Итого 33 чедовекы, денег дано им 7 рублев 30 алтын 4 деньги. Статья по 7 алтын. Маику Волочянину, Карпушке Романовскому, Созову Уломцу, Ананье Санниковскому, Шестуньке Ержанину, Козме Дмитровцу, Ондрюшке Озатчянину, Федьке Боровитину, Кузнецу Широкому, Первушке Токарю, Богдашку Бежечянину, Ивоньке Попку, Тютрюму Белозерцу, Ивашку Заозерскому, Троше Романовскому, Фильке Кожевникову, Баженку Корнильевскому, Олешке Курдюку, Ганьке Новгородцу. Итого 19 человек, денег дано им 3 рубля 33 алтыны. Статья по 2 гривны. Тюле Новгородцу, Ворыпаю Новгородцу, Первуше Кляпику, Дружинке Семеновскому, Кирилку Ержанину, Сидору Троецкому, ему ж за рожественские рубахи; Обросиму Курганскому, Русину Гаврилковскому, Ларе Сове, Дружине Бочкарю, Ивану Москвитину, Гришке Ержанину, диячку Девятке Сиземцу; Ортюшке Жаравлю, Безсонку Омросову, Ивану Щуке, Ивашку Волдырю, Климку Ферапонтовскому, Третьяку Толстому, Федору Саннику, Сидору Добриловскому, Первуше Романовскому, Ивану Пружининцу, Мосею Колдомскому, Иевку Солодеженному, Офоньке Курольгинцу, Куземке Озатчянину, Мокеику Мельнику, Шюмилу Кишенину, Микитке Мосееву, Елеске Уломскому, Офоньке Сороярскому, Семеике Кобановскому, Федьке Новгородцу, Оленю Озатчянину, Омельке Шепелю, Ортюшке Белозерцу, Смородиньке Звоскому, Мартьяну Семеновскому, диячку Омельке Белозерцу, Ромашку Вогнемцу, Оське Лобану, Деику Глухому, Давидку Песту, Грише Озатчянину; Симке Волочянину сапожнику, Олешке Деревне, Ивашку Бабуре, Климку Боровитину, Семке Ержанину, Калинке Чермному, Коуру Кобановскому, Трошке Лобановскому, Микитке Коровникову, Треньке Горяиновскому, Оське Лошкарю, Гаврилу Долгому, Третьяку Бородавскому Ивашку Заике, Томилку Слине, Русину Ивачевскому, Папе Мегорцу, Ивану Усу, Тимошке Вашкеицу, Тимошке Романовскому, Игнашке Мужичку Сиземцу, Левке Шолутку, Проне Сопле, Михалку Сиземцу, Ивашку Зую, Первушке Сосыге, Ортюшке Санниковскому, Яруне Белозерцу, Корнюшке Шумиловскому, Олферу Кривошеинскому, Симке Добриловскому, Семеике Зауломцу, Филе Карпунину, Безсонъку Санниковскому, диячку Девятому Пошехонцу, Митьке Тереботунцу Чермному, Июде Кеме, Грише Колкацкому, Завьялку Лисице, Василью Кучюгу, Семену Жаркому, диячку Феодору Ржевитину, Ларе Новгородцу, Микифору Колмаку; поварку Аверке, Федору Латышю, Дружинке Ержанину, да 4-рым коровником да пятои коровнице Большухе, Ганьке Новгородцу за великоденские рубахе, Олешке Курдюку за великоденские ж рубахи. Итого 99 человек, денег дано им 20 рублев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Паньке Игольскому, Миньке Подозерскому, Девятке Сиземцу, Давыдку Песту, Треньке Горяиновскому, Микитке Коровникову, Дружинке Семеновскому, Лобану Волоцкому, Смородинке Звоскому, Безсонку Омросову, Гаврилу Долгому, Русинку Ивачевскому, Третьяку Бородавскому, Климку Ферапонтовскому, Грише Озацкому, Тимошке Вашкеицу, Тимошке Романовскому, Игнашке Мужичку, Савастке Тереботунцу, Тюле Новгородцу, Яруньке Болозерцу, Филе Карпунину, Дружине Хороброму, Первушке Сосыге, Олешке Корюкаевскому, диячку Баженку Микулину, Ивашку Заозерскому, Гришке Ержанину, диячку Федьке Ржевитину, Калине Вашкиицу, Гаврилку Новгородцу, Суханку Рукинцу, Якуньке Семеновскому, Сеньке Коровникову, Ивану Усу, Фомке Петровскому, Ивану Москвитину, Трошке Лобановскому Фильке Тверитину, Онтипке Петрову, Грише Гаврилову, Омельке Шепелю, Василью Кучюгу, Шюмилу Кишенину, Томилку Слинке, Ивану Пружининцу, Офоньке