Такое непонимание постигло и старца о. Анатолия. Это было делом «ревностных» лиц из мирян, которые опасались за судьбу о. Иосифа. Действительно, в эту минуту положение о. Иосифа не имело той твердой почвы под ногами, подобно той, какой пользовался о. Амвросий, несмотря на то, что считался по болезни «на покое». Его «начальник» о. Анатолий с благоговением стоял перед ним на коленях и считал себя его учеником. Теперь же отношение к о. Иосифу во многом зависело от о. Анатолия – начальника скита. Тихий, смиренный, скромный о. Иосиф казался своим защитникам неспособным сам себя отстаивать. В его жизнеописании указано, что еще при жизни старца Амвросия в бытность его в Шамордине «прошел слух» будто о. Иосифа хотят выселить из хибарки о. Амвросия. Ему советовали поехать жаловаться старцу. Однако, о. Иосиф отнесся к этим «слухам» бесстрастно. Эти советы и были началом последующих интриг против скитоначальника о. Анатолия. Когда же скончался о. Амвросий, эти защитники о. Иосифа нашли способ восстановить епархиального архиерея против о. Анатолия. Из-за того же непонимания природы старчества, еп. Виталий не мог судить о духовности о. Анатолия и испытывать к нему уважение подобно еп. Игнатию Брянчанинову , беседовавшему с ним об умно-сердечной молитве. Он поверил клевете и отстранил о. Анатолия от старчествования в Шамордине и даже запретил ему въезд в обитель. Батюшка о. Анатолий очень тяжело переживал это запрещение. Выедет, бывало, на большую дорогу до того места, откуда видна Шамординская обитель и велит кучеру остановиться, посмотрит в ту сторону, слезы потекут из глаз и велит ехать обратно. О. Анатолий преставился вскоре после о. Амвросия (1894). Когда старца Анатолия не стало, положение его ближайших учеников оказалось нелегким. О. Варсонофий ушел в затвор. В течение десяти лет он занимался изучением святоотеческой литературы и молитвой Иисусовой. В это время его духовником был о. Нектарий, который, также, как и он, в свое время был духовным сыном старца Анатолия. Об этом о. Нектарий свидетельствует сам в жизнеописании о. Амвросия (Москва. 1900. стр. 134). Между ним и о. Варсонофием сохранилась близость до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

А что если душа материальна? Тело ведь все равно воскреснет Денис Собур Заведующий научно-исследовательской лабораторией, преподаватель, кандидат физико-математических наук, выпускник МФТИ, автор ряда патентов в области ультрафиолетовых технологий. Подпишитесь на наш Телеграм Чем плохо быть душе материальной? Ведь любят же у нас ссылаться на псевдонаучное исследование, где якобы измерили массу души. Значит, доказать, что у души есть вес, неплохо? Но ведь это самая что ни на есть материальная характеристика. В истории христианства было много интересных открытий. Наша вера родилась в мире, где небо было покрыто непроницаемым небесным куполом, над твердью которого были разлита вода. А потом Гагарин полетел в космос, и никакой тверди там не оказалось. Христианство родилось на планете, находящейся в самом центре Вселенной, а потом вдруг переместилось на небольшую песчинку около небольшой звезды в одной из множества галактик. Христианство выросло в мире, где власть царей казалась незыблемой, а рабовладение неизбежным. Но вот царей больше нет, рабовладение запрещено, а христианство все еще живо. И думаю, еще многое изменится в мире, а христианство никуда не исчезнет. Хотя, конечно, многие вещи будут переосмыслены. Вот, например, меня волнует вопрос о нематериальности души. Чем плохо быть душе материальной? Ведь любят же у нас ссылаться на псевдонаучное исследование, где якобы измерили массу души. Значит, неплохо доказать, что у души есть вес? Но ведь это самая что ни на есть материальная характеристика. Или вот святитель Игнатий (Брянчанинов) был убежден, что души человеческие и ангелы — материальны (см. его «Слово о смерти» и прибавление к нему). По святителю Игнатию, души состоят из вещественного газа, эфира. Этот газ вполне материален, хотя и «более легкий и тонкий», чем обычные атмосферные газы. Святитель также ссылается на беседы преподобного Макария Египетского , утверждавшего, что « ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей суть тела. Они — тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждою для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела ».

http://blog.predanie.ru/article/a-chto-e...

