Эта редкостная книга долгое время считалась совершенно затерянной, и только в 1920 г. в количестве около 40 экземпляров была обнаружена в архиве Моздокского собора. Она была рассчитана не только на миссионеров-осетин, но и также на русских и грузинских священников, будучи напечатанной на двух языках: осетинский и русский тексты шли параллельно. Этот труд явился первенцем осетинской книжной литературы. Он приобщал осетин к русской грамоте, к русскому просвещению, положив начало развитию осетинской письменности. В то же время значительную часть своей энергии владыке Гаию приходилось вкладывать в создание в Моздоке архиерейского дома и монастырей, в благоустройство русских православных церквей епархии, так как число новых приходов, в связи с колонизацией Северного Кавказа, с каждым годом росло. Владыка Гаий рьяно боролся с главнейшим недугом Кавказского духовенства – пьянством. Сохранилось архивное дело о том, как епископ Гаий в станице Новоглядской застал местного священника пьяным и не нашел в его доме приличных для духовного сана книг. Особой подпиской епископ Гаий обязал этого священника, что «ежели и впредь будет в таком же образе, то подвергает себя расстрижению священного сана и отдаче в военную службу». Вместе с тем, Владыка Гаий стремился поднять материальное благосостояние епархиального духовенства. Он настойчиво добивался, чтобы духовенство обеспечивали сами прихожане. Открытие штатов при новых церквах обуславливалось численностью населения новых приходов и тем, «все ли положенное для священноцерковнослужителей отведено...». Например, прежде чем открыть в 1799 г. церковь при слободе Старо-Марьевке, вблизи г. Ставрополя, Владыка Гаий потребовал определенных средств для содержания причта. После открытия в Моздоке архиерейской кафедры выросло и значение этого города. В 1794 г. тут было 3 православных и 2 армянских храма. В первые же годы архипастырского служения епископа Гаия из Куртатинского ущелья в Моздок была привезена осетинами-переселенцами древняя кавказская святыня – икона Иверской Божией Матери. Владыка Гаий вышел навстречу из города с крестным ходом. Первоначально эта икона находилась в часовне, а затем в 1797 г. перенесена в построенный Успенский храм. В течение многих десятилетий эта глубоко почитаемая на Кавказе святыня притягивала множество паломников. В праздник Успения к ней стекались тысячи молящихся – русских, осетин, грузин, армян. Местно-чтимая Моздокская икона Божией матери оказывала тем самым огромную благодатную помощь в утверждении и распространении христианства среди народов Северного Кавказа. К сожалению, существование Моздокской епархии оказалось весьма кратковременным, не позволив развернуться с полным блеском дарованиям епископа Гаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году. Икона «Споручница грешных» Сведения о ней смотри под 7 числом марта. Цезарская, или Боровская икона. Сведения об этой иконе Богоматери смотри под 9 апреля. Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе В понедельник Фоминой недели празднуется иконе «Хрисафитисса Монемвасийская» (в Элладе). На Преполовение чтится Иверская-Моздокская, сведения о коей помещены под 31 марта. В шестую неделю по Пасхе — Моденская (20 июня), Страстная (см. 13 августа) и «Неопалимая Купина» (читай под 4 сентября). В день отдания Пасхи чтится Сретенская икона Богоматери; празднование ей совершается в Элладе, в г. Каламата Миссинийской епархии. В 1841 году этот город, благодаря заступничеству Богоматери, был спасен от моровой язвы. Тогда же было установлено празднование сей иконе. В день Вознесения в селе Хвастовцах Черниговской губернии, Борзенского уезда, празднуется Беловежской иконе Богоматери. В 7 неделю по Пасхе празднуется иконе «Умиление» — Псково-Печерской (см. под 7 октября). На Пятидесятницу совершается празднование иконам Богоматери: в местечке Радогоще (сведения см. под 8 сентября); Онышковской (см. под 14 сентября); Леснянской (см. там же); Красностокской (см. под 7 октября) и Браиловской (1 октября). На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой. Предание рассказывает, что этой иконой Цареградский патриарх благословил царевну Анну на брак с князем Владимиром. В Зимненской женской обители находится еще другая замечательная икона Божией Матери, присланная сюда по повелению Богоматери игуменом Иркутского монастыря Аверкием. Аверкий не знал о существовании Зимненской обители, но повеление Богоматери он все-таки исполнил.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

