1. Обязанность Священника заботиться о спасении больных и умирающих Попечение о вечном спасении больных есть одна из самых важных, и вместе самых трудных обязанностей Священнического звания. Некоторые Священники сознавая всю важность сей обязанности по страху или недоверию к себе стараются уклониться от исполнения ее. Еще хуже поступают Священники не посещающие больных под различными предлогами, которые впрочем все обнаруживают в Священнике беспечность веры и недостаток любви ко вверенным ему. Можно ли Священнику спокойно пренебрегать посещением страждущих и больных членов своей паствы, когда Господь наш Иисус Христос подал нам совершеннейший образец в себе Самом, и дал ясное повеление посещать больных? О Нем сказано: пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с Ним ( Деян.10:38 . Мф.4:23–24 ). Он не только не оставлял без помощи ни одного страждущего, бедствующего и вольного, но даже Сам, по движению милосердия Своего, отыскивал несчастных и приносил им Свою благодатную помощь, как напр. расслабленному, лежавшему при купели Силоамской, которого с состраданием спрашивал Он: хочеши ли цел быти ( Ин.5:6 )? Все чудеса и дела Господа Иисуса Христа, для утверждения нового благодатного царства, что иное как не утешение, не благотворение немощным и больным ( Мф.11:4–5 )? Христос в продолжение всей жизни Своей на земле был добрым пастырем, как было о Нем предвозвещено Пророками: погибшее взыщу и заблудившее обращу, сокрушенное обяжу и немощное укреплю, крепкое снабдю и упасу я с судом. Как сильно возвышает Он голос Свой против неверных пастырей и наемников, коих укоряет Он: Изнемогшего не подъясте и болящего не уврачевасте и сокрушенного не обязасте и заблуждающего не обратисте, и погибшего не взыскасте и крепкое оскорбисте трудом и властию наказасте я и наруганием (Иезек.34:16–4; Мф.9:35–36 ). Если Сам Господь так заботится о немощных и больных, то можем ли мы уклоняться от сего? И если Христос дал Своим ученикам заповедь любви ко всем и указал на нее, как на признак Своих учеников; если Он в последний день суда будет спрашивать о делах любви, по ним будет судить всех и скажет стоящим одесную Его: болен бех, и посетисте мене ( Мф.25:36 ); то как обязательны должны быть такие дела любви и особенно посещение больных для тех, которых Он поставил пастырями Своего стада? Посылая Апостолов на проповедь Он повелел: исцелите недужныя, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие ( Лк.9:2–10,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедывать истину православия; там предлежит тебе, по выражение Св. Апостола Павла, обуть нозе во уготование благовествования мира ( Еф.6:15 ). Другие нередко обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного ( Матф.23:15 ), ищут не ищущих их и открываются не вопрошающим ( Ис.65:1–2 ). А ты оказываешься в более счастливых условиях: многие из униатов, окрест живущих, алчут и жаждут правды и охотно последуют гласу истины, когда раздастся он. Пастыри их нередко бросают их, так как находят, что доход от трапезы Господней там ничтожен, а труда много ( Малах.1:12–13 ), и вот за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись и блуждают и достаются на съедение всякому зверю в поле (Иезек.34:5–6). Пожалей же этих заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненых перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде (ст. 13–16)! Это дело должно быть особенно близко и дорого сердцу твоему, ибо и сам ты вышел из народа, который всего лишь 25 лет тому назад находился в тех же условиях, что ныне и Канадские русины. В непрестанное напоминание о предстоящем тебе миссионерском служении дается тебе сей св. крест миссионерский.. Возлагая его на перси своя, воспоминай Распятого на кресте Господа нашего, Который оставил небесные обители и сошел на землю, дабы обрести заблудшее овча. Взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, и ты не изнемогай и не ослабевай душею своею ( Евр.12:2–3 ), а с дерзновением приступай к престолу благодати, чтобы обрести благовременную помощь от Того, Кто сам искушен быв, может и искушаемым помощи ( Евр.2:18; 4:16 )! 