12 ноября архимандрит Игнатий прислал С. Д. Нечаеву корректурные листы жития св. Владимира равноапостольного при записочке, которую заключал словами: «Будьте здоровы! Будьте радостны! Будьте богоугодны! Ей, так. О сем усердно Господа молите». Вернуться 20 1836 год внес большие перемены в жизнь С. Д. Нечаева. 25 июня обер-прокурором Св. Синода назначен граф Н. А. Протасов, а С. Д. Нечаев получил чин тайного советника и остался, в звании сенатора, навсегда уже в Москве. Проживая в своем доме близ Девичья поля, он свои досуги посвятил делам благотворительности и состоял до конца своих дней бессменно президентом московского комитета о просящих милостыни. Переписка с архимандритом Игнатием, по-видимому, прекратилась, и была снова возобновлена лишь года через три. Приведенное письмо – ближайшее письмо о. Игнатия, из сохранившихся в бумагах С. Д. Нечаева, помечено 20 октября 1839 г. Вернуться 26 Такого рода писем, указывающих на продолжительно постоянно неизменные дружественнейшие отношения к Ал. Ал. Плещееву, было много. Следующее за сим письмо было как бы напутствием Плещееву; писано к нему за месяц до смерти его, когда еще никто не говорил и не думал о близости смертного его часа. Покойный Плещеев назвал это письмо подорожной своей в вечность, хранил его во все последние дни под подушкой; болезнь препятствовала архим. Игнатию самому приехать к умиравшему другу. Вернуться 27 Князю Николаю Николаевичу Хемшиеву в ответ на полученное письмо о кончине супруги его Ек. П-ны. Вернуться 30 К п. 376–391. Л. Соколов. Упомянут, соч. Ч. 3. С. 83–92. С. 686. К п. 444–566, 568–604, Л. Соколов. Упомянут, соч. 2. Приложения. С. 172–253. Вернуться 31 В молодости своей, еще инженером, инженерным офицером, находясь часто в кругу современных литераторов и пользуясь особым расположением одного из них, Гнедича, преосвященный Игнатий принял за правило и часто повторял совет Гнедича: чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно не оконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд: или отдавать в печать, или уничтожить. Это правило, которого держался преосвященный Игнатий, служит объяснением того, почему он, говоря о своих сочинениях, считает все, написанные им до сорока лет, как бы не существующими, а те, которые написаны им в сорокалетнем возрасте, он признает в вышеприведенном письме незрелыми относительно настоящей духовной высоты его понимания. – Примеч. П. А. Брянчанинова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Можно проследить, как бережно и последовательно Святитель подготавливает неокрепшую душу Софии Ивановны к духовному восхождению. Начав с заинтересованного внимания к ее мирским занятиям, он постепенно раскрывает перед ней смысл ее жизни, укрепляет в борьбе с невидимым врагом: «Вы нисколько не ошибетесь, добрейшая София Ивановна, если всю жизнь нашу уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград... Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! Доставив Коле земное счастие, постарайтесь доставить ему и небесное. Вот работа после работы» (письмо 5). Короткое письмо 9 (от 27 марта 1854 г.)красноречиво свидетельствует о переменах, произошедших в духовной жизни Софии Ивановны с начала знакомства ее с архимандритом Игнатием. Снессорева, уроженка Воронежа, с детства почитала святителя Митрофана Воронежского . Переживания за судьбу России в войне с союзниками побуждают ее обратиться к архимандриту Игнатию с просьбой послать адмиралу П. С. Нахимову икону святого, передача которой стала событием для всего флота 45 . Святитель увидел в поступке Софии Ивановны проявление «смирения и благочестия». В конце 1857 г., после наречения во епископа Кавказского и Черноморского, Преосвященный Игнатий навсегда покидает Сергиеву пустынь и уезжает в Ставрополь. Два письма Святителя (письма 10 и 11) относятся ко времени его четырехлетнего служения на Кавказской кафедре. Поскольку переписка становится единственно возможной формой общения Снессоревой со своим духовным отцом, первое место теперь в ней занимает главная забота Софии Ивановны – ее сын, подошедший к двадцатилетнему рубежу своей жизни. С первых дней знакомства Снессоревой со Святителем он простер свое духовное руководство на самых близких Софии Ивановне людей: сына Колю и старшую сестру Елизавету Ивановну. И теперь (на расстоянии), как и прежде (при личных встречах), снова и снова он рассеивает тревогу Софии Ивановны за сына, помогает идти по правильному пути: «Слово Божие да будет вашим руководителем» (письмо 10). «Бывает время сеяния; бывает и время жатвы. Непреложен нравственный закон, по которому люди должны неизбежно пожать то, что они посеяли произвольно. Но всемогущество Божие и неограниченная милость Божия могут изменить или смягчить и законную, логичную последовательность твердого нравственного закона» (письмо 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2012-01-05 17:11 Наталия : Отче Дометие, моли Бога о нас грешных! 