " Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я исполню для дома Израиля и для дома Иуды завет, который Я заключил с отцами их, в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из Египта; ибо они не пребыли твердо в завете, и Я пренебрег их, говорит Господь. Но завет, который Я заключу с домом Израилевым в те дни, будет состоять в следующем: Я вложу закон Мой в мысли их и на сердце их напишу его. И я буду их Богом, и они будут Моим народом. Впредь они не будут учить друг друга или брат брата: познай Господа, ибо все познают Меня от самого малого до самого большого. Ибо Я прощу им беззакония и больше не помяну грехон их " (Иерем. 31 - 34). 91. И что эти обетования должно наследовать призвание язычников, среди которых и открылся новый завет, об этом Исаия говорит таким образом: " Так говорит Бог Израилев: в тот день обратит человек взор свой к Творцу, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и они не взглянут на храм идольский и на дело рук своих, которое создали персты их " (Иса. XVII, 7, 8). Эти слова, очевидно, сказаны о тех, которые оставили идолов и чрез Святого Израилева уверовали в Бога, нашего Владыку. А Святый Израилев - Христос, и к Нему, сделавшемуся видимым для людей, а не к идольским храмам и не к делу рук наших, мы обращаем свои взоры. 92. И что Он сделается видимым среди нас - так как Сын Божий соделался Сыном Человеческим - и познан будет нами, не имевшими прежде познания (о Нем), об этом само Слово у Исаии говорит так: " Я открылся не вопрошающим обо Мне. Меня нашли не искавшие Меня. Я говорил: вот Я, к народу, который не призвал имени Моего " (Иса. LXV, 1). 93. И что этот народ будет святым, об этом в книге дненадцати пророков нозвещено так: " И скажу не народу Моему: ты - Мой народ, и не возлюбленная будет возлюблена. И на месте, где говорили о них: вы не Мой народ, там назовут их сынами Бога живаго " (Ос. II, 23; 10). То же сказано и Иоанном Крестителем: " Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму " (Мф. 9). Ибо после того, как наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою. И поэтому Бог говорит чрез пророка Иезекииля: " И дам им иное сердце и дух новый вложу в них; и исторгну из плоти их сердце каменное и удалю и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили в заповедях Моих и соблюдали оправдания Мои и выполняли их. И таким образом они будут Моим народом, и Я буду их Богом " (Иезек. 19, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

LXX: Производил Я среди вас истребления, подобно тому как Бог истребил Содому и Гоморру, и вы стали, как головня, выхваченная из огня, и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.    После того как Он послал смерть на пути египетском, и поразил юношей их мечем, и истребил коней и сделал то, что смрад от стана поднимался в ноздри их, и они при всем том не обратились к Нему; то последним средством исправления по отношению в десяти коленам, еретикам и всем грешникам служит то, что Бог производит среди них истребления, подобно тому, как Он истребил Содому и Гоморру. Когда среди них будут совершаться истребления, подобно тому как в Содоме и Гоморре, которым они были подобны по преступлениям, и божественный огонь истребит у них здания зла, то сами они спасутся, как головня, выхваченная из огня. И как Лот, при истреблении Содома, спасся, утратив имущество и часть своего тела, под которою мы разумеем жену (Быт. гл. 19), так и все они, утратив богатство содомлян, спасутся сами нагими, согласно с тем, что мы читаем у апостола: «егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем» (1 Кор. 3:14—15). Таким образом кто спасается среди огня, тот выхватывается из огня, как головня. Такого рода людей Господь обличал в Евангелии, говоря: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Иоанн. 8, 39). И Иоанн Креститель им говорил: «рождения ехидиова, кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите убо плод дотоин» (или плоды достойные) покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3:7—9). Потому и среди Израиля и среди всех еретиков, как имевших дела Содома и Гоморры, производятся истребления, как в Содоме и Гоморре, чтобы они спаслись подобно головне, выхваченной из огня. Это именно означают и слова пророка: „Содома возвратится в прежнее состояние свое (Иезек. 16:55)“, так что тот, кто по своим порокам стал содомлянином, возратится в прежнее свое состояние, когда в нем сгорят дела Содомы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7. Если же Богословие применяет к небесным Существам вид меди (напр. Иезек. 1, 7. XL, 3. Дан. X, 6), янтаря (Иезек. 1, 5. VIII, 2), и камней разноцветных (напр. Апок. IV, 3): то янтарь как нечто златовидное и сребровидное, означает немерцающий, неистощимый, неуменьшаемый и неизменяемый блеск, как в золоте, и как в серебре яркое, световидное, небесное сияние. К меди же должно отнести или свойство огня, или свойство золота, о которых мы уже говорили. Что же касается до различных цветов камней, то надобно думать, что белый цвет изображает светлость, красный - пламенность, желтый - златовидность, зеленый - юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственное изъяснение. Но как я думаю, довольно уже нами по возможности сказано о сем предмете; теперь надобно перейти к священному изъяснению таинственного изображения небесных Умов, в виде некоторых животных. 8. И во-первых, образ льва (Апок. IV, 7. Иезек. 1, 10), должно думать, означает господственную, крепкую, непреодолимую силу, и посильное уподобление непостижимому и неизреченному Богу в том, что они таинственно закрывают духовные стези и пути, ведущие при Божественном просвещении к Богу. Образ вола (Иезек. 1, 10) означает крепость, бодрость и то, что делает духовные борозды способными к принятию небесных и плодоносных дождей; рога же означают охранительную и непобедимую силу. Далее, образ орла (там же) означает царское достоинство, выспренность, скорость летания, зоркость, бдительность, быстроту и искусство в снискании пищи, укрепляющей силы, и, наконец, способность, при сильном напряжении зрения, свободно, прямо, неуклонно смотреть на полный и светоносный луч, истекающий от Божественного света. Наконец, образ коней означает покорность и скорое послушание; белые (Захар. VI, 3) кони означают светлость, или лучше сродство с светом Божественным; вороные (ст. 2) - тайны недоведомые; рыжие (ст. 2) - пламенность и быструю деятельность; пестрые (ст. 3) - черного и белого цвета - силу, посредством которой связываются крайности, и премудро первое соединяется со вторым, второе с первым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/730/...

