Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин 10 января 2024 г. 18:00 Митрополит Вениамин (Зарицкий) 12.09.1953 – 06.09.2023 6 сентября 2023 года на 70-м году жизни преставился ко Господу митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. PDF-bepcuя. Митрополит Вениамин (в миру Владимир Николаевич Зарицкий) родился 12 сентября 1953 года в селе Стодульцы Жмеринского района Винницкой области Украинской ССР в семье рабочего. После окончания школы в 1970 году Владимир решил ехать в Киев осваивать трудовые специальности: работал на стройке, был электромонтером, обслуживал сигнализацию вневедомственной охраны. Умение работать засучив рукава в прямом и переносном смысле пригодилось ему в будущем служении. Спустя три года Владимир сделал свой окончательный выбор — при­ехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поступить в духовную семинарию. В то время осуществить это намерение было непросто. Для того чтобы обойти препятствия со стороны государства, многие, желающие послужить Господу, устраивались при монастыре рабочими, трудниками — кем угодно, лишь бы закрепиться в древней обители. Так поступил и Владимир Зарицкий. В феврале 1974 года иподиакон Владимир получил назначение на должность чтеца в Успенский собор города Кинешмы Ивановской области. Тридцатого марта 1975 года состоялась диаконская хиротония, а 6 апреля того же года Владимир был рукоположен во иерея. Это время ознаменовано пребыванием на Ивановской кафедре архиепископа Иова (Кресовича; † 1977). Двадцать седьмого мая 1977 года архимандритом Амвросием (Щуровым, впоследствии — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский) отец Владимир был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Вениамина Киево-­Печерского. Четвертого декабря 1977 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Иов преставился ко Господу. Осиротев душой, иеромонах Вениамин перешел в Орловскую епархию, где его принял в клир епископ Орловский и Брянский Глеб (Смирнов; † 1987). После недолгого настоятельства в церкви Рождества Христова в города Болхове 3 октября 1978 года отец Вениамин был назначен настоятелем Никольской церкви — единственного уцелевшего после революции храма поселка Кромы. Здание находилось в плачевном состоянии, необходимо было его срочно реставрировать. Не всякий священник мог пойти на такой подвиг под давлением властей, негативно относившихся к активизации духовной жизни в приходе.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершили чин малого освящения церкви святых Константина и Елены в Бююк-Дере Стамбул, 6 июля 2009 г. 6 июля 2009 года Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили чин малого освящения церкви святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . За богослужением пел хор московского Сретенского монастыря. На малом освящении домового храма российского консульства присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции В.Е.Ивановский, Генеральный консул России в Стамбуле А.И.Кривенко, представители дипломатических корпусов, аккредитованных в Стамбуле, сотрудники консульства. После освящения Константино-Еленинского храма на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в нем Божественную литургию. В алтаре храма молился Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, а также митрополит Австрийский Михаил и митрополит Галльский Эммануил. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции В.Е.Ивановский, Генеральный консул России в Стамбуле А.И.Кривенко, аккредитованные в Стамбуле дипломаты разных стран, сотрудники консульства. За Божественной литургией пел хор московского Сретенского монастыря. «Я выражаю свою радость и свое волнение в связи с тем, что нахожусь здесь в этот момент, – сказал в слове после литургии Предстоятель Константинопольской Православной Церкви. – Мы восславляем Бога Отца нашего за то, что место, которое было предназначено когда-то для служения Единому Истинному Богу, снова передается для служения Ему. Мы поздравляем уважаемое Правительство Российской Федерации за то, что оно приняло решение отреставрировать этот храм в консульской резиденции. Мы благодарим Святейшего брата Патриарха Кирилла за то, что он совершил первую Божественную литургию в этом обновленном месте и на этом обновленном жертвеннике».

