Служил епископ Афанасий и в Сергиевом Посаде (Загорске), в доме архимандрита Серафима (Батюкова). В этих подпольных двух церквах было совершено несколько диаконских и иерейских хиротоний. В конце концов НКВД стало известно местонахождение владыки Афанасия. Его плотно «вели», и в последних числах апреля 1936 года было вынесено постановление об аресте. 30 апреля на пути из Старой Руссы во Владимир он заехал в Петушки. На следующий день святителя «взяли» и отправили во владимирскую тюрьму. Так с 1 мая 1936 года начался новый виток страшных испытаний. В предъявленном обвинении значилось, что владыка Афанасий является активным участником нелегального контрреволюционного центра, который создавал антисоветские кадры «церковников», имел связи с «белоэмигрантской Церковью и Ватиканом», а также с «националистическим и белогвардейским элементом на Украине». Всего по делу было привлечено девятнадцать человек. Интенсивные и долгие допросы не сломили епископа. Он отвергал все обвинения в участии в контрреволюционной организации, осторожно и точно отвечал на вопросы, чтобы не принести вреда людям, максимально скрывал факты, иногда в категоричной форме отказывался называть имена. В ивановской тюрьме пытали бессонницей. Основные вопросы вертелись вокруг одной темы – почему епископ отказался стать под крыло митрополита Сергия, которого поддерживала богоборческая власть. Приговор вполне соответствовал времени. 21 сентября 1936 года Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР постановило: «Сахарова Афанасия Григорьевича за контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 1. V. 36 г.» 29 . После нескольких месяцев пребывания во владимирской и ивановской тюрьмах архиерея через ярославскую, вологодскую и ленинградскую тюрьмы 25 ноября 1936 года доставили на место. Здесь он оставался до начала войны, и этот период стал самым тяжелым в его жизни. В Медвежьегорске заключенного Сахарова назначили кассиром, он должен был выдавать уголовникам деньги. Отказаться от этой работы – значило попасть в карцер, а это смерть. Пришлось согласиться. Расчет лагерного начальства был прост: если заключенный – архиерей, значит, умеет читать, считать и писать, этого вполне достаточно для кассира. Если из духовных, значит, человек, должно быть, честный, а если честный, значит, будет обманут уголовниками – случится растрата, появится новый срок. Так оно и получилось. Однажды во время выдачи денег в бараке «неожиданно» потух свет. Владыка не успел вовремя прибрать мешок с деньгами, и к нему, очевидно, «приложились». Уже на первом месяце работы выявилась недостача в 1115 рублей. Сумма эта вскоре была возмещена друзьями, но тем не менее за пропажу денег добавили год лагерей и, кроме того, невзирая на слабое здоровье пожилого человека, бывшего кассира перевели на работу в лесопункт. А лесоповал был самым непосильным и гибельным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Я уже неоднократно пояснял, зачем будущим инженерам изучать теологию. Слово «университет» в названии ко многому обязывает. Прежде всего, оно обязывает готовить людей, которые, будучи профессионалами в своей области, одновременно эрудированы в других областях, в том числе в гуманитарных науках и, главное, являются патриотами своей страны. Теология имеет ровно такое же отношение к подготовке инженеров, как философия, история, правоведение, русский язык и литература, другие социальные и гуманитарные предметы. Сейчас важно, чтобы теология органично вошла в образовательное пространство, из которого была искусственно выброшена в советское время. Должна быть учтена специфика учебных заведений военных и военизированных структур. Нужно ли говорить, что просветительская и воспитательная роль теологии при подготовке людей, которые носят погоны и по долгу службы обязаны быть готовыми выступить на нашу защиту в чрезвычайных ситуациях, не менее важна, чем при подготовке ядерщиков или энергетиков? Хотел бы привести в пример кафедру теологии, открытую в Ивановской пожарно-спасательной академии при поддержке Ивановской митрополии. Этот пример показывает, что преподаватели с теологическим образованием могут найти свое место и в этой системе. Как и сама теология. Особая тема — преподавание религиозных культур в школе. В подготовке специалистов для преподавания религиозных культур мы пока опираемся только на сложившуюся систему подготовки и повышения квалификации учителей. Известно, что эти уроки часто ведутся учителями начальных классов или учителями-предметниками, которые получили образование в совсем иных областях. Их знания в религиозной сфере лишь формально подкреплены удостоверениями или свидетельствами о повышении квалификации. Однако сейчас при преподавании религиозных культур краткосрочных курсов явно недостаточно. Базой для подготовки учителей к преподаванию основ религиозных культур могут служить кафедры теологии в педагогических университетах. Почему этот момент является наиболее деликатным и чувствительным? Потому что в таком предложении могут усмотреть противоречие принципу светскости нашего школьного образования и культурологическому подходу, который принят в школе. Я считаю, что противоречия не будет, если мы будем привлекать к преподаванию в школе специалистов по православной теологии, исламской теологии или иудейской теологии, которые обладают педагогическими компетенциями и правом на педагогическую деятельность. Культурологический подход — не синоним поверхностного преподавания. Культурология как комплекс наук о культуре не только содержательно, но мировоззренчески и нравственно опирается на ценности, лежащие в религиозной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/5296068.ht...

