В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» ( Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» ( Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378). К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону , он был братом свт. Пия I , еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание , ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских . Общая характеристика сочинений М. а. По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс , «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

Заключение Так существуют ли пределы молитвы христиан за других людей? Церковное Предание прямо не ограничивает наше молитвенное дерзновение, не полагает ему строгих границ, не говорит о том, что молитва за какого бы то ни было человека может вмениться во грех. В то же время святые отцы предупреждают нас о некоторой степени бесплодности молитвы о спасении людей, противящихся Богу, сознательно сделавших свой выбор в пользу зла. При этом остаётся возможность молитвы и о таких людях. В случае с живыми людьми — об их обращении от порочной жизни к Жизни Благой, в случае с усопшими — о некотором снисхождении по отношению к таковым, о некотором Божественном утешении для них.   Михаил Помазанский, протопресв. Догматическое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2015. С. 295-296. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание к Коринфянам, 30//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского, в русском переводе. Т. 10. Кн. 1. С. 297. Климент Римский, сщмч . Первое послание к Коринфянам, 34//Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 157. Интересно, как такое раннехристианское восприятие единства отразилось в Литургии свт. Иоанна Златоуста: Служебник. 8-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. С. 139. Служебник. С. 154. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, 4 //Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 333. Там же. С. 333. См. также: Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам, 1 //Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 341. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к магнезийцам, 7 . С. 343. Там же. С. 343. Климент Римский, сщмч . Второе послание к коринфянам, 12. С. 188. Василий Великий, свт. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.: Изд. типографии П.П. Сойкина, 1912. Т. 1. С. 616. Филарет Московский, свт . Избранные творения. 2-е изд. М.: Изд. храма Святой мученицы Татианы, 2004. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/6175158

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://pravoslavie.ru/52193.html

Тема В. И. Х. в святоотеческом наследии Продолжая апостольскую традицию, святоотеческая мысль обращается к этой теме постоянно. Уже на рубеже I и II вв. в древнейшей евхаристической молитве, помещенной в «Дидахе» , первые христиане благодарят Отца Небесного за «бессмертие», к-рое Он «открыл через Иисуса, Сына Своего» (Didache. 10). В это же время сщмч. Игнатий Богоносец выступает против уходящего корнями в гностицизм докетизма , отрицавшего реальность физического тела Иисуса Христа и соответственно признававшего Его страдания и воскресение мнимыми. Христос, подчеркивает сщмч. Игнатий, «пострадал истинно, как истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак...» ( Ign. Ep. ad Smyrn. 2). Апеллируя к евангельским фактам явления воскресшего Христа, сщмч. Игнатий указывает, что Христос по воскресении ел и пил с учениками, «как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (Ibid. 3). Он, по словам сщмч. Игнатия, давал апостолам осязать Себя, чтобы те убедились, что Он «не дух бестелесный» (Ibidem). Хранителем апостольского Предания о воскресении Иисуса Христа обнаруживает себя сщмч. Поликарп , еп. Смирнский. В Послании к Филиппийцам он пишет о Христе, «Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада» ( Polycarp. Ad Phil. 1; ср. с проповедью ап. Петра, в к-рой он свидетельствует, что «Бог воскресил Его (т. е. Иисуса Христа.- М. И.), расторгнув узы смерти» - Деян 2. 24). Воскресение Христово. Роспись кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Воскресение Христово. Роспись кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Особое внимание святоотеческая мысль обращает на выражение «первенец из умерших», к-рым ап. Павел именует воскресшего Христа (1 Кор 15. 20, 23). При этом она соотносит его с именованием «последний Адам», данным тем же апостолом Иисусу Христу (1 Кор 15. 45). Сравнивая вслед за апостолом двух Адамов (1 Кор 15. 21-22, 45, 47-49), сщмч.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Так, в 1-й пол. II в. еп. Папий Иерапольский (согласно сщмч. Иринею Лионскому, ученик И. Б. и сотрудник сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского - Iren. Adv. haer. V 33. 4; однако Евсевий отрицает это, приводя слова самого Папия о том, что он слушал не апостолов, а пресвитеров, их знавших - Euseb. Hist. eccl. III 39. 1-3) записал известные ему данные о происхождении Евангелий (фрагменты сохр. в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского). Хотя Иераполь был тесно связан с Эфесом, Евангелие от Иоанна Папий прямо нигде не упоминает. Правда, по его словам, сведения о происхождении Евангелий от Марка и от Матфея ему сообщил некий «пресвитер Иоанн» (к-рого, по мнению Евсевия, следует отличать от евангелиста И. Б.- Ibid. 5-6). Мн. исследователи XX в. считали, что ни сщмч. Поликарп, ни сщмч. Игнатий, ни сщмч. Климент Римский, ни сщмч. Иустин Философ также не были знакомы с Евангелием от Иоанна. Гаий, еп. Римский (2-я пол. II в.), отказывался принимать это Евангелие (возможно, из-за негативного по сравнению с синоптическими Евангелиями изображения ап. Петра). В историографии XX в., особенно после работы В. Бауэра , сформировалось представление о том, что православные очень долго отрицательно относились к этому Евангелию, считали его еретическим и не включали в канон (т. н. «ортодоксальная иоаннофобия» - Bauer. 1934). Однако эта гипотеза была опровергнута на основании более тщательного анализа раннехрист. лит-ры ( Hill. 2004). Во-первых, такие тексты, как 1-е Послание сщмч. Климента и «Дидахе», могли появиться гораздо раньше, чем Евангелие от Иоанна было написано и получило распространение. Знакомство с четвертым Евангелием заметно в таких памятниках, как «Послание апостолов» (ок. 160-170) (Ep. apost. 3. 2; 14. 5; 39. 16; ср.: Ин 1. 13-14; Ep. apost. 5. 1-3; ср.: Ин 2. 1-11; Ep. apost. 11. 9; 23. 1; ср.: Ин 20. 27), «Пастырь» Ермы ( Herm. Pastor. 9. 12-16; ср.: Ин 3. 5; 10. 7; 14. 6), «Мученичество Поликарпа» (Martyr. Polyc. 14. 2; ср.: Ин 5. 29), Послания сщмч. Игнатия Богоносца ( Ign. Ep.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Ep. ad Rom. Ep. ad Romanos//PG. T. 5. Col. 685–697 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к римлянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 328–333). Ep. ad Smyrn. Ep. ad Smyrnaeos//PG. T. 5. Col. 708–718 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к смирнянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 340­345). Ep. ad Eph. Ep. ad Ephesios//PG. T. 5. Col. 643–662 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к ефесянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С.307316). Ep. ad Trall. Ep. ad Trallianos//PG. T. 5. Col. 673–686 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к траллийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 323–327). Ps.-Ign. – псевдо-Игнатий Epistulae interpolatae et epistulae suppositiciae (recensio longior)//PG. T. 5. Col. 729–941. CPG I. 1026. (Послания подложные и сомнительные). Damasc. Ioannes Damascenus – Прп. Иоанн Дамаскии Sacra Parali. Sacra parallela (fragm.)//PG. T. 46. Col. 1109–1112; Sacra parallela (fragm.) [Sp.]//PG. 95. Col. 1208C, 1548CD, 1564D; PG. 96. Col. 81A, 264D, 429A, 429A (Священные параллели). Ios. Flav. Ioseph Flavius – Иосиф Флавий Antiq. Antiquitates Iudaicae//Flavii Iosephi Opera/Ed. B.Niese. Berlin. 1887, 1885, 1892, 1890; T. 1–4. 1955; р. п.: Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. Г.Г. Генкель. Т. 1–2. М. 1996. Iren. Irenaeus Lugdunnsis – Свт. Ириней Лионский Adv. haer. Adversus haeresis. Lib. I–IV//PG. T. 7 (pyc. пер.: Ириней Лионский , сщмч. Против ересей/Пер. прот. П. Преображенского //Творения. М. 1996). Demonstr. Demonstration de la predication apostolique//SC. T. 62. Paris. 1959 (pyc. пер.: Ириней Лионский , сщмч. Доказательство апостольской проповеди/Пер. Н.И. Сагарды //Творения. М. 1996). Iusi. Martyr. lustinus Philosophus et Martyr – Св. Иустин Философ u Мученик 1 Apol. Apologia//PG. T. 6. Col. 327–140 (pyc. пер.: Иустин Мученик , св. Апология I, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому/Пер.: прот. П. Преображенский //Творения. М. 1892, 1995 ? . С. 31–104). 2 Apol. Apologia secunda pro Christianis ad senatum romanum//PG. T. 6. Col. 441–170 (pyc. пер.: Иустии Мученик, св. Апология II, представленная в пользу христиан римскому сенату//Там же. С. 105–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

8. Доклад председателя Синодальной Богословской Комиссии РПЦ митр. Минского и Слуцкого Филарета//Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: Москва, 13-16 августа 2000г. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. – С. 49-87. 9. Игнатий Богоносец, св. Послание к Ефесянам//Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1998. – С. 101-110. 10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 219. Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений//Игнатий Брянчанинов, свт., еп.           Кавказский и Черноморский. Собрание сочинений, т. 7: Избранные письма/Сост. игум. Марк (Лозинский). – М.: Благовест, 2001. – С. 341-345. 11. Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. – М.: Паломник, 1997. – 579 с. 12. Иларион (Троицкий), архим. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. –М.: Православная беседа, 1992. – С. 54-105, 139-141. 13. Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Единство идеала Христова//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 211-263.        14. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Ефесянам//Иоанн Златоуст, свт. Поное собрание творений в 12 т. – Репринт. – М.: Православное братство " Радонеж " . – Т. 11, кн. 1. – 2004. – С. 5-218. 15. Иоанн Мосх. Луг духовный. – Репринт. – [Б. м.]: Изд-во Владимирской епархии, 2002. – 288 с. 16. Киприан Карфагенский, сщмч. 57. Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков//Киприан Карфагенский, сщмч. Таинство единства Церкви: Сб. писем. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. – С. 269-272. 17. Киприан Карфагенский, сщмч. 62. Письмо к Магну о крещении новациан и о получивших крещение в болезни//Киприан Карфагенский, сщмч. Таинство единства Церкви: Сб. писем/Сост. свящ. Александра Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. – С. 311-326.  

http://bogoslov.ru/article/1467578

110-113 ИГНАТИЙ († 4.03.1687), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, деятель раннего периода истории старообрядчества, автор сочинений 113-117 117-118 ИГНАТИЙ (Иевлевич), архим. полоцкого Борисоглебского мон-ря, церковный и общественный деятель - см. в ст. Иевлевичи ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель 119-122 ИГНАТИЙ (Мидич Добривой) (род. 17.10.1954), еп. Браничевский Сербской Православной Церкви, богослов 122-123 ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Пологрудов Сергей Геннадьевич; род. 25.03.1956, Иркутск), митр. Аргентинский и Южноамериканский 123-124 124-125 ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель 125-127 127-128 128-131 131-132 132-133 133-134 134-135 ИГНАТИЙ IV (в миру Хабиб Асаад Хузейм (Хазим); 1920-2012), Патриарх Антиохийский ( 2 июля 1979-5 дек. 2012) 135-137 137-138 ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.) 138-147 147-148 ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского 148-150 150-151 ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль 151-152 ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 1903 - 2004), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф 152-153 153-155 155-156 155-159 159-160 ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича 160-161 ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

Ересь ...Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят... такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 276). ...Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются ли они как-нибудь. Это, конечно, нелегко для них, но Иисус Христос, истинная жизнь наша, силен в этом (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 303). Источник. Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист (ср.: 1Ин. 4, 3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни Суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах (ср.: 1Петр. 4, 7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить Всевидящего Бога не ввести нас во искушение (ср.: Мф. 6, 13 ), как сказал Господь: дух бодр, но плоть немощна (ср.: Мф. 26, 41 ) (сщмч. Поликарп Смирнский , 94, 324). ...Никто не должен следовать за непокоривыми, не боящимися Бога и всецело отступающими от Церкви (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 245). Источник. ...Не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 254). Источник. Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру; чтоб яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя (самого) (прп. авва Исаия , 89, 299). Если встретишь книгу, которая слывет еретическою, не желай прочитать ее, чтоб не наполнить сердца своего ядом смертоносным... (прп. авва Исаия , 89, 299). ...Каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и соделавшегося человекоубийцей и лжецом диавола, и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаивает же истинный смысл, и наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение (свт. Афанасий Великий , 2, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Епископ Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. ...Управлять служителями – подлинная сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, а богобоязненных бесстыдно попирают; к злым неснисходительны, добрым неблагопокорны, но на тех и на других дышат неразумным гневом. А сверх того надобно заботиться об имуществе, всегда иметь на плечах кесарево бремя, переносить сильные угрозы сборщика податей; потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надобно проводить время среди волнений многолюдного собрания, близ высоких седалищ, с которых решаются людские распри, надобно выслушивать громкие возражения противника, или по закону терпеть скорби в запутанных сетях. Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество пред добрыми; блюстители законов могут быть куплены той или другой стороной. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми, без помощи Божией, избежит множества лжей и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, подобно как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма (свт. Григорий Богослов , 15, 283–284). Источник. ...Получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 8). Источник. Не всякому, кто бы то ни был, должно... желать себе епископства, а только тем, которые в жизни управляются Павловыми законами. Посему, если усматриваешь в себе оную строгость жития, с радостью приступай к восхождению на такую высоту. А если нет у тебя оной, пока не приобретешь, не касайся неприкосновенного; опасайся приближать вещество к истребляющему его огню (прп. Исидор Пелусиот , 60, 72). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010