Осилить ее, действительно, удалось немногим. В самом деле, если бы, по словам святых отцов, «не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22). Вместе с душевным удавлением, когда человек погружается «в тимении глубины» (Пс. 68:3), его смущают «потоци беззакония» (Пс. 17:5), так что, по словам апостола Павла, «отвне — нападения, внутри — страхи» (2Кор. 7:5), и «нет разумевающего» (Рим. 3:11). Даже и это жалкое тело, которое с готовностью поднимало свой крест, если он соответствовал мере его возможностей, теперь бессильно. Оно не только не выполняет установленных для него трудов, но расслабляется, ленится, становится нестойким и содействует отчаянию. Ум помрачается и склоняется к безразличию, логика не в состоянии привести ни к чему здравому, но доходит до смехотворных выводов. Дерзновение исчезает, а вместо него одерживает верх неясная боязнь, так что малейший шум или тень наводят страх. Как говорит учитель безмолвия великий Исаак Сирин, несчастный человек вкушает от «горьких вод адского мучения».    Разумный путь к исцелению заключается здесь в том, чтобы, определив, откуда началось падение, вернуться к этому месту и положить начало обращению. Происхождение же зла относится к тому моменту, когда человек поверил, что обрел Божественную благодать, благодаря подвижничеству и собственным благим усилиям, и что все, кто лишены ее, виноваты в этом сами, поскольку не хотят подвизаться. О проклятая самоуверенность, рождающая и питающая эгоизм и самомнение! Поскольку «Бог гордым противится и только смиренным дает благодать» (Иак. 4:6. 1 Пет. 5:5), то самонадеянный, естественно, остается покинутым, чтобы, побыв в одиночестве, на опыте убедиться, что «человек суете уподобися» (Пс. 143:4) и что «яко аще не Господь бы был в нас» (Пс. 123:2), кто бы мог спастись от врага и человекоубийцы?    Вот что говорит сам старец о том, каким образом прельщается скраденный врагом человек: «А оный младенец, не зная ни этой сети, ни того, что сей советчик есть древнее зло, радуется его прелести, ложь за истину принимает, всех кругом порицать начинает».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4:4—5). Она есть чистый и бесстрастный взор на земные блага, именно, христианин взирает на них: 1) как на средство и пособие к безбедному препровождению земной жизни и к удобнейшему приготовлению себя для жизни небесной; 2) как на дары благодати Божией, дающей нам «вся обильно» к наслаждению с благодарением к Подателю благ (1 Тим. 6, 17, 4:3); 3) как на предметы, доставляющие нам удобный случай питать и раскрывать в себе высокие добродетели благотворительности к ближним и любви к Богу. Апостол Павел заповедует Тимофею увещавать «богатых в настоящем веке ... благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровиществующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь» (1 Тим. 6:17—19); 4) вообще на всю земную жизнь христианин, стремящийся к небесному, смотрит как на странствование и приготовление к небесному отечеству: «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13:14). Посему как при скудости благ земных не предается убийственным заботам, что есть, что пить, во что одеться (Мф. 6:25), так и при обилии земных благ не прилепляет к ним сердца своего (Пс. 61:11). б) Преданность воле Божией Преданность воле Божией или успокоение в Боге есть то состояние духа, в котором христианин всего себя, все, что имеет и что может случиться с ним, вверяет Промыслу Божию и на все происшествия своей жизни смотрит спокойно. Преданность воле Божией требует от христианина, чтобы он: 1) все заботы свои возлагал на Бога Промыслителя, по заповеди Апостола: «смиритеся... под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше Нан, яко Той печется о вас» (1 Пет. 5:6—7); 2) был чужд той самонадеянности, которая по своим мыслям располагает будущим временем, будущими делами и выгодами, без отношения к воле Божией, каковую самонадеянность обличает апостол Иаков: «Слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем в он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет и живи будем и сотворим сие или оно» (Иак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2927...