Душеп. Чтен. 1886 г. ч. I. стр. 133–134. 671 Москов. епарх. ведомости, 1870 г. 32, стр. 3, ср. Собр. постановл. по части раскола, стр. 173–174. 689 Проф. Ивановский указывает, как на фактическое доказательство этого, на одно дело, производившееся в Казанской консистории. Прав. Собесед. 1875 г. ч. I, стр. 67–68. 715 Николаевское правительство избегало особых форм ведомостей о раскольниках, «дабы, как сказано в Высочайшем повелении относительно этого, не подать им (раскольникам) повода мыслить, что их беззаконная жизнь облекается в законную форму пред гражданским судом, подобно православным, пользующимся тем посредством метрики». Там же, стр. 286; (постановл. 11 апр. 1840 г). 716 Собран. мнен. и отз. т. V. ч. 2. стр. 583, §2. «У крестьянина нет часов, говорит м. Филарет; и вопрос о часе, особенно длинной зимней ночи, для него не разрешим». 725 Замечательно, что и сами раскольники, подавая прошения о дозволении им открыть свои школы, мотивировали это ходатайство, между прочим желанием «искоренить» в своей среде «фанатизм и исключительность». (Общ. Журн. Коммис. 1875 г. стр. 36). «Но это-то самое тожество средства и цели, говорит профес. Ивановский, высказываемое с двух противоположных сторон, и заставляет предполагать какое-либо кроющееся недоразумение. Ведь нельзя же, в самом деле, согласиться, чтобы раскольники преследовали искоренение даже «исключительности», другими словами – желая слияния с православными»? Официальная записка о даровании раскольникам прав и свободы в отправлении богослужения. Странник 1887 г. т. III, стр. 658. 742 Устав этот напечатан в «Собрании постановлений по части раскола, состоявшихся по министерству внутренних дел», Спб. 1875 г. стр. 628–629, постановление 4 февр. 1866 года. 743 Душеп. Чтен. 1872 г. ч. I стр. 222–224; ср. письмо к преосвящ. Леониду (викарию) в собран. мнен. и отз. т. V, ч. 2. стр. 875–876. 744 Общий журнал Комиссии 1875 года, стр. 37. Здесь же, на стр. 35–36 помещены и прошения раскольников. 747 Главные пункты этого доноса, а равно и обстоятельное рассмотрение их м.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Означенные раскольническия поселения были главными центрами, к которым примыкали разбросанные по разным местам раскольники. Здесь вырабатывался такой или иной строй жизни раскольников, возникали и решались так или иначе разного рода вопросы; эти вопросы и их неодинаковое решение и были причиною разделения раскола на частныя секты. 20 Мнение о сем разделил св. Златоуст, см. Беседы на 14 посланий, зач. 275, стр. 2340. Киев, 1623 г 22 В VI томе Материалов для истори раскола напечатано «Послание ко всем православным об антихристе», с нового списка. В этом послании излагается учение совершенно в духе Аввакума, что «самого антихриста ныне нестъ, не видим и не слышим» (264). Если это послание действительно принадлежит Федору, то значит и он отказался от своих мыслей, подобно Аввакуму, и впал в противоречие с собою, обнаружив тем бессилие решить вопрос об антихристе. Впрочем, по последним исследованиям, оно диакону Федору не принадлежит. 23 Так рассказывается и в сочинениях Аввакумма (автобиография) и в других раскольнических произведениях (См. Русск, вести. 1865 г. Сентябрь стр. 33) 24 За это последнее письмо Аввакум и был казнен чрез сожжение на костре, в 1681 году 1-го апреля. 