Моздок. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1797 году вместо часовни был выстроен и освящен деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В Моздоке икона еще более прославилась, стала именоваться Моздокской. В мае 1894 года был торжественно освящен новый Моздокский Успенский собор, куда перенесли икону. Собор был окончательно разобран в 1958 году, к этому времени был отчасти разрушенным и не действовал. Моздок был освобожден от немцев в январе 1943 года. Вероятно, что собор был разрушен во время боев, которые шли в этом районе с лета 1942 года. Надо полагать, что в разрушенном соборе служба не велась и иконы там уже не было. Игумен Андрей (Мороз) пишет: " Год, когда икона исчезла, в точности установить не удалось. Большинство из опрошенных называют 1936-38 годы, но все уверены в том, что в немецкую оккупацию Моздока ее уже не было " . http://mozdok-hutor.narod.ru/ Возникновение в Моздоке Собора Успения Пресвятой Богородицы связано с Иверской иконой Божьей Матери, подаренной осетинам в конце XII века грузинской царицей Тамарой. Реликвия хранилась в Куртатинском ущелье в селении Майрамыкау и обладала уникальными свойствами: исцелять больных людей. В связи с этим она стала знаменитой не только в Осетии, но и за её пределами. К святыне на исцеление приходили больные люди, исповедовавшие как православие, так и другие верования. Святитель Игнатий в очерке «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви» написал так: «Осетины признают икону своею собственностью, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона – апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

http://sobory.ru/article/?object=42523

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

7. Слово в день Иверской иконы Божией Матери 27 Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре, сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне , затем в Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложиться к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как напоминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Израиля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, предводимого столпом облачным и огненным, а еще ранее явление Бога Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бедствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в которой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый силою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а целое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного внимания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни. Нам, новому «Израилю Божию» ( Гал. 6, 16 ), купиною, столпом облачным и огненным, переходом Израиля древнего через Чермное море и другим напоминается то, как и нас руководит Божия Матерь в течение всего земного странствования нашего по переходе вместо Чермного чрез иное, «мысленное» море страстей житейских, в которых так легко можем мы быть потоплены «мысленным фараоном» диаволом, почему называем мы Божию Матерь «столпом огненным, наставляющим сущия во тьме» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Луковская. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 2005. Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Моздокский район, станица Луковская Координаты: 43.730119, 44.63663 Проезд:Сегодня станица Луковская почти сливается с городом Моздоком Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Станица Луковская В 1770 году с Дона на Терек перевели 100 семей казаков, которые составили под самим Моздоком станицу Луковскую и были специально назначены служить прислугой при крепостных орудиях. В 1856 году в станице было 170 дворов и проживали 1345 человек, в 1895 г . – дворов 700, а жителей 3656. В 1912 году здесь жили 5750 человек, почти все казаки. Казачьих дворов 763, иногородних 6. Все православные, кроме 60 черкесов-магометан. Долгое время в станице не было своего храма; это объясняется тем, что недалеко от станицы, в пригороде Моздока, находилась Успенская церковь со знаменитой иконой Иверской Божией Матери. Лишь в 50-х годах XIX века станичники стали задумываться о строительстве своего храма. Начался сбор денег на строительство. Он собирался с пожертвований, подушного налога, процента с паромной переправы, аренды и др. Всего строительство храма стоило более 25 тыс. рублей. В 1868 году началась стройка. Шла она медленно и лишь к 1875 году закончилась, но еще на два года затянулось освящение храма. 8 ноября 1877 года состоялось торжественное освящение новой станичной Михаила-Архангела церкви. Деревянная, высокая, стройная, пятиглавая, она имела форму креста. Расположенная на возвышенности церковь красиво сияла своими золотыми куполами. Особенно эффектно это выглядело в лунную ночь. Внутри церкви находилась прекрасно выполненная стенная живопись с текстами из Священного Писания. В храме находилась икона – копия Моздокской Иверской Божией Матери. Источник: статья " Станичные храмы Осетии " В марте 2005 года в станице было начато строительство храма Архистратига Михаила. Как и в прежние годы, финансирование было за счет сбора пожертвований жителей и средств Администрации станицы. Строительство вела ПМК руководимая Таймуразом Бураевым. В 2007 году Михаило-Архангельский храм обрел купола.

