Примечания 1  Clim. Alex. Strom.  2 Злат. о целомуд. Иосифа. Григорий Наз. о ничтож. человека. 3 Что древняя еврейская буква тав имела сходство с лат. и греч. t, свидетельствует блаж. Иероним (in с. 9 Ezechiel.): «Между древними еврейскими буквами, которы­ми до сих пор пользуются самаритяне, последняя, тав. имеет подобие креста, начертываемого на челах христиан и обозначаемого частым движением руки». 4 Клим. Алекс, «Стром.», кн. 6. ст. 4. 5 Быт. 48. — Дам. кн. 4, гл. 12. 6 Исх. 12. — Iustin dialog. cum Triph. 7 Исх. 14. — Дам. кн. 4, гл. 12. 8 На Воздвижение Креста, глас 8, песнь 1. 9 Исх. 17. — Дам. кн. 4, гл. 12. 10 Графическое расположение израильских полков вокруг скинии можно изобразить таким образом: 11  Чис. 20, 11. 12   S. Aug. Tract. 28 in Johan. 13  Severianus de dedicatione Ecclesiae Salvatoris, seu crucis, ut legit, Billius Annot. 1 in lib. 1 Damasc. de imag. lib. 1. 14  Суд. 16. 15  Aug. de temp. Serm. 107. 16  3 Цар. 17. 17  Aug. lib. 12 contra Faustum, C. 34 et hom. 18 lib. 50. 18  Нот. et serm. 201 de temp. 19 Crudelissimum et teterrimum supplicium. Cic. Verr. v. 64. 20 Втор. 21, 22— 23. V. Barmitii dissertatio de cruce, num Hebraeorum fuerit. 1894. 21 Ин. 18, 30. 22 Liv. lib. 32 cap. 26. 23 Мф. 27, 26. Мк. 15. 24 Tertull. de coron. mil. 25 Plut. de tar. Dei — vind. tom 11. Opp. p. 544. Artemid. 2, 61. 26 Ioseph. bell. Jud. 7, 10. Cic. Verr. V. 27 Insilire, tolli, agi, levari in crucem. 28 Aug. Civ. Dei, 16. 2. Amtr. lib. 10 in Luc. 29 Senec. de tranga. С. 1. Meryl, not. in pass. Dom. num. 31 in Ioh. 30 Plaut. Mil. glov. 11, 4. 19. 31 Флавий говорит, что римский полководец Тит по усиленной просьбе позволил снять со креста трех знакомых людей, еще живых, из коих двое потом умерли от ран, а третий исцелился. Contr. Арр. р. 1031. 32  Cic. ad Quint. С. de cruce. 33  Tert. cont. Marc. 1. III, с. XI. 34  Ibid. С. XXII. 35  Dictionar. August. Calmet, snb voce Crux. 36  Об этом виде креста есть много свидетельств свв. отцов и учителей Церкви, напр.. Терт., Маркиона, Иерон. в изъяснении 9 гл. Иезек.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2338...

С л. 264. до конца написано толкование кн. Иезекииля гл. 40–42, заимствованное из собрания Отеческих толкований на пророков, известного нам в списке Упиревом XI в. И самый текст книг пророческих взят из сего же толкования, как и помещённый в полных списках Библии 1–3. Такие же находятся в нём вставки, как и в полных списках. Иса. 41:4. Иезек. 28:18. Дан. 3:88. 4:26. 5:21 . Но нет их Иса. 5:2. Иер. 32:6. 37:2 . В книге пр. Иеремии след. стихов 1:9. 10. 18. 19. 2:1. и начиная от 13 стиха 2-й главы до 14-го 25-й главы, также 33:14–26. и 46:1–52, 3. нет в тексте: потому что их нет и при означенном толковании. В кн. Иезекииля 45:12–25 и вся 46-я глава стоят не на своём месте, но вставлены гл. 48 в ст. 4, который разделяется сею вставкою на две части, также согласно расположению текста в толковании. По окончании текста пророчества Иезекиилева читается из того-же толкования извлечение на 48:35., которым заключается толкование на сию книгу. Книга пр. Даниила начинается историей Сусанны, т.е. по-нынешнему 13 главою, под заглавием: а, за тем по нын. гл. 1. – в и т.д., как и в толковании. Такие же, как и в полных списках Библии, помещены сказания в начале книг пророческих о их содержании, (кроме книг Осии, Аггея, Захарии и Малахии), а в конце о жизни пророков. В плаче Иеремии тоже объяснение Еврейских букв, как и в толковании. Но рассматриваемая рукопись представляет ещё опыт исправлений иного рода, именно в первых 8 главах пр. Исаии, на поле, или между строками, почерком ст. XVII. Напр. 1:23. вм. слов: сирота не сдще. вдовича сда не приемлще, поправлено: сирота не чнн справеливо сти . а кривда вдовы не приходи до нихъ, 31. вм. крпо– моца, 2, 4. вм. лщ– рогатины, 7. вм. скабомъ, 12. вм. прзорнвааго– вынеслого, 14. вм. хлъмь– пагоркь, 16. вм. корабль морьскы– окруты, 19. вм. крпости– маестату, 3:3. вм. сътника– ромистра, вм. чю на съвтника– мужа пованого и ра ного, 5. вм. съгрзтс люе–лю к гвату ужива буде. Сверх вышеприведённых слов и оборотов речи читается ещё: 1:14.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