25 Характер Ильи изображен в книге г. Сырцова. Новгородский митрополит Макарий в 1653 г. называл его «безчинником, смущающим братию, и своим поведением наводящим безчестие на св. обитель» (Прав. Собес. 1879 г. Ноябрь). В 1658 г. трое монастырских священников жаловались, что он «сталъ пить» (Матер, т. III, стр. 11-я) 26 Об этом обстоятельстве упоминает и раскольнический писатель Савва Романов, говоря, «отводе его мало рукою». В официальном документе о смертном приговоре Никите прямо сказано: «при властех бил своими руками Афанасия холмогорского» (Брат. Сд. 1875 г. кц. 5, стр. 591). Читать далее Источник: Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических/Сост. Н. Ивановский. - Ч. 1-3./Ч. 1: История раскола. - 7-е изд. - Казань : Центральная типография, 1905. – 275, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Говорят, что информационная война – это искусство цитирования. Здесь мы видим блестящее подтверждение такому определению. Вроде бы куски фраз мои, а в целом – мысль совершенно иная. Понятно, что нет никакого контекста моих рассуждений о трансформации образованного класса в XIX столетии. Пусть. Но зачем же так переставлять местами фразы и искажать их смысл? Оказывается «православной интеллигенции не может быть в природе», потому, якобы, что «интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны». Но это ведь полнейший подлог! И никаких объяснений, что это пересказ того, что понял из моего высказывания господин Никитинский. Просто преподается как мой прямой текст и всё. Далее, эта фраза из статьи Л.Никитинского попадает в письмо Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, опубликованное в «Российской газете» (Зинаида Миркина, Григорий Померанц. Нужна ли интеллигенция православной церкви ?»//Российская газета, 12 октября 2011 года, столичный выпуск, (228)) Здесь мы читаем: «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе». Это один в один фраза из статьи Леонида Никитинского. Здесь разъясняется и то, каким образом Григорий Померанц и Зинаида Миркина узнали о существовании в далекой Ивановской (на самом деле – Иваново-Вознесенской) епархии некоего игумена Виталия (Уткина). Оказывается: «Наши молодые друзья принесли нам выписки из твиттерских сообщений игумена Виталия Уткина, облеченного должностью епархиального секретаря Ивановской епархии». Обратите внимание, здесь не говорится: «наши молодые друзья принесли нам статью Леонида Никитинского из «Новой газеты». А говорится о том, что это выдержки из моего Твиттера. Однако, в моем твиттере один в один была приведена заметка из ЖЖ, которую мы сейчас разбираем. Некоторых фраз, которые приводятся Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем в Твиттере нет. И уж точно в моем именно Твиттере нет фраз о Сталине, о демократии, о «православных патриотах». Об этом, думаю, мы поговорим чуть ниже. Таким образом, я могу с определенной вероятностью предположить, что именно Никитинский или кто-то из его окружения принес З.Миркиной и Г.Померанцу якобы мои цитаты. Понимаю и их реакцию. Но, как видим – проблема в том, что главная цитата, которая потом была представлена митрополиту Илариону, составлена искусственно и моих взглядов не отражает.

http://pravmir.ru/igumen-vitalij-utkin-o...

