В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом. http://azbyka.ru/palomnik Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне. Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=13951

Простоявшее более ста лет церковное здание нуждалось в серьезном ремонте. Прихожане приняли решение его кардинально перестроить, но фактически построили новый храм. Финансировал строительство староста церковный, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского — Иван Иванович Савинов. Капитан Савинов жил напротив церкви, на другой стороне Большой Ордынки, в 4-м квартале Якиманской части, в большом каменном трехэтажном доме, доставшемся ему в наследство от отца. Здание в перестроенном виде сохранилось (в глубине владения 40 по Большой Ордынке). Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами — Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. На плане двора И. И. Савинова 1792 года изображена западная часть церковного двора с широкой новой трапезной, имеющей скругленные углы. На плане церковного участка 1797 года храм изображен со старой восточной частью (с трехапсидным алтарем) и новой трапезной, выступающей на линию Большой Ордынки. На этом плане линия церковных построек тянется вдоль Георгиевского переулка. Застройка церковных дворов была деревянной. Таким образом, новая церковь была построена в два этапа и на том же месте. В 1802 году строительство было закончено: возведен новый храм-­ротонда, над западной частью трапезной возвысилась колокольня, по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками, позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка. Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия. Со временем Георгиевский переулок был переименован в Иверский. Авторство Иверской церкви приписывается главному директору Кремлевской чертежной экспедиции архитектору И. В. Еготову. Во вновь выстроенный храм был перенесен список с Иверской иконы, который был заместительным известного образа Иверской Богоматери, находившегося в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставлялся вместо основного образа в этой часовне в тех случаях, если постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов, или для торжественных поклонений и молитв выставлялся в храмах и монастырях Москвы и России.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иверской_...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Святой образ иконы помогает нам, грешным, окончательно не погибнуть в мире лукавой суеты сердец. Икона, по словам Л. Успенского , как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Действительно, в истории всех времен Православия Святая Церковь бережно хранит Предания о св. явлениях, о чудотворных иконах, о св. подвижниках из века в век, из поколения в поколение, передавая животворящий дух Православия. Три св. жребия Божией Матери – страна Иверская, св. гора Афон и Земля Русская – в те далекие времена своего земного устроения, по благословению и освящению Самой Божией Матери, чудно сочетались, принимая, опекая и взращивая своих духовных чад, промыслительно объединяя подвижников Христовых в их великих подвигах домостроительства. Пройдут века и тысячелетия, но, преданный Заповедям Христа, их кроткий труд с Божией помощью возсияет, окормляя Православие. У восточных берегов Македонии безконечная лазурь неба и светлых вод Архипелага окружают гору Афон, освященную в первоевангельские времена самой Божией Матерью. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы неразлучно с Матерью Божией пребывали в Иерусалиме до получения обетованного Святого Духа. Ученики Христовы с Матерью Божией бросили жребий, кому и какая страна дана будет для проповеди Евангелия. По сошествии Святого Духа Божия Матерь хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий удержал ее, велев не отлучаться от Иерусалима до времени, так как страна, выпавшая ей, просветится в последние дни, и Ее владычество утвердится там: «По прошествии некторого времени Тебе предстоит труд благовестия на земле, в какую направит Тебя Бог». И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Пути Господни неисповедимы: Матерь Божия отплывает на остров Кипр. Епископ острова – Четырехдневный Лазарь – ожидал уже давно Божию Матерь, и вот, наконец, долгожданная встреча приближается. Но вдруг сильный порыв противного ветра пригнал корабль в гавань близ горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Братья и сестры, я сейчас должен прервать свое слово, потому что, как мне сейчас сообщили, из Вознесенского собора уже выехала машина со святыми мощами святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Мы сейчас выйдем с крестным ходом навстречу мощам и с молебным пением занесем их в наш собор… …Сердечно поздравляю всех вас с великой радостью. По неизреченной любви Царицы Небесной, Матери Божией, Преблагословенной Девы Марии и к святителю Николаю, и к нам, жителям града Алматы, прихожанам этого Свято-Никольского собора, сегодня мы являемся свидетелями торжественного входа в наш храм нетленных и святых мощей святителя-исповедника Николая, митрополита Алма- Атинского и Казахстанского. Всякий раз, когда мы говорим о Владыке Николае и его служении здесь, в пределах этого града и Казахстана, мы невольно вспоминаем Матерь Божию. Достаточно вспомнить, что приезд в Алма-Ату в 1945 г. митрополита Николая был в канун праздника Иверской иконы Божией Матери. Царица Небесная не оставляла Своим ходатайством и святым покровом Владыку во все дни его не легкого, многотрудного, многоболезненного архипастырского служения. И ровно через 10 лет, в канун того же праздника, святитель Божий оставил эту землю и переселился в обители Отца нашего Небесного. А через 45 лет, так же в канун праздника честнаго образа Владимирской иконы Божией Матери, мы, по милости Божией, имели величайшее счастье обрести нетленные мощи святителя. И вот сегодня тоже в богородичный праздник, в день Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Девы Богородицы, все мы с вами встречаем в нашем Свято- Никольском соборе святые мощи святителя-исповедника Николая… Чуть ранее я вам говорил о том, какие полезные, назидательные и спасительные уроки мы могли бы извлечь из сегодняшнего праздничного события. Мы говорили о том величайшем значении храма Божия в жизни каждого верующего православного человека. Но мне бы хотелось в этой связи обратить ваше внимание на то, что, пребывая в храме Божием, живя и назидаясь в нем, Пресвятая Дева Мария взошла во Святая Святых.

http://zavet.ru/kalendar/bm/vved-002zaha...

