Совершенно с теми же свойствами хитрости, зависти и лукавства является злой дух и по книге Царств, в видении пророка Михея ( 3Цар.22:19–23 ), и по книге пророка Захарии ( Зах.3:1–2 ). По видению первого, чтобы побудить царя израильского Ахава преступить заповедь Божию, он обещается сделаться духом лжи в устах пророков, а второму, чтобы продлить наказание евреев, он клевещет на народ израильский. Св. Иоанн Богослов истину бытия злых духов тесно связывает с истиною пришествия в мир Сына Божия: Творяй грех от дьявола есть, яко исперва дьявол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела дьявола ( 1Ин.3:8 ; ср. Мф.12:24–29 ; Иак.2:19 ; 2Кор.2:11 ). Из этих слов следует, что не зная, кто такой дьявол, мы не можем знать, что сделал для нас Иисус Христос, и отрицание злых духов ведет к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны искупления. В самом деле, для чего Христу было приходить на землю, когда дьявола нет? А отрицание искупления необходимо должно привести к отрицанию всего христианства. Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела дьявола, свидетельствует вся Евангельская История. Ваш отец дьявол, — говорит Иисус Христос иудеям, — и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). Затем Христос и в положительном учении, и в притчах, — в объяснительной их части, — часто упоминает о дьяволе и о аггелах его, и везде учит о них как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их и блюдомых для вечного огня. Изображая последний Страшный Суд, Христос говорит: (Сын человеческий) скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). Осуждение свое Господь изрекает грешникам — существам действительным; не ясно ли из этого, что дьявол и аггелы его — тоже существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающей и их последователей — грешников.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Что же можно сказать на основании Священного Писания о всех людях вообще? «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). «Нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ). «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»» ( Притч.20:9 ). «Все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). Если природа человека так растленна и грешна, то ясно, что наш Спаситель, не сотворивший никакого греха, не может быть просто человеком, и все приведенные выше свидетельства доказывают с несомненною убедительностью, что Иисус Христос, осужденный еврейским синедрионом как преступник, есть в действительности Богочеловек, воплотившийся Сын Божий. В данном евангельском рассказе мы находим прямое, решительное, устраняющее все сомнения, свидетельство Самого Господа Иисуса Христа о Своей Божественной природе: «первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» ( Мк.14:61–64 ). Мк.14:66–72 Первосвященника двор тесный Шумит народом. Блеск зари Померк на высоте небесной... Навстречу звездам фонари Зажгли; свет факелов багровых Неясно освещает двор. Свежеет; из ветвей терновых Сложили пламенный костер. В свету дрожат, шатаясь, тени, – И в их изменчивой игре Белеют судьбища ступени, Мелькает стража на дворе. Сверкают шлемы, блещут копья, Вокруг огня сидит народ, И ветер двигает отрепья, И говор сдержанный плывет... И у костра, присев на камень, Взирает сумрачно на пламень Один из тех, кто вслед Христа Бродил, внимал Его ученью, Чьи вдохновенные уста

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

1 . Кроме веры в Бога и надежды на Него, для угождения Ему и для спасения души необходима еще добродетель – любовь к Богу, сопровождаемая добрыми делами. 2 . Любовь есть действие и плод истинной веры в человеке. Если мы веруем в Бога, то будем любить Его и угождать Ему добрыми делами. 3 . Для угождения Богу и спасения души человеку недовольно одной веры, без любви и добрых дел, потому что такая вера есть недействующая, мертвая, и потому не может привести к вечной жизни. 4 . Об этом так говорит Священное Писание: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел (добрых) не имеет? Как тело без духа (души) мертво, так и вера без дела мертва (т. е. не может спасти) ( Иак.2:14, 26 ). В Евангелии есть и пример на это – в притчах о десяти девах и о браке царского сына 46 . (См. I „Предварительные сведения“, 8). 5 . Как для угождения Богу и для спасения души недостаточно одной веры без любви и добрых дел; так равно недостаточно для сего одной любви и добрых дел без веры, потому что любить можно только того, кого мы знаем, а Бога познаем мы посредством веры. 6 . Об этом и Слово Божие говорит так: Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (т. е. вознаграждает ищущих общения с Ним) ( Евр.11:6 ). 7 . Что касается одной любви без добрых дел, то должно сказать, что такая любовь не есть истинная, потому что любовь истинная непременно оказывает себя добрыми делами. 8 . Примером на это могут служить дети в отношении к своим родителям. Истинно любящие своих родителей, дети стараются угодить им, боятся огорчить их чем-либо худым. 9 . Сам Иисус Христос говорит о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами, следующее: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто любит Меня, тот соблюдет (исполнит) слово (учение) Мое ( Ин.14:21, 23 ). А Апостол Иоанн Богослов пишет: Станем любить не словом или языком (т. е. не на одних словах) , но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). О Законе Божием и заповедях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