117 Сокхоф по Иис. Hab. XIII, 27 , был в уделе Гада и жители этого поселения вероятно были того же колена. Где лежал Певуел и кто жил в нем, на то нет указаний. Мы напомним здесь, что имя Певуел мы встретили в кн. Бытия XXXII, 31 (таинственная борьба Иакова); и название Сокхоф мы встречаем в истории Иакова, Бытия XXXIII, но по-видимому уже на западной стороне Иордана (см. разные мнения в прим. in loco в Св. Летописи). Но Сокхоф, плетенки, было имя многих местностей, где только делали плетеные ограды для скота или плетеные шалаши для жилья. Мы находим Сокхоф и в Египте, на пути Исхода (Исх. XII, 37; XIII, 20). 118 Город Иогбега упомянут в Числах XXXII, 35, в колене Гада (Ср. прим. in loco в Священной Летописи). Г. Нова или Новах упомянуть в той же главе Числ, ст. 42 в уделе Иаира, сына Манассии; (ср. также прим. Св. Летописи). Упомянутый ниже Каркор, куда бежали Мадианитяне, должен был находиться довольно далеко на восток от городов эаиорданских племен, что бы в нем Зевей и Салман могли считать себя в безопасности. 119 См. еще приказание, данное им сыну своему, (которого юноша не мог исполнить) чтобы он убил Мадианитских царей Ср. в Св. Летописи о законах кровомщения, по поводу городов убежища, прим. на Чucлa XXXV , на стихи 9–12; 16–24, на 25 и 26 –28 (пр. 3-е, 5-е, 6-е, 7-е). 121 Исх. XXIII, 4–35 об Ефоде с примечаниями этой главы см. в Священной Летописи. Т. П. Об Уриме и Туммин см. в особ. примечание на ст. 30-й. О различных мнениях об этом предмете см. ссылки этого примечания на Михаелиса, Гезешуса, Фюрста, Винера, Цюлига и Англ. Комм. Библию . Гезениус (ссылка Smith’s Bibl. Dict ad. v. Epbod) полагал, что Ефод Гедеона и Михи надевался на идола, от которого требовали ответов. 122 О терафимах см. в нашей Св. Летописи книгу Бытия с примечаниями на XXX, 27 с вариантом книги Яшар; и на XXXI, 19 с указанием на гадательный характер богов Лавана. Но вообще место, говорящее об идолах Михи в кн. Cyдeй XVII , довольно темно, как видно на стихов 4 и 5. Следует ли (как думал Гезениус) считать истукан замененным в ст. 5 словом ефод, разумея что ефод был надет на истукан; тогда «литый кумир» ст. 4-го соответствовал бы терафиму ст. 5-го. Ср. еще 1 Ц. XIX, 13 и Иезек. XXI, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1. Аввакум прот. Из сочин. Бороздина. 2. Бл. Августин , еп. Иппон. Издан. 1879–1895 г. 3. О. Александров. Выписки и крит. разб. соч, Усова о мироп. священносл. Издан. 1907 и 1903 г. 4. Св. Амвросий медиол. Бог . Макар. 5. Св. Андрей кесар. Толк. апок., изд. 1882 г. 6. Апология Швецова. Изд. 1889 г. 7. Апостол толк. 8. Арменопул. 9. Арсения летопись. Издан. 1880 г. 10. Св. Афанасий вел. Издан. 1903 г. 11. Апокалипсис трехтолк. 12. Бароний, печат. в Москв. в 1719 г. 13. Бесед. апост. св. И. Злат. 14. Библия . Ветх. Зав.; Бытия.; Исход.; Левит; Числ.; I Цар.; II Парал.; Неемии; Исая.; Притч.; Премудр. Соломон.; I. Сирахов.; Исаии; Иерем.; Иезек.; Даниила; Осии; Аввак. – Новый Зав. Евангелие Матфия; Марка; Луки; Иоанна; Деяния св. апост. – Послания св. апост.; Иакова; 1 Петра.; 1 Иоанна; Римлянам; 1 Коринн.; 2 Коринфянам; Галат.; Ефес.; Филип.; Колос.; 2 Солун.; 1 Тим-фею; 2 Тимоф.; Титу; Евреям; Апокалипсис. 15. Благовестник, бл. Феофил. болт. 16. Богослужебные книги: Служебн.; Октоих; Мин. месячн.; Триодь цветн.; Каноны: причащен.; Пасхи; кресту. 17. Булгаков, настол. кн., изд. 1900 г. 18. Св. Василий вел., изд. ч. I и 2 1900 г., 3 ч.1891 г. 4, 1901 г., 5–7, 1892 г. 19. Василий, митр. Смирн. К истор. вопр. о прав. схизм. в прав. ц. 20. Ирен. Викентий Лирин. Изд. 1863 г. Огр. 21. Вулгарис, еписк. астрах. У Усова ц. врем. без еп., изд. 1901 г. 22. Кн. о Вере. 23. Св. Григорий богосл. 