Наталия 5 января 2012, 17:11 Отче Дометие, моли Бога о нас грешных! Илья 30 декабря 2011, 16:52 Спасибо! Всегда очень интересно читать о святых-наших современниках. Отче Дометий, помолись о нас Христу Богу! константин 26 декабря 2011, 21:45 удивительный человек!но,более удивляет поведение тех которые отказались читать Псалтырь из за бедности усопшего,а увидевши чудо произошедшее сразу ринулись просить у него заступничества перед Богом. Ольга 26 декабря 2011, 13:44 " Верующих называют " тупыми и невежественными " . Яростно атакуется само понятие СМИРЕНИЕ, как нечто уничижительное " Думаю, тут мы сами виноваты. Сами толком не зная, что такое настоящее смирение и не имея его в душе на самом деле , устраиваем цирк перед самими собой и перед другими людьми, как в рассказах Чехова " Толстый и тонкий " и " Смерть чиновника " . А люди чувствуют фальшь, не могут не чувствовать. От неё-то они и отвращаются. насчёт тупых и невежественных: иногда при чтении форумов возникает ощущении, что некоторые, прочитав цитату " Господь избрал немудрое мира сего, дабы посрамить мудрейших " , решили срочно " убиццо головой ап стенку " , чтоб выбить всё свое бесплатное образование, хотя ни святителю Игнатию (Брянчанинову), ни святителю Григорию Паламе образоване не помешало стать святыми р.б. Ольга 24 декабря 2011, 11:58 Моли Бога о нас, грешных, отец Домиан. Господи, научи смирению и кротости. Галина 23 декабря 2011, 12:35 Дай, Господи, нам такое терпение и смирение! Александр 23 декабря 2011, 11:13 Очень утешительно... еще один пример терпения и смирения спасающего каждого из нас Алексей 23 декабря 2011, 08:33 Всем желаю на 5 минут раньше чем на минуту позже увидеть сердцем таких людей как Отец Дометий! Моли БОГА о нас грешных отче! Людмила 22 декабря 2011, 23:21 Эта история наполнила мое сердце радостью.В ней есть чему поучиться.Это наглядный пример исполнения заповедей Христовых.Если бы мы были глухи к миру(соблазнам),оскорблениям и насмешкам.Несли свое послушание(крест)со смирением и любовью(даже не к скотине,а к людям).Тогда бы радость,любовь,свет,духовное богатство наполняли бы сердца наши.Нужно ли нам было еще что-то,кроме этого?Как далеки мы от о.Дометия глухого.Вспомним,что получил он после смерти,и что получим мы?Увы,мне,грешней.

http://pravoslavie.ru/50559.html

В тех же случаях, когда Владыка убеждался в неисправимой и упорной порочности духовного лица, он был грозен и беспощаден. Для иллюстрации отношений Епископа Игнатия Брянчанинова к порочным членам Кавказского духовенства отметим некоторые случаи из судебных дел. 1) В селе Петровском Ставропольского уезда священники – Мих. Гремяченский и заштатный Василий Алексеев, при взаимном недоброжелательстве, затрудняли друг для друга исполнение лежавших на каждом церковных обязанностей в такой мере, что потребовалось вмешательство епархиального Начальства. На журнале Консистории с определением по сему делу, последовавшим по рапорту благочинного священника Козьмы Флегинского, положена была резолюция Владыки Игнатия от 12 марта 1858 года такого содержания: «Исполнить. По ст. 2-й Гремяченскому положить вместо ста, двенадцать поклонов, так как наказание, исходящее от церковной власти, должно более действовать на дух, нежели на тело. Возложить на благочинного благословенный труд примирения священников Гремяченского и запрещенного Алексеева, которому внушить, чтобы он пел при священнослужении Гремяченского благоговейно и благоприлично, за чем иметь наблюдение благочинному и о результатах своих действий донести мне». Благочинный Флегинский рапортом от 19 авг. 1858 г., за 185, донес Преосвященному, что священники Гремяченский и Алексеев между собою братски примирились, с уверением, что подобного между ними не будет никогда. На рапорте этом – резолюция Преосвященного Игнатия от 24 авг. 1858 г., за 989: «в Консисторию. Объявить священнику Козьме Флегинскому наше Архипастырское благословение И. Е К. и Ч.» 372 2) Благочинный г. Ейска протоиерей Николай Беллюстин рапортом от 9 марта 1858 г., за 76, донес Преосвященному Игнатию о крайне неприличном и дерзком поведении пономаря Надеждина, допускающего вызывающие поступки и угрозы по адресу благочинного и других лиц. На рапорте Епископ Игнатий положил резолюцию от 18 марта 1858 г., за 424: «В Консисторию. Предписать Беллюстину: 1) чтобы отнесся в городскую полицию о содержании пономаря Надеждина в оной под арестом впредь до окончания дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вы знаете, Александр, я думаю, нам лучше прекратить диалог. Обсуждается тема святых отцов, тема молитвы, благодати Божией, а тон обсуждения - прямо скажем - базарный. Мне, например, очевидна ошибочность взглядов А.