Итак, первое проявление власти церковной есть истолкование вечных истин спасения. Да, братия, никто не имеет права благовестить Евангелие царствия Божия, кроме Церкви: никто же бо сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога яко же Аарона ( Евр. 5:4 ). Если в скинии подзаконной приемлющии священство от сынов левииных ( Евр. 7:5 ) принимали вместе с тем и право глаголать к народу языком научения, изъяснять книгу закона Господня и утешать людей Божиих обетованием благ грядущих ( Ис. 40:1 ): то в Церкви Христовой, – в этой благодатной скинии, юже водрузи Господь, а не человек ( Евр. 8:9 ), пастыри и учители, законно призванные на служение алтарю Христову, тем более сподобляются права возвещать слово слышания божия, – права, которое заимствует силу свою не от внешнего только и видимого рукоположения святительского, но от внутреннего, невидимого тайнодействия Божия, сопровождающего видимое рукоположение. Сам Бог поставляет рукополагаемого святителем, сам Дух Святой пророчествует и знаменует его печатью своей благодати, не только освящая, но и сообщая ему особенное дарование: внемли учению, пишет святой Павел к Тимофею; и потом присовокупляет: не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:13,14 ). Вследствие сего приемлющие благодать священства становятся посланниками Божиими, вестниками от лица Господа Вседержителя. Благовествуя Евангелие благодати, они говорят не свое, а Божие; через них, как через живые орудия, вещает сам Христос: «знаешь ли, вопрошает св. Златоуст, что такое священник? Это Ангел Божий; он не свое говорит» (Иерем. Патр. Конст. ответ Лютер. на 8 гл.). Отселе-то происходит, что пастыри Церкви, как поставленные Богом на служение слову, не могут не проповедовать, не только наставляя, но и настой благовременне и безвременне ( 2Тим. 4:2 ). Священное право благовествования становится для них необходимой обязанностью. Иначе и быть не может. Пастыри Церкви суть те избранные стражи дому Израилева (Иезек. 33:7), коим вверяется стражба святая, охранение достояния Божия. – Церкви Господа и Бога, юже стяжа кровью своею ( Деян. 20:28 ); они суть те духовные отцы и пестуны, кои должны не только благовествованием порождать истинных чад о Христе Иисусе ( 1Кор. 4:15 ), но и «отнимать их словесы веры и добрым учением ( 1Тим. 4:6 ), вдыхая в них новую жизнь, и таким образом, созидая из них новую тварь, новых людей, созданных по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Дотоле все в мире как непонятно и сомнительно, так ненадежно и опасно для нас, доколе, не примечая в нем вышней премудрости всеучреждающей и силы всесозидающей, мы думаем устроить на земли свое блаженство собственным только мудрованием и усилиями. «Вотще,» говорит пророк Моаву, «имел еси надежду во оградах твоих, и в сокровищах твоих, и ты ят будеши» (Иерем. XLVIII. 7). «Нощию», то есть, внезапно и непредвиденно, «погибнет земля Моавитская» ( Uc. XV. 1 ). «Еда», взывает другой к князю Тирскому, «еда хитростию твоею или смыслом твоим сотворил еси себе силу, или во мнозей хитрости твоей, и в купле твоей умножил еси силу твою; умреши смертию язвенных в сердце морстем» (Иезек. XXVIII. 4, 5, 8). Будем, слушатели, внимательны и к настоящим судам Божиим, также как и древним, и приимем от уст Пророка совершившуюся уже притчу сию на нового царя Вавилонского, на сего надменного исполина недавно мечтавшего разделить державу вселенныя со Вседержителем: «сокруши Бог ярем грешников, поразив язык» грешный, работающий властителю неправедному, «язвою ярости, еюже не пощаде» ( Uc. XIV. 5, 6 ) бессмертный год благословенной Богом державы, коему священный предел ныне полагаем! Ты гласом грома взываешь к сим «шатающимся» дерзостию «языкам» ( Пс.2:1 ), и не престанешь взывать к родам грядущим, «да не глаголют высокая в гордыни, и да не хвалится сильный о себе силою своею, ...