13. Постараемся же предварительно иметь на себе знак и печать Господню; потому что во время суда, когда Бог будет производить разделение, и собраны будут все колена земные - целый Адам, когда Пастырь созовет стадо Свое, тогда все, имеющие на себе знак, узнают своего Пастыря, и Пастырь узнает имеющих на себе собственную Его печать и соберет их из всех народов; услышат глас Его свои, и пойдут во след Его. На две части разделится мир: одна часть будет темное стадо, отходящее в огнь вечный, а другая - света исполненная паства, возводимая к небесному жребию. Что ныне приобрели мы в душах, то самое воссияет и обнаружится тогда, и облечет славою тела. 14. Как в месяц Ксанфик закрытые землею корни износят плод свой, дают свои цветы и украшения и оплодотворяются; и тогда обнаруживаются добрые корни и явными делаются те, на которых есть терния: так и в оный день всякий покажет и обнаружит и доброе и худое, что сделал он при помощи собственного своего тела. Ибо там - общий суд и воздаяние. Кроме видимой пищи есть другая пища. И Моисей, когда восходил на гору, постился сорок дней. Взошел он человеком, а нисшел, имея в себе Бога. Вот видим на себе, что тело, если не подкреплено снедями, расстраивается в несколько дней; но Моисей, постившись сорок дней, сошел гораздо сильнейшим всякого; потому что питаем был Богом, и тело его снабжаемо было иною небесною пищею. Ему пищею стало Божие слово, и имел он славу на лице. Но бывшее с Моисеем есть только образ; ибо оная слава сияет ныне внутри - в сердцах христиан. И воскрешенные тела в воскресение покроются иною Божественною ризою, и будут питаться небесною снедью. 15. Вопрос. Что такое значит жена, молящаяся с откровенною главою (1 Кор. 11, 5)? Ответ. Поелику во время Апостолов женам вместо покрывала служили отращенные волосы: то и Господь и Апостолы приходят к твари и уцеломудривают ее. Впрочем, жена представляется здесь как образ Церкви. И как, в то время, жены показывались народу, имея вместо покрывала распущенные волосы: так, Церковь одевает и облекает чад своих в Божественные прославленные ризы. Даже и в древности в израильской Церкви была одна Синагога, и была она покрываема Духом; и Духом облекались Израильтяне вместо славы, хотя и не водились Им. Посему, слово: Церковь говорится и о многих, и об одной душе: ибо сама душа собирает во едино все помыслы, и пред Богом есть церковь; потому что душа сочеталась с небесным Женихом для общения с Ним, и срастворена небесным. Сие же разумеется и о многих душах и об одной. Ибо и Пророк говорит об Иерусалиме. Я нашел тебя оставленною и обнаженною, и облек тебя, и так далее, как бы рассуждая об одной жене (Иезек. 16, 8-13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

Востани, поучися в нощи, в начале стражбы тво­ей, пролей, яко воду, сердце твое пред лицем Господним, воздвигни к Нему руце твои о душах младенец твоих, разслабленных гладом в начале всех исходов» (Плач. Иерем. 2:18—19); чтоб и против нас не было сказано: «восплакася земля, и растленна бысть вселенная, восплакашася высоцыи земли. Земля бо беззаконие со­твори живущих ради на ней, понеже престу­пиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный. Сего ради проклятие пояст зем­лю, яко согрешиша жпвущии на ней. Сего ради убози будут живущии на ней, и останется человеков мало» (Ис. 24:4—6); или сие: «еще мало да идут и падутся вспять, и в беду впадут, и сокру­шатся, и пленени будут... яко рекосте: сотворихом завет со адом и с смертию сложение» (Ис. 28 13—15). Если будем избегать сего, то веруем, что «в свое время возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и погубит князи Моавитские и пленит все сыны Сифовы» (Числ. 24:17). «И не будет к тому дому Израилеву остен го­рести и терн болезни» (Иезек. 28:24). «И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Из­раиль» (Втор. 32. 9); и еще: «дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им.И по­знается во языцех семя их, и внуцы их по­среди людей: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословенное от Бога, и радостию возрадуются о Господе» (Ис. 61:8—9). Чрез пророка же Иеремию говорит Господь: «аще премолкнут законы сии от лица Моего, то и род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни» (Иер. 31:37). 49. Итак, исследуем пути наши и обсудим шаги наши; и потечем в след вони ведения, скрывая всегда глаголы истины в сердцах своих, чтоб быть «непорочными в пути и ходить в законе Господнем» (Пс. И8, 1). Да не устрашает нас немощь тела и долговременность труда; (ибо не вечно будем жить здесь, по сказанному): «отцы ваши где суть и пророцы? Еда во веки поживут? обаче словеса Моя и законы Моя приемлете, елико Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим пророком, иже постигнуша отец ваших» (Зах. 1:5—6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

