Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. (Бирюков Иван Адрианович; 25.05.1865, г. Бирюч Воронежской губ. (ныне Белгородской обл.) - 27.09.1932, Казахстан), преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Учился в Бирючском городском училище. 9 окт. 1878 г. поступил послушником в Валуйский мон-рь Воронежской епархии. Служил келейником наместника мон-ря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором; научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. издал нотный сборник догматики 8 гласов знаменного распева. В 1894 г. взял отпуск по состоянию здоровья и провел его в паломничестве на Св. землю и Афон. Настоятель, опасаясь за здоровье И. Бирюкова, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты. В 1896 г. официально зачислен послушником мон-ря. 20 дек. 1897 г. пострижен архим. Игнатием в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. рукоположен еп. Иосифом (Соколовым) во диакона. В 1900 г. рукоположен Воронежским еп. Анастасием (Добрадиным) в воронежском Митрофаниевском мон-ре во иерея. Управлял монастырским хором (до 1917). В 1903 г. назначен помощником настоятеля. В 1908 и 1910 гг. для восстановления здоровья путешествовал по св. местам России. После кончины архим. Игнатия (Алексеевского) 3 февр. 1912 г. избран настоятелем Валуйского монастыря; 19 апр. по утверждении в должности настоятеля возведен в сан игумена. Во время первой мировой войны по инициативе И. мон-рь взял на себя заботу об обеспечении родственников тех, кто были призваны в армию, одеждой, обувью, продуктами и деньгами; раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза. В марте 1917 г. в монастыре был произведен обыск, И. был заключен на неделю под домашний арест. В февр. 1918 г. И. вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения; братия выполнила это требование. 23 апр. 1920 г. И. был возведен в сан архимандрита. В 1924 г. мон-рь был закрыт. И. уехал в с. Будённое (ныне г. Бирюч), где поселился у родственников. В янв. 1926 г. переехал в Воронеж; болел более 2 месяцев тифом. Назначен Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) на должность руководителя церковного народного хора (до авг. 1929). Был епархиальным духовником в Акатовом во имя святителя Алексия монастыре.

http://pravenc.ru/text/293441.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Троицкое слово: " " Сияющий Омофор... " 02.09.2018 20:00 Тема программы – центральная в православном богословии: почитание Пресвятой Богородицы. Каждую пятницу в обители Преподобного Сергия совершается особый богослужебный чин – Параклис Пресвятой Богородице. Этим мы как бы воссоздаем то событие, свидетелем которому был некогда ее преподобный авва Сергий: явление ему Пресвятой Богородицы, а также Ее незабвенное обещание быть Неотступной от сего святого места. На тему почитания Пресвятой Богородицы говорит молящимся один из страрейших насельников Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Варлаам. В программу так же входят цикл заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия К. Е. Скурата, который излагает в кратких тезисах жизнеописание современного нам подвижника благочестия; воспоминания монахини Елены (Хиловской). В передачу включена беседа кандидата богословия, выпускника Московской духовной академии Валерия Духанина с руководителем школы лицевого шитья Мариной Бирюковой. О традициях золотного шитья в России написано множество ученых работ, но сама практика этого уникального прикладного искусства, веками сохраняемого на Руси, была прекращена в лихолетье XX века. Сегодня золотое лицевое шитье возрождено в Московской духовной академии, в специальной школе, которая, как и регентские или иконописные курсы при Академии, находятся под покровом Преподобного Сергия в его Лавре. 1. Проповедь архимандрита Варлаама на Праздник Донской иконы Пресвятой Богородицы 2. «Остановись! Вглядись в себя, и приготовься к вечности как к вечности...», по избранным письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). Доктор богословия К. Е. Скурат. Часть 8.

http://radonezh.ru/radio/2018/09/02/20-0...