И. Осипова, его непонимание учения старца Порфирия и вследствие сего несостоятельность его критики. Тем не менее, я не называю г-на Осипова " лжепрофессором " , а считаю его настоящим профессором, хорошим лектором, трезво подмечающим многие вещи, но в некоторых важных вопросах допускающим серьезные и, как мне кажется, подчас очень серьезные ошибки. Если я уважаю оппонента, тогда и критика может быть конструктивной, иначе же это - выступление в духе советских партийных собраний и коллективных обличений очередных агентов империализма: " я доклад не читал, но я скажу " . Вы решились уподобить себя святителю Игнатию, но при всем несомненном сходстве бросается в глаза одно яркое отличие: он заранее признает свои ошибки и покорнейше просит их исправить, вы же не только не хотите их исправлять и не просите ни у кого прощения, но и крайне возмущаетесь сделанному Вам замечанию (между тем дело-то небольшое, а Вы в двух уже комментариях раздули из него слона). Не понятый Вами старец Порфирий пишет: " Тот, кто имеет святое смирение, не прекословит... Он соглашается с тем, чтобы его проверяли другие люди, делали ему замечания, но не раздражается и не оправдывается, не теряет уравновешенности. С эгоистом происходит обратное. Он чувствует себя ущербным. Сначала он похож на смиренного. Но если его кто-нибудь чуть-чуть заденет, он тут же теряет мир, нервничает и возмущается " . Потому и написал я Вам про отсутствие скромности и смирения в Вашем подходе, а вовсе не про ошибки, как Вы подумали и зацепились за них. А Вы своими двумя ответами, к сожалению, более, чем подтвердили эту мысль. В беседах, тем более на духовную тему, должен рождаться мир, а в таких спорах, как у нас с Вами, рождается не мир и не истина, а лишь вражда и самоутверждение. Поэтому, чтобы не давать более пищи лукавому, я, попросив у Вас прощения и надеясь на взаимные молитвы, со своей стороны прекращаю нашу дискуссию.

http://bogoslov.ru/article/421396

Ознакомившись с текущим делопроизводством Консистории, с лицами, ее составляющими, с отношениями их к обществу, к духовенству и к прочим управлениям края, епископ Игнатий немедленно принял решительные меры, во-первых, к восстановлению добрых и должных отношений между духовенством и обитателями города, как гражданами, так и служащими лицами и правлениями ведомств военного и гражданского, а во-вторых, к обеспечению добросовестного и бескорыстного движения дел по Консистории. Подробное изложение мероприятий его мы приведем ниже, из его отчета за 1858 год. Весьма естественно было епископу Игнатию желать немедленно приступить к исполнению двух неотложных, необходимейших действий: к личному обзору епархии и к своему лечению минеральными водами. С этой целью он решился в лето 1858 года объехать всю восточную половину епархии, соединив обзор с лечением в Пятигорске и его окрестностях, лечением, необходимым для возможного восстановления его здоровья, потрясенного с детства, застуженного золотухой и впоследствии окончательно поврежденного в болотистой местности Сергиевой пустыни ревматизмами, неправильным лечением и геморроем. Выехав из Ставрополя, он направился в Георгиевск, а оттуда в Пятигорск, где по совету и, руководясь указаниями главного доктора военного госпиталя Красноглазова, пил и принял полный курс ванн серных, потом щелочных в станице Ессентукской и, наконец, в Кисловодске, укрепляющие ванны Нарзана. Из Кисловодска в первых числах августа месяца епископ совершил поездку в Георгиевск для свидания с митрополитом Исидором 147 , перемещенным из Тифлиса в Киев. Митрополит ехал в Петербург, откуда уже намеревался в ту же осень отправиться в Киев. Он прибыл в Георгиевск в одиннадцать часов вечера. В дневнике епископа Игнатия найдена его собственноручная заметка под 5, б, 7 и 8 августа. «До двух часов ночи беседовал митрополит со мною и гражданским губернатором генерал-лейтенантом Волоцким. Говорил почти один митрополит и единственно о предметах светских, говорил с большою охотою. 8-го он встал утром, в шесть часов, занялся со мною около десяти минут наедине разговором о предметах, касающихся Кавказской епархии и вообще Церкви. В это кратчайшее время он коснулся многих предметов, выказал по многим из них познания самые рядовые и даже самые недостаточные, направление ума с поверхностным взглядом и кавказскую самоуверенность. Ему лет шестьдесят – много с годом или двумя. Росту он менее, нежели среднего, но и не самого малого. Голова его сидит в плечах, шея очень коротка. В обращении мужиковат, но весьма сметлив – глаза так и бегают. Сметливостью своею он отличался постоянно на поприще своего служения. Силами еще очень свеж, хотя молва и провозгласила его повсюду весьма болезненным. Митрополит выразил свое неудовольствие на дворянство русское за медленность в увольнении крестьян».