« Грех есть беззаконие » ( 1Ин.3:4 ), – определяет Священное Писание. Грех есть нарушение воли Божией, т.е. нарушение заповедей Божиих и попрание нравственного закона, напечатленного в совести человека. Но Адам, совершив грех, еще и утвердился в нем, отвергнув призыв Бога к покаянию, и тем свободно и сознательно отпал от Бога. Это отпадение воздвигло средостение между человеком и Богом ( Еф.2:14 ), преграду между человеком и полнотой благодати Божией, которой он жил, которая определяла все его бытие. Наконец, сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). « Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть » ( Прем.1:13; 2, 23-24 ). Смерть же есть не что иное, как разрушение единства и гармонии тела и души, вследствие чего тело умирает и разлагается – « прах есть и в прах вернешься ”, сказал Бог ( Быт.3:19 ), а душа, из-за отпадения от Бога и возникшего средостения между собою и Богом, оказывается вне Бога, т.е. в аду, в месте вечного (т.к. душа по природе бессмертна) мучения. Кроме того, и внешний мир пострадал ради греха человека: « проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей » ( Быт.3:17 ), – сказал Господь Адаму; и в результате этого проклятия « вся тварь совокупно стенает и мучается доныне » ( Рим.8:22 ). Но главное, что повредилось человеческое естество. В результате греха человек как бы сломался, испортился, исказился, его прекрасная гармоническая цельность раздробилась на множество осколков. Пресеклась непосредственная связь человека с Богом. Жажда Бога перестала живо, непосредственно и реально удовлетворяться. Страх Божий, осознание Его перестали действовать с властной силой. Совесть затуманилась, потеряла принуждающее, абсолютное влияние на человека. Дух оказался оторванным, отделенным от Бога. Но дух – сила творческая, бесконечная; он остался таким, каким создал его Бог – т.е. со стремлением к идеальному, бесконечному.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Орлиный взор евангелиста Иоанна видит все секты выходящими из одного общего источника: „всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста“ ( 1Ин.4:2–3 ). Дух заблуждения может принимать различные образы: то он ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), то он принимает вид ангела светла ( 2Кор.11:13,14 ). Должно также помнить, что и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). То обстоятельство, что члены известной сектантской общины в данное время исповедуют Христа, пришедшего во плоти, не служит ещё доказательством, что дух антихриста чужд им, что они водятся духом истины... История Церкви знает много сект, которые начинали с открытого признания Христа, пришедшего во плоти, и, однако, оканчивали тем, что отвергали Бога, явльшагося во плоти ( 1Тим.3:16 ). Объясняется это тем, что основные принципы каждой секты, проведённые в логическом порядке до своих крайних выводов, всегда приводят к отрицанию догмата воплощения. Мы разумеем, конечно, те секты, которые, как, напр., наши штундисты, хлысты и др., prima facie признают догмат воплощения. Итак, если будет установлено, что учение данной секты в конечных своих выводах приводит к отрицанию Христа, пришедшего во плоти, то этим ясно будет доказана и то, что секта водится духом антихриста. Это положение мы и примем за критерий, при рассмотрении известных нам сект. Всё христианство заключается в одном универсальном факте: „Слово плоть бысть“. Этими словами св. Иоанна ( Ин.1:14 ) выражена вся сущность евангельского учения. – „За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?“ – спрашивает Господь Своих учеников. – „Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон, же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого“ ( Мф.16:13–16 ). Это исповедание ап. Петра не было результатом рассудочного соображения, но оно возникло по вере, которая, не отдавая себе отчёта, как она к этому приходит, всей душой привязывается к богочеловеческой личности Христа, подобно тому, как грудной ребёнок к груди и взору матери. Естественный разум никогда не может понять факта воплощения, почему и ответ Господа Петру был следующий: „Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах“ ( Мф.16:17 ). В христианстве всё зависит от того, как человек относится к Личности Искупителя, т. е. видит ли он в Нём Единородного Сына Божия, единосущного Отцу, или нет. Кто не верит факту воплощения Бога, тот не христианин. Церковь утверждается на исповедании: „Бог явился во плоти“ ( 1Тим.3:16 ). Кто уклоняется от этого исповедания, хотя бы в самой незначительной степени, тот переходит на сторону противника Христа (антихриста), водится духом заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Орлиный взор евангелиста Иоанна видит все секты выходящими из одного общего источника: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Дух заблуждения может принимать различные образцы: то он ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), то он принимает вид ангела светла ( 2Кор.11:13:14 ). Должно также помнить, что и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). То обстоятельство, что члены известной сектантской общины в данное время исповедуют Христа, пришедшего во плоти, не служит ещё доказательством, что дух антихриста чужд им, что они водятся духом истины... История Церкви знает много сект, которые начинали с открытого признания Христа, пришедшего во плоти, и, однако, оканчивали тем, что отвергали Бога явльшегося во плоти ( 1Тим.3:16 ). Объясняется это тем, что основные принципы каждой секты, проведённые в логическом порядке до своих крайних выводов, всегда приводят к отрицанию догмата воплощения. Мы разумеем, конечно, те секты, которые, как, например, наши штундисты, хлысты и др., prima facia признают догмат воплощения. Итак, если будет установлено, что учение данной секты в конечных своих выводах приводит к отрицанию Христа, пришедшего во плоти, то этим ясно будет доказано и то, что секта водится духом антихриста. Это положение мы и примем за критерий, при рассмотрении известных нам сект. Всё христианство заключается в одном универсальном факте: «Слово плоть бысть». Этими словами свят. Иоанна ( Ин.1:14 ) выражена вся сущность евангельского учения. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», – спрашивает Господь Своих учеников. «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф.16:13–16 ). Это исповедание ап. Петра не было результатом рассудочного соображения, но оно возникло по вере, которая, не отдавая себе отчёта, как она к этому приходит, всею душой привязывается к богочеловеческой личности Христа, подобно тому, как грудной ребенок к груди и взору матери. Естественный разум никогда не может понять факта воплощения, почему и ответ Господа Петру был следующий: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). В христианстве всё зависит от того, как человек относится к Личности Искупителя, т. е. видит ли он в Нём Единородного Сына Божия, единосущного Отцу, или нет. Кто не верит факту воплощения Бога, тот не христианин. Церковь утверждается на исповедании: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Кто уклоняется от этого исповедания, хотя бы в самой незначительной степени, тот переходит на сторону противника Христа (антихриста), водится духом заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас». Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» ( Ис.1:15 ). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь. Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу. Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? ( Рим.15:30 ; см. также Еф.6:19 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18 ). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» ( Еф.1:16 ; см. также Флп.1:34 ; 2Сол.1:11 ). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский ( Зах.1:12–13 ). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти ( 2Мак.15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35 ; 1Кор.6:20 ; 1Ин.3:18 ; Лк.22:41 . Лк.19:41–42 . «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3 ; Мк.12:41 ; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35 , стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20 ; Иак.2:10 . Евр.13:20–21 . «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . О благодарности к Богу Лк.17:18–19 . «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13 , или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3 . Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда поклоняемся единому Богу, Отцу Иисуса Христа (ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце. 4 . Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как, изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения, Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из этих слов: во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во единого Господа Иисуса Христа, – не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы, прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы, таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их. 5 . Итак, Бог хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле, а по естеству и по самой истине есть Отец единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собой. Этот Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим Его совершенствам, должен быть чтим; Отец, сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, и ни тени перемены (ср. Иак.1:17 ); Отец совершенный, совершенного Сына родивший и все предавший Рожденному: все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ), говорит Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ), говорит Сын; и еще: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). А потому и мы говорим вместе с апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( 2Кор.1:3 ; Еф.3:14–15 ), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, напротив, исповедающий Сына имеет и Отца; и мы сознаем, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( 1Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Прежде надо «вникнуть в закон совершенный, закон свободы, и пребыть в нем» ( Иак.1:25 ) и только тогда стать «исполнителем дела» и «блаженным в своем делании». Апостол Иоанн Богослов вполне определенно говорит о первичности духовного устроения человека пред всяким делом: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:8,9 ). Дела человеческие – злые или добрые не замыкаются на самом делателе – они доходят до небес и потрясают их; все дела у Бога взвешены, и худые из них прогневляют Бога ( 1Цар.2:3 ), так что на каждое из них найдется возмездие ( 2Цар.15.7 ). Дела Божии связаны с делами человеческими – они как внимательный отклик на все деяния людей. У Тертуллиана есть образная фраза, что мы молитвой своей обезоруживаем небеса, заставляем их посылать дождь на землю. Ни один грех не минует наказания, и ни одно доброе дело не минует похвалы – «ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда» ( Иов.34:11,12 ). Все люди – дело рук Божиих, и в этом они равны для Его суда, и лишь только дела их судит Господь, в которых может быть разное – или злое, или доброе ( Иов.34:19 ). Всякому человеку предстоит избрать доброе или злое, но если выбор совершен и сердце прилежит добру, то естественен вопрос: «Что нам или мне делать?» Такие вопросы очень часто встречаются в Писании. К понятию «дело» приложено понятие «уметь», поэтому вместе с вопросом «что нам делать?» высказывается просьба – «научи нас». В целом Священное Писание – это учебная книга к обретению добрых дел ( 2Тим.3:16 ). Господь от века сказал: «...буду учить вас, что вам делать» ( Исх.4:15 ), а потом еще раз, чтобы Мне услышать ваши моления «удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро...» ( Ис.1:16,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010