Так характеризует злого духа – диавола слово греческого подлинника (25). Писахъ вамъ, цы, к познасте исконнаго. писахъ вамъ, юношы, к крпцы ест, и слово въ васъ пребываетъ, и побдисте лкаваго. (1, 10. 5, 38. Еф. 6, 10 ). 14. Я написал вам, отцы; потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши; потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. 14 . Я написал вам: не Евангелие здесь разумеется (26) и не раннее какое-нибудь послание (27), а именно то, что теперь пишет Иоанн; вместо пишу употребляет прошедшее время для чистоты речи и для показания, что стихи: 12–14 – не введение в новое учение послания, а только вводное отделение, тесно связывающее стихи до 12-го с стихами: 15, 16 и дал. – Отцы... юноши: желание скорейшего совершенства верующих и любовь, всегда снисходительная, причиною того, что здесь выключаются уже дети и отроки; – и юноши называются сильными, как бы сравниваются с мужами: Иоанн – Апостол», как и другие, по учению Павла, к совершению святых, к созиданию тела Христова, доколе все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы не были уже более младенцы колеблющиеся и увлекающиеся ( Еф. 4, 11–13 ). «Имена от возраста Апостол теперь повторяет от расположения, не прерывая вместе с тем своего наставления» (Феоф.). Не любите ни, же въ аще кто любитъ нсть любв чи въ немъ: (М. 6, 24. 4, 4. 2Петр. 1, 4 . 2Тим. 4, 10 ). 15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. 15 . Не любите и пр.: сказав (в стихах до 12-го), что должно любить, Иоанн говорит теперь о том, что недостойно любви нашей и противно Божией любви в нас (5 ст.). Это – мир и все, что в мире. «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли. Апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей» (Феоф.). Конечно, только порок должно ненавидеть в ближних, а не самих ближних, достойных сожаления (впрочем и сам Апостол не употребляет слова «ненавидеть»); согласия, единения и дружбы не должно быть с такими: не знаете ли, говорит Апостол Иаков, что дружба с миром есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак. 4, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Этому и научает пророк, говоря: я беспрепятственно шел по пути Твоих заповедей, так как Ты делал легким для меня совершение этого пути. Расширением пути он называет именно его облегчение, как и в другом месте Он говорит: « в скорби Ты дал мне простор » (Пс. 4:2), или « Ты расширил шаги мои, и не ослабели ноги мои » (Пс. 17:37), так как весь путь предо мною Ты сделал легким и удобным, и оградил меня от всякого коварства и хитростей врага. Это именно означают слова: « по пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое ». Таков был Павел, говоривший: « потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое » (1 Кор. 9:26, 27). Точно так же и все святые. « Поставь для меня законом, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу его всегда » (ст. 33). « Поставь для меня законом » — Симмах перевел: «укажи», Акила же и Феодотион: «освети». Мне постоянно, говорит, нужен Твой свет и руководство закона Твоего, и для того, чтобы знать путь Твоих оправданий, и для того, чтобы идти по нему неуклонно, потому что « всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов » (Иак. 1:17), и если мы, избирая что–нибудь доброе, не имеем содействия оттуда, то наши старания остаются тщетными. Итак, пророк молится, а с ним и мы, воспевающие его псалом (« все, что писано было прежде, написано нам в наставление » — Рим. 15:4), о том, чтобы Бог даровал ему Свое содействие, почему и продолжает: « вразуми меня, и я исследую закон Твой и сохраню его всем сердцем моим » (ст. 34). И этот стих содержит в себе туже самую мысль и не нуждается в каких–либо разъяснениях. Ведь и Господь повелел испытывать Писания; но, конечно, испытующие нуждаются в озарении свыше, как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы сохранить найденное. « Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я