   97. У этой колесницы есть колеса, о которых сказал пророк: «И дух жизни был в колесах» (Иезек. 1:20); это значит, что духовная колесница катится плавно и легко, без каких-либо препятствий. Глава шестнадцатая    98. Дабы мы не ослабели совершенно, Слово Божие призывается в ореховый сад (Песн. 6:10), где находятся плоды пророческой проповеди и благодать священства, горькая во время искушений, твердая в трудах и плодоносная в духовных подвигах. Здесь именно расцвел и ореховый жезл Ааронов, не силою своих природных свойств, но по сокровенному действию (Божества). Итак, пусть Оно сойдет в сад свой, чтобы собрать плоды веры, насладиться ароматами, обрести небесную пищу и вкусить сладости нашего меда, говоря так: «набрал я мирры моей с ароматами, поел» хлеба моего с медом моим (Песн. 5:1). Все это возросшее на цветах различных добродетелей, — этих пчел, возвещающих мудрость (Притч. 6:8), все, что собрано соединенным трудом этих пчел, святая Церковь слагает в соты, — это и есть пища Христова.    99. Итак, мы все имеем во Христе. Пусть же приходит к Нему всякая душа: и та, которая страждет телесными недугами, и та, которая пронзена как бы острием суетной страсти, и та, которая хотя не достигла еще совершенства, но в то же время напряженно стремится к нему своим помыслом, и та, которая в некоторой степени уже достигла совершенства во многих добродетелях: (словом) всякая душа во власти Господа, и Христос для нас составляет все. Желаешь ли ты уврачевать рану — Он врач; подвергаешься ли ты приступам горячки — Он источник; страдаешь ли от несправедливости — Он справедливость; нуждаешься в помощи — Он помощь; боишься смерти — Он жизнь; стремишься к небу — Он путь; избегаешь мрака — Он свет; хочешь хлеба — Он пища. Итак, «вкусите и увидите, как благ Господь; блажен человек, который уповает на Него» (Пс. 33:9).    100. Надеялась на (Господа) страдавшая кровотечением и мгновенно сделалась здоровой; но это потому, что она приблизилась (к Нему) с верой (Лук. 8:43 и след.). И ты, дочь, с верой прикасайся хотя бы к краю одежды Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   118. Когда именно эти (животные) будут согласны, между собой, тогда раздастся божественный голос, тогда над подобием престола явится подобие, — как бы облик человека (Иезек. 1:26). Этот человек — Слово, потому что «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Этот человек — усмиритель наших животных, исправитель наших нравов; Он, по мере наших заслуг, восходит обыкновенно или на колесницу, или на гору, или на корабль, но только на тот корабль, на котором или плавают апостолы, или ловит рыбу Петр (Лук. 5, 3 и след.). И тот корабль, который отводится на глубину (Мф. 17:1), т. е. удаляется от маловерных, не есть обыкновенный корабль. Почему же, спрашивается, для восседания Христа и научения народа избирается корабль? Конечно потому, что кораблем является Церковь, которая на полных парусах креста Господня, при дуновении Святого Духа, благополучно плавает в этом мире.    119. На этом корабле Петр ловит рыбу; и в одно время ему повелевается ловить сетями, а в другое удочкой. Великое таинство! Очевидно, существует духовная ловля рыбы, при которой повелевается ему забросить в суетный мир удочку учения, чтобы прежде всего извлечь из моря того мученика Стефана, который в сердце (in interioribus) содержал достояние Христово; в самом деле, мученик Христов — это сокровище Церкви. Итак, этот мученик, который первым взошел из моря на небо, — этот уловленный Петром служитель алтаря —, извлекается не сетями, но удочкой; дабы он был вознесен на небо потоком