Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована определением Свящ. Синода УПЦ от 27 июля 1996 г., выделена из Днепропетровской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). Территория епархии включает в себя города Жёлтые Воды, Марганец, Орджоникидзе и районы Апостоловский, Криворожский, Никопольский, Пятихатский, Софиевский, Томаковский, Широковский Днепропетровской обл. Украины. Центр - г. Кривой Рог. Кафедральные соборы: в честь Преображения Господня в Кривом Роге и с таким же посвящением в Никополе. Правящий архиерей - митр. Ефрем (Кицай ; с 13 сент. 1996 в сане епископа, с 9 июля 2006 в сане архиепископа, с 17 авг. 2015 в сане митрополита). Епархия разделена на благочиннические округа в границах соответствующих районов. К нач. 2014 г. включала 190 храмов, 2 мон-ря (мужской и женский), в клир епархии входили 166 священнослужителей (162 иерея, 4 диакона). При ЕУ действуют отделы: миссионерско-катехизаторский, молодежный, паломнический, по взаимодействию с Вооруженными силами, по работе в исправительных учреждениях. В 1861 г. Кривой Рог получил статус местечка (принадлежал к Херсонской губ., с 1919 - к Екатеринославской губ. (с 1932 Днепропетровская обл.)). В 1861-1863 гг. в городе был построен каменный Николаевский собор (1-я, деревянная Никольская ц. на этом месте была сооружена в 1761). Город входил в Херсонско-Одесскую епархию (см. Одесская и Измаильская епархия ), с 1923 г.- в Екатеринославскую (Днепропетровскую) епархию. В 1923-1924 и 1928-1930 гг. существовало Криворожское вик-ство Екатеринославской (Днепропетровской) епархии. После окончательного установления в регионе советской власти и начала антирелиг. гонений одной из первых была закрыта Александро-Невская ц. близ ст. Долгинцево (разрушена в 1978), в 1925 г. упразднили Вознесенский храм в Кривом Роге (построен в 1904, разрушен в 1934). К 1934 г. были разрушены церкви во имя арх. Михаила в пос. Весёлые Терны (ныне в черте Кривого Рога), Сергиевская на бывш. руднике Колачевского, в февр.-марте 1934 г. разобрали Николаевский кафедральный собор в Кривом Роге. В 1941-1944 гг., во время немецко-фашистской оккупации, церковная жизнь в Кривом Роге возродилась, открылись 3 храма в приспособленных помещениях. В 1964 г. они были упразднены; действующим остался Вознесенский храм, обустроенный рядом с карьерами Южного горнообогатительного комбината. Активное церковное строительство в регионе началось на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. В июле 1989 г. Вознесенской общине Кривого Рога было разрешено возведение церковного здания взамен предназначенного к сносу, в дек. того же года зарегистрирована община РПЦ в Терновском р-не Кривого Рога, 19 марта 1990 г. получила регистрацию правосл. община в Никополе.

http://pravenc.ru/text/2459057.html

26 мая 1917 г. на Елецкую кафедру был назначен еп. Амвросий (Смирнов) , в 1917-1918 гг. много времени проводивший в Москве на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви. 27 марта 1918 г. Свящ. Синод издал постановление о том, что викарный епископ Орловской епархии должен иметь постоянное пребывание в елецком Троицком мон-ре с правом управления Елецким и Ливенским уездами (Там же. 1918. 9. С. 240). 18 апр. 1918 г. еп. Амвросий прибыл в Елец, вскоре переехал в Орёл для временного управления епархией ввиду отъезда Орловского и Севского еп. сщмч. Серафима (Остроумова) в Москву. 6 июля 1918 г., после обыска в Орловском архиерейском доме, еп. Амвросий был арестован, на следующий день был арестован вернувшийся в Орёл еп. Серафим (массовые аресты в Орле и др. городах стали ответом властей на эсеровский мятеж в Москве). Вскоре еп. Амвросия освободили, и он поселился в елецком Троицком мон-ре (Там же. 15. С. 390-392), где оставался под пристальным вниманием властей, не раз подвергался арестам и обыскам. Летом 1918 г. у мон-ря реквизировали последнюю лошадь и единственную пролетку, из-за чего стало невозможно возить по домам ельчан хранившуюся в обители чудотворную Тихвинскую икону (Там же. 18. С. 473). После перевода еп. Амвросия в 1921 (или в кон. 1920) г. на Брянскую кафедру Елецким епископом в течение неск. месяцев 1921 г. являлся Даниил (Троицкий) , проявивший себя как одаренный проповедник, к-рый стремился укрепить свою паству в вере. 14 сент. еп. Даниил был назначен на Болховское вик-ство Орловской епархии. Внутренний вид Вознесенского собора в Ельце. Фотография. 1906 г. (ГИМ) Внутренний вид Вознесенского собора в Ельце. Фотография. 1906 г. (ГИМ) 9 окт. 1921 г. во епископа Елецкого был хиротонисан после принятия монашеского пострига с именем Николай вдовый прот. Алексий Никольский. В 1922 г. Орловский еп. Серафим и Елецкий еп. Николай (Никольский) были арестованы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей , в июне решением губ. ревтрибунала еп.

