Иак.3:16 .  ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Имея в виду ниже ( Иак.3:17 ) полно охарактеризовать истинную мудрость, Апостол здесь показывает, что не есть истинная мудрость. Признаками такой неистинной мудрости являются: горькая зависть или ревность в дурном смысле ( ζλος πικρς) и сварливость ( εριθεα) – свойства, прямо противоположные «мудрой кротости» ( Иак.3:13 ). Эта неистинная мудрость, являющаяся лишь пародиею на истинную мудрость, имеет и происхождение, прямо противоположное мудрости небесной. Ложная мудрость отнюдь не нисходит свыше от Бога ( Иак.1:15 ); напротив, всецело земная, επγειος, исключительно принадлежит миру, враждебному Богу ( Иак.4:4 ); не духовная, а душевная, ψυχικ; не божественная, а бесовская, δαιμωνιδη (ст. 15). Такой характер и такое происхождение этой лжемудрости свидетельствуется ее плодами, каковы: «неустройство и все худое» (ст. 16), что абсолютно чуждо Бога, ибо Бог не есть Бог нестроения, но мира ( 1Кор. 14:33 ). Иак.3:17 .  Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Иак.3:18 .  Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Для плодотворного и спасительного учительства нужна «мудрость, сходящая свыше», т.е. от Бога ( Иак.1:17 ). По изображению Апостола Иакова, мудрость эта, прежде всего, чиста, αγν: чистота и святость суть основные свойства истинной мудрости. Затем следующие три качества ее составляют противоположность ревности и сварливости ложной мудрости: истинная мудрость: а) мирна, ειρηνικ, – распространяет вокруг себя только мир; б) кротка или скромна, επιεικς; в) послушлива, уступчива, ευπειθς. Далее следует самое положительное свойство истинной мудрости: «полна милосердия и добрых дел» – богата делами благотворительной любви, составляющей существенное свойство благочестия ( Иак.1:27 ). Наконец – «беспристрастна и нелицемерна», δικριτος νυπκριτος – чужда сомнений в истинах веры и абсолютно искренна, прямодушна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В кумранской общине больной также не мог быть полноправным членом: «И каждый, пораженный любой человеческой нечистотой, пусть не входит в собрание» (в частности, упоминаются «больной ногами или руками, хромой или слепой, или глухой, или немой, или тот, чьей плоти коснулась порча, так что заметно глазам», и немощные старики, см.: 1QSa 2. 3–11; ср. Втор.23:1–6 ). Иосиф Флавий описывает случай, когда парфяне разграбили Иерусалим и сделали царем Антигона, который своему дяде первосвященнику Гиркану «собственными зубами искромсал уши, чтобы тот никогда и ни при каких обстоятельствах уже не мог стать первосвященником, ибо первосвященник должен обладать телесным совершенством» ( Иосиф Флавий . Война 1. (269–270). 13. 9; ср. T Parah 3. 8). Связь тела отдельного человека с общественным организмом и, более того, со всем космосом, характерна для многих древних культур . Космос описывается как тело уже у Платона (Тимей 31В, 34В). Характерно и высказывание Сенеки: «Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное и человеческое, – едино: мы только члены огромного тела» (Письма 95. 52). В раннехристианской литературе эта концепция наиболее полно представлена в Послании ап. Иакова. Для автора этого послания характерно противопоставление полноты и единства разделениям и болезням ( Иак.1:2–4 ), как на индивидуальном ( Иак.1:8, 4:8 ), так и на социальном ( Иак.4:1 ) и космическом ( Иак.3:15–16 ) уровнях. Подчеркивая, что к смерти ведет грех ( Иак.1:13–15, 5:20 ), ап. Иаков, тем не менее, причиной болезни называет человеческие страсти (греч. πιθυμας) ( Иак.1:13–14 ). Болезни тела передаются обществу (Иак.4:1–2: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите»). Поскольку в Боге – наивысшая полнота и целостность, ап. Иаков утверждает, что от Бога болезнь и разделения исходить не могут (Иак.1:13: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого») . Профессиональные медики