2011-12-30 16:52 Илья : Спасибо! Всегда очень интересно читать о святых-наших современниках. Отче Дометий, помолись о нас Христу Богу! 2011-12-26 21:45 константин : удивительный человек!но,более удивляет поведение тех которые отказались читать Псалтырь из за бедности усопшего,а увидевши чудо произошедшее сразу ринулись просить у него заступничества перед Богом. 2011-12-26 13:44 Ольга : " Верующих называют " тупыми и невежественными " . Яростно атакуется само понятие СМИРЕНИЕ, как нечто уничижительное " Думаю, тут мы сами виноваты. Сами толком не зная, что такое настоящее смирение и не имея его в душе на самом деле , устраиваем цирк перед самими собой и перед другими людьми, как в рассказах Чехова " Толстый и тонкий " и " Смерть чиновника " . А люди чувствуют фальшь, не могут не чувствовать. От неё-то они и отвращаются. насчёт тупых и невежественных: иногда при чтении форумов возникает ощущении, что некоторые, прочитав цитату " Господь избрал немудрое мира сего, дабы посрамить мудрейших " , решили срочно " убиццо головой ап стенку " , чтоб выбить всё свое бесплатное образование, хотя ни святителю Игнатию (Брянчанинову), ни святителю Григорию Паламе образоване не помешало стать святыми 2011-12-24 11:58 р.б. Ольга : Моли Бога о нас, грешных, отец Домиан. Господи, научи смирению и кротости. 2011-12-23 12:35 Галина : Дай, Господи, нам такое терпение и смирение! 2011-12-23 11:13 Александр : Очень утешительно... еще один пример терпения и смирения спасающего каждого из нас 2011-12-23 08:33 Алексей : Всем желаю на 5 минут раньше чем на минуту позже увидеть сердцем таких людей как Отец Дометий! Моли БОГА о нас грешных отче! 2011-12-22 23:21 Людмила : Эта история наполнила мое сердце радостью.В ней есть чему поучиться.Это наглядный пример исполнения заповедей Христовых.Если бы мы были глухи к миру(соблазнам),оскорблениям и насмешкам.Несли свое послушание(крест)со смирением и любовью(даже не к скотине,а к людям).Тогда бы радость,любовь,свет,духовное богатство наполняли бы сердца наши.Нужно ли нам было еще что-то,кроме этого?Как далеки мы от о.Дометия глухого.Вспомним,что получил он после смерти,и что получим мы?Увы,мне,грешней.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

800 . Конечные выводы Епископа Феофана в отношении мнения о тонко-вещественной, газообразной сущности души и Ангелов сводятся к следующим, вполне определенным положениям: 1) Признание существа духа эфирным заключает в себе внутреннее противоречие, определяя: а) простоту души и допуская её многочленность, что требует привлечения в её природу других элементов кроме эфира, а это ведет к отрицанию существенного признака простоты; б) признавая эфирность, след.-вещественность души и усвояя ей силу словесности и прочие психические отправления. 2) Признание вещественности природы души не обеспечивает собой возможности удовлетворительного объяснения всех связанных с обнаружениями нашей личности явлений – мыслей, желаний, чувств, действий свободы, страха Божия и совести. Душа имеет вид человека со всем разнообразием частей тела его и действует подобно ему. В целом всё это есть душа, мыслящая, свободно действующая, себя сознающая. Если всякое действие исходит от души и душой приемлется, а душа вся в целом, то всякое действие должно исходить от всего и во всём отражаться. Мыслить должна не одна часть, а всё тело, душа сознавать тоже; равно и действие совне должна принимать тоже вся душа – тело, а не часть её какая, а это невозможно примирить с многочленностью души. Точно также, мысль о том, что душа есть эфирное тело в образе человека, невозможно примирить с мыслью о способностях души и духовных проявлениях её индивидуальности. Наконец, и возможное признание души, в смысле эфирного тела, субстанцией, с пониманием при этом мыслительной способности и других душевных способностей выражением присущей этой субстанции силы, не устраняет все возможные недоразумения по данному вопросу, потому что в этом случае субстанция и сила являются одна другой несоответствующими. 