http://pravenc.ru/text/189791.html

После установления в Вост. Сибири советской власти на Иркутскую епархию обрушились репрессии. В 1920 г. были закрыты Иркутская ДС и духовные уч-ща. 24 янв. 1921 г. в Вознесенском мон-ре были вскрыты мощи свт. Иннокентия (см. Вскрытие мощей ), затем они были отправлены в музей Народного комиссариата здравоохранения в Москве. В 1921-1922 гг. проводилось изъятие церковных ценностей , начались массовое закрытие церквей и распространение в крае инспирированного властями раскола обновленчества . В 1928 г. на территории Иркутской епархии имелось 120 правосл. приходов, 68 приходов были обновленческими. Была существенно ограничена деятельность мон-рей, окончательно закрытых к нач. 30-х гг. Мн. представители духовенства подверглись арестам. В 1922 г. арестован и приговорен к расстрелу Иркутский архиеп. Анатолий (Каменский) , приговор не был приведен в исполнение. Пытаясь препятствовать разрушению епархиального управления, священноначалие учреждало новые церковные структуры. Так, в 1924 г. было открыто Нижнеудинское вик-ство , просуществовавшее до лета 1929 г. Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) В 1931 г. указом обновленческого синода была образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская епархии, однако развития эта структура не имела и скоро прекратила существование. Иркутской обновленческой епархией управляли: Николай Чижов (1922-1923), Василий Виноградов (1923-1926), Илья Фокин (1927-1928), Владимир Злобин (1928-1930), Петр Добринский (1930-1931), Алексей Копытов (1931-1932), Константин Знаменский (1934-1938). В 1933 г. в Иркутске оставалось 19 священников. В кон. 1937 г. в центре епархии действовали 4 храма, один из к-рых принадлежал обновленцам. В 1937-1938 гг. по безосновательным обвинениям 98 духовных лиц были расстреляны, а 17 отправлены в лагеря. На рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. все правосл. храмы епархии были закрыты. В Иркутске последней была закрыта Преображенская ц., богослужения в которой прекратились в сент. 1940 г. После ареста в сент. 1937 г. Иркутского архиеп. Павла (Павловского) и вскоре последовавшей смерти архиерея в тюрьме Иркутская епархия оставалась вдовствующей более 10 лет.