11/24 апреля 1902 г. г. Сан-Франциско АПВ, 1902, т. VI, с. 190–191. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 59–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Да будет он для вас тоже, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской... (33–34) 12 . Ясно, что пришлец считается в числе ближних, на которых должна простираться любовь еврея, равная любви последнего к себе. Но что это за пришлец? «Что под пришлецом ( ­«ger») должно понимать не только того, кто принял иудейскую веру, но вообще того, кто, будучи не-иудеем, жил в иудейской стране, это строго филологически вытекает из того уже, что «ger» в 34 ст. употребляется в приложении ко всем евреям, когда они жили в Египте. Но, живя, в Египте, эти пришлецы=( ­»gerim»), конечно, не исповедовали египетской веры. Таким образом, еврей должен любить, как самого себя, даже и совершенно чуждого ему человека, чуждого в такой, напр., степени, в какой чужды в отношении к египтянам были его – еврея – предки. Вообще к мысли о приравнении иноземца-пришельца туземцу-еврею ветхозаветное Слово Божие возвращается не раз, в одном месте, напр., повелевая, чтоб был один суд как для пришельца, так и для туземца ( Лeb. XXIV, 22 ) 13 , в другом предписывая, чтоб при разделении земли, имевшей быть наследием двенадцати колен Израилевых, иноземцам, жившим среди последних, были отведены участки наравне с природными жителями, т. е., самими израильтянами (Иезек. XLVII, 13. 22. 23) 14 и проч. Словом, понятие: «ближний» ( ­rea), в виду сказанного, да и «согласно с еврейским словоупотреблением», вполне равносильно с понятием: «другой» (кто-бы это ни-был или даже чтобы это ни-было: сравн. Быm. XV, 10 и др.). Из объёма этого понятия не следует исключать даже и врага, о котором, по-видимому, здесь уже не могло бы быть и речи. Еврей обязывается любить и врага своего. Если, напр., он найдет вола врага своего или осла его, заблудившегося, то должен привести его к хозяину. Если увидит осла врага своего упавшим под ношею своею, то не должен оставлять его, но обязан развьючить его... ( Ucx. XXIII, 4. 5 ) 15 ). Чит. также вышеприведенное место из Лeb. XIX, 17. 18 и т. д. 16 , где уже довольно ясно намечена эта самая мысль 17 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)-очень любимый Лютером древнеримский поэт. …ставит необходимость над людьми и обстоятельствами…-примером этому служат следующие строки (пер. С. Ошерова): День последний пришел, неминуемый срок наступает Царству дарданскому!… (Энеида, П, 324) Отрок несчастный,- увы! - если рок суровый ты сломишь. (Энеида, VI, 883) Пусть Лавинии рок, предназначивший деву пришельцу. (Энеида, VII, 314) Каждому свой положен предел. Безвозвратно и кратко Время жизни людской…(Энеида, X, 465) …Если б Мог быть Пергам десницей спасен - то десницей моею. (Энеида, II, 291) См.: Рим., 1, 21. Рим., 3, 4. Там же, 4, 21. 2 Тим., 2, 19. Тит., 1, 2. Евр., 2, 6. Иак., 2, 10. Плач, 4, 1. См.: Кол., 2, 9. Пс., 29/30, 4; 85/86, 13. …покаяние (satisfactio) …-кроме обычного смысла, это слово еще означает определенную компенсацию за совершенный грех, дарение, добрые дела, которые якобы возмещали, искупали вину и вели к спасению. Иезек., 13,19. См.: Рим., 13, 4. Иез., 22, 27. См.: 1 Кор., 6, 12; 10, 23. …из марпесского мрамора…- марпесский мрамор назван по горе Марпесс, из которой его добывали в Греции на о-ве Парос. Ср.: Эноида, VI, 471. Мф., 16, 26. Там же, 10, 34. Лк., 12, 49. 2 Кор., 6, 5. Пс., 2/1, 1 сл. См.: Деян., 17, 6. См.: 3 Цар„ 18, 17. Согласно библейскому повествованию, Ахав -седьмой израильский царь, жена которого, Изавель, ввела в Израиле служение чуждым богам Ваалу и Астарте. Несмотря на все предупреждения и милости божьи, Ахав продолжал жить в грехе. Мф., 24, 6. См.: 2 Цар., 22, 43. См.: Мф., 16, 26. …немало наших книг.- «О Вавилонском пленении церкви» (1520); «О свободе христианина» (1520); «О монашеских обетах» (1521). В этих сочинениях Лютер выдвигал новый церковный идеал: свободу от внешних церковных предписаний, единство внутреннего человека с богом, признание всего только двух таинств -крещения и причащения; добрые дела понимались как следствие веры в Христа, а не как самостоятельный путь к спасению. Мф., 12, 30. См.: Мих., 7, 4. См.: Гал., 5, 13.