Много лет спустя на вопрос, приходилось ли ему быть восприемником от купели, Толстой ответил: “Да, я сделал раз такую глупость”. А крестник П.В.Истомин отшучивался: «Видно, я и тогда уже был не дурак, если сумел оттрепать его за бороду”. 25 Исаак Сирин – христианский подвижник 2-й половины VII и 1-й половины VIII в., епископ Ниневии. Из творений этого святого в России особым почитанием пользовались его “Слова подвижнические”. Приведенный отрывок взят из “Слова 53». (См.: ”Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические». Сергиев Посад, 1911. С.234). 26 Мнение о том, что в Яснополянской библиотеке имелось “Добротолюбие”, неверно. М.В.Лодыженский, посетивший Ясную Поляну за три месяца до смерти Л.Н. Толстого, оставил в своих воспоминаниях следующее свидетельство: “Это было в последних числах июля 1910 г. Я приехал к Толстому с моей женою и еще одним нашим знакомым, О.В.Чиркиным, управлявшим тогда русским консульством в Бомбее и бывшим в то время в отпуску в России. Прибыли мы в Ясную Поляну в условленное время в семь часов вечера. В Ясной Поляне тогда, кроме Софии Андреевны Толстой, были еще два сына Толстого Лев Львович и Андрей Львович с женою, затем г.Бирюков с женою и детьми (Бирюков был тогда, кажется, в роли секретаря и библиотекаря Толстого), пианист Гольденвейзер и неразлучный всегда с Толстым доктор Маковицкий. Ровно в 7 часов к нам из своего кабинета вышел Лев Николаевич; одет он был, как и всегда, в свой традиционный костюм – в блузу; походка его была быстрая, держался он прямо. Лицо у Толстого было усталое; выражение его было очень серьезное. “Как здоровье ваше, Лев Николаевич?” – спросил я его после обычных приветствий. (Незадолго до нашего свидания Толстой был болен.) “Да что здоровье!.. – отвечал он. – Надо к смерти готовиться”... Когда мы все расположились в кружок около стола в углу залы, он обратился ко мне и спросил: – Я слышал, что вы что–то пишете? – Меня интересует все, что касается жизни наших христианских подвижников и святых, – отвечал я. – Над исследованием этой жизни я много теперь работаю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Замечательно представлено в поэзии М. Бирюковой вещественное окружение. Внимательное, лирическое отношение к скромным вещам — это тоже одно из основополагающих свойств лирической поэзии, позволяющее поэту очень многое. Пожалуй, лучше всего об этом свойстве лирического миросозерцания сказал Вильям Блейк: В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В едином вздохе — бесконечность И небо — в чашечке цветка. Здесь и сейчас, в наше время эта скромная вещественность (в одном из стихотворений она называется хорошая, невкусная, суровая, смиренная жизнь) может стать противоядием от потребительства. Потому что единственное, что от потребительства спасает — это творческое отношение к жизни во всех её мелочах. Потому что мелочи тоже созданы Творцом небу и земли. И вот, мы читаем, как на зиму щели в ветхих рамах затыкаются дешёвой серой ватой, — занятие и для рук, и для мыслей, и для души. И воздаём должное стародавнему машинному немецкому гобелену с оленем — сколько их было, пришедших на смену ужасным рыночным клеёнкам, расписанным лебедями, и сколько от них было тепла и скромного уюта в небогатых домах! В этом стихи Марины Бирюковой залечили мою душевную травму, возникшую, когда некий молодой человек радостно рассказывал о том, что купил себе квартиру и поручил обставить её профессиональному дизайнеру. А мне стало нехорошо от мысли, как это “профессиональный дизайнер” может распоряжаться тем, что является сферой жизни и в некотором смысле продолжением души. Но ведь гобелен висит в доме, который обречён на слом после смерти его последней владелицы, — таков удел всего преходящего, но это звучит без надрыва, со светлой печалью и подлинным примирённым смирением. Поэзия тем и хороша, что умеет пролагать наикратчайшие пути от вещей и обстоятельств к высшему. Вот, например, размышление о яблоке, скрытом палой осенней листвой, приводит сначала к идее, что важнее не найти и съесть это яблоко, а знать, что оно есть. А уж вслед за этим — подъём к пониманию того, что я жива тем, чего на Земле не нашла. А вот стихотворение о бессоннице, столь мучительно знакомой многим, — о том, что проснувшись ночью, нужно думать не о плохом, а о хорошем. И предлагается это хорошее: о неброской, умиротворяющий красоте зимнего и осеннего леса, о смешном щенке, о Третьяковке. Из упоминания о Третьяковке вырастает воспоминание об отроке Варфоломее с картины Нестерова. И как-то понятно, что в ночной тишине этот хрупкий белокурый мальчик в крестьянской рубашке вдруг возрастает в свою истинную меру преподобного Сергия, игумена земли Русской, и наполняет неспокойную душу (иначе с чего бы просыпаться по ночам) светом, миром, радостью о Господе. А свет этот, в свою очередь, распространяется на всё, о чём думалось, да и на весь Божий мир, сотворённый хорошо весьма. А это не так уж мало.