http://pravenc.ru/text/674055.html

И. о. была образована 26 сент. 1937 г., в нее вошел ряд районов Восточно-Сибирской обл., внутри И. о. был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный окр. (с 1958 Усть-Ордынский Бурятский автономный окр.). 3 сент. 1990 г. Бурятский автономный окр. принял Декларацию об экономическом самоопределении. 11 окт. 2005 г. между И. о. и Бурятским автономным окр. был подписан договор об объединении территорий; 1 янв. 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный окр. вновь стал частью И. о. Религия Религ. жизнь на территории И. о. формировалась под воздействием мн. религий: языческих верований, христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др.- как результат многовекового совместного проживания представителей монголоязычных, тунгусо-маньчжурских, слав., тюрк., финно-угорских и др. народов. В наст. время в И. о. насчитывается более 400 религ. объединений, из к-рых 284 зарегистрированы в управлении Мин-ва юстиции РФ по И. о., ок. 130 групп действует без регистрации (в 1990 действовало 35 зарегистрированных общин). Религ. объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям. Подавляющее большинство общин входит в Иркутскую и Ангарскую епархию РПЦ (232 прихода и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь ). Православие исповедует 75% верующего населения. Православие Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») начало распространяться в регионе с приходом сюда рус. служилых людей в нач. 30-х гг. XVII в. В 40-х гг. XVII в. была построена церковь в Братском остроге (ныне г. Братск). Духовными и хозяйственными центрами края являлись правосл. обители. Во 2-й пол. XVII в. были основаны муж. мон-ри: Усть-Киренский во имя Св. Троицы (1663), Спасский Братский (1671), иркутский в честь Вознесения Господня (1672). С 1689 г. существует Знаменский жен. мон-рь в Иркутске. В начальный период освоения Прибайкальского края строились в основном часовни, в XVIII в. начали сооружаться не только деревянные, но и первые каменные церкви. В 1-й пол. XVIII в. число правосл. жителей в Прибайкалье значительно возросло за счет постоянного притока переселенцев из Европ. России и вслед. миссионерской деятельности Церкви среди коренного населения. В 1706 г. было учреждено Иркутское и Нерчинское вик-ство Тобольской и Сибирской митрополии, в 1727 г. преобразованное в самостоятельную епархию. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре была создана первая в Вост. Сибири школа, в 1780 г. в Иркутске открылась ДС. Миссионерство было одним из главных направлений деятельности Иркутских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии, названо по г. Елабуга (в 1920 город был передан из Вятской губ. в новообразованную Татарскую АССР, ныне районный центр в Татарстане). 23 дек. 1921 г. по представлению Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) вышел указ Свящ. Синода о назначении настоятеля Троицкой ц. в Сарапуле прот. Николая Анисимова после пострижения в монашество епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии. 21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 12 февр. того же года в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула он был хиротонисан и поставлен на новообразованную Елабужскую кафедру. 23 окт. 1923 г. еп. Георгий (Анисимов) был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден. В связи со ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. еп. Георгий управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии, с 6 авг. по 25 сент. 1924 г. управлял также Малмыжским викариатством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. еп. Георгий был назначен на Малмыжское вик-ство, Е. в. возглавил бывш. Малмыжский еп. Ириней (Шульмин) . 22 дек. 1925 г. еп. Ириней уклонился в григорианский раскол , в к-ром пребывал до 30 янв. 1926 г. В 1929 г. Е. в. стало частью Казанской епархии. Однако уже в сер. 20-х гг. XX в. (по-видимому, в связи с уклонением в раскол еп. Иринея) елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь и приходские храмы города и Елабужского кантона подчинялись Казанским архиереям. 14 дек. 1930 г. во епископа Елабужского в Казани был хиротонисан Палладий (Шерстенников) , в 1933 г. переведенный на Ржевское викариатство Калининской епархии. 