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Марку (Давлетову), епископу Воркутинскому и Усинскому 8 января 2018 г. 14:10 8 января 2018 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Марка (Давлетова) во епископа Воркутинского и Усинского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал владыку Марка на служение. Преосвященный епископ Марк! Сегодня ты пережил одно из знаменательнейших и судьбоноснейших событий в твоей жизни. Благословен Бог, явивший Свою совершенную волю и призвавший тебя к епископскому служению, на которое ты и поставлен ныне собором архипастырей. Чрез возложение наших рук и по молитвам всей Церкви тебе ниспослана благодать Духа Святого. Та же сила сошла некогда на учеников Спасителя в Сионской горнице — теперь ее принял и ты. Господь вручил тебе самое высокое и ответственное служение в Церкви Христовой — епископство. Но оказанное доверие — не повод для гордости или самопревозношения, и поэтому со смирением и упованием на помощь свыше, а не со стремлением господствовать над наследием Божиим (1 Пет. 5:4) начинай свой нелегкий архипастырский путь. Будь не только слышателем, но и усердным исполнителем слова (Иак. 1:22), которое по долгу Предстоятеля и я ныне обращаю к тебе. Избранный к благовестию Божию о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого и получил ты благодать и апостольство (Рим. 1:4-5), ты должен прежде всего хорошо уяснить себе суть и особенности этого непростого служения. «Епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово» , — свидетельствует преподобный Исидор Пелусиот (Письмо 136. Комиту Ермину). Что же это за дело? Уподобляясь благому и великому Пастырю, епископ призван жертвенно служить Богу и людям и нести на себе немощи паствы. Это не «антикризисный менеджер» или«церковный губернатор», как иногда неверно называют архипастырей внешние люди, но духовно мудрый и любящий отец, наставляющий врученных ему чад в учении Господнем (Еф. 6:4) и ведущий их ко спасению. Очень важно, чтобы именно так ты и воспринимал свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/5096646.ht...

… Об отчаянии, которое святой Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться, и таким образом получает прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает: но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово Апостола: «егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет» (Евр. 12:6). т.1, с. 663—664]. В большинстве случаев мы страдаем по собственной вине. Так не будем же отчаиваться, признаем свои ошибки и грехи, и обратимся к Богу, который и поможет нам. Но при этом прежде всего смиримся и отречемся от гордости, которая мучает нас и заставляет страдать, и далеко удаляет от Господа. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6, 1 Пет. 5:5) . Глава 8. УЧЕНИЕ ОБ ИСКУШЕНИЯХ Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении — это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения. 8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО» Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так: При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! т.1, с. 294].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

В случае скрытного приезда, он оставлял свою повозку за рекою (Сосною) и пешком приходил к заключенным в темницы. При входе он сперва так, как детей своих, приветствовал их, садился с ними, распрашивал каждого о вине заключения и, изведывая каждого совесть, утешал сперва, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, при выходе оделял преступников милостынею, а заключенным по долгам давал выкупные деньги и поспешно удалялся из темницы в богадельни с таковым же подаянием, а после и из самого города... Вскоре узнавали о сем и граждане; все стремились увидеть его, искали его, но он уже был далеко, и на пути останавливался только для перемены подвод». (Евфимий Болховитинов, прот. Полное описание жизни Тихона... С. 48). 103 Встречающиеся. 104 Ср.: 1 Пет. 2, 21 – 23. 105 Внимательно, строго. 106 Лживыми, льстивыми речами. 107 Будет отогнан. 108 Иак. 4,7. 109 Не только. 110 Понимал, ясно различал. 111 Гал. 6,3. 112 Только. 113 Собирался. 114 Передал. 115 Очень, весьма. 116 Песн. 5, 1; Иер. 25, 27. 117 В своем присутствии. 118 Пропала. 119 Речь идет, очевидно, о наводнении, постигшем Петербург в ночь с 9-го на 10-е сентября 1777 г. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за этот год 74) читаем: «С 9-го на 10-е число сего месяца, в ночи, в городе был сильный с моря ветр, и приключил здесь наводнение. Вода в самой последней высоте была полтора фута выше наводнения, бывшего в 1752 г.; от поверхности же обыкновенной равнины была 10 футов. В сем положении она стояла несколько минут. Нижнее жилье почти во всех домах понято было водою, выключая некоторые части города, стоящие на пригорках»... Один из очевидцев этого наводнения замечает, что наводнение это было «самое разорительное из всех, бывших в Петербурге в прошлом столетии, причинившее неимоверный вред». К большему ужасу, «наводнение случилось во время ночи: почему, несмотря на маловременное продолжение оного, множество людей и скотов пропало». (Берх В.Н. Подробные исторические известия о всех наводнениях, бывших в Петербурге. СПб., 1826. С. 31–32). Сохранились в предании и другие примеры прозорливости Святителя. «Когда получен был манифест о рождении великого князя Александра Павловича, святитель Тихон в разговоре с другом своим Никандром Алексеевичем Бехтеевым предсказал многое, что совершилось при Александре. В 1812 г., когда Наполеон только что вступил в Россию, Никандр Алексеевич, со слов святителя Тихона, говорил, что Голиаф погибнет, а Россия восторжествует». (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые... 1864. С. 64). «Будучи раз в Ельце у Ростовцевых и встретив здесь бегающего по комнате мальчика, Святитель спросил, чей это мальчик и как его звать. «Это мой внук Александр», — отвечал Ростовцев. Святитель погладил по головке мальчика, благословил и, посмотрев на него с участием, сказал: «Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в Небесное Отечество». Через три дня, доселе здоровый, мальчик скончался». (Житие святителя Воронежского Тихона. СПб., 1862. Ч.1, с. 156).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   Слово Божие неоднократно говорит, что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5:5; Иак. 4:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет», – утверждает святой Псалмопевец (Пс. 33:19; ср.: Пс. 50:19).    Смирение, по учению преподобного Исаака Сирина, делает человека достойным милости Божией. «Молитва смиренномудрого, – говорит он, – как бы прямо из уст в уши». Святитель Игнатий (Брянчанинов) считает милосердие и смирение как бы крыльями, которые возносят молитву на небо. «Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».    Святые отцы советуют растворять молитву слезами, сопровождать ее постом и возносить ее от чистого сердца. Слезы на молитве они считают «орудием к получению всякого прошения», называют молитву с воздыханиями и слезами прекрасной, особенно, если слезы проливаются безмолвно; наконец, слезы для молитвы считают той же принадлежностью, какой для пищи является соль.    Пост и всяческое воздержание служат хорошим условием к успешности христианской молитвы (Мф. 17:21; Лк. 5:33; 21, 34). По выражению преподобного Ефрема Сирина, «пост возводит молитву на небо».    Особенно бывает благоприятна молитва от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Даждь ми, сыне, твое сердце», – взывает Он к человеку (Притч. 23:26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит». 6. Совершение молитвы: во имя Господа нашего Иисуса Христа, призывание на помощь Божией Матери и всех святых    Чтобы молитва была успешной, необходимо совершать ее: во имя Господа нашего Иисуса Христа, призывать на помощь Божию Матерь и всех святых.     Молитва во имя Господа нашего Иисуса Христа    Сам Господь наш Иисус Христос говорил о великом значении призывания Его имени в молитве. Он оказал: «Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое; просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16:23-24). Какое великое утешение и отрада для молящегося заключается в этих словах Спасителя! Господь обещает исполнение всех наших прошений, если только они будут возноситься во имя Его. Отсюда неудивительно, что люди, достигшие святости, считают призывание имени Иисуса в молитве необходимым для нас и важнейшим условием для успешности молитвы. «Посредством Его, – пишет святой Климент, епископ Римский, – взираем мы на высоту небес; чрез Него как бы в зеркале видим чистое и пресветлое лице Бога; чрез Него отверзлись очи сердца нашего; чрез Него омраченный ум наш возникает в чудный Его свет; чрез Него восхотел Господь, чтобы вкусили бессмертного ведения». Святитель Московский Филарет говорит, что от призывания в молитве имени Господа Иисуса «распространяется благоухание Святого Духа» и что такую молитву верующей души примет наш Небесный Отец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6, 17; 4, 3); 3) как на предметы, доставляющие нам удобный случай питать и раскрывать в себе высокие добродетели благотворительности к ближним и любви к Богу. Апостол Павел заповедует Тимофею увещавать богатых в настоящем веке благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровиществующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь (ср.: 1 Тим. 6, 17—19); 4) вообще на всю земную жизнь христианин, стремящийся к небесному, смотрит как на странствование и приготовление к небесному отечеству: не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14). Посему как при скудости благ земных не предается убийственным заботам, что есть, что пить, во что одеться (см.: Мф. 6, 25), — так и при обилии земных благ не прилепляет к ним сердца своего (см.: Пс. 61, 11).   б) Преданность воле Божией   Преданность воле Божией или успокоение в Боге есть то состояние духа, в котором христианин всего себя, все, что имеет и что может случиться с ним, вверяет Промыслу Божию и на все происшествия своей жизни смотрит спокойно. Преданность воле Божией требует от христианина, чтобы он: 1) все заботы свои возлагал на Бога Промыслителя, по заповеди Апостола: смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше нанъ, яко Той печется о вас (ср.: 1 Пет. 5, 6—7); 2) был чужд той самонадеянности, которая по своим мыслям располагает будущим временем, будущими делами и выгодами, без отношения к воле Божией; каковую самонадеянность обличает апостол Иаков: слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем в он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и. приобретение. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет и живи будем и сотворим сие или оно (ср.: Иак. 4, 13, 15). Но не требует того, чтобы христианин предавался праздности, не деятельности и ожидал сверхъестественного действия Божия там, где может действовать естественными силами и средствами. Молим вы, братие, учит апостол Павел, любезно прилежати еже безмолвствовати и деяти своя, и делати своими руками, якоже повелехом вам (ср.: 1 Сол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

1) Призывание святейшего имени И. Христа: знамения веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут ( Мк.16:19 ). «Поражай врагов именем Иисусовым, – учит св. И. Лествичник, – потому что ни на небе, ни на земле нет другого столь крепкого оружия» против диавола (Лест. XXI, 7). Крестное знамение, соединенное с мыслью о победных страданиях И. Христа на кресте, имеет силу прогонять демонов. 2) Пост и молитва . Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом ( Мк.9:29 ). Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (во искушение), учил Спаситель ( Мф.26:41 ; сн. 6, 13). Молитва сильна низвести и благодатную помощь и заступление в борьбе с врагами спасения. 3) Духовное бодрствование: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет, 5, 8; сн. Иак.4:7 ; Еф.6:11–18 ). По притче Спасителя, враг диавол пользуется сном людей, чтобы сеять плевелы к погибели людей ( Мф.13:25, 39 ). Но настанет время, когда совершенно будут сокрушены влияние и власть диавола и его ангелов над человеком. Это совершится с откровением в полной силе и славе царства Божия и Христова. II. Отношение к человеку Бога-Промыслителя § 72. Достоинства и свойства первозданного человека. Промышление Божие о нем в первобытном его состоянии. Блаженство прародителей в раю I. Первый человек создан был Богом совершенным по всей своей природе. В нем не было и тени греха. Сие обретох, – говорит Премудрый, – яко сотвори Бог человека правого ( Екл 7, 30 ). Однако совершенство первозданной природы человека, при ее безгрешности, не было полнотою духовно-нравственного совершенства, состоянием раскрывшихся в познании истины и утвердившихся в добре сил человека. Развивать и укреплять свои силы предстояло человеку путем собственной самодеятельности; в богоподобной и безгрешной природе дарована ему только способность к беспрепятственному, постепенному и нескончаемому совершенствованию. Частнее, свойства и состояние природы первозданного человека в откровении изображаются в таких чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Мы угождаем Богу взаимоотношениями с Ним. Авраам был назван другом Божьим (2 Пар 20:7, Ис 41:8, Иак 2:23), а Христос называл друзьями Своих учеников (Лк 12:4, Ин 15:14). Вдохновленный Богом Павел уподобляет Церковь невесте Христа (Еф 5:32 ср. Откр 21:2). Подобно друзьям или членам семьи, Бог и Его народ находят радость во взаимном общении.    