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Иов. XXVII.46.79). Когда в человеке возрастают гордость и превозношение, они затуманивают взор его созерцания, и человек сам себя лишает Света Истины (Там же; ср. Письма. V.18). Поэтому если мы действительно хотим увидеть Бога и Его Премудрость, мы должны смиряться и считать себя глупцами (Толк. Иов. XXVII.46.79; ср. XIII.45; XVI.38). Смирение необходимо сопровождает созерцание Бога, ведь даже такой праведник, как Авраам, удостоившийся беседовать с Богом, считал себя прахом и пеплом (Быт 18:27; Толк. Иов. III.31.60). Поэтому и мы должны непрестанно в покаянии направлять очи ума на наши прежние грехи и беззакония, чтобы отклонять от себя всякое превозношение (Там же; ср. Гом. Еванг. 34.12). Такое состояние святитель Григорий называет также сердечным сокрушением. Он различает четыре вида такого сокрушения. Во-первых, душа сокрушается, когда осознает, “где она была”, то есть вспоминает свои предшествующие грехи; во-вторых, она помышляет, “где она будет”, то есть страшится справедливого суда Божия; в-третьих, она с горестью осознает, “где она есть”, то есть наблюдает злострадания настоящей жизни; наконец, в-четвертых, она с плачем взирает туда, “где ее еще нет”, то есть созерцает блага вышнего Отечества, которых еще не достигла (Толк. Иов. XXIII.20.41; ср. IV.35; V.51; Гом. Иезек. I.7.20). Пламя сокрушения жжет наше сердце настолько, что сжигает в нем все беззаконные дела и помыслы (Толк. Иов. III.30.59). Подобно плугу, сокрушение возделывает почву нашего сердца для произращения добрых плодов (Гом. Иезек. I.3.16) и, подобно некому механизму, возносит нашу душу в горняя (Толк. Иов. I.34.47). Согласно святителю Григорию, эти четыре вида сокрушения сводятся к двум основным: сначала душа сокрушается от страха, поскольку, вспоминая о своих грехах, она страшится подвергнуться за них вечному мучению; после этого она сокрушается от любви к Богу (Диал. III.34) 23 . Ведь от страха Божиего, являющегося началом премудрости, человек постепенно переходит к любви Божией (Толк. Иов. XXII.20.48; Гом.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Песн. Вступл., 8). Душа сокрушается от любви к Богу, поскольку горит желанием увидеть своего Небесного Жениха, но в этой жизни не может соединиться с Ним во всей полноте. Такое сокрушение подобно поцелую: душа тогда “целует” Бога, когда сокрушается о Его любви (Гом. Nech. I.5 ; Диал. III.34). Любовь (caritas, amor, dilectio) также подобна духовному механизму, отделяющему нашу душу от мира и возносящему ее к Богу, к созерцанию Божественного Света (Толк. Uob. VI.37.58 ). Когда от земных желаний человек “восхищается” во внутреннее, его дух всецело устремляется в любви к Богу (Там же. V.6.9). Любовь предполагает полное самоотвержение, поскольку мы действительно преуспеваем в Боге тогда, когда полностью отказываемся от себя (Там же. XXII.20.46). По мнению святителя Григория, эта любовь души к Богу аллегорически описана в Песне Песней, где образ невесты в широком смысле означает Церковь , а в узком смысле – душу каждого верующего, в то время как образ жениха означает Самого Господа (Гом. Песн. Вступл., 9; I.3,24; cp. Гом. Еванг. 12.4). Как Церковь в целом ожидает пришествия Господа, так и каждая душа в частности наблюдает вхождение Бога в свое сердце, подобно вхождению жениха в брачный чертог (Гом. Песн. Вступл., 9). Другими словами, душа соединяется с Богом в духовной любви так же тесно, как невеста со своим женихом (Там же. Вступл., 7; Гом. Иезек. II.3.8; II.3.12; II.5.1; II.7.2; Гом. Еванг. 25.2). Эта жаркая любовь к Богу рождает в душе глубочайшее видение предмета своей любви. По мнению святителя Григория, любовь к Богу означает не что иное, как Его познание (Гом. Еванг. 27.4; 12.4), ведь мы познаем нашего Творца не иначе, как через любовь (Толк. Иов. Х.8.13 ; ср. Гом. Еванг. 14.4; 34.11; Гом. Иезек. II.9.10) 23 . Святитель Григорий считает слепым того, кто настолько подавлен тьмой настоящего века, что не ведает об этом Свете вышнего созерцания (Пастырск. Прав. I.11). Еще пребывая в этой тленной плоти, человек острием созерцания может видеть вечную Славу Божию (Толк. Uob. XVIII.54.89 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