О. д. к. перестала функционировать в 1792 г.: было решено произвести новое церковно-адм. устройство края. За время ее деятельности в христианство было обращено 8199 чел. (2142 чел.- в 1745-1769; 6057 чел.- в 1771-1792 - История груз. иерархии. 1853. С. 77); были открыты часовни для осетин в Кизляре и Моздоке, а в 1785 г. для кистинцев - часовня и церковь на берегу р. Байсу (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 57). Миссионерская деятельность на Северном Кавказе между периодами работы О. д. к. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское викариатство , среди задач которого было окормление новообращенных горцев и распространение Православия среди горских народов. Значительную роль в просвещении Сев. Кавказа на рубеже XVIII и XIX вв. сыграл еп. Моздокский и Маджарский Гаий (Такаов) . В его попечении была моздокская школа, вместе с П. Генцауровым он на основе кириллицы составил осет. азбуку, издал в Москве на осет. языке Молитвослов (1795) и «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом (1798). При поддержке Кавказского ген.-губернатора И. В. Гудовича еп. Гаий на берегу р. Терек основал Преображенский муж. мон-рь, при к-ром предполагалось открыть ДУ. В 1797 г. еп. Гаий перенес из Куртатинского ущелья в Моздок чудотворный Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , для к-рого была построена Успенская ц. и позже основан жен. мон-рь. 16 окт. 1799 г. Моздокское вик-ство было упразднено (вошло в состав Астраханской епархии), еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру. Миссионерская деятельность в регионе сошла на нет, часть горцев вернулась к прежним верованиям. Второй этап деятельности О. д. к. После присоединения восточногруз. царства Картли-Кахети к России (1801) и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (30 июня 1811; введена в качестве Грузинского Экзархата в состав РПЦ) правительство вновь вернулось к вопросу об обращении кавказских горцев. 15 сент. 1814 г. Синод издал указ о возобновлении работы О.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

За беседою у Преосвященного Игнатия, у которого я в тот день обедал, воспоминали мы Вас — воспоминанием проходили историю Вашей служебной деятельности — случаи встреч с Вами в нашей жизни. Владыко перешел к скорбям, столько общим на земли; уделом людей, особенно тех, ум которых по возвышенности не доступен для толпы, отвращающейся от целебного, но не сладкого лекарства. Владыко заметно хилеет, занимаясь утром делами, он вечером, при свечах вынужден был оставить всякое занятие. Не будучи в состоянии поддерживать письменных сношений своих, к родителю нашему и к родным сохраняет общение чрез меня, с близкими — чрез ближайшего духовного ученика своего келейного Иеромонаха, и лишь в редких случаях пишет сам. Епархия, как Вам известно, досталась ему далеко не в удовлетворительном положении; притом столь скудная, что средства Епископа ограничивались только окладом годового жалования 280 рублями; предшественники его получали по 1000 руб. добавочных от Синода, но ему до сих пор не дают еще этого содержания; при его строгом взгляде на позволительность доходов Епископа — это положение было причиной деятельной его заботливости; умиротворение духовенства городского, поездка по Епархии, направление духа вообще всех священно-церковных служителей составляет главный предмет его попечений. Моздок предназначает он исходною точкою деятельности по поддержанию Православного Христианства между местными жителями, Осетинами и Черкесами. В Моздоке, в церкви Успения Божией Матери находится благодатно-обилующая чудотворениями Икона Божией Матери Иверского написания; Магометане из Большой и Малой Чечни ходят туда на поклонение Святыне; — Владыко пригласил общество Черкесское (в бытность свою в Моздоке) избрать из себя юношу для приготовления его к занятию при этой Церкви места священника от их общества, поставив уже одного из Осетин, под