24. Св. Григорий двоесл. 25. Св. Григорий Нисск. Богосл. Мак. 26. Св. Дионисий ареоп. 27. Деяния вс. собор., Изд. Казан. акад. 1878–93 г. 28. Евангелие толков., еп. Михаила, Иоан., изд. 1887 г. 29. Евангелие учительное. 30. Евсевий Панфил, церков. истор. изд. 1858 г. 31. Св. Епифаний кипр., изд. 1882. 32. Св. Ефрем Сирин , изд. 1895–1900 г. 33. Захария Копист., Полинодия. 34. Зигабен, на Мф. 35. Златоустник. 36. Зонар с Богом. 37. Ивановский Н. крит. разб. учен. безп. о ц. и таин., изд. 1892 г. 38. Св. Игнатий богон., изд. 1888 г. Киев. 39. Св. Ипполит, еп. римск. изд. 1898–9. 40. Ипполитово слово, Бол. Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

12) Ср. Римл. 8, 13. 14. 1 Цетр. 1, 22. Иак. 4, 8 . 13) Толк. Еванг. Арх. Мих, т 1. стр. 86–87. Μ. изд. 2. 1871 г. 14) Thuc. 1, 32 Xen. Мет. 1, 2. 44. Тнис. 2, 53. 15) Как и Иоан. 11, 48. 15, 2. 17, 15. 19, 31. 38 . Ср. Wahl’s clavis N. Т. слов. φρ. и ιρ. 16) Ср. О. Gerlach. вид. и поз. – не синонимич. – Meyer. 17) De Wette. 18) Aliioli, Paulus. 19) Semler, 20) Meyer. 21) Russmeyer 22) Cp. Nitzsch: d. ChrismU. Lehre 5. Aufl. s. 235. 23) Calvin, Lange. 24) Semler. 25) Bmg.-Crus. 26) Bengel: ex quo diabolus est. 27) Еще: Lucke, de Wette. Gerlach, Düsterdieck; Neander соединяет оба последние значения. 28) Δειν, как и Иоан. 2, 19 . подоб. 2Петр. 3, 10–12 . 29) A-Lapide, Lorinas, Spener, Besser. 30) И еще: 1Петр. 1, 23 ., даже Иак. 1, 18 ., а некоторые и Малах. 2, 15 . Klem. Alex., Augustin, Beda, Luther И. Bengel, Spener. Grot., Besser и др. 31) Thom. Anglic., Hugo, Cajet, Lyr. Cornel Vide ex. D. Thom. И part. 62 art. 3. Calmet., Scholz, 32) Подоб. Beza, Hornejus, a Lapide, Lorinus., Semler. 33) Hanp. Meyer’s, Gerlach " s, Düsterdieck, Lucke, de Wette. 34) Иоан. 3, 6–8 . Cp. Иезек. 36, 25, 26. 29. Ис. 44, 3 и др. 35) 35 Подоб. 4, 20. Апок. 2, 2 . Деян. 4, 20 . – Bengel. 36) Oecumen, Calmet «nolunt» и Meyer. 37) A Lapide, Gagnejus, Allioli, Scholz. 38) Не двоеточие стоит в подлиннике после слов: дети Божии и дети диавола узнаются ср. Мтф. 7, 16. так, а точка и притом последнее слово стоит в начале: ν τοτω – в сем, поэтому, этим – φανερ στ τα τκνα и проч. 39) Socin. ср. Meyer’s. 40) μ ποιν δικαιοσνην..., κα μ и проч. «epexegetische» заменяет здесь: «то-есть», «именно», – «Нос membrum vice expositionis additum est » – Calvin. 41) Как говорят: Bengel, Spener, Lange. Neander, Gerlach. 42) RicklU. 43) Ср. Иоан. 14, 15 . Римл. 13, 8–10 . Гал. 5, 14 . Кол. 3, 14 . 1Тим. 1, 5 , Ср. Besser’s. 44) να в словах Иоанна соответствует частице ν в словах Иисуса Христа и указывает не цель, а содержание благовествования. 45) Здесь να как и в послании. 46) И даже не παγγελα, как 2Тим. 1. 1 . и др., см. Clavis N. Т. Wahl к этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344 - 345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563 - 564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572 - 573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131 - 133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509 - 511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14 - 15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187 - 188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова " шеол " и " кебер " (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово " кебер " (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37). 49. Там же. см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос - вопрос о дикарях. Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека, - отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

