о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И теперь проповедуя вам о сем, возвещая глаголы слышанные из уст самаго Сына Божия, пришедшего в мир грешных спасти, мы Апостолы не другую имеем цель, как ту, чтобы вы веровали в Него как и мы веруем, и чрез посредство веры таковой вошли в общение с нами, имеющими общение со Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. 1Ин.1:4 . И ciя пишем вам, да радость ваша будет исполнена. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И ежели вы это сделаете, ежели насадите в сердце своем веру непоколебимую и любовь нелицемерную: то будете уверены, что труд ваш не будет тощь пред Господом. Вы ощутите в душе своей радость истинную и совершенную, составляющую удел всех избранных Божьих. 1Ин.1:5 . И cie есть oбmobahie, еже слышахом от него и повдаем вам, яко Бог свт есть, и тмы в нем нсть ни единыя. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Ho стремяся к этой цели, к этому общению с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, всегда должно напечатлевать в уме и сердце своем, что Бог свет есть и тьмы в Нем нет ни малейшей. В подзаконной сени были только указания на сей предмет веры, как то: пламенный меч Херувима при дверях рая, горевшая купина при явлении в ней Бога; лице Моисея, блиставшее после беседы его с Богом на Синае. Но ныне истина открылась во всем её свете. Первыми зрителями света Христова были Апостолы. Они видели на Фаворе лице Его, блиставшее яко солнце, и одежды белые яко свет ( Мф.17:2 ). А потому и во всех своих писаниях они изображают триипостасное Божество – светом, называя Бога Отца имеющим бессмертие и живущем во свете неприступном ( 1Тим.6:16 ); Бога Сына – просвещающим всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:9 ); Бога Духа Святого – озаряющим, и вразумляющим сердца верующих ( Ин.14:26, 15:26 ). Естественный свет часто меркнет. Но в свете Божьем никакой и никогда не бывает перемены: у Него несть пременение, или преложения стен ( Иак.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

в) любовь к братьям: Услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым 13 , я непрестанно благодарю за вас Бога ( Еф.1:15–16 ); г) надежду, мир, радость: Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ). Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.5:1 ). Темничный страж возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:34 ); д) победу над диаволом и миром: Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.5:4–5 ); е) смелость для проповедания слова: Я веровал и потому говорил ( Пс.115:1 ); имея тот же дух веры, и мы веруем, потому и говорим ( 2Кор.4:13 ). Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением ( 2Кор.3:12 ). Вера а) должна быть от сердца: евнух сказал Филиппу: Вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий; и крестил его ( Деян.8:36–38 ); б) действует любовью и неразлучна с нею: Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). Цель увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры ( 1Тим.1:5 ). Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви. Благодать Господа нашего открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе ( 1Тим.1:14 ); в) без любви тщетна: Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор.13:2 ); г) обнаруживается делами, без которых мертва: Хочешь ли знать, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник Исаака? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:20–26 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

· повержение себя: Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] ( Исх.34:8 ). И преклонился Иосафат лицом да земли, и все иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу ( 2Пар.20:18 ). Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его ( Пс.28:2 ); · падение лицом на землю: И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним ( Быт.17:3 ). И поднял Давид глаза свои, и увидел ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои ( 1Пар.21:16 ). И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли ( Неем.8:6 ). И, отошед немного, пал [Иисус Христос] на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ). О молитве в скорби Молитва в скорби есть долг: Если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицом Твоим и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь ( 2Пар.20:9 ). В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня ( Пс.85:7 ). Злостраждет ли кто из вас, пусть молится ( Иак.5:13 ). Нужно просить а) защиты Божией в наших скорбях: Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти ( Пс.9:14 ). Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих ( Пс.24:17 ). б) присутствия и помощи Божией: Не удаляйся от меня, Господи, ибо скорбь близка, а помощника нет ( Пс.21:12,20 ). Сила моя! поспеши на помощь мне. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих ( Пс.24:17 ). Подай на помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна ( Пс.59:13 ). Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает, не скрывай лица Твоего от меня ( Пс.142:7 ); в) утешения божественного: Да будет милость Твоя, Господи, утешением моим! ( Пс.118:76 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И далее мы читаем: Мф.15:12 . «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?». Этими словами Евангелие научает нас тому, что всегда кто-то будет нами недоволен. И более того, в Новом Завете сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!..» ( Лк.6:26 ) – то есть всегда найдутся такие люди, которые будут презирать, ненавидеть и даже желать вам всяческого несчастия. Не стоит обращать внимание на таковых. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» ( 1Кор .4 ,3 ); и ниже он же пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…» ( 1Кор.4:5 ). То есть, мы оцениваем того или иного человека по тому, что видим или слышим о нем; но при всем при этом от нас совершенно закрыты истинные намерения тех или иных его поступков и деяний. То есть, мотивации тех или иных действий человека совершенно непонятны нам и скрыты от нас до дня Страшного Суда. Словами: «я и сам не сужу о себе» апостол Павел показывает, что человек не имеет право осуждать и самого себя. Он может, конечно, разоблачить себя, исповедать какой-то свой дурной поступок, но при этом приговор вынести себе он не может, равно как и осудить себя. Например, вы на исповеди назвали все свои грехи, в том числе и самые тяжкие, но не вам решать можно ли снять с вас эти грехи и допустить вас до причастия. Это решает священнослужитель, принимающий вашу исповедь, но никак не вы сами. Если человек не может судить и самого себя, то, тем более, как он может осуждать другого? Сказано: «то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» ( Иак.2:4 ). Что значит: пересуживают? Это означает – восхищают себе права, не принадлежащие им. Ну а то, что право суда, абсолютного и окончательного Суда принадлежит только Богу, знает каждый верующий человек, читающий Библию. Сказано: «Он Господь Бог наш; суды Его по всей земле» ( 1Пар.16:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