настоятельством Протоиерея из Русских. Черкесы выбрали сироту из Княжеского рода, который теперь живет у Владыки и учится; юноша с замечательными способностями. Это будут первые два священника Осетинский и Черкесский, которые образованы соответственно своему назначению в этом Моздокском уголке Православия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И он место указывал: «Ищите заброшенный храм старый… Ищите…» И когда начались поиски, то все так начало складываться, что старый разрушенный храм, который здесь поблизости находится, это один из самых больших храмов. Хоть он был без крыши, хоть он был в запустевшем состоянии, но все равно он был самый большой на этой территории. По милости Божией, сегодня у нас есть братский корпус. У нас есть, мы и не мечтали, что помимо маленького храма Жен Мироносиц, который 1850 года постройки, нам Бог дал построить второй храм – Моздокской Иверской иконы Божией Матери. И это было вызвано тем, что количество прихожан увеличивается, люди все больше тянутся к монастырю, тянутся к молитве. Наше ущелье еще славится тем, что в пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа – Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. По неподтвержденным данным, есть такая версия, что Сама Пресвятая Богородица велела батюшке Ипполиту за Осетию молиться, особое такое попечение проявить в адрес Осетии. Может быть, мы нуждаемся в особой защите, может быть, что-то тайное сокрыто у Господа». Интересна еще одна немаловажная деталь: батюшка не просто благословил создание двух монастырей, он с точностью до деталей подсказал, где искать место и для мужской и для женской обителей. Для мужской он благословил искать старый разрушенный храм в горах, а для женской – заброшенный дом отдыха около города Алагир. Вот как вспоминает об этом матушка Нонна. «Он позвал меня к себе в келью и спрашивает: «Ну как вы там живете?» Я говорю: «Батюшка, благословите нам перебраться из Алагира». Мне казалось, что очень тяжело жить в городе, на жилой улице, замкнутым домами. Я говорю батюшке, что в селе Архон православные казаки живут, которые нам землю хотят выделить. А он так кулаком по столу и сказал жестко: «Алагир, я сказал». Я «сдулась» сразу. А он вдруг мягким стал и говорит: «Ищи. Где-то от вашего дома в километрах 5–6 есть заброшенный дом отдыха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И когда найдешь его – проси. Вам его отдадут. Будет у вас там домик, церквушечка, рыбка». Я думаю, где у нас там рыба водится? А он говорит: «Рыбка будет, 50 сестер, 250 коров». И спрашивает: «Сестры чай пьют в кельях?» «А зачем?» «Ну, когда они чай хотят, они пьют чай?» Да, говорю, у нас можно запросто придти в трапезную, и чай тебе нальют. А он говорит: «Правильно, сейчас излишняя строгость ни к чему. Люди сейчас немощные. Вообще, Слава Богу, что в монастырь приходят». И вот по ходатайству епископа Феофана, правительством РСО-Алания и Рескомом профсоюзов монастырю были переданы 15 га земли и полуразрушенные помещения бывшего пионерлагеря «Восход». Монастырь начал отстраиваться небывалыми темпами. За короткий срок в монастыре были построены храм, гостиница, отдельный корпус под монастырские мастерские, большая монастырская трапезная, сестрический корпус и Реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах и боевых действиях. На территорию обители провели воду, газ, электричество, линии связи. Параллельно с созиданием монастыря в него прибывали новые насельницы. Сегодня Аланское сестричество состоит из пятнадцати монахинь и одной послушницы. И вот 1 сентября 2004 года грянула страшная Бесланская трагедия, когда группа демоноподобных бандитов захватила среднюю школу, взяв в заложники более тысячи человек, среди которых, наряду с учителями и родителями, дети разных возрастов, включая и младенцев. Наверное, батюшка Ипполит прозревал страшные бесланские события и благословил создание там монастыря, чтобы на этом святом месте возносилась молитва , в которой, конечно же, нуждался этот город. Известно, что за несколько дней до этой катастрофы был праздник Успения Пресвятой Богородицы. В Куртатинском ущелье собралось огромное количество народа. Была большая торжественная служба, затем крестный ход в часовню, где раньше хранилась Иверская Моздокская икона Божией Матери с чтимым списком этой иконы. И этот чудотворный список замироточил. Матушка Нонна вспоминает, что бесланские монахи во время этих страшных событий в школе круглосуточно молились в храме, и много людей приходило к ним в монастырь за молитвенной помощью, прежде всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 Ср. Заявление Синода от 8 марта 1917: «Г-н Обер-Прокурор нам объяснил, что Временное Правительство считает себя облечённым всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах». 