11 авг. 1933 г. на Елабужскую кафедру получил назначение еп. Александр (Раевский) . Архиерей не приезжал в Елабугу, 15 марта следующего года он был назначен епископом Кустанайским. Впосл. Е. в. не замещалось. Епископы Георгий (Анисимов; 12 февр. 1922 - 19 февр. 1925), Ириней (Шульмин; 19 февр. 1925 - 15 июля 1930), Палладий (Шерстенников; 14 дек. 1930 - 24 авг. 1933), Александр (Раевский; 11 авг. 1933 - 15 марта 1934). Лит.: Акты свт. Тихона. С. 350, 426, 436, 865, 866; Сухих А., прот. Вспомним поимённо. Киров, 2004. Кн. 2. С. 25, 50; Губонин. История иерархии. С. 167, 286, 581, 698, 758; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. Каз., 2007. С. 339, 458. А. В. Маркелов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189665.html

В описи мон-ря 1774 г. кроме Одигитриевского, Вознесенского и Знаменско-Никольского храмов указаны каменные настоятельские покои, братский корпус с 12 кельями, казначейская палата, конюшня, братская поварня, хлебная, иконописная мастерская, кузница, квасоварня, столярная мастерская, 2 каменных погреба-ледника. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьма была оккупирована франц. войсками, В. м. разорен, неск. насельников убиты, остальная братия покинула обитель, к-рая оставалась разрушенной до кон. 20-х гг. XIX в. В восстановленном мон-ре в 1830 г. был освящен Вознесенский храм, в 1837 г.- Смоленская ц., в 1849 г.- «переложенный с самого фундамента» Знаменско-Никольский храм, построены настоятельские и братские кельи (1848), 2-этажная гостиница (1869), каменная ограда, часовня, 2 торговые лавки на Духовской ул. Особо почиталась принесенная в 1881 г. с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». В 1866 г. в В. м. проживали архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха, 16 послушников, в нач. XX в.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. На территории В. м. были похоронены преподаватели Вяземского ДУ Трофимовский, Горбатовский, Якимович. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» После 1917 г. проживавший в В. м. еп. сщмч. Макарий (Гневушев) создал при мон-ре братство в честь Рождества Христова, куда вошло более 1 тыс. чел. Решением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 30 июля 1918 г. еп. Макарий возглавил Вяземское вик-ство, но вскоре был арестован и расстрелян. В авг. 1918 г. в местной прессе развернулась клеветническая кампания в отношении насельниц В. м. В авг. 1929 г. решением исполкома горсовета храмы В. м. были закрыты, договор-аренда с верующими расторгнут, имущество разграблено, колокола переплавлены, помещения отошли спичечной фабрике. После освобождения Вязьмы в июне 1943 г. уцелевшие от обстрелов здания были переданы пивоваренному заводу. В 1946 г. в Смоленском храме разместился Вяземский архив, Знаменский (Никольский) храм был разобран.

http://pravenc.ru/text/161151.html

В 1883 г. по благословению В. вышел 1-й т. (1862-1867) «Трудов православных миссий Восточной Сибири» (Иркутск, 1883), в к-ром собраны 98 записок миссионеров. Затем иркутский комитет Миссионерского об-ва выпустил еще 3 тома «Трудов» (Т. 2: (1868-1872). Иркутск, 1884; Т. 3: (1873-1877). Иркутск, 1885; Т. 4: (1878-1883). Иркутск, 1886). Записки, отчеты и дневники миссионеров, в т. ч. и самого В., содержащиеся в этих «Трудах», ранее были опубликованы в различных изданиях, в основном периодических. Собранные вместе, они были призваны «послужить средством привлечь к миссионерскому служению новых усердных деятелей». Среди др. важных событий, относящихся ко времени пребывания В. на Иркутской кафедре,- закладка 17 апр. 1875 г. в Иркутске нового кафедрального собора, празднование 100-летия Иркутской ДС (22 сент. 1879) и 300-летия присоединения Сибири к России (6 дек. 1882). В 1883 г. в связи со 150-летием со дня кончины свт. Иннокентия (Кульчицкого) В. создал в Аларской степи храм-памятник по собственному проекту. В авг. 1883 г. было учреждено Киренское вик-ство Иркутской епархии с назначением епископа Киренского начальником Иркутской миссии и настоятелем иркутского Вознесенского мон-ря. В 1886 г. В. был вызван для присутствия в Синоде (прибыл в С.