В 1622 году Патриарх Московский Филарет перевел города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского Собора 1674 года он был отдан Коломенской епархии, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведен г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор. В 1682 году Патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белеве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому Патриаршему престолу, но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта намерение Патриарха не смогло осуществиться. В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу императрицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа ее, новопоставленного Афанасия Иванова, Коломенским и Тульским. При епископе Афанасии Коломенская семинария получила высшую квалификацию в науках философии и богословии.

http://patriarchia.ru/db/text/578738.htm...

XVIII-XX века В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788—1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой». В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий. XXI век Торжественное богослужение в Сергиевской церкви, посвященное открытию Николо-Пешношского монастыря. Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преподобного Сергия Радонежского. Руководством ПНИ 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус. 27 мая 2007 г. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Пешношс...

1798 года июля 23 числа. Московский купец Захар Федоров сын Бронин, московского купца дочь Татьяна Федулова Савельева. Московский купец Федор Афанасьевич Бронин. Экономический крестьянин дружка Никифор Петров свидетель был и руку приложил» (Семейная жизнь в русском расколе. С. 339–341). 13 Труды Саратовской учёной архивной комиссии, вып. 23, 32–34. Этот стих распространён и в других местах и, положенный на ноты, распевается старообрядцами-поповцами. Я слышал пение его в Казани из уст старообрядческого священника (австрийского) о. П.Д. Залетова. Как поповщинский, он был издан ещё в 1866 г. Н. Поповым в Сборнике для истории старообрядчества (И.М.). 263–264: «Концерт новобрачным, певаемый в Домах на старообрядческих браках (поповщины)». По сравнению с ним, текст саратовских стихов представляют много разночтений. 15 Нильский, II, 191. Здесь приводится и анализ этого места с точки зрения противобрачников. Ср. Ивановский, 398–399. 17 В 1-м «свитке» цитируется ещё 2Цар:5., но там говорится, что Давид «поят жены и подложницы» (13). 21 Нильский, 1, 123, 124. Автор свитка ссылается ещё на 6 главу Большого Катехизиса, но эта глава трактует «О Господе нашем Иисусе Христе», в частности о пастырстве Его (лл. 298–299 Гродненского издания 1788 г., или по «свитку» – «про печати»). Цитируемая в этом же месте «свитка» гл. 7 «Книги о вере» озаглавливается: «Свидетельства от святых писаний, яко Иисус Христос Спас наш сам есть главою, пастырем, архиереем и основанием». 24 Эти гражданские указы приводятся даже в тексте старообрядческого «свидетельства о браке» (1835 г.). Чт. Моск. Общ. ист. и деревн. росс., 1869, III, V, 21, пр. 33 Отечественные записки, 1866, март, 73 сл., – рецензия на книгу Надеждина. Вестник Европы, 1869, авг., 911–913, – критическая заметка о книге проф. Нильского. 42 Рукой Матвея Иванова писан весь список и ниже – текст обязательства жениха и невесты (кроме их подписей). Читать далее Источник: Харлампович К.В. Старообрядческие «свитки брачного сочетания».//Богословский вестник. 1916. Т. 1. 3-4. С. 494–515. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Бобровниково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена в 1778 году на месте ветхой деревянной церкви тщением священника Андрея Иоаннова с причтом и церковного старосты Андрея Новинского с приходскими людьми. 2 престола: во имя Владимирской Божией Матери и во имя Трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. " Храмы и часовни Великоустюгского района (сохранённые и утраченные). - Великий Устюг, 2003г. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь Пресвятой Богородицы на Бобровникове, в Двинской трети Устюжского уезда. Местоположение по сведениям на 1859 год - деревня владельческая Бобровниково во 2-м стане Устюжского уезда. В 1778 г., усилиями священника Андрея Иванова с причтом и церковного старосты Андрея Новинского с прихожанами, вместо ветхой деревянной церкви был построен каменный одноэтажный храм. Престолы в честь: иконы Божией Матери «Владимирская» - главный, Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В 1913 г. стены Бобровниковской Богородицкой церкви были расписаны иконописцем Н. А. Дофиным. Имелась часовня в д. Шемякино. В 1788 г. в приходе числилось 834 человека, в 1868 г. - 1032. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06429