но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа» ( 1Цap. II. 3, 10 ). Блажен народ, который, не делая себе идола из собственного могущества, славы и величия, «полагает сердце свое в силу Божию» ( Пс.47:14 ). «Блажени людие, имже Господь Бог их» ( Пс.143:15 ). «Предзря его выну пред собою, и одесную себя» ( Пс.15:8 ), они не подвижутся никаким смятением и опасностью. Царство, управляемое верою и упованием на Бога, если возмущается несправедливостию и притязаниями сынов чуждих, успокоивается «в Боге судителе праведном и крепком» ( Пс.7:12 ); если угрожается насилием, прибегает «к Богу препоясующему... силою» ( Пс.17:33 ); если открыто ковам тайным и нападениям нечаянным, имеет «хранителя», который «не воздремлет, ниже уснет» ( Пс.120:4 ); если даже изнемогает, «чает Бога спасающаго» немощных «от малодушия и от бури» ( Пс.54:9 ) отчаяния. Вступая в праведную брань, оно дерзает против целого мира, признавая верховным вождем своим того, который благоволил нарещися " Богом воинств» ( 1Цар.17:15 ), который «исходит в силах» возлюбленного ему народа и «дает... крепость людем своим» ( Пс.28:11 ): приобретая мир, оно сугубо наслаждается им, и как благом земным и как благословением небесным, зная, что «Господь благословляет люди своя миром» ( Пс.28:11 ). А когда о Боге сотворит оно себе такую «силу», в которой и враги его начнут усматривать перст Божий, тогда его радость и веселие столько же неотъемлемы у него, сколько сила Божия непобедима, милость непреложна и слава неприкосновенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Еванг. 22.9). 4. Христология и сотериология 4 .1. Христология. Учение о спасении и Спасителе составляет предмет особого внимания святителя Григория. Кратко сущность этого учения он выразил так: “Было две жизни, одну из которых – смертную и тленную – мы знали, а другую – бессмертную и нетленную – не знали. Но вот пришел Посредник Бога и человеков, Человек Иисус Христос ( 1Тим 2:5 ), воспринял первую и явил вторую. Первую окончил Он смертью, а вторую показал воскресением Став человеком, Он явился во плоти, соблаговолил умереть волей (ex voluntate), воскрес могуществом и Своим примером показал то, что обещал нам в награду” (Гом. Еванг. 21.6; ср. Гом. Иезек. I.2.14). Святитель Григорий много и подробно говорит о Воплощении Единородного Сына Божия, которое он чаще всего называет воплощением Господа (dominica incarnatio, Толк. Uob. XXXIII.3 ; Письма. VII.15), воплощением Посредника (mediatoris incarnatio, Толк. Uob. III.26; VII.7 ), воплощением Искупителя (incarnatio redemptoris, Толк. Uob. XIX.28 ;Гом. Иезек. I.4), или просто Таинством Воплощения (mysterium incarnationis, Гом. Еванг. 7; 39.1; 33.6; Письма. XI.67 и др.). Ради нас Бог стал человеком, а точнее, Богочеловеком (Deus homo, Гом. Еванг. 16.1; 8.2), чтобы Ему быть Посредником между Богом и людьми. В Таинстве Воплощения “Бог коснулся земли, поскольку воспринял плоть” (Гом. Еванг. 33.6). Слово стало плотью, “не утратив то, чем было, но восприняв то, чем не было; ведь таинством Своего Воплощения Единородный Сын Отца преумножил наше, но не умалил Свое” (Письма. XI.67). Таким образом, по мысли святителя Григория, соединение двух природ во Христе произошло через восприятие Богом нашей человеческой природы (Гом. Иезек. I.8.23; II.1.9; Толк. Uob. XIX.28.51 ) в момент ее святого зачатия в утробе Святой Девы (Толк. Uob. XVIII.52.85 ; Письма. XI.67). Сын Божий, Сила Всевышнего, “осенил”, то есть покрыл тенью, Святую Деву, поскольку в Ее чреве бестелесный Свет воспринял тело, могущее отбрасывать тень (Толк. Uob. XXXIII.3.5 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Еванг. 22.9). 