В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-ro Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков. Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

http://sobory.ru/article/?object=01693

Находясь на борту корабля, следующего в афонский порт Дафни, Иосиф услышал голос, повелевавший ему отправиться в Иверский монастырь и приложить свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», небесной Хранительницы и Покровительницы Афона. Врученная ему икона была списана с этого образа. Он исполнил это повеление. Вернувшись в Монреаль, Иосиф поместил икону Вратарницы у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист. 24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, Иосиф заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений. Были избавлены от болезни парализованный юноша и человек, страдавший раком позвоночника, ребенок с тяжелым рахитом, от которого отказались врачи, и многие другие. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в своей проповеди сказал: «Многострадальные православные народы окружают икону Вратарницы высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: поражённый чудом воин принёс сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо – мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей». Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением Русской Зарубежной Церковью новомучеников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: «Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (русский монастырь в Нормандии. – В.В .), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: „Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини“».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/k_...

31 авг. 1812 г. Л. отправился в Кремль, где собрал драгоценности кремлевских соборов, мон-рей и патриаршей ризницы, в т. ч. книги и рукописи патриаршей б-ки, и направил по Троицко-Сергиевскому тракту обоз с личными вещами, имуществом Златоустовского и Перервинского мон-рей. Но сам Л. по указанию еп. Августина остался при московской Иверской часовне у Воскресенских ворот, приписанной к Перервинской обители. В ночь на 2 сент., после совета в Филях, когда было принято решение об оставлении Москвы рус. армией, московский военный губернатор гр. Ф. В. Ростопчин приказал еп. Августину срочно покинуть город и вывезти главные святыни древней столицы - Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы Божией Матери. Той же ночью по благословению епископа Л. «взял» из Иверской часовни чудотворный образ для эвакуации. Опасаясь возмущения москвичей, Л. сказал молившимся, что святыня якобы «поднимается для болящаго» ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 26). В часовне Л. оставил список с чудотворного образа (возможно, именно он в XX в. находился в Париже в ц. Трех святителей на ул. Петель). За неск. часов до вступления неприятеля в город Л. вслед за еп. Августином выехал из Москвы во Владимир. В дер. Новой архиерей и Л. положили Иверскую икону в один ящик с Владимирским образом; при этом местные жители прикладывались к святыне со слезами: «Владычица! И тебя, Матушка, злодеи выгнали!» В пути Л. дал деньги неск. нуждавшимся в них московским игуменам. Так, угрешский игум. Павел получил 200 р. (впосл. он с благодарностью вернул Л. деньги, к-рые пошли на восстановление Златоустовского мон-ря). Во Владимире Л. расстался с еп. Августином и 3 окт. прибыл в Вологду. По приглашению архим. Феофилакта (Ширяева) вместе с угрешским игум. Павлом остановился в братском корпусе Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастыря . К 70-м гг. XIX в. на стене кельи оставались стихи, написанные Л. и игум. Павлом карандашом, а затем «обведенные краскою»: «...В то время в сих стенах спокойно пребывали/Игумен и архимандрит:/Один - монастыря Угрешского Николы,/Другой - Святителя, что в Греции глаголы/В сердца железные златые изливал/И Златоустым свет которого назвал» ( Пимен (Мясников). 1877. С. 362).

http://pravenc.ru/text/2462461.html

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

В настоящее время в Иверской часовне богослужения совершаются только в дни празднования Иверской иконы Божией Матери и в поминальные субботы. И тогда в них участвует хор Свято-Троицкой церкви. Левый клирос Свято-Троицкого храма в Белграде Говоря о хорах и регентах в русских храмах Белграда, нельзя не упомянуть знаменитый левый клирос Троицкой церкви. И он «основан» протопресвитером Петром, и на протяжении многих лет славился своим составом – будущими архиереями, священниками, преподавателями богословия. Нужно сказать, что все профессиональные хоры нашей церкви исполняли далеко не все песнопения на разных богослужениях, особенно во время всенощной. Спев «Блажен муж» и первую стихиру на «Господи, воззвах» (не «на глас», а Фатеева), они включались лишь для пения догматика на «И ныне». Следуя правилу и уставу заведенному настоятелем, отцом Петром, в Троицком храме стихиры пелись «на 10», и поэтому все остальные стихиры пел левый клирос. Это правило относилось и к стихирам «на стиховне» и «на хвалитех», так было и при чтении канона с вторыми ирмосами и катавасиями. Не говоря уже о том, что профессиональные хоры не участвовали в богослужениях в дни разных святых, которые приходились на будние дни. Тогда левый клирос пел и литургии, и полностью всенощные. Особо торжественно отмечался день памяти Иоанна Богослова 9 октября, так как 90 % членов хора были студенты-богословы или уже законоучители и преподаватели в семинариях. Руководил этим хором сам отец Петр или псаломщик Леонид Иванович Маслич, выдающийся знаток знаменного пения, Типикона и богословских наук. Одно время он преподавал в семинарии в городке Битоль (Южная Сербия, теперь Македония), где преподавателями были святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский, и преподобный авва Иустин (Попович) Челийский, а правящим архиереем был в то время святитель Николай (Велимирович) Охридский. В канун праздника совершалось действительно всенощное бдение со всеми седальнами, псалмами, кафизмами, с канонархами, а Божественную литургию в сам день праздника служили по-гречески.

http://pravoslavie.ru/28650.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010