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Совершенно конфиденциально. Его преосвященству преосвященнейшему Игнатию, епископу Кавказскому и Черноморскому. Преосвященнейший владыко, милостивейший архипастырь! Наместник Кавказский князь Александр Иванович Барятинский в видах административных предположил весь Кавказский край разделить на две области: Кубанскую и Терскую, введя в управление областей все части разнородных администраций на особенных началах. В Кубанскую область должны войти все Черноморское войско и часть Казачьего линейного с населениями закубанскими, большая часть гражданского населения Ставропольской губернии с их управлениями, которые по составленному предположению в гражданском отношении имеют составить одно общее целое, так как остальные части края имеют войти в одно общее целое гражданского управления Терской области. Такое разделение края, изменяя большую часть существующих отношений и зависимостей мест и лиц, потребуют, естественно, вместе с тем изменения и самих пунктов пребывания правительственных учреждений. Пункты эти должны быть определены центральностью новых областей и возможным сближением с настоящими нашими военными операционными линиями. Неразрывность связи всех этих изменений требует соответственных изменений и устройств по управлению епархиальному. В этом убеждении имею честь просить Ваше преосвященство взять на себя труд изложить Ваше мнение и соображения об устройстве епархии, которая бы обнимала обе области в одном управлении. Обширность всего края, трудность путешествий в нем и необходимость частого посещения епископом непрестанно воинствующего православного населения рождают мысль или о разделении епархии или об учреждении викариатства. Эту мысль мою передаю Вашему преосвященству на ближайшее усмотрение соответственно духовным потребностям, которые Вам ближе знакомы. По управлению Православной Церковью в поселениях линейных казаков существует ныне управление через обер-священника. По отношению к той части этого войска, которая должна войти в состав Кубанской области, я признаю необходимость соединить управление Церковью в лице одного пастыреначальника – епископа. Это личное убеждение мое основано, между прочим, и на близком, сравнительном изучении нравов и религиозных начал казаков черноморских и линейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скажут: такое исключение из общества может слишком уменьшить общество, а желающих вступить в него напугать и отклонить от вступления. Опыт доказывает противное. Повторим: молодежь сметлива. Можно ручаться, основываясь на опытах, что исключение немногих членов приведет оставшихся к необыкновенной бдительности над собою, сделает наказания почти ненужными и крайне редкими, а чрез это возвысит общество в нравственном отношении, вселит уважение и доверенность к нему в публике, привлечет в него множество самых полезных членов. Этим ограничиваю мои замечания. Мне остается принести Вашему императорскому высочеству всесовершенную признательность за доставление мне истинного сердечного утешения ознакомлением меня с проектом преобразования морских учебных заведений. В нем я нашел опору многим моим думам, нашел отчетливо изложенным то, что осознавал безотчетливо, нашел много наставлений, которые пригодятся мне, если на то последует Божие благоволение, в моем служении. Остается мне пожелать, чтоб предначертание Вашего высочества увенчалось благополучнейшим успехом, по завещанию Священного Писания, которое говорит: Начный в вас дело благое совершит е ( Флп. 1; 6 ). Призывая на это дело всеобильное благословение Божие, с чувствами глубочайшего почтения и всесовершенной преданности имею счастие быть Вашего императорского высочества.». Но скорби не оставляли преследовать епископа Игнатия. Помянутый циркуляр, обличивший направление журнала Казанской Духовной академии, вооружил против него почти всех епископов, воспитанников Духовных академий, а кончина митрополита Новгородского и С. – Петербургского Григория лишила его единственного человека, принимавшего в нем дружественное и искреннее участие, основанное на единении духовном. В это лето 1860 года жена Крастилевского нашла доступ и покровительство своему супругу у митрополита Филарета Московского . Такое же покровительство нашел в лице московского святителя и ректор семинарии архимандрит Епифаний Избитский, вставший в ряду недовольных и искавший, так сказать, случая огласить свое нерасположение к епископу Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Недост. арх. Игнатий. 23 октября Жаль, что коров купить не на что. Задний участок, т.