4. Христология и сотериология 4.1. Христология. Учение о спасении и Спасителе составляет предмет особого внимания святителя Григория. Кратко сущность этого учения он выразил так: “Было две жизни, одну из которых — смертную и тленную — мы знали, а другую — бессмертную и нетленную — не знали. Но вот пришел Посредник Бога и человеков, Человек Иисус Христос (1 Тим 2:5), воспринял первую и явил вторую. Первую окончил Он смертью, а вторую показал воскресением Став человеком, Он явился во плоти, соблаговолил умереть волей (ex voluntate), воскрес могуществом и Своим примером показал то, что обещал нам в награду” (Гом. Еванг. 21.6; ср. Гом. Иезек. I.2.14). Святитель Григорий много и подробно говорит о Воплощении Единородного Сына Божия, которое он чаще всего называет воплощением Господа (dominica incarnatio, Толк. Иов. XXXIII.3; Письма. VII.15), воплощением Посредника (mediatoris incarnatio, Толк. Иов. III.26; VII.7), воплощением Искупителя (incarnatio redemptoris, Толк. Иов. XIX.28;Гoм. Иезек. I.4), или просто Таинством Воплощения (myste­rium incarnationis, Гом. Еванг. 7; 39.1; 33.6; Письма. XI.67 и др.). Ради нас Бог стал человеком, а точнее, Богочеловеком (Deus homo, Гом. Еванг. 16.1; 8.2), чтобы Ему быть Посредником между Богом и людьми. В Таинстве Воплощения “Бог коснулся земли, поскольку воспринял плоть” (Гом. Еванг. 33.6). Слово стало плотью, “не утратив то, чем было, но восприняв то, чем не было; ведь таинством Своего Воплощения Единородный Сын Отца преумножил наше, но не умалил Свое” (Письма. XI.67). Таким образом, по мысли святителя Григория, соединение двух природ во Христе произошло через восприятие Богом нашей человеческой природы (Гом. Иезек. I.8.23; II.1.9; Толк. Иов. XIX.28.51) в момент ее святого зачатия в утробе Святой Девы (Толк. Иов. XVIII.52.85; Письма. XI.67). Сын Божий, Сила Всевышнего, “осе­нил”, то есть покрыл тенью, Святую Деву, поскольку в Ее чреве бестелесный Свет воспринял тело, могущее отбрасывать тень (Толк. Иов. XXXIII.3.5) 11 . Тело, воспринятое Богом от Девы, было как бы Его одеждой, которая тем не менее не отличалась от Него Самого по единству Лица (Гом.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

б) Служением правды и примирения ( 2Кор. 3:9; 5:18 ), поскольку благодатные дары оправ­дания и примирения с Богом, приобретенные заслугами Христа Спасителя, сооб­щаются людям посредством Пастырского служения, и Пастыри суть необходимые, видимые посредники между Богом и людьми. Пастыри Церкви называются: в) Ангелами Господа Вседержителя ( Мал. 2:7 ) и Ангелами Церквей ( Откр. 2:1 ; 8и д.), поскольку они суть точно посланники Божии к людям и вестники воли Божией на земле, будучи избираемы и поставляе­мы на свое служение свыше – от Самого Иисуса Христа, и действуя от Его имени, г) Священниками ( Евр. 5:1, 6; 4:14 ), поскольку как сами освящаются особен­ною благодатию Духа Святого, так, через совершение Таинств, сообщают освяще­ние и вверенным им людям, д) Па­стырями, а прочие члены Церкви в совокупности по отношению к ним словесными овцами и стадом Божиим ( Деян. 20:28 ; 1Пет. 5:2 ; Ин.10 ; Еф. 4:11 ) которое они пасут и питают проповедью Слова Божия и совершением Таин, руководствуют силою духовной власти ко спасению и охраняют от духовных волков, е) Пресвитерами ( 1Пет. 5:1 ; Деян. 14:23 ; 1Тим. 5:1 ) – не ради старшинства лет, а ради достоинства и чести их сана и важности обязанностей, по которым они преимуществуют пред всеми прочими членами Церкви. ж) Стра­жами (Иезек. 33:7–9), поскольку они должны неусыпно бодрствовать над спасением вверенных им душ и охранять, и защищать их от духовных вра­гов, з) Отцами духовными ( 1Кор. 4:15 ; Гал. 4:19 ), рождают и воспи­тывают Христиан к духовной жизни к приготовляют им наследие вечной жизни, и) Слугами Божиими, споспешниками Божиими, архитектонами здания Божия ( 1Кор. 3:5, 9; 4:1 ), а вверенные им души – домом Божиим, нивою Божиею и виноградником, материалом для здания, каковые трудами рук их должны быть приведены и содержимы в надлежа­щем совершенстве. Христос Спаситель называет их еще й) светом мира ( Мф. 5:14–16 ): это значит, что мир сам по себе темен, а св. вера Христова через Пастырей озаряет его и указывает путь к истинному благу и спасению вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

