Как думать о позднем обращении и даже лишь на смертном одре? Так как Господь не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иезек. 33:11), то мы не вправе указывать предел, дальше которого, со стороны Божеской, невозможно обращение человека. Бог не может не внимать мольбам человека, если они искренни. Он не может отвергнуть грешника, с воплем утопающего, простирающего к Нему свои руки. Он не отверг и распятого разбойника в последний час его жизни. Но со стороны человеческой, обращение становится тем менее возможным, чем он долее его откладывал. Греховная привычка, с годами все более укореняющаяся, весьма затрудняет возможность обращения. То же производит и предсмертная болезнь в сопровождении мучительного беспокойства и далеко не располагающая к исправлению души и к обращению. Поэтому откладывать обращение в высшей степени опасно. Откладывающий обращение совершает грех против Св. Духа. Господь Спаситель призывает нас не медлить, говоря: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу ( Матф. 5:25–26 ). Помни, Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили года, о которых ты будешь говорить: «нет мне в них удовольствия», доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем ( Еккл. 12:1–5 ). Покаяние и вера Если поточнее анализируем акт обращения, то найдем в нем два момента: покаяние и веру. Покайтесь и веруйте в Евангелие: – такими словами начал проповедь Господь Спаситель ( Мк. 1:15 ). О покаянии и вере проповедовал народу и Иоанн Предтеча. Первое есть отрицательный момент, а вторая – положительный. Эти два момента не являются разделенными актами, т.е. будто сначала выполняется один акт, а потом другой; они совместны. Покаяние есть живое сознание греха в себе и решительное отрицание его в глубине души. В нем можно различать моменты раскаяния и покаяния. Раскаяние есть глубокая внутренняя скорбь, душевная мука, сопровождающаяся осуждением своих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

обратился от пути своего и жив был” (Иезек. 33:11). От тебя хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи (Ему) слезы, и Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Ты представь хоть малый предлог, чтобы иметь благовидное оправдание; ибо (в деле спасения) одно зависит от Него, а другое от нас. Если мы представим, что зависит от нас, то и Он дарует, что зависит от Него. Но вот Он уже даровал, что зависело от Него. — утвердил солнце, луну, и разнообразный хор звезд, разлил воздух, распростер землю, оградил море, дал горы, долины, холмы, источники, озера, реки: бесчисленные роды растений, сады и все прочее. Принеси же и ты немногое, чтобы таким образом Он даровал тебе и высшие блага. Итак не будем беззаботно о самих себе, и не отступимся от своего спасения, имея такую бездну человеколюбия Господа всех, который даже кается о наших грехах. Предлагается царство небесное и рай, и блага, “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9), и мы не будем всячески стараться принести что-нибудь с своей стороны, чтобы не лишиться этих благ? Разве не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился и одержал бесчисленные победы над диаволом, который в теле прошел вселенную, обтек землю, и море, и воздух, и, как бы на крыльях облетел вселенную, — который был забросан камнями, побит, потерпел побои, все перенес ради имени Божия, призван был свыше небесным гласом? Смотри, что говорит он, какое произнес слово: мы получили, говорит, благодать от Бога, но и я потрудился и сделал свое, “и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился” и сделал свое (1 Кор. 15:10). Знаем, говорит, знаем великость благодати, которую вы получили; но не праздным она нашла меня; известны дела мои. Так и мы, приучив руки к милостыне, чтобы принести с своей стороны нечто малое; станем плакать о грехе, стенать о беззаконии, чтобы видно было, что и мы привносим хоть что-нибудь малое, между тем как то, имеет быть даровано нам, велико и превышает наши силы. Это рай и царство небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь ныне и всегда, и во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). 2.4. Таинство покаяния «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» [ 443 ]. Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). От приступающих к таинству покаяния требуется: а) вера во Христа, ибо «…всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его» (Деян. 10, 43). б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10). в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19). Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва [ 444 ]. 2.5. Таинство священства «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» [ 445 ]. Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу! Отныне мы имеем у себя Ходатая ( Евр.8:6; 9, 15; 12, 24 ) — великого Священника ( Евр.10:21 ), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших ( Евр.4:14- 15 ), милостивого и верного ( Евр.2:17 ), не пришедшего судитьмир, но спасти шр ( Ин.12:47 ), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти ( Евр.2:14 ), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден ( Ин.16:8-11 ). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время! Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! ( Пс. 43; 24, 27 .) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! ( Пс.81:8 .) Аминь. Слова, беседы и поучения на дни Цветной Триоди Беседа в день Святой Пасхи (на литургии) Христос Воскресе! Спешно исторгающийся из уст ваших ответ — Воистину Воскресе! - говорит нам, что в этот день, в этом месте, в эти минуты ничто так не прилично говорить нам, как только: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ученикам Господа нужны были свидетельства целого дня для того, чтобы они могли наконец сказать: Господь истинно воскрес ( Лк.24:34 ). А нам достаточно начать слово Христос… - как навстречу ему в тысяче звуков со всех сторон несется Воистину Воскресе! Но что же содержится в этом кратком переговоре нашем? Призыв ли к радости, приветствие ли любви, пожелание ли мира или вопрошение и ответ? Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вот всё немногоречивое содержание нашей удивительной беседы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Так сказали бы они [евреи]. Но мы скажем, что еретики заграждают путь, чтобы из Сихема, то есть от добрых дел, мы не приходили к Иерусалим, то есть в Церковь. Они составляют как бы пасть разбойников и убивают тех, которые стремятся чрез путь мира сего достигнуть истины. Сихем означает то есть плеча под плечами же мы разумеем дела, и все лжесвященники скрывают путь и чрез злые дела убивают людей, чтобы они не приходили в Иерусалим. А что плечо означает дела, это видно из следующих слов: „обрати (da) сердце твое к плечу твоему», то есть обрати мысли твои в дела. И об Иссахаре мы читаем, что он подложи рамы своя на труд, и бысть муж земледелец (Быт. 49:15).    Ст. 10—11. В доме Израиля Я видел ужасное; там блудодеяния у Ефрема, осквернился Израиль. Но и ты, Иуда, приготовься (ропе) к жатве у тебя, когда Я возвращу плен народа Моего. LXX: В доме Израиля Я видел ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль и Иуда; начни обирание винограда у себя, когда Я возвращу плен народа Моего. Ос. VIÏ1. Когда Я хотел врачевать Израиля, открылось беззаконие Ефрема и злодейство Самарии; они делали дела лжи, и вошел вор, и разбойник грабит извне    LXX [перевели] таким же образом. Израиль часто получал многочисленная раны от идолослужения и в особенности тогда, когда в пустыне сделали литую голову тельца и сказали: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския (Исх:32, 8). Поэтому Я, как желающий более покаяния грешника, нежели смерти (Иезек. гл. 18 и 33), и говорящий впоследствии в Евангелии: не требуют здравии врачо, но болящии (Лук. 5:31), старался врачевать раны народа Моего. И когда Я употреблял все средства искусства для того, чтобы уврачевать несчастный народ, то внезапно явился Иеровоам из колена Ефремова, сделавший золотых тельцов, а открылось злодейство Самарии, последовавшей за нечестивым царем; потому что и царь и народ сделали дело лжи, то есть идола. Ибо как истукан противоположен Богу, так ложь истине. Сам же царь подобно вору вошел к народу израильскому и подобно разбойнику лишил несчастный народ помощи Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Точно также и дар чудотворения в Церкви Христовой никогда не прекращался и не прекратится. Иисус Христос сказал, что истинная вера у людей будет сопровождаться знамениями: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брат змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). По истинной и глубокой вере в православной Церкви и в настоящее время проявляются чудотворения изгнанием бесов, исцелением недугов и проч. по молитвам избранников Божиих, хотя дар чудотворения, как дар чрезвычайный ( 1Кор.1:2,9–10 ), и не привязывается непременно к известному служению. Мнимо-духовные христиане говорят ещё: православное учение о таинстве покаяния нельзя признать согласным с св. Писанием ещё и потому, что покаянием можно заглаждать грехи недавние, допущенные человеком непроизвольно, по слабости человеческой воли; а кто повторяет известный грех много раз, коснеет в нём, грешит произвольно и сознательно, тот погиб навсегда, того уже невозможно опять обновлять покаянием, когда он снова распинает в себе Сына Божия, и ругается Ему ( Евр.6:4–6 ). А между тем в православной Церкви кающемуся прощаются все грехи. По поводу этого возражения мнимо-духовным христианам нужно разъяснить, что, согласно с словом Божиим, православная