Год 1912-й был отмечен чрезвычайно высоким уровнем активности Миссионерского совета. По его инициативе произошло разделение Москвы на три «миссионерских» района, во главе которых были поставлены ответственные опытные миссионеры и полемисты 203 , соответственно: протоиерей И. Айвазов (1-е, 2-е отделение Пречистенского сорока и все отделения Замоскворецкого), священник И. Васильев (2-е отделение Ивановского сорока; 2-е отделение Никитского сорока, 2-е отделение Сретенского сорока, 1-е отделение Китайгородского сорока), П. Варжанский ( 1-е отделение Ивановского сорока, 1-еиЗ-е отделения Сретенского сорока, 1-е отделение Никитского сорока). Миссионерское дело требовало увеличения количества участников, поскольку, по словам прот. И. Восторгова , «ни пастыри, ни миссионеры одними своими усилиями не могут отстоять целостность церковного стада от расхищения его лютыми волками» 204 . Расширение миссионерских сил по инициативе совета в этом же году выразилось в создании специальных курсов для причта и мирян. Епархиальный миссионерский курс был рассчитан на 30-дневный срок (с 15 ноября по 15 декабря). Слушатели в количестве 60 человек (в основном священнослужители) были выбраны на съездах благочинных по уездам. В течение месяца занятия проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в аудиториях епархиального дома. Всем слушателям выдавался бесплатный набор книг и брошюр, а также каждый получал 35 руб. на текущие расходы. Система лекционных курсов предполагала три отдела. Курс, раскрывавший историю и методы обличения социализма, был обязательным для всех, что говорит о признании повсеместного распространения социалистических идей. В него также входили общие правила организации приходской миссии и внебогослужебной проповеди. Два других курса – противораскольнический и противосектантский – слушатели выбирали самостоятельно, соответственно религиозной специфике своего уезда для так называемой «органической миссии» 205 , которая создавалась при живейшем участии всей общины в самом приходе, «как плоть от плоти» 206 . По окончании занятий и сдачи экзамена слушателям выдавалось свидетельство об окончании миссионерских курсов. Повышение квалификации священнослужителей стало основной мерой в деле качественного углубления внутренней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между ними находится Новгородский XV в., перелитый, как полагают, из знаменитого Вечевого. Вот колокола, находящиеся в Филаретовской пристройке: 1. Успенский, называвшийся в старину Царь–колокол. Он был отлит в первой половине XVI в., вероятно, иностранцем, весом в 1000 пудов и висел на брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами. В него звонили только в чрезвычайных случаях, как-то: по кончине царя, или кого-либо из царской фамилии, или митрополита, а впоследствии патриарха. Потом колокол помещался уже на самой Филаретовской колокольне и, быв перелит в 1760 г. мастером Елизовым, имел весу 3551 пуд. При взрыве в 1812 г. он совершенно разбился, и сделан в 1819 г. новым, мастером Богдановым, с лишком в 4000 пудов. 2. Реут. Вылит в 1689 г. по повелению патриарха Иоакима пушечным мастером Андреем Чеховым. Он назван Полиелейным и весу в нём до 2000 пудов. Этот колокол замечателен тем, что при взрыве в 1812 г. у него отбило уши, которые, однако ж, искусно приделаны, и колокол не изменил своего тона. 3. Семисотенный, или Воскресный, имеющий весу 798 пудов. Надпись на колоколе свидетельствует, что он отлит в 1704 г. мастером Иваном Материным. 4. Вседневный. Первоначально отлит был в 1652 г. мастером Емельяном Даниловым и имел весу 998 пудов 30 фунтов. Потом, при Екатерине II , в 1782 г. перелит мастером Яковом Завьяловым с весом в 1017 пудов и 14 фунтов. Все это изъяснено надписью на колоколе. Вседневным он назван патриархом Иоакимом. Звон всех этих колоколов вместе, что бывает только в самые большие празд ники и особенно торжественные дни, про изводит чарующее впечатление». «На Ивановской колокольне всех коло колов 34. Самый большой – Успенский, весом 4000 пудов; Реут, или Ревун, или Полиелейный 2000 пудов. Древнейший колокол Медведь, 1501 г., 450 пудов; Татарин – 40 пудов. Другие колокола: Лебедь, Баран(?), Полиелейный, или Голодарь(?), Корсунский, Ясачный и проч.». В начале 1920-х гг. звонарь-виртуоз К.К. Сараджев, различавший тончайшие оттенки колокольных звонов, говорил: «Звон Ивана Великого ничего, совершенно ничего не представляет собой, только темный, оглушительный, совсем бессмысленный гром, но колокола сами по себе там – превосходные; всего их 36, и в смысле подбора дело обстоит великолепно».

http://sobory.ru/article/?object=03382

В предстоящем учебном году планируется продолжить лекции по нравственности, основам веры, богослужению, а так же познакомить с традициями и устоями Русской Церкви. 5 сентября. ПРАВМИР.  4 сентября возобновились еженедельные занятия игумена Мефодия (Илюточкина) в институте ГПС МЧС г. Иваново, сообщает сайт Ивановской митрополии . Занятия в стенах института стали проходить после подписанного в мае 2012 года соглашения  о сотрудничестве с Ивановской Епархией. Занятия нашли живой отклик у курсантов и студентов. В предстоящем  учебном году планируется продолжить лекции по нравственности, основам веры, богослужению, а так же познакомить с традициями и устоями Русской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 28 марта, 2024 25 марта, 2024 23 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 19 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-ivanovskom-institute...