19, 3–9; Марк. 10, 2–9 ); г) об учреждении новозаветной иерархии ( Лук. 6, 13 ; Еф. 4, 11 ), вместо священников ветхозаветных, бывших из колена Левиина по чину Ааронову. А прелагаему священству, как утверждает Апостол, по нужди и закону пременение бывает ( Евр. 7, 12 ). 2) Есть закон, совершеннейший закона Моисеева, ветхозаветного. Ибо: а) Моисеев закон служил только приготовлением к евангельскому, был пестуном во Христа ( Гал. 3, 24 ). Там – одна сень грядущих благ, а в евангельском законе предлагается самый образ вещей ( Евр. 10, 1 ); тем – только обетования о Мессии, пророчества, прообразования; здесь показывается самое исполнение обетований, пророчеств и прообразований 322 . б) В евангельском законе несравненно полнее и яснее раскрыты важнейшие истины веры: о таинстве Пресв. Троицы, о таинстве воплощения, искупления, возрождения, освящения нас благодатию Духа Святого, и о жизни загробной, о которых в ветхом Завете были только намеки. в) В евангельском законе, и особенно в нагорной беседе Спасителя, гораздо полнее и возвышеннее, нежели в ветхом, изображены истины нравственные и добродетели, каковы: благодушное перенесение и прощение обид, любовь ко врагам, самоотвержение и смирение, сыновняя преданность Богу, как всеблагому Отцу, целомудрие не только телесное, но и духовное (Матф. гл. 5–7; 11, 29), взаимная любовь Христиан по высочайшему образцу любви к ним самого Спасителя ( Иоан. 13, 34 ) и др. «Закон возбраняет, пишет св. Григорий Богослов , совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: не прелюбы сотвориши ( Матф. 5, 27 ). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В законе сказано: не убиеши (21). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю биющему. Столько последнее любомудреннее первого!… Закон говорит: не совокупляй дом к дому, и село к селу ( Ис. 5, 8 ), убога насильствуя (Иезек, 22, 29). А ты отдай с готовностию и приобретенное правдою, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостию взять тебе крест и обогатиться невидимым» 323 . г) Наконец, в евангельском законе предложены и гораздо высшие, чистейшие побуждения человеку к исполнению воли Божией, нежели в законе Моисеевом. Последний, по крайней мере, понимаемый буквально, ограничивался, в этом случае, обетованием благ временных ( Исх. 20. 12 ; Лев. 26, 3 ; Втор. 28, 2 ), тогда как евангельский закон указывает преимущественно и даже исключительно на блага вечные, духовные, на жизнь загробную (Мат. 5, 1–12 19. 20; 19, 28. 29; 25, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Понеже долженствует священник учити прихожан своих вере и делам благим: учити же не точию словом, но и делом, сие есть примером жития своего, чтоб слово его не было мертво и бесплодно. И потому следует разделить главу сию на две части: первая будет, о учении словом, вторая, о учении делом. Часть 1. О учении, которое должен священник людям словом В сей части главнейшие пункты суть сия: 1) утвердить, что первейшая должность есть священника учить народ. 2) показать, чему должен учить, и откуда. 3) каким видом, где и когда. 10 1) Первая должность есть священника учить народ. Что учить народ долг есть как епископа. Так и пресвитера, не токмо собственный и необходимый потребный, но и первейший: указал сие сам списатель Христос Иисус. Когда заповедь апостолом дал не токмо крестити, но и учити, и первее учить, потом крестить. Мф.28:19 , Марк.16:15,16 4 . Указал и Павел апостол, когда о себе стена возопил: горе мне, аще не благовествую! Нужда мне надлежит, строение мне предано, 1Кор.9:16, 17 5 . Указал, когда Тимофея, епископа Ефесского, Богом и страшным судом Христовым обязуя, увещевал: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением, в Тим.4:1,2. Указал, когда наконец от всякого без изъятия пресвитера. Между другими его качествами, требует от него, дабы непременно был учительный, 1Тим.3:2 . Да и целые послания его, два к Тимофею, едино к Титу, всеприлежнейшими о сей должности увещаниями, и страшными обязательствами наполнены, 1Тим.4:6,11,16. 