-Петербург 17 сент.). В числе др. тем на заседаниях Синода им были подняты вопросы об улучшении работы противораскольнической миссии в Забайкалье, увеличении содержания для бедных причтов, открытии 2 катехизаторских школ. Участвовал в процессе присоединения к правосл. Церкви сирохалдеев-несториан, происходившем во 2-й пол. XIX в. В очень важном для В. вопросе - об ограничении влияния лам - не встретил офиц. поддержки, составил «Проект положения о последователях буддийского вероучения в Сибири» с «Объяснительной запиской». 30 авг. 1887 г. награжден бриллиантовым крестом на клобуке. Имел ордена св. Анны 1-й степени (1870) и св. Владимира 2-й степени (1874). 24 сент. 1887 г. вернулся в Иркутск. В 1890 г. избран почетным членом МДА. Скончался после непродолжительной болезни. Согласно своему желанию, был погребен в усыпальнице в нижнем этаже нового, еще не отстроенного иркутского кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/150287.html

В соответствии с манифестом «О разделении духовных имений» от 26 февр. 1764 г. в С.-Петербургскую епархию были переданы с округой города Нов. Ладога (20 церквей, староладожский Успенский жен. мон-рь 3-го класса) и Кексгольм (6 церквей, заштатные Валаамский и Коневский мон-ри), в результате чего прекратило свое существование Кексгольмское и Ладожское вик-ство. В Новгородской епархии остались «Новгород с уездом, Великие Луки с заказом, Старая Русь [Русса], Порхов пригородок, Бежецкий верх, за исключением Есеницкого заказу (впосл. Весьегонский уезд.- А. Г.)» с 1005 храмами (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. С. 40). Церкви и мон-ри Олонецкого и Каргопольского уездов перешли в ведение епископов полусамостоятельного Олонецкого и Каргопольского викариатства , которые проживали в большом отдалении от Новгорода - в Александровом Свирском мон-ре. В июне 1764 г. к Тверской епархии отошел Торжок с уездом (71 церковь и мон-ри 2-го класса Борисоглебский и девичий Воскресенский). Новгородская епархия была отнесена к 1-му классу (с содержанием от казны и новгородского Софийского собора со всеми священно- и церковнослужителями). Лучшие 29 мон-рей епархии были распределены по 3 классам и приняты на гос. обеспечение (в связи с изменением епархиальных границ их число впосл. менялось). Сверх штатов, «на своем от подаяния или от земель с угодьи содержании», разрешалось сохранить еще 10 мон-рей и пустыней (через 30 лет, в новых границах епархии, их было 5). Остальные были закрыты с переводом монашествующих (где они имелись) в штатные обители, а монастырские храмы обращены в приходские или приписные. По штатам в Новгородской епархии (в границах на нач. 1764) в 1-м классе было положено 3 муж. монастыря (Юрьев, Хутынский, Валдайский Иверский), во 2-м - 13 (7 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, новоторжский Борисоглебский, тихвинский Большой Успенский, бежецкий Николаевский Антониев, Троицкий Александров Свирский, каргопольский Крестный; 6 женских: новгородские Десятинный, Евфимиев, Зверин, Сырков, тихвинский Введенский, новоторжский Воскресенский), в 3-м - 13 (10 мужских: новгородский Духов, Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, великолукский Троице-Сергиев, устюженский Николаевский Моденский, каргопольский Александров Ошевенский; 3 женских: новгородский Сокольницкий, великолукский Вознесенский и каргопольский Успенский). В каждом из монастырей 1-го класса учреждалась больница на 5 чел. Муж. монастыри 2-го и 3-го класса получали из казны значительно большую сумму, чем женские (монастыри 2-го класса - соответственно по 1311 р. 90 к. и 475 р. 80 к., 3-го - по 806 р. 30 к. и 375 р. 60 к.; ПСЗ. Т. 16. 12060). Мон-ри 1-3-го класса Новгородской епархии составили 12,8% от всех штатных мон-рей Великороссии (226).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Ревностным просветителем сибир. народов стал Иркутский архиеп. Парфений (Попов ; 1860-1873). Архиерей подал в Синод ходатайство об открытии в епархии 2 миссий - Иркутской и Забайкальской. 