Священноисповедник Игнатий (Бирюков): «пропагандист-связист Воронежской ИПЦ» На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе… Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце. 27 сентября, 2012 На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе… Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце. 27 сентября н.ст. Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника архимандрита Игнатия (Бирюкова), последнего настоятеля Валуйского Николо-Успенского монастыря, осужденного по делу воронежских иосифлян. 80 лет назад, 27 сентября 1932 года он скончался в ссылке в Казахстане. Тюремная Пасха Архимандрит Игнатий (Бирюков), тюрьма НКВД, 1930 год. Фото: pravenc.ru Пасху 1930 года настоятель Николо-Успенского Валуйского монастыря архимандрит Игнатий встретил в Воронежской тюрьме. Отцу Игнатию было 65 лет, он был выходцем из верующей семьи, с детства жил богослужением, не пропускал ни одной службы. Но это была самая необычная и, возможно, самая важная Пасха в его жизни. На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе… Зато вместе с отцом Игнатием в камере было много православных людей – священники, монахи и миряне и, в частности, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга вместе они совершали богослужения по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Сборник документов «Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года» был представлен на прошедших в Ставрополе международных Свято-Игнатиевских чтениях 13 мая 2018 г. 15:19 11-12 мая 2018 года в городе Ставрополе состоялись IX Международные Свято-Игнатиевские чтения. Как и в предыдущие годы, событие собрало в краевой столице ведущих церковных и светских ученых со всей России и из стран ближнего зарубежья. Во второй день чтений прошла научно-практическая конференция «Кавказ христианский: к 175-летию образования Кавказской (Ставропольской) епархии». Архипастырское благословение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и добрые пожелания участникам чтений передал первый проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей Павел Самойленко. По благословению главы Ставропольской митрополии мероприятие возглавил епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон . Перед началом работы конференции собравшимся был представлен сборник документов «Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года». Презентацию провели составитель сборника, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , постоянная участница Свято-Игнатиевских чтений Юлия Бирюкова и секретарь Научно-редакционного совета по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 годов при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Александр Мраморнов. Говоря о сборнике, Ю. Бирюкова отметила: «Наконец настало время, когда можно свободно осмыслить наследие Собора, этого великого события в истории Русской Православной Церкви, и свободно воплотить в жизнь его решения, пусть и с небольшой корректировкой, учитывающей условия современности». В ходе конференции были представлены доклады научных исследователей, отражающие вехи развития Православия, его роль и созидательность в истории страны. «Свято-Игнатиевские чтения проходят в Ставрополе с 1999 года, и за это время они стали ярким знаком взаимодействия Церкви и научного сообщества, — отметил священник Евгений Шишкин, секретарь Ученого совета Ставропольской духовной семинарии. — Они создают особый формат для целого ряда научно-просветительских и общественных мероприятий. И Церковь в данном случае является инициатором, который консолидирует общество в его стремлении прикоснуться к богатейшему наследию нашего кавказского святого — святителя Игнатия Брянчанинова». По итогам IX Свято-Игнатиевских чтений будет издан сборник, сообщает сайт Ставропольской митрополии . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Как пишет в житии отца Игнатия игумен Дамаскин (Орловский), «словно предчувствуя свой близкий арест, он сперва задумал посетить все те места, с которыми была связана его жизнь». Он поехал в Валуйки, где остановился у своего племянника. В Валуйках отец Игнатий провел два дня. Оба дня он подолгу стоял у стен своего закрытого монастыря, – монастыря, в котором он провел без малого полвека и без которого не мыслил, казалось раньше, своей жизни. «Восстановление монархии путем вооруженного восстания» Решающую роль в судьбе архимандрита Игнатия, как и многих тысяч русских священников того времени, сыграла печально знаменитая «Декларация 1927 года» («Послание к пастырям и пастве» патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года). Центрально-Черноземная область стала вторым после Ленинграда очагом иосифлянского движения, наиболее сильным сопротивление сергианству оказалось в Воронежской епархии. Во главе местных «несогласных» – так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) – был викарий Воронежской епархии епископ Козловский Алексий (Буй) (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 1981 году Русской Православной Церкви За Границей). Поэтому в документах НКВД движение воронежских иосифлян именуется «буевщиной». «Буевцы» активно выступали против соглашательства с большевиками, поддерживали крестьян в их борьбе против насильственной коллективизации. По мнению историка М.В. Шкаровского, среди духовенства области в числе сторонников епископа Алексия было более 400 человек. Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев», в материалах следствия по делу «Воронежского филиала ИПЦ» 1930 года он упоминается как «пропагандист-связист». В частности, обвиняемый Муровщик показал: «Будучи сторожем в Алексиевском монастыре при церкви, я неоднократно видел, как священники ЯК0ВЛЕВ Федор, ГОРТИНСКИЙ Сергей, МАРЧЕВСКИЙ Евгений, архимандрит Тихон КРЕЧКОВ и изредка архимандрит Игнатий БИРЮКОВ после церковных служб оставались в церкви, запирались от всех и проводили какие-то совещания, на которых посторонних никого не пускали. Что на этих совещаниях было, какие вопросы разбирались, я точно не могу сказать, но знаю, что в результате этих совещаний стали чаще к нам приезжать в Алексиевский монастырь крестьяне и спрашивать, где живут священники ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ и др. В беседе с крестьянами я узнал, что свящ. ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ, МАРЧЕВСКИЙ, БИРЮКОВ и КРЕЧКОВ в глазах крестьян являются борцами за старую «веру и порядок», что они дают крестьянам советы — не вступать в колхоз, как антихристову выдумку, что Советская власть — есть антихристово наследие, а коммунисты — слуги антихриста».

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Так официально был открыт пещерный комплекс с деревянным храмом в честь и славу Игнатия Богоносца. Гацуцин В.В. В память вечную будет праведник…(Историко-краеведческие очерки о жизни новомученика священноисповедника Игнатия Валуйского (Бирюкова). – Белгород: изд-во БелРИПКППС, 2009. С. 76. А.О. Морозова/История Валуйского Николопристанского Успенского монастыря в исследовании Т.М. Олейникова. При многих русских монастырях существовали скиты – места для уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахами Валуйского монастыря изначально в лесу был построен деревянный дом, но в дальнейшем скит был обустроен в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. Спелеологические исследования, проведенные в конце XX века, показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение. Точное основание пещерного скита установить достаточно сложно. По ряду косвенных признаков его можно датировать серединой 17 века. В начале 20 века в связи с неудовлетворительным состоянием подземных галерей в пещерах был проведен комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены. Образовавшиеся трещины и щели заделаны штукатуркой. Обустройство скита началось в 1890 году, в основном на пожертвования прихожан. Работы велись как силами самой монастырской братии, так и с привлечением наиболее доверенных людей из местных жителей. Пещеры были расчищены, расширены и укреплены, в 1910 году осмотрены архитектором, признавшим «грунт земли крепким и пещеры безопасными», также в них был создан храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. Пещеры расположены на высоте 106 метров выше уровня воды в реке. Предполагается, что общая протяженность подземных ходов около одного километра, в настоящее время расчищено 640 м. Ширина вырытых пещер до одного метра, а высота – около трёх. Подземный храм был освещён 4 мая 1914 г. во имя Игнатия Богоносца, святого, принявшего мученическую смерть за христианскую веру в I в.н.э. Вверху на горе, над пещерами, в 1916 г. строился храм во имя Преображения Господня, так и оставшийся незавершённым. В 1917 г. церковь сожгли. В настоящее время на этом месте находится храм Игнатия Богоносца. http://valuyki-orthodoxy.ru/caves.shtml Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50836