Церковь , действительно, верует и учит, что чистосердечное и искреннее раскаяние грешника перед Богом может принести ему полное и всецелое прощение в каких бы то ни было грехах, так как Бог не желает смерти грешника, а чтобы он обратился от путей своих и был жив (Иезек.18:23,33:11). Ещё в ветхом завете было известно верующим людям, что милосердие Божие покрывает всякий грех человека, при его искреннем и чистосердечном раскаянии, как мы читаем об этом во второй книге царств: Бог не желает погубить душу и помышляет как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:2,14 ). А в новом завете милосердие Божие к грешным людям, проявившееся беспредельной любовью в крестной смерти Сына Божия за грехи человеческого рода, даёт людям ещё большую надежду на возможность заглаждать грехи свои покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

наиболее. упражняясь умом. постоянным. замедлив. близость. постоянное отношение. близость. духовный восторг. Пс. 104, 4 . Иезек. 33, 11. Исаии 65, 1. Мал. 3, 7 . Иезек. 33. 14 – 18. Иер. 37, 2, 3 . Прит. 28, 13 . Ис. 1. 19 . Ис. 55, 3 . надеяться. росли. безразсудно. содержимы. отрекшимся. во всем. приветствием. приносящих в дар. уничижи. греховных. презри. кто гонится за честию, от того она убегает. последует. примешь укоризну. слов; «или богати суть или нищи» нет в Греч. книге. увечных. в Греч. кн. 56. склонной к принятию. отвратительно, ненавистно. помрачение. удаляться. безпопечительно. Ис. 58, 2. 3 . воздержания и поста. не различающий. доказательство. посторонним. вред. крепость. оправдания. тишиною непоколебимою. благих и мужественных деяний. думаешь. озарение. в Греческой книге: χαρ, радость, веселие. Мат. 25, 31. 33. Мат. 13, 43. Мат. 8, 11. Евр. 5, 14 . в подобии. Луки 4, 23 . Мат. 15, 44. приражения всяких помыслов, через чувства. изгонит ум из твердыни хранения. т. е, с помыслом тщеславия. т. е. помысл тщеславия. блудных. недопускать. власть. т. е. памятию добродетелей. к труду побуждают. пока не приимет. которая удаляет. духом. помыслов. благих или злых. движению. помыслов. во глубине сердца. птенец. прыгающий. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. потому, что не ощутил еще. в Греч. кн. «по малом времени», но перевод Св. Паисия очевидно правильнее. Пс. 33, 16 . Пс. 17. 29 . бывающий при всех. выкидыша. усовершают. постоянном. т. е. уготовившиеся. и не обратившиеся в бегство. трудность. Прит. 22, 14 . Прит. 22, 14 . Числ 13, 34 . πραγματειας, деятельность. т. е. труда. Еккл. 11, 4 . определеннаго (кончины). Пс. 89, 4 . тягостно. Матф. 8, 13 . службы своей. терпеливо. правило молитвы. довольствуется. правило молитвы. правило молитвы. приходя в восторг от величия смысла. недеятелен. некоторой привычки. и не обратился назад. В Греч. кн. 9. с понуждением. в отдельности. не безполезно. часто, многократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

4.  Следовательно, Бог, определивший наказание Судом за все грехи, и плоти, и духа, как грехи совершенные, так и грехи воли, обещал и помилование через покаяние, говоря народу: Покайся и спасу тебя (ср. Иезек. 18:21;23). И еще говорит Господь: Я жив и желаю скорее покаяния, чем смерти (33:11). Следовательно, покаяние есть жизнь, так как оно противопоставляется смерти. Прибегни же к покаянию, грешник, подобный мне (нет, меньший меня, ибо я сознаю свое превосходство в грехах), прилепись к нему так, как хватается потерпевший кораблекрушение за спасительную доску! Она поднимет тебя, заливаемого волнами грехов, и доставит к пристани Божественного милосердия. Воспользуйся случаем неожиданного счастья, чтобы ты, являющийся пред Богом, не более, чем каплей в ведре (Ис. 40:15), пылью на площади и сосудом горшечника  , сделался с этих пор тем древом, которое, будучи посажено у вод, всегда сохраняет листву, в свое время приносит плод и не увидит ни огня, ни топора  . Покайся в грехах, на–шедши истину; покайся, что любил то, чего не любит Бог, ведь мы также принуждаем своих рабов ненавидеть то, к чему сами питаем отвращение. Ибо основа послушания — в сходстве душ. Перечислять блага покаяния — это предмет обширный, требующий великого красноречия. Мы же, по своей неспособности, можем провозгласить только одно: что Бог заповедал, то есть благо — и благо высочайшее. Я считаю дерзостью спор о благе Божественной заповеди. Ибо мы должны ей повиноваться не потому, что она благо, а потому, что заповедана Богом. Для послушания всего важнее величие Божественной власти; значение повелевающего превосходит пользу повинующегося. Благо ли каяться или нет? Что умствуешь? Бог заповедует. Но Он не только заповедует, но и призывает. Он побуждает наградой спасения и прибегает к клятве, говоря: Я жив (Иезек. 