13 Не остается ныне более места сомнению о первейшей и главнейшей сей должности просвитерской: но только удивляется и сердцем болеет, что она у многих из нас по большей части почитается или за последнюю, или ни за какую. Чего ради следует таковым опасаться, да не речется об оных оное Иеремии пророка слово: священницы не рекоша, Господа есть Господь; и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя. 2:8. Надлежит опасаться и оного суда Господня, коим раб ленивый и лукавый. По причине закопанного таланта. Осужден есть Мф.25:26. 27 и 30. К сему надлежит суду некоторые знаки, коими апостол Петр во втором послании 2:17. Иуда в послании своем в 12, означают ленивых и развращенных учителей, называя источниками и облаками безводными древесами есенными, бесплодными, дважды умершими. А Исаия пророк таковых слепотою и немотою порицает, 56:10, 11. 14 Означенная леность и упомянутое иеремием пророком неведение до того доводят, что пастыри более своих си ищут. А не яже Христа Иисуса, то есть о себе пекутся, а не о спасении людей, Филип.2:21 . А еще того досаднее делают, когда слово Божие оставя, к суеверным баснем уклоняются, и не имущее в себе образа здравых словес, 2Тим.1:13 , суетная глаголют. И тем прихожан в суеверие и раскол приводят. Зде для наставления должно пресвитером примечать словеса Господня следующая: Отле пастыри Иилевы! Еда пасут пастыри самих себе; не овцев ли пасут пастыри; Се млеко ядите, и волною одевается, и тучное закалаете. А овец моих не пасете. Изнемогшего не подасте, большего не уврачевасте и сокрушенного не обязасте, и заблуждающего не обратисте, и погибшего не взыскасте. (И за такое нерадение в тойже главе пониже грозит Господь:). Се аз, рече, на пастыри, и взыщу овец моих от рук их, и отставлю от паствы овец моих. И не будут пасти их пастыри: ниже самих себе имут пасти. Иезек. 34:3, 10. И паки: горе пастырем. Иже погубляют и расточают овцы паствы моея. Иерем.23:1. Целая глава сия довольно научает пастыря: полезно будет присовокуплить и 13. Иезек.18, и проучая до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Еще налагаем законный приговор, о котором говорится выше, на Феликса монаха афрского, который, говорят, настоятельствовал в гиллитском монастыре, и, как известно, своим легкомыслием и непостоянством рассеял по разным местам общество того монастыря, и есть зачинщик вашего коварства, и вместе на всех тех, которые, клирики ли и монахи, или миряне, после настоящих запрещений, осквернились бы в каком-либо вашем сообществе, или изъявили бы к нему или к вам сочувствие и расположение. Пусть этими средствами сохранится канонический порядок, и никто не дерзает более возмущать мир Церкви, который любит Господь. Да будет вам известно, что настоящий приговор мы послали к вам с братьями и соепископами нашими Иоанном марсикским, Закхеем силлакским, Юлианом цингульским, также с детьми нашими диаконами Сапатом и Петром, и с сыном нашим Сургенцием, первенствующим из нотариев и рабом Божиим иподиаконом первого участка, и с Викентием, иподиаконом второго участка нашей церкви, которою мы управляем“. Потом прочтено было из другой хартии: „Возлюбленнейшему брату Валентиниану, епископу томийскому в области Скифии, Вигилий. „Читая писание твоего братства, мы с удовольствием убедились в присутствии в вас пастырской заботливости; почему справедливо могут быть приложены к тебе следующие пророческие слова: «спасу овцы моя, ...и восставлю им пастыря единого, и упасет я, раба моего Давида» (Иезек. 34, 22–23). Посему твоя любовь должна следовать и следующим словам Господа нашего: «стража дах тя дому Израилеву, да слышити слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене» (Иезек. 