9. Воронежская 10. Вятская 11. Гродненская 12. Екатеринбургская 13. Ивановская 14. Йошкар-Олинская 15. Казанская 16. Калининградская 17. Калужская 18. Кемеровская 19. Кишиневская 20. Курганская 21. Московская (областная и городская) 22. Мурманская 23. Нижегородская 24. Новгородская 25. Новосибирская 26. Оренбургская 27. Орловская 28. Пензенская 29. Пермская 30. Ростовская-на-Дону 31. Рязанская 32. Самарская 33. Санкт-Петербургская 34. Саранская 35. Саратовская 36. Симбирская 37. Смоленская 38. Ставропольская 39. Тамбовская 40. Тверская 41. Тульская 42. Улан-Удэнская 43. Чебоксарская. Из 240 епархий, которые существуют сегодня в Русской Православной Церкви, эти 43 прислали свои отклики. Но я хотел бы еще упомянуть о восьми епархиях из числа вновь образованных. Мы не особо ожидали, что эти епархии, которые только формируют свою рабочую структуру, активно включатся в изучение проблематики Межсоборного присутствия, но это произошло, и я хотел бы назвать эти епархии: 1. Арсеньевская (Приморская митрополия) 2. Губкинская (Белгородская митрополия) 3. Енисейская (Красноярская митрополия) 4. Касимовская (Рязанская митрополия) 5. Нижнетагильская (Екатеринбургская митрополия) 6. Покровская (Саратовская митрополия) 7. Пятигорская (Ставропольская митрополия) 8. Скопинская (Рязанская митрополия). Эти восемь новообразованных епархий также активно обсуждали тематику и внесли свой вклад в дальнейшую работу над документами. Если сравнить отклик епархий на общецерковное обсуждение проектов Присутствия в 2010 году, когда мы только начинали эту работу, и в 2012 году, то можно отметить рост внимания регионов к межсоборным размышлениям. Так, в 2010 году, когда в Русской Церкви насчитывалось 164 епархии, активно комментировали документы 12% епархий. Сегодня, как я уже сказал, у нас 240 епархий, и процент участвующих в обсуждении достиг 18-и. Пока это еще, может быть, не та цифра, которая бы нас в полной мере удовлетворяла, но рост очевиден. И важно, что в этом процессе участвуют вновь созданные епархии. Это, на мой взгляд, хороший сигнал.

http://patriarchia.ru/db/text/2608257.ht...

В Ивановской митрополии прошел региональный этап Рождественских образовательных чтений 31 октября 2018 г. 18:04 30 октября 2018 года в Ивановской митрополии прошел региональный этап Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Чтения проводятся в митрополии уже в восьмой раз. Мероприятие открылось пленарным заседанием в зале Ивановской областной филармонии. В нем приняли участие митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , епископ Кинешемский и Палехский Иларион , епископ Шуйский и Тейковский Матфей , представители органов государственной власти, директора и завучи школ, педагоги, социальные и молодежные работники, а также клирики Ивановской митрополии. Заседание открыл митрополит Иваново-Вознесенский Иосиф. Приветствие губернатора Ивановской области С.С. Воскресенского огласила заместитель председателя правительства Ивановской области — руководитель аппарата Правительства Ивановской области О.А. Хасбулатова. С приветствиями к участникам чтений обратились председатель Ивановской областной Думы М.А. Дмитриева, председатель Ивановской городской Думы А.С. Кузьмичев, глава городского округа Шуя Н.В. Корягина. С основным докладом по теме чтений выступил митрополит Иваново-Вознесенский Иосиф. Прозвучали выступления начальника департамента образования Ивановской области О.Г. Антоновой, исполняющего обязанности члена правительства Ивановской области, директора департамента здравоохранения Ивановской области М.И. Сима, начальника департамента социальной защиты населения Ивановской области Т.В. Рожковой и уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Т.П. Океанской. По окончании пленарного заседания прошли специализированные съезды — церковно-педагогический, миссионерский, молодежный, по социальному и тюремному служениям. Также состоятся монашеский съезд и студенческая конференция на базе Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии. 1 ноября в рамках регионального этапа Рождественских чтений пройдет съезд по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, 10 ноября — съезд по взаимодействию с казачеством. Съезды являются важной площадкой для координации деятельности и обмена практическим опытом между церковными и светскими работниками. Участники встреч определяют планы совместной работы на предстоящий год. Ивановская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010