http://pravmir.ru/medlennoe-chtenie/

Бессарабия — область между Днестром и Прутом, принадлежавшая России с 1809 по 1917 г. — 429. Библиотека морская — библиотека в Севастополе, основанная адмиралом А. С. Грейгом; находилась на самом высоком месте города на Городской стороне — 111. Бирюков Павел Иванович (1860—1931) — биограф Толстого — 420. Бирюков П. И., «Биография Л. Н. Толстого» — 385, 389, 419, 427. Боборыкин Константин Николаевич (1829—1904) — в 1854 г. поручик артиллерии, впоследствии генерал-лейтенант, оренбургский военный губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска, затем орловский губенатор с 1876 до 1888 г. До занятия места оренбургского военного губернатора Боборыкин состоял при гр. Н. П. Игнатьеве в Китае, и был консулом в Урге — 282, 283, 408. Большая улица. См. Морская улица. Большой мост. См. Мост Большой. Большой Редут. См. Редут Новый. Боткин Василий Петрович (1811—1869) — писатель — 405, 406. Бригады: — Бригада 11 артиллерийская — 302, 304, 393. — Бригада 12 артиллерийская — 301, 304. — Бригада 17 артиллерийская — 304. — Бригада 14 артиллерийская — 419. — Бригада 20 артиллерийская — 284. Бриммер Эдуард Владимирович (1797—1874) — боевой кавказский генерал. В период Восточной войны был начальником артиллерии Кавказского округа (в 1848—1856 гг.). Его воспоминания напечатаны в «Кавказском сборнике», тт. 15—18. Толстой обращался к нему по служебным делам в ноябре 1852 г., когда был в Тифлисе — 283. Будищева батарея. См Батареи. Бульвар — бульвар в центральной нагорной части Севастополя, ныне известный под названием Мичманского, называвшийся тогда Малым в отличие от Большого, до осады находившегося на месте 4 бастиона (А. Н. Ершов, «Севастопольские воспоминания артиллерийского офицера», П. 1891, стр. 109). На нем находится упоминаемый в конце рассказа «Севастополь в мае» памятник Александру Ивановичу Казарскому (1797—1833), в виде римской триремы, в память подвига, совершенного находившимся под его командой бригом «Меркурием» в сражении с двумя турецкими линейными кораблями 14 мая 1829 г. — 19, 20, 22, 29, 52, 54, 55, 111.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

Д.С.Бирюков. Тема энергий как привходящего В глл. 28 и 31 Слова к Николаю Кавасиле Дисипат развивает важное рассуждение, раскрывающее тему Божественных энергий в контексте дискурса привходящего ( τ συμβεβηκτα) 114 . Логика Дисипата такова, что, с одной стороны, Божественные свойства и энергии нельзя назвать привходящим в собственном смысле (поскольку «привходящее» – это философский термин, описывающий реальность тварного 115 ), с другой стороны, как в определенном смысле природно присущие Богу, их, вслед за отцами Церкви, все же можно называть привходящим. Τ συμβεβηκτα – термин, разработанный в рамках философии Аристотеля. Говоря о понятии привходящего, Аристотель различает привходящее в смысле того, что присуще чему-то не по необходимости и случайным образом – например, когда кто-то попал на Эгину не потому, что стремился туда попасть, а потому, что его туда занесла буря, а также в смысле того, что присуще вещи самой по себе, но не содержится в ее сущности (то есть не входит в логос (определение) сущности), как например, треугольнику свойственно иметь в совокупности два прямых угла; привходящее в этом втором смысле может быть вечным 116 . Очевидно, о природных свойствах и нетварных энергиях Бога можно говорить как о привходящем, полагая его во втором из