27 Визит организовало Общество любителей духовного просвещения. Через год митр. Владимир изменил своё мнение. 31 Филарет (Никольский; 1858–1922), архиеп. – с 1914 еп. Астраханский и Енотаевский, противник Распутина, 24 мая 1916 уволен на покой (6 июля на кафедру назначен еп. Митрофан (Краснопольский)), с 1920 архиеп. Самарский и Ставропольский. 33 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927) – еп. Нарвский (1903–1908), уволен на покой за отказ произносить на богослужениях титул государя «самодержавнейший», еп. Владикавказский и Моздокский (1913–1917), один из лидеров обновленцев с 1922. 35 Еп. Гермоген был одним из организаторов Саратовского отделения СРН, руководившего бесчинствами в октябре 1905. В частности, погромщиков вдохновило изданное им «Патриотическое воззвание к русскому воинству и русскому народу». 36 Кальманович Самуил Еремеевич (1858 – после 1934) – юрист и общественный деятель, вёл адвокатскую практику в Саратове, защищал интересы евреев в делах о кишинёвском, гомельском и киевском погромах. 37 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – настоятель храма на хуторе Ельшанка под Царицыным, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; тесть Свенцицкого. Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – в октябре 1907 возглавил местную организацию партии эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 выпущен на поселение. Комиссар Временного правительства по Черноморской губ. (осень 1917), 26 июля вёл работу губернского съезда партии эсеров в Туапсе, 26 октября создал в городе комитет общественной безопасности. Расстрелян большевиками. 39 14 апреля 1917 еп. Андрей (Ухтомский) стал членом Синода, a 24 мая вошёл в тройку кандидатов на Петроградскую кафедру, но избран не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Встречать святыни в монастырь съехались паломники из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Осетии. В ожидании причастия. Фото: Православие.ru Сначала - крестный ход вокруг храма. Фото: Православие.ru Храм был выстроен Екатериной Хомяковой в грузинском стиле и как и почти во всех храмах в этом регионе, здесь есть иконы святой равноапостольной Нины. Фото: Православие.ru Игуменья Свято-Троицкого Серафимовского монастыря матушка Антония с гостьей Владыка Феофилакт всегда горячо молится о мире на Кавказе. Фото: Православие.ru Народ Божий. Эта бабушка, Таисия, добиралась сюда более чем за 100 километров. Фото: Православие.ru Юные паломники. Фото: Православие.ru Народ прикладывается к святыне. Фото: Православие.ru Начало епархиального крестного хода. Владыка с частицей Животворящего Креста Господня. Фото: Православие.ru Уже на борту вертолета МЧС. Фото: Благословенный Кавказ Тем временем гости и хозяева готовятся перебираться в Нальчик. Фото: Православие.ru Через два часа уже в Нальчике. Вертолет со святынями пролетел по границам КБР и над Эльбрусом. Фото: Православие.ru Епископ Пятигорский и Черкесский прикладывается к Моздокской иконе Божией Матери. Фото: Православие.ru Православные Нальчика пришли поклониться святыне. Фото: Православие.ru У ног Христа. Фото: Православие.ru Благословенный Кавказ. Эльбрус. Фото: Православие.ru      Справка Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверско й иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796-1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородиц ы, при котором вскоре была основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