восхотел ее » (ст. 35). Не просто просит Бога всяческих быть его наставником в пути, но указывает притом на свое желание идти по этому пути. « Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к лихоимству » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Правда, и в этих случаях трудно отделить то, что раскрывается по непосредственным потребностям и состоянию читателей и что – независимо от них, но все же при сем менее опасности впасть в произвол в суждении о побуждениях к написанию послания. Как ни различны могли быть внешнее положение и внутреннее состояние христиан из евреев и евреев, находящихся в рассеянии в различных странах мира, но могло быть в этом положении и в этом состоянии и много общего, обусловливаемого и общим отношением христиан из евреев к своим неверующим соплеменникам и язычникам, и общим отношением евреев к их уверовавшим соплеменникам и язычникам, и общим отношением тех и других к уверовавшим из язычников, и общими национальными недостатками еврейского племени, и, наконец, общими слабостями человеческой природы в ее соприкосновении с Евангельским учением и жизнию по Евангелию, что все порождало разные нестроения, для устранения которых и для разъяснения в противоположность им истинной жизни по Евангелию и написано все это послание. Христиане из евреев в рассеянии, к которым, главным образом, писано это послание, по указаниям этого послания терпели, как видно, довольно много притеснений извне и переживали разные внутренние нестроения. Угнетаемые и соблазняемые со стороны своих неверующих соплеменников, они подвергались опасности изменять вере, колебались, смущались ( Иак. 2–4, 5:7–11 ; ср. Евр. 10:24–39, 12:1–13 ). Среди внешних бедствий некоторые уклонялись от истинного взгляда на источник, из коего происходили бедствия и всякие искушения ( Иак. 1:12–21 ) и неправильно смотрели на молитву ( Иак. 1:5–8, 5:17–18 ; ср. Евр. 10:35 ), на добрые дела и веру и их взаимное отношение ( Иак. 1:22–27, 2:14–26 ); из самомнения охотно становились учителями других, не имея к тому ни надлежащей подготовки, ни призвания (гл. 3; ср. Евр. 13:9 ). Богатые превозносились над бедными, позволяли себе несправедливости, а им дозволяли пользоваться предпочтением в церковных собраниях ( Иак.1:9–11, 2:1–13, 5:1–6 ). Из чувственных побуждений возникали у них раздоры и распри ( Иак. 4:1–12 ); пристрастие к мирским благам было сильно, братская же любовь во многих охладевала ( Иак. 4:13–17, 5:13–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Для успешного преподания слова истины другим надо самому быть исполненным слова, а не слышателем только, обманывающим самого себя. Такого человека уподобляет Апостол рассматривающему природные черты лица своего в зеркале и тотчас же забывающему, каков он. Не такого мелкого в себе самом человека и бесплодного по влиянию на ближних можно назвать блаженным человеком в его действовании, – хотя бы он основательно знал совершенный закон свободы христианской, – но только такого, который всей душой вникает в него и пребывает в нем деятельным исполнением ( Иак. 1:22–23 ). Возвращаясь к гневливым проповедникам и учителям христианской веры, Св. Ап. Иаков говорит им, что хотя они и мнятся быть верными, но поскольку не обуздывают раздражительного языка своего и только обольщают свое сердце, то и вера их суетна; ибо, продолжает Апостол, чистая и непорочная пред Богом Отцом вера всегда бывает кротка и растворена деятельной любовью к ближним; она сия есть: «еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира ( Иак. 1:26–27 )». II. Во втором наибольшем отделе своего послания Св. Ап. Иаков обличает различные злоупотребления и погрешности ( Иак. 2–5:9 ). а) Лицеприятие ( Иак. 2:1–13 ). Если взойдет в церковное собрание человек (христианин) с золотым перстнем и в богатой одежде, взойдет же и бедняк (христианин) в худой одежде, то предлагать богачу переднее и видное место, а бедняка отталкивать