перечисленных Аристотелем смыслов 117 ; этот смысл, судя по всему, успел позабыться ко времени паламитских споров (для которых расхожим является дискурс, признающий в качестве собственного смысла «привходящего» – изменяемость 118 ), но именно этот смысл подразумевает Дисипат – вероятно, сам и не ведая о нем. В свою очередь, антипаламиты также говорили об энергиях как о привходящем, понимая его в первом смысле из выделяемых Аристотелем, и использовали это понимание для доказательства тварности энергий. В целом позиция Дисипата в этом отношении совпадает с позицией свт. Григория Паламы , который обсуждает тему энергий как привходящего в 6-й книге Антирретиков против Акиндина. Эта книга была написана ок. 1344 г., то есть либо немного раньше, либо тогда же, когда и Слово к Николаю Кавасиле Дисипата. Согласно свт. Григорию, энергию можно называть привходящим (беря его в несобственном смысле) по той причине, что это есть не сама природа, но присущее Богу по природе, а также, насколько можно понять, потому, что имеют место энергии (природные свойства) Бога, которые иногда могут наличествовать, а иногда нет, как энергия творения (та же логика и в цитате из свт. Кирилла Александрийского , которую приводит Дисипат в contr. Barl. et Acind. 31 и Палама в contr. Acind. 6.21.77); приведем соответствующий пассаж из Паламы:

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Лит.: Рейснер М. А. Христианское государство: Идея христ. гос-ва в прусской церк. политике и учении нек-рых нем. канонистов: (К вопросу об отношении гос-ва и Церкви). Томск, 1899; Hubamsch W. Geschichte der Evangelischen Kirche Ostpreussens. Gött., 1968. Bd. 3: Dokumente; Kirchen in Königsberg seit 1945//Königsberger Bürgerbrief. Köln, 1988. S. 31-32; Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. Калининград, 1991; Пантелеимон (Кутовой), еп. Этапы становления Правосл. Церкви в Калининградской обл. с 1945 г. до наших дней: На основе арх. мат-лов. Калининград, 1997; Правосл. община Калининградской обл.: История создания: (По док-там ГАКО)//Калининградские архивы: Мат-лы и исслед.: Науч. сб. Калининград, 2001. Вып. 3. С. 237-269; Трокаль Т. В. Государство Тевтонского ордена в Пруссии в XIII - нач. XIV в.: АКД. М., 2004; Бирюков Г., прот. История православия в Восточной Пруссии с XVI в. по 1945 г. Нестеров, 2005; Копичко А., Стецкевич Е. Калининград//Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. С. 685-694; Маслов Е. А. На пути к религиозному подполью: власть и верующие в Калининградской обл. кон. 1940-х гг. Калининград, 2006. (Культурный слой; Вып. 6); он же. Религиозные организации в Калининградской области после 1985 г.//Сб. итоговых мат-лов обл. педагогич. конф. «IV Рождественские чтения». Калининград, 2007. С. 16-22; он же. Репрессии верующих и служителей культа//Книга памяти жертв полит. репрессий: Калининградская обл. Калининград, 2007. С. 387-391; он же. «Да, господин Аденауэр, у нас никто и не думает строить новые церкви»: Культурная политика властей и духовные запросы первых калининградцев//Балтийские исследования. Вост. Пруссия и Калининградская обл. в XX в.: Сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 5. С. 69-93; Маслов Е. А., Бирюков Г., прот. Русский уголок Вост. Пруссии//Образы России в отечественной и мировой словесности, истории и культуре: Мат-лы междунар. науч. конф. Калининград, 2006. С. 226-239; Пржездомский А. С. Кёнигсберг-Калининград: Иллюстр. энцикл. справ. Калининград, 2006; Фёдорова А. Н. Из истории создания православной общины в Калининградской обл.: [Док-ты 1947-1949, 1982-1985 гг.]//ВЦИ. 2006. 1. С. 74-96; Labuda G. Studia krytyczne o pocztkach Zakonu krzyackiego w Prusach i na Pomorzu: Pisma wybrane. Pozna, 2007; Тэргович М. Л. Экспансия Тевтонского ордена в Юго-Вост. Прибалтику: АКД. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