http://pravoslavie.ru/31054.html

Иеромонах Дамаскин (Волин) 27 апреля 2023 г. 15:30 Иеромонах Дамаскин (Волин) 04.01.1974 – 23.01.2023  23 января 2023 года в зоне проведения СВО погиб руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Шуйской епархии Ивановской митрополии насельник Николо-Шартомского мужского монастыря иеромонах Дамаскин (Волин). PDF-bepcuя . Иеромонах Дамаскин (в миру Денис Александрович Волин) родился 4 января 1974 года в г. Риге Латвийской ССР. Мальчик рос очень болезненным, страдал астмой. Климат Балтики оказался для него неподходящим, и семья была вынуждена переехать в Новосибирск. На новом месте Денис начал серьезно заниматься спортом, поступил в Новосибирский автотранспортный техникум. Характер будущего священнослужителя проявился в одном из первых жизненных испытаний. Из-за своего заболевания Денис не должен был служить в армии, но он преодолел множество бюрократических препятствий и добился, чтобы ему вручили повестку. Отслужив в танковых вой­сках и демобилизовавшись в середине 1990-х годов, молодой человек стал активно воцерковляться. Первые церковные послушания он нес в Михаило-Архангельском мужском монастыре с. Козиха Новосибирской области. Эта обитель была построена по благословению уроженца тех мест архимандрита Наума (Байбородина), который стал духовником Дениса. По его благословению Денис Волин вступил в число братии Николо-Шартомского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области, который в то время отстраивался после десятилетий запустения. Пятнадцатого сентября 2002 года архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров; † 2016) рукоположил послушника Дионисия в сан диакона. Двадцать седьмого ноября того же года архимандрит Никон (впоследствии митрополит Астраханский и Камызякский) постриг диакона Дионисия в монашество с именем Дамаскин, в честь преподобного Дамаскина Афонского. Через три года, 4 мая 2005 года, архиепископ Амвросий рукоположил диакона Дамаскина во священника. С 2005 года иеромонах Дамаскин несколько лет нес послушание старшего воспитателя в школе-пансионе для мальчиков в скиту Саввино-­Сторожевского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Темрюкского района Краснодарского края (сегодня это Патриаршее подворье при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»). Это учебное заведение было создано по благословению архимандрита Наума, и многие воспитанники иеро­монаха Дамаскина впоследствии окончили духовные семинарии и стали священниками. За время несения послушания в детском учреждении отец Дамаскин оставил по себе доб­рую память, запомнился как чуткий, внимательный воспитатель. Он проводил много времени с детьми, прививая им любовь к Богу, приучая их к аккуратности, ответственности за свои поступки, был строгим, но справедливым наставником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ieromonah...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской. XVII в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II . В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами. В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян ( Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского. С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Ивановский монастырь Карта и ближайшие объекты Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году. Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие. Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Москва. Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех. Карта и ближайшие объекты Построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином(Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты (1677). В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй (сев.) придел Бориса и Глеба пристроен в 1689 г. Квадратный в плане 5-главый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 г., позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г. В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 гг. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается придел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах Церковь св. князя Владимира в Старых Садах Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину. Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

http://pravoslavie.ru/342.html

Нижний Новгород. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь на торгу известна с XV века. В ее честь названа Ивановская башня кремля. Вначале была деревянной, а в 1683 году выстроена каменной на средства промышленника Г.С.Дранишникова. В 1882 году к церкви пристроили шатровую часовню со сторожкой. Освящен в 1683 году, повторно 4 ноября 2005 года. Храм Иоанна Предтечи – один из самых древних в Нижнем Новгороде. По названию Иоанно-Предтеченской церкви получила свое название Ивановская башня Нижегородского кремля. Деревянный храм известен с XIV столетия. На паперти этого храма нижегородец Кузьма Минин обращался со своим воззванием к жителям города. Каменная церковь была построена купцом Гавриилом Степановичем Дранишниковым. В 1676 году Дранишников испросил благословения митрополита на постройку каменного храма Иоанна Предтечи. После того как благословение было дано, ктитор лично закупал необходимые строительные материалы и заключал подрядные договоры с каменщиками, плотниками-подвязчиками, кузнецами, резчиками по дереву, иконописцами и золотильщиками. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а имущество передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм. Лаврентий выполнил волю брата и в 1683 году каменный храм Иоанна Предтечи был освящен. Церковь Иоанна Предтечи построена по распространенному тогда в Нижнем Новгороде типу «корабль». Поскольку храм возводился на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум», внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству. Здание возводилось добротно, на века, и несмотря на частые пожары служило украшением Нижнего посада вплоть до начала XIX столетия. Но в 1834–1839 годах начались градостроительные преобразования, в ходе которых храм подвергся ремонтным работам. Процессом руководили попеременно архитекторы А. Л. Леер, И. Е. Ефимов, Г. И. Кизеветтер.

http://sobory.ru/article/?object=01403

Онисим (Фестинатов), архиепископ Будущий архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) родился 21 апреля 1890 г. в с. Булгаково Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) в семье священника. В 1910 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, преподавал в церковноприходских школах, был помощником епархиального миссионера. 1 августа 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен во диакона, а 6 августа того же года – во иерея к Спасской церкви г. Владимира. С 1930 г. перемещен в с. Заястребье Владимирской обл. Отец Сергий хорошо знал епископа Афанасия как борца с обновленчеством, ревностного и заботливого архипастыря. С 1943 г. о. Сергий назначен благочинным церквей Сабинского, Селивановского и Гусь-Хрустального р-нов. 17 марта 1943 г. собранием ворующих Владимира избран на должность настоятеля владимирского Успенского собора и вскоре указом митрополита Сергия (Страгородского) утвержден в этой должности. 25 августа того же года митрополит Алексий (Симанский) постриг о. Сергия в монашество с именем Онисим. 27 августа 1944 г. В Московском Патриаршем кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. В 1944–1946 гг. епископ Онисим был временно управляющим Ивановской епархией. С этого времени епископ Афанасий постоянно посылает в письмах из лагеря «братский привет» «Владимирскому Владыке». Вскоре по вступлении на патриаршество Патриарха Алексия, в феврале или марте 1945 г., Владыка Афанасий именно через епископа Онисима обратился к Святейшему Патриарху с письмом, в котором просил его возбудить ходатайство перед правительственными органами о замене заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными книгами под руководством и наблюдением Патриарха. Хотя ответа на свое прошение Владыка не получил, этот шаг являлся одним из наиболее ранних свидетельств о восстановлении общения епископа Афанасия с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010