6:2 . 2Тим. 2:14, 15, 24. 3:14. 4:5 . Тит. 2:1.7,15. 4:8 . 6 11 Не просто истязует Господь должность сию от пастырей, дабы люди Божия учили, но под жестоким прещением. Под взысканием крови погибающих от рук пастырей, под казнью самых жесточайших мук, определенных нерадивым рабам и домостроителям сим, Иезек. 3:17, 18. Сыне человече! Стража дах тя дому Иилеву, да слышаши слово от уст моих, и возвестиши им от мене. Когда реку грешнику: смертью умреши, ты же не возвестиши ему, ниже увещаеши, да обратится от пути своего лукавого, и жив будет. Грешник убо погибнет во гресе своем, крови же его от руки твоея взыщу. Тоже и в 33:50 и 34:10. И в Новом Завете глаголет: придет Господин раба того, (не давшего рабом его житомерия, то есть, пищи слова Божия, наставления в вере и святом житии) в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, и протешет его полма, и часть его с неверными положить, Мф.24:50, 51 , тоже и у Лк.12:46 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Поэтому, «когда мы говорим о значении дидактической литературы, которая содержит в себе ветхозаветную мудрость, то мы принимаем и содержание во всем контексте Откровения, не умаляя значения других книг; но что касается исследования каждой книги, то необходимо учитывать прежде всего ее внешние характерные особенности. Таковыми для хохмической литературы являются поэтическая форма изложения и применение литературных приемов: параллелизма (синтетического – Притч.18:10 ; антитетического – Притч.10:1 ); сравнения – Притч.17:1 ; загадок – Суд.14:12–14 , басен – Суд.9:7–15 ср.Иезек.19:1; парабол – 2Цар.12:1–4 , ср. Ис.28:4 ; аллегорий – Ис.5:1–7 » 21 . Сами «евреи дидактическому роду поэзии дают название «машал», по традиции передаваемое по-русски как притча, которая означает всякое сочетание слов, для создания и восприятия которой требуется тонкая работа ума» 22 . У древних людей Востока повсеместно существовал способ учения посредством кратких сентенций и изречений, причем он был чрезвычайно простым и очень надежным в передаче мудрости. Богатые опытом, быстрые умом и сильные в рассудительности мудрецы прививали, если так можно выразиться, в сознание других плоды мудрости не силой аргументации, но путем авторитета и формой аксиом. Благодаря стилю, динамичности языка, красоте сравнений, они сдабривали поговорки словно приправой, которая жгла уста слушателей и тем самым добивались легкости в запоминании. Другой характерной чертой древней и особенно еврейской дидактики является элегантность, выпуклость и законченность выражения, а также исключительно удачный подбор образов. § 2. Понятие «премудрости» в канонических книгах Ветхого Завета Среди священных ветхозаветных писаний особое место занимают учительные книги, выделяющиеся как по форме изложения, так и по своему внутреннему содержанию. Эти величественные памятники древнееврейского поэтического творчества и ветхозаветной боговдохновенной мудрости, составленные в разное время 23 и разными богомудрыми мужами, имеют одинаковую поэтическую форму или так называемые литературные жанры и объединены в своем содержании единой концепцией, в основе которой лежит религиозно-нравственная цель: направить человека на путь исполнения заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Содержание I. Паримия в Великий понедельник (Иезек. I, 1–20) II. Паримия в Великий вторник III. Паримия во вторник Страстной седмицы (Иезек. II, 3–10, III, 1–3) IV. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иезек. XXXVI, 24–28) V. Паримия в Великую субботу утром (Иезек. XXXVII, 1–14) VI. Паримия на Богородичные праздники (Иезек. XLIII, 27, XLIV, 1–5)     Святый пророк Иезекииль был сын священника Вузия (I, 1). Родился в царствование Иосии, царя Иудейского и ранние годы своей жизни провел в Иудее. Затем он вместе с царем Иехониею и с лучшею частью населения Иерусалимского, за 11 лет до разрушения Иерусалима, в 599 году до Рождества Христова, переселен был Навуходоносором в Месопотамию и здесь на берегах реки Ховара в пятый год переселения призван был к пророческому служению видением славы Божией. Пророческое служение его продолжалось около 22 лет. Он предсказал совершенное разрушение Иерусалима и храма (VII. IX. XX. XXI. XXIV), несчастную судьбу Иерусалимлян, из коих часть истребится моровою язвою, часть умрет голодною смертью , часть падет от меча и часть рассеется по лицу земли (V). Подобною участью он грозил соседним народам от Вавилонян 1 . – Кроме обличений и угроз в его речах содержатся утешительные предсказания. Он пророчествовал об окончании Вавилонского плена и возвращении Иудеев в отечество, о восстановлении Иерусалимского храма, о соединении царств Иудейского и Израильского в одно царство и под одну власть (XXXV и след.). Но венец его утешительных пророчеств составляет предсказание о рабе Божьем Давиде, едином истинном князе и пастыре, имеющем привести род человеческий в царство Божие (XXXIV, 23–25; XXXVII, 24–26; XVII, 22–24); о благодати Евангелия, последователям которого сообщится сердце новое и дух новый вместо сердца каменного и дана будет сила ходить в заповедях Божиих, хранить и творить их (XXXVI, 26–27; XI, 19–20); о блаженстве в Церкви Христовой, в которой откроется источник живой воды (благодати), оживляющей и питающей мертвое грехами человечество (XLVII, 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Учение Св. Писания о благодати Божьей. В Ветхом Завете находятся только более или менее неясные намеки на учение о благодати и это потому, что благодать, как сила Триединого Бога, должна была открыться в полном свете и силе в Новом Завете, с полным откровением Триипостасного Бога. Благодать в смысле милости, милосердия, благоволения, – понятие встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (напр. Исх. 21, 3; 36), – в основе своей есть самое общее и многообъемлющее выражение. Если, однако, поставить его в связь с теми местами, в которых говорится о Духе Божьем, об излиянии Его или на отдельных людей, избранников Божиих – пророков или на весь народ (Числ. 29; Иса. 2. 3; Иезек. 26. 27; Иоил. 28. 29; Иезек. 5. 9. 10. 14), в особенности, когда этот народ изображается или землею сухою (Иса. LV, 1. 3; 11) или мертвыми костями (Иезек. 1. 2 и сл.), то это излияние представится в виде действия особой, божественной, оживляющей силы, следовательно, в более частном смысле. И хотя выражение благодать в таких изображениях действия Духа Божия не встречается, но невольно приходит на мысль сближение этих мест с изображениями действий Св. Духа. Есть, однако в ветхозаветном Писании одно пророческое место, в котором выражение «благодать» ставится в связь с понятием «Дух» – «Дух благодати» (πνεμα χριτος), напоминающее единственное также выражение новозаветное ( Евр. Х, 30 – τ Πνεμα τς χριτος). «И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот и воззрять нань его же прободоша, и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце» (Зах. 10). Внутренняя перемена в жителях Иерусалима, с излиянием на них «Духа благодати» не напоминает ли речей И. Христа о том, что произойдет с Его учениками и последователями с ниспосланием на них Духа Утешителя (Иоан. 26; 13. 14. 21–23)? 1) Благодать, уготовляющая все потребное для человеческого спасения по учению Св. Писания Нового Завета. – С тем же главным значением и с таким же широким объемом, как в Ветхом Завете, употребляется слово благодать и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010