И твой отеческий завет Не помнят правящие лица. Вновь «печенеги» поднялись. А русичи – в плену мамоны. Богатыри передрались На службе зла и беззаконья. В тяжелых тучах небосвод. Повсюду рыщут волчьи стаи. Тобою собранный народ Разбрелся всюду и страдает. Ты Киевскую Русь распас И создал воинство Христово. Не оставляй, заблудших, нас И собери в державу снова. 2010 Владимир Молчанов Белгород Храни тебя Бог! От бед и невзгод, От печали и горести, От гиблых дорог, От мутности вод, От обмана и подлости – Храни тебя Бог! От льстивых невежд, Промеж нас коих – заросли, В ком верный подвох, От смерти надежд, От корысти и зависти – Храни тебя Бог! От правды кривой, От души обезболенной, От мира – у ног, И даже порой От себя обездоленной Храни тебя Бог!.. Музыка Юрия Бирюкова (2002). Владимир Силкин Молятся сержант и подполковник, Льются слезы с догоревших свеч. Может ведь случиться и такое – Им в бою придется завтра лечь. Белый голубь на оконной раме Внемлет им, стоящим в тишине, И в Моздокском православном храме Осеняет павших на войне. Белый голубь, он – посланник Бога, Чист, как снег, как зимняя вода. Божья птица, я прошу немного – Не спеши забрать их навсегда. Музыка Юрия Бирюкова (2002). Людмила Барыкина Храни, Богородица, души поэтов – Им вещее Слово, живое, дано. Спаси от безвестности и от клевретов, От славы, и злата, и лжи заодно. Спаси от хмельного, нестойкого братства, А пуще – от трезвой, гремучей тоски, От женщин любимых непостоянства Спаси мановением легкой руки… Фальшивое время от века осталось: Парад президентов – спектакль дураков! И только любви безконечная малость Спасительно светит из лона стихов. Спаси, Богородица, души поэтов, Храни до креста, до высокой звезды! На всех перепутьях безпутного века Сгорают сердца, как сгорают кометы В озоновом слое земной красоты! Евгений Данилов Стихи и песни Иеромонаху Роману Жил без Бога, плохо веруя В то, что можно жить не так, Что однажды с неба серого Будет явлен вещий знак. Обходил походкой спешною Божьи храмы за версту,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Д.С. Бирюков Аэций. Синтагматион 91 – 92 . 2 .Если бы нерожденный Бог существовал высшим всякой причины, то Он был бы выше и рождения. Если же Он и есть выше всякой причины, ясно, что [Он выше] и Порождения. Ибо Он ни получил бытия от другой природы, ни Сам Себе не дал бытия. 3 . Если же Он Сам Себе не дал бытия, и не по немощи естества, но потому, что Он превосходит всякую причину, то кто допустит, что гипостазирующая ( τν ποστ σαν) природа неотличима ( πασλλακτον) по сущности от гипостазируемой, когда таковая природа [т. е. первая] не допускает рождения? 4 .Если Бог пребывает в нерожденной природе нескончаемо и Порождение нескончаемо есть рожденное, то злочести- вое мнение о единосущном и подобосущном будет забыто; но так как та и другая природы постоянно сохраняют собственное природное достоинство, то они пребывают несравнимыми ( σγκριτον) по сущности. 7 .Если Бог не есть нерожденный всецело, то ничто не препятствует Ему родить сущностно. Если же [Он] есть всецело нерожденный, то Он не исторгается сущностно в рождении, но поставил Порождение [по Своей] власти. 