http://sobory.ru/article/?object=25547

В Северной Осетии неизвестные осквернили древнюю часовню Рождества Пресвятой Богородицы 20 августа, 2013. Новостная служба Вандалы вынесли из часовни иконы и, скорее всего, сбросили в находящуюся рядом пропасть. 20 августа. В Куртатинском ущелье 16 августа неизвестные осквернили часовню Рождества Пресвятой Богородицы — одну из старейших часовен, которая находится в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря, сообщает «Православная Осетия» . По словам наместника монастыря иеромонаха Стефана (Дзугкоева), вандалы вынесли из часовни иконы и, скорее всего, сбросили в находящуюся рядом пропасть. Также из часовни исчез камень, на котором были высечены имена тех, кто еще в 1900 г. помогал ремонтировать часовню. Его, по словам отца Стефана, скорее всего, сбросили в ту же пропасть. По словам наместника, это не первый акт вандализма в этой часовне. На протяжении полутора лет такие происшествия случались трижды. Первые упоминания об этой часовне датируются XII веком. Согласно преданию, царица Тамара подарила часовне икону Иверской (Моздокской) Божьей матери, которая хранилась здесь на протяжении 600 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 мая, 2020 26 мая, 2020 7 октября, 2021 20 сентября, 2021 2 сентября, 2021 22 июля, 2021 12 апреля, 2021 29 января, 2021 13 июля, 2020 28 мая, 2020 26 мая, 2020 7 октября, 2021 20 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-severnoj-osetii-neiz...

Епископ Махачкалинский Варлаам посетил православные приходы на севере Дагестана 20 февраля 2013 г. 19:30 18 февраля 2013 года епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам посетил православные приходы Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов Республики Дагестан. В Свято-Георгиевском соборе г. Кизляра владыку встречали глава г. Кизляр В.С. Паламарчук, глава Кизлярского района А.Е. Виноградов, благочинный Кизлярского церковного округа игумен Юрий (Пальчиков) с духовенством благочиния, казаки Кизлярского особого приграничного округа Терского казачьего войска во главе с атаманом Н.П. Спириным. В сослужении прибывшего духовенства правящий архиерей Махачкалинской епархии возглавил благодарственный молебен. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом, отметив, что создание епархии было продиктовано необходимостью укрепления Православия на Северном Кавказе, и поблагодарил руководство города и района за теплый прием. От имени жителей Кизлярского района епископа Варлаама с назначением на Махачкалинскую кафедру поздравил А.Е. Виноградов. Глава района заверил правящего архиерея в готовности оказывать всемерную поддержку Православной Церкви. Глава г. Кизляр В.С. Паламарчук рассказал присутствующим, что имел честь присутствовать на хиротонии  епископа Варлаама в Храме Христа Спасителя. Градоначальник признался, что был поражен красотой богослужения, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. «Все мы слышали теплые слова и наставления, которые сказал в Ваш адрес Святейший Патриарх Кирилл, и мы благодарим Его Святейшество за такое внимание к Дагестану», — добавил мэр. Атаман Кизлярского особого приграничного округа ТКВ Н.П. Спирин отметил, что казаки с воодушевлением восприняли новость о создании Махачкалинской епархии, и выразил благодарность архиепископу Владикавказскому и Аланскому Зосиме за эту инициативу. «Казачество всегда являлось опорой Православия, так будет и впредь», — заключил атаман кизлярцев. Осмотрев собор и прилегающую территорию, епископ Варлаам отправился в Крестовоздвиженский монастырь г. Кизляра. В монастырском храме в честь Воздвижения Креста Господня иерарх поклонился главной святыне обители — древней Моздокской иконе Божией Матери. Высказывалось предположение, что хранящийся в Кизляре образ и есть чудотворный список Иверской иконы Богородицы, подаренный осетинам святой благоверной царицей Тамарой и впоследствии пребывавший в Моздоке, но бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Владыка поддержал идею проведения экспертизы, которая позволила бы определить достоверность данного предположения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?) [Гайоз Ректор; груз. ] (Такаов [Токаов]; 1750 (1746?), с. Магаро, Кахети - 20.02.1821, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Из груз. рода. Окончил Тифлисскую ДС. В 1770 (1765?) г. пострижен в монахи католикосом Антонием I в Спасском соборе г. Тифлиса. В 1771 г. рукоположен во диакона. В 1772 г. прибыл в С.-Петербург в составе груз. делегации для дипломатических переговоров. Находясь в России, Г. изучал рус., лат. и греч. языки. В 1774-1778 гг. учился в ДС при Троице-Сергиевой лавре. В 1778 г. вернулся в Тифлис, где открыл уч-ще рус. языка. В 1778-1780 гг. был ректором Тифлисской ДС, в 1779 г. рукоположен во иерея, в 1780 г. возведен в сан игумена. В 1782 г. стал основателем и 1-м ректором Телавской ДС. В 1782-1783 гг. находился при груз. царе Ираклии II во время переговоров с Россией, окончившихся подписанием Георгиевского трактата. В 1784 г. в С.-Петербурге Г. был возведен в сан архимандрита, поступил на рус. службу и был назначен в свиту Г. А. Потёмкина , а в 1785 г. определен 1-м членом в Осетинскую духовную комиссию. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское вик-ство, 29 мая состоялась хиротония Г. во епископа Моздокского и Маджарского, к-рую совершили в Царском Селе Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) и Псковский архиеп. Иннокентий (Нечаев) . По пути к месту служения в кон. 1793 г. Г. в связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина) остановился в Астрахани и временно управлял епархией. 7 мая 1794 г. отправился в Моздок. Главная задача, поставленная перед Г., состояла в распространении и утверждении Православия среди народов, проживавших по Кавказской линии. Трудами Г. в вик-стве началось строительство 2 мон-рей и архиерейского дома в Моздоке. Активно занимаясь миссионерством среди осетин, Г. разработал осет. алфавит на кириллической основе. В 1798 г. в Москве издал 1-ю кн. на осет. языке - «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом. Заботился о материальном обеспечении духовенства, боролся с распространением пьянства. При Г. из Куртатинского ущелья в Моздок была перенесена чтимая Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (в 1797 установлена в Успенской ц.).