801 Таковы возражения Епископа Феофана против понимания Епископом Игнатием природы духа, которое последний выражает в сочинении «Слово о смерти» и «Прибавлении» к нему. 802 Сопоставляя изложенное выше учение Преосвященного Игнатия Брянчанинова о духовном мире и сделанные против него Епископом Феофаном Говоровым возражения, мы, естественно, становимся в положение необходимости высказать свое суждение по поводу возникшего между ними немаловажного разногласия по одному из существенных вопросов христианского спасения и придти к возможно определенному выводу: как смотреть на это разногласие между авторитетными подвижниками? Есть ли оно выражение происшедшего между ними раскола, или в этом разногласии следует видеть только серьезное недоразумение, недомыслие, не препятствующее Преосвященным Игнатию и Феофану быть единомысленными и опытными вождями духовно-христианской жизни, старцами-руководителями на пути к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пожалуй, наиболее резкими и частыми со стороны сегодняшних православных ревнителей благочестия являются обвинения в модернизме, экуменизме, толерантности, поддержке демократии, в либерализме, в недооценке внешних врагов (в частности, воображаемых «закулисы» или заокеанских империалистов), в поддержке отделения Церкви от государства, в неприятии национализма. Часто объектом подобных нападок становится интеллигенция, в которой видят рассадник либерализма и гуманизма. Все эти обличения и укоры заслуживают тщательного и обстоятельного ответа. Но прежде, чем дать такой ответ, естественно сослаться на традицию и предшественников, напомнить обвинителям тот факт, что фарисейско-оградительные тенденции уже имели место в православной России, но не помогли предотвратить ее крах. Они тормозили православное творчество, которое могло бы укрепить Православие в его неуклонном противостоянии секуляризации. В этом смысле полезно обратиться к опыту тех русских мыслителей, кто в эмиграции анализировал трагедию государственного атеизма, прислушаться к тем, кто размышлял о будущем России в постбольшевистскую эпоху. Уже после составления предлагаемой антологии оказалось, что первый и предпоследний тексты посвящены празднику «Торжество Хронологически они отстоят друг от друга на сто лет. Один принадлежит великому учителю аскетики XIX века св. Игнатию (Брянчанинову) , другой – архипастырю и замечательному проповеднику ХХ века митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму). Два великих духовных авторитета в русском православии объясняют смысл праздника. Первый обращает внимание на анафематствование еретиков: «Словом «анафема» означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной церковью, то он обязан, по правилам Православной церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною. Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введен ное в учение веры христианской, называется а последование этому учению – зловерием» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Совершенно очевидно, что молодой человек думал лишь об одном – о количестве молитв. А старец не только не сдерживал его неразумных порывов, но и прямо способствовал им. Свт. Игнатий предупреждал ревностных искателей непрестанной молитвы Иисусовой: «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму» (2,163). «Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто» 381 . «Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы, – пишет свт. Игнатий, – весьма неспешное произнесение слов молитвы» (5, 98). Некоторые следствия и выводы Истинность духовного опыта Странника в сравнении с учением свт. Игнатия (Брянчанинова) вызывает, по меньшей мере, серьезные сомнения. Странник, как можно было видеть, в своей молитвенной практике нарушает многие основные законы духовной жизни. На пространстве всех рассказов у него, практически, ничего не говорится о видении своей духовной поврежденности, недостоинстве предстояния перед Богом и, тем более, недостоинстве получения каких-либо благодатных даров, нет сокрушения о грехах и плача сердечного, не просматривается никакой борьбы со страстями. Самое большее – редкие слова типа: «один я грешник» (65), которые, как кажется, произносятся, скорее, потому, что так положено чувствовать себя христианину, нежели по причине действительного видения им себя таковым. У него все идет удивительно легко. Трудности длятся день-два, самое большее – неделю, но не трудности борьбы с своим ветхим человеком, о котором он, судя по его «откровениям», не имеет никакого представления, а трудности исполнения огромного числа молитв, возлагаемых на него духовником. По свт. Игнатию, это очень опасное состояние, ибо «все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молит­вы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покая­ние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы» (1, 233). Вот еще один показательный рассказ Странника: «Я многих видал, которые просто, без всякого просветительского наставления, и не зная, что есть внимание (подчеркнуто нами – А.