8 .Если нерожденный Бог есть всецело рождающий, то рожденное было рождено не сущностно, так как всецелая сущность Его 93 обладает [способностью] порождать, а не рождаться. Если же сущность Бога была видоизменена ( μετασχηματισθεσα) и называется «Порождением», то сущность Его не неизменна, потому что видообразование ( εδοποησιν) Сына совершено через изменение. 11 .Если Бог-Вседержитель, существующий как нерожденная природа, не знает Себя как рожденную природу, а Сын, существующий как рожденная природа, знает Себя таким, каков Он есть, не будет ли тогда единосущие ложью, когда один знает ( γιν σκοντος) Себя нерожденным, а другой – порождением? 13 .Если нерожденность рассматривается в отношении Бога как внешнее, то рассматривающий ее превосходнее рассматриваемого 94 , давши Ему имя, превосходящее Его природу 95 . 15 .Если Порождение неизменно по природе из-за Породившего, то Нерожденный есть неизменяемая сущность – не по воле, но по достоинству сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Пресс-служба МЧС Москвы: Наиболее массовые Крещенские купания ожидаются в Серебряном Бору 15 января, 2014. Новостная служба Начальник пресс-службы московского главка МЧС Виктор Александрович Бирюков рассказал изданию Правмир как будет организована работа спасательной службы города во время Крещенский купаний в Москве. Крещение является одним из самых почитаемых православных праздников в России и традиционно сопровождается массовыми купаниями в ледяной воде в специально прорубаемых и освещаемых прорубях-иорданях. МЧС России призывает граждан строго соблюдать правила купания в проруби, напоминая, что сначала необходимо разогреть тело, сделав разминку. Запрещается нырять головой вперед и не рекомендуется погружаться в воду с головой, что может привести к шоку от холода. Начальник пресс-службы московского главка МЧС Виктор Александрович Бирюков рассказал изданию Правмир как будет организована работа спасательной службы города во время Крещенский купаний в Москве. Сегодня в Серебряном Бору прошла пресс-конференция с демонстрацией того, как будут устроены купания во время крещенских праздников. Здесь на озере Бездонное были проведены совместные тактические занятия с представителями всех префектур, сотрудников полиции и сотрудников МЧС, которые будут задействованы с субботы на воскресение в ночь на Крещение. Сотрудники МЧС в ходе праздничных мероприятий будут обеспечивать безопасность отдыхающих. В каждом округе Москвы будут определены места для установки праздничных купелей, — они определены префектурами и будут специально оборудованы, чтобы люди не пострадали в процессе купания. Задача МЧС обеспечить безопасность при купании, для этого будут задействованы спасательные подразделения Москвы. В каждом месте купания будет развернуто по два модуля для раздевания, отдельно для мужчин и женщин. Также на местах будут работать медицинские службы и сотрудники полиции. Все городские службы готовы к тому, чтобы провести и достойно организовать праздник Крещения. Наибольшее количество участников крещенских купаний по опыту прошлого года ожидается в Серебряном бору. В прошлом году за крещенскую ночь в мероприятии в Серебряном бору поучаствовало несколько тысяч человек. Люди приходили купаться не только ночью, но и на следующий день до 13 часов.

http://pravmir.ru/press-sluzhba-mchs-mos...