своей крови. В устах его, когда он исповедовал и говорил о Христе, заключалось богатство. Какое же богатство присуще нам, как не Слово Божие? Следовательно, более совершенный у Бога уловляет и сетями и удочкой; сетями он ловит, а удочкой зацепляет (adurat), но сетями уловляется множество, а удочкой выбирается один. О, если бы и мне можно было проглотить эту удочку с тем, чтобы она воспламенила уста мои и ценою легкой раны даровала мне спасение! Глава девятнадцатая    120. Итак, дочери, войдите в апостольские сети, которые расставляются не по воле человеческой, а по слову Божию; сети же духовной мудрости и учения — это небесное царство, ибо написано: «Подобно царство небесное неводу, закинутому в море» (Матф. 13:47).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

90 Не при крещении, а в то время, когда Господь молился Отче! прослави имя Твое ( Иоан. 12, 28–29 ). Некоторые предполагают, что Иероним приводит эту мысль из какого-нибудь, неизвестного теперь, апокрифического евангелия; в одном экземпляре италийского перевода говорится, что при крещении Спасителя явился великий, необыкновенный свет. 91 Сближение числа станов с числом воскресения Христова – во едину от суббот, как бы в восьмой день недели. 93 Virulentias aegyptiorum, qui sunt magnarum carnium. Вероятно, Иероним употребляет выражение пр.Иезекииля, и соблудили с сынами египетскими, соседи твоими дебелоплотными (Иезек. 16, 26). 98 Чтобы понять смысл этого, нужно припомнить, что имя Парки (жестокой богини мести) происходит от глагола parco – щажу, война – bellum от bellus – прекрасный, роща – lucus – от lux – свет. 100 Сальвина была дочь Гильдона, царя мавританского. Феодосий великий, чтобы держать Африку в подчинении, женил на Сальвине родственника своего Небридия. Amm. Marcel. lib. 29, сар. 5 и след. 102 У некоторых западных христиан было в обычае различать в отношениях к посту мясо четвероногих и птиц, и, употребляя в пищу мясо птиц, воздерживаться от мяса четвероногих. Prosper Aquitan. Lib. 2 de vita contempl. с. 23. Против этого-то обычая и говорит здесь бл. Иероним. 105 Письмо это служит ответом на следующее «предисловие Руфина к книгам Оригена περι ‘ Αρχν: «Очень многие из братии, как я знаю, по любви к изучению св. Писания просили некоторых ученых, знающих греческий язык, перевести Оригена на латинский язык в сделать его доступным латинянам. Между ними и брат, и сотоварищ наш, переведши с греческого на латинский, по просьбе епископа Дамаса, две беседы на Песнь Песней, к своему труду написал такое красноречивое и блестящее предисловие, что в каждом пробуждал сильное желание читать и с жадностью изучать Оригена , говоря, что к его душе можно отнести сказанное: введе мя царь в ложницу свою (П. П. 1, 3), и уверяя, что превосходя всех в других своих книгах, в Песни Песней он превзошел самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

710 В тот день при этом спасшемся откроются уста твои, и ты будешь говорить, и не останешься уже безмолвным, и будешь знамением для них, и узнают, что Я Господь. 711 Замечают, что за четвертый, шестой и седьмой год пророч. служения Иезекииля нет пророческих речей в его книге. Но в шестом году пророк умолк по особому Божию повелению (Иезек. 24:25–27); а в четвертом году Вавилоняне готовились к походу на Иудею; след. тогда речь пророка могла казаться посягательством па государств. Тайну. 712 Со всех четырех сторон он измерил его; кругом него была стена длиною в пятьсот тростей и в пятьсот тростей шириною, чтобы отделить святое место от несвятого. 713 Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое. 714 И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним. Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое Святых; вот закон храма! 715 Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока. Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои. По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. 716 Так говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который живет среди сынов Израиля… священники из колена Левиина… будут приближаться ко Мне… И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои. Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто. При спорных делах они должны присутствовать в суде… И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения… принадлежат священникам;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Прежде всего Моисей говорит: «Вы увидите жизнь вашу, висящую перед вашими, и не будете иметь веры жизни вашей» (Второз. 28:66). И Исаия: « как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен » (Ис. 53:7). Также и Иеремия: «придите, и вложим древо в хлеб его» (Иерем. 11:19). И: «Взяли цену Его, и дали за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Матф. 27:9, 10). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит: «Благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим перед очами нашими». И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: «Взирайте на него, и не умрете» (Числ. 21). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: «Придите, и истребим его от земли живущих» (Иерем. 11:19). И, в свою очередь, Христос устами того же пророка говорит: « А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал » (там же). А также затем и Давид, как бы от лица Христа, говорит: «пронзили руки мои и ноги мои, и делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:17, 19). И снова Исаия: « Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям » ( прострох руце Мои весь день к людем непокаряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих ) (Ис. 65:2). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: « Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины » ( дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука ) (Пс. 59:6). И опять: « покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся » (Пс. 85:17). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, сделай знак. И идите, и поражайте, и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: «Благословите древо, чрез которое бывает правда!» (Прем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

28:18). Этим уже были исполнены верно милости, обещанные Давиду (Исаии 55:3 сн. Деян. 13:34 ) и, таким образом, только теперь Христос является Царем-Давидом (Иезек. 34:23; 37:24,25) и притом, как уже не имеющий более увидеть тления ( Деян. 13:34 ) в смысле исполнения обещанных Давиду милостей – Царем вечным (Иезек. 37:25 сн. Исаии 9:7 и др.) и мирным (Исаии 9:6 или 5), как истинный сын Давида – Соломон (срав. еще Иезек. 37:25,26), также Евр. 7:2 ). Вполне же получил Он эту власть, воссев одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1  сн. 1:3), как сказал Ему Бог Отец: сиди, одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Псал. 109:1  сн. Евр. 1:13 ; срав. Мф. 22:44; Мар. 12:36 ; Луки 20:42–43 ; Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 10:13 ). Ибо теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ). Последний же враг истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ) и для людей, как она над Ним уже потеряла свою силу (сн. Деян. 2:24 ). Тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу, уже не препятствуемое никакими враждебными силами и будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца ( Луки 1:33 ) 675 . Но это царствование Его неразрывно связано с Его областью, царством благодати и (затем) славы, таким же, как и Он – Царь, вечным. Уже быв на земле, Он обетовал: на камне исповедания имени Моего Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Следовательно, это есть то царство, о котором через прор. Даниила было предсказано, что оно будет существовать вечно (4:14). Так Бог превознес Его и даровал Ему Имя, выше всякого имени; дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Филип. 