назад, – не значит ли становиться судьями с худыми и неразумными мыслями ( Иак. 2:1–4 )? Ибо не бедных ли мира (таковы были сами Апостолы, таковы же, должно быть, были первоначальные общества христианские вообще, по планам премудрости Божией) избрал Бог быть богатым верой (т. е. призвал в христианство ); а богатые напротив (конечно, не все, а большинство) притесняют смиренных рабов Божиих (в житейских делах), и бесславят (своими противохристианскими поступками) доброе христианское имя ( Иак. 1:5–7 ). Истинная же любовь к ближнему, составляющая основой закон добродетели, не зрит на лице; она проявляет себя ко всем ближним одинаковым образом подобно тому, как и сам законодатель любви всегда един и неразделен в своих повелениях и требует исполнения своего закона во всем его нераздельном единстве, так что если кому показалось, что он весь закон соблюл, только в одном согрешил, напр., увлекся льстивым предпочтением богатого бедному и худородному, то все равно – он становится виновным во всем, как поступавший вопреки единой и нераздельной воле законодателя Бога и нарушивший основной закон любви ( Иак. 1:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

[Известно, что перемены в состоянии предмета или лица показывают несовершенство его, а несовершенство свидетельствует о недостатке или неполноте добрых качеств, говорит как бы о примеси тьмы к свету. Но Тот, Кто всесовершен и благ, Кто Сам есть свет и сотворил свет и всякое добро – Тот ни Сам не может изменяться и иметь какую-нибудь тьму, ни для тварей не может быть причиной какой-нибудь тьмы и зла]. В исполнении же наших молитв Богом мы можем быть убеждены ещё и тем, что Бог через проповедь об истинном спасении привёл нас к возрождению: породи нас словом истины ( Иак.1:18 ) и сделал нас начатком своих созданий. [Начаток (( απαρχ) – первое не только по порядку, но и по чести) в приложении к христианам означает их преимущество перед другими созданиями, их высшее назначение быть посвящёнными Богу. Название взято от начатков плодов, животных и людей, которые обязательно посвящались Богу]. Учение об истинном благочестии (Иак.1:19–2:26) Воспринятое сердцем слово истины должно быть осуществлено на деле, потому что одно слушание не приносит пользы. Блажен не слушатель, а исполнитель Закона. И потому апостол советует христианам не питать ложной уверенности, что одно знание или, как он говорит, слышание Закона достаточно для спасения; но быть готовыми и к исполнению его ( Иак.1:19–22 ). Такое поверхностное отношение к Закону можно сравнить с мимолётным взглядом человека на отражение в зеркале своего лица, которое тотчас забывается, как только человек отошёл от зеркала. Но постоянное вникание в Закон ведёт к истинному благочестию и обнаруживается в делах милосердия и сохранении чистоты жизни ( Иак.1:23–27 ). С таким благочестием не совместимо лицеприятие, какое оказывают христиане особенно богатым, отдавая им даже в собраниях (церковных) почётные места и презирая бедных , хотя именно бедных Бог призвал быть богатыми верой и наследниками Своего Царствия. Между тем богатые, которых они чтут, притесняют их и бесчестят славное имя христианина ( Иак.2:1–7 ). Исполнение заповеди о любви к ближнему – хорошо, но оно должно быть без лицеприятия: потому что лицеприятное, или пристрастное отношение к ближнему есть уже грех против этой любви; а несоблюдение одной заповеди делает человека виновным перед целым Законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И на этом страшном суде благотворительная любовь по закону Христову имеет и носит в себе твердую уверенность (слав. « хвалится " , греч. κατακαυχαται), как бы заранее торжествует, что она превозможет страшную, угрожающую силу будущего суда, освободит человека от наказания и гибели. «Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигнет тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе… Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным дает нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блаж. Феофил.). Иак.2:14 .  Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Апостол уже ранее показал, что истинная вера необходима и существенно выражается деятельною любовью к ближним, особенно помощью нуждающимся разного рода: Иак.1:27 ; указал равным образом высокое оправдывающее значение деятельной любви на суде Божием, Иак.2:13 . Теперь, со ст. 14 до конца главы (до ст. 26 включительно), Апостол подробно раскрывает тот же момент христианского благочестия – момент деятельного осуществления верований ума и сердца. Вера, не свидетельствуемая соответствующею деятельностью, которая должна вытекать из веры, как следствие из своего основания, – такая вера ничтожна, мертва ( Иак.2:17, 20, 26 ). Апостол во главе всех рассуждений прямо, хотя и в вопросительной форме, ставит основное положение о недостаточности одной теоретической веры для оправдания и спасения человека. «Говорил как бы так: покажи мне дело, по которому бы я придал бы тебе название верующего, ибо в этом дело веры… Если кто делом не докажет, что он верен Богу, такого не нужно и называть верным. Ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У Павла богословие греха изложено преимущественно в главах Рим. 1–8 . Бог гневается из-за грехов, совершаемых людьми против Бога и друг против друга ( Рим. 1:18–32 ). Источник греха – неверие. Не прославляя и не благодаря Бога, люди обречены на идолопоклонство, безумие и вырождение ( Рим. 1:21–25 ). Иногда Бог позволяет греху разрастаться беспрепятственно, до тех пор, пока люди не исполнятся всяческого беззакония ( Рим. 1:26–32 ). Воображаемый оппонент Павла приводит несколько возражений на эти обвинения ( Рим. 2:1 – 3:8 ). Павел отвечает, что, хотя и не каждый грешит настолько тяжко, каждый отступает от того, что считает справедливостью ( Рим. 2:1–3 ). Если кто-либо исповедует, что привержен завету, имеет ведение и поэтому находится в особых отношениях с Богом, Павел спрашивает, живет ли он в соответствии со своим знанием Божьего закона ( Рим. 2:17–29 ). Все грешники, заключает он, и все стоят в безмолвии, ибо все виновны и ответственны перед Богом ( Рим. 3:10–21 ). Перечни грехов у Павла охватывают весь спектр неправедных дел, от убийства до злоречия. Несмотря на употребление Павлом термина плоть («греховная сущность» в некоторых переводах), сравнительно немного грехов в этих списках имеют плотскую природу; большинство связаны с разумом или с речью ( Рим. 1: 28 ; Гал. 5: 19–21 ). Как и Иисус, Павел настаивает, что грех – это сила внутри человека, а не просто деяние. Грех порабощает многих, кого Христос не освободил, и ведет их к смерти ( Рим. 6:5–23 ); поэтому неверующие не могут угодить Богу ( Рим. 8:5–8 ). Грех не отпускает даже искупленных ( Рим. 7:14–25 ). Однако принципиальное освобождение от греха приходит благодаря оправданию верою в Иисуса; так что нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 3:21 – 4:25; 8: 1–4 ). Дух Божий обновляет верующих и укрепляет их в их трудах ради этого избавления ( Рим. 8:9–27 ). В остальной части Нового Завета по большей части повторяются темы из Евангелия и трудов Павла. Иаков отмечает, что грех начинается со злых желаний ( Иак. 1: 14; 4: 1–4 ) и, созрев, рождает смерть ( Иак. 1:15 ). Это и другие библейские указания подразумевают, что беззаконие набирает свою силу благодаря повторениям. Когда человек совершает грех, это может стать, благодаря повторениям, привычкой, пороком и чертой характера. Когда человек подражает грехам других, нечестие может институциализироваться. Все правительство может стать коррумпированным; целая индустрия может основываться на обмане или злоупотреблениях. Общество может облачиться в ткань лжи. Так, один грешник поддерживает другого, и стремление к лживой дружбе с миром делает человека врагом Бога ( Иак. 4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(да не обращается), 9:5. (сестрою жены водити), 24. 