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Глава II Увещание к нелицеприятному отношению к ближним (1–13). Учение о вере и добрых делах в отношении к оправданию (14–26). Иак.2:1 .  Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Апостол только что ( Иак.1:27 ) указал, что истинное благочестие более всего выражается в благотворительной, деятельной любви к несчастным. Теперь ( Иак.2:1 ) он первооснову и источник этой добродетели указывает в правой вере в Господа Иисуса Христа, Которого он здесь именует Господом славы, с целью, быть может, поднять благоговейное настроение читателей послания, а вместе показать всю несообразность того лицеприятного предпочтения богатых бедным пред лицом Господа и славы, которое Апостол сейчас же (ст. 1) называет, а далее ( Иак.2:2 ) обличает: «кто делает что-нибудь с лицеприятием, тот бесчестит самого себя, так как показывает неуважение к сроднику своему и, прежде всего, неуважение к самому себе, потому что свойство действий в отношении к подобному себе переходит и на самого действующего» (блаж. Феофил.). Иак.2:2 .  Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, Иак.2:3 .  и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – Иак.2:4 .  то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Что предупреждение против лицеприятия ( Иак.2:1 ) вызывалось наличностью в первохристианском обществе этого порока, показывает приводимый здесь, ст. 2–3, и заимствованный, очевидно, из действительной жизни читателей послания пример лицеприятия, тем более недопустимого и предосудительного, что совершалось оно в богослужебном собрании верующих ( συναγωγ здесь, как и в Евр. 10 – церковно-христианское богослужебное собрание) пред Господа славы, пред Которым всякая слава и величие мира сего – ничто. Усматривая в таком поведении читателей очевидное нарушение совершенного закона веры Христовой, св. Апостол укоризненно замечает: « бысте судии помышлений злых» (4 ст.), т.е. «вы испортили свой приговор… стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Обратимся теперь к учению о страстях. Святые отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Вот оно и здесь – учение о грехе как о смерти; тот же, кто отвратит от греха ближнего, воскрешает умирающую или умершую душу, и этим многое покрывается.    Наших подвижников часто укоряют за то, что они призывают к плачу. О чем плакать? Да коли есть грехи, так надо и плакать – плач, говорят святые отцы, есть «укоренившаяся скорбь кающейся души». А у апостола: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4:9). Да, если вы желаете идти по пути обожения, то очиститесь: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).    Заметьте, что Иаков дает почти полный перечень страстей, о борьбе с которыми говорят святые отцы. Чтобы не очень затруднять вас, я перечислю только некоторые.    Прежде всего – гнев. Гнев есть та страсть, борьба с которой очень подробно разработана святыми отцами; и о ней же говорит апостол, первый предстоятель Иерусалимской Церкви.    Затем он говорит о той страсти, которую мы также хорошо знаем по писаниям святых отцов, – о многоглаголании и о борьбе с языком: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). И далее: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Еще сильнее говорит он в другом месте: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак.3:3—5); а отсюда и ложь: «и язык – огонь, прикраса неправды» (Иак.3:6).    Точно так же сталкиваемся мы в Послании апостола Иакова с упоминанием и о других страстях, которые вовсе не придуманы спасавшимися «в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр.11:38), но которые есть у каждого из нас, ибо не пустынникам, ушедшим от мира, пишет апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чтобы избегать лицеприятия и соблюсти царский закон любви во всем, и в особенности к меньшим братьям, Апостол заповедует нам помнить и беречь вообще христианскую свободу и нашу независимость от сильных мира: так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы, ибо суд без милости оказавшему милости (в отношении к нищему и худородному), напротив же превозносится милость над судом (Иан. 1:12, 13). б) Поползновение достигнуть спасения и оправдания одной верой без любви добрых дел ( Иак. 2:14–26 ). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»? Конечно, нет. Такую бесплодную веру, не приносящей никакого облегчения нуждающимся братиям нашим, можно назвать мертвой верой, которую и бесы имеют и однако же трепещут ( Иак. 2:14–20 ). Примерами же деятельной и спасительной веры могут и должны служить для вас Авраам и Раав-блудница. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак. 2:21–26 ). в) Искание учительства с наклонностью судить и обличать ближнего (злоупотребление языка). Иак. 3:1–18 . Безопаснее уклоняться от учительства, ибо оно ответственно, а мы и без того многогрешны; так что тот, кто победил в себе высокомерную наклонность властвовать словом над совестью не подчиняющихся нам ближних и умеет вообще уберегать себя от пересуд и укоризн ближнего словом, тот прямо есть человек совершенный, могущий обуздать и все тело, т. е. все остальные грешные инстинкты, таящиеся в нашей чувственности ( Иак. 3:1–2 ). Как велико значение языка, этого небольшого, по-видимому, члена, который мы должны обуздывать в его грешных порывах, – это изъясняет Апостол подобиями малых удил, влагаемых могучим коням в рот для управления всем их телом, малого руля, управляющим движением кораблей и побеждающего ярую силу ветров, а также малого огня, сожигающего громадные вещества ( Иак. 3:3–5 ). Вред от необузданного языка Св. Апостол изображает самым сильными чертами: язык огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и, как разгоревшаяся ось в колесе, воспламеняет круг нашей жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак. 3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Учение Послания Иакова III. Смысл искушений по Посланию Иакова 1. Что понимает апостол Иаков под искушениями в Гл. 1? 2. Для чего нужны искушения и откуда происходят? (см. Приложение) 3. Какое неправильное понимание искушений обличает апостол Иаков (гл. 1)? IV. Вера и дела в Послании Иакова; сопоставить с Евр., Рим., Гал. 1. Обсуждение терминологии апостолов Павла и Иакова: вера, дела, закон, виновность, оправдание 2. Чем объясняется созвучие темы веры и дел у ап. Павла (напр., Рим. 3:28 ) и ап. Иакова ( Иак. 2:20 )? 3. Непротиворечивость учения апостолов Павла и Иакова о вере и делах V. Бедность и богатство, отношение к миру по Посланию Иакова 1. Положение бедных и богатых в Церкви (см. Домашнее задание) 2. Каким по Иак. должно быть правильное отношение к богатству? 3. В чем опасность богатства? 4. Понятие «мир» в Послании Иакова: хранить себя от мира (1:27); дружба с миром (4:4) VI. Проблема учителей в Послании Иакова; два вида мудрости (гл. 3) 1. К кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других? (см. Приложение) 2. В каких пороках обличает ап. Иаков самозваных учителей? 3. Критерии различения истинной мудрости ст ложной 4. Ветхозаветное учение о мудрости (Прем, Иов) VII. Послание Иакова о Таинстве Елеосвящення 1. Иак. 5:13 – 15 как указание на Таинство Елеосвящения 2. Свидетельство ( Иак. 5:13 – 15 ) о ранее существовавшей практике: Блж. Феофилакт. «Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем ( Мк. 6:3 )» (С. 191) 3. Внешняя форма и плоды Таинства Елеосвящения (см. текст Иак.) Стихи для узнавания Иак. 2:14 – 20 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Язык человеческий может оказаться «неудержимым злом», исполненным «смертоносного яда» (Иак 3. 8). Им мы не только «благословляем Бога и Отца», но и «проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак 3. 9). Вместе с тем побороть в себе «словесные» Г. весьма трудно. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак 3. 2). Поэтому тому, кто не овладел этим искусством, апостол советует не брать на себя обязанность учительства: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению...» (Иак 3. 1). В Послании апостола содержится и суровое обличение социальной несправедливости, порожденной расслоением христ. общины на богатых и бедных. Г. корыстолюбия и жадности сделали сердца богатых черствыми к материальной нужде бедняков. «Вы роскошествовали на земле и наслаждались», в гневе обращается он к ним, теперь «плачьте и рыдайте… Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак 5. 1-5). Апостол призывает христиан к милосердию; того же, кто не проявил милости, ожидает «суд без милости» (Иак 2. 13). Ап. Иоанн делит все Г. на 2 категории: смертные и все остальные (1 Ин 5. 16-17). Под первыми он, по-видимому, понимает те Г., к-рые в Евангелии от Матфея проходят под общим названием «хула на Св. Духа», а под вторыми - покаяние в к-рых и их последующее прощение возможны. 2 др. категории, вводимые апостолом, имеют отношение уже не к самому Г., а к людям, одни из к-рых рождены от Бога и, имея в себе «семя Его», «хранят себя» и не грешат (1 Ин 3. 9; 5. 18), а другие - «от диавола», потому что «делают грех», им порожденный (1 Ин 3. 8). Первых апостол называет «детьми Божиими», а вторых - «детьми диаола» (1 Ин 3. 10). К последним могут быть отнесены следующие слова ап. Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин 2.