По этой причине им могли быть посланы от Бога еще большие бедствия. Чтобы охранить свой народ от опасности, пророк старается уяснить ему причину и значение плена вавилонского, которым покарала народ десница Всевышняго. Он с особенным усилием внушает своим соотечественникам то, что они страдают в плену за свои собственные грехи и что Господь воздает потомкам за грехи отцов до третьего и четвертого рода только в том случае, когда потомки наследуют нечестие своих предков и потому сами достойны наказания (Иезек. XVIII гл.; Второз. XXIV, 16). Для несомненного убеждения в этой истине пророк указывает на самые тяжкие преступления иудеев: 1) упадок веры в Бога, как Промыслителя (Иезек. IX, 9; ср. VIII, 12); 2) разные виды идолопоклонства, доходящие до принесения человеческих жертв идолам (Иезек. XVI, 19–21); 3) убийства (Иезек. VII, 23; XI, 6–7) и вообще крайнее всеобщее развращение, превосходящее степенью и количеством пороков нечестие жителей Содома (XVI, 45–52), так что нет среди иудеев ни одного праведного, даже старейшины и жрецы коснеют в пороках (XXII, 25–30 ст.). Все это ясно показывает, что народ иудейский уклонился от своего Благодетеля Бога, осквернил своим преступным поведением св. землю обетования и вследствие этого сделался не только недостойным пребывать на ней, но и подвергся справедливому наказанию Божию пленом, попав в руки жестоких поработителей. Пребывание иудеев в плену, по наставлению пророка, должно вызвать у них отвращение ко греху и раскаяние. Для того они и отведены в плен, чтобы бедствиями его загладить свои неправды, прийти к сознанию своей виновности пред Богом и раскаяться. Отсюда, сколь несправедливыми являются те из пленных иудеев, которые продолжают предаваться отчаянию, думая, что плен не есть средство к нравственному исправлению, а только лишь неотвратимое возмездие Божие за грехи их. Как пагубно для себя и оскорбительно для Бога поступают эти люди, когда под влиянием такого заблуждения держатся того мнения, что раскаяние и исправление поздно и бесцельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

654 Поскольку четвертая книга Царств, XXIV, 8, дает ему во время вступления на престол 18 лет, а вторая книга Паралипоменон, XXXVI, 9, только 8, то думают, что в сем последнем месте означается объявление его наследником престола. Но не проще ли следовать 70 – ти толковникам, у которых оба места согласованы, и которые, конечно, таковыми находили их в еврейском тексте своего времени? 660 Сие также открыто было Иезекиилю, и притом в тот самый день, в который началась осада, Иезек. XXIV. 665 Сим точно исполнились противоречащие, по – видимому, пророчества. Иерем. XXXIV, 3. Иезек. XII, 13. 666 Сие случилось, по четвертой книге Царств, XXV, 8, в седьмой день пятого месяца, а по Иеремии, LII, 12, в десятый. Иные полагают сии три дни разности временем продолжения пожара; а иные думают, что первые два употреблены были на сбор добычи. 667 Иезек. IV, 4, 5, 6. И Аз дах тебе лета неправд их в число дней в десятдесять и три ста дней, и проч. 668 На сие начало указывает само Св. Писание, когда грех Иеровоама почитает источником грехов Израиля. 3 Царст. XVI, 26. и проч. Иные начинают сие счисление 27 – м годом Соломона; но то была неправда одного царя; другие четвертым годом Ровоама, но в сие время неправда дома Израилева уже была совершена. 669 Хотя пределом сего пророчества, по – видимому, есть осада Иерусалима, но с нею соединяется и совершенное опустошение. Иезек. V. 670 Сии 40 лет отделяются не потому, чтобы они составляли отдельный от предыдущего периода времени, но потому, что в сие время особенно умножились неправды дома Иудина после самого ревностного, но тем не менее тщетного попечения Иосии о его исправлении. 671 Лета правления царей Иудиных сложенные вместе дают сумму 393. Но сей избыток мог произойти оттого, что лета неполные часто принимаются за полные, и начала царствований иногда совмещаются с окончанием предыдущих. Напротив, недостаток почти тридцати лет в летосчислении царей израильских, в сравнении с летосчислением иудейским есть следствие междуцарствий, случавшихся во время замешательств после Иеровоама второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010