11:29. 15:49. 2Кор. 1:8 . (отяготиша ны), 24. 2:5. (да не стужаю), 6. 12. 3:18. 4:2 (скверняще словесе), 9. (по не постижени) 5:14. (вси ли убо умроша и за вся умреть), 7:9–11. 9:3. 11. 13. 11:2. 10. (не заемлется), 26. 32. 12:1. (аще похвалитися подобает, не пользе убо), 13:8. Гал. 1:14. 2:14 . (бедный), 4:10. (дний сумнитеся), Еф. 2:3. 4:13 . Фил. 1:18. 3:11 . Кол. 1:12. 16 . (аще власти, аще владыки), 4:10. 1Тим. 2:6. 3:13 . (ряд), 4:7. 5:7. (запрещай), 23. 2Тим. 2:3 . (храбр), 3:15. (святые книги), Евр. 1:12. 2:4 . (съприпослушествующу), 14. 4:15. (попещись немощьми), 12:12. 13:7. В Острожском издании Библии текст в основании сей же самый, но значительно исправлен и притом так, как читается ныне. Исправлен а) в чтениях Греч. текста по нынешнему Деян. 28:4 . Иак. 5:11. 19 . 1Пет. 2:21. 25 . 1Ин. 2:1 . Кол. 3:4 . 1Кор. 4:15. 16 . Еф. 4:29 . б) Исправлен в переводе как там, где бумаж. списки следовали тексту толк. Апостола, так и где сами исправили оный, но не удачно, и исправлен также почти всегда по-нынешнему (см. вышепривед. на эти места). Иногда Острожские издатели восстановляют текст толк. Апостола 96., в бумаж. списках исправленный: Деян. 1:3 . во мнозех истинных знамениих опущ., 15:24. имъже мы не сложихомся, 17:22. в вере блудяще, 22:27. аз многою ценою наречение сие и жительство стяжах, Еф. 4:24 . облещися в новаго человека, созданнаго в Божию правду. Некоторые списки имеют особенные отличия: Сп. 35. иногда имеет чтения и перевод прежних неисправленных списков : Деян. 28:4 . въ истин биица есть (прочие: всяко); Иак. 5:12 . да не въ въпадете, по сп. 46. (прочие: в лицемерие), или новые, в прочих не встречающиеся: 1Пет. 5:2 . не (проч. ни мшелоприбытком), Гал. 4:4 . ражающагос двы: ( κ γυναικς), или не редко два чтения вместе: 1Пет. 3:7 . мжие такоже побно, Иуд. 1:6 . юзами нершимыди вчнами, тоже Тит. 3:2 . Сп. 50. иногда следует прежним спискам. Кол. 3:11 . идже н еллинъ… варвар и словнинъ (по тексту толк. Ап. 96, и др.), 2Тим. 3:16 . вс бгдхновены (проч. писание), Евр. 2:12 . посред събора въспою т; тоже 2Кор. 11:3. 5 . Евр. 2:15. 9:13 . Но чаще имеет свои исправления, принятые большею частью в Острожском, или нынешнем Слав. изданиях. Деян. 2:13 . виномъ исплънени сть, 46. в простот срца, 17:31. о мжи егоже престави (проч. о Нем же повеле, ρισε), 19:9. въ чилищи нкоего (проч. мучителя – Τυρννου), 20:38. болзнюще (сп. 40 и др. жалующе, сп. 53., Острож. и нын. скорбяще – δυνμενοι), 2Ин. 1 . презитеръ (прочие все, исключая сп. 47., старец – πρεσβτερος), Рим. 5:7 . за блгаго же негл кто, 10. примирихмс к бг, 11. Фил. 2:8 . до смерти, смерти же кртни (проч. смерти же кресту – θαντου δ σταυρο). Тоже Деян. 1:17. 17:19 . мнози опущ., 19:38. 20:27. Иак. 3:11 . по-нынешнему, 5:15. 1Пет. 5:14 . по нын., Рим. 2:23 . по нын., 3:26. 13:1. 1Кор. 1:11 . по нын., Кол. 3:10 . по нын., 1Сол. 4:15. 17 . и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ясно было, что средняя духовная школа совсем не подобна тому блаженному мужу, который поучается в законе Господнем день и ночь. Слабо и даже более чем слабо представляли себе экзаменовавшиеся идейно-богословское содержание толкуемых отделов. Особенно бессодержательны были ответы по изъяснению самого содержательного послания ап. Павла к римлянам. Богословские созерцания великого апостола языков, оказывается, стоят совершенно вне богословского горизонта студентов духовных семинарий. Кроме того, экзаменовавшиеся были бессильны при установлении даже и вербального-то смысла наиболее затруднительных мест, как напр., Мф.24:28 и Лк.17:37 , сопоставление Мф.5:48 с Лев.19:2 , Иак.2:26 , Рим.1:17 . 1Тим.2:15; 3:16 , Еф.1:23 , Евр.11:1. 4 (жертву лучшую). —419— 19 (в притче прият). 