http://pravenc.ru/text/166453.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОСЛАНИЕ ИАКОВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Соборное послание святого апостола Иакова , одно из соборных посланий, вошедших в состав Нового Завета . Главы:   1   2   3   4   5 Авторство Написано " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " ( Иак. 1:1 ). Полагают, что автором этого послания является Иаков, брат Господень , несмотря на то, что он сам не говорит того о себе. Содержание Оно написано прекрасным греческим языком, составлявшим не раз предмет недоумений для критиков. В послании автор обращается главным образом к верующим братьям ( Иак. 2:1 ,7; Иак. 5:7 ) и только, в виде исключения, к прочим ( Иак. 4:1 ; Иак. 5:1 и дал.); он указывает особенно на веру в Христа, как на силу, которая может пересоздать жизнь во всех отношениях, и на надежду Его скорого пришествия, как утешение в страданиях. Восставая против рассудочной веры, которая бессильна перерождать человека, он подчеркивает, что настоящая, живая вера совершенствуется делами, и что вера без дел мертва, — «человек оправдывается делами, а не верою только» ( Иак. 2:24 ). В этом видели резкое противоречие между учением Павла и Иакова: Павел говорит об оправдании «через веру»; «не верою только» говорит Иаков. По этой причине Лютер отвергал это Послание и не включал его в свой перевод Нового Завета, именуя его " соломенным посланием " . Но это только кажущееся противоречие: Павел проповедует против мертвых дел, Иаков — против мертвой веры. Это только различные стороны одного и того же утверждения. По-видимому, оно принадлежит к самому раннему периоду христианской эпохи и является древнейшей книгой Нового Завета; оно несложно по содержанию, и стиль его во многом напоминает проповеди Самого Спасителя своими короткими и глубокими изречениями. Ни одна книга Нового Завета не имеет такого сходства с нагорной проповедью . Использованные материалы Редакция текста от: 14.03.2022 11:52:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6958.html

При этом Апостол внушает читателям своим и всем христианам более всего слушать и усвоить слово истины, и менее всего стремиться к речам, к обилию слов. Здесь, напротив, нужна великая умеренность и осторожность (ср. Иак.3:1–2 ). Еще более необходимо избегать страстного гнева, выражающего настроение плотского человека, безмерно далекого от правды Божией (20). Напротив, христиане, изгнав из сердец своих всякую нечистоту и всякий остаток себялюбия и злобы, должны с кроткостью принимать в свои души, как в удобренную почву, насаждения евангельской истины, производимые видимым образом проповедниками Евангелия, а невидимым образом Самим Богом – в духовно-благодатном возрождении (ст. 21, см. Иак.1:18 ). Апостольское наставление (ст. 19) касательно медленности в слове напоминает увещание ветхозаветного мудреца: « буди скор в слушании твоем и с долготерпением отвещавай ответ» ( Сир. 5:13 ); для первоначальных читателей послания, происходивших из евреев, наставление это было особенно понятно и внушительно, но и общий смысл его имеет большую психологическую ценность и важность. Блаж. Феофилакт по поводу этого апостольского наставления замечает: «Скорым нужно быть на слышание, не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу. Ибо известно, что, кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы: слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром». Иак.1:22 .  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Иак.1:23 .  Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: Иак.1:24 .  он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Иак.1:25 .  Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010