25 мая 1861 г. были учреждены Селенгинское викариатство Иркутской епархии и Забайкальская духовная миссия с центром в Посольском монастыре. Селенгинский епископ по должности являлся начальником миссии и настоятелем мон-ря, он же возглавлял Забайкальское отделение Православного миссионерского об-ва , к-рое взяло на себя финансирование миссии. Первым Селенгинским епископом стал Вениамин (Благонравов) , хиротонисанный 20 мая 1862 г. Епископ считал, что миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, большую роль в этом процессе отводил школам. В Посольском монастыре в 1862 г. было открыто миссионерское уч-ще для подготовки мальчиков-бурят к миссионерскому служению. Еп. Вениамин основал ок. 10 миссионерских станов с церквами, со школами, с богадельнями и больницами, увеличил число крещений язычников до 2 тыс. в год. Большую заботу епископ проявлял о Японской православной миссии. В 1861-1866 гг. в Иркутском отделении духовной миссии имелось 10 миссионерских станов: Тункинский, Аларский, Балаганский, Идинский, Капсальский, Кудинский, Верхоленский, Ленский, Ольхонский, Китойский. В штате Иркутского отд-ния в 1866 г. состояли 7 миссионеров, в 1861-1873 гг. крестились почти 10 тыс. коренных жителей. В 1867-1873 гг. в пределах Иркутской миссии были построены 7 миссионерских храмов, 2 молитвенных дома. В 1875 г. в Иркутском отд-нии духовной миссии действовали 15 миссионерских станов, устроенных среди кочевий бурят. В составе миссии кроме начальника числились 3 иеромонаха, 15 священников, 2 диакона, 13 псаломщиков (из них 2 бурята); в 1875 г. ими было крещено 1729 коренных жителей. Здание бывшей Иркутской ДС. Фотография. Нач. XXI в. Здание бывшей Иркутской ДС. Фотография. Нач. XXI в. В 1863 г. началось издание «Иркутских епархиальных ведомостей» , продолжавшееся до 1919 г.; в 1863-1894 гг. издание выходило еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. В 1883 г. было открыто 2-е вик-ство Иркутской епархии - Киренское . Киренский епископ, являвшийся настоятелем иркутского Вознесенского мон-ря, помогал правящему архиерею в окормлении сев. территории епархии. В 1903 г. близ Иркутска по инициативе и на средства иркутского купца В. А. Литвинцева был основан Князь-Владимирский мон-рь. На его территории разместились церковно-учительская семинария на 50 воспитанников и 2-классная образцовая школа на 75 учеников.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Мелхиседек (Петрович-Стефанеску), к-рый основал в Измаиле духовную семинарию, начал активную деятельность среди живших в Юж. Бессарабии и Буджаке рус. старообрядцев. В 1868-1873 гг. существовало титулярное Аккерманское вик-ство Кишинёвской епархии РПЦ, возобновленное в 1882 г. В соответствии с Берлинским трактатом, подписанным после окончания русско-тур. войны 1877-1878 гг., юж. районы Бессарабии вновь отошли Российской империи. Здесь были образованы Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабской губ., Кагул перестал быть центром самостоятельного уезда. В церковном отношении эти уезды стали частью Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в которой существовали Аккерманское (1882-1918) и Измаильское (1910-1918) викариатства. В посл. четв. XIX - нач. XX в. в епархии строились храмы, осуществлялась противораскольническая деятельность. В 1893 г. начало работу Измаильское ДУ. 27 марта 1918 г. Румыния заняла Бессарабию. На территории жудецов Измаил, Четатя-Албэ и Кахул возобновила деятельность Нижнедунайская епископия Румынской Церкви - по офиц. формулировке в связи с тем, что русские архиереи покинули Кишинёвскую епархию, хотя в действительности они были депортированы румынскими властями. Нижнедунайским архиереем в июне 1918 г. был назначен архиеп. Никодим (Мунтяну ; впосл. Румынский Патриарх), к-рый 1 авг. 1918 г. рекомендовал еп. Дионисия (Эрхана) на кафедру в Измаил. Синод Румынской Церкви постановил присвоить Дионисию титул «епископ Четатя-Албский и Измаильский, викарий Кишинёвской епархии». В февр. 1923 г. Четатя-Албское викариатство по инициативе Кишинёвского и Хотинского архиеп. Гурия (Гросу) было преобразовано в самостоятельную Четатя-Албскую и Измаильскую епархию. Первым самостоятельным Четатя-Албским епископом стал хиротонисанный 3 апр. 1923 г. Нектарий (Котлярчук). Епархиальным центром должен был стать г. Четатя-Албэ. Однако, поскольку там не оказалось подходящего здания, епархиальное управление перенесли в Измаил, где имелся большой собор. Первой кафедрой епископа стал Покровский собор в Измаиле, 2-м кафедральным храмом являлся Вознесенский храм в Четатя-Албэ.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010