Первый «тревожный звонок» прозвучал для архимандрита Игнатия в дни февральской революции. В монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом отца Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу. После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком. Председатель Рындин потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти. Вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм. Архимандрит Игнатий подчинился. По возвращении в обитель он вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти и сказал: «Боголюбивые мои братия! Слово Божие учит нас: всякая душа властем да повинуется; несть власти не от Бога, и противящиеся власти – Божию велению противятся. Посему, во исполнение приказа власти, мы должны сию же минуту приступить к учету всей монастырской наличности, также и нашей братской суммы при участии здесь перед нами предстоящего представителя власти и, поучете суммы, должны доставить ее полностью в исполнительный комитет». Монахи выразили свое согласие, после чего избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств. На утро настоятель доставил в исполком 10 тысяч 105 рублей. Но даже проявленная лояльность не спасла Валуйскую обитель: в 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 году в Воронеж прибыл новый владыка – святитель Петр (Зверев). Он дал отцу Игнатию послушание как специалисту по церковным песнопениям – руководить епархиальным народным хором. Однако вскоре здоровье отца Игнатия пошатнулось – обострился туберкулез. В 1929 году он взял отпуск и отправился в паломничество по окрестным святыням.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

1301. Белякова Е. В. Стефан, еп Пермский: К 600-летию со дня преставления//Страницы. 1996. 2. С. 75–86. 1302. Иоанн (Вендланд) , митр. Ярославский и Ростовский. Князь Феодор Черный//бТ. 1973. Сб. 11. С. 55–77. Св. блгв. Феодор ( 1299), князь Ярославский, – исследование жития и эпохи. Филипп, митр. Московский, свт. – см. 2480. Новомученики российские См. также: Новоканонизированные святые 1247); Житийные сборники...: Новомученики российские 1255–1261). Анатолий (Грисюк) , митр., сщмч. – см. 2361. Андроник (Никольский) , архиеп., сщмч. – см. 813. 1310. «...Я боролся с неверием»: Следственное дело по обвинению еп. Афанасия (Сахарова)/Публ., послесл. и примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 228–257. 1311. Обращение еп. Афанасия (Сахарова) к представителям власти/Публ., примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 4. С. 225–252. 1312. Кривонос Ф., свящ. Священномученик Валериан Новицкий//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 172–174. Потомственный священник (Белоруссия), был расстрелян за отказ снять с себя сан. Василий (Зеленцов), еп., сщмч. – см. 1506. Вениамин Казанский), митр., сщмч. – см. также ИУ. 1313. Бовкало А. А., Галкин А. К. Митрополит Вениамин (Казанский): Краткая биогр./Сост. А. Б[овкало], А. Г[алкин]//ХЧ. 1991. 6. С. 5–8. 1314. Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин [Казанский] и Петроградский богословский институт//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 350–356. 1315. Бовкало А. А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина [Казанского] в СПбДА: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 80–87. 1316. Бовкало А. А. Святой митр. Вениамин [Казанский] и послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 306–314. 1317. Сорокин В., прот. Венец жизни сщмч. Вениамина [Казанского], митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 г.//ХЧ. 1999. 17. С. 21–58. 1318. Каледа Л. В. Воспоминания об отце – свящ. Владимире Амбарцумове//АиО. 2000. 2(24). С. 243–262. 1319. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, 1932), священноисповедника//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 101–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеется также свидетельство о начале споров, принадлежащее Иосифу Калофету, еще одному представителю кружка прп. Игнатия. Калофет упоминает об этом в своем VI Слове, которое создано, как показывает издатель Слов Д. Цамис 142 , между осенью 1342 и зимой 1342-­1346 г., то есть после того, как Палама написал свою 2-ю Триаду. Калофет повествует о следующем: Когда же он [Варлаам] увидел, что мы говорим о том, что проникает и ставит очищенных и очищаемых в меру чуда [то есть благодати], – он пришел к одному из наших, под видом ученика, к мужу простому ( πλοκ) и необученному всяким двойственностям. Последний, не понимая происходящего и уверенный в своей правоте, открыл все – и как очищается в сердце, и как очищенная душа переживает божественное и блаженное озарение. А тот – „осел с лирой» 143 . Выйдя оттуда, он начал делать комедию из нашего учения и насмехаться над ним вместе с какими-то юнцами, которые вокруг него вертятся, говоря то и это – не ведаю, от зависти ли или по незнанию прегрешая против то­го, что у него [то есть «простого мужа " ] было полезного 144 . Действительно, здесь идет речь о «простом муже», к которому пришел Варлаам; однако, как кажется, простота его заключается в том именно, что он не обучен «двойственностям», которые позволили бы ему скрывать от Варлаама учение исихастов. Эта простота не такого рода, которая подразумевается, например, Паламой или Кантакузиным, поскольку сложно сказать, что монах, «необученный двойственностям», проще других и нуждается в защите, о чем говорит Палама, или глуп и лишен разума, о чем ведет речь Кантакузин. Под этим мужем, о котором упоминает Иосиф, мог иметься в виду прп. Игнатий Исихаст. Далее, стоит задаться вопросом о мотивации авторов версии о начале споров как результате встречи Варлаама с монахами-простецами. Согласно А. Риго, эта версия, которую впервые высказывает свт. Григорий Палама , отражает топос религиозной полемики («topos della polemica religiosa») 145 . Таким образом, позиция А. Риго подразумевает (хотя он этого прямо не говорит), что свт. Григорий сознательно искажал развитие событий, когда утверждал, что Варлаам общался с самыми простыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Таким образом, исходя из дошедших до нас писем Варлаама Калабрийского, А. Риго делает вывод о том, что познакомившие Варлаама с исихастским учением и практиками монахи, о каковых в различных источниках (авторы которых не были непосредственными свидетелями описываемых событий) говорится как о «простых и необразованных», – это монахи, входившие в круг прп. Игнатия Исихаста 140 . Однако в этот кружок входили как раз весьма образованные монахи. Тот же Давид Дисипат имел очень широкую эрудицию, что видно из его сочинений, представленных в настоящем издании. Никак нельзя назвать «простым» и Иосифа Калофета, автора различных богословских, экзегетических и агиографических сочинений. Поэтому версия А. Риго вызывает и определенные вопросы. Во-первых, может быть, Варлаам встречался с необразованными монахами, против которых он стал выступать, до того, как познакомился с кружком прп. Игнатия? Однако, вроде бы, контекст писем Варлаама не свидетельствует в пользу этого. Варлаам в письмах говорит, что он, желая научиться тому, в чем неопытен, обратился к прп. Игнатию с целью учиться у него и его друзей, и те учили его исихии. Также из писем ясно следует, что Варлаам разошелся с прп. Игнатием по определенным вопросам – очевидно, связанным с исихастским учением. И во-вторых, непонятно, откуда взялась версия о необразованных монахах-простецах, с которыми встречался Варлаам. Имея это в виду, остановимся на некоторых деталях, относящихся к данной теме, на которые не обращает внимания А. Риго. Итак, начало паламитских споров описывал в своем сочинении и Давид Дисипат , который, если придерживаться версии А. Риго, и что следует, как кажется, из писем Варлаама, – был непосредственным свидетелем начала споров, поскольку входил в кружок прп. Игнатия Исихаста. Давид, когда ведет речь о начале споров, говорит, что Варлаам услышал об исихастском учении от почитаемых монахов, «старцев» ( παρ τν καλογρων) 141 . Таким образом Давид, описывая начало споров, не следует популярному топосу, согласно кото­рому монахи, после общения с которыми Варлаам начал выступать против исихазма, были простыми и необразованными, хотя в его интересах было бы опорочить Варлаама и, как это делает Палама, указать на его коварство. Таким образом, версия Дисипата – тем более что он был, вероятно, непосредственным участником событий, – свидетельствует в пользу утверждения А. Ри­го, что никакой встречи Варлаама с монахами-простецами не было, но Варлаам общался с кругом прп. Игнатия (в который входили высокообразованные монахи).

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010