I:34, 5). ж) раздавать милостыню: ученики положили каждый, по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудеи: что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла (Деян. XI:30). После многих лет я пришел, (говорит св. ап. Павел о себе), чтобы доставит милостыню народу моему и приношения (Деян. XXIV:17). з) священнослужители поставлены в церкви, как стражи: и тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово, и вразумлять их от Меня (Иез. XXXIII, 7). и) священнослужители должны проповедовать с дерзновением: и не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Матф. 10 — 28). — Господь же в видения ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай (Деян. 18 — 9). — Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением (2 Коринф:3 — 12). Не страшись угроз человеческих. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя, сказал Господь (Иерем. 1 — 8). — А ты препояшь чресла твои, и встань. И скажи им все, что Я повелю тебе: не малодушествуй пред ними, чтоб Я не поразил тебя в глазах их (Иерем. 1 — 17). — А ты, сын человеческий, не бойся их, и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов, не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом (Иезек. 2 — 6). — И всякий день в храме и по домам не переставали (апостолы) учить и благовествовать о Христе (Деян. 5 — 42). и) хотя бы даже и не слушали их: будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом, но пусть знают, что был пророк среди их (Иезек. 2 — 5). к) повсюду, всякой твари, во всякое время : и проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец (Матф. 24:14). Идите по всему миру и проповедуйте всякой твари (Марк 16 — 18). Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тимоф. 4 — 2). 156 Святоотеческие свидетельства о служении священника в качестве духовного руководителя своих прихожан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

ап. Павел говорит о субботе следующее: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу 27 : это есть тень будущего, а тело во Христе» ( Кол. 2:16–17 ). Здесь еврейская суббота названа «тенью», то есть ничего не значащей, бесполезной, ибо слово «тень» в св. Писании, когда оно говорит о ветхозаветном законе, означает то, что подлежит отменению ( Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст.). 5) Что должны делать празднующие еврейскую ветхую субботу? 5) Они должны исполнять не только все «заповеди», но и все ветхозаветные «постановления», «законы», «заветы» и «уставы», ибо все они «Господни» и даны евреям «навеки», то есть должны праздновать еврейские праздники, субботние дни, праздник опресноков (маца), праздник кущей (кучки) и прочее, ибо о всех этих установлениях Господь сказал, что они – Его и потому должны Евреями исполняться ( Исх. 12:1–24; 16:4  и 28; 28:1–43; 29:9): «и объявил Он вам завет, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле в которую вы входите, чтобы овладеть ей» (Вт. 4:13–14). И вступили (Израильтяне) в обязательство с клятвой и проклятием поступать по закону Божию, который дан рукой Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы Его и предписания Его» ( Неем. 10:29 ; См. еще Иезек. 20:11–13). «Проклят человек, говорит Иеремия, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер. 11:3–4 ). Отсюда ясно, что празднующие субботу должны исполнять весь закон, данный Евреям по выходе их из Египта, а в том законе говорится не об одной субботе, а и об опресноках, о пасхе с агнцем и горькими травами, о мазании дверных косяков кровью и о прочем, что все субботники должны исполнять, иначе будут прокляты. 6) Еще что обязаны делать субботники? 6) Они должны праздновать каждый седьмой год: каждый седьмой год они не должны ни орать, ни сеять, ни жать, ни собирать плодов и винограда: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их; а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