О.), сами собою устно творя беспрестанную Иисусову молитву, достигали того, что уста и язык их не могли удерживаться от изречения молитвы, которая впоследствии так их усладила и просветила, и из слабых и нерадивых сделала подвижниками и поборниками добродетели» (264).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Текст «Замечаний…» в журнальной публикации отличается от текста ИРЛИ пропуском строки («…близ Петербурга быв настоятелем пустыни…»), ошибочным написанием «Казанской» вместо «Кавказской», отсутствием одного абзацного отступа и заменой в ряде случаев прописных букв на строчные. Текст заметки Герцена (без указания автора и источника) полностью идентичен опубликованному в «Богословском вестнике», однако отсутствуют подстрочные примечания к ней святителя Игнатия. Следует заметить, что данный текст заметки отличается в свою очередь от опубликованного в «Колоколе» перестановкой двух слов («слово это» вместо «это слово»), изменением формы («нет счастливее» вместо «нету счастливее») и многочисленными заменами строчных букв на прописные. Частое употребление прописных букв в начале слов свойственно и для стиля самого святителя Игнатия, и это может служить подтверждением того; что заметка переписана самим епископом. Текстологические наблюдения позволяют утверждать, что рукопись ИРЛИ — окончательный, беловой вариант, написанный рукой святителя Игнатия. Заметка Герцена и «Замечания…» написаны одним почерком на больших листах, сложенных в виде тетради, на обложке которой имеется надпись (другим почерком): «Статья Игнатия, Епископа Кавказского (в мире Брянчанинова). Написана рукою автора»; выше — карандашная надпись: «Апология». Почерк прямой, крупный, близкий к каллиграфическому, но характерные написания ряда заглавных букв, более мелкий и «быстрый» почерк двух примечаний подтверждают, что это — автограф владыки Игнатия. В конце «Замечаний…» написано (также рукой Владыки): «1860-го года, февраля __ дня. Ставрополь Кавказский». Ход работы святителя Игнатия представляется нам следующим образом: 1) познакомившись в 1859 г. с заметкой Герцена, епископ Игнатий пишет краткие подстрочные примечания к ней; 2) на основе этих примечаний создает в феврале 1860 г. статью «Замечания на отзыв журнала «Колокол» к Кавказскому епископу Игнатию»; 3) после опубликования Манифеста и «дела Щапова» (т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

В таинстве святого крещения люди искупленные “от клятвы законныя” из плена бесовскаго высвобожденные Христом, потом снова запутываются страстями своими и опять попадают в плен бесовский. Страсти, по святым отцам, есть залоги бесовские; заложили в человека греховныя страсти и стали господами над ним и обращаются с ним, имеющем в себе залоги страстей, как с купленным рабом, хотя не со всяким одинаково, а по мере страстности его и по степени несопротивления или сопротивления каждаго. Усердным покаянием и борьбой со страстями, углубленной в сердце умной молитвой, а особенно участием в таинствах исповеди и причастия святых Тела и Крови Христовых, человек освобождается из плена бесовскаго, но не надолго. Это зависит от меры соблюдения себя от греха или не соблюдения. Так человек освобождается и очищается от грехов, а от страстей и святым Причастием не освобождается. Страсти в нем только утихают, в то время как ум просвещается, чувство ревностию возбуждается и воля склоняется к желанию добра; также и тут не у всякаго одинаково, а по мере усердия, умения и твердости намерения. Страсти, как голодные звери, жаждут пищи грехов с нетерпением, ждут когда человек впадет в какой-либо грех, хотя бы в один малый. Тут бесы огулом сунутся в сердце его к залогам своим и облепят, как пчелы соты. Бесы, по еп. Игнатию (Брянчанинову), живут в крови страстнаго человека. Тогда опять откроется усиленная и усердная работа бесовская, на малое время. Тогда потемнеет ум человека, охладеет ревность чувства и воля ослабеет. И возвращается человек в греховную свою жизнь, в плен бесовский. По мере страстности не у всех плен одинаков. У кого ум не совсем ослеплен, чувство не охлаждено и воля не разслабленна, тот скорее берется за сопротивление и борьбу со страстями и бывает: то побежден от бесов, то сам побеждает их, а более страстный на долгое время остается ослеплен, без чувства и недвижим к покаянию, забывшись и примирившись со своим греховным пленом. А чтобы освободиться из плена необходима память о своем долге, нужно непрестанное самосознание и проверка себя словом Божиим и святоотеческими писаниями, чтоб внимательно прочитывать почаще аскетическия книги и в трезвении внимательно бдеть над собою, не давая пищи страстям исполнением грехов. И так постепенно, мало-помалу, освободишься от страстей Божиею помощию и из плена бесовскаго избавишься.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=109...