Белозерцу, диячку Омельке Белозерцу, Фомке Спаскому Кирьянову, Якуне Стретенскому, Семеике Зауломскому, Микитке Мосееву, Проне Сопле, Ортюшке Белозерцу, Ларьке Сове Первуше Кляпику, Мокею Мельнику, Федору Саннику, Мосею Колдомскому, Сидорку Добриловскому, Русину Гавриловскому, Омросу Курганскому, Оленю Озатчянину, Ивану Щуке, Завьялку Лисице, Мартемьяну Васильеву, Осташке Семеновскому, Иевку Солодеженному, Корнилку Шумиловскому, Папе Мегорцу, Коуру Кобановскому, Симке Добриловскому, Ивашку Заике, Митьке Тереботунцу, Семке Ержанину, Ворыпаю Новгородцу, Ортюшке Санниковскому, Ортюшке Жаравлю, Ивашку Болдырю, Пятуньке Токарю, Федьке Ержанину, Третьяку Толстому, Семеике Вологжанину, Ивашку Бабуре Суконнику, Сенке Сапожнику, Онтонку Кожевенному, Палке Ирдомцу, Завьялу Кожевенному, Грише Колкацкому, Ромашу Вогнемцу, Федьке Боровскому, Елеске Уломцу, Сенке Коротыгину, Кирилку Ержанину, Треньке Олексеевскому, Куземке Уломцу, Баженку Мочялову, Деику Глухому, Июде Кеме, Первуше Романовскому, Ларьке Новгородцу, Климку Боровитину, Игнашке Вологжанину, Олешке Деревне, да в Коровью деревню четырмя коровником да пятои коровнице. Итого 109 человек, дано им 21 рубль 26 алтын 4 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

К 1470-м годам, когда Корнилий пришел в Белозерскую обитель, Кириллов монастырь стал настоящим центром русского Православия, средоточием духовности и истинной школой преподобия. Корнилий, повествует Житие, проходит в обители разнообразные послушания, при этом занимается как тяжелым физическим трудом («кто бо не весть кириловския хлебни?»), так и переписыванием душеполезных книг: «сведетели ж сим книги его в Кирилове и ныне». Авторитет преподобного Кирилла, в обитель которого Корнилий пришел через полвека после его смерти, незримо освящал его деятельность на протяжении всей жизни. Поэтому неудивительно, что, покидая Введенский монастырь на склоне своих лет, Корнилий «оставль монастырь и все строение и отиде в свое пострижение», где и затворился в отходной келье. По сути, Кириллов монастырь, «свое пострижение» – это была та же семья, что и семья родителей, бояр Крюковых, только вторая, духовная. Центром этого крепкого семейства был сам Кирилл, но в него входили и другие его ученики – преподобные Ферапонт, Мартиниан, Соловецкий чудотворец Савватий и многие другие. И эта вторая семья дала иноку Корнилию едва ли не более силы и стойкости в перенесении испытаний нелегкой игуменской доли, нежели первая, родительская, заложившая некогда фундаментальные основы его личности. Семь лет Корнилий проводит в стенах обители пострига, после чего покидает Кириллов монастырь: «таже изыде блаженный… и по лествичному последованию вдаст себе странничеству, искый ползы отвсюду». На дворе 1484 год, конец XV столетия – благословенное время монастырского строительства, расцвет на Руси монашества, когда с каждым годом в лесных дебрях поселяются одинокие иноки, вокруг которых собираются для подвигов труда и молитвы жители окрестных деревень. Корнилий шествует от пустыни в пустынь, знакомится с уставом и обычаями уединенных скитов и общежительных киновий, задумывается о том, каким должен быть современный монастырь, иноки которого практикуют жестокое житие… Все эти размышления впоследствии войдут в знаменитый Устав преподобного, его завет инокам Комельского монастыря: так Корнилий, свидетельствует Житие, «ото всех приплоди семя веры и добрых дел».