2:10–11 , срав. Исаии 45:23 и Рим. 14:11 ) В этом – осуществление вечной мысли божественной, дабы все небесное и земное соединить под главой – Христом ( Еф. 1:10  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Другой пример: Иезек., 16 гл., где Иегова устами пророка излагает всю историю народа еврейского, представляя последний в образе лица женского пола, возраставшего под особенным попечением Иеговы, и говоря о Своих отношениях к этому лицу, между прочим, следующее: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и       простер Я воскрилия риз Моих на тебя и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобой, говорит Иегова Бог , и ты стала Моей! (8 ст.) 15. «Но» (после того, как Иегова не только дал ей все необходимое, но и украсил, создал ее силу и славу) «ты понадеялась на красоту твою и ... стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему» и т. д. См. еще Иезек. гл 23. Прочитанные места показывают, что идолослужение у ветхозав. свящ. писателей, а следов. и у еврейского народа, для которого они писали, аллегорически называлось блужением, или неверностью законному мужу. По противоположности этому аллегорическому представлению, союз или завет народа еврейского с истинным Богом, Иеговой, мог быть назван брачным союзом. В книгах Моисеевых и в книге Судей не встречается, однако же, ни этого последнего названия, ни представления, с ним соединяемого. Но в прочитанных нами выдержках из пророческих речей прямо говорит Иегова Израилю: «…ты будешь звать (когда обратишься ко Мне и Я возвращу тебе Мое расположение) Меня «муж мой». И обручу тебя Мне навек». Равным образом и у Иезекииля говорит Иегова то, что в сущности означает вступление Его с обретенной молодой женщиной в брачный союз (ср. сказанное в Иезек. 24. 8. с Pyф. III, 7 и сл. «Вооз... спал подле скирда». А Руфь, по совету своей свекрови, «пришла тихонько, открыла у ног его и легла. В полночь он содрогнулся... и (увидев ее) сказал: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя; простри крыло твое на рабу твою       , ибо ты родственник»): «Я вступил в союз с тобой, и ты стала Моей». Прибавим к этим указаниям еще несколько других, чтобы характеризовать образ пророческого представления положительной стороны отношений Иеговы к Его народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

На этом можно было бы остановиться. Тем более, что и сама мысль, что это Бог наслал на Россию кары, то ли в парадигме истории ведомого к покаянию Каина, то ли в парадигме истории Иова, кажется уж очень рискованной. Какой-то Бог получается слишком уж суровый. Кровавый тиран какой-то. Не всякой общественности понравится. Но вот только история Израиля – она такая. Такие у него бывали отношения с Богом. И сам Израиль был – не то Израиль, не то… «Отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттит…» ( Иезек. 16:3) – трудно найти более ужасной характеристики, чем эти слова пророка Иезекииля. А ведь «Израиль» – это имя Церкви во всех её исторических формах: 1) патриархальная семья, 2) выпестованный Богом народ, 3) вселенская Церковь из разных народов, бывших язычников. Нередко и Русь именуют Новым Израилем. И привычно уже стало именовать послереволюционный Советский период истории России «Вавилонским пленением». А за что и для чего пленили Израиля? Вот Иезекииль всем своим пророческим служением о смысле этого плена и говорит. Израиль для него и страшный бесовский слуга Аморрей, и он же и подлинный Израиль, на котором почиют обетования Божии. И Каин, и Иов… И вся эта библейская катастрофа разрушения и плена – она вся от руки Божией. Всё Им промыслено. Слава Господня покинула Храм. А пред тем вышел ангел-писец ставить крестик (именно так, в форме крестика, писалась в древности буква « тав») на челах тех, кто скорбел – всего лишь скорбел – о неправдах и мерзостях, творимых в Иерусалиме ( Иезек. 9:4), и кому надлежало спастись. Вослед двинулись ангелы-каратели истреблять тех, на ком крестика не было. Двинулась армия язычников-завоевателей, и устоять пред ней нельзя будет ни за какими стенами. Да, и о врагах-язычниках потом не забудут, им тоже предстоит и кара, и даже милость. Но это потом, и не о них пока речь. Речь об Израиле. Революция и Россия. Сталин и Победа «...так говорит Господь Бог: вот и Я – против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников. И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал… Я умалю тебя, и не пожалеет око Моё, и Я не помилую тебя. Третья часть у тебя умрёт от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падёт от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. И свершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь» ( Иезек. 5:8-13).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/04/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010