102 Учение 12 апостолов, гл.8 (рус. пер. К. Попова , Киев, 1885). 103 1 Тим. 2:1; ср. Фил. 4:6. 104 Lange, I . Theologisch – homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee , Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 105 Еф. 5:19 и Кол. 3:16. 106 Иак. 5:19. 107 Goltz E . Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 108 Ср. 1 Кор. 14:26: «егда сходитеся, кийждо вас псалом имать». 109 В древне-славянских апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 110 Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д . Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621—622. 111 Goltz, D. Gebet 184. 112 Еф. 2:20. 113 1 Сол. 5:27. 114 Кол. 3:16. 115 Лк. 1:1. Смирнов , Богосл. апост. времени. Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 116 Иак. 3. 117 Евр. 13:7. 17; 1 и 2 Тим. и Тит. многие места. 118 Иак. 2:2—5. 119 Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцы (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебрянных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 120 1 Кор. 14:16. Обе цитаты и у Дмитриевского А . Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 121 1 Кор. 16:13; 14, 35. 122 Фивейский М. свящ . Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21—23. 123 1 Кор. 11:20. 124 Иуд. 12. 125 В параллельном месте 2 Петр. 2:13 вместо γαπαις стоит παταις (слав. «питающеся лестьми своими, ядуще с вами»); но ряд кадексов и так имеет γαπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд. 12 παταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Н.З. и во всей тогдашней литературе, где слово γαπη имеет такой технический смысл. Везде в В.З., у LXX, в Н.З., у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γαπη ) γαπη означает только любовь. Соколов П . Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. пос. 1906, стр. 73—75.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

особенности епископского служения И з того, что Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви,» помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» (Иак. 5:14). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:19). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою,» — учил ап. Павел (1 Фес. 5:12-13). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Тут уразумел несчастный сквернословец, что эта внезапная немота - кара Божия за сквернословие - и с сокрушенным сердцем и слезами обратился к Господу Богу с искренним раскаянием в своих грехах, дал Богу обед вперед так не грешить, и премилосердный Господь чрез двадцать один день отверз его уста, и он начал опять говорить. Великий Бог правосуден, но и многомилостив! Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ( " Странник " 1868 года). Духовная лествица святаго апостола Петра (2Пет.1:2-12) Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, посредством которых они могут сделаться причастниками Божественного естества, Апостол Петр дает верующим наставление, - как достигнуть этих дарований. - Для этого, говорит он, нужно отбегнуть похотныя тли, которая в мире, и со всем старанием приобретать веру, за верою и в вере - добродетель, в добродетели разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь (2Пет.1:4-7). Итак, вера, добродетель, разум, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы Ап. Петра! Ход и порядок этих ступеней - самый естественный и самый лучший: они имеют между собою тесную внутреннюю связь. Каждая из сих добродетелей или производит необходимо другую последующую, или способствует к ее происхождению, а каждая последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую. Подадите в вере вашей добродетель Нравственно духовная жизнь начинается верою. Вера - первая ступень в лестнице нашего спасения; ибо без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6; Мк.16:16). Но вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, - если ты развил и воспитал в себе такую веру; то непременно будешь обнаруживать ее делами, - будешь стараться исполнять волю Божию, стремиться ко всему доброму в мыслях, словах и делах (Иак.1:22.27). Такое расположение к доброму, такое стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную, деятельную силу духа - добродетель, порождаемую верою. Так истинная вера - сердечная и живая рождает добродетель; и христианин, приобретший такую веру, взошел уже на вторую ступень духовной лествицы - добродетель. Эта добродетель, со своей стороны, возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственного достоинства: одна вера без добродетели, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать. Еда может вера спасти его (Иак.2:14)? Мало того; такая вера нечиста, суетна (1:26), недействующа и даже мертва: вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (2:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