3, 17), и собравши тех, которые, как ты доносишь, соблазняются разными слухами, непрестанно увещевать, чтобы они не были обольщены теми, которые, скрывая нечестивейший дух под покровом православного, стараются уловить своим коварством сердца неопытных христиан, и, подражая в злобе обычаю отца своего диавола, желают возмутить вверенную тебе церковь разными лживыми сочинениями, и к которым хорошо прилагается апостольское изречение, говорящее: «молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них»: и ниже: «иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых» ( Рим. 16, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Исаии 35:4–10; Ис. 40:10–11 ; Ис. 52:12 ; Иезек. 34:11–20, 22; Захар. 14и мн. др.); в других Мессии, потомку Давида ( Пс. 2 , Исаии, 52:13–15; Иезек. 24:23–24) 391 . Мессия наделяется многими сверхъестественными свойствами и ему будто бы усвояется вечное бытие ( Пс. 109:4 , по LXX и 109:3; Пс. 2:6–7 ; Ис. 7:14 ; Ис. 9:6 ; Ис. 11:1–2 ; Мих. 5и мн др.) 392 . Трудно сказать, представлялся ли Мессия как существо божественное, или просто только человеческое, но наделенное сверхъестественными свойствами. Последнее вернее, ибо везде с твердостью указывается на то, что Мессия будет именно потомком Давида. При осуществлении своего дела Мессия изображается то воинственным царем ( Пс. 2, 109 , Ис. 65:1 ), то мирным князем ( Пс. 71 ; Ис. 2:3, 4 , ср. Мих. 4:1 ... Захар. 9:9 ). – От виновника спасения авторы священных книг переходят к изображению грядущего спасения или царства, которое имеет основать Бог или Мессия Его, потомок Давида. На этом предмете они останавливаются с особою продолжительностью и описывают его с большими подробностями. Древнейший из пророков пр. Иоиль так, напр., изображает будущее царство или грядущее спасение. Указывая на бедствие народное (опустошение полей саранчою), как на следствие грехов и призывая всех к покаянно ( Иоил. 1–2 ), как необходимому условию получения спасения ( Иоил. 2:13 ), он так изображает грядущее будущее: Дух Божий изольется на всякую плоть, даже на рабов и на рабынь, и все будут пророчествовать. Пленные и рассеянные иудеи возвратятся на гору Сион, в Иерусалим. После этого будет произведен суд над всеми народами в долине Иосафата ( Иоил. 3:2–4 , Иоил. 3:11–12 ). Народы, угнетавшие Израиля, будут преданы в его руки, и Господь навеки воцарится во Иерусалиме ( Иоил. 3:17, 3:20 ). Царство Его будет изобиловать всеми благами: „И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет наполнять, долину Ситтим“ ( Иоил. 3:18 ). Это изображение царства Божия у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Артем 23 февраля 2016, 16:55 Текстологические аргументы о. Олега все таки заставляют улыбнуться: здесь апостол говорит " покайтесь " - значит, не все, детей не включаем; " крестится каждый из вас " - все, детей включаем; тогда как текстологическая опора противников раннего крещения более прочна - там действительно написано про связь крещение и веры - черным, что называется, по белому. Плюс о. Олег, сознательно или нет, совершенно не упоминает тот факт, что современные крестные родители - это формальность, по их вере - это иногда оксюморон. Я знаю одного человека, который крестился на несколько недель раньше своего крестника только с той единственной целью, чтобы стать крестным. А это серьезная проблема. 23 февраля 2016, 10:28 Прочитал статью и не смог найти аргументов для своего товарища, который хочет, чтобы его сын крестился не в младенчестве, а в более осознанном возрасте. Слышал даже, что и в РПЦ нет единого мнения на этот счет. Так профессор богословия Осипов призывает креститься в сознательном возрасте, Н.С. 23 февраля 2016, 09:34 Александр: " Почему когда ко Христу приводили детей Он только благословлял их, а не крестил? " Александр, разве Христос крестил кого-либо во время Своей земной жизни? Геннадий 22 февраля 2016, 22:00 А как же понимать святителя Феофана Затворника: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!» . Преподобный Ефрем Сирин (IV век): «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».

http://pravoslavie.ru/90815.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010