http://pravoslavie.ru/62408.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Власти Северной Осетии разработали для туристов паломнические маршруты по республике 05.06.2018 Комитет по туризму Северной Осетии разработал паломнические маршруты по древним святыням. Об этом ТАСС сообщила врио председателя ведомства Ольга Габуева. " Для развития въездного туризма мы разработали семидневный и четырехдневный маршруты, которые включают в том числе посещение древних христианских храмов. Это особо значимо накануне празднования 1100-летия крещения Алании " , - сказала Габуева. Благодаря разработанным турам гости республики смогут посетить Аланский Свято-Успенский мужской монастырь, который является самым высокогорным на территории России. Православный монастырь расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье. В 5 км от него находится часовня, в которой 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего Северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной царицей Грузии Тамарой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. В маршрут включили посещение Аланского Богоявленского женского монастыря, расположенного у въезда в Алагирское ущелье на дороге, соединяющей Север и Юг Алании. На его территории находится храм, освященный в честь преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, и святой источник святителя Николая Чудотворца. В обители также действует реабилитационный центр, который после теракта в школе Беслана принял десятки детей, а во время войны в Южной Осетии монастырь стал временным приютом для сотни беженцев. Паломнический маршрут приведет также к Нузальской часовне - памятнику федерального значения. Также туристы смогут ознакомиться с историей осетинских святилищ и посетить одно из них - Авд Дзуары (в переводе с осетинского языка " семь святынь " ), которое находится на высоком склоне над одним из старинных селений Галиат.

http://drevo-info.ru/news/23704.html

Рукопись «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова » хранится в фондах Российской национальной библиотеки (С. – Петербург) в собрании отдельных поступлений (РО РНБ. Ф. 1000, оп. 2, Она поступила в РНБ в 1924 году из библиотеки Центрального района. 5 Написана писарской рукой, в переплете, объем рукописи – 451 лист, включает в себя: вступление, 17 глав текста и приложения. Этот обширный труд совпадает в основной канве повествования с известным «Жизнеописанием епископа Игнатия Брянчанинова , составленным его ближайшими учениками». Впервые оно вышло в Петербурге в 1881 году 6 и неоднократно переиздавалось в составе 1-го тома собрания сочинений. Рукопись содержит много дополнительных материалов, не вошедших в опубликованный ранее вариант. Частично материалы эти были исключены, по-видимому, по цензурным соображениям (это касается взаимоотношений святителя с высшим обществом, духовными властями и проч.). Они раскрывают тот путь внутреннего мученичества, которым шел подвижник. Другие были опущены, возможно, ради сохранения непрерывности рассказа (это относится к сочинениям самого святителя, включенным в канву его жизнеописания). Еще часть материалов была собрана после публикации первого варианта жизнеописания. Сегодня у нас есть возможность ознакомить вас с полным текстом рукописи, существенной, отличительной чертой которой является наличие в ней большого числа творений самого епископа Игнатия (помещенных полностью или в отрывках). В них отражается внутренняя жизнь автора, его духовная «автобиография», запечатленная глаголами неизреченной глубины и красоты. Среди них: Рапорт высокопреосвященному митрополиту Серафиму о Валаамском монастыре (1838 г.) (известен под названием «Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем»); Благополучный день (по случаю служения молебна архимандритом Игнатием в Ново-Сергиевском дворце вел. кн. Марии Николаевны 15 июня 1848 г.); Речь при отпевании капитана флота И-го ранга К. Г. Попандопуло (4 марта 1858 г.); Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в моздокской Успенской церкви (1 янв. 1860 г.), многочисленные предложения, резолюции, рапорты, деловые письма и другие материалы, относящиеся к наименее освещенному в печати периоду жизни в сане епископа Кавказского и Черноморского (1858–1861 гг.) и раскрывающие православно-церковный взгляд святителя на важные вопросы духовной и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010