Мы угодны Богу в своем стремлении подражать Ему Его любовь живет и действует в нас, побуждая использовать данные Им таланты и дарования во всех сферах жизни. Однако христиане имеют особое призвание трудиться на ниве милосердия, поскольку милосерден Бог наш (Втор 10:17—19, Лк 6:35—36). Антиномианизм     Антиномианизмом (что можно перевести как «отрицание закона») называется определенная система взглядов, отрицающая, что изложенный в Писании Божий закон должен непосредственно направлять христианскую жизнь.    Дуалистический антиномианизм впервые появляется в гностической ереси, против которой выступали апостолы Иуда и Петр (2 Пет 2, Иуд 1:4—19). Согласно гностикам, спасение предназначено только для души; а все, что связано с человеческим телом, Богу безразлично и не имеет отношения к здоровью души. Поэтому неважно, сколь безнравственна и порочна жизнь человека, его поведение не имеет никакого значения.Духоцентричный антиномианизм настолько полагается на внутренние побуждения от Святого Духа, что отрицает всякую необходимость в изучении закона с целью узнать, как следует жить. Свобода от закона как средства спасения интерпретируется как свобода от закона нормы поведения. В первые 150 лет эпохи Реформации доминировал этот вид антиномианизма. Очевидно, что и Коринфская церковь познала это заблуждение, поскольку Павел настойчиво убеждал коринфян, что истинно духовная личность должна признавать авторитет Слова Божьего (1 Кор 14:37 ср. 1 Кор 7:40).    Другая разновидность антиномианизма исходит из утверждения, что Бог не видит грехов верующих, потому что они находятся во Христе, Который исполнил закон за них. Отсюда они делали ложный вывод, будто их дела не имеют реального значения при условии, что они сохраняют свою веру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

δικαιθη ν πνεματι, φθη γγλοις, κηρχθη ν εθνεσιν, πιστεθη ν κσμω, νελμφθη ν δξη. 1 Тим. 3:16   Последний отрывок — несомненная цитата. Сторонники критической редакции справедливо отказались от некогда общепринятого чтения θες и заменили его словом ς, которое относится к Богу или ко Христу. В некоторых манускриптах использовано местоимение среднего рода о, которое относится к μυστριο v. Тексту 1 Пет. 3:10–12, который звучит как псалом, Уэсткотт и Хорт также придали вид стихотворной цитаты. Стих Иак. 1:17, вероятно, не является цитатой, однако представляет собой полный гекзаметр:   πσα δσις αγαθ και πν δρημα τελεον.   Лиддон (Liddon, Divinity of Christy p. 328) включает в число гимнологических цитат Тит. 3:4–7 (он называет эти стихи «гимном на пути к спасению») и некоторые другие отрывки, которые мне кажутся сомнительными. 677 Отк. 1:5–8; 3:7,14; 5:9,12–13; 11:15,17,19; 15:4; 19:6–8 и другие стихи. В этих отрывках отсутствует еврейский параллелизм, но они написаны поэтическим языком, поэтому Уэсткотт и Хорт набрали их унциальным шрифтом. 678 Мк. 1:4 (βπτισμα μετανοας εις φεσιν αμαρτιν, это сказано об Иоанновом крещении); Мк. 1:8, где Креститель указывает на различие между своим крещением, крещением водой (δατι), и крещением Христа, крещением Святым Духом (πνεματι γω); Мф. 3:11; Лк. 3:16; Ин. 1:33 ( βαπτζων ν πνεματι γω); Деян. 2:38 (первое христианское крещение, когда Петр призвал своих слушателей: Μετανοσατε, και βαπτισθτω καστος υμν ν τω ονματι Ιησο Χρ. εις φεσιν των αμαρτιν υμν, και λμψεσθε την δωρεν του αγου πνεματος); Деян. 8:13; 11:16; 18:8 (πστευον και βαπτζοντο); Рим. 6:4 (βπτισμα εις τν θνατον); Гал. 3:27 (εις Χριστν βαπτσθητε). Связующим звеном между крещением Иоанна и крещением Христа была μετνοια. Английский перевод этого слова, repentance (производное от латинского pœnitentia, «покаяние»), неверен. Греческое слово означает изменение ума (νος), то есть изменение и преобразование всей внутренней жизни человека, сопровождаемое соответствующими внешними изменениями. Именно это было целью проповеди Иоанна Крестителя, и сам Христос начал Свое служение с призыва: Μετανοετε και πιστεετε ν τω εαγγελω (Мк. 1:15). 679

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010