Тем не менее, эту вразумительную точку зрения не все разделяют сполна. Например, некоторые богословы хотя и соглашаются понимать важность настоящего аспекта служения Господа в принципе, но саму целесообразность такой составляющей понимают иначе, нежели Пензенский и Саратовский святитель. В частности, к числу таких мыслителей принадлежит и упоминавшийся ранее учёный Сергей Зарин. Так, с одной стороны, этот мыслитель вроде бы и соглашается с мнением, высказанным архиереем Иннокентием Смирновым . По крайней мере, на такое предположение наводят следующие его слова: «Христос на самом деле прошёл путь полнейшего, безусловного самоотречения, фактически исполнил всю волю Божию о человеке, собственным подвигом поставил человечество в должные, нормальные отношения к Божеству» с. 37]. Но с другой стороны, если судить и по некоторым другим его речениям, получается, что он как будто сам себе даёт отлуп. Вот, в частности, одно из таких умозаключений: «Чтобы быть действительным спасением грешных людей, а не возвышением и обожествлением только их идеальной природы, оно (дело Христово) должно было содержать в себе, как и действительно содержало, так сказать, индивидуальный религиозно-нравственный момент реального утверждения человеческой воли Христа в Божестве, как религиозно-нравственном центре и основе бытия и жизни человеческой природы» с. 36]. В этой цитате предметом, могущим вызвать некоторое недоумение, следует считать постулат о необходимости «утверждения человеческой воли Христа в Божестве» для того «чтобы быть действительным спасением грешных людей». Ведь известно же, что «Бог соделал плоть Свою, в самом зачатии её, Божественной, способной к ощущениям единственно духовным и Божественным», и что «хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое – Бог и человек». – В данном случае это утверждение принадлежит святителю Игнатию Брянчанинову с. 88]. Но существуют и более ранние свидетельства, имеющие своим содержанием мысль о том, что человеческая воля Христа изначально не имела в себе никаких противоречивых метаний и не нуждалась в каком-либо дополнительном «утверждении в Божестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

— Получается, что нужно остерегаться впасть как в презорство, так и в безрассудное послушание? — Да. Еще раз повторю, по Святым Отцам, в частности, святителю Игнатию (Брянчанинову), полное послушание в наше время уже не дано, по¬тому что нет таких духоносных старцев, как раньше. Но с другой стороны, какое же это будет послушание, если человек будет приходить к духовнику, всегда имея готовый ответ и ждать, чтобы его благословили на принятое им же решение. Это очень распространенное явление, особенно среди мирских людей: приходят и навязывают батюшке свое решение. Это называется выпрошенным благословением со всеми вытекающими отсюда последствиями. Духовник нужен всем, но часто мы просто не готовы к тому, чтобы у нас был духовный руководитель. Многие люди хотят иметь «карманного» духовника, не у которого они будут учиться, а который будет исполнять их волю. — Батюшка, а могут ли быть у истинного старца, у духовника, имеющего правильный настрой, лжепослушники, то есть те, кто фанатично к нему относится, чей духовный настрой неправилен, и добродетелей они не стяжают? — Первый пример такого лжепослушника — Иуда Искариот, ученик Господа нашего Иисуса Христа, так как апостолы были Его учениками и послушниками прежде всего. Иуда все извратил, хоть был призван Господом на проповедь Евангелия и проповедовал Слово Божие по Божией благодати, по благословению Божию и даже совершал чудеса. А потом, поскольку отбился от послушания, не стал слушаться Спасителя, против Которого у него поднялась брань, то постепенно отошел от Него, и вся его деятельность стала ложной и даже враждебной. Для чего нужен подвиг послушания? — Батюшка, Вы говорили о необходимости подвига послушания. А всякий ли человек способен к послушанию? — Способен всякий произволяющий, всякий человек, когда он дорос до определенного уровня. Выше мы уже касались этого вопроса, но стоит еще раз повторить слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о древних временах: тогда послушание как в старцах, так и в послушниках было одинаково удивительно. Это было чудо Божие. Были не только святые старцы, но и святые послушники, которые за свое послушание достигали святости, получали духовные дарования и входили в царство небесное коротким путем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010