Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Состоялась конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова» Москва, 15 мая 2009 г. Конференция «Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)» состоялась 14 мая в Москве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская», сообщает Благовест-инфо . По благословению Патриарха Кирилла церковный форум был организован Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП). Как напомнил в начале конференции профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, в 2007 г. отмечалось 200-летие со дня рождения святителя Игнатия (Брянчанинова), однако возможность провести общецерковный форум появилась только сейчас. Свое вступление А.Осипов начал с утверждения о духовной деградации современного российского общества, о «кризисе понимания того, что именно есть православная духовность». Именно в этом ключе наследие свт.Игнатия имеет огромное значение для Русской Православной Церкви (РПЦ). «Святитель Игнатий не просто свят и велик. То, что сделал он для нашей Церкви, больше никто не сделал - переложил святоотеческие творения на язык, доступный современному человеку», -- сказал А.Осипов, характеризуя духовный уровень этого человека (как, впрочем, и уровень человека XIX в.) как «нулевой и даже ниже». Перед началом выступлений были зачитаны приветствия Патриарха Кирилла и президента ФАП Сергея Щеблыгина. Первый доклад сделал правящий архиерей епархии, в которой родился будущий святитель Игнатий, - архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) выбрал тему «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов». «Вопрос о послушании сейчас ошельмован и искажен», - начал докладчик и посвятил свое сообщение критике младостарчества. В частности, он подверг подробному разбору недавно вышедшие две брошюры некоего иеромонаха Дормидонта - «апологета младостарчества» - о послушании. В противовес этому автору, приписывающему святителю Игнатию ревизию святоотеческого учения о послушании, архиепископ утверждал, что наше время, как и эпоха современников свт.Игнатия, имеет все признаки духовного оскудения: «В наше время в Церкви распространяется внешнее восприятие христианства, растет лицемерие, ложь. Христианство теряет силу, не становится «солью земли». Утверждения о расцвете духовной жизни сейчас не соответствуют действительности».

http://pravoslavie.ru/30418.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетические опыты, 1 «Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» Флоровский «Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие» в «Путях русского богословия» В первый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли: первая часть «Аскетических опытов», «Слово о человеке» и Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой. Также — жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев   Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания   Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Приношение современному монашеству В пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошло «Приношение современному монашеству» (крайне авторитетный аскетический трактат в современном Православии). Также в пятом томе представлены письма святителя Игнатия (Брянчанинова) игумену Череменецкого монастыря Антонию (Алексею Панкратьевичу Бочкову). В приложении читатель найдет письма Игнатию (Брянчанинову) — митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Пимена (Мясникова); Оптинских старцев: Моисея, Леонида, Макария, Анатолия и др.; Площанских старцев: Анатолия, Илария, Иоанникия и др. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том V 2003 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему. Чрезвычайный интерес у читателей, несомненно, вызовут материалы раздела «Приложение». Здесь даны письма Преосвященного к его ближайшим друзьям: генералу Н. Н. Муравьеву-Карскому и духовной писательнице С. И. Снессоревой. В письмах этих так много теплых, мудрых слов, что их невольно перечитываешь по многу раз — душа требует. Все помещенные тексты сопровождаются пояснениями и вступительными статьями, написанными известными знатоками жизни и творений великого Святителя. Завершается том богословским рассмотрением творений Игнатия, выполненным одним из первых специалистов, изучавшим его писания, иеромонахом, впоследствии игуменом Марком (Лозинским). Текст дан применительно к изданию академического типа, каким являются наши выпуски.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетические опыты, 2 «Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» Флоровский «Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие» в «Путях русского богословия» Во второй том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли: вторая часть «Аскетических опытов», архипастырские воззвания по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости и консисторская переписка святителя Игнатия (Брянчанинова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том II Паломникъ Москва 2006 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев. Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) за разыскание текстов и А. М. Любомудрова за помощь в составлении и подготовке «Приложения» настоящего издания     Второй том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит значительное количество впервые публикуемых текстов, что позволит благочестивым читателям полнее представить размеры его плодотворной епископской деятельности в труднейших условиях кавказской действительности. Несомненно читательский интерес вызовут материалы, раскрывающие церковные взгляды епископа Игнатия на подготовку крестьянской реформы по отмене крепостной зависимости и возникшей в связи с этим полемической критикой радикалов. Историко-литературные разыскания показывают как твердо и решительно святитель Игнатий отстаивал истину в исключительно тяжелое для России время. В томе публикуются также документы, относящиеся к перемещению епископа Игнатия в Николо-Бабаевский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма, 1 В шестой том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли письма святителя к деятелям Церкви, выдающимся людям, родным и близким. Книга сопровождается комментариями и примечаниями. В Приложении помещены отклики печати на выход в свет творений святителя Игнатия (Брянчанинова), богословские рассмотрения его писаний и материалы к его канонизации. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том VII Паломникъ МОСКВА 2007 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ   Составление О. И. Шафранова   Общая редакция А. Н. Стрижев   Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат несколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской православной церкви, а также к историческим деятелям нашего Отечества, к родным и близким. Многие письма Святителя печатаются впервые по автографам, хранящимся в архивах страны. Вновь публикуемые письма будут способствовать значительному пополнению имеющихся сведений о жизни и деятельности святителя Игнатия и позволят существенно обогатить его жизнеописания. Наши публикации серьезно прокомментированы авторитетными историками, филологами и архивистами. Каждому корпусу писем предпослано обширное вступление, в котором дается справка об адресатах и раскрывается характер их духовного общения со святителем. Письма святителя Игнатия Брянчанинова принадлежат к нетленным сокровищам православной мысли, и ценность их век от века только повышается. Потому что написаны они великим мыслителем, духоносцем и любящим Россию гражданином.   ISBN 5–88060–109–9 © «Паломник», 2006 © Оформление, Е. Б. Калинина, 2006 От составителя Седьмой и восьмой тома Настоящего издания посвящены переписке святителя Игнатия Брянчанинова. В них включены: 1) письма, помещавшиеся ранее в 4-м и 7-м томах собраний творений Святителя [ 1 ]; 2) не входившие в эти тома письма из монографии Л. А. Соколова «Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения» (Киев, 1915); 3) не входившие также в те же тома письма из магистерской диссертации игумена Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова» — машинопись в 8-ми томах (Троице-Сергиева Лавра, 1968) [ 2 ]; 4) весьма значительное число писем, только теперь обнаруженных в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и Ярославля (ранее не публиковались); 5) письма корреспондентов святителя Игнатия, не входившие в собрания его творений, из различных периодических изданий и вновь обнаруженные в архивах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ЦВ 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г. Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве. Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл. С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы. Доклад архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов» был посвящен одному из важнейших принципов христианской жизни — послушанию. Святитель Игнатий писал, что «послушание старцам, такое, как было в древних веках, сегодня невозможно». Архиепископ Максимилиан, соглашаясь со святителем, обосновывал его позицию опытом святых отцов (надо заметить, что именно эта часть учения святителя Игнатия часто оспаривается или неверно трактуется современными авторами). Докладчик убедительно показал, что сегодня, так же как при жизни свт. Игнатия, нет необходимых условий для послушания, описанного в древних патериках. Такими необходимыми условиями можно считать: наличие опытного духоносного старца, наличие ревностного послушника, наличие благоприятных внешних условий. Архиепископ Максимилиан показал, ссылаясь на мнение наших духовно авторитетных современников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святитель Феофан Затворник, что ни одно из этих условий в наше время не выполнимо. «Мы не имеем того, что имели древние подвижники, и это надо не отрицать, а принимать со смирением», — отметил он. Если же мы станем обманываться на этот счет, то неизбежно столкнемся с такими духовно опасными явлениями как младостарчество и лжестарчество, неверно понятое послушание, фанатизм. Все это может быть крайне губительно для души.

http://e-vestnik.ru/history/duhovnoe_nas...

Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова), составленное его ближайшими учениками в 1881 году Источник Поминайте наставники ваша, иже глаголати вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. ( Евр. 13:7 ). Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII     Вступление Истекло 12 лет 1 со дня мирной кончины приснопамятного Святителя-инока Церкви Русской XIX века, Преосвященнейшего епископа Игнатия Брянчанинова . Близко еще время его к нам, живы еще многие его современники, спостники, ученики, и между тем светлая личность свято почившего Святителя Божия высоко уже стоит над нами, светло светит нам светом христианских его добродетелей, подвигами строго иноческого его жития и аскетическими его писаниями. Краса иночества нашего века, Святитель является деятельным учителем иноков и не только в писаниях своих, но и во всей жизни своей представляет дивную картину самоотвержения, близкого к исповедничеству, борьбы человека со страстями, скорбями, болезнями, картину жизни, которая при помощи и действии обильной благодати Божией увенчалась победой, привлекла к подвижнику многие редкие дары Святого Духа. С благоговением следя за этим многострадальным и многоскорбным шествием подвижника к преуспеянию духовному и ясно созерцая при этом особое водительство Промысла Божия во всей его жизни, невольно ощущаешь живое познание веры в отеческое попечение о нас Бога, Творца и Спасителя нашего, и проникаешься желанием подражать, по мере сил, этому, современному нам, образцу совершенства христианского. Предоставляя будущему биографу подробную и обстоятельную оценку плодотворной деятельности незабвенного Святителя, мы, в настоящую минуту, решились предложить только краткое жизнеописание в Бозе почившего Преосвященного Игнатия, составленное по запискам ближайших его учеников и родного брата его Петра Александровича Брянчанинова, глубоко преданного ему в отношении духовном, разделявшего с ним уединение последних лет жизни его на покое в Николо-Бабаевском монастыре и пользовавшегося полным доверием и любовью как блаженного Святителя, так равно и сподвижника, друга его от ранних лет юности и до глубокой старости, Сергиевой пустыни схимонаха Михаила Чихачова, с которым начал он свой подвиг иноческий и вместе с ним проходил его до самого епископства, друга, пред которым Святитель не таил ни одного из событий своей жизни, и, наконец, главное: руководились собственными повествованиями архипастыря-инока о своих немощах, борениях, скорбях, чувствах и благодатных ощущениях, которые изложены им в его творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетическая проповедь «Аскетическая проповедь» -капитальный богословский труд святителя Игнатия (Брянчанинова). В четвёртый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) также вошли художественные произведения — стихи, зарисовки, воспоминания, а также литературно-критические разборы. В Приложении помещена библиография публикаций творений святителя Игнатия (Брянчанинова) и литературы о нем (сост. Т. Н. Семенова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том IV   Москва Паломникъ 2002 по Р. Х.   По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ   Составление и общая редакция А. Н. Стрижев   Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд — «Аскетическая проповедь» и большой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение». Здесь даны в полном составе художественные произведения Святителя — стихи, зарисовки, воспоминания, а также литературно-критические разборы, существенно дополняющие наше представление об этом выдающемся духовном писателе. Несомненный интерес вызовут языковедческие рассуждения епископа Игнатия, преподанные наставникам духовных заведений в виде уроков словесности. Впервые публикуется по рукописям полная переписка Святителя с игуменом Череменецкого монастыря Антонием (Бочковым), с обширным очерком о характере их исторических взглядов на многие современные им явления в общественной и церковной жизни. Том замыкает полная библиография публикаций творений самого святителя Игнатия и литературы о нем.     ISBN 5–87468–179–5 © «Паломникъ»; 2002 © Составление, А. Н. Стрижев, 2002 © Оформление, Е. Б. Калинина, 2002 Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов АСКЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию «Аскетической проповеди» В 1863 году были изданы некоторые поучения мои. Здесь предлагается пересмотренное и пополненное собрание поучений, бесед и слов моих, произнесенных и непроизнесенных, написанных для чтения в церкви и для чтения келейного. При этом характер их сделался еще определеннее, и название «Аскетической проповеди» оказалось названием для них вполне соответствующим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Письма архимандрита Игнатия (Брянчанинова), настоятеля Сергиевой пустыни, графу Д. Н. Шереметеву Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Переписка архимандрита Игнатия с графом Шереметевым охватывает преимущественно последние годы настоятельства в Сергиевой Пустыни 1 . Это время окончательного восстановления обители после долгого запустения, оно достаточно хорошо изучено. В литературе последнего времени утвердилась точка зрения на то, что Сергеева Пустынь во времена настоятельства архимандрита Игнатия не только духовно, но и материально процветала 2 . Тем не менее из содержания публикуемых писем видно, что это благосостояние обители было далеко не так однозначно. Сложные отношения будущего Святителя с высшей церковной иерархией сложились, возможно, из-за того, что по повелению императора Николая I монастырь со всеми доходами, ранее отданный викарному епископу при Санкт-Петербургском митрополите, был передан в полное управление архимандриту Игнатию с компенсацией викарию денежного содержания из казны 3 . Земельная тяжба, о которой упоминается в письмах, была связана с возвращением незаконно захваченной казенными крестьянами монастырской земли. Архимандрит Игнатий выступил как “поверенный преподобного Сергия” в этом деле и уступил часть монастырского достояния крестьянам, не желая “причи­нить огорчения крестьянам переселением их, чему простые люди не иначе повинуются, как предаваясь неутешной печали и горьким слезам” 4 . Среди жертвователей обители до сей поры было неизвестно имя графа Д. Н. Шереметева, который, по признанию Святителя, был крупнейшим тайным благотворителем Сергиевой Пустыни. Но значительно важнее его духовная связь с великим русским святым, оказавшаяся обойденной вниманием исследователей жизни и творчества святителя Игнатия. По всей видимости, причина этого заключается в том, что эта переписка не была включена в собрание писем епископа, которых до последнего времени насчитывалось около 800 автографов 5 .

http://pravmir.ru/pisma-arhimandrita-ign...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010