http://pravoslavie.ru/113422.html

19. Свм. Патрикия, еп. Прусск., Акакия, Менандра и Полиена; пр. Корнилия, комельск. чуд.; м. Калуфа, пр. Иоанна, еп. готфск., св. благов, кн. Иоанна (Игнатия) угличск.; пр. Сергия шухтемск., Корнилия палеостр. 20. Обр. мощ., св. Алексия, митр. моск. (1431 г.); Фалалея, муч. Аскалона, Астерия, Александра; п. Довмонта, кн. псковск. 21. Св. вел. царей равноап. Константина и матери его Елены; княз. муромск. Константина, Михаила и Феодора; п. Кассиана углич. Сретение ик. Б. М. Владимирской; свят. Василия, еп. рязанского; п. Аганита маркуш.; прим. Пахомия; ик. Б. М. Оранской. В 312 г. во время похода на Максентия, правителя некоторых западных областей Римской империи, император Константин и его войско увидели на небе крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай», и действительно победили. Так образом, Сам Бог указал нам знамение победы, честный крест, а наши сектанты отвергают его. 22. М. Василиска; ик. Б. М. «Умиление»; п. Иакова; воспомин. св. отцов 2-го Всел. собора (381 г.). 23. П. Михаила исповедн., еп. синадскаго; обр. чест. мощ. св. Леонтия, еп. рост.; преп. Михила черноризца. пр. Еефросинии девицы, княжны полоцк.; Паисия. 24. П. Симеона столпника, иже на Дивной горе: пр. Никиты столпника, переяславского чудот.; мучч. Мелетия стратилата, Стефана, Иоанна и с ним 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25. 3-е обретение главы Иоанна Предтечи (850г.); свм. Ферапонта, еп. кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26. Св. ап. Карпа и Алфея; св. муч. Георгия нов.; мучч. Аверкия и Елены; пр. Иоанна психаита, исповедника, обретение мощей пр. Макария, игумена калязин. Ик. Б. М. Селигерской. 27. Священномуч. Ферапонта сардийск.; обр. мощ. Нила столб, чуд.; мц. Феодоры девицы и Дидима воина; пер. мощ. св. трех святит. Киприана, Фотия и Ионы, митр. киевских и всея России чудотв., пр. Ферапонта, белоез. чудотворца, Ферапонта монзенск. 28. Пр. Никиты, еп. халкид.; св. Игнатия еп. ростовск. чудотв., муч. Елладия; св. Евтихия еп. мелетинского; мц. Еликониды; п. Софрония (болг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Да в нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году августа въ 5-й де[нь] по князь Самойлову приказу Шайсупова приезжал из села Ситки, Ферапонтова монастыря вотчины, Ферапонтова же монастыря служка Ивашко Кривозубовъ в Ферапонтовъ монастырь и сказывал мн: «Видялся, де, я с кириловским служкою с Ывашкомъ Олтуфьевым», и говорил, де, он, Ивашко Олтуфьевъ ему, Ивашку Кривозубову; «Кушает, де, вашъ батко нас», а имянно про меня. А я, благодатию Божиею, не человкоядецъ, и людей никово не едал. А бью челом теб, великому государю, о своей бдности не ложью, всеправдою. И неподобно было такому страднику таких словъ непристойных говорить. Знатно, што и до тебя, великого государя, то слово доходит, што ты, великий государь, милостию своею от всяких злых человкъ навтов боронишь. А Корнилъ Затворников с Москвы беспрестани, де, к ним в Кирилов монастырь пишет. И по ево писмамъ смутным ис Кирилова монастыря и запасов никаких мн против твоего, государева, указу не дают. А и в Кириловь монастырь для ево, Корнилова, воровства ис собору был выкинут, и служка и келейникъ у нево отняты были, и причтен был с черною братьею, с работными старцы. Рис. 32. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (между 5 и 17 августа 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 218. Рис. 33. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (между 5 и 17 августа 1675 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 219. Примечания Л. 214 ...и сапожных кропачей, а не прямых... – Кропач – портной, перешивающий ветхое, поношенное – Даль 2, 198. Л. 215 ...мрою в два аршина от глаза до завитошной кости, си рчь косы... – Коса – брюшное перо красной рыбы и тежка около – Даль 2, 172. ...