21. Много раз эти и подобные места указывались в отзывах и раньше, однако ничуть не заметно, чтобы на указание это было обращено надлежащее внимание. С особенным прискорбием и с некоторой тревогой за будущее академическое изучение Нового Завета комиссия наблюдала тот печальнейший факт, что для желающих поступить в высшую богословскую школу подлинный греческий текст священных книг являлся чем-то вроде китайской грамоты. Незнакомство с греческой новозаветной терминологией и синонимикой, кажется, совершенно не имело никаких границ. Не могли различить γιος от αϑαρς (Орл.), γιος от τλειος (Моск.), πνεμα и ψηχ (Моск.), γαπω и φλω (Моск.), πτωχς и πνης (Калужск.), πορνεα и μοιχα в Μф.5:32 (Калужск.), ϑλημα и επιϑυμα, σμα и σρξ, причем слово σρξ оказывалось совершенно неизвестным (Моск.). Неизвестно было и слово νωσις (Костр.). Студент Московской семинарии, не зная и не понимая слова τλος, не мог согласить Рим.10:4 (кончина закона Христос) с Мф.5:17 (не приидох разорити, но исполнити). По той же малограмотности и даже безграмотности в греческом языке экзаменовавшиеся за немногими исключениями (Виф. – Рим.3:25 , Тульск. – Иак.5:12 ) оказывались совершенно беспомощными, когда им предлагалось объяснить различие между славянским и русским текстами или отдать предпочтение одному из них в таких, напр., местах, как – Ин.6:27 – слав.: делайте, русск.: старайтесь, греч.: ργαζεσϑε (Ряз.), Ин.12:17 (Моск. – смешивал значение τι и τε), Лк.16:1 – слав.: оклеветан бысть, русск.: донесено было (Виф.), Иак.2:18 – слав.: от дел, русск. без дел (Виф.), 2Кор.12:7 – слав.: пакостник плоти, русск.: жало в плоть, греч.: σλοψ τ σαρ (Виф.), Еф.4:16 – слав.: всяцем осязанием подаяния, русск.: посредством всяких взаимно скрепляющих связей, греч.: δι πσης φς τς πιχορηγας (Орлов.). Все отмеченные недостатки почти в равной мере свойственны были всем выслушанным ответам. Несмотря на это, комиссия нашла возможным делать сравнительно высокую балловую оценку, имея в виду не столько запас знаний экзаменовавшихся, сколько степень обнаруженной ими вдумчивости, сообразительности и вообще способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но эта субъективная установка никак не влияет на переживание Восточного Христианства.       Отношение восточного христианства к жизненным ценностямхристоцентрическое. Восточный христианин не знает и не признает автономии ценностей в том смысле, что не считает, что эти ценности могут создаваться и прививаться вне связи с Христом. В восточном переживании ценности не автономные, но христономическое, то есть, подчиненные Христу как Главе вселенной (ср. Еф. 1, 10). В этом отношении необычайно интересны слова Ф. Достоевского, в которых он как раз и выразил эту подчиненность ценностей Христу: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». С первого взгляда эти слова представляются нам каким-то недоразумением, в них слышится даже некий фанатизм: они нас потрясают и даже страшат. Однако в действительности они есть не что иное, как выражение того центрального положения, которое Христос занимает в переживании и мышлении Восточного Христианства. Ведь всякая отвлеченная истина должна измеряться конкретной и живой истиной. Отвлеченную истину может признать всякий человек. Ведь именно эту отвлеченную истину имеет в виду св. ап. Иаков, когда пишет в своем послании: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Вера в единого Бога есть отвлеченная истина, поэтому она общая и для беса, и для человека. Но когда эту отвлеченную истину надо измерить конкретной живой истиной, по мысли св. ап. Иакова, – делами во имя своего ближнего (ср. Иак. 1, 14-26), тогда выявляется огромное различие между теми, которые «веруют и трепещут», и теми, кто исполняет дело и творит милосердие (ср Иак. 1, 27).       Конкретная и живая истина есть Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Вл. Соловьев очень верно заметил, что «единая и неизменная истина, заложенная в человечестве сначала как чаяние (для языков) и как обетование (для народа Божия) становится событием чрез явление во плоти действительного Богочеловека Иисуса Христа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010