33. Посему обратимся ко Господу Богу нашему, чтобы, когда будем молиться, услышал нас Тот, Кто ежедневно взывает к нам: «упразднитеся и уразумете, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45:11). «Обратитеся ко Мне, и Аз обращуся к вам. Обратитеся сынове отступившии, ако Аз возобладаю вами» (Иерем. 3:14). По­добное и Иезекииль свидетельствует, говоря: «вскую уми­раете доме Израилев? Понеже не хощу смерти грешника умирающаго, но еже обратитеся ему от пути своего, и жити души его» (Иезек. 18:31. 32). Также милосерднейший Господь, глава всякой благостыни взываете к нам в Евангелии, говоря: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:28. 29). Уразумеем из сего, что «благость Божия на покаяние нас ведет» (Рим. 2:4), и Святые мужи убеждают нас начать наконец содевание своего спасения. Не ожесточим же сердец наших и «не будем собирать себе гнева в день гнева и откровения праведного суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом Его» (6); но от всего сердца обратимся ко Господу, согласно словам Моисея, напоминающего: «обратися ко Господу Богу твоему... от всего сердца твоего... и очистить Господь сердце твое, и сердце Семене твоего» (Втор. 30:2—6). 34. Потрудимся, как добрые воины Христовы, стараясь соблюсти, что сказано в Писании: «никтоже воин бы­вая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от пло­да вкусити» (2Тим. 2:4—6). Писано есть также: «Вси людие пойдут кийждо в путь свой» (Мих.4:5), «мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша: мы же восстахом и исправихомся» (Пс. 19:8. 9). 35. «Аще кто ходит во дни, не поткнется. Аще же кто ходит в нощи, поткнется, яко несть света в нем (Ин.11:9. 10). Мы же, говорит другой Апостол, «несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души» (Евр.10:39); и в другом месте: «вси вы сынове света есте и сынове дне; несмы нощи, ниже тмы» (1Сол. 5:5). Итак, если мы сыны света, то должны знать, что свойственно свету и творить плоды света во всяком деле благом: «все бо являемое свет есть» (Ефес. 5:13). Если от всей души обратимся ко Господу, и в простоте сердца будем ходить по заповедям Его, и отца нашего, то будем избыточествовать во всяком деле благом. Если же будем побеждены плотскими страстями, то среди дня, как среди ночи, стену осязать будем и не обретем пути во град и обиталище наше, как сказано о некоторых: «алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе» (Пс.106:5). Ибо, как они презрели данный им от Бога закон, и гласу Пророков не внимали, то и не могли внити в обетованный покой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

5-11. Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: " с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас " . Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой . Итак, смотри: они подвиглись, смутились, и показали, что это — наказание Бо­жие, — дело Божие, которого они даже не ожидали, и оно было сверх чаяния. Справедливо сказано: как упал ты с неба, денница, сын зари? Некоторым это кажется сказанным относи­тельно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не от­вергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого вы­ражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно. Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло. Когда ты сравниваешь бедствия относительно земной жизни, то Бог чрез пророка со­общает тебе такой закон. Если, при стечении стольких выну­дительных обстоятельств и многоразличных перемен, Адам не мог обуздать дерзость, чтобы не превознестись в величии, и не считая достаточным для себя покоя и бессмертия, пожелал сравняться с Богом, — то как не научили тебя на счет чело­веческой природы преданные в руку сатаны? О царе Тирском говорится: ты рекл еси: бог есмь аз, а не человек (ср. Иезек. 28:9); а об асирийцах: рука моя захватила богатство народов, как гнезда (Ис.10:14). Таково было предостережение, чтобы ты не переступал положенной тебе меры. Ты непременно выйдешь из пределов, если тебя оста­вить свободным, — и не совершишь ли тогда дел худших, чем прежние? Строители башни были исполнены гордости, это же было и у язычников. В этих делах показан образ неравенства, а Бог всегда старается уничтожить страсть алчно­сти, чтобы никто не желал и не хотел больше меры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010