49. Но пока есть еще время, пока есть еще возможность, я буду восклицать пред Господом, ибо в смерти уже нет воспоминания и в преисподней нет исповедания. (Я буду восклицать): «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня.... Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою и как тяжелое бремя отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои от безумия моего... Я изнемог и сокрушен чрезмерно, кричу от терзания сердца моего. Сердце мое трепещет во мне, оставила меня сила моя; и свет очей моих, — и того нет у меня» (Псал. 37:2—7, 9, 11). Боже, Ты отринул меня и сокрушил меня, показал мне жестокое, напоил вином сокрушения (Пс. 59:3, 5). Я отринута от очей Твоих, уже более не приложу (сил), дабы восстать для святого храма Твоего, и я стала изгнанницей.    50. «Что пользы в крови Твоей, когда я сойду» к тлению (Пс. 29:10)? «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? или врачи воскресят» (Пс. 87:11)? Твои слова, Твое обетование: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти» (Иезек. 33:11); к Тебе, Боже мой, обращение (мое), ибо только Ты один можешь обновить все, и из преисподней воззываешь души. Ты разрешаешь находящихся в узах: Ты, Боже, воздвигаешь сокрушенных, просвещаешь слепых и воскрешаешь мертвых (Пс. 145:7).    51. «Заблудилась я, как овца потерянная»: взыщи рабыню твою (Пс. 118:176), дабы лютый волк не поглотил меня. «Многие говорят душе моей: нет... спасения ей в Боге» ее (Пс. 3:3). Но совет Твой с Тобою. Сколько дней рабыни Твоей, когда Ты произведешь суд надо мной (Пс. 118:84)? Но не входи в суд с рабыней Твоей (Пс. 142:2). «Истаевает душа моя о спасении Твоем,... истаевают очи мои» от слез(Пс.118:81—82) «излилась на землю слава моя» (Плч.2:11) . Когда же призрев восстановишь душу мою (Пс. 34:17) Ради беззакония моего наказал меня и исчезнуть заставил душу мою, как паутину (Псал. 38:12). Вспомни, Господи, что я прах; посмотри на смирение мое и труд мой, и оставь все грехи мои (Пс. 24:18). Отпусти мне, «чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня» (Псал. 38:14), и не будет в преисподней исповедание (мое).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный… Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити — на горах Израилевых. Я буду пасти овец моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иезек. 34:11–16). Всякий причастный пастырскому труду знает, как радостно встречать среди мира затерянных, но упасенных рукою Пастыря верующих. Эти души встречаются на разных перекрестках жизненных дорог и в тиши полного уединения. Казалось бы, никто не затрагивал их, никто не посягал на то, чтобы пленить их в духовный плен, ни один пастырь земной не приближался к ним, имея в виду их спасение, и никогда они от человека не слышали слов духовного ободрения. А между тем они духовно цветут, растут, проясняется их путь веры, отчетливее становятся им истинные дороги жизни. Иногда эти люди не только не получают никакой помощи от человека в течение жизни своей, но как бы все вокруг мешает им, соблазняет, совращает с пути… А они все же цветут, и ничем не соблазняются, светят небесным огнем, просвещая окружающую тьму. А случается и более того: те пастыри и наставники земные, которые посланы поддержать и ободрить душу, — отталкивают ее от благодатного света, учат словом или жизнью своей не тому, чему учил Господь Иисус Христос. Этот соблазн нередко начинается с раннего детства, когда в доме своем не видит ребенок Света Христова. Но Господь ведет его душу, соглашающуюся на небесное руководство. И если согласилась душа на это внутреннее, тонкое, совместное руководство, на это постоянное горение сердца, стремящегося к свету и в страдании отталкивающего тьму, — никто не похитит ее из руки Господней. И сбывается слово: «Овцы Мои слушаются голоса моего (в глубине сердца говорящего и к свету небесному влекущего), и Я знаю их, и они идут за Мною… Никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:27-28 ).