е. ту именно часть его, на которой очень плохо родилась трава, спахать и удобрить золотом, на нем посеем овес. А вместо ржаного поля отделаем место за валом – надо же когда-нибудь его отделать. Отдал ли А. жит. море? Также о брошюрке «Бород. м.» ничего не пишешь. Письмо 22 Истинный друг мой, отец Игнатий! По милости Божией здоровье мое лучше и лучше; самые ноги начинают оживать и поправляться. Остается одна сильная слабость, по причине которой почти беспрестанно лежу и ничем не занимаюсь. Я не думал, что буду проводить здесь время в такой праздности; причиною этого расслабление, но при этом самом расслаблении чувствую гораздо больше твердости в членах. С исшествием простуды укрепились нервы. Просьбу Стефана я приказал переписать на твое имя, как управляющего монастырем; если подать от моего имени – могут обидеться или подумать и придумать что-нибудь; а ты знаешь, как на это склонны. Бог даст поокрепну – напишу побольше. Благодарю за шубу и прочие присланные вещи – все получил исправно. Конечно – ты замечаешь по письму моему, что рука моя потверже. Приложенные письма потрудись доставить по надписи. Христос с тобою, тебе преданнейший друг архимандрит Игнатий. октябрь 1847 года Потрудись поздравить госпожу игумению Феофанию с днем ее Ангела, когда он настанет, поручаю себя ее святым молитвам. И мать Варсонофия, конечно, я уверен, не забывает меня. Потрудись дать знать Исакову Книгопродавцу, чтоб он переплел следующие мне томы «Патрологии» и доставил к нам в обитель; пусть они ждут меня там с прочими моими книгами, которые давно стоят спокойно на полках, в тишине шкафа, свободно покрываясь пылью. Им больные глаза мои доставляли этот покой. Но глаза мои теперь поправляются. Письмо 23 Истинный друг мой, отец Игнатий! По милости Божией здоровье мое – лучше и лучше. Но все еще крайне слаб: боли из всего тела приняли направление в желудок и выходят красною, мутною мочою, идущею в очень малом количестве. Присланный французский пластырь Анною Александровною мне очень помог. Он есть у Исакова Книгопродавца; вели немедленно прислать мне шесть сверточков по прилагаемой при сем бумажке печатной. Декокт оканчиваю – пью самый жиденький и перехожу к настойке сассапарельной. Глаза мои очищаются, но я крайне слаб. Пописав немного, должен лежать очень много. Приложенные при сем письма потрудись доставить по адресам со всею аккуратностью. Пожалуйста же, потрудись прислать по первой почте пластыря. В письмах по почте будь как можно осторожен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Преосвященные Костромской и Ярославский приняли меня очень ласково. Сошелся довольно с костромским ректором, с человеком благонамеренным и прямодушным, имеющим (sic) ревность к благочестию. Здесь, в монастыре знаком только с о. игуменом, с ним иногда я вижусь – более почти ни с кем. Сижу дома никуда не выходя. Такая жизнь мне чрезвычайно нравится. В Москве зубной врач, приглашенный мною по случаю разболевшихся зубов, нашел, что зубы мои очень исправны, но что они поражены ревматизмом, против которого дал полосканье: французская водка или ром, настоянные свежим хреном. Этим велел полоскать, разводя с водою, также мазать снаружи около шеи и за ушами. Видя отличное действие этой национальной микстуры, я попробовал помазать мои ноги, которые до временам очень болели и всегда зябли. Когда я их помазал, то они начали согреваться, а чрез несколько дней капает из них пот и явилась переходячая боль ревматическая, т.е. простуда, сидевшая под маскою и прикрытием, обнаружилась. Наш добрейший Иван Васильевич говорил мне правду: у вас замаскированный ревматизм. Разумеется, я тотчас прекратил окачивание себя из душа, а решился попить декокту из сассапарели при натирании хренною настойкою, доколе совсем не прекратятся боли. Степану получше: он один мне служит, Сисой лежит и пьет декокт сассапарельный. Вот все здешние новости. Публика ярославская и костромская очень ко мне милостивы. 1-е) На то, которое от 22-го августа. Бог тебе открывает понятие о монашеской жизни, которая есть совершенство христианское. Это Божий дар: возделывай его. При естественной доброте твоего сердца, при прямоте твоего рассудка стяжи еще доброту евангельскую и евангельский разум. Бог , Который даровал тебе прекрасные естественные свойства, да дарует и евангельские. Точно как ты говоришь – ни порядка, ни благонравия, ни даже таких духовных познаний не встретишь, как в нашей обители. Благодарю тебя за отца Иосифа, он очень добрый и мягкосердечный, но по неопытности лезет как овца к волкам Моисей сдуру куда врезался! к начальству сильному, от которого уйти нелегко – и в какое место! в место, где все личина и все напоказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010