« Спектакль Джона Декстера 1977 года, показанный нам в версии 2019-го под управлением нынешнего музыкального руководителя Мет Янника Незе-Сегена, думаю, не обидел бы Франсиса Пуленка – одного из самых честных и трепетных композиторов ХХ века », - записал в своем блоге в ФБ музыкальный комментатор газеты «Труд» Сергей Бирюков. В финале, пишет он, « после того как под прекрасный гимн Salve Regina 16 раз свистит нож гильотины, ждешь финального пафоса, чего-то вроде страшно нарастающего фа минора в конце «Леди Макбет Мценского уезда». И – ничего. Только тихо падающий короткий до минорный аккорд. Как капля крови с ножа» . Трансляции доступны лишь пару дней. Теперь «Кармелиток» можно посмотреть на сайте Театро Комунале (Болонья).  « И «Парсифаль» очень уж здорово лег на пасхальные дни. Но дело далеко не только в этом. Ведь не в одном лишь «Парсифале», а практически в каждой опере Вагнера, в самой ее сердцевине лежит громадная моральная проблема. Именно моральная, а не социальная. У Вагнера это дано в предельно очищенной форме», - замечает Сергей Бирюков. « Финал " Парсифаля " -- изумительные страницы, полные любви именно в религиозном смысле, к мирозданию в целом, к человеку как части природы -- то состояние, которым через четверть века наполнит свой " Китеж " Римский –Корсаков , -  пишет журналист. -   Но в " Парсифале " ,  после того как он окропил Кундри водой из святого источника, а она омыла ему ноги, и в это время над лесом восходит солнце, и Парсифаль поражен -- как прекрасны полевые цветы, -- а в музыке после мотивов страдания наступает си мажор и прорастает напевная очень светлая и простая тема (если не ошибаюсь, кларнета) ну совсем из " Китежа " , от Вагнера даже не ожидаешь такого тепла, света, простоты и доброты ». Так что, именно в эту эпидемию востребованы высокие смыслы и живая молитва. Елена Дорофеева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Г. Бирюков оправдывается, что он не мог рассмотреть змею, потому что она извивалась в траве, и подумал, что это уж, но раз он сам удостоверяет, что местность эта изобилует гадюками, то нам кажется, при виде змеи, прежде всего, должна бы явиться мысль о гадюке и об опасности ее укушения, и во всяком случае и здравый разум и любовь к детям должны бы заставить г. Бирюкова прежде убедиться, что перед ним действительно уж, а не ядовитая змея, а затем уж и разрешать сыну хватать змею за хвост. Полагаем, что г. Бирюков ни разума, ни любви к своим детям не терял, а описанное им поведение его в случае со змеей заставляет сомневаться и в том и в другом. Без «бессмысленного вымысла и нелепой басни», действительно, не обошлось, только не там, где указывают кадетские «Ведомости». Так заключает «Колокол». От себя прибавлю: я считаю себя вправе больше верить показанию официального донесения священника епископу, чем г. Бирюкову, лицу, очевидно заинтересованному, ибо ведь мое заключение, что описанный факт – укушение змеею сына автора книги, которая превозносит богоотступника Толстого, на могиле этого богоотступника, при оказании почестей сему богоотступнику, есть явное вразумление Божие для почитателей богоотступника. Это заключение относилось, главным образом, к г. Бирюкову, но допускаю, на минуту, что змея укусила мальчика не на самой могиле, а близ могилы: разве внутренний смысл сего знамения не ясен для верующих? На могиле, близ могилы, но мальчик укушен змеею, мальчик – сын поклонника Толстого, г. Бирюкова, который прибыл нарочито поклониться могиле богоотступника, – в день рождения сего богоотступника: ведь эти подробности подтверждены самим г. Бирюковым – разве это «бессмысленный вымысел», «вздорная басня»?.. Но. Увы!.. – «эфиопов не убелишь». Читать далее Источник: Мои дневники/архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-./Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из " Троицкого Слова " : 51-100). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010