http://azbyka.ru/pastyrstvo

В пользу зависимости фразы IX:13 «ет кол гâраâ газзот баâ алейн», – «все это бедствие постигло нас» – от Неемии, говорит, по мнению Байера, ее конструкция: постановка субъекта с приметой винительного падежа «ет», аналогия чему имеется у Неем. 9:12; 32:34 . Но такое же точно сочетание встречается в Еккл. 4:3 и Иезек. 47:17; 18:19., и потому аналогия из Неемии не доказывает зависимости от него Даниила. Нельзя считать оригиналом рассматриваемой фразы и буквально сходное с нею выражение 18 ст. 13 гл. Неемии: «не так ли поступали отцы ваши, и за то Господь навел на нас и на город сей все это бедствие» – «вайабе ет кол гâраâ газзот». По словам Неемии, повторяющего в данном стихе Иер. 17:21, 27 , бедствие постигло Иудею за нарушение закона о субботе. Мысль Даниила шире – иудеи наказаны за нарушение всех законов, возвещенных чрез пророков (10 ст. и д.). Заимствуя данное положение у Иеремии 35:15–17, он пользуется и его словесною формою: «вот Я наведу все то зло (мби ет кол гараâ), которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались» ( Иер. 35:17 )==«наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас, но мы не слушали гласа Его» ( Дан. 9:14 ). Независимо друг от друга Неемия и Даниил воспроизводят различные места кн. пр. Иеремии; говорить о повторении одним другого нет оснований. Подобно двум первым частям молитвы IX гл. кн. пророка Даниила, и третья не стоит в зависимости от книг Ездры – Неемии, Паралипоменон. Как показало предшествующее изучение содержания молитвы IX гл., одна, и при том б0льшая, его часть покрывается заимствованиями из книги пр. Иеремии, а параллели для другой, меньшей, даются книгами Числ, Второзакония и Царств. Молитва IX гл. воспроизводит произведения допленного времени, не имеет в своем содержании признаков послепленного происхождения. 1 Meinhold. Das Buch Daniel. Kurzgefasster Kommentar zu den heiligen Sehriften Alten Testaments, herausgegeben von Strack. VIII Abteilung. S. 313. 2 Knaberbauer. Commentarius in Danielem Prophetam. P. 226. Parisiis. 1891. Zndel. Kritische Untersuchungen ber die Buches Daniel. S. 192. Basel. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Во-вторых, стоит заметить, что этот вопрос предполагает не слишком хорошее знание Писания. Вопрошающий считает, что несчастье слепорожденного можно объяснить двумя причинами: грехами его самого или грехами его родителей. Так вот, второе предположение означает, что автор вопроса, хоть и знал «десять заповедей», но не помнил позднейших книг Пророков. Действительно, синайское законодательство времен религиозного рождения Израиля говорило, что Господь есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Кстати, заметим, что это не может быть голосом «кармы»: Бог Ветхого Завета явно не есть закон автоматического воздаяния за любые поступки человека. Он любит усиливать последствия добрых поступков, в то время как последствия злых дел Он гасит, неизмеримо умаляя их последствия по сравнению с последствиями добрых деяний (последствия добра испытывают тысячи поколений, тогда как последствия зла — только три). Смысл этой формулы Декалога отнюдь не в угрозе наказаниями и местью, а в возвещении того, что Бог желает быть Богом любви, а не Богом возмездия. Смысл этой формулы в возвещении того, что Творец не измеряет обилие Своих наград с незначительностью тех даров, что может принести Ему человек (см., например, евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа или слова Спасителя: «Не мерою дает Бог Духа» — Ин. 3, 34). Но даже эта формулировка Десятословия, столь далекая от принципа кармического воздаяния, затем отметается как не вполне открывающая полноту Божией любви. Спустя несколько столетий после Моисея пророку Иезекиилю Господь уже говорит: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына… Вы говорите «почему же сын не несет вины отца своего?». Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их, и он будет жив. Душа согрешающая, та умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иезек. 18, 2-4 и 19-20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными    Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных?    Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо ««не здоровые имеют нужду во враче, но больные»« (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был »«поглощен чрезмерной печалью»« таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь», и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2).    Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: ««откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали»... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются    Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач.    Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных? Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо « «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» « (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был » «поглощен чрезмерной печалью» « таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь» , и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2). Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: « «откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали» ... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач. Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

«И Я прииму вас». Это обетование Божеского благоволения и благодатного приближения к верующим в Бога, и соблюдающим Его повеления, подобно тому, какое изрек Господь Спаситель: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господ Вседержитель. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». Обетования об усыновлении избранного народа Богу повторяются у пророков, и преимущественно соединяются с пророчествами о пришествии в мир обетованного Спасителя мира. По отношению к избранному народу израильскому, они показывали тоже особенное Божие попечение об избранном народе, о котором сказали мы, объясняя слова: вселюся в них, и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие (ст. 16). А по отношению к новозаветному времени сии пророчества предсказывали о благодатном усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа, по Его заслугам пред Богом Отцем, действием Святого Духа. Об этом времени пророк Иеремия, от лица Божия, говорит: Яко сей завет, его же " завещаю дому израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога и тии будут Ми в люди (сл. Евр.10:16 ). И не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко все познают Мя от мала даже и до великого их; яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:33–34 ). Это говорит пророк о том времени, когда Иисус Христос совершил уже искупление рода человеческого, примирил Бога с человеками, и ниспослал Всесвятого Духа, научающего всех верующих истинному Боговедению. Подобное и пророк Иезекииль говорит от лица Божия: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашем, и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех Моих ходите, -и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога, и спасу вы от всех нечистот ваших (Иезек. 36:24–29). Слова, пророка в высшем значении относятся к новозаветному времени, когда кров Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( Ин. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ибо все моления ваши, гора Сеир и союзники горы Сеир, о которых выше было сказано: наполню горы ее, и холмы, и долины, и поля или потоки, были против Меня; это не прошения и молитвы к Богу, как вы думаете, а крики, вопли и хуления. Поэтому и угрожает Господь и говорит: как радовалась ты о наследии дома Израилева, когда оно вследствие твоих преследований было опустошено, и растерзано и рассеяно по, всему миру, так Я поступлю с тобою. Ибо когда вся земля живых и земля святых будет радоваться и все обратятся на служение Богу, ты будешь опустошена, гора косматая, гора волосатая и вся Идумея, то есть дела земные и посвященные крови и кровопролитию, чтобы тогда ты познала, что Я Господь, который в другом месте сказал: Аз Господь Бог ваш (Иезек. 34:81). Глава И ты, сын человеческий, пророчествуй о горах Изранлевых и скажешь: горы Израилевы! слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: так как враг говорил о вас: а! а! вечные высоты (или пустыни) даны нам во владение (в вульг. в наследие), то пророчествуй и скажи: так говорит Господь Бог: за то, что вы опустошены, и попраны со всех сторон (или за то, что вы рассеяны теми, кои окружают вас), и достались в наследие (или во владение) прочим народом и сделались предметом пересудов и поругания для народов; за это, горы Израилевы, выслушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог горам и холмам, потокам, и долинам, и опустевшим (или опустошенным) развалинам и городам оставленным, которые были опустошены и поносимы (или попраны) прочими окрестными народами (или и прочим окрестным народам), за это так говорит Господь Бог: так как в огне ревности Моей Я изрек слово о прочих народах и о всей Идумее, которые назначили себе землю Мою в наследие с радостию (или мечом), и от всего сердца и от души, и изгнали, чтобы опустошать ее (или с ненавистию презирая души, чтобы истребить их чрез опустошение); то, говорит (в вульг. слова говорит нет), пророчествуй о земле Израилевой и скажешь горам и холмам, горным хребтам и долинам: так говорит Господь Бог: вот Я в ревности Моей и в ярости Моей изрек [это], потому что вы несли посрамление (или поношение) от народов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О, паства развращенная! Не слышим ли гром, пробуждающий нас ото сна, у Пророка Иезекииля: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали (Иезек. 34, 3–4). Поэтому, пастыри, послушайте слово Господне: Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их ( Иез. 34, 10 ). Таково предупреждение нерадивым пастырям. Подробнее об этом написано в предисловии к Беседам Златоуста, так что можете там и прочесть. Здесь же я написал кратко, желая опровергнуть обвинение соблазняющих еретиков в нашем невежестве или лености. Ибо клевещут на нас, что боготворим святые иконы и поучать или ленимся, или не умеем, хотя все знают, что горе клевещущим и говорящим неправду. Но и тем горе, от кого приходит соблазн и из-за чьего нерадения погибают овцы. Не могу же я здесь обойти вас забвением и молчанием. О, иереи, служители Божественных Тайн! Не думайте, что пастыри словесного стада Христова – это одни только архиереи. Знайте, что и на вас также наложено бремя усердного попечения и заботы о христианских душах. Дерзну даже сказать, что в этом деле на вас лежит еще большая ответственность, чем на архиереях. Они, как представители общества, руководят Церковью Христовой, как верховные блюстители стада, а каждый из вас знает недостатки и особенности своей Церкви, каждый из вас знает своих овец по имени. Каждый из вас испытывает совесть своих прихожан во исповедание грехов, обличает, исправляет, врачует: больных исцеляет, малодушных укрепляет, жестокосердечных покоряет, заблуждающихся наказывает, падших поднимает, отвергающих иго Закона Божия смиряет и разными способами служит, по своей обязанности, врученным вам для спасения овец. Вам дано быть служителями Христовых Тайн. Вы крестите, миром помазуете, честный брак венчаете, грехи кающихся на себя принимаете, разделяете животворящие трапезы с теми, кто уходит из этой маловременной жизни, а тем, кто хочет шествовать посреди сени смертной, показывает спасительный путь с надеждой на вечные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим». ( Лк. 1:26–35 ). От создания человека не было слышно между людьми, чтобы беспорочная дева родила без мужа. Пресвятая же Богородица бессеменно родила, будучи Девой, как предсказал о Ней и Св. пророк Исаия: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына» (гл. 7:14), родила, зачав во чреве по наитию Св. Духа и осенению силы Всевышнего ( Лк. 1:34–35 ), оставшись и после рождения Христа Приснодевой, согласно предсказанию об этом другого пророка: «И сказал мне Господь; ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены», (Иезек. 44:2). Не была Богоматерь обыкновенной женщиной, как дерзко учат сектанты, и потому, что Она родила не обыкновенного человека, а веками жданного Мессию, Спасителя мира. Вот почему и Св. пророк именует Матерь Божью «Царицей» небесной ( Пс. 44:10 ) и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13), и Св. Ангел с праведной Елисаветой называют Ее «Благодатной», «благословенной между женами», «Матерью Господа, Сына Всевышнего» ( Лк. 1:42–43 ); вот, наконец, почему и Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о Себе: «Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ... ( Лк. 1:48–49 ). Так говорят о величии Божией Матери и Св. пророки, и Св. Ангел Господень и праведная, исполненная Духа Святого, Елисавета и Сама Богоматерь, но сектанты, у которых вследствие их неверия Бог ослепил умы, сравнивают Ее с обыкновенной женщиной, унижают Ее величие, на погибель душ своих оскорбляя этим Ее и родившегося от Нее Сына, Христа Бога нашего. Во–вторых, Божья Матерь называется в Евангелии «женой» не потому, что Она имела мужа, ибо Она была только обручена Иосифу (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010