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

—181— прежде издававшими хуления вместо восхвалений, – чтобы Сам, говорит, Отец славы дал вам Духа знания (мудрости) и откровения, то есть чтобы чрез откровение премудрости Духа познали Его. И дабы просветились 1781 очи сердца 1782 вашего, 1783 чтобы знать вам, что есть (в чём состоит) надежда превосходства призвания вашего и 1784 что (в чём) – богатство славы наследства Его, которое уготовано и блюдется святым, – и что (в чём) – безмерное величие силы Его в вас 1785 верующих, то есть в жизни вашей и в делах Духа, живущего в вас, верующих. И вот совершаются дела по силе всемогущества Его, – Он даровал силу Христу и оживотворил все концы (мира), и Сына воскресил из мертвых. Итак, о том, кого выше назвал Богом Господа нашего Иисуса Христа ради плоти, здесь сказал: воздвиг Его из мертвых и посадил 1786 Его 1787 одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, сказал о Нём по плоти. Также по плоти: все подчинил под ноги Его, и Его дал (соделал) главою над всем и над (?) Церковью, 1788 Которая есть, как говорит, тело Его и 1789 полнота Его, все во всем наполняющего. Так как Он облек Себя телом нашим, то церковь становится в конце те- —182— лом Тела Его, и таким образом всё наполняется Им и Он во всём. III Еф.3:1–12 . Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа 1832 за вас язычников, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, – если конечно 1833 слышали вы тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, – домостроительство, говорю, благодати Божией, данной мне в вас, то есть ради вас. Поскольку по откровению на пути в Дамаск известною мне стала эта тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, 1834 – дабы вы могли читать и разуметь мудрость, скрытую в тайне Христовой, 1835 которая 1836 другими 1837 1838 поколениями, хотя пророки и —187— написали о ней прикровенно, однако не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе Святом, то есть чрез дары Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19:27). Посему да оставим, братия, желания наши, ползающие по земле, и сохраним высокопарящую заповедь Спасителя нашего, которая возводит нас в Вышний Иерусалим. Ибо говорит Господь: Слушающий вас Меня слушает, а слушающий Меня слушает Пославшего Меня [и отвергающийся вас Меня отвергается] (Лк. 10:16). Посему учащимся следует учителей и начальствующих бояться и любить как отцов, а не презирать их из-за их любви или ослабевать [Col. 1788] из-за страха к ним. Говорится же у Премудрости: Почитающий отца очищается от греха и боящийся Господа почтит отца и, как владыке, послужит ему. И опять-таки: почитай отца твоего, чтобы пришло на тебя благословение от него (Сир. 3:3, 7-8) и:Всем сердцем почитай отца твоего (Сир. 7:29). И Павел: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно(Евр. 13:17). И еще: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение(Рим. 13:1-2).    Соблюдение заповедей вводит человека в страну жизни, а преступление их — смертоносно. И этому мы в точности научаемся из Божественного Писания. Ибо если мы изначально не преступили бы заповедь в раю, то не услышали бы: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19), и на столько лет мир не оказался бы под властью тирана. И никто, презрев заповедь Божию, не жил право. Саул, преслушав заповедь Божию, в печалях прожил свой век и в конце концов и царства лишился (см. 1 Пар. 10:13). Сыны Илия Офни и Финеес, не послушавшись гласа отца своего, предали ковчег Божий в руки иноплеменников, сами же ужаснейшую смерть приняли вместе с народом (см. 1 Цар. 4:17). Сего ради [Бог] вопиет через Иезекииля: Отвержите от себе вся нечестия ваша… и сотворите вся заповеди Моя: и вскую умираете, доме Израилев? — глаголет Господь (Иез.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением ( βακχε ας) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса " 1788 , не мысля притом о земном 1789 , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем 1790 , «где Христос сидит одесную Бога» 1791 , и возвышает мысль слушающих, говоря: »Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст Своих« 1792 , и еще: »Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальствали, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " 1793 , – и другое подобное излагает [Апостол], указывая на то, что видимое временно, а невидимое вечно, и предуготовляет всё для убеждения слушающего, чтобы тот стремился к незримому, и представлял себе его подобающе, и устремлялся к нему со всем рвением, и навечно к нему пригвождался. 