http://pravenc.ru/text/161447.html

Хидикус (Хидыхъус). Аланский Успенский монастырь. Сыгъдæг Мады Майрæмы Алайнаг Куадзæны моладзандон Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Аланский Свято-Успенский мужской монастырь — православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная Православная обитель на территории России. Монастырь был создан 19 апреля 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов. В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у старца архимандрита Ипполита, который незадолго до своей смерти благословил их и наставлял ехать в Беслан создавать монастырь. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус, а также строится новый, более просторный храм во имя Иверской Иконы Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье. 5 октября 2011 года Священный Синод утвердил архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму в должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря (журнал 127 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года). С 15 ноября 2011 г. и.о. наместника Аланского Успенского мужского монастыря иеромонах Стефан (Дзугкоев). По состоянию на 2011 год в монастыре находится 14 монахов. В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена. Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но других регионов России. Источник: сайт Владикавказской и Махачкалинской епархии  

http://sobory.ru/article/?object=15966

Храмы и монастыри Осетии с высоты птичьего полета Северная Осетия – это ущелья, которые завораживают какой-то нереальной красотой, это реки и водопады. И, главное, это потрясающие своей величественностью горы, на которые можно смотреть бесконечно. В любое время суток и в любую погоду. Потому что это – Кавказ! И, конечно, Осетия – это древнейшие храмы России. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Куртатинское ущелье В 5 километрах от мужского монастыря, в высокогорье Куртатинского ущелья Северной Осетии, находится часовня, в которой 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа – Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой (XIII век). Она по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом-Сосланом. Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия Тхаба-Ерды - древний христианский храм в Ингушетии. Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Среди учёных нет единого мнения о времени постройки храма. Большинство из них выделяют несколько периодов его строительства, самый ранний из которых некоторые учёные относят к VIII веку, из-за чего храм Тхаба-Ерды часто называют древнейшим на территории России. Аланский Успенский монастырь. Хидикус Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположен рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная православная обитель на территории России. Основан в 2000-м году. Уастырджи Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом коне, одетого в белую бурку. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе. Памятник Уастырджи – это конная статуя в Алагирском ущелье.Один из самых больших конных памятников в мире. Его вес составляет 28 тонн.

http://pravoslavie.ru/148765.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Иверская Моздокская " Описания иконы Описание иконы Моздокская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Кау, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Кау должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, за[...] Икона Моздокская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII – начале XIII веков. С 1768 года образ находился в городе Моздок. По преданию, чудотворная икона спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIX веке. Особо чтится православными кавказскими народностями. После революции икона исчезла, сейчас в Моздоке находится список (копия) древнего образа. Описание иконы Иверская Моздокская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В конце XII и начале XIII века жила в Грузии святая царица Тамара. Она распространяла по Кавказу христианство, воздвигала много храмов в горах и ущельях Кавказа и снабжала их утварью и ризами. В один из этих храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Кау, она и прислала список с Иверской афонской иконы в дар новопросвещенным христианам. Писана была эта икона благочестивым человеком, который перед тем, как начать свою работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери сохранялась в Куртатинском округе. В этом месте она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В 1768 г., по настоянию императрицы Екатерины II, осетины аула Марьям-Кау должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправляясь в дорогу, они взяли с собой Иверскую икону. Путники-осетины заночевали на берегу реки Терека, у города Моздока. Всю ночь от святой иконы лился яркий свет, освещавший всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжать свой путь, волы, запряженные в [...]

http://pravicon.com/icon-127

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010