33:11). Он желает, чтобы Ему верили. О, как блаженны мы, ради которых Бог клянется! О, как несчастны, если не верим клянущемуся Господу! Итак, то, что Бог предписывает с такою настойчивостью, что Он, следуя человеческому обычаю, свидетельствует даже под клятвой, это мы несомненно должны принять и добросовестно сохранять, чтобы, постоянно утверждаясь в Божественной благодати, могли также постоянно оставаться и при ее плодах, и при выгоде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Деятельная жизнь исполнена многими трудами, а созерцательная жизнь проста и воздыхает лишь к видению Первоначала (Там же. II.2.10). Деятельная жизнь доступна многим, созерцательная — немногим (Толк. Иов. XXXII.3.4). Деятельная жизнь первее по времени, поскольку от доброделания человек устремляется к созерцанию. Однако созерцательная жизнь выше, чем деятельная, по достоинству, поскольку последняя трудится для настоящего, а вторая таинственно предвкушает грядущий покой (Гом. Иезек. I.3.9; ср. Толк. Иов. VI.37.60). Деятельная жизнь хороша, а созерцательная — лучше 19 , поскольку первая прекращается вместе со смертной жизнью, а вторая еще более возрастет в жизни бессмертной (Гом. Иезек. I.3.9). Деятельная жизнь ограничена настоящим веком, в то время как созерцательная жизнь никогда не закончится: здесь она только начинается, чтобы достичь совершенства в Небесном отечестве, поскольку тот “огнь любви”, который здесь только возгорается, разгорится еще ярче, когда человек увидит Того, Кого любит (Там же. II.2.9) 20 . Поэтому правильный порядок человеческой жизни состоит в стремлении от жизни деятельной к жизни созерцательной (Там же. II.2.11). Однако святитель Григорий считает, что на земле для человека более предпочтительна жизнь смешанная. Деятельная и созерцательная жизнь были соединены еще в законе Моисеевом, где были даны заповеди любви к Богу и к ближнему (Там же. II.6.5). И в Евангельские времена Сам воплотившийся Господь Своим примером подтвердил это, ибо Он вел и деятельную, и созерцательную жизнь, тем самым примирив их в Самом Себе (Толк. Иов. XXVIII.13.33). Святитель Григорий приводит такое сравнение: как лицо совершенно тогда, когда имеет два глаза, так и душа, когда живет двойной жизнью — деятельной (=левый глаз) и созерцательной (=правый глаз, Там же. VI.37.57). По мнению святителя Григория, тому, кто укротил в себе плотские страсти, остается еще усовершенствовать свой дух усердием в доброделании, а тому, кто “расширил” свой дух в добрых делах, остается еще распространить его на усердие во внутреннем созерцании; ведь равным образом не будет совершенным ни тот, кто пренебрег деланием из-за усердия к созерцанию, ни тот, кто отбросил созерцание из-за усердия к деланию (Там же.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Клятва употребительна на делах особенной важности, и что утверждается ею, не может быть изменено вопреки ей. Посему, как тверда и непреложна клятва и притом клятва Божия: так и священническое служение Христово должно пребывать неизменным и вечным. Царю Давиду дано было такое обетование от господа: возставлю семя твоё по тебе, иже будет от чрева твоего и уготовлю царство его. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в сына. Царство его до века предо мною, и престол Его будет исправлен во веки (Цар.7:11–16). В сем обетовании наследие царского престола предоставляется от Бога сыну и роду Давидову, но вместе заключается указание, что из семени Царя Давида произойдёт такой Потомок, царствию Которого не будет конца. Столь важное обетование требовало особенного утверждения от Господа, и в посредство для сего была избрана клятва. Сам сын и наследник Давида – Соломон свидетельствует: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется её: от плода чрева твоего посажду на престоле твоём ( Псал.131:11 ). Так, Господь сам утвердил клятвою истину слова Своего, и Сам дополнил, что клятва его непреложна, что он никогда не отвержется её. В подтверждение того же обетования сам Господь говорит устами псалмопевца: завещах завет с избранным Моим, кляхся Давиду, рабу Моему: до века уготовлю семя твоё и созижду в род и род престол твой. Единою кляхся о святом Моём (святостию Моею); аще Давиду солжу ( Псал. 88:4–5–36 ) ? Были и другие важные важные случаи, когда Бог клялся самим Собою, Ис. 45:23 , Ам 6:8 , Иер.22:5 ; мышцею Своею, Иер 51:14 ; десницею, Втор. 32:40 ; именем Своим великим, Иер.44:26 , святынею своею Амос. 4:2 ; жизнею Своею, Числ.14:21 – 23 . Иезек. 33:11. Указав на сей последний вид клятвы Божией Тертулиан в своей книге своей о покаянии, замечает: «Бог не только заповедует покаяние, но увещает нас (грешников) к нему, как к единственному средству спасения. Он даже произносит относительно сего клятву: столько то желает Он, что бы мы имели к нему доверие. Живу Аз, не хощу смерти грешника, говорит Он (Иерем.33:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010