11. Благо, истекающее от созерцания Бога Блаженный Давид обещает некую божественную жизнь, как видно, полностью в душе таинственно зарождающуюся, а поскольку сам пророк первым испытал этот опыт, то говорит он созерцающим Бога: «Ищите Господа, и оживет душа ваша« 1794 , что совершенно сходно со сказанным Господом: »Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» 1795 , – и продолжает об этом, говоря подлинно внемлющим: «Я и Отец – одно« 1796 , затем: »Пребудьте во Мне, а Я в вас« 1797 , и, указывая на, так сказать, плодотворность духовной жизни, что она есть божественное ведение, говорит так: »Ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день, – ясно, что [речь ид ёт о] духовной жизни, – узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» 1798 . Далее же, приоткрывая, сколь велико [дарование] созерцать и познавать Бога, насколько возможно, говорит: «Духа Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет« 1799 . И еще: »Отче праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою« 1800 . Для чего? »Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» 1801 . И взывает за нас самих к Отцу, говоря: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которою Ты дал Мне " 1802 . И ничуть не напрасно так просит Он об этом Отца, поскольку Он есть Бог и Слово Божье, истинное само по себе и познающее и указующее то, что действительно является истиной, а именно, что из Духа исходит божественная премирная жизнь, из нее – ведение Бога и осияние, а из них – обитание [в нас] Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Глава LXII 1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник. Все почти комментаторы 1788 согласны в том, что говорящий есть Отрок Господень, „за преступников сделавшийся ходатаем“ ( Ис. 53:12 ), который глаголет и в LXI главе. Но существует и другое мнение (см. напр. Еписк. Петра ч. II, стр. 301), что говорящий „доколе не взойдет правда“ есть совокупность предстоятелей и учителей Церкви, которые умолкнут, когда правда воцарится. Но обратим внимание на то, что Св. Иоанн Богослов говорит в 1Ин. 2что „мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника“, Который Сам сказал ученикам Своим: „не оставлю вас сиротами“ ( Ин. 14:18 ) и „Я с вами во все дни до скончания века“ ( Мф. 28:20 ). Поэтому мы и понимаем ст. 1 главы 62-ой как обетование Мессии, Отрока Господня, не оставить нас сирыми, а ради горнего Сиона и нового Иерусалима (на которых должна проявиться слава Божия, свет и правда и спасение, как знамя для всех народов)-Он обещает нам не умолкнуть, а глаголать к нам до скончания века и в священных книгах Нового Завета и в таинствах и в чудесах, и в словах святых его, и в тайниках души тех, кои с верою вопиют к Нему. Умолкнет на исчезнувшей земле ( Евр. 1:11 ) глас Господа лишь тогда, когда, по выражению Апостола, „мы увидим Его лицем к лицу“ ( 1Кор. 13:12 ), и рабы Божии „узрят лице Его“ ( Откр. 22:4 ). Поэтому утешающий глас есть глас Самого Господа, обещающего глаголать нам чрез Утешителя Духа Святого, наставляющего на всякую истину ( Ин. 16:13 ). С 2-го стиха по 6-ой (кроме последних слов стиха 6-го) речь обращена к Иерусалиму. 2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. 3 . И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. 4 . Не будут уже называть тебя „оставленным“, и землю твою не будут более называть „пустынею“, но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему“, а землю твою – „замужнею“, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но эти законы не применимы к «чужаку». По мере разрастания групп все больше людей перестают быть «чужаками» и становятся «соседями». Правда, несмотря на количественные изменения, качественное различие между соседом и чужаком сохраняется. Чужак – не человек, он варвар, его даже нельзя толком понять. Задолго до того, как род человеческий оказался на пороге становления Единого Мира, наиболее передовые мыслители предвидели новую человеческую ипостась – Единого Человека. Будда размышлял о человеке как таковом, имея в виду, что люди одинаково устроены, что они озабочены одними и теми же вопросами и ответами безотносительно к культурной и расовой принадлежности. Ветхий Завет представлял человека как единого, поскольку тот уподоблен Единому Богу. Пророки предвидели день, когда народы «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы»; когда «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия 2; 4). Они прозревали тот день, когда не будет больше «привилегированных» народов. «В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет проходить Ассур в Египет, и Египтяне в Ассирию… В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль». (Исаия 19; 23–25). В христианстве разработано было представление, согласно которому сын человеческий стал сыном Божьим – и самим Богом. Имеется в виду не тот или иной человек, а Человек вообще. Римская церковь называлась католической как раз из-за своей наднациональности, универсальности. Классическое греческое и римское мышление – независимо от иудео-христианской мысли – пришло к пониманию Единого Человека и естественного закона, уходящего корнями скорее в права человека, чем необходимость нации или государства. Антигона пожертвовала жизнью, защищая всеобщий человеческий (естественный) закон от поползновений государственного закона. Зенон предвидел всеобщее содружество. Эпохи Возрождения и Просвещения обогатили греческую и иудео-христианскую традиции и развили их, причем скорее в гуманистическом направлении, нежели в теологическом. Кант сконструировал моральный принцип, верный для всех людей, и подчеркнул возможность вечного мира. 27 сентября 1788 года Шиллер писал: «Государство – всего лишь продукт человеческих сил, работа наших мыслей, тогда как человек – это сила самого источника и творец мышления». В драме «Дон Карлос» маркиз де Поза говорит как представитель всего человечества, ибо «…за человечество, за мир,

http://predanie.ru/book/220207-po-tu-sto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010