18 ноября 1945 года Спасительна лишь действенная вера Слово на Послание св. ап. Иакова, гл. 2, стихи 14–26 В сердца свои вложите важные слова, что вера «без дел мертва» ( Иак. 2:20 ), ибо и лютеране, и отделившиеся от них сектанты не понимают должным образом того, что говорит апостол Иаков. Они полагают, что одной только верой можно спастись, основывая свое мнение на словах Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Поэтому они и держатся убеждения, будто достаточно лишь уверовать в Господа Иисуса Христа и креститься, причем под крещением понимают только свое сектантское крещение, отвергая наше истинное. Они называют друг друга спасенными, детьми Божиими, считая себя уже теперь святыми. А мы разве смеем считать себя спасенными? Мы разве не знаем, что многое еще требуется от нас, прежде чем мы станем таковыми? Сектанты свое мнение оправдывают ссылкой на слова святого апостола Петра: «Вы» – «род избранный, царственное священство, народ святой люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ), выхватывая из Священного Писания отдельные фразы и не сопоставляя их с другимитекстами. Но послушайте слова Иисуса Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Значит, помимо веры в Бога, нужны еще дела. Святой апостол Иаков об этом говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела», покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» ( Иак. 2: 14, 18–20 )? Нужна не просто вера, но действенная вера. Надо, чтобы она так крепко вселилась в сердца наши, всецело овладев всеми нашими помышлениями и волей, чтобы мы не могли жить не так, как велит нам вера в Господа. Ибо тот, кто полон истинной веры, не может нарушать заповеди Христовы, не может жить бесчинно, проводя жизнь в смехе, в развлечениях, в блуде и прелюбодеянии. Может ли верующий человек проводить жизнь свою в пьянстве, воровстве, убийствах, разврате? А ведь даже среди бандитов есть такие, кто говорит, будто верует в Бога,– это я сам слышал от них. Может ли такая вера спасти их?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Рим. 5, 6–9 . «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых... Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева». Объясн. Господь наш Иисус Христос, доказавший Свою любовь смертью Своей за нас и оправдавший нас Кровью, повелел не чуждаться Плоти и Крови Его; напротив, Он говорил, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Иоан. 6, 53–55 , а кто не почитает за святыню Кровь завета, тот повинен тягчайшему осуждению: Евр. 10, 29 . Следовательно, без таинств крещения: Иоан. 3,5 ; Мрк. 16, 16 , и причащения ни оправдаться, ни спастись невозможно. О возрождении Иак. 1, 18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Объясн. В этих словах совсем не содержится той мысли, что через одно чтение Священного Писания можно возродиться к жизни вечной, что подтверждается следующими 22–25 стихами, той же главы. Апостол Иаков, напоминая о слове истины, указывает лишь одну из причин возрождения и вовсе не отвергает при возрождении «воды и Духа»: Иоан. 3, 5 ; Тит. 3, 5 . 1Петр. 1, 23 . «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век». Объясн. И православная Церковь веру в Слово Божие считает первым шагом на пути ко спасению, но спасительна вера живая, деятельная: Иак. 1, 22–26; 2, 14–26 ; вера эта должна обнаруживаться в исполнении заповедей Христа и апостолов относительно крещения, которое есть начало усвоения плодов искупления. Мф. 28, 19 ; Деян. 2, 38; 22, 16 , и относительно причащения: Иоан. 6, 53 . Тит. 3, 4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего», Объясн. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст. 11–14 гл. 2 сего послания. Здесь поясняется, что возрождение совершается в крещении – «спас нас банею... вырождения»: ст. 5. Под банею можно разуметь только баню водную: Ефес. 5, 26 , освящающее и оправдывающее омовение; 1Кор. 6, 11 , словом, крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновление нашем всех Трех Лиц Божества, чему и соответствует совершение крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф. 28, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010