и живыми, де, привадить невозможно. – Привадить – отправить, доставить – Даль 3, 470. ...ис приказу Большого Дворца... – приказ Большого Дворца управлял дворцовыми владениями, разбросанными по всему государству. Он самостоятельно назначал в своём ведомстве воевод и других приказных людей, посылал писцов и дозорщиков, собирал доходы. Те доходы, которые Дворец получал натурой, использовались для царских и общегосударственных нужд на подчинённых ему учреждениях: на Сытном, Кормовом и Хлебном дворцах – Веселовский 2005, 65–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Кир. мон. 73–673, л. 10). 1222 Старец Мисаил Сиземец в феврале 1619 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 10 об.). 1225 Вклад заупокойный по архимандрите Феофиле была сделан в августе 1619 года (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 18 об.). 1227 В июле 1621 года взыскивались деньги по кабале, оставшейся после смерти старца Фаддея (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 20 об.). 1228 В сентябре 1620 года после старца Митрофана Нижегородца осталось денег 26 алтын 4 деньги (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 3). – Вслед за именем Митрофана в Синодике 754–1011, л. 47 об. приписано (другими чернилами): священо инока Тарасия. (из округу служби на москве). Слово «священо инока» зачеркнуто. 1229 Старец Матфей Скребнев значится умершим в ноябре 1620 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 4). 1231 Старец Трифон «Уленменской» значится умершим в январе 1621 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 9). 1234 В Синодике 754–1011, л. 48 после имени Ионы Бруткова иной распорядок: «Исакия. Епифания. Филофея. Иону. Закхею. Власия». 1236 Игумен кирилловский Савватий умер 22 сентября 1628 года (Рук. Кир. библ. 78–1317, л. 342 об.). – Имя игумена Савватия в Синодике 754–1011, л. 49, не упоминается. 1237 В виду разности при перечислении имен, наблюдаемой в Синодике 754–1011 сравнительно с Синодиком 759–1016, приводим выдержку из первого целиком: (л. 49) Боголепа. Парфения. Евлогия. Ефросина. [священно инока.] Ферапонта. (чюдовскои постриженик Казимеров). Аверкия. Федор (Ванромеев). Игнатия. Феодора. Аврамия (масласкан). Гедеона. [инока] Игнатия. [инока] Аврамия. [инока] Арона. Игнатия. Саватия. Патапия. Симона. Харитона. инока Матфея (л. 49 об.), Варлама. Никодима, архиепископа Корнилия. Иону. Корнилия. Ферапонта. Феофелакта. Патермуфия. (2100) Корнилия. Иону. Илинарха. Селивестра. [инока] Антония. Иова. Иосифа. Генадия. [инока] Еуфимия. [инока] Мисаила. [инока] Игнатия. [инока] Инокентия. [священнодиакона инока] Аммона. [инока] Трифона. (л. 50) [инока] Саватию. [инока] Ивана. князя инока Иону. [священно инока] Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Двое из учеников Нила были канонизованы: Кассиан Учемский и Иннокентий Комельский. Первый был родом грек, в мире князь Манкупский, который, постригшись в Ферапоптовом монастыре на Белоозере, основал свой собственный Учемский монастырь в пятнадцати верстах от Углича (1504 или 1509). Иннокентий Охлябинин был любимым учеником Нила, спутником его странствий но святым местам Греции. Оставив скит преподобного Нила, он ушел в Комельский лес (Вологодской губернии), где, после долгого пустынножительства, основал скит для своих учеников. Своею рукою он переписал Нилов " Устав " , снабдив его своим " Надсловием " и " Пристежением " . Скончался он задолго до смерти своего учителя, в 1491 г. Подробное житие его погибло вместе с житием Нила от татарского разорения в 1538 г. Но и в его краткой редакции видим истинного ученика Нилова: " Нравом смирен и образом кроток, и в божественных писаниях трудолюбие поучашеся и всем умом испытуяще " . Другой великий Комельский подвижник Корнилий († 1537) в своем " Уставе " и в своей жизни сочетал черты Нилова и Иосифова благочестия, с преобладающим влиянием Нила. Можно было бы говорить об эклектизме его направления, если бы житие его не давало образ большой цельности и самобытности. Ростовец родом, он вместе со своим дядей двенадцати лет ушел в Кириллов монастырь, где и постригся. Вериги и тяжелые труды – " кто не знает Кирилловские хлебни? " – не мешали ему заниматься списыванием книг. К преподобному Кириллу и его обители он относился всю жизнь с благоговейным уважением. Духовное странничество, один из первых примеров которого явил на Руси Корнилий, привело его сначала в Новгород к архиепископу Геннадию, другу Иосифа, потом, через тверские монастыри, в Комельский лес. Лишь на шестидесятом году жизни, после многих трудов и опасностей, отшельник соорудил первую церковь во имя Введения для своих учеников. Однако не скит, а киновию строил Корнилий на старости лет, со строгим общежитием и уставом. Для своей киновии Корнилий не искал сел и имений: сам с монахами неустанно корчевал и распахивал девственный лес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сергия. Иванна. Александра. Кирила. Леванида. Афонасия. Ефросима. Павла. Киприана. Зосиму. Логина. Давида. Дионисия. Сергия. Порфирия. Нектария. Макария. Иосифа. Авраамия. Филофея. Иова. Игнатия. Пахомия. Никона. Еремия. Еуфимия. Васиана. Исихию. Левкию 1251 . Еуфимия. Питирима 1252 . Иоаникия. Иова 1253 . Васиан. Козма. Герасима 1254 . Гедеона. Анофрея. Феофила. Тарха. Андреана. Никона. Феодосия 1255 .] Меркурия. Серапиона. Иоанна. Феодосия. Аврамия. Нифонта. Гурия. Серапиона. Иосифа. Еуфимия. Козмы. Кирила. Корнилия. Корнилия. Матфея. Пимина. Антония 1256 . (1900) Иова. Мисаила. Иоасафа 1257 . Силивестра 1258 . Пахомия Григоров 1259 . Афонасия. Филиппа 1260 . Иосифа 1261 . Филарета 1262 . Афонасия. Еулиферия. Дионисия. Феодосия 1263 . Нифонта 1264 . Павла. Антония 1265 . Геласию 1266 . Филарета 1267 . Нектария. Стефана. Тихона. Данила 1268 . Германа. Стахию. Варлама 1269 . Иова. Константина. Сисоя. Иону 1270 . Рофаила. Алимпия 1271 . Полиехта. инока Стефана Царь Симеон Бекбулатович 1272 . Андреана. Киприана. Вастиана 1273 . Иоакима. Феогноста 1274 . Фома. Симеона 1275 . Феодосия. Нила. Илариона Коканов . Константина 1276 . Ферапонта. Леонтия. Василия. Варсонофия. Иона. Серапиона. Стахия. Гурия. Иоанна. Иоанна. Кирила. Симона. Антония. Кариона. Михаила. Еремея. Иона. Памва. Иосифа. Иосифа. Иова. Андреана. Иона. Максима. Христофора Чюдовской . Кирила. Фалитрея. Серапиона. Феодора. Макария. Досифея. Леонтия. Гедеона. Феодосия. Германа 1277 . Илию. Корнилия. Мисаила. Матфея 1278 . Дионисия. Серапиона стротов рожетвено 1279 . Мисаила. Тихона. Иова 1280 . Прохора. Самойла. Филипа 1281 . Иону. Варсонофия. Гурия. Нифонта. Арсакия 1282 . Ферапонта. Мисаила. Мисаила. Александра. Кирила 1283 . Мисаила 1284 . Иоила 1285 . Иора 1286 . Андреана. Зеведея. Ефрема. Боголепа. архимандрита ярославскои Феофила 1287 . Мисаила Бигичев . Кирила. Трифона. Герасима. Феогноста. Кирила. Митрофана 1288 . Вавила. Аркадия. Сисоя. Вениамина. инока. Иосифа. Силивана. Варлама. инока Анофрия. инока Илию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

А к хроминному, де, государь, строению из лсу к рек бревна волочили крестьяне их на себ версты по две и по три. А у той, де, государь, воски работало пятьсот человкъ три недели. Да сверхъ, де, государь, что иными монастырями довелося по розвытк строить, и на то, де, хоромное строение на кровли тес и гвоздье – все, де,//(л. 200) будто держано ихъ, кириловское. А какъ, государь, по твоему, великого государя, указу стряпчей твой, государевъ, Козьма Лопухинъ в Ферапонтов монастырь приезжал и Кирилова монастыря строителя Исаию и иных монастырей келарей и казначеев собирал, и по твоему, великого государя, указу строителю Исаию чертеж и роспись кельямъ, какъ их строить, казал, и велл на жылых моих кельях построить против того же лтния жытня, да ему же веллъ погребы здлать, а на погребахъ брацкую келью совсм, какь водится в монастырех, с снми и с чюланы, а на келье лтные покои с чюланы же. И строитель Исайя, будучи в Ферапонтов монастыр, на кльях моих вышку розломал, и кельи розкрыл, и верхние кельи струбил, и подволики в них здлал при себ по твоему, великого государя, указу и по росписи Козьмы Лопухина. И брацкая, государь, келья на струбы отрублена при нем же, Исайе, мало что и не довершена. А рубить было, государь, имъ брацкая келья по твоему, великого государя, указу шти сажень. А он, строитель Исаия, струбил меньши того гораздо. А то, государь, келейное строение велено строить строителю Исаию, а не мн, богомольцу твоему, по сколку бы, государь, человкъ у них работников ни было. А про гвоздье, государь, и про тес посылал я, богомолец твой, к столнику князю Самойлу, чтоб кириловских плотников, кому у нихъ приказан тес и гвоздье роспросить, что у нихъ иных монастырей гвоздье и тес имать. И по роспросу, государь, стольника князь Самойла кириловские плотники сказали, что иных, де, монастырей, у них гвоздья и тесу нихто не имывал. А Кирилова монастыря строитель Исаия взял взаймы в Ферапонтов монастыр у игумена з братьею сто шездесять бревень длиною по шти сажень, а во сруб, государь, семи, и осми, и девяти верхов самых добрых выборныхъ да А платить было им т бревна и тес после работные поры вскор. А онъ, Исайя, после того самъ и не бывал, потому, государь, что кириловские старцы, Корнило Затворниковъ с товарыщи, забунтовали и в Ферапонтовъ монастырь ему, строителю, здить и келей достраивать не велли, и твой, великого государя, указ ни во что поставили, и бревна и тес и по се число не плачон.//

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

16 – 17). Никон просит царя обязать другие северные монастыри помогать Ферапонтову монастырю для удовлетворения его запросов: «И от тех, государь, многих их хлебных и съестных запасных росходов и работ и от частых посылок Ферапонтов монастырь и монастырская вотчина до конца обнищали и обезконили, и монастырские крестьянишка их от великия скудости и от безконства многие от домов своих врознь розбрелись... И что, государь, хлебные и съестные запасы годовые положены про мой, богомолца твоего, обиход на Ферапонтов монастырь, вели, государь, за их скудостию те годовые запасы преложить на Корнильев да на Павлов монастыри. А в Ферапонтов, государь, монастырь тех запасов взять нечево, одва у них з год и про себя запасов будет ли. И для хлебных запасов вели, государь, построить жытницы, а для потребных запасов – погребы, и для брацкого, государь, покою – кельи старцам, которые со мною живут, и поваренную келью построить Кириловым монастырем, и Прилуцким, и Каменным, и Троецким, и Новозерским, а вприбавку, государь, Корнильевым и Павловым монастырями, кроме Ферапонтова монастыря» 20. л. 124). Патриарх Никон требует привлекать к работам на монастырских вотчинах северных монастырей не только крестьян Ферапонтова монастыря: «А Ферапонтова, государь, монастыря крестьяном при иных монастырских вотчинах лишная работа: для моего, богомольца твоего, обиходу многая рыбу ловят и сена косят, и возят, и огороды строят, и дрова секут, и возят, и всякую работу работают.//А иными, государь, монастырями в том им ни в чем не помогают» л. 190 – 191). Никон подробно информировал царя о расходах Ферапонтова монастыря на содержание приставов, сотников и стрельцов: «А вспоможение, государь, Ферапонтову монастырю в те хлебные и в харчевые запасы из ыных монастырей в те годы ниоткуды не бывало»; «...по твоему, великого государя, указу и по грамоте стольник князь Самойло велел в Ферапонтове монастыре игумену